святая троица томмазо мазаччо

«Троица», Мазаччо — описание

святая троица томмазо мазаччо. Смотреть фото святая троица томмазо мазаччо. Смотреть картинку святая троица томмазо мазаччо. Картинка про святая троица томмазо мазаччо. Фото святая троица томмазо мазаччо

Описание картины:

Это изображение распятия, темы, весьма распространенной в церковном искусстве, выполнено в непривычном, неканоническом виде. Фреска создает иллюзию крупного архитектурного фрагмента, выполненного в совершенно нетрадиционном для готики стиле. Это уже настоящий Ренессанс с его тонким пониманием пропорций и роли перспективы в искусстве.

Нижняя часть фрески изображает каменное надгробие, принадлежащее Доменико Ленци. Этот факт дает право предполагать, что две фигуры — мужская и женская, находящиеся симметрично выше надгробия, принадлежат лицам, оплатившим фреску — Лоренцо Ленци и его супруге.

Центральная часть симметричной композиции — это, собственно, сцена распятия. На кресте изображен Христос, за спиной которого стоит Бог-отец, поддерживающий своего сына в его смертный час. По сторонам печальной группы расположены фигуры Девы Марии и святого Иоанна. Интересно, что Дева Мария поворачивается к зрителям лицом и протягивает руку к своему страдающему на кресте сыну, как бы говоря: «Посмотрите, на что пошел Христос ради вас».

Фреска отличается не только удивительно правильным изображением перспективы, но и очень точной передачей множества архитектурных деталей. Так как это фреска (живопись по сырой штукатурке), то можно предположить, что сам мастер обладал удивительной скоростью письма и фантастической работоспособностью, чтобы вся картина была выполнена столь качественно и впечатляюще.

Несмотря на то, что на изображении много деталей красного цвета, особенности фрески и время, прожитое ею, несколько сгладили насыщенность окраски, сделали ее мягче и естественней. Невероятное для времени создания работы мастерство удивительно точно и правильно передает впечатление человека, стоящего перед крупным архитектурным порталом. Создается полная иллюзия настоящего здания, так как на фреске превосходно изображено пространство, воздух.

Кроме великолепного исполнения мельчайших архитектурных деталей, фреска впечатляет проработкой складок одеяний изображенных фигур. Все они, при всей своей объемности, идеально обрисовывают очертания человеческих тел, поэтому не кажутся инородными фрагментами, как это часто случалось на других изображениях, свойственных готическому искусству. Поистине, с безвременной смертью талантливого художника мир точно потерял еще одного титана эпохи Возрождения.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Метки

Приложения

Музыка

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Троица (фреска Мазаччо)

Троица (фреска Мазаччо)

Троица (фреска Мазаччо)

«Троица» работы Мазаччо — знаменитая фреска эпохи Раннего Возрождения, известная своим новаторством в вопросе передачи перспективы, интегрирования изображенной архитектуры в настоящую и изображения донаторов по масштабу сопоставимыми со святыми

святая троица томмазо мазаччо. Смотреть фото святая троица томмазо мазаччо. Смотреть картинку святая троица томмазо мазаччо. Картинка про святая троица томмазо мазаччо. Фото святая троица томмазо мазаччо

Мазаччо
Троица, ок. 1427
Santa Trinit
фреска.
Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция

На фреске изображена Голгофа — распятый Христос, поддерживаемый Богом-Отцом. В ногах у Распятия — саркофаг со скелетом Адама, над которым надпись типа memento mori — «Я был тем же, что и вы, но и вы станете тем же, чем стал я».

По сторонам Распятия стоят Дева Мария и св. Иоанн, чуть ниже донатор (одетый в плащ и капуччо красного цвета — одежду «гонфалоньеров справедливости») и его супруга. Предположительное имя донатора — Лоренцо Ленци, поскольку он занимал эту должность, а у подножия фрески находилось надгробие его двоюродного брата Доменико Ленци.

