священники храма христа спасителя в москве список
Священники храма христа спасителя в москве список
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Настоятель Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя
Протоиерей Михаил Рязанцев
Ключарь Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя
Протоиерей Георгий Мартынов
Протоиерей Андрей Марущак
Иерей Иоанн Нефёдов
Иерей Сергий Куксов
Иерей Димитрий Кельманов
Иерей Артемий Кокош
Протодиакон Константин Барган
Протодиакон Николай Филатов
Протодиакон Дионисий Пряхин
Диакон Иоанн Клинцов
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
Архив
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
4 ноября 2021 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день в России отмечается государственный праздник ― День народного единства.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство г. Москвы.
В храме присутствовали: заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ VIII созыва А.Ю. Кузнецова; президент Межпарламентской ассамблеи Православия, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям С.А. Гаврилов.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также прошение о врачах: «Призри, Владыко Человеколюбче, на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся скоро услыши и помилуй».
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
Проповедь перед причастием произнес клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области протоиерей Андрей Ткачев.
Было совершено славление Пресвятой Богородице.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя (Москва)
Центральное благочиние Московской городской епархии
История
Решение о создании первого храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года было принято императором Александром I сразу по ее окончании. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьевых горах (заложен в 1817 г., архитектор А.Л. Витберг), не был осуществлен. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор К.А. Тон) был утвержден в 1832 г. императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 г. на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (сооружения обители были разобраны, сестры переведены в Красное село).
Строительство осуществлялось на средства казны с привлечением народных пожертвований. Храм, бывший на тот момент самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10000 человек), был освящен 26 мая 1883 г. митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III.
Росписи были выполнены знаменитыми русскими художниками В.П. Верещагиным, Г.И. Семирадским, В.И. Суриковым, В.Б. Маковским, Ф.А. Бруни, И.Н. Крамским и др. Автор идеи скульптурного убранства фасадов — святитель Филарет, митрополит Московский; мраморные барельефы и скульптурный декор созданы А.В. Логановским, Н.А. Рамазановым, П.К. Клодтом и др., бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Л.В. Даля.
Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном: в галерее, окружавшей здание, были помещены 177 мраморных досок с именами офицеров, павших в войне и Заграничных походах 1797-1806 и 1813-1814 гг.
15 августа 1917 г. в храме начал работу Поместный Собор, восстановивший Патриаршество после почти двухсотлетнего синодального периода. 5 ноября в Храме Христа Спасителя состоялось избрание Патриарха Всероссийского. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин), в 1989 г. причисленный к лику святых.
В феврале 1990 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. В 1991 г. на месте алтаря была построена временная часовня Державной иконы Божией Матери, разобранная впоследствии.
7 января 1995 г., в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии председателя Правительства РФ В.С. Черномырдина и мэра Москвы Ю.М. Лужкова совершил чин закладки храма.
14 апреля 1996 г. была совершена Пасхальная вечерня — первое богослужение под сводами восстановленного храма, 19 августа Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол нижнего храма — Спасо-Преображенского, после чего в храме были возобновлены регулярные богослужения.
К декабрю 1999 г. были полностью завершены росписи храма, 31 декабря Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение главного престола верхнего храма.
19 августа 2000 г. Святейший Патриарх Алексий в сослужении сонма архиереев совершил чин великого освящения Храма Христа Спасителя.
В стилобатной части размещаются музей храма, Зал церковных соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. На уровне звонниц храма устроена смотровая площадка.
Престолы
Верхний храм: главный престол освящен в честь Рождества Христова, престол южного придела — в честь свт. Николая МИрликийского, северного — св. блгв. кн. Александра Невского.
Нижний храм: центральный придел освящен в честь праздника Преображения Господня, южный — прп. Алексия, человека Божия, северный — Тихвинской иконы Божией Матери.
В комплекс храма также входит церковь Державной иконы Божией Матери.
