свод законов российского государства принятый земским собором в 1649 г
Соборное уложение
КОДИФИКАЦИЯ
СОДЕРЖАНИЕ УЛОЖЕНИЯ
В ходе работы Земского Собора 1648-1649 гг. первоначальный проект был значительно изменен с учетом челобитных, которые привезли с собой выборные. Потом зачитали окончательный текст Уложения и все участники Собора поставили под ним подписи.
1. Соборное Уложение трактовало царскую власть как власть помазанника Божьего на земле.
Впервые было определено понятие государственного преступления. Таковыми были все деяния, направленные против власти, здоровья, чести царя и его семьи. За все полагалась смертная казнь: лишь за действия, наносившие нечаянный урон царскому авторитету, например, за описки в титуле или имени государя, могли выдрать кнутом или длинными палками (батогами) или сослать на вечное житие в Сибирь.
Каждый житель Московского царства, узнав о замышлениях против царя, обязан был донести. Для этого достаточно было крикнуть на улице: «Государево Слово и Дело!» Власти немедленно открывали следствие.
2. Особо охранялось и государево хозяйство. За кражу царского добра, «царской пшеницы», ловлю рыбы в царском пруду и т.д. назначалась смертная казнь.
4. Многие статьи регулировали отношения населения и местных властей. Неповиновение простых людей каралось, но также назначались наказания для воевод и прочих чиновников за вымогательства, взятки и прочие злоупотребления.
5. Уложение регулировало служебные обязанности и землевладельческие права дворян и детей боярских. Фиксировался старый обычай. Однако в отношении владельческих крестьян было провозглашено новое.
6. С начала XVII в. служилые люди по отечеству домогались бессрочного сыска беглых своих крестьян. Боясь запустения центральных уездов и ослабления войска, еще Михаил Романов пошел навстречу дворянским челобитным. В 1637 г. увеличили срок сыска с 5 до 9 лет. В 1641 г. урочные лета были продлены до 10 лет для поиска бежавших крестьян и до 15 лет для поиска крестьян, вывезенных другими помещиками.
7. Уложение ограничило источники полного холопства. Обельным (полным) холопом признавали лишь холопа по рождению. Остальные холопы являлись временными, служили по кабале (по договору или отрабатывая долг). Превратить кабального холопа в обельного (полного) стало невозможно.
Власти надеялись, что теперь недовольство превращаемых в полные холопы должников спадет. Прекратится и превращение в рабов разорившихся служилых людей.
Борясь с бегством горожан, Уложение навеки прикрепило горожан к посаду. Закон 1658 г. за бегство с посада требовал смертной казни.
«ПОТРЕБНОСТЬ В ЧЕМ-ТО НОВОМ»
Причины создания уложения
С 1550 по 1648 годы было принято свыше 800 законов и актов правового характера. Потребовались как значительные знания при работе над законами, так и временные затраты на обработку. Особенно это касалось документов, которые принимались во времена Смуты. Имеющиеся противоречия потребовали создания такого документа, где можно было бы кратко и доступно собрать весь свод законов.
Произошедший в 1648 году Соляной бунт и переход к абсолютной монархии ускорил принятие соборного уложения. Новая политическая система с ограничением власти Земского собора потребовала законодательного закрепления. Кроме того, требовалось обосновать новый статус дворянства и крестьян.
Комплекс этих причин и создал повод к собранию в конце 1648 года Земского собора. Именно там царь Алексей Михайлович дал указания по работе над общим сводом законов государства, какой войдет в историю как Соборное уложение.
Документы для работы
Работа над уложением велась специальной комиссией из наиболее близких к правителю людей под руководством князя Одоевского. Также в состав вошли дьяк Федор Грибоедов, герой Смоленской войны Волконский, непосредственное участие имел царь Алексей Михайлович. При создании законодательного документа опирались на следующие источники:
Собрав главные моменты из указанных документов, соборное уложение было составлено и оформлено в 1649 году. Ответственная работа помогла составить эффективное законодательство того времени. Оно охватывало все сферы гражданской жизни.
Характеристики отраслей
Общая характеристика соборного уложения 1649 г говорит о следующем: это не просто первый свод законов в истории Руси, сформированный по рубрикам из правовых областей. Впервые в истории сборник был издан в печатном виде. В уложении было 25 глав, включавших 967 статей. Историки права разделяют гражданское, семейное и уголовное право, а также государственное.
Государственное и уголовное право
Уложение определяло подробно статус монарха, а также механизмы, необходимые для наследования власти. Статьи, относящиеся к отрасли, смогли снять вопросы по поводу законности нахождения на престоле династии Романовых. Также закреплен процесс установления абсолютной монархии в России.
