свенский монастырь дуб петра первого

Экология Брянской области

свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть фото свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть картинку свенский монастырь дуб петра первого. Картинка про свенский монастырь дуб петра первого. Фото свенский монастырь дуб петра первого

Экология Брянской области

Святое дерево славян.

Гляжу на дуб уединённый.
Я мыслю: патриарх лесов
Переживает мой век забвеиный
Как пережил он век отцов.

Пушкин А.С.

Могучее дерево у стен Свенского монастыря, о котором так взволнованно и проникновенно написал П.Л.Проскурин, называют дубом Петра.

Предания гласят, что великий преобразователь России отдыхал в тени исполинского дуба рядом с монастырской стеной. Говорят также, что, готовя измену, коварный Мазепа решил отвлечь Петра от военных забот и послал к нему лодкой по Десне красавицу Ганну. Пётр и Ганна полюбили друг друга, а чтобы их разлучить, монахи Свенского монастыря заточили девушку в подземелье, а затем утопили в лесном озере, вода которого стала чёрной, а само оно получило название Чёрное озеро.

Дуб-великан, немой свидетель исторических событий, и сегодня крепко стоит на вершине громадного холма, являясь уникальным памятником природы.

С дубом, правда, уже с другим, связана церковная легенда и об основании Свенского монастыря.

. Шёл 1288 год. Князь Роман Михайлович Брянский страдал от тяжёлой болезни. В теле ещё была сила, руки пока держали меч, а глаза ослабели. Князь стал слепнуть. Тогда в княжеских хоромах вспомнили о чудотворной иконе Богоматери из Киево-Печерского монастыря, якобы не раз исцеляющей от болезней.

Киевские монахи просьбу Романа Брянского уважили. По Десне к Брянску отправилась ладья, а в ней два монаха с чудотворной иконой. Но при впадении реки Свени в Десну произошло удивительное событие: «. стала ладья на едином месте среди реки». А икона скоро пропала. Князь Роман обнаружил её на противоположном берегу. Она висела на дубе.

Князь произнёс молитву и сразу стал лучше видеть. Поражённый свершившимся чудом Роман Михайлович взял топор и сам стал рубить мощные деревья для закладки нового храма.

Источник

Свенский монастырь Брянск

свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть фото свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть картинку свенский монастырь дуб петра первого. Картинка про свенский монастырь дуб петра первого. Фото свенский монастырь дуб петра первого

Обойдя Свенский монастырь с любой стороны, попадаешь на смотровую площадку. Здесь не бывает безлюдно, разве что в плохую погоду или в будни утром. Сюда часто приезжают фотографироваться молодожёны. Вид на Десну, поля и леса просто прекрасный. Если спуститься с холма чуть ниже, можно устроиться на пикник, выпить чай из термоса, съесть чего-нибудь вкусненького любуясь природой.

свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть фото свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть картинку свенский монастырь дуб петра первого. Картинка про свенский монастырь дуб петра первого. Фото свенский монастырь дуб петра первого

свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть фото свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть картинку свенский монастырь дуб петра первого. Картинка про свенский монастырь дуб петра первого. Фото свенский монастырь дуб петра первого

свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть фото свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть картинку свенский монастырь дуб петра первого. Картинка про свенский монастырь дуб петра первого. Фото свенский монастырь дуб петра первого

свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть фото свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть картинку свенский монастырь дуб петра первого. Картинка про свенский монастырь дуб петра первого. Фото свенский монастырь дуб петра первого

свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть фото свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть картинку свенский монастырь дуб петра первого. Картинка про свенский монастырь дуб петра первого. Фото свенский монастырь дуб петра первого

свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть фото свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть картинку свенский монастырь дуб петра первого. Картинка про свенский монастырь дуб петра первого. Фото свенский монастырь дуб петра первого

У подножия холма, на котором стоит Свенский монастырь есть святой источник и купель. Слева от стен обители вниз ведет лестница. Ступенек много. Спуск и подъем станут хорошей разминкой. Примерно в середине пути организованы лавочки для отдыха. Пусть лестница вас не пугает. С подъемом справился даже мой четырёхлетний сын. Внизу из трубы течёт святая вода. Можно попить и набрать с собой. Напротив источника построена кирпичная купель. Есть дверь, которая закрывается на щеколду. Любой желающий может окунуться. Хорошо при этом иметь с собой полотенце. Пройдя по тропинке за купель, можно выйти к Десне.

свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть фото свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть картинку свенский монастырь дуб петра первого. Картинка про свенский монастырь дуб петра первого. Фото свенский монастырь дуб петра первого

История Свенского монастыря

Свенский монастырь основал в 1288 году князь Брянский и Черниговский Роман Михайлович. Князь внезапно стал слепнуть и отправил монахов за чудотворной иконой Богородицы в Киево-Печёрский монастырь. Икону везли по реке. На ночь остановились монахи на берегу Десны. Утром икона исчезла. Нашли её на дубе недалеко от места впадения реки Свинь в Десну. Князь пешком шел к Печерской иконе Богородицы и молился перед её образом о прозрении. Случилось чудо. Зрение вернулось к Роману Михайловичу. На месте обнаружения иконы князь основал монастырь. Название ему было дано не самое благозвучное – Свинский – по имени реки Свинь.

Монастырь в 13 веке строили из дерева и обнесли частоколом. При Иване Грозном в Свенском монастыре начали строительство каменных храмов взамен деревянных. Так в 1566 г. была возведена церковь во имя чудотворцев Антония и Феодосия, которые изображены на Печерской иконе вместе с Богородицей и младенцем. А в 1578 г. построили главный храм обители – Успенский собор. В него и поместили главную святыню Свенского монастыря чудотворную икону Божьей матери.

Войска литовцев и крымских татар совершали набеги на обитель в 16-17 веках. Деревянные постройки, книги и другое имущество неприятели сжигали, а храмы грабили. Только чудотворный образ Печерской иконы Божьей Матери монахам удалось спасти, укрываясь в лесах.

В конце 17 века построили Сретенскую надвратную церковь, которая сохранилась до нашего времени. К середине 18 века Успенский собор совсем обветшал и начал разваливаться. Тогда в 1749-1758 гг. в Свенском монастыре построили Новый Успенский собор. Позже в 1764 г. вокруг обители возвели каменные стены в форме восьмиугольника с шестью башнями.

Советская власть монастырь закрыла, а часть построек снесли. Главную реликвию – чудотворную икону Божьей Матери увезли в Третьяковскую галерею, там она и находится до сих пор. В 1930 г. по приказу советской власти Успенский собор взорвали, уничтожили древнейшие надгробия на монастырском кладбище. Церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия сильно пострадала от взрыва и её разобрали.

Только в 1992 г. монастырь вернули Русской Православной Церкви. В 2011 года начали восстанавливать Успенский собор. В 2012 г. вновь отстроили церковь Антония и Феодосия Печерских. 20 октября 2019 г. вновь возрожденный Успенский собор освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Источник

Свенский монастырь дуб петра первого

УСПЕНСКИЙ СОБОР

свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть фото свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть картинку свенский монастырь дуб петра первого. Картинка про свенский монастырь дуб петра первого. Фото свенский монастырь дуб петра первогоПервым каменным зданием в окрестностях Брянска был Успенский собор Свенского монастыря, построенный во времена Ивана Грозного. Это было монументальное пятиглавое здание, не уступающее по размерам собору Мичурина, построенному в середине XVIII века.

В следующем году царь присылает 20 рублей вклада по случаю смерти своего слабоумного брата Юрия, а в память о смерти князя Дмитрия Вишнецкого монастырю жалуется сельцо Студениково с шестью деревнями в Белевском уезде. Основные же владения монастыря были расположены в Брянском уезде. В 1565 году монастырь получает 50 рублей по случаю смерти дяди царя Василия Глинского.