Святыни
Частица Ризы Господней, гвоздь Креста Господня, частица Ризы Богородицы; частицы мощей апостола Андрея Первозванного, свт. Василия Великого, свт. Григория Богословаравноап. кн. Владимира, глава и частица мощей свт. Иоанна Златоуста, мощи свт. Филарета, митрополита Московского, частицы мощей святителей Петра и Ионы, митрополитов Московских, святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского, прп. Марии Египетской, прп. Михаила Малеина, вмч. Феодора Стратилата, вмц. Евфимии Всехвальной, прп. Евфросинии Московской; один из чудотворных списков Владимирской иконы Божией Матери, чудотворный список Смоленской-Устюженской иконы Божией Матери и др.
Богослужение
Ежедневно в будние дни Литургия в 9.00, вечернее богослужение в 17.00. По воскресным дням Литургия в 10.00. Исповедь начинается за час до начала Литургии.
Настоятель — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
МОСКОВСКИЙ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Решение о строительстве храма «в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» было принято императором Александром I в 1812 году. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьёвых горах (архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, заложен в 1817 году) не был осуществлён. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор Константин Андреевич Тон) утверждён в 1832 году императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 году на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (здания монастыря были разобраны, а сёстры переведены в Красное село).
Строился храм на средства казны с привлечением народных пожертвований. 26 мая 1883 году храм, ставший самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10 000 человек), был освящён митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III. Внутреннее убранство было выполнено знаменитыми русскими художниками Василием Петровичем Верещагиным, Генрихом Ипполитовичем Семирадским, Василием Ивановичем Суриковым, Владимиром Егоровичем Маковским, Фёдором Антоновичем Бруни, Иваном Николаевичем Крамским и другие. Автором идеи скульптурного убранства фасадов был святитель Филарет, митрополит Московский, мраморные барельефы и скульптурный декор исполнены Александром Васильевичем Логановским, Николаем Александровичем Рамазановым, Петром Карловичем Клодтом и другие, бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Льва Владимировича Даля.
В галерее, окружавшей здание, находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награждённых офицеров, названиями воинских частей, датами главнейших сражений Отечественной войны 1812 года. С храмом Христа Спасителя тесно связано открытие и освящение памятника императору Александру III (автор Александр Михайлович Опекушин), состоявшееся 30 мая 1912 года и приуроченное к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года. При храме активно велась духовно-просветительская деятельность: действовали библиотека и общеобразовательные курсы для рабочих.
15 августа 1917 года в Храме состоялось открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви, восстановившего патриаршество. 5 ноября того же года в Храме Христа Спасителя был избран первый после почти двухсотлетнего синодального периода Патриарх Всероссийский, святитель Тихон (Белавин). В 1917–1919 годах ключарём Храма был новомученик священник Александр Хотовицкий.
Решением от 19-20 февраля 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте [1]. В 1991 году на месте алтаря Храма была построена временная часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», которая впоследствии была разобрана.
7 января 1995 года состоялась торжественная закладка Храма. На Пасху 1996 года под сводами Храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены. Освящение главного престола Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении собора архиереев состоялось 19 августа 2000 года При Храме расположены зал Церковных Соборов, зал заседаний Священного Синода. В новейший период настоятелем храма является патриарх Московский и всея Руси.
Священники храма христа спасителя в москве список
Под масонским циркулем
Решение построить грандиозный храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года принял император Александр I. Царь даже дал обет Богу. Вскоре был объявлен международный конкурс на лучший проект храма.
Однако тогда умами современников властвовали совсем иные идеи. Даже при царском дворе увлечение мистикой и членство в масонских ложах считалось делом обыкновенным. Предпочтение отдали проекту художника-масона Карла Витберга, который даже не был архитектором. Витберг попытался воплотить в облике нового храма масонские идеи: циркуль и круг, а само строение должно было походить на древний иудейский храм Соломона.
Однако с восшествием на престол в 1825 году императора Николая I работы были остановлены. Оказалось, почвы на Воробьёвых горах, где поначалу хотели строить громадину, не выдержали бы большого здания. Кроме того, за семь лет не был завершён даже нулевой цикл, а на работы ушло 16 миллионов рублей из казны – почти пятая часть бюджета страны. Архитектора обвинили в растратах. Имущество Витберга конфисковали, а самого масона отправили в ссылку в Пермь.