Гипотеза высказана Уго Прокаччи, который позже от неё отказался, но тем не менее, эта версия считается наиболее вероятной. Другие кандидаты в донаторы — фра Лоренцо Кардони (так как он был приором церкви и соорудил алтарь, который находился раньше перед этой фреской); фра Алессо Строцци (преемник предыдущего, версия Л. Берти).

В XIX веке верхняя часть фрески (до саркофага) была перенесена на входную стену церкви. В 1951 году Уго Прокаччи обнаружил нижнюю часть, скрытую за позднейшим алтарем. Верхнюю часть фрески перенесли обратно, вернув композиции первоначальный вид.

святая троица томмазо мазаччо. Смотреть фото святая троица томмазо мазаччо. Смотреть картинку святая троица томмазо мазаччо. Картинка про святая троица томмазо мазаччо. Фото святая троица томмазо мазаччо

MASACCIO
Trinity (detail)
Fresco, 667 x 317 cm (full fresco)
Santa Maria Novella, Florence
Дата 1425-28

Источник

Описание картины “Троица” Мазаччо

Фреску “Троица” написал итальянский художник Мазаччо приблизительно в 1427 году.

Чистая Библия и ожившая архитектура

Мазаччо – один из лучших мастеров флорентийской школы, живший в Италии 15 века. Несмотря на свою короткую жизнь – всего 27 лет – он совершил несколько прорывов в живописи и архитектуре. Именно он первым начал писать картины с линейной перспективой и без искажений реальности, что можно назвать революцией в искусстве того времени. Этим мастер положил начало великой эпохе Возрождения.

Благодаря в том числе этому новаторству большую известность получила фреска “Троица”, где изображена Голгофа и распятие Христа.

Позади сына стоит Бог-отец, что тоже – нововведение: раньше его писали исключительно в сидячем положении. По разные стороны от креста стоят Дева Мария и Святой Иоанн. На полотнах с распятием часто изображают донаторов (заказчиков или строителей религиозных храмов). Эта тенденция не прошла и мимо “Троицы”: ближе всего к зрителю – один из них, по многим предположениям, это Лоренцо Ленци, а также его жена. В нижней части картины – гроб с костями Адама, на котором на латыни написано: “Я был как вы, но и вы станете тем, чем стал я”.

Мазаччо использовал сильную рельефность фигур и архитектуры, к которой питал особую любовь. Именно поэтому свод и колонны проработаны до мельчайших деталей: падение света, тени, текстуры и сколы поверхности – учтено все.

Мастерство художника позволило ему полностью передавать пространство и объем на своих работах, благодаря чему ими восхищаются и по сей день. Кроме архитектуры достаточно детально прорисованы одежды и лица персонажей, отражающие печаль и скорбь от происходящего. Фреска выполнена в сдержанно теплой палитре, разбавленной холодными оттенками серых и синих тонов.

“Троица” написана в промежутке между 1425 и 1427 годами, но всего автору понадобилось на нее лишь 28 дней. Какое-то время верхняя и нижняя части полотна были отделены друг от друга и считались утерянными, однако уцелели, и фреска была восстановлена. Ее размер составляет внушительные 667х317 см. В настоящее время она хранится во Флоренции, в доминиканском соборе Санта Мария Новелла.

Источник

Самые знаменитые картины Мазаччо

Первые работы

По нашим меркам юноша, а по мнению людей XV столетия – вполне взрослый человек стал кормильцем семьи, получив первые заказы на работу. Уже в 1422 году был закончен большой триптих для церкви Св. Ювеналия. В центральной части триптиха особенно видно использование перспективы, создающей глубину пространства.

Пол всех трех панелей сходится в одной точке, которая скрыта за головой Мадонны. В ребенке, изображенном, как строгая холодная скульптура, чувствуется влияние Донателло. В следующем году вместе с Мазолино написан триптих для часовни в церкви Санта-Мария-Маджоре. Он изображает драматический эпизод из жизни Св. Ювеналия, которого дьявол обманом подтолкнул на убийство собственных родителей. Это произведение плохо сохранилось, как и многие картины Мазаччо.

