свияжский богородице успенский мужской монастырь официальный сайт
Свияжский Успенский монастырь
Свияжский Успенский мужской монастырь — одна из самых известных достопримечательностей Свияжска. Его купола видны издалека, при подъезде к городу.
История Свияжского Успенского монастыря
Архиепископ казанский Герман принял должность настоятеля в 1555 году. Он взял на себя задачу распространять христианство в преимущественно мусульманском Татарстане.
Царь Иван Грозный хотел видеть архиепископа на должности московского митрополита. Тот отказался, его изгнали, и где-то через год он умер. Он успел поучаствовать в создании двух главных святынь монастыря — Успенского собора и Никольского храма. И вплоть до XVII века здесь возводились новые церкви и постройки.
После революции почти все ценности были изъяты. В течение следующих 70 лет здесь находилась психлечебница.
Монастырь вернулся к своей деятельности только в начале в XX века.
Успенский Собор Свияжского монастыря
Успенский Собор возвели сразу из камня в псковско-новгородском стиле в 1560 году.В то время многие монастыри и церкви создавались из дерева.
Предполагают, что архитекторы монастыря были те же, что и у московского Храма Василия Блаженного — Постник Яковлев и Иван Ширяй.
В 1564–1564 году архиепископ Герман проводил в храме литургии.
В 1595 году сюда перенесли его мощи.
Настоятель Герман, пока руководил монастырем, смог сделать его одним из самых богатых в стране.
В соборе Успения до сих пор сохранились уникальные фрески второй половины XVI века, занимающие более 1000 кв.м. Самая раритетная фреска — лик святого Христофора с головой коня. Это единственная из всех существовавших в таком виде фреска, дошедшая до наших дней. Остальные повествуют о евангельских и ветхозаветных временах, народных легендах и исторических событиях.
В 2017 году Успенский собор был внесен в список Объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор открыт для индивидуальных посетителей и туристических групп каждый день, с 9 до 17.30. Время нахождения внутри собора регламентировано по требованию ЮНЕСКО.
28 апреля 2019 года, в Христово Воскресение, Успенский собор был открыт после 10-летней реставрации. Сейчас его могут посетить все желающие.
Освящение собора планируется в Успение Пресвятой Богородицы, 28 августа.
Церковь Николая Чудотворца
Называемая также Никольской, церковь была возведена в 1556 году, скорее всего, под руководством Ивана Ширяя.
Трехъярусная колокольня высотой почти 45 метров появилась чуть позже, в XVII веке. Нижний ярус служил оборонительным целям, от него открывался тайный ход за пределы монастыря.
Настолько высокие колокольни мало где сохранились, сейчас она является самым высоким зданием в Свияжске. Существуют предположения, что стены церкви тоже были украшены фресками, которые просто не дошли до наших дней.
В 1825 году церковь была под угрозой сноса, но, благодаря щедрым пожертвованиям графа Апраксина, храм был восстановлен и освящен архиепископом Филаретом. В церкви до сих пор сохранилась келья архиепископа Германа.
Исторические здания Свияжского монастыря
Помимо церквей, здесь прекрасно сохранились несколько других, не менее ценных, построек.
Братский корпус и церковь
Корпус был построен в XVI–XVII веках. С тех пор он перестраивался несколько раз. Во времена советского союза здесь располагалась тюрьма Гулага, а позднее — психлечебница.
К восточной части корпуса примыкает небольшая церковь, возведенная в честь Германа Казанского и Митрофана Воронежского и освященная в 1799 году.
Монастырское училище
Рядом с церковью Николая Чудотворца располагается здание XVII-начала XVIII века. В начале XIX века в нем находилось училище. В XX веке, после революции — один из корпусов психлечебницы.
Архиерейский корпус
В дальней части Успенского мужского монастыря расположился Архиерейский, или Настоятельский корпус. Он датируется XVII веком.
Это — уникальное здание, напоминающее сказочный терем. Считается, что, кроме него, поблизости не сохранилось жилых построек того времени.