Новый храм по проекту архитектора Константина Тона строился на улице Волхонке 44 года. Обет императора Александра пришлось выполнять трём русским монархам. Лишь 26 мая 1883 года храм Христа Спасителя был освящён.
Есть расхожее мнение, будто первый храм Христа Спасителя строился исключительно на народные пожертвования. Это миф. Каждый подданный империи мог принять участие в строительстве, но с необычным условием. Доля взноса была ограничена двумя копейками. Это сделали специально, чтобы богатые не кичились роскошными вкладами, а бедные имели возможность внести свою лепту, не стыдясь мизерного пожертвования. Народных средств собрали лишь 15 процентов от необходимой суммы, а всё остальное строилось за счёт государства.
С историей главного русского храма связана ещё одна легенда. Когда место строительства перенесли, потребовалось снести старинный женский Алексеевский монастырь. Недовольная игуменья Антония будто бы прокляла эту землю и сказала: «Быть этому месту пусту!» Последующее столетие показало мощь игуменского проклятия: здесь надолго не задержалась ни одна постройка.
Однако это всего лишь городское предание. Конечно же, никаких проклятий Антония не изрекала хотя бы потому, что была человеком высокой духовной жизни. На самом деле матушка произнесла следующее: «Бедный. Недолго ему здесь стоять». Прозорливая старица просто ясно увидела будущее храма.
Храм Христа Спасителя взорвали 5 декабря 1931 года по плану сталинской реконструкции Москвы. Площадку отдали под строительство Дворца Советов – циклопической постройки высотой почти полкилометра. На вершине планировалось установить гигантскую статую Ленина с вытянутой рукой, а в голове Ильича якобы хотели разместить библиотеку. Фундамент советской «вавилонской башни» уже был заложен, но проекту помешала война. А после победы государству стало не до титанического сооружения.
На месте бывшего храма долгие годы зиял глубокий котлован, пока здесь не построили открытый бассейн «Москва». Тогда среди москвичей появилась ироническая поговорка: «Сначала был храм, потом хлам, а теперь срам».
К слову: «срам» просуществовал лишь 30 лет с небольшим. В 1994 году бассейн закрыли и начали строительство нового храма Христа Спасителя, который открыл свои двери спустя шесть лет.
Самый высокий в мире
Размеры храма Христа Спасителя поражают. Один только алтарь в виде шатра – величиной с небольшую сельскую церковь. Высота храма – 103 метра, что делает его самой высокой православной церковью в мире. Храм Христа Спасителя способен вместить 10 тысяч верующих – по этому показателю среди православных церквей его превосходят лишь собор Цминда Самеба в Тбилиси и храм Святого Саввы в Белграде.
Вы будете удивлены, но храма Христа Спасителя формально не существует. Это неканоническое простонародное название, которое прижилось со времён XIX века, когда огромная церковь ещё значилась в проекте. На самом деле этот собор называется – Кафедральный соборный храм Рождества Христова.
Самый большой православный храм России является ещё и главным кафедральным собором страны. Что это означает? Наверное, многие видели трансляции богослужений и как во время службы патриарх Кирилл сидит почти в центре храма на возвышении, а вокруг него стоят епископы и священники. Это возвышение и есть кафедра – место, где восседает архиерей во время службы.
Кафедральные храмы есть во всех епархиях. В Москве их два: главный, храм Христа Спасителя, и Богоявленский собор в Елохове. Они ничем не отличаются от обычных церквей, за тем исключением, что в них регулярно служит архиерей. В храме Христа Спасителя каждую неделю служит патриарх Кирилл, который также является и епископом Москвы. Храм Христа Спасителя уникален ещё и тем, что это единственная церковь в России, настоятелем которой является лично русский предстоятель.
Во время богослужений в великие праздники нам показывают лишь верхушку огромного айсберга. В реальности русский храм номер один представляет собой внушительный комплекс помещений, которые скрывают много интересного. Здесь есть музей войны 1812 года, художественная галерея, магазины, залы церковных соборов. А под центральным собором скрыт ещё один храм, Преображенский. Там проходят будничные службы и кипит обычная приходская жизнь: исповедь, отпевания, воскресная школа – всё как в обычных русских церквях.
Атланты держат небо
Во время праздничных трансляций дикторы обычно поясняют смысл богослужения, а вот люди, на которых здесь всё держится, обделены широким вниманием. Попробуем этот пробел восполнить.
Главный человек в храме Христа Спасителя после патриарха – ключарь протоиерей Михаил Рязанцев. Он решает все организационные вопросы, отвечает за ход служб.
Ему сослужат два «старпома» – протоиереи Георгий Мартынов и Андрей Марущак. Отец Георгий является старейшим священником храма и хранителем традиций. Отец Андрей уже успел полюбиться и молящимся как один из самых добрых и улыбчивых батюшек храма, всегда открытый людям.
Кстати, именно в храме Христа Спасителя часто проходят практику молодые московские священники, окончившие семинарию. Для батюшек это отличный опыт, чтобы почувствовать всю сложность службы. Юные отцы служат в храме 40 дней – эта практика среди священников получила прозвище «сорокоуст». Но в последнее годы её сократили до 25 дней – на оставшееся время новых священников отправляют в Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.
Одна из самых распространённых ошибок молодых отцов – неверный расчёт количества ладана, которое нужно положить в кадило. Храм настолько большой, что кадило может потухнуть раньше времени. Опытные отцы учат кадить с умеренным размахом руки – для этой цели молодые диаконы первое время кадят с книгой под мышкой.
Нельзя не сказать о протодиаконах храма. Отцы Константин Барган, Николай Филатов и Дионисий Пряхин выполняют основную работу во время богослужений, именно их голоса мы слышим чаще всего. Голос отца Константина более низкий – похожим тембром обладал покойный архидиакон отец Андрей Мазур. Но многие верующие искренне полюбили и голос отца Николая Филатова. Этот протодиакон обладает очень красивым и звучным тенором. Такие голоса в прежние времена особенно ценились в Церкви.
Остальные участники праздничных служб назначаются либо центральным благочинием Московской епархии, либо приглашаются лично патриархом Кириллом. Обычно речь идёт о священниках столичных храмов и викарных епископах – московских владыках, которые подчинены непосредственно патриарху.
Среди обязательных участников служб можно назвать митрополита Истринского Арсения – человека, который курирует все московские приходы и духовенство, главу Отдела внешних церковных связей митрополита Иллариона, а также патриаршего духовника отца Илия (Ноздрина). Обычно приглашённые священнослужители стоят в центральной части двумя рядами, лицами друг к другу. Кому-то патриарх благословляет молиться и стоять в алтаре.
На кончиках пальцев
Проведение праздничных богослужений в храме Христа Спасителя требует от священнослужителей огромного напряжения. На этих службах нельзя ошибаться, нельзя «тормозить». Если кто-нибудь не зажжёт вовремя кадило, не выйдет в положенный момент со свечами – ход службы будет скомкан, и все увидят это в прямом эфире. Поэтому клир храма учат взаимодействовать так, чтобы они чувствовали друг друга «на кончиках пальцев», как акробаты в цирке.
Рождественская служба в храме Христа Спасителя обычно бывает более спокойной и даже интимной. А вот пасхальное богослужение – настоящая головная боль для всех служащих. На Пасху по обычаю священники должны выходить несколько раз в облачениях разного цвета, в которых служат на различные церковные праздники, – от белоснежного до фиолетового. Этим подчёркивается начало нового церковного цикла. Сложно даже представить, какой ворох церковных одежд приходится носить помощникам священников – да ещё не по одному разу.
На пасхальной службе также можно услышать необычное чтение Евангелия от Иоанна, которое по древнему обычаю произносят на разных языках. В отличие от обычных храмов, где читают Благую весть на двух-трёх наречиях, в храме Христа Спасителя Евангелие звучит как минимум на двадцати языках: древнееврейском, арамейском, санскрите, русском, украинском, белорусском, молдавском, казахском, латышском, эстонском, гагаузском, английском, французском, немецком, итальянском, испанском, польском, китайском и японском. Помимо древних языков такой выбор символизирует те страны и народы, где есть храмы Русской православной церкви. Хотя патриарх может благословить читать Евангелие на Пасху абсолютно на любом наречии – даже если это суахили или язык амазонского племени яномами.