Огромную, по тем временам сумму в 650 рублей, 6 образов в ценных окладах, 27 книг и тарханную грамоту, освобождавшую монастырь от всех налогов, жалует на помин души погибших. Благодаря царским дарам снова был отстроен монастырь и обновлен собор, пострадавший во время польского набега в Ливонскую войну. Щедрое пожалование монастырь получал и от преемников Ивана Грозного, хотя и не в таких размерах. В тяжелые годы смутного времени монастырь и собор опять были сожжены поляками. Последним бедствием для него оказались набеги поляков во главе с Пацем и крымских татар в 1660 годах. В конце XVII века в соборе создается новый иконостас, перенесенный позже в барочный собор. Однако, его здание обветшало, треснули и начали распадаться своды и стены.

свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть фото свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть картинку свенский монастырь дуб петра первого. Картинка про свенский монастырь дуб петра первого. Фото свенский монастырь дуб петра первогоВ 1744 году путешествовавшая императрица Елизавета Петровна посетила Свенский монастырь. Успенский собор она застала в полуразрушенном состоянии и пожаловала на строительство нового храма 6 тыс. рублей золотом. Так началась новая глава в истории памятника архитектуры. В соответствии с царским указом от 3 апреля 1748 года деньги поступили в монастырь.

Успенский собор был заложен на высоком, ровном и безопасном месте в центре монастыря (старый храм стоял на косогоре, что способствовало его разрушению), 3 мая1749 года свенские монахи направили в Киев прошение о разрешении строительства соборной церкви, сообщив при этом, что материалы для работ заготовлены. Возле монастыря начали выдавать продукцию громадные для своего времени кирпичные заводы.

Имя архитектора, по проекту которого возводился Успенский собор, долгое время вызывало споры. Назывались имена крупнейшего представителя русского барокко Растрелли, московского архитектора И. Мичурина. Документы Центрального государственного исторического архива Украины позволяют утверждать, что уже в 1744 году И. Мичурин представил на рассмотрение проект и модель собора. Они оказались выдержаны в духе лучших традиций древнерусского зодчества. 30 июля 1749 года собор был заложен. Руководил строительными работами архитектор Иоганн Битнер.

Во время строительства возникли непредвиденные сложности. Новый наместник монастыря Гервасий нашел, что уже возведенные каменные столбы были обрублены, и само здание «перепорчено». Потребовалась, говоря современным языком, экспертиза проекта. И в начале 1752 года планы и модель собора отправляются в Петербург к оберархитектору Растрелли. Заключение специалдистов оказалось однозначным: «переправки учинены весьма безрассудно … по опасности того строения». Вскоре Гервасий получил отставку, постройкка вновь была переделана, а дальнейшие работы велись строго по проекту И. Мичурина.

Архитектор И. Битнер стремился наверстать упущенное. Он ежедневно требовал на строительство до двухсот каменщиков, столько же кирпичников, четыреста пеших и до двухсот конных рабочих. Его рвение было настолько велико, что свенские монахи в мае 1753 года послали на архитектора жалобу. В июне 1756 года «церковь постройкою возведена до кровли и своды закреплены». Но к этому времени И. Битнер умер. Руководство строительными работами было доверено крепостному архитектору Киево-Печорской лавры Кондрату Стефанову, который в основном их завершил к осени 1757 года. В конце следующего года синод выдал грамоту на освящение церкви.

В настоящее время собор восстанавливается.

В. Алексеев
В.Скидан.

ЦЕРКОВЬ АНТОНИЯ И ФЕОДОСИЯ.

свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть фото свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть картинку свенский монастырь дуб петра первого. Картинка про свенский монастырь дуб петра первого. Фото свенский монастырь дуб петра первогоПри Иване Грозном, кроме Успенского собора, был выстроен второй каменный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Возводила ее артель во главе с мастером «Гавриилом Дмитриевым сыном Маковым, тверитином». Не простояв и ста лет, в 1677 году этот храм обрушился по ветхости, а затем был восстановлен с некоторыми изменениями первоначального облика. Даже такое событие, как разрушение церкви, монастырские летописцы использовали для прославлении чудес знаменитой иконы: «В 185 (1677), ноября в 20 день, теплая каменная церковь преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских разрушилась, но царские двери и святые иконы найдены в алтаре нисколько не поврежденными». Вся церковь была расписана на сюжет чудес иконы Свенской Божьей Матери, потому и сам храм именовался церковью Свенской Божьей Матери.

В одном из описаний говорилось: «. церковь Антония и Феодосия Печерских чудотворцев каменная же с трапезою; а в трапезе печь израсчатая, зеленая, да у той же церкви приделана подкеларская, а под церковью и под трапезою два погреба, да хлебня. Церковь и трапеза покрыты тесом, а на церкви одна глава покрыта белым железом. Кроме иконописания, особых дорогих украшений в этой церкви не было».

В 1681 году, через четыре года после разрушения, церковь Антония и Феодосия удалось восстановить. В 1806-1807 гг. были сделаны пристройки к трапезной и расширенны ее оконные проемы, 1817 году тесовая кровля замена железной, а в 1832 году прежний вход переделан в ризницу и с севера пристроена паперть. Все эти переделки значительно изменили облик храма.

Церковь Антония и Феодосия, бесстолпная, одноглавая, скромная и даже суровая по своему облику, украшалась декоративным барабаном, а поверхность купола окаймлена килевидной аркатурой. Своеобразным был декор наличников окон второго этажа, а верхняя часть основного нефа обработана заковарами. Она была сооружена из кирпича, на бутовых фундаментах, а позднее в XIX веке оштукатурена.

Как и Успенский собор она была разрушена в 1928 году. Сохранились лишь часть подклети и стен. Реставраторы разобрали и очистили руины и сейчас, изучая сохранившиеся элементы, можно узнать немало интересного об особенностях древнего строительства. Восстановлена церковь Антония и Феодосия Печерских к 2012 году.

СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

В 1827 году церковь перенесла сильный пожар, сгорели «верхи, крыша и главы». Пришлось их делать заново, «поправлять стены», заливать вновь своды. В 1883 году был расписан северный фасад вместе с примыкающей к нему оградой. С восточной стороны в это же время пристраивается каменное помещение для привратников. Под церковью существовал погреб «для поклажи всяких казенных вещей».

СПАССО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Первый ярус церкви образован порогами. На второй ярус ведут каменные лестницы. Он выполнен в виде галереи, украшенной полуциркульными арками на низких массивных столбах. Галерея охватывает этаж с трех сторон. На ней вход в основной прямоугольный неф церкви и в алтарную пристройку. В одном из описаний говориться, что здесь был «иконостас гладкий, весь золоченный… и живопись в нем превосходной работы. Иконостас этот строили московские подрядчики: Иван Афанасьев, Никита Иванов и калужанин Михаиле Медведева.» Основной неф церкви увеличен архитекторами подкупольной частью. Над ней возвышается световой барабан, затем небольшой купол, декоративный барабан, увенчанный главой».

Указ на строительство Спасо-Преображенской церкви был выдан в 1734 году. На строительство ушло восемь лет. В 1797 году церковь капитально ремонтировали, при этом был «сломан весь нижний осьмерик», «вновь сделана палуба и по оной покрыто жестью».

В 1842 году от сырости рухнуло гульбище, хотя еще в 1840 году над ним соорудили деревянный навес. В 1864 году Свенская ярмарка была переведена в Брянск. Вероятно, что в это время ворота под церквью ликвидировали. Опись 1897 года сообщает, что на их месте существовало помещение для пожарного обоза.

Сейчас Преображенская церковь реставрируется и время от времени в ней ведутся службы.

