святая троица картина эль греко
«Троица» (1577)
Картина «Троица» (музей Прадо, Мадрид) была написана Эль Греко в 1577 г., и относится к одной из первых произведений художника, созданных после его переезда в Испанию. Она изначально была создана для аттика главного алтаря церкви Санто Дминго ель Антигуо (Толедо), и располагалась вторым ярусом над грандиозным полотном «Вознесение Марии». Это произведение обеспечило немалую славу молодому иностранцу в Толедо, архаичном провинциальном городке.
«Троица» Эль Греко скорее наследует художественные традиции Рима, чем Венеции. Ее экспрессия близка к микеланжделовской «Пьете». Хотя общая схема заимствована из гравюры Дюрера той же тематики.
Бог-Отец поддерживает безжизненное тело Своего Сына, над ними парит голубь – символ Святого Духа. Божественную Троицу окружает сонм ангелов. Голова Бога-Отца увенчана тиарой. Его скорбный лик обращен к Сыну, Он словно отгораживает Своей фигурой Христа от ангелов. Золотистый плащ, окутывающий божественную фигуру, усиливает впечатление отстраненности.
Уже в этом произведении можно наблюдать удлиненные пропорции фигур, изломанные позы, эмоциональную напряженность, все то, что стало усиливаться в произведениях более поздних периодов творчества художника.
Торжественная, уравновешенная композиция «Троицы» продолжает восходящее движение сцены «Вознесение Марии», расположенной под ней. Однако в верхней картине движение замедляется, и окончательно завершается на изломанной линии поддерживаемых плеч Христа. Обнаженная фигура Сына Божьего еще более напоминает произведения Микеланждело, особенно близка к рисунку «Пьета» для Виттории Колонна. В более поздних произведениях Эль Греко изображает фигуры столь же свободно, как и драпировки. Однако в «Троице» ощущается материальность мертвого тела Христа. Создается впечатление, что Его изогнутая фигура обладает значительным весом. Эта трагическая выразительность образа Христа, цвета, характерные для маньеристов, свободное расположение фигур, придает произведению вместе с цельностью, высокое пафосное воздействие. Не смотря на то, что художник неоднократно любил возвращаться к своим излюбленным темам в произведениям, неизвестно ни одной картины, посвященной теме «Троицы».
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь»
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
История создания.
Картина «Святая Троица» является одной из четырех заказанных художнику полотен для оформления алтаря собора Санто-Доминго эль Антигуо в Толедо. Это монументальное произведение размером три на два метра выполнено в технике масляной живописи на холсте. Прообразом картины Эль Греко послужила гравюра «Троица» Альбрехта Дюрера, выполненная в 1511 г.
Отношение автора к вере.
Как живописец он начал свой путь с иконописи, его ранние работы создавались в традиционном византийском стиле, что оказало влияние на его дальнейший творческий путь. Эль Греко посвятил себя сугубо религиозной живописи. Среди его творений нет ни единой картины, не посвящённой Христу. Исключение составляют лишь редкие светские портреты, коих совсем немного, к тому же, если он писал портреты, то, прежде всего, духовных лиц. Такой подход к пониманию своего таланта, безусловно, характеризует Эль Греко, как глубоко верующего человека. Свой талант он понимал как божественный дар, который нужно достойно реализовать, свидетельствуя об Истине.
Биография.
В основном его работы были посвящены религиозной тематике, но уже в начале пути стали видны характерные черты авторского стиля — мягкие контуры и экзальтация в мимике.
В Рим художник переехал в 1570 г., где изучал архитектуру, а в 1572 году присоединился к живописцам академии и вместе с ними основал студию. Позднее Эль Греко переехал в Мадрид, где стремился стать при дворе короля Филиппа II художником, но это ему не удалось. В 1577 году он переехал в Толедо, где обрел успех и написал свои основные шедевры- «Погребение графа Оргаса» (1588 г.). В 1590 году в творчестве художника произошли перемены. Главной темой этого периода стали страдания Христа. В своих работах он подчёркивает вытянутость фигур, а одухотворенное выражение лиц святых оттеняет сумрачным колоритом.
К 1600 году искусственные и нереальные элементы его произведений усиливаются, фигуры человека искажаются и уходят от реалистичности. Полотна наполняются светоносными красками, расширяется круг его тем. Эль Греко обращается к радостным сюжетам Спасения. Знаменитая работа «Вид Толедо» считается первым пейзажем в испанском искусстве. Его поздние работы стали предвестниками появления кубизма и экспрессионизма. Картину «Пятая печать» некоторые искусствоведы считают первой работой в этих направлениях.
Однако в конце жизни он вновь возвращается к излюбленному темному колориту. Недооценённый до конца своими современниками, умер живописец 7 апреля 1614 года, спустя время после смерти он получил признание и статус мастера.
Автор текста: Кропачева Дарья Владимировна.
Эта работа в свое время венчала главный алтарь монастыря Санто-Доминго-эль-Антигуо (Толедо) и стала, по сути, первым заказом, который Эль Греко получил по прибытии в Испанию.
Для того же ретабло художником были выполнены «Успение Богородицы» (нижний ярус, в настоящее время находится в Институте искусств в Чикаго) и четыре полотна меньших размеров: изображения Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова в полный рост и два удлинненных бюста Святого Бернара (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) и Святого Бенедикта (Мущей Прадо в Мадриде).
Чтобы увидеть «Троицу» расположенную довольно высоко, нужно было изрядно задирать голову. Именно это высокое расположение частично объясняет перспективу, монументальность и скульптурный смысл фигур, типичные для работ начального периода Эль Греко в Толедо.
Изображение мертвого Христа, частично поддерживаемого Богом Отцом, восседающим на троне из облаков, в сопровождении голубя, символа святого духа, и в окружении группы ангелов, является одним из наиболее удачных примеров живописи Эль Греко на начальном этапе творчества в Испании.
Частичто основой для сюжета послужила работа Альбрехта Дюрера, в которой объединены две позднесредневековые иконографии: Compassio Patris (Вечный Отец, держащий мертвое тело Иисуса) и Престол Благодати, на котором Христос предстает распятым, превращенным в своего рода символ мужского благочестия.
В обеих иконографиях сохраняется та же евхаристическая и искупительная символика, приношение и принятие Богом Отцом жертвы Его Сына, чтобы человечество могло достичь спасения. Хотя композиционная идея пришла от Дюрера, исполнение работы наглядно демонстрирует, что Греко впитал лучшее из итальянской живописи, в особенности, героический тон, который Микеланджело использовал для фигуры Христа.
По бокам этой важной фигуры и Бог-Отец, и сонм ангелов демонстрируют в своих одеждах великолепные цвета и оттенки: синий, карминно-красный, зеленый, пурпурный и желтый, увенчанные, словно короной, золотом неба, обрамляющим снежно-белый голубиный облик Святого Духа.
ВЕЛИКИЙ ЭЛЬ ГРЕКО
ЭЛЬ ГРЕКО. ВЕЛИКИЙ ГРЕК ИЗ ИСПАНИИ
Итальянцы и испанцы называли художника Доменико Теотокопули Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства. Само прозвище Эль Греко возникло от смешения двух языков, ибо по-итальянски оно должно было звучать как Иль Греко, а по-испански — Эль Гриего. Даже этот факт показателен для необычной судьбы художника, уроженца острова Крит, сформировавшегося в Италии и нашедшего в Испании не только вторую родину, но и почву, наиболее благоприятную для развития блистательного расцвета своего искусства.
После краткого пребывания в Мадриде, не получив ни одного крупного заказа в Эскориале, Эль Греко уехал в Толедо — центр старой аристократии, сохранивший средневековый бытовой уклад, где его ждала интересная работа.