Мазаччо

МЕНЮ РАЗДЕЛА: Искуство древнего мира / Шедевры мирового искусства / Русские и советские художники / Скульптура / Современное искусство

Троица (1426-28), Церковь Сайта Мария Новелла

Мазаччо представляет образ Троицы так, как это было принято в традиции Ренессанса, где Бог-Отец изображался в виде седобородого патриарха, сидящего на престоле позади и над распятым Сыном, поддерживая Его крест вытянутыми руками. Над головой Христа в виде голубя парил Святой Дух. Такой образ, известный как Престол Искупления или Престол Спасения, получил широкое распространение во флорентийской живописи XIV века. Однако шедевр Мазаччо отличается некоторыми особенностями. Во-первых, никто прежде не создавал столь монументальный по размеру образ. Во-вторых, Мазаччо написал Бога-Отца стоящим, чем, возможно, хотел приблизить к нему священника, служащего мессу и совершающего евхаристию. Между тем до Мазаччо Бог-Отец изображался сидящим на престоле, как мы видим это, например, на картинах Нардо ди Чоне.

«Троица» — одна из первых в истории мировой живописи работ, в композиции которой были применены законы линейной перспективы, создающей иллюзию трехмерного пространства. Архитектурная рамка картины выдает здесь сильное влияние Брунеллески, а многие исследователи считают даже, что тот принимал непосредственное участие в создании фрески. Под сводом массивной арки художник написал фигуры Святой Троицы. По сторонам распятия стоят Богородица и апостол Иоанн, а за пределами священного пространства, вне арки, — два коленопреклоненных. Скорее всего, это портреты людей, заказавших Мазаччо картину Ниже изображена гробница с надписью, обращенной к каждому из зрителей: «Я был как вы, и вы должны стать как я». Таким образом, гробница напоминает нам о неизбежности смерти, а образ Троицы рождает веру в спасение души. Эта фреска одной из первых была создана с помощью картонов — больших, полномасштабных рисунков, их прикладывали к стене, а затем обводили контуры деревянным стилом. Как и в случае с любой фреской, написанной по свежей штукатурке, несмотря на то, что картина плохо сохранилась, исследователи могли установить, сколько времени художник продолжал работу. В данном случае Мазаччо потребовалось 28 дней (именно столько раз добавлялись участки свежей штукатурки). Больше всего времени он потратил на то, чтобы написать головы и лица.

Образы Святой Троицы В христианской культуре существовало несколько традиций изображения Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Менялись эпохи, а вместе с ними и визуальное представление Троицы. Учение о Троице, то есть представление Бога как триединства Отца, Сына и Святого Духа, является одним из краеугольных камней христианской веры. Впервые о Троице как о Боге, едином в трех лицах, говорится в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос посылает своих учеников-апостолов на проповедь со словами: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». В средневековой живописи образ Бога-Отца имел символический смысл. Это было связано с тем, что церковь не позволяла художникам писать то, что невозможно увидеть. Тогда же сложилась традиция изображать Троицу в виде трех сплетенных колец или в виде трилистника. Особенно часто такие трилистники появлялись на церковных витражах. Позднее художники начали изображать Троицу в виде трех человеческих фигур. Например, на иконе Андрея Рублева Троица представлена тремя ангелами. Реже образ Троицы был выражен фигурой Бога-Отца, сидящим по его правую руку Сыном и парящим между ними в виде голубя Святым Духом. На гравюре Дюрера Бог-Отец сам поддерживает тело снятого с креста Сына. Эта сцена имеет много общего с распространенными в эпоху Возрождения пьетами — живописными или скульптурными композициями, изображающими оплакивание Христа.