КОЛОКОЛЬНЯ ИЛИ ЦЕРКОВЬ

Венчающая главка показывает наличие в теле колокльни церкви «под колоколы», видимо, весьма миниатюрной. О наличии такой церкви говорят периодические описи монастырского имущества, где она упоминается то как церковь Сергия Радонежского, то как церковь Владимирской Божией Матери. Невнимательное отношение исследователей к правомерности колокольни-звонительнице носить на себе в определенных случаях главку с крестом привело к тому, что столь яркий и ясный знак отмечался как «ошибочный».

ДОМИК ПЕТРА I

свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть фото свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть картинку свенский монастырь дуб петра первого. Картинка про свенский монастырь дуб петра первого. Фото свенский монастырь дуб петра первогоНа территории Свенского монастыря недалеко от Успенского собора стоял каменный домик, в котором по устным преданиям, бытовавшим в монастыре, останавливался Петр I. Домик был небольшой, всего в «три окна». Внутри него находился иконостас с древними иконами, великолепная изразцовая печь, мебель той эпохи и портрет Петра в рост, оставленный монастырю на память. Снаружи был прибит императорский герб. Позднее под карнизом появилась надпись «В сем домике неоднократнопребывал Преобразователь России». В XIX веке домик использовался под настоятельские кельи. Для этой цели его надстраивали. Однако, в 1887 году была предпринята его реставрация. Надстройку сняли и переместилина десять сажен от домика как здание для приема»благодетелей монастыря», а сам домик стал мемориальным музеем Петра I. До Великой Отечественной войны в областном краеведческом музее хранилась мебель из этого домика, некоторые вещи, которыми якобы пользовался Петр I. Но уникальная коллекция музея была разграблена немецко-фашистскими захватчиками. Не сохранился до наших дней и каменный домик царя.

Предание гласит, что великий преобразователь России любил отдыхать в тени исполинского дуба рядом с монастырской стеной, любоваться открывшейся отсюда захватывающей картиной: уходящими вдаль лесами, сверкающими в лучах солнца мелкими озерами, серебристыми водами Десны. Дуб-великан, немой свидетель исторических событий, и сегодня стоит на вершине громадного холма, являясь уникальным памятником природы.

Северная война потребовала мобилизации ресурсов, напряжения всех сил. Петр I приказал даже перелить церковные колокола на пушки. Во исполнение царского указа Свенскому монастырю пришлось в 1701 году отослать на Московский пушечный двор все медные котлы, предназначенные для варки кваса и пивва, винокуренные кубы и даже медную посуду.

свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть фото свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть картинку свенский монастырь дуб петра первого. Картинка про свенский монастырь дуб петра первого. Фото свенский монастырь дуб петра первогоМонастырская летописи подчеркивала, что «во время неусыпной деятельности царя Петра Алексеевича было особенно тяжело. По случаю шведской войны были бесперестанные наборы воинских людей, лошадей, поставки провианта и фуража натурою, с обмундированием и с денежным жалованием на каждого отправляемого воина…Во время строения С.-Петербурга из имений Свенского монастыря были вызываемы туда всевозможные мастеровые и чернорабочие люди с лошадьми, с провиантом и годовым жалованием». По царским приказам в угодьях монастыря рубились леса, монастырские плотники посылались в Воронеж для строительства судов, запасы провианта и фуража поставлялись для строителей дорог и мостов. Для казны в монастрырских лесах крестьяне гнали смолу, «на польской границе рубили и очищали засеки». Указ 1705 года, например, обязывал крестьян Свенского монастыря немедленно «учинить по одному возу доброго сена» с каждого двора, внести пошлину, «на корабельное строение», выделить для строительства мостов пятьдесят человек с подводами и топорами. Устные предания о пребывании Петра I в монастыре записаны лишь в XIX веке. Противоречия своего времени в них сглажены, а роль церкви в деяниях Петра I, его внимание к заботам монастыря явно преувиличены.