Надвратная церковь Вознесения
Над резными южными вратами монастыря вы увидите церковь XVIII века, церковь Вознесения.
Ее построили на месте Борисоглебской церкви, которая строилась из дерева и к тому моменту обветшала. В XX веке церковь разрушили, но позднее — полностью восстановили.
Как добраться до свияжского Успенского монастыря
Несмотря на то, что монастырь располагается на острове, есть множество способов до него добраться.
На водном транспорте
С мая по конец октября из Казани можно добраться на теплоходе, который отправляется с Речного вокзала. Время в пути около 2 часов.
До Свияжска: 8:20 ежедневно. Из Свияжска: 16:30 ежедневно.
Осенью время отправления изменяется. Ознакомиться с тарифами и льготами можно здесь. Билеты продаются за час до отплытия.
Из Введенской слободы можно добраться на лодке, договорившись с местными жителями.
На автобусе
С центрального автовокзала Южный в Казани до Свияжска ходят автобусы. Отправление только по выходным. Из Казани в Свияжск — в 9 утра, обратно — после обеда. Актуальное расписание и наличие свободных мест лучше уточнять на сервисе Яндекс-расписания.
Электричкой
До острова Свияжск можно доехать электричкой с главного железнодорожного вокзала Казани. Путь займет около часа. Актуальное расписание можно посмотреть здесь. Стоит учесть, что станция Свияжск находится в поселке Нижние Вязовые. От поселка до Свияжска — 12 км.
На автомобиле
Необходимо выехать на трассу М7 в сторону Москвы. После моста через реку Свиягу проехать пост ГИБДД в селе Исаково. Свернуть направо на развязке. Через несколько километров будет поворот направо на остров-град Свияжск.
Если едете по трассе М7 со стороны Москвы, нужно свернуть направо на развязку перед селом Исаково.
На такси
В городе действует множество фирм, предоставляющих услуги такси с абсолютно разным уровнем цен.
Для того, чтобы добраться до Свияжска с комфортом, можно воспользоваться сервисом Kiwitaxi или одним из приложений. В Казани есть Яндекс такси, Максим, такси Везёт, Gett, Uber.
Свияжский Успенский монастырь: google-панорама
Свияжский Успенский монастырь: видео
История монастырей Свияжска
История Свияжского Успенского монастыря
В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре — 6 ноября 1567 года, по одним сведениям, был убит (усечен мечем), по другим — скончался во время эпидемии чумы.
В 1595 (1592?) году при митрополите Казанском Гермогене (будущем патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной монастырской святыней.
В века монастырь был главным миссионерским центром Казанской епархии, богатейшим и самым влиятельным в Среднем Поволжье и входил в число 20 самых богатых в России. В его землях накануне реформы 1764 года числилось 7200 мужских крестьянских душ — столько же, сколько во всех остальных монастырях Казанской епархии, вместе взятых. Свияжск был местом крещения сотен, а затем и тысяч представителей местного населения: татар, чуваш, марийцев, мордвы. Есть сведения, что типография для печати Священного Писания и богослужебных книг появилась в монастыре ещё при св. Германе — раньше, чем типография Ивана Фёдорова в Москве.
В середине XVIII века Свияжску принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек (в том числе с. Мамадыш). В то же время при Успенском монастыре размещается знаменитая Новокрещенская Контора, формально закрытая в 1764 году.
По монастырской реформе 1764 года, возведён в I класс — высший для монастырей Российской империи. До 1809 года был единственным первоклассным в Казанской епархии (с 1809 года этот статус получил и Казанский Богородицкий монастырь).
В XIX веке Свияжск обеднел, а последствия секуляризации церковных земель 1764 года, от которой монастырь так и не оправился, привели к его упадку. Братия, превышавшая 100 человек, к началу XX века едва достигает 20–25 монахов и послушников. Доходы монастыря уже значительно уступают доходам многих других монастырей епархии.
В 1987 году был образован Свияжский филиал (отдел) Государственного музея изобразительных искусств РТ. По мере восстановления монастырских комплексов, к 2006 году вся деятельность филиала сведена, в основном, к экскурсионному обслуживанию туристов двумя экскурсоводами.
В 1997 монастырь был официально возрождён. Указом Президента РТ Свияжский мужской монастырь был передан Казанской Епархии Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Первым наместником монастыря стал игумен Кирилл (Коровин). На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий Второй, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию 31 августа — 2 сентября 1997 года.
С тех пор и до сего дня в монастыре неустанно ведутся восстановительные работы, а в восстановенных храмах совершаются богослужения.
История монастыря
После сильных пожаров 1753 и 1795 годов женский монастырь был переведен в помещения упраздненного в 1764 году самого древнего в Среднем Поволжье монастыря, основанного в 1551 году.
С этого начался новый этап в истории обители, когда она достигла максимального расцвета. К началу XX века в ней числилось до 400 монахинь и послушниц — это был второй по величине женский монастырь епархии после Казанского Богородицкого.
С 14 августа 2004 года образовано женское подворье Свияжского Успенского мужского монастыря.
В настоящее время женская община упразднена и обитель входит в комплекс Свияжского мужского монастыря. Два храма из трех монастырю.
Подробнее об истории монастыря можно прочитать в работах Андрея Рощектаева «Свияжск» и «История монастыря».
Свияжский Успенский монастырь – остров молитвы
Игумен Симеон (Кулагин)
Как духовные традиции Оптиной пустыни развиваются в Свияжском монастыре
1 февраля 2019 года в Казани состоялось торжественное мероприятие, посвященное завершению масштабного историко-культурного проекта «Культурное наследие: остров-град Свияжск и Древний Болгар». Работы по воссозданию уникального исторического комплекса зданий в Свияжске ведутся с 2010 года республиканским фондом «Возрождение». Среди прочих объектов был реконструирован Успенский собор Свияжского Богородице-Успенского монастыря. Самая активная фаза работ пришлась на последние два года. Это удивительным образом совпало с назначением наместником монастыря 27 декабря 2016 года игумена Симеона (Кулагина).
Отец Симеон, недавно исполнилось два года с момента Вашего вступления в должность наместника обители. Какой Вы ее нашли в свой приезд, что знали о ней, что удалось сделать за два года? Что пришлось менять?
Всю свою жизнь я интересуюсь историей России, и когда-то занимался этим профессионально, поэтому я, конечно же, знал о Свияжске и его древних святынях. Главное преимущество монастыря, на мой взгляд, –это то, что он заботами республиканского руководства был полностью отреставрирован. Это позволяет заниматься больше не строительными хлопотами, а устроением монашеской жизни и богослужением. Со мною пришло несколько человек из Оптиной пустыни, они стали костяком нового братства, принесли традиции одной из лучших православных обителей.
Монастырь древний, основан в XVI веке, ансамбль монастыря полностью сохранился. Расположен в удивительном по красоте месте, на острове при слиянии трех рек: Волги, Свияги и Щуки.
Главные изменения – это именно восстановление монастырского устава во всех сферах жизни обители. Например, богослужение у нас ежедневно совершается по монастырскому уставу, что, как ни странно, большая редкость в русских монастырях. Вечером мы служим вечерню и повечерие с каноном Богородице.
А утром, в 6 часов, мы совершаем полунощницу, утреню, часы и литургию (иногда две Литургии). Канон на утрене у нас читается с библейскими песнями – это древняя уставная традиция, которая почти забыта в России и поддерживается в монастырях Афона. В планах – еще более приближать богослужение к уставу. Вообще, из-за того, что в монастыре почти отсутствует подсобное хозяйство – так как мы расположены на небольшом острове, – богослужение, келейная молитва и поддержание благолепия в храмах – основные наши послушания. За эти два года мы подготовили к освящению два отреставрированных храма, в которых сейчас постоянно идет богослужение. Состоялись первые постриги в монастыре. В планах на уже начавшийся год –освящение Успенского и Никольского храмов XVI века, а также Германовского храма, который расположен в братском корпусе. Именно подготовкой этих древних храмов к освящению мы сейчас преимущественно и занимаемся.
В чем Вы видите свою главную миссию и задачу как наместника? Какие векторы развития монастыря Вы считаете наиболее важными и приоритетными?
Я родился и вырос в Сибири. Еще в детском возрасте появился интерес к вере и Церкви, по собственному желанию был крещен, хотя семья была нерелигиозная. Окончил университет и занимался преподаванием истории России. В 27 лет отправился в паломническую поездку по монастырям, в том числе три дня должен был провести в Оптиной пустыни. Когда эти дни прошли, я понял, что не хочу уезжать оттуда. Подошел к духовнику обители отцу Илию, и он благословил остаться. Так я остался в Оптиной на 12 лет, принял постриг. Проходил самые разные послушания – на коровнике, в экскурсионной службе, в гостинице для трудников, по благочинию, практически ежедневно приходилось принимать исповедь у многочисленных богомольцев. Последние годы заведовал монастырскими трапезными, в которых ежедневно питалось в среднем 600 человек.
Свияжский монастырь меня привлек своей древностью и удаленным расположением на острове, так как я считаю, что монашескую жизнь в городе либо вблизи мегаполиса устроить крайне сложно.
Главную свою задачу вижу в том, чтобы возродить монашеские традиции в древнем монастыре, собрать братию, действительно любящую монашескую жизнь и молитву, и поддерживать уставное богослужение.
Обители уделяется большое внимание со стороны властей республики и правящего архиерея. Что удалось сделать благодаря их поддержке?
В 2018 году закончилась реализация комплексного проекта по возрождению острова-града Свияжска, в рамках которого были отреставрированы все объекты Свияжского монастыря. На самом деле – это уникальный для России проект.
За несколько лет были полностью восстановлены два свияжских монастырских комплекса.
В 2017 году наш Успенский собор был признан памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО – таких памятников в России менее 30-ти. Это, конечно, было бы невозможно без особого внимания к возрождению Свияжска со стороны властей республики, особенно Государственного Советника Минтимера Шаймиева и возглавляемого им фонда «Возрождение». Искренняя им благодарность от братии обители и паломников! Именно благодаря этой работе монастырь теперь полностью обустроен и удобен для монашеской жизни.
Наш правящий архиерей митрополит Феофан лично вникает во все детали строительных и реставрационных работ, участвует в рабочих совещаниях. Но главная, на мой взгляд, забота владыки – это восстановление уставных и духовных монастырских традиций.
Как проходит возрождение исторического облика обители? Какие работы ведутся сейчас, какие – в ближайших планах?
Реставрационные работы заканчиваются. Летом этого года планируется освящение нашей главной святыни – Успенского собора. Также будет установлен иконостас в Никольском храме и открыта новая паломническая трапезная на территории Иоанно-Предтеченского подворья нашего монастыря. Мы надеемся, будут проведены работы по благоустройству территории Успенского монастыря, так как без этого сложно будет обеспечить доступность собора с его уникальными фресками XVI века для массового посещения.
Свияжск – один из важнейших туристических центров Татарстана с огромным трафиком посетителей, зачастую не вполне воцерковленных. Как насельникам обители удается сохранить в этой ситуации молитвенный настрой?
Эта проблема большинства современных монастырей, особенно имеющих определенную известность. Но надо отметить, что и в прошлом монастыри принимали не меньший поток паломников. Например, Оптина пустынь в дореволюционные годы была центром духовного окормления, принимала многотысячный поток посетителей со всей России, и это не мешало братии сохранять строгий строй монастырской жизни. В Свияжске поток туристов и паломников имеет ярко выраженную сезонность – это лето и новогодние праздники. Большую часть года жизнь в монастыре уединенная. Это преимущество островного и отдаленного от городов расположения Свияжска. Но и в летние месяцы посетители бывают только в дневные часы, утром и вечером – когда мы совершаем богослужение – в стенах монастырского комплекса практически нет туристов или паломников. Ворота обители открываются в 9 часов утра, а закрываемся мы для посетителей в летний период в 18 часов, в зимний – в 17. Сейчас наиболее важная задача – создание братской территории, то есть ограждение территории, примыкающей к братским корпусам, от посетителей. Это совершенно необходимо для дальнейшего развития обители, и правящий архиерей нас здесь полностью поддерживает.
Вообще, наш владыка говорит, что апостолы ходили по всей земле и искали кому бы проповедовать Слово Божие, а к нам сами в обитель приезжают люди, многие из которых, видя благолепие древних храмов, посещая уставные службы, получают духовную пользу. Как писал современный учитель монашества, старец Иосиф Ватопедский: «Когда мы трудимся ради нашего спасения со страхом и прилежанием, соблюдая свои монашеские установления, мы становимся и миссионерами для нашего народа, не выходя за ограду монастыря».
Свияжский монастырь – особое место в истории Поволжья, форпост в распространении православной веры среди народов региона. В его истории много страниц как радостных, так и трагических. Какие из них, по Вашему мнению, недостаточно хорошо известны и нуждаются в более тщательном изучении и освещении?
Сейчас я занимаюсь исследованием истории монастырей Свияжска в начале XX века, то есть перед революцией 1917 года, а также после революции и вплоть до закрытия монастырей. Это время святых новомучеников и исповедников, которые явили подвиг веры, но также и эпоха отречений, предательств. Мне кажется, знакомство с этой страницей истории нашей страны весьма актуально для современного христианина.
Кто сегодня приходит в монастырь и как происходит формирование и воспитание насельников?
В монастырь приходят самые разные люди. Кого-то приводят жизненные проблемы, кто-то сознательно интересуется монашеской жизнью. Часть братии и трудников связаны с Оптиной пустынью и приходят к нам по совету оптинских духовников. Для всех приходящих в монастырь обязательно посещение богослужебного суточного круга.
В течение дня между богослужениями – трудовые послушания, которых хватает в большом монастыре с семью храмами. В нашем монастыре принята практика частой исповеди и причащения – обычно раз в неделю. Также мы стараемся, чтобы все получали духовное образование на заочном отделении Казанской духовной семинарии. Причем наши студенты отличаются очень хорошей успеваемостью. Периодически проводим беседы с братией и трудниками по вопросам духовной жизни. Сейчас в монастыре семь монахов. Есть послушники и трудники из разных регионов России, которые имеют серьезное расположение к монашеству. Монастырь большой и полностью восстановленный, так что мы готовы принять всех, кто серьезно задумывается о спасении души.
Каков порядок жизни в монастыре? Насколько он строг и имеет ли историческую традицию?
Утреннее богослужение, которое продолжается в среднем три с половиной часа и посещение которого обязательно. После этого всем назначаются послушания. С двенадцати до двух перерыв, во время которого совершается трапеза и можно отдохнуть. С двух до четырех братия и трудники вновь на послушании. В пять начинается служба, которая на этот раз занимает около полутора часов, после службы – ужин. В половине девятого собираемся в храме для вечернего правила. Накануне праздничных дней совершается всенощное бдение. Этот распорядок во многом похож на тот, который действует в Оптиной пустыни, и соблюдение его обязательно. Конечно же, стоит отметить, что в прошлом распорядок жизни в монастырях был более строгим и подвижническим. Обязательность посещения монастырских служб – главная сложность нашего устава. Для многих современных людей гораздо проще тяжелый труд, чем многочасовая молитва.
Если ли у Вашей обители связь с другими монастырями?
Мы, конечно, имеем связи с монастырями Казанской земли, приглашаем на все наши монастырские праздники братию других монастырей, некоторые монастыри также приглашают нас на свои торжества. Наиболее тесная духовная связь лично у меня и у других наших монахов поддерживается с Оптиной пустынью. Нас часто навещают оптинские братья, оптинские трудники также приходят в нашу обитель. Мы всегда рады тем, кто ищет монашеского жития, любит молитву и богослужение. Монастырь сейчас полностью восстановлен, налажена богослужебная жизнь, создан костяк братии – и мы молимся и надеемся, что со временем обитель наполнится ищущими духовной жизни.
Игумен Симеон (Кулагин)
Беседовал Дмитрий Хохлов
Свято-Успенский Свияжский мужской монастырь
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь — действующий мужской монастырь Казанской епархии Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви, (Московский Патриархат) колыбель православия Казанского края и Поволжья.
Содержание
История [ править ]
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был основан в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии. Основателем монастыря и его первым настоятелем стал архимандрит Герман (Садырев-Полев), позже ставший вторым архиепископом Казанским, (1564—1566) прославленный в лике святых как святитель Герман, Казанский чудотворец. Его цельбоносные мощи — главная святыня монастыря с 1592 года.
По монастырской реформе 1764 года, монастырь возведён в I класс — высший для монастырей Российской империи. До 1809 года был единственным первоклассным в Казанской епархии (с 1809 года этот статус получил и Казанский Богородицкий монастырь).
Обеднение в XIX веке города Свияжска, а также последствия секуляризации церковных земель 1764 года, привели монастырь к упадку. Братия, когда-то превышавшая 100 человек, к началу XX века едва достигала 20-25 монахов и послушников, а доходы монастыря стали уступать доходам других монастырей епархии.
9 августа 1918 года красноармейцами был зверски убит без суда последний настоятель обители — епископ Свияжский Амвросий (Гудко), прославленный в лике Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году.
В годы становления безбожной власти монастырь был закрыт и разграблен, а рака с мощами святителя Германа вскрыта красногвардейцами. Впоследствии, мощи сокрыли под престолом кладбищенского храма Ярославских чудотворцев города Казани, а в 2000 году вновь возвращены в Свияжск.
В советское время территорию обители занимала психиатрическая больница, которая в 1994 году была выведена.
В 1997 году Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был официально возрождён.
Архитектурный ансамбль [ править ]
Ансамбль монастыря представляет уникальную историко-архитектурную ценность, по которой он не имеет себе равных в Среднем Поволжье. Древнейшие его храмы — Успенский собор (1561) и Никольская трапезная церковь (1556) с 43-метровой колокольней — признанные шедевры русского зодчества XVI века. Особенно ценен для искусствоведов Успенский собор и его фрески того же 1561 года. Это памятник в стиле псковско-новгородских храмов (предполагаемые архитекторы — Постник Яковлев и Иван Ширяй). В XVIII веке он получил новый купол в стиле украинского барокко и 12 узорных барочных кокошников, но в остальном его облик XVI века остался неизменным.
Фрески внутри собора занимают общую площадь 1080 кв. метров. Это один из двух храмов России, где сохранился полный цикл стенной живописи эпохи Ивана Грозного (второй — собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле). Вообще, русскую фресковую живопись XVI века мы знаем, главным образом, лишь на примере названных соборов: сохранилось много более древних и более поздних фресок, но по XVI веку зияет большой пробел. В этом смысле, свияжские росписи являются всемирным раритетом. Наиболее знаменитые их композиции: «Отечество» («Новозаветная Троица») в куполе, «Успение Божией Матери» в алтаре, «Распятый Христос на груди Бога Саваофа» в одном из парусов свода, «Шествие праведных в рай», «Святой Христофор» (единственная в мире сохранившаяся фреска, где этот святой, согласно апокрифической версии изображён с лошадиной головой). Уникально и то, что росписи западной стены не содержат традиционной композиции геенны огненной, изображая лишь райские обители.
Другие памятники монастыря относятся к рубежу XVII—XVIII вв.: т. н. архиерейский, настоятельский и братский корпуса. Вознесенский надвратный храм (кон. XVII в.) и храм свв. Германа Казанского и Митрофана Воронежского (XIX в.) были разрушены в советское время.
Почти километровая ограда монастыря, придающая ему вид кремля, относится к XVIII—XIX вв.