Уголовное правоведение ввело классификацию видов преступлений и наказаний. Здесь выделяли следующие категории нарушений:
Уголовное право по соборному уложению 1649 г классифицировалось подробно и обоснованно. Наказание зависело от степени тяжести преступления и статуса совершившего противоправное деяние.
Частная собственность и семейные обязанности
Впервые на Руси документ попытался описать институт частной собственности и править дееспособность подданных согласно гражданским понятиям. С 15 лет юноша мог получить поместье, появился договор в письменной и устной форме. Гражданская отрасль базировалась на становлении сословного характера страны.
Главную опору начинает составлять дворянство. Устанавливается окончательно абсолютная монархия. Происходит отмена урочных лет, помещик может вести поиск беглых крестьян любой срок. То есть они становились собственностью владельца участка и не могли уйти законными способами.
Отдельные статьи свода устанавливали обязательственный характер семейных отношений для населения. Родители имели значительную власть над детьми. Так, убийство ребенка наказывалось годом тюрьмы, а если дочь или сын убивают родственников, то для них наступает смертная казнь. Кроме того, им разрешалось бить детей, те, в свою очередь, не могли пожаловаться.
Муж имел главенствующее право на феодальное владение своей женой. Брачный возраст для женщин устанавливается как 12 лет, у мужчин 15 лет. Развод имел жесткий регламент и мог быть совершен в исключительных случаях. К таковым относились уходы в монастырь, бесплодность жены и так далее.
Изменения законодательства
Во второй части 17 века происходило внесение некоторых дополнений в положения. В 1669 году установлен закон, увеличивающий количество наказаний для преступников. С 1675 по 1677 год узаконено и дополнено понятие вотчины. Также приняли новоторговый устав, согласно которому предпочтение отдается отечественному производителю. Это было необходимо для борьбы с зарубежными товарами.
Соборное уложение стало важным событием в истории страны. Оно впервые было отпечатано в типографии. Ликвидировано значительное количество противоречий, связанных с большим количеством принятых ранее законов. Кроме того, важное значение состоит в том, что сформировано и юридически обосновано принятие абсолютной монархии, наследственный механизм, окончательно укрепляется крепостное право землевладения за счет прикрепления крестьян к земле, на которой они работают. Действие соборного уложения продлится вплоть до 1832 года. Именно эта дата вошла в историю как начало действия свода законов Российской Империи.
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ
Соборное уложение – первый в отечественной истории свод законов Российского государства, принятый 29 января 1649 года на Земском соборе, проходившем в 1648-1649 годах. Сам памятник не имеет заголовка, в предисловии называется просто «Уложенье». Вполне допустимо использование в качестве определений Уложение 1649 года, Уложение царя Алексея Михайловича и других, употребляемых в исторической и юридической литературе как синонимы.
Причины составления Уложения
Созыв данного собора был вызван рядом восстаний, происходивших в русских городах. Самым сильным из них и опасным для власти было выступление в Москве в июне 1648 года. Взошедший на престол в 1645 году в 16-летнем возрасте юный царь Алексей Михайлович передал значительную часть власти и ответственности своему «дядьке»-воспитателю Б.И. Морозову. Тот не сумел наладить управление страной, которое было поражено коррупцией и произволом со стороны бояр, воевод, прочих чиновников. Со ссылкой на путешественника-иностранца XVII века А. Олеария, в исторической традиции московское восстание 1648 года нередко именуют «соляным бунтом», но это не отражает его настоящих причин, среди которых повышение цены на соль не было в числе основных. Выступившее население Москвы (посадские люди и стрельцы, холопы и дворовые) пыталось подать царю челобитную с жалобой на взятки, поборы и не правый суд со стороны лиц, находящихся у власти. Бунтовщики требовали отстранить и жестоко наказать особо ненавистных сановников из правительства, возглавляемого Морозовым. Стихийный мятеж стал облекаться в организованные формы с более четкими требованиями, когда к движению через несколько дней примкнули дворяне и другие служилые люди, собранные в столице для отправки на охрану южной границы. Они же вместе с верхушкой купечества перехватили инициативу переговоров с царем. Такое развитие событий поставило верховную власть в сложное положение. С одной стороны, служилые люди были привилегированным сословием и не были заинтересованы в продолжении бунта. С другой стороны, с их интересами и вооруженной силой нельзя было не считаться. Простое подавление выступления стало невозможным. 16 июля был созван Земский собор с участием выборных от дворян и торговых людей. Квинтэссенцией их требований стало предложение о составлении нового Уложения для приведения в порядок и совершенствования письменного законодательства.
Подготовка и принятие Уложения
Комиссию по подготовке предварительного текста Уложения возглавил ближний боярин царя и воевода князь Н.И. Одоевский (1605-1689). Есть все основания считать, что он был не номинальным главой, а реальным руководителем работы над текстом Уложения, как человек умный, твердый, авторитетный. В комиссию вошли еще два князя, боярин Ф.Ф. Волконский и окольничий С.В. Прозоровский, а также два дьяка, Г. Леонтьев и Ф.А. Грибоедов. Состав комиссии оказался весьма работоспособным и опытным, поскольку в сравнительно короткий срок (1,5 месяца) выполнил поставленную задачу. 1 сентября 1648 года, как и было намечено, Земский собор в расширенном составе делегатов возобновил работу, получив письменный проект Уложения. Работа собора велась в двух палатах. Одна включала царя, Боярскую думу и Освященный собор, то есть высших церковных иерархов. Другая называлась Ответной палатой, в ней преобладали дворяне и представители посадов. В предварительный текст вносились поправки как на заседаниях собора, так и в ходе продолжавшейся работы комиссии Одоевского над текстами коллективных челобитных, что привезли с собой на собор выборные в качестве наказов избирателей. Торопиться с решением вопросов законодательства заставляла обстановка в стране, которая оставалась тревожной и взрывоопасной. Зимой 1648-1649 года волнения в разных местах усилились. 29 января 1649 года составление и редактирование Уложения закончилось, оно было принято и подписано всеми членами собора. Эти подписи оставили 315 человек: патриарх Иосиф, 6 архиереев, 6 архимандритов и игуменов, протопоп Благовещенского собора – духовник царя, 27 членов Боярской думы (бояре, окольничие, печатник и думный дьяк), 5 дворян московских, 148 дворян городовых, 3 «гостя» – привилегированных купца, 12 выборных от московских сотен и слобод, 89 посадских людей из разных городов, 15 выборных от московских стрелецких «приказов»-полков.
Публикация Уложения
Подлинник Уложения представляет собой свиток, склеенный из 959 столбцов-«ставов». Длина свитка составляет 309 метров. Уложение хранится в настоящее время в Российском Государственном архиве древних актов в позолоченном «ковчеге», специально изготовленном для этой цели. На лицевой стороны записан текст, на обратной – стоят подписи. Использовать такой свиток для практических нужд почти невозможно. С него была сделана точная копия в виде рукописной книги и уже с нее осуществлялся типографский набор. Уложение 1649 года – первый печатный памятник русского права. Первое издание тиражом в 1200 экземпляров начали печатать 7 апреля, закончили 20 мая 1649 года. Несколько экземпляров было преподнесено царю, патриарху, боярам. Основная же часть тиража (до 90%) была пущена в продажу для учреждений и частных лиц. Впервые в истории России текст свода законов мог прочитать и даже приобрести каждый. Цена, правда, была высокой – 1 рубль. Открытость и доступность законодательства были одним из главных требований участников народных выступлений и Земского собора. Дело в том, что о законах можно было узнать только при устном оглашении их на площадях и в храмах, по рукописным текстам, в подлиннике или малом количестве списков, хранящихся в государственных учреждениях. По сути, чиновники обладали монополией на знание текстов законов, причем и сами были плохо информированы о них. Публикация Уложения печатным способом и массовым тиражом пресекала возможность сокрытия и фальсификации основных правовых норм, совершения самых вопиющих злоупотреблений по судебной части. Первый тираж не удовлетворил потребности органов власти и общественного спроса. Экземпляры, пущенные в свободную продажу, разошлись стремительно с 14 июня по 7 августа 1649 года. В декабре 1649 года вышло второе издание тем же тиражом в 1200 экз. и в ту же цену за 1 руб. Оно было распродано (в продажу на этот раз ушло свыше 98% тиража) с января 1650 года до августа 1651 года. Большой интерес к Уложению проявился за рубежом. Об этом говорят покупки его экземпляров иноземцами, переводы на латинский и французский языки в XVII веке, на немецкий и датский – в начале XVIII века.
Источники и содержание Уложения
Для составления Уложения были использованы различные источники: Судебник Ивана Грозного 1550 года, Литовский статут 1588 года, приговоры Боярской думы, коллективные челобитные дворян и посадских людей, указные книги Поместного, Земского, Разбойного и других приказов, в которых записывались поступавшие в эти учреждения законы и распоряжения. Использовались также отдельные нормы и положения из памятников византийского и церковного права, прежде всего, из Кормчей книги. В новом своде законов были разработаны вопросы государственного, церковного, хозяйственного, наследственного, семейного, договорного и уголовного права, судебно-процессуальные нормы. Всего в Уложение вошло 25 глав и 967 статей. Распределены они и названы следующим образом:
Глава I. А в ней 9 статей о богохульниках и о церковных мятежниках.
Глава II. О государской чести, и как его государское здоровье оберегать, а в ней 22 статьи.
Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакого бесчиньства и брани не было. [9 статей]
Глава IV. О подпищиках, и которые печати подделывают. [4 статьи]
Глава V. О денежных мастерах, которые учнут делати воровские деньги. [2 статьи]
Глава VI. О проезжих грамотах в иные государства. [6 статей]
Глава VII. О службе всяких ратных людей Московского государства. [32 статьи]
Глава VIII. О искуплении пленных. [7 статей]
Глава IX. О мытах и о перевозах, и о мостах. [20 статей]
Глава X. О суде. [287 статей]
Глава XI. Суд о крестьянах, а в ней 34 статьи.
Глава XII. О суде патриарших приказных, и дворовых всяких людей, и крестьян, а в ней 3 статьи.
Глава XIII. О Монастырском приказе, а в ней 7 статей.
Глава XIV. О крестном целовании, а в ней 10 статей.
Глава XV. О вершенных делах, а в ней 5 статей.
Глава XVI. О поместных землях, а в ней 69 статей.
Глава XVII. О вотчинах, а в ней 55 статей.
Глава XVIII. О печатных пошлинах, а в ней 71 статья.
Глава XIX. О посадских людях, а в ней 40 статей.
Глава XX. Суд о холопах, а в ней 119 статей.
Глава XXI. Суд о разбойных и татиных делах, а в ней 104 статьи.
Глава XXII. А в ней 26 статей, указ за какие вины кому чинити смертную казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание.
Глава XXIII. О стрельцах, а в ней 3 статьи.
Глава XXIV. Указ о атаманах и о казаках, а в ней 3 статьи.
Глава XXV. Указ о корчмах, а в нем 21 статья.
Значение Уложения
Тема 8. Россия в XVII в.
Оглавление
XVII в. для России – это период кризиса сложившихся традиций, устоев, привычного уклада жизни, национального самосознания. Начало ему положила Смута, а раскол церкви был его продолжением. Сложилась и была юридически оформлена крепостная система. Завершался процесс образования централизованного государства.
В то же время в стране наблюдалось разложение натурального хозяйства. Формировался всероссийский рынок. Государство увеличивало свою территорию, активно участвовало в географических открытиях, развивало торговые связи с Западной Европой и Востоком.
В России происходили изменения и в политическом устройстве, страна эволюционировала к абсолютной монархии.
Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Дальнейшая централизация государственной власти
Принятый в 1649 г. новый сборник законов – Соборное Уложение – воплотил общую тенденцию развития государственной системы – усиление роли дворянства и отчасти верхушки посада в государственном управлении страны и в связи с этим усиление централизации государственной власти. В исторической перспективе эта тенденция подготавливала переход сословно-представительной монархии к абсолютизму. В XVII в. в титул русских царей официально вошли понятия «самодержец», «великий государь, царь и великий князь, всея России самодержец», а после воссоединения Украины с Россией и «всея Великие и Малые России самодержец». Тем не менее в первой половине XVII в. власть царя далеко не всегда оказывалась неограниченной и действительно самодержавной. Иногда «великими государями» были одновременно два лица, например, Михаил Фёдорович и его отец патриарх Филарет. В царствование Алексея Михайловича титул «великий государь» присвоил себе патриарх Никон, активно вмешивавшийся в управление светскими делами. Невзирая на теократические тенденции, деятельность Никона способствовала возрождению самодержавных порядков, поколебленных Смутой. Бежавший из России в 1664 г. дьяк Котошихин замечал, что Михаил Фёдорович «самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего». А вот Алексей Михайлович «государство своё правит по своей воле». Тем не менее боярская аристократия упорно отстаивала своё участие во власти через Боярскую думу, однако её конфликт с руководством церкви во многом способствовал успеху царя.
В первой половине XVII в. довольно часто собирались Земские соборы. В дальнейшем укрепившаяся самодержавная власть для решения важнейших государственных вопросов обходилась уже без созыва соборов, ограничиваясь иногда совещаниями с представителями отдельных сословий. Последние соборы состоялись в 1648–1649, 1651–1653 гг. Отмирание Земских соборов было одним из проявлений перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму.
Социально-экономическое развитие России в XVII в.: структура феодального землевладения, эволюция форм собственности
К середине XVII в. разруха и разорение Смутного времени были в основном преодолены. Вместе с тем, «вся история Московского государства в XVII столетии развивалась в прямой зависимости от того, что произошло в смутную эпоху» (С. Ф. Платонов).
В центре научных дискуссий долгое время находился вопрос о начале зарождения в России капиталистических отношений. Одни историки – сторонники ранней датировки – считали возможным отнести генезис капитализма ещё к XVI в. Основным их аргументом являлся рост товарного производства в деревне. Ряд историков соотносят начало процесса генезиса капитализма с концом XVIII–началом XIX в. Согласно им, в XVIII в. происходит лишь дальнейшее развитие феодальных отношений, поскольку отдельные признаки (развитие товарно-денежных, рыночных отношений, увеличение числа мануфактур), по их мнению, не могут служить доказательством капиталистических отношений.
Другие специалисты относят начало капитализма как раз к XVII в., связывая его с определенными изменениями в развитии социально-экономических отношений: расширением в этот период товарно-денежных отношений по причине роста внутреннего рынка и выходом на внешний; продолжением процесса имущественной и социальной дифференциации в городе и деревне; развитием предпринимательства и мануфактуры. Однако при этом подчеркивается, что новые процессы протекали в рамках докапиталистических (феодальных) отношений, т. к. наблюдался одновременно рост крупного землевладения, расширение и углубление докапиталистических форм эксплуатации, законодательное оформление крепостного права, а также возобновление традиций древнерусского управления при проявлениях социальной борьбы в городах.
В XVII в. происходит дальнейший рост крупной земельной собственности, преимущественно развивающейся теперь в форме поместного землевладения. Новым явлением в развитии землевладельческого хозяйства стало усиление его связи с рынком. Наряду с этим наблюдается в значительно большем масштабе выделение из крестьянской среды зажиточной верхушки – «капиталистых мужиков». В целом же происходит дальнейшее углубление специализации сельского хозяйства. В это же время идет повсеместное перерастание ремесла (изготовление на заказ) в мелкотоварное производство (изготовление на рынок); в соответствии с природно-географическими условиями складываются районы ремесленного производства; увеличивается количество мануфактур. Растет число городов – к концу века оно достигает 300.
Вышеуказанные факторы дали широкий простор для развития рыночных связей. Значительно расширился обмен товарами между отдельными районами страны, что свидетельствовало о складывании национального всероссийского рынка. Началось слияние земель в единую экономическую систему, укреплявшую и политическое единство страны.
Соборное уложение 1649 г. Крепостное право в России
Процессы, происходящие в обществе, отразило принятое Земским собором Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. – свод общегосударственных законов (кстати, остававшийся действующим до 1832 г.) Одной из норм Уложения явилось введение бессрочного сыска беглых крестьян – тем самым отменялись «урочные лета». Подтверждался и запрет перехода крестьян в «Юрьев день». Эти меры означали юридическое оформление крепостного права. Дворяне осуществляли полицейский надзор за крестьянами, собирали с них и вносили в казну подати, отвечали за выполнение ими государственных повинностей. Крестьяне лишались права самостоятельно отстаивать свои интересы в суде. Но землевладельцам запрещалось насильно обращать крестьянина в холопы или отнимать у него собственность. Однако его имущество могло быть продано за долги несостоятельного землевладельца. Господин мог обратить крестьянина в кабального слугу, но только с его согласия.
Ряд статей регламентировал развитие крупного землевладения, в частности, вотчинного и поместного землевладения, а также дальнейшее ограничение церковного. Соборное Уложение расширило права помещиков, разрешив им обмен поместий вне пределов своих уездов. Под видом обмена помещики нередко осуществляли частичную продажу поместных владений. Получила развитие традиция наследования поместий по «особым распоряжениям».
Часть статей Уложения коснулась проблемы «белых слобод». Стремясь развивать ремесло и торговлю, государство их ликвидирует. Посадские люди получили право монопольной торговли в городах, при этом неся тягло в пользу государства.
Кроме этого унифицировалась система судопроизводства, при этом сохраняя многие патриархальные порядки.