После Октябрьского переворота 1917 года домик Петра Первого был уничтожен. В настоящее время восстановлен.

Источник

Успенский Свенский мужской монастырь

свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть фото свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть картинку свенский монастырь дуб петра первого. Картинка про свенский монастырь дуб петра первого. Фото свенский монастырь дуб петра первого

Содержание

История [ править ]

Монастырь основан, если верить преданию, в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем. Легенда гласит, что князь внезапно стал терять зрение. Для исцеления он послал в Киево-Печерский монастырь за чудотворной иконой — Печерской иконой Божией Матери. Во время путешествия по Десне икона чудесным образом исчезла из лодки и оказалась на берегу реки Свень, куда и пришёл князь. После молитвы перед иконой он исцелился. На этом месте он повелел основать монастырь, срубить храм во имя Богоматери, и наделил его землями. По названию реки Свини монастырь вплоть до XVII века носил название Свинский.

Документальные сведения о существовании обители появляются в XVI веке, когда Иван Грозный повелел поставить здесь две каменные церкви, в том числе восстановленный в 2011 году храм свв. Антония и Феодосия Печерских. В 1583 году монастырь разорён литовцами, в 1664 — крымскими татарами.

свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть фото свенский монастырь дуб петра первого. Смотреть картинку свенский монастырь дуб петра первого. Картинка про свенский монастырь дуб петра первого. Фото свенский монастырь дуб петра первого

Архитектурный ансамбль монастыря принадлежит к традиции слободского барокко. В 1679 году возведена надвратная Сретенская церковь, сохранившаяся до нашего времени. По церковной легенде, в монастыре бывал Пётр I. Домик, где он якобы ночевал, сохранялся до начала XX века, а «дуб Петра Великого» и сейчас стоит перед монастырём, являясь известной достопримечательностью.

В 1681—1786 годах монастырь был приписан к Киево-Печерской лавре и носил наименование Ново-Печерский. В эти годы здесь были построены надвратная Спасо-Преображенская церковь (1742) и монументальный Успенский собор (1758, снесён в 1930). Перед стенами монастыря шумела ярмарка, одна из самых крупных на западе России.

После возвращения монастырю статуса самостоятельного он, чтобы избежать прежнего неблагозвучного названия, был наименован Свенским, соответственно и речка Свинь была переименована в Свень. Согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель (1764), монастырь был отнесён к третьему классу.

Свенская (Печерская) икона Божией Матери (с Антонием и Феодосием Печерскими) после Октябрьской революции была увезена в Москву, в Третьяковскую галерею. По традиции приписывается киево-печерскому иконописцу Алипию (XI век).

Сохранившиеся здания возвращены церкви в 1992 году, когда был возобновлён и сам монастырь. По состоянию на 2014 год ведётся восстановление архитектурного комплекса, в том числе взорванного собора.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы [ править ]

Источник

Дом Петра I в Успенском Свенском монастыре, легендарный (Супонево, Брянская обл.)

Местоположение: Брянский р-н, пос. Супонево, ул. Фрунзе, 1Б

Тип памятника: Памятник гражданской архитектуры

Успенский Свенский (Свинский) мужской монастырь основан в 1288 году черниговским князем Романом Михайловичем Старым в месте впадения речки Свени (Свини) в Десну. При Иване Грозном в монастыре началось каменное строительство, возведены Успенский собор (не сохранился), церковь прпп. Антония и Феодосия Печерских (1677, сохраняется в руинированном состоянии), упоминаемая с 1678 года надвратная Сретенская церковь (сохранилась), колокольня (утрачена).

В 1681–1786 годах обитель была приписана к Киево-Печерской лавре, по которой стала называться Новопечерским Свенским монастырем, и управлялась лаврскими наместниками, из которых первым стал иеромонах Иоанн (Максимович), впоследствии митрополит Тобольский. В 1701–1702 годах наместником являлся Филофей (Лещинский), также будущий Тобольский митрополит; оба иерарха канонизированы ХХ веке в лике святителей.