Обычно для чтения приглашают преподавателей и студентов кафедры библеистики Московской духовной академии. Некоторые люди читают Евангелие от Иоанна на Пасху в храме Христа Спасителя уже много лет. Например, протоиерей Александр Тимофеев читает на древнееврейском языке. Отцы, знающие современные языки, также служат в Москве. Другие батюшки просто учат отрывок на иностранной «мове».
Хоть одним глазочком
Многие люди считают, что попасть на праздничное богослужение в храм Христа Спасителя простому смертному нереально, ведь здесь молятся первые лица страны и действует особый порядок безопасности. Однако попасть в собор можно – было бы желание. Но сначала следует заблаговременно обзавестись приглашением на службу – без него охрана не пропустит вас внутрь периметра.
Приглашения бывают разного цвета, который зависит от конкретной зоны доступа в храмовые помещения. Например, пропуск в боковой придел храма не даёт права прохода в центральную часть.
Попасть в храм на Рождество намного проще, чем на Пасху.
Получить приглашение можно, если посещать службы в храме Христа Спасителя в период Рождественского поста или на Страстной седмице. Также пропуска распространяются по крупным столичным храмам. Иногда можно попросить «лишний билетик» за час-другой до самого богослужения – находятся люди, которые хотели прийти с родственниками или друзьями, но не получилось.
Все приглашения абсолютно бесплатны. Однако есть люди, которые бессовестно наживаются на этом дефиците. Спекулянты применяют вышеперечисленные уловки, чтобы добыть заветную бумажку, а потом продают их людям, мечтающим попасть на праздничную службу.
«Лишний билетик» обойдётся минимум в тысячу рублей, но ближе к полуночи расценки могут вырасти. Поскольку приглашения в храм не именные, перекупщики этим активно пользуются. К сожалению, полицейские, обеспечивающие порядок вокруг храма, на эти сделки смотрят абсолютно равнодушно.
Вертеп разврата с подземной автостоянкой
Главный храм страны давно стал объектом критики. Храму Христа Спасителя пеняют за излишнюю официозность, далёкую от его первоначального смысла – подлинно народного храма. Многие стали воспринимать это место лишь как «храм чиновников». Ну а про «панк-молебен» группы «Пусси Райот» в 2012 году, наверное, слышали все.
Действительно, довольно странно видеть, как на некоторых праздничных службах вопреки канонам Церкви рядом с солеёй главного православного храма стоит толпа приглашённых католических кардиналов. Некоторые из них даже крестятся по-своему. Гости – это святое, но всему должна быть мера.
Храм упрекают и в том, что он якобы превратился в вертеп разврата: на его территории разместились торговые павильоны, а внизу расположена подземная двухуровневая парковка с автомойкой. В 2012 году Общество защиты прав потребителей подало в суд на храм Христа Спасителя за незаконную коммерческую деятельность.
Однако ларчик открывался просто. Строго говоря, в храме никто не торгует, а магазины размещены в смежных помещениях. Не будем забывать, что речь идёт о сложном комплексе зданий, собственниками которых Церковь даже не является.
«И земля, и здания комплекса принадлежат городу Москве, а мы арендуем лишь несколько помещений, – объясняет ключарь храма отец Михаил Рязанцев. – Например, когда мы хотели с выпускниками воскресной школы собраться в одном из залов, нам выставили счёт на 70 тысяч рублей за два часа. Скидок не делают. Отношение, как и к остальным арендаторам: хотите что-то делать – платите».
Какое же будущее ждёт главную церковь России? Есть мнение, что флёр «официоза и омертвелости» – временные болезни роста. Наверное, слишком мало времени прошло для того, чтобы новый храм занял по-настоящему важное место в современной России. Понятно, что храм Христа Спасителя никогда не будет похож на обычные соборы, но определённая «демократизация» всё же неизбежна. И она уже происходит.
Не верите? Попробуйте привести в храм Христа Спасителя ребёнка на патриаршую «детскую литургию» для самых маленьких, которая бывает в большие праздники, уже после основных торжеств. В этом случае вход всегда свободный – без всяких приглашений.