Толедо — город инквизиции и бесчисленных монастырей, высокомерных аристократов и фанатичных монахов. Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана».Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. Толедо служил фоном для многих картин, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения.
«Святая Вероника с Нерукотворным Образом» Ок. 1580 Музей Санта Крус, Толедо
«Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) «Дующий» («Soplуn»)
Одна из «ночных» картин Эль Греко.
Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э.) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что «Антифилуса почитают за его картину, изображающую юношу, дующего на огонь. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в.
Lady with a Flower in Her Hair. c. 1590-1600. Private collection.
St. Louis King of France Louis IX
Портрет художника Джулио Кловио, хорвата по национальности (Неаполь, Национальный музей Каподимонте)
«Портрет кавалера с рукой на груди» (ок. 1577—1579)
«Дама в мехах» (1577-1580)
Сезан полагал эту картину лучшим женским портретом во всей мировой живописи, и неоднократно копировал.
Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и вермя создания произведения, и свободная, даже интмная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.
Portrait of a Lady, approx. 1594-1601, Philadelphia
The Virgin Mary 1590s Musée des Beaux-Arts, Strasbourg.
«Аллегория испанской пословицы»
«Тайная вечеря» Болонская национальная картинная галерея.
Это одна из первых работ Эль Греко маслом, до этого он писал темперой на деревянных досках. Так и не была завершена художником. Период его ученичества в Венеции.
«Погребение графа Оргаса» (1586—1588)
Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко)
В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Согласно легенде, кастильский вельможа дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас пожертвовал этой церкви, в которой он выразил желание быть погребенным, большие сокровища. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Августин и св. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками.
Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города. Один из современников художника, толедский священник Алонсо де Вильегас, писал в 1588 году, что иностранцы приезжали, чтобы посмотреть картину, и приходили от нее в восхищение, а сами толедцы не уставали ею любоваться, всегда находя в ней новое и с особенным любопытством изучая представленные здесь портреты «знаменитых людей нашего времени».
«Святой Апостол Иоанн Богослов» (1610-1614) Из серии апостолов «Апостоладос»
Греческое слово apostolos означает вестник, посланник. Господь избрал двенадцать учеников, дабы они пребывали рядом с Ним во время Своего служения на земле, были свидетелями Его смерти, воскресения и вознесения. Господь молился о них: «Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир» Иоан.17:18.
Эль Греко было написано двенадцать изображений «Апостоладос»
Stigmatization of St. Francis (1585-1590) (102 x 97) (Baltimore, Walters Art Museum)
Portrait of Pius V
Св Идельфонс (ок 1607) (Вашингтон, Нац галерея)
Saint Martin and the Beggar, c. 1597-1600
Christ with a square halo, by El Greco, (1595 Ntl Gallery, Prague)
Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо.(1577—1579)
«Воскресение Христа» (1577-1579)
«Пьета», или «Оплакивание Христа»
«Крещение Христа» Моденский триптих (часть передней стороны)
«Гора Синай» с монастырем Св. Екатерины Моденский триптих ( часть задней стороны)
Моденский триптих (ок. 1567-68) (передняя сторона)
Моденский триптих (ок. 1567-68) (задняя сторона)
Триптих называется Моденским по месту его хранения, или «Благовещение на горе Синай». Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. Боковые створки триптиха открываются по очереди; он проводит зрителя от грехопадения человека до оправдания через Христа.
View and Map of Toledo
Возвращение из Египта, 1567
«Святое семейство» Госпиталь Сан Хуан де Афуэра. Толедо.
«Успение Богородицы» (ок. 1560-1567)
«Портрет старика» Предположительно автопортрет Эль Греко
Святая Троица на великих полотнах
Звон церковных колоколов, торжественный молебен, радостные лица прихожан. Вот такой он, праздник святой Троицы. Этот день окружен мистикой, наполнен народными приметами и гаданиями. Но «КП» в Украине» решила выяснить, какой след великий праздник оставил в мировой живописи.
Робер Кампен. «Троица». 1430-е годы
Автор полотна одним из первых великих мастеров фламандской живописи привлекал современников своей реалистичностью и утонченностью.
В старых архивах сохранилась информация, что Робер Кампен владел несколькими домами в Турне (Бельгия), также у него была большая мастерская и множество учеников. Так что, думаем, художник не бедствовал, да и денег на свежие краски с холстами у него хватало.
Василий Верещагин. «Троицын день. Село Коломенское». 1875 год
Василий Верещагин за свою жизнь успел побывать во многих удивительных местах, участвовал в нескольких войнах. Но помимо реалистичных хмурых работ, связанных со смертью и разрухой, у художника нашлись и весьма позитивные творения. В его работе «Троицын день» навсегда замерли женщины в ярких платочках и с зонтиками, обсуждающие что-то мужчины, дети, не отходящие далеко от своей стильно одетой матери. Одним словом, праздничная суета. Прям как сейчас. Только фасоны платьев устарели.
Эль Греко. «Троица». 1579 год
Художник родился на Крите и еще в юности увлекся иконописью. Впоследствии он перебрался в Испанию. Слава к Эль Греко пришла благодаря картине «Погребение графа Оргаса», к нему посыпались заказы, в основном от церкви. Что касается его работы «Троица», особо и не нужно описание, яркие цвета картины сами создают эмоциональный «коктейль». Дух захватывает при виде ангелов, парящих над телом Христа.
В последние годы у Эль Греко не было отбоя от заказчиков. Но художник отличался расточительностью и промотал все заработанное…
Борис Кустодиев. «Троицын день». 1920 год
Кто не знает кустодиевских женщин? Округлые формы, пышная грудь, розовые щеки. Но не только им уделял внимание русский художник Борис Кустодиев. Одно из главных мест в его творчестве занимают серии «Маслениц», «Ярмарок», «Гуляний». Не оказался забытым и «Троицын день». Купеческое семейство, юный продавец цветов, продавец булок и пряников, извозчик, беседующие дамы. Все довольны, беззаботны и счастливы. Да, это вам не «Бурлаки на Волге».
Альбрехт Дюрер. «Поклонение Святой Троице». 1511 год
Заказ на создание этого алтарного образа для часовни в Нюрнберге Альбрехт Дюрер получил в 1508-м от одного богатого купца. Работу живописец смог закончить лишь в 1511 году. В целом же Дюрер зарабатывал на жизнь гравюрами, которые затем его жена и мать везли продавать на рынки. Кстати, современный обыватель знает Дюрера именно по гравюрам, которыми проиллюстрированы подарочные варианты Библии.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Оксана ШЕВЧЕНКО, арт-галерист:
— Во времена Средневековья, в раннюю христианскую эпоху, до конца примерно XVII-XVIII века, когда художники стали рисовать более светские сюжеты, основным идеологом государства была церковь. И она располагала большими финансами. А жизнь художника тогда была не дешевое удовольствие. Чего только стоило обучение, краски, холсты. Не мудрено, что живописцы не писали по воле своего вдохновения, а выполняли требование заказчика. Есть еще одна причина, почему в те времена религиозная тематика в искусстве преобладала: тогда церковь апеллировала к широким массам, а большинство людей были неграмотны. И живопись того периода была по сути историей христианства в картинках.
Уже в XIX веке церковь не имела такого мощного влияния на общественное сознание, и искусство, в частности художники, стало обращаться больше к светским сюжетам, в том числе и благодаря состоятельным заказчикам. Конечно, иконописцы существуют и сегодня, но уже не в таком количестве. И есть художники, которые специализируются на росписи современных христианских храмов. Наряду с сюжетом Троицы одними из самых популярных сюжетов являются распятие Христа, Мадонна с Младенцем, Благовещение.