В середине XVIII века в монастыре построены надвратная Спасо-Преображенская церковь (1742) и новый Успенский собор (1758, архитектор И. Ф. Мичурин, сохраняется в руинированном состоянии). Складывавшийся постепенно архитектурный облик монастыря в основном был завершён с постройкой в 1764 году каменной ограды, прорезанной амбразурами, протяжённостью около 800 м и высотой до 5,5 м с шестью башнями высотой до 12 м (сохранилась с утратами).

Значение монастыря во многом определялось собиравшейся у его стен Свенской ярмаркой, известной с первой половины XVII века. Ежегодный десятидневный торг проводился с 15 августа (с 1749 года – с 1 сентября) у западной монастырской стены. Ярмарка перестала работать с началом Первой мировой войны, возобновлена в 1985 году.

Согласно бытовавшей в монастыре легенде, записанной в XIX веке, в каменном одноэтажном небольшой домике, построенном на территории обители в 1708 году, останавливался Пётр I в период своего пребывания в Брянске в октябре 1708 года. 22 октября царь прибыл в Брянск, а утром 24 октября покинул его, торопясь в находившуюся на севере Украины главную армию, куда прибыл 26 октября.

Приезд царя в Брянск был вызван необходимостью проверки городских и монастырских укреплений, наблюдением за передвижением шведской армии к Стародубу и далее на Украину. Факт (встречается в краеведческой литературе) получения в Брянске известия об измене гетмана И. С. Мазепы не подтверждается документально: письмо князя А. Д. Меншикова с этим известием (из Макошина, датировано 26 октября 1708 года) царь получил 27 октября в Новгород-Северском. Пребывание царя в обители представляется, возможным, так как в конце XVII века Свенский монастырь входил в штат русских крепостей, и в нём было единственное в то время в Брянске каменное жилое помещение. В письмах царя, отправленных сподвижникам из Брянска, монастырь, однако, не упоминается.

«Домик Петра» (его длина составляла около 6 м, ширина 4 м, высота 2,5 м) стоял в центральной части территории монастыря, у южного входа в Успенский собор. Здание служило резиденцией назначенного из Киево-Печерской лавры архимандрита. Согласно описи 1681 года, «архимандричьи покои» представляли собой «келью с двумя комнатками, перед нею сенцы о двух жильях, в сенях чулан забран досками, покрыты тесом, а в кельях две печи обращатые зелёные, да пять окончин стекольчатых в олове».

В 1744 году императрица Елизавета Петровна посетила монастырь и пожертвовала 6 тыс. рублей золотом на постройку нового Успенского собора.

В XIX веке «Домик Петра I» использовался под настоятельские кельи, для чего над ним надстроили деревянный второй этаж. В 1887 году при музеефикации «Домика» второй этаж и все поздние пристройки разобрали, в 1893 году настлали новые полы и покрасил крышу. В 1910 году в стенах домика обнаружили два старых заложенных окна с железными решётками и половину деревянной двери.

О наружном облике и интерьерах домика дают представление фотографии, хранящиеся в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева. Северный фасад здания имел одно окно, второе было заложено. На боковом фасаде сохранялись нерастёсанные окна. Вход был расположен с южной стороны. По фасаду здания шёл крупный валик, под которым читалась надпись, выполненная крупными литерами: «В сем домике неоднократно пребывал преобразователь России». Входная дверь вела в небольшие сени, связывавшие с «небольшой, невысокой, продолговатой палатой», перекрытой сомкнутым сводом с распалубкой над дверными и оконными проёмами. На парусах сводов были изображены двуглавые орлы с монограммой Петра I. Правый угол палаты занимала печь с полихромными изразцами. В заложенном северном оконном проёме был устроен небольшой алтарь.

В помещении стояли два одинаковых кