свияжск богородице успенский мужской монастырь
Свияжский Успенский монастырь
Свияжский Успенский мужской монастырь — одна из самых известных достопримечательностей Свияжска. Его купола видны издалека, при подъезде к городу.
История Свияжского Успенского монастыря
Архиепископ казанский Герман принял должность настоятеля в 1555 году. Он взял на себя задачу распространять христианство в преимущественно мусульманском Татарстане.
Царь Иван Грозный хотел видеть архиепископа на должности московского митрополита. Тот отказался, его изгнали, и где-то через год он умер. Он успел поучаствовать в создании двух главных святынь монастыря — Успенского собора и Никольского храма. И вплоть до XVII века здесь возводились новые церкви и постройки.
После революции почти все ценности были изъяты. В течение следующих 70 лет здесь находилась психлечебница.
Монастырь вернулся к своей деятельности только в начале в XX века.
Успенский Собор Свияжского монастыря
Успенский Собор возвели сразу из камня в псковско-новгородском стиле в 1560 году.В то время многие монастыри и церкви создавались из дерева.
Предполагают, что архитекторы монастыря были те же, что и у московского Храма Василия Блаженного — Постник Яковлев и Иван Ширяй.
В 1564–1564 году архиепископ Герман проводил в храме литургии.
В 1595 году сюда перенесли его мощи.
Настоятель Герман, пока руководил монастырем, смог сделать его одним из самых богатых в стране.
В соборе Успения до сих пор сохранились уникальные фрески второй половины XVI века, занимающие более 1000 кв.м. Самая раритетная фреска — лик святого Христофора с головой коня. Это единственная из всех существовавших в таком виде фреска, дошедшая до наших дней. Остальные повествуют о евангельских и ветхозаветных временах, народных легендах и исторических событиях.
В 2017 году Успенский собор был внесен в список Объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор открыт для индивидуальных посетителей и туристических групп каждый день, с 9 до 17.30. Время нахождения внутри собора регламентировано по требованию ЮНЕСКО.
28 апреля 2019 года, в Христово Воскресение, Успенский собор был открыт после 10-летней реставрации. Сейчас его могут посетить все желающие.
Освящение собора планируется в Успение Пресвятой Богородицы, 28 августа.
Церковь Николая Чудотворца
Называемая также Никольской, церковь была возведена в 1556 году, скорее всего, под руководством Ивана Ширяя.
Трехъярусная колокольня высотой почти 45 метров появилась чуть позже, в XVII веке. Нижний ярус служил оборонительным целям, от него открывался тайный ход за пределы монастыря.
Настолько высокие колокольни мало где сохранились, сейчас она является самым высоким зданием в Свияжске. Существуют предположения, что стены церкви тоже были украшены фресками, которые просто не дошли до наших дней.
В 1825 году церковь была под угрозой сноса, но, благодаря щедрым пожертвованиям графа Апраксина, храм был восстановлен и освящен архиепископом Филаретом. В церкви до сих пор сохранилась келья архиепископа Германа.
Исторические здания Свияжского монастыря
Помимо церквей, здесь прекрасно сохранились несколько других, не менее ценных, построек.
Братский корпус и церковь
Корпус был построен в XVI–XVII веках. С тех пор он перестраивался несколько раз. Во времена советского союза здесь располагалась тюрьма Гулага, а позднее — психлечебница.
К восточной части корпуса примыкает небольшая церковь, возведенная в честь Германа Казанского и Митрофана Воронежского и освященная в 1799 году.
Монастырское училище
Рядом с церковью Николая Чудотворца располагается здание XVII-начала XVIII века. В начале XIX века в нем находилось училище. В XX веке, после революции — один из корпусов психлечебницы.
Архиерейский корпус
В дальней части Успенского мужского монастыря расположился Архиерейский, или Настоятельский корпус. Он датируется XVII веком.
Это — уникальное здание, напоминающее сказочный терем. Считается, что, кроме него, поблизости не сохранилось жилых построек того времени.
Надвратная церковь Вознесения
Над резными южными вратами монастыря вы увидите церковь XVIII века, церковь Вознесения.
Ее построили на месте Борисоглебской церкви, которая строилась из дерева и к тому моменту обветшала. В XX веке церковь разрушили, но позднее — полностью восстановили.
Как добраться до свияжского Успенского монастыря
Несмотря на то, что монастырь располагается на острове, есть множество способов до него добраться.
На водном транспорте
С мая по конец октября из Казани можно добраться на теплоходе, который отправляется с Речного вокзала. Время в пути около 2 часов.
До Свияжска: 8:20 ежедневно. Из Свияжска: 16:30 ежедневно.
Осенью время отправления изменяется. Ознакомиться с тарифами и льготами можно здесь. Билеты продаются за час до отплытия.
Из Введенской слободы можно добраться на лодке, договорившись с местными жителями.
На автобусе
С центрального автовокзала Южный в Казани до Свияжска ходят автобусы. Отправление только по выходным. Из Казани в Свияжск — в 9 утра, обратно — после обеда. Актуальное расписание и наличие свободных мест лучше уточнять на сервисе Яндекс-расписания.
Электричкой
До острова Свияжск можно доехать электричкой с главного железнодорожного вокзала Казани. Путь займет около часа. Актуальное расписание можно посмотреть здесь. Стоит учесть, что станция Свияжск находится в поселке Нижние Вязовые. От поселка до Свияжска — 12 км.
На автомобиле
Необходимо выехать на трассу М7 в сторону Москвы. После моста через реку Свиягу проехать пост ГИБДД в селе Исаково. Свернуть направо на развязке. Через несколько километров будет поворот направо на остров-град Свияжск.
Если едете по трассе М7 со стороны Москвы, нужно свернуть направо на развязку перед селом Исаково.
На такси
В городе действует множество фирм, предоставляющих услуги такси с абсолютно разным уровнем цен.
Для того, чтобы добраться до Свияжска с комфортом, можно воспользоваться сервисом Kiwitaxi или одним из приложений. В Казани есть Яндекс такси, Максим, такси Везёт, Gett, Uber.
Свияжский Успенский монастырь: google-панорама
Свияжский Успенский монастырь: видео
Свято-Успенский Свияжский мужской монастырь
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь — действующий мужской монастырь Казанской епархии Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви, (Московский Патриархат) колыбель православия Казанского края и Поволжья.
Содержание
История [ править ]
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был основан в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии. Основателем монастыря и его первым настоятелем стал архимандрит Герман (Садырев-Полев), позже ставший вторым архиепископом Казанским, (1564—1566) прославленный в лике святых как святитель Герман, Казанский чудотворец. Его цельбоносные мощи — главная святыня монастыря с 1592 года.
По монастырской реформе 1764 года, монастырь возведён в I класс — высший для монастырей Российской империи. До 1809 года был единственным первоклассным в Казанской епархии (с 1809 года этот статус получил и Казанский Богородицкий монастырь).
Обеднение в XIX веке города Свияжска, а также последствия секуляризации церковных земель 1764 года, привели монастырь к упадку. Братия, когда-то превышавшая 100 человек, к началу XX века едва достигала 20-25 монахов и послушников, а доходы монастыря стали уступать доходам других монастырей епархии.
9 августа 1918 года красноармейцами был зверски убит без суда последний настоятель обители — епископ Свияжский Амвросий (Гудко), прославленный в лике Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году.
В годы становления безбожной власти монастырь был закрыт и разграблен, а рака с мощами святителя Германа вскрыта красногвардейцами. Впоследствии, мощи сокрыли под престолом кладбищенского храма Ярославских чудотворцев города Казани, а в 2000 году вновь возвращены в Свияжск.
В советское время территорию обители занимала психиатрическая больница, которая в 1994 году была выведена.
В 1997 году Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был официально возрождён.
Архитектурный ансамбль [ править ]
Ансамбль монастыря представляет уникальную историко-архитектурную ценность, по которой он не имеет себе равных в Среднем Поволжье. Древнейшие его храмы — Успенский собор (1561) и Никольская трапезная церковь (1556) с 43-метровой колокольней — признанные шедевры русского зодчества XVI века. Особенно ценен для искусствоведов Успенский собор и его фрески того же 1561 года. Это памятник в стиле псковско-новгородских храмов (предполагаемые архитекторы — Постник Яковлев и Иван Ширяй). В XVIII веке он получил новый купол в стиле украинского барокко и 12 узорных барочных кокошников, но в остальном его облик XVI века остался неизменным.
Фрески внутри собора занимают общую площадь 1080 кв. метров. Это один из двух храмов России, где сохранился полный цикл стенной живописи эпохи Ивана Грозного (второй — собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле). Вообще, русскую фресковую живопись XVI века мы знаем, главным образом, лишь на примере названных соборов: сохранилось много более древних и более поздних фресок, но по XVI веку зияет большой пробел. В этом смысле, свияжские росписи являются всемирным раритетом. Наиболее знаменитые их композиции: «Отечество» («Новозаветная Троица») в куполе, «Успение Божией Матери» в алтаре, «Распятый Христос на груди Бога Саваофа» в одном из парусов свода, «Шествие праведных в рай», «Святой Христофор» (единственная в мире сохранившаяся фреска, где этот святой, согласно апокрифической версии изображён с лошадиной головой). Уникально и то, что росписи западной стены не содержат традиционной композиции геенны огненной, изображая лишь райские обители.
Другие памятники монастыря относятся к рубежу XVII—XVIII вв.: т. н. архиерейский, настоятельский и братский корпуса. Вознесенский надвратный храм (кон. XVII в.) и храм свв. Германа Казанского и Митрофана Воронежского (XIX в.) были разрушены в советское время.
Почти километровая ограда монастыря, придающая ему вид кремля, относится к XVIII—XIX вв.
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Город Свияжск (ныне — село на одноименном острове в устье реки Свияга) был основан в 1551 году как город-крепость и опорная база русских войск в борьбе с Казанским ханством.
Основателем Свияжского монастыря является святитель Герман, архиепископ Казанский и Свияжский.
В XVI веке Свияжск представлял собой крупный торговый центр, являясь со второй половины XVI века уездным городом. Хотя в последующие века Свияжск теряет то значение, которое имел прежде, однако его роль как первого христианского города Казанского края учитывалась в титуловании архиепископов и митрополитов Казанской епархии, именовавшихся Казанскими и Свияжскими.
После основания в 1551 году города и монастырей он несколько веков был общероссийской православной святыней, притягивавшей множество людей из разных краев страны. Здесь были созданы архитектурные и живописные шедевры, ставшие значительными либо уникальными памятниками истории и культуры.
В XX веке судьба Свияжска была трагичной. После разорения и закрытия монастырей в 20-е годы Свияжск превратился в лагерную зону. После строительства Куйбышевского водохранилища Свияжск превратился в остров. Только возвращение монастырских комплексов Русской Православной Церкви вдохнуло жизнь в умиравший уже город.
После 1917 года в Свияжске начались репрессии. В ходе гражданской войны в 1918 году под Свияжском происходят ожесточенные бои, председатель Реввоенсовета Советской России Лев Троцкий вводит здесь первую в Красной Армии децимацию — расстрел каждого десятого, заградительные отряды. С конца 1920-х годов Свияжск являлся местом изоляции заключенных, филиалом ГУЛАГа. Он приходит в запустение, уничтожаются и подвергаются поруганию церковные святыни, памятники истории и культуры. В монастыре на острове размещается психиатрическая лечебница.
Лишь в 1960 году Свияжск был объявлен памятником истории и культуры России, а спустя два десятилетия включен в проект списка таких памятников СССР.
В 1997 году в ведение Казанской епархии был передан Успенский Богородицкий монастырь, призванный оживить древний град, привлечь к восстановлению памятников истории и культуры реставраторов, поднять из руин весь остров-реликвию. Тогда же Свияжск обретает статус острова-града, в следующем году утверждается концепция его возрождения.
Возрождением и развитием острова-града Свияжска наряду с Болгарским историко-архитектурным музеем-заповедником занялся Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан. Некоммерческая организация была создана 17 февраля 2010, которую возглавил ушедший с поста президента республики в марте 2010 года Минтимер Шаймиев.
В настоящее время в Свияжске и в Болгаре практически завершены масштабные восстановительные работы, начавшиеся весной 2010 года.
Свияжск по праву находится в списке самых исторически значимых городов Российской Федерации, а два десятилетия назад занесен в список ожидания для включения в объекты культурного наследия ЮНЕСКО. На острове расположен 21 памятник федерального и мирового значения. 9 июля 2017 года Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск были включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь
История обители
Монастырь в Свияжске основал в 1555 году архимандрит Герман (Садырев-Полев) — потомок смоленских князей. Он же был его первым настоятелем. Монастырь был самым богатым и влиятельным из всех обителей Казанской епархии: уже в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень. В 1764 году, когда в силу вступила монастырская реформа Екатерины II, Успенскую обитель зачислили в первый класс — монастырь вошел в 20 самых богатых и известных монастырей в стране. Вплоть до 1809 года он был единственным первоклассным монастырем в Казанской епархии. Несмотря на этот статус, у монастыря все-таки конфисковали церковные земли.
В XIX веке обитель стала приходить в упадок. Численность монахов сократилась, стали падать и доходы монастыря. А после революции был убит последний настоятель — епископ Свияжский Амвросий. Монастырь упразднили, на его месте размещался концлагерь, колония для малолетних преступников, психиатрическая больница. Возродили обитель в 1997 году.
На территории монастыря находится целый историко-архитектурный комплекс. Это и Успенский собор, и Никольская церковь, и собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Никольская церковь
Никольская церковь — самое древнее здание монастыря, ее построили в 1556 году. В XVII веке над ней возвели четырехъярусную колокольню высотой 43 метра. В Никольской церкви сохранилась келья святителя Германа. До начала XX века здесь оставались его личные вещи, но после упразднения монастыря они были утрачены.
В храме можно увидеть фрагмент старинной фрески с изображением Николая Чудотворца «Можайского» на восточном фасаде. Ученые предполагают, что такими росписями в прошлые века были покрыты все стены Никольской церкви.
Успенский собор
Успенский собор заложили в 1556 году, его строительство продолжалось до 1560 года. Возводили собор лучшие мастера того времени — бригада псковских зодчих под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя.
Несмотря на последующие переделки, сегодня в соборе угадывается псковский стиль. Это одноглавый храм, квадратный в плане. В XVII веке к западной стене Успенского собора пристроили кирпичную трапезную. А в XVIII веке к собору добавили новый купол в стиле украинского барокко и 12 узорных барочных кокошников.
В Успенском соборе сохранились настенные росписи второй половины XVI — начала XVII века. В России известно лишь два храма с дошедшими до нас фресками эпохи Ивана Грозного. Площадь росписей в Успенском соборе — более тысячи квадратных метров. В куполе храма сохранилась композиция «Отечество», в алтаре — «Успение Божией Матери», а также единственное в России изображение Ивана Грозного в короне. Одна из самых редких фресок во всем мире — «Святой Христоф». На ней святой изображен в образе воина с лошадиной головой, хотя в раннехристианский период его чаще изображали с головой пса.
Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Это один из самых больших православных храмов Татарстана. На остров-граде его заложили в 1896 году, достроили собор через 10 лет, в 1906 году. Храм в неовизантийском стиле возвел архитектор Федор Малиновский. Собор похож на многоярусную башню — так получилось из-за формы купола. Под полусферическим сводом располагается кольцо из 16 окон.
В 1914 году расписали стены собора. До наших дней дошел лишь один ряд пятиярусного иконостаса — остальная живопись не сохранилась.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь
Святитель Гурий, получив в управление новую казанскую паству, вызвал к себе в сотрудники Германа, который 3 февраля 1555 года был поставлен игуменом основанного Гурием Свияжского Богородице-Успенского монастыря, имевшего весьма важное значение для распространения христианства между инородцами Казанского края. При Германе в монастыре были построены каменные храмы: церковь во имя Николая Чудотворца с колокольней и трапезной (1556 год) и Успенский собор (1558 год). В Казани было открыто подворье монастыря, ставшие к концу XVI века самостоятельной обителью.
После смерти Гурия 12 марта 1564 года Герман собором русских епископов был избран архиепископом Казанским и Свияжским, став преемником святителя Гурия. В Казани он провёл около двух лет и был вызван в Москву для участия в земском и церковном соборах.
Находясь в Москве в 1566 году Герман, по настоятельному требованию царя Ивана Грозного, помимо своей воли был предназначен в митрополиты московские :
Согласно житию священномученика Филиппа Герман был убит в своей келье опричником, который отсёк ему топором голову. Переоблачение мощей Германа в 1888 году (на его главу возложили новую митру) и их вскрытие в 1922 году частично подтвердили эту версию. Однако официально Церковь эту версию не подтверждает и наименование Германа СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОМ не приняла, а потому продолжает Германа славить как Святителя.
Святитель Герман первоночально был погребён в Московском Кремле, но позже его останки были перенесены в основанный им Свияжский монастырь под Казанью.
В XVI—XVIII века монастырь был богатейшим в Среднем Поволжье и входил в число 20 самых богатых в России. За свияжским архимандритом было закреплено 7-е место по значимости на Руси. В землях монастыря накануне реформы 1764 г. числилось 7200 мужских крестьянских душ — столько же, сколько во всех остальных монастырях Казанской епархии, вместе взятых.
Обеднение в XIX веке города Свияжска, а также последствия секуляризации церковных земель 1764 года, привели монастырь к упадку. Братия, когда-то превышавшая 100 человек, к началу XX века едва достигала 20-25 монахов и послушников, а доходы монастыря стали уступать доходам других монастырей епархии.
Считался сторонником активной проповеди христианства среди татарского населения. Выступал с антиалкогольными проповедями
Придерживался крайне правых политических взглядов, выступал с антисемитскими заявлениями. В 1916 получил от правления петроградского черносотенного «Общества изучения иудейского племени» письмо с благодарностью «за грозное слово по отношению к евреям и еврействующим».
18 марта 1917 года был уволен на покой как последовательный монархист с назначением управляющим, на правах настоятеля, Свияжским Богородицким монастырём Казанской епархии. Пользовался авторитетом среди жителей Свияжска и окрестных деревень. Вступив в управление монастырём, обнаружил, что хозяйственные дела обители запущены, службы совершались неисправно, некоторые из монашествующих ведут неподобающий образ жизни. Стремление навести порядок привело к конфликту настоятеля с частью братии, а иеродиакон Феодосий даже покушался на его жизнь.
В начале марта 1918 владыка Амвросий был предан суду Свияжского ревтрибунала по обвинению в «контрреволюционных действиях». Основным свидетелем обвинения был иеродиакон Феодосий, поступивший к тому времени на работу в милицию. В защиту епископа выступили многие свидетели, и, в результате, он был оправдан.
В июне 1918 был арестован, но через несколько дней освобождён, после чего вернулся в Свияжск. На уговоры повременить с отъездом из-за сложных отношений с местными властями и явной опасности для жизни ответил: « Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи и дадут вечное блаженство, которого никакие чекисты не смогут отнять ».
В годы становления безбожной власти монастырь был закрыт и разграблен, а рака с мощами святителя Германа вскрыта красногвардейцами. Впоследствии, мощи сокрыли под престолом кладбищенского храма Ярославских чудотворцев города Казани, а в 2000 году вновь возвращены в Свияжск.
В советское время территорию обители занимала психиатрическая больница, которая в 1994 году была выведена.
В Свияжске, 70-летний иеромонах местного монастыря, застав у своей возлюбленной попойку с мужчинами, подстерег ее в сенях и нанес ей топором несколько тяжелых ран. Иеромонах арестован.
. Издали казалось, что подгребаешь ко граду Китежу. Многочисленные маковки церквей и колокольные башни создавали устремленный вверх средневековый силуэт. Высадившись, однако, мы увидели, что купола сквозят прорехами, колокольни полуразрушены, кресты погнуты и поломаны, а город вымер: остатки булыжной мостовой заросли высоченным чертополохом, безмолвны покосившиеся дома с выбитыми стеклами и пустые дворы, ни кошек, ни собак, ни домашней птицы. Как будто тут чума прошла…
. Физручка между тем, не обращая ни на кого внимания, загорала, прислонившись к стене заброшенной церкви. Лицо с закрытыми глазами поднято к солнцу. Спортивные ноги и руки слегка подвывернуты, чтобы загорали не только наружные, но и внутренние поверхности.
Кадры? Начальник слепых был этим вопросом почему-то слегка смущен. Нет, браток, кадры тут у меня стабильные, техническим персоналом полностью укомплектован. Да чем же ты их держишь в здешней-то разрухе, удивился наш начальник.
Начальник слепых замялся с ответом, но тут вдруг поблизости брякнуло железом по железу, некое подобие звона. Из детского дома, на ходу вытирая руки и поправляя платок, шустро выскочила старушка-оборвашка, просеменила через улицу и потянула скрипучие церковные двери. Удивительно – полуразрушенная церквушка, на которую опиралась наша солнцепоклонница, оказалась внутри живой: там теплились свечи, поблескивала тусклая позолота алтаря; донеслись старушечьи голоса, выводящие нечто загадочное для пионерских ушей «…и ныне… и присно… и во-о-о-ве-ки-и…», запахло изнутри чем-то вроде канифоли.
Вот этим и держим здешние кадры, смущенно сказал одноногий начальник. Одна церквуха осталась да попик еле живой, почитай, на сто километров в округе. Наука повсюду восторжествовала, это известно. Здесь раньше-то, в Свияжске, три собора было, два монастыря, малых церквей до десятка, торговля шла немалая перевалом на мари и мордву, русский капитализм проводил колониальную политику. Сейчас, конечно, ничего нету, потому что не нужен народу этот остров. Пока еще мы вот здесь слепых учим, а как переведут нас в Зеленый Дол, совсем здесь все илом затянет. Без надобности. Однако пока что здесь живем, а монашки остаточные у нас в техничках числятся. Между прочим, показатели по санитарии и гигиене у нас первые в районе.…