В то же время первые главы Соборного Уложения содержали статьи о престиже царской власти и преступлениях против нее. Власть монарха усиливалась, что означало движение по пути установления в России абсолютной монархии. Окрепшее самодержавие переставало нуждаться в поддержке со стороны сословно-представительного органа – Земского собора (последний собор полного состава был проведен в 1653 г.). Однако царь – с 1645 по 1676 г. правил Алексей Михайлович – еще был вынужден считаться с Боярской думой, вместе с тем пополнившейся дворянами и представителями приказной бюрократии. Исполнительная власть принадлежала приказам, переживающим в XVII в. свой расцвет. В общей сложности в это время функционировало до 80 приказов. Важнейшими выступали Посольский, Поместный, Тайных дел, Стрелецкий, финансовыми делами ведали приказы Большого прихода, Большой казны, Счетный. Имелась система Дворцовых и Патриарших приказов, а также территориальных, ведавших некоторыми районами страны. Значительно выросла численность бюрократии – до 4,5 тыс. человек. Изменения произошли и в организации местного управления: власть в уездах сосредоточилась в руках назначаемых из центра воевод. Однако в Поморье сохранялось земское управление. Предпринимаются попытки реорганизации армии: создаются полки «нового строя», куда набирались «даточные люди» (сто крестьянских дворов давали на пожизненную службу одного солдата), проходившие военное обучение под началом офицеров-иностранцев. Довольно верно политический строй России XVII в. определял М. М. Богословский, писавший, что Московское государство середины XVI–середины XVII в. было самодержавно-земским, а далее оно стало превращаться в самодержавно-бюрократическое.
Церковная реформа
В событиях Смутного времени церковь играла видную роль. Еще более её авторитет повысился в 20-е гг. XVII в., когда патриарх Филарет фактически соединил в своих руках прерогативы светской и церковной власти. Хотя Соборное Уложение 1649 г. ограничивало рост церковного землевладения (что не удалось сделать Ивану Грозному) и урезало иммунитетные права монастырей, экономическое могущество церкви оставалось по-прежнему велико.
Вместе с тем, внутри церкви имели место разногласия. Истоки их восходят к 40-м гг. XVII в., когда в Москве сложился «Кружок ревнителей древнего благочестия». Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев, а входили Никон, Аввакум и другие церковные, а также светские деятели. Их стремления сводились к назревшему «исправлению» церковных служб, поднятию нравственности духовников и противодействию проникновению светских начал в духовную жизнь населения. Деятелей кружка поддерживал и царь. Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления. Одни считали, что за основу надо положить древнерусские рукописные книги (Аввакум), другие – греческие оригиналы (Никон). Несмотря на свою непримиримость, споры вначале не выходили за рамки богословских рассуждений узкого круга лиц. Так продолжалось до тех пор, пока Никон не стал в 1652 г. патриархом. Он сразу же начал проводить церковную реформу.
Наиболее существенные изменения коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, в богослужебные книги вписывали слова по сути равнозначные, но по форме иные, произошла замена и других ритуалов. Из Москвы были высланы «ревнители» (Аввакум – на север). Одновременно Никон, некогда бывший ближайшим соратником царя Алексея Михайловича, поставленный патриархом при его содействии, стал претендовать на государственную власть. Он демонстративно подчеркивал превосходство духовной власти над светской: «Яко же месяц емлет себе свет от солнца. такожде и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея». По сути он становился соправителем царя, а во время отсутствия Алексея Михайловича занимал его место. В приговорах Боярской думы появилась такая формулировка: «светлейший патриарх указал и бояре приговорили». Но Никон переоценил свои силы и возможности: приоритет светской власти был уже определяющим в политике страны.
Тем не менее борьба продолжалась восемь лет. И только церковный собор 1666 г. вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь. Наряду с этим, церковный собор объявил проклятие всем противникам реформы.
После этого раскол в России разгорелся с гораздо большей силой. Чисто религиозное вначале движение приобретает социальную окраску. Однако силы споривших между собой реформаторов и старообрядцев (староверов) были неравны: на стороне первых находились церковь и государство, вторые защищались только словами. Движение старообрядчества было сложным по составу участников. В него входили горожане и крестьяне, стрельцы, представители черного и белого духовенства, наконец, бояре (яркий и хрестоматийный пример – боярыня Морозова). Общим их лозунгом был возврат к «старине», хотя каждая из этих групп понимала его по-своему. Трагическая судьба выпала на долю старообрядцев уже в XVII в. Подвижнической смертью погиб «неистовый» Аввакум: после многолетнего «сидения» в земляной яме он был в 1682 г. сожжен. А последняя четверть этого столетия озарена кострами массовых «гарей» (самосожжений). Преследования вынудили старообрядцев уйти в глухие места – на север, в Заволжье, где их не коснулась цивилизация ни в XVIII, ни в XIX, ни даже, иной раз, в XX в. Вместе с тем старообрядцы стали хранителями многих древних рукописей.
Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. Собор 1667 г. подтвердил независимость духовной власти от светской. По решению этого же собора был упразднен Монастырский приказ, а также отменялась практика суда светского учреждения над духовенством.
Социальные движения в XVII в.: Медный бунт, Соляной бунт, Новгородское и Псковское восстания, восстание Степана Разина
Середина–вторая половина XVII в. были наполнены социальными взрывами. По своей организации и структуре восстания были неоднородны: они включали и элементы вечевых порядков, и элементы городского и казацкого самоуправления.
Первым в этом ряду стало восстание в Москве в 1648 г., известное как Соляной бунт. Истоки его обычно видят в финансовой реформе главы правительства боярина Б. И. Морозова, оказывавшего большое влияние на царя (к тому же породнившегося с ним путем брака с сестрой его супруги). Пустующую государственную казну Морозов решил пополнить заменой прямых налогов – чрезвычайно разорительных – косвенными. В 1646 г. была обложена дополнительной пошлиной соль. Это вызвало резкое сокращение потребления соли и недовольство прежде всего рядового посадского населения. Тогда в 1647 г. соляной налог было отменен, но образовавшуюся недоимку стали вновь взыскивать обычным путем – прямыми налогами. В городах это особенно ударило по жителям «черных слобод», которые, в отличие от «белослободчиков», освобожденных от платежей, несли в полной мере государево тягло. Чернослободчики требовали ликвидации белых слобод и уравнения их населения в правах и обязанностях со всем остальным посадом. Недовольство выражало и дворянство.
К лету 1648 г. в столице складывается напряженная обстановка. 1 июня возвращающемуся с богомолья Алексею Михайловичу москвичи хотели подать челобитную, но были разогнаны стрельцами. Тогда на следующий день горожане ворвались в Кремль и вновь попытались вручить царю челобитную. Морозов приказал стрельцам изгнать толпу, но они отказались. Начались погромы дворов бояр и других представителей знати. Восставшие потребовали выдачи особенно ненавистных чиновников – Морозова, окольничего Траханиотова, начальника Земского приказа Плещеева. Царю удалось спасти лишь Морозова, срочно выслав его в отдаленный монастырь. В ходе восстания сложился союз посадских людей, дворян и стрельцов. Они потребовали созыва Земского собора для рассмотрения их требования. По Уложению 1649 г., которое утвердил собранный Земский собор, предусматривалось так называемое посадское строение, упорядочившее организацию посада.
Эхо московских событий прокатилось и по другим городам Российского государства; движущими силами выступали на севере посадские люди, а на юге – мелкий служилый люд. Посадское движение продолжилось в 1650 г. в Новгороде и Пскове. Поводом послужило резкое повышение цен на хлеб, вызванное поставками зерна Швеции в счет компенсации за людей, ушедших с захваченных ею (по Столбовскому миру 1617 г.) территорий. В обоих городах было заменено административное управление.
В Пскове, после отстранения от должности воеводы Собакина в марте 1650 г., власть от приказной избы перешла к органу земского самоуправления – «всегородной избе». В мае – августе во главе города стояли представители демократических слоев посада во главе с купцом хлебником Гаврилой Демидовым. Горожане завладели городскими ключами и печатью. В состав псковского правительства входили делегаты разных сословий, в том числе и дворяне. Окончательные решения принимал сход псковичей, созываемый звоном колокола. «Сходы не были простым воспроизведением древнего веча, – пишет А. А. Преображенский, – но некоторые традиции вечевых собраний, по-видимому, возродились в новых условиях». С организованностью и решимостью псковичей вынуждено было считаться московское правительство. Царские грамоты посылались «к всегородным земским старостам и стрельцам, и казакам, и посадцким, и всяким жилецким людям». В конечном итоге правительство приняло условия переговоров и сняло военную блокаду города. Прощение было дано всем участникам сопротивления, в том числе и пятерым руководителям-«заводчикам».
В марте–апреле 1650 г. восстание произошло в Новгороде. Его ход был во многом схож с событиями во Пскове. Здесь также власть оказалась в земской избе, однако не нашлось столь решительных и последовательных руководителей.
Следующее выступление произошло в 1662 г. в Москве. Оно известно как Медный бунт. Восстание было связано с русско-польской войной (начавшейся в 1654 г.), которая вызывала большие финансовые затруднения. В поисках выхода московское правительство взамен серебряной монеты стало чеканить равнозначную медную, которая со временем обесценилась, а налоги собирались по-прежнему серебром, в то время как жалованье выплачивалось медью. Вследствие этого посадское население оказалось неплатежеспособным.
В июле 1662 г. по набатному колоколу посадские люди, стрельцы и солдаты двинулись в резиденцию царя – село Коломенское и потребовали выдачи бояр и купцов, причастных к неудачной денежной реформе. Вступив с ними в переговоры, царь Алексей Михайлович одновременно вызвал верные ему стрелецкие полки, которые жестоко расправились с восставшими. Однако чеканка медных денег была прекращена.
В начале 70-х гг. XVII в. крупное восстание произошло в южных районах России, где земли по Дону были заселены казаками. Особенности их положения (оборона пограничных земель от крымцев и ногайцев) обуславливали их отношения с центром, обеспечивавшим их хлебным жалованьем, а также не требовавшим выдачи беглых крестьян («с Дона выдачи нет»). Нередко казакам для устройства своего имущественного положения приходилось собирать походы «за зипунами», которые зачастую сводились к грабежу казенных и купеческих караванов на Волге. Однако когда в 60-х годах правительство стало противодействовать им, тогда начались волнения.
Во главе восставших стоял домовитый донской казак Степан Разин. Первые его походы «за зипунами» через Каспийское море на Волгу и Яик в 1667 г., а затем в пределы Персии (1668–1669) ничем не отличались от прочих. Новый поход Разина, начавшийся в 1670 г., превратился в казацко-крестьянское восстание [2], в котором наряду с казаками и русскими крестьянами участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др.
Весной отряды восставших овладели Царицыном, а в начале лета – Астраханью. Затем было принято решение продвигаться вверх по Волге. Восстание охватило значительную территорию Поволжья. Но после неудачной осады в сентябре 1670 г. Симбирска повстанцы были разбиты правительственными войсками. Разин ушел на Дон, где в феврале 1671 г. был схвачен зажиточными казаками и выдан правительству. После его казни (июнь) восстание пошло на убыль.
Внутренняя политика России в конце XVII в.
После смерти царя Алексея Михайловича на престол был возведен 14-летний Федор Алексеевич (1676–1682) – его сын от первой жены – Марии Милославской, происходившей из старинного боярского рода. Кроме Федора у них был еще сын Иван и шесть дочерей, старшей из которых являлась Софья. От второго брака с Натальей Нарышкиной царь имел сына Петра и дочь Наталью. В 70–80-е гг. между придворными группировками Милославских и Нарышкиных происходит беспрерывная борьба за власть. Во главе первых стояла энергичная и властолюбивая царевна Софья, вторых возглавляла мать Петра царица Наталья Кирилловна.
Несмотря на эту непростую обстановку, правительство смогло осуществить ряд реформ. В 1676 г. был проведён «разбор» служилых городов, призванный поднять дисциплину в армии, т. к. многие дворяне не являлись на службу. Начали работу по составлению новых писцовых книг, которые стали последними в долгой истории посошного обложения в Русском государстве, на смену ему пришло подворное.
Создавались военные округа (разряды) для большего удобства в комплектовании войска и взимания налогов, ставшие предтечей петровских губерний. При Фёдоре Алексеевиче увидел свет знаменитый указ об отмене местничества. Теперь царь мог назначать на государственные и военные должности, учитывая способности и заслуги претендента, а не древний порядок чиновной иерархии. Впрочем эта реформа породила и определённую нестабильность в верхах.
В связи со смертью бездетного Федора встал вопрос о его преемнике. По старшинству наследовать должен был Иван, но он был малоспособен к правлению. Тогда выбор пал на Петра. Он не устроил Милославских, и они, воспользовавшись недовольством стрельцов, подняли их против Нарышкиных. Во время восстания 15–17 мая 1682 г. стрельцы убили ряд их сторонников – Л. К. Нарышкина, А. С. Матвеева и других – и потребовали провозглашения царями и Ивана, и Петра, а по их молодости управление страной отдавалось в руки царевны Софьи. Она же первым делом подавила стрелецкий мятеж, казнив руководителя стрелецкого войска Хованского. Фактически правителем при Софье становится князь В. В. Голицын, способный дипломат, но неудачливый полководец.
В XVII в. сословно-представительная монархия постепенно переходила в абсолютизм. Государственная земельная собственность стала утрачивать своё господство. Общество постепенно стало освобождаться от её груза, который оказался непосильным для страны. Растёт вотчинная собственность, особенно после зафиксированного в Соборном уложении права превращать поместье в вотчину. Параллельно с этим уходит старая военно-служилая система. Зарождается всероссийский рынок. Земские соборы собирались всё реже, пока необходимость в них совсем не отпала. Вместе с тем изменение государственного строя сопровождалось социальными волнениями, продемонстрировавшими необходимость в дальнейшей централизации. XVII век готовил почву для преобразований начала XVIII в.