К списку картинБиографияПродолжение

Активное продолжение работы

В 1423 году молодого художника приняли в гильдию Св. Фомы, который считался покровителем живописцев, скульпторов, архитекторов. Как будто предчувствуя, что жизнь будет коротка, молодой мастер много и плодотворно работает, забывая о себе. Отсюда и прозвище: «Небрежный» или, как мы говорим, «Мазаччо». Самыми знаменитыми станут картины Мазаччо «Изгнание из рая», «Св. Петр исцеляет больного своей тенью», «Чудо с сатиром», «Мадонна с младенцем», «Крещение неофитов» и другие, о которых мы расскажем ниже. Его основным принципом в работе стало изображение мира таким, каким его видел сам художник. Он стремился постичь природу человека и вещей. Знание перспективы, пропорций человеческого тела, умение в движениях тела выразить душевные переживания – все это было неотъемлемыми качествами живописи Мазаччо.

святая троица томмазо мазаччо. Смотреть фото святая троица томмазо мазаччо. Смотреть картинку святая троица томмазо мазаччо. Картинка про святая троица томмазо мазаччо. Фото святая троица томмазо мазаччо святая троица томмазо мазаччо. Смотреть фото святая троица томмазо мазаччо. Смотреть картинку святая троица томмазо мазаччо. Картинка про святая троица томмазо мазаччо. Фото святая троица томмазо мазаччо святая троица томмазо мазаччо. Смотреть фото святая троица томмазо мазаччо. Смотреть картинку святая троица томмазо мазаччо. Картинка про святая троица томмазо мазаччо. Фото святая троица томмазо мазаччо святая троица томмазо мазаччо. Смотреть фото святая троица томмазо мазаччо. Смотреть картинку святая троица томмазо мазаччо. Картинка про святая троица томмазо мазаччо. Фото святая троица томмазо мазаччо святая троица томмазо мазаччо. Смотреть фото святая троица томмазо мазаччо. Смотреть картинку святая троица томмазо мазаччо. Картинка про святая троица томмазо мазаччо. Фото святая троица томмазо мазаччо святая троица томмазо мазаччо. Смотреть фото святая троица томмазо мазаччо. Смотреть картинку святая троица томмазо мазаччо. Картинка про святая троица томмазо мазаччо. Фото святая троица томмазо мазаччо святая троица томмазо мазаччо. Смотреть фото святая троица томмазо мазаччо. Смотреть картинку святая троица томмазо мазаччо. Картинка про святая троица томмазо мазаччо. Фото святая троица томмазо мазаччо святая троица томмазо мазаччо. Смотреть фото святая троица томмазо мазаччо. Смотреть картинку святая троица томмазо мазаччо. Картинка про святая троица томмазо мазаччо. Фото святая троица томмазо мазаччо

Работы художника в технике фрески

Самый почитаемый во Флоренции вклад в искусство Мазаччо, картины которого стали прорывом в искусстве тех времен, сделал в фресковой манере. Они стали основой его наследия. Самые лучшие картины Мазаччо с названиями «Крещение новообращенных» и «Чудо со статиром» изготавливались для капеллы Санта-Мария-дель-Кармине. Их заказал известный флорентиец Феличе Бранкаччи. Состояние фресок сильно ухудшилось при пожаре 1771 года, но в 1988 их отреставрировали, и сейчас их можно увидеть в первоначальном виде.

Отдельного упоминания заслуживает картина Мазаччо «Изгнание из рая». На ней впервые было изображено человеческое тело с правильными анатомически деталями. Раньше людей изображали со ступнями, не касающимися земли. Совсем иначе изобразил Еву и Адама Мазаччо. Картины «Чудо со статиром» и «Мадонна, щекочущая младенца» тоже достаточно реалистично изображают людей, их композиция наполнена динамикой и смотрится весьма убедительно. Кроме того, в первой живописец нарушил еще один канон — сцены происходящего не идут одна за другой, хотя все и остается очевидным. Удивительное чувство перспективы и умение создавать объемное воздушное пространство не в последнюю очередь стали причинами того, что Мазаччо, картины которого восхищают людей и сейчас, считается одним из главных творцов Кватроченто.

Индивидуальный стиль

Картина Мазаччо «Троица» стала самым ярким выражением стилистики мастера. Эта фреска написана для церкви Санта-Мария-Новелла. Время ее написания достоверно не установлено. Композиция построена внутри арки, свод которой уходит в глубину. Если смотреть снизу вверх, то можно увидеть восхождение к вечному спасению. На переднем плане – саркофаг со скелетом, который напоминает о скоротечности земной жизни. Затем две фигуры заказчиков на коленях. Молитва для них является спасением. Деву Марию и Иоанна Богослова связывает Христос, которого поддерживает Бог-Отец и Святой дух, витающий над ними голубем. Точка схода находится в ногах Христа, на них рукой указывает Мария.

В доминиканской церкви эта сцена понимается как утверждение воскресения в качестве единственного ответа на смерть: воскрес Христос, воскреснем и все мы. Считается, что это – самая известная картина Мазаччо.

Троица (фреска Мазаччо)

Вопреки традиционному пониманию этого произведения как шедевра иллюзорной перспективы, о чём восторженно писал Джорджо Вазари и последующие интерпретаторы, прежде всего привлекает внимание её странное расположение, препятствующее такой иллюзии. Фреска размером 667х317 см расположена на стене бокового (западного) нефа (апсида храма обращена на север). Фреска выглядит сторонней, как бы случайно обнаруженной сквозь аркады главного нефа, она даже не вкомпонована в пролёт (травею) нефа, расположена асимметрично относительно находящегося выше окна и, как кажется, слишком низко, она не вписана в поле стены и, скорее, напоминает плоскую облицовочную плиту, наложенную на стену, чем пространственную композицию. Она выглядит неким учебным эскизом, частным экспериментом. Одно из возможных объяснений сводится к тому, что в этот период ещё не было создано общепризнанного эталона ренессансного интерьера, с которым можно было бы связать живописную перспективу подобной композиции. Интерьер церкви Санта-Мария-Новелла с его стрельчатыми «полосатыми» арками действительно выглядит готическим. Однако Ф. Брунеллески уже создал в 1423 году интерьер церкви Сан-Лоренцо (интерьер Капеллы Пацци появился позднее, в 1443 году). «В панно Мазаччо пространство существует как бы в снятой форме, в потенции, скорее как графическое обозначение, нежели как зрительная иллюзия» [2].

Фреска в основном написана в серых тонах, почти сливающихся со стеной. Тем более неожиданным выглядит интенсивный розовый цвет. Розовым окрашены нарисованные на стене архитектурные детали (карниз, архивольты арок, капители) будто художник специально их подчёркивает, а также розовые одежды фигур. Причём розовым (тёплым тоном, который по законам зрительного восприятия кажется выступающим вперёд) окрашены как ближние, так и дальние элементы композиции, что усиливает её зрительную плоскостность, противоречащую линейной перспективе. Фигуры донаторов расположены на уровне горизонта зрителя и они изображены в ракурсе снизу, а далее, повышаясь, фигуры увеличиваются в размерах, согласно их символическому значению, одновременно как бы отодвигаясь вглубь, в пространство воображаемой капеллы, кессонированный свод которой дан в сильном ракурсе снизу. Саркофаг со скелетом, хотя он и занимает нижнюю часть композиции, напротив, виден сверху, как бы находящимся в крипте под полом церкви. По некоторым версиям на фреске Мазаччо изображены две гробницы: Адама в нижней части и Христа в верхней, что имеет важный сакральный смысл. Существуют реконструкции такого пространства, созданные П. Санпаолези в 1962 году[3]. Такая реконструкция показывает, что Брунеллески (или сам Мазаччо) создал воображаемую пространственную модель алтарной ниши. Воображаемое пространство мнимой капеллы может также объяснить, почему сама фреска никак не связана с пространством действительной архитектуры. Очевидно, что изображённое на стене пространство и последовательность пространственных планов имеют иной, более глубокий философский смысл, чем простое упражнение в геометрической перспективе. «Вся верхняя часть композиции, представленная в ракурсе снизу, — подобна алтарю, находящемуся на возвышении». Фигуры донаторов меньше по размеру, чем более удалённые. Такая обратная перспектива усиливает символическое значение композиции как «восхождения от человеческого к божественному. от смерти к вечности. От материальной действительности к реальности духа» [4].

Многие исследователи, в частности Г. Керн в статье 1913 года, предполагают, что архитектурную «сетку» для живописца начертил на стене мастер перспективы, архитектор Филиппо Брунеллески, а живописец только вставил фигуры. Это не доказано, но косвенно подтверждается тем, что написанные несколько архаично и плоскостно фигуры мало соответствуют геометрической перспективе архитектурной части и тем, что последние намеренно выделены розовым цветом[5]. Брунеллески, предположительно, в 1402 году совершил путешествие из Флоренции в Рим, специально для изучения древнеримской архитектуры. Кроме того Э. Панофский обратил внимание, что на фреске Мазаччо цилиндрический свод имеет чётное число кессонов таким образом, что «центральная ось свода отмечена тем, что можно было бы назвать скрытым готическим ребром, в классическом же цилиндрическом своде количество рядов всегда нечётное, так что центральная ось зрительно не подчёркивается»[6]. Между тем именно Брунеллески внедрил это новшество в архитектуру, например в интерьере Капеллы Пацци во Флоренции, и передал это нововведение современникам, в том числе Альберти, который использовал его в церкви Сант-Андреа в Мантуе (проект 1470 года), и Донато Браманте (перспективные хоры церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро в Милане, 1482-1486). Это ещё раз подтверждает версию об участии архитектора в создании фрески. Собственно композиция и расположение фигур оказали значительное влияние на многие последующие алтарные композиции схожего типа, например Алтаря Сант-Антонио в Падуе работы Донателло (1443—1450).

Мазаччо, «Изгнание из Рая»: описание картины

За основу взят библейский сюжет. Художник с огромной естественностью изобразил полностью обнаженные фигуры своих моделей. Переживания обоих персонажей им также выявлены предельно ярко.

Плачущий Адам закрывает лицо рукой. Он переполнен горечью и стыдом. Страдания согнули его тело. Ева, прикрывая себя руками, кричит, как от мучительной боли, не стесняясь своих чувств. В них – недоумение, позор, ужас. Этот вопль отзывается в душах, как песнопение мессы «День гнева» (Dies irae), то есть страшный Судный день, где грешники исторгнуты в Ад. Картина Мазаччо «Изгнание из рая» впервые показывает, как реально, опираясь на полную ступню, шагают два страдальца. В прежней традиции фигуры лишь слегка касались пальцами ног земли. Этот его прием позже многие пытались повторить, но практически никому не удавалось передать точный ракурс Мазаччо. По требованию монахов обнаженные тела были позже прикрыты веточками с листочками: все еще действовала средневековая ложная стыдливость и восприятие наготы как чего-то грязного и мерзкого. Карающий ангел с мечом в руках, витающий над Адамом и Евой, подсказывает нам, что назад им дороги нет.

Кто изображен на иконе Святая Троица

Основное учение в христианстве говорит нам, что существо Бога выражается в трех ипостасях – Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе. Святая церковь учит, что эти образы неделимы, но и не слитны между собой. Каждый из них является символом Создателя проявляет высшую божественную сущность.

Непосредственное изображение божественного лика противоречит канонам христианства, ибо «Бога не видел никто и никогда» (Евангелие от Иоанна, 1:18; 1-е Иоанна, 4:12), поэтому на святыне изображены три Ангела, олицетворяющие собой странников, явившихся Аврааму в 18-й главе книги Бытия. Узрев, что в физическом образе перед ним предстал сам Бог, Авраам с почтением принял у себя Путников. Со временем такая иносказательная символика и стала в иконографии традиционным способом изображения Господа.

существует несколько новозаветных изображений, где Бог Отец предстает в образе старца, Бог Сын – в образе Христа, а Святой Дух – в образе голубя. Но такие изображения не являются каноническими, т. е. не утверждены Православной церковью!

«Чудо со статиром»

Иногда эту фреску считают самой лучшей. Действительно, она очень интересна. Христос с апостолами пришел в Каперанум. Чтобы войти, требовалось заплатить небольшую подать, но денег у них не было. Мессия (композиционный и духовный центр фрески) отдал приказание Петру выловить рыбу и достать из нее нужную монету – статир. Все эпизоды изображены на одной фреске. В середине Христос с учениками в полукруге отдает приказание Петру. Слева Петр, находясь в очень реалистичной позе с точным расположением ног, выловил рыбу и достает из нее монету. Справа он отдает ее сборщику податей. Композиция линейна, и действие кажется непрерывным. Каждый персонаж имеет выраженную индивидуальность. Среди них, по словам Вазари, здесь имеется автопортрет мастера. В том числе художник создал живой ландшафт, который никогда прежде не видели. Сзади – холмистые горы, справа – стены города, которые составлены из пустых и полных лоджий. Источник света находится справа и определяет наклон всех теней. Все фигуры Мазаччо смоделировал при помощи цвета и света и придал им скульптурную монументальность. Это была живописная революция для того времени.

Пространственное построение

Вопреки традиционному пониманию этого произведения как шедевра иллюзорной перспективы, о чём восторженно писал Джорджо Вазари и последующие интерпретаторы, прежде всего привлекает внимание её странное расположение, препятствующее такой иллюзии. Фреска размером 667х317 см расположена на стене бокового (западного) нефа (апсида храма обращена на север). Фреска выглядит сторонней, как бы случайно обнаруженной сквозь аркады главного нефа, она даже не вкомпонована в пролёт (травею) нефа, расположена асимметрично относительно находящегося выше окна и, как кажется, слишком низко, она не вписана в поле стены и, скорее, напоминает плоскую облицовочную плиту, наложенную на стену, чем пространственную композицию. Она выглядит неким учебным эскизом, частным экспериментом. Одно из возможных объяснений сводится к тому, что в этот период ещё не было создано общепризнанного эталона ренессансного интерьера, с которым можно было бы связать живописную перспективу подобной композиции. Интерьер церкви Санта-Мария-Новелла с его стрельчатыми «полосатыми» арками действительно выглядит готическим. Однако Ф. Брунеллески уже создал в 1423 году интерьер церкви Сан-Лоренцо (интерьер Капеллы Пацци появился позднее, в 1443 году). «В панно Мазаччо пространство существует как бы в снятой форме, в потенции, скорее как графическое обозначение, нежели как зрительная иллюзия» [2].

Фреска в основном написана в серых тонах, почти сливающихся со стеной. Тем более неожиданным выглядит интенсивный розовый цвет. Розовым окрашены нарисованные на стене архитектурные детали (карниз, архивольты арок, капители) будто художник специально их подчёркивает, а также розовые одежды фигур. Причём розовым (тёплым тоном, который по законам зрительного восприятия кажется выступающим вперёд) окрашены как ближние, так и дальние элементы композиции, что усиливает её зрительную плоскостность, противоречащую линейной перспективе. Фигуры донаторов расположены на уровне горизонта зрителя и они изображены в ракурсе снизу, а далее, повышаясь, фигуры увеличиваются в размерах, согласно их символическому значению, одновременно как бы отодвигаясь вглубь, в пространство воображаемой капеллы, кессонированный свод которой дан в сильном ракурсе снизу. Саркофаг со скелетом, хотя он и занимает нижнюю часть композиции, напротив, виден сверху, как бы находящимся в крипте под полом церкви. По некоторым версиям на фреске Мазаччо изображены две гробницы: Адама в нижней части и Христа в верхней, что имеет важный сакральный смысл. Существуют реконструкции такого пространства, созданные П. Санпаолези в 1962 году[3]. Такая реконструкция показывает, что Брунеллески (или сам Мазаччо) создал воображаемую пространственную модель алтарной ниши. Воображаемое пространство мнимой капеллы может также объяснить, почему сама фреска никак не связана с пространством действительной архитектуры. Очевидно, что изображённое на стене пространство и последовательность пространственных планов имеют иной, более глубокий философский смысл, чем простое упражнение в геометрической перспективе. «Вся верхняя часть композиции, представленная в ракурсе снизу, — подобна алтарю, находящемуся на возвышении». Фигуры донаторов меньше по размеру, чем более удалённые. Такая обратная перспектива усиливает символическое значение композиции как «восхождения от человеческого к божественному. от смерти к вечности. От материальной действительности к реальности духа» [4].

Многие исследователи, в частности Г. Керн в статье 1913 года, предполагают, что архитектурную «сетку» для живописца начертил на стене мастер перспективы, архитектор Филиппо Брунеллески, а живописец только вставил фигуры. Это не доказано, но косвенно подтверждается тем, что написанные несколько архаично и плоскостно фигуры мало соответствуют геометрической перспективе архитектурной части и тем, что последние намеренно выделены розовым цветом[5]. Брунеллески, предположительно, в 1402 году совершил путешествие из Флоренции в Рим, специально для изучения древнеримской архитектуры. Кроме того Э. Панофский обратил внимание, что на фреске Мазаччо цилиндрический свод имеет чётное число кессонов таким образом, что «центральная ось свода отмечена тем, что можно было бы назвать скрытым готическим ребром, в классическом же цилиндрическом своде количество рядов всегда нечётное, так что центральная ось зрительно не подчёркивается»[6]. Между тем именно Брунеллески внедрил это новшество в архитектуру, например в интерьере Капеллы Пацци во Флоренции, и передал это нововведение современникам, в том числе Альберти, который использовал его в церкви Сант-Андреа в Мантуе (проект 1470 года), и Донато Браманте (перспективные хоры церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро в Милане, 1482-1486). Это ещё раз подтверждает версию об участии архитектора в создании фрески. Собственно композиция и расположение фигур оказали значительное влияние на многие последующие алтарные композиции схожего типа, например Алтаря Сант-Антонио в Падуе работы Донателло (1443—1450).

«Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью»

Эта небольшая фреска также украшает капеллу Бранкаччи. Как и все остальные произведения капеллы, она очень пострадала от пожара 1771 года, но было проведено комплексное реставрирование в 1983 – 1990 годах, которое вернуло работам мастера прежний блеск. Наше внимание она привлекла не столько своим библейским сюжетом, хотя он тоже интересен, а тем, что человек в красной шапочке – это портрет художника Мазолино, с которым продолжительное время сотрудничал Мазаччо. Второй портрет – человек с руками, сложенными, как для молитвы, – это, возможно, сам великий Донателло, и третий, Иоанн, – предположительно брат Мазаччо.

Евангельская сцена очень красноречива. Св. Петр с Иоанном за ним идут по улице. Их лица отрешенные. Они нисколько не сомневаются в помощи болящим. Тень Петра, падающая на группу больных, поднимает их на ноги. Вот один, с перевязанной ногой, уже встал, другой еще сидит, но он почувствовал, что его коснулась божественная благодать, третий – ожидает своей очереди.

В капелле свет на фреску падает справа. Соответственно, влево на ней и расположены тени на узкой средневековой улице, где соблюдены строгие законы перспективы: уходящие вдаль дома уменьшаются в размерах. На этом мы заканчиваем рассматривать картины Мазаччо с описанием.

Примерно в 1428 году Мазаччо оставляет незаконченной работу в капелле Бранкаччи и отбывает в Рим. Предполагают, что его пригласил Мазолини для исполнения более престижных заказов. Неизвестно, сколько месяцев прошло, когда вдруг Мазаччо неожиданно скончался. Брат живописца говорил, что ему в это время исполнилось 27 лет. То есть это произошло в промежутке от декабря 1428 года до начала 1430.

Гений Мазаччо глубоко повлиял на дальнейшее развитие живописи. Его работы изучали и копировали последующие поколения художников, поднявших искусство на небывалую высоту. Творческие открытия Мазаччо изменили живопись не только Италии, но и всей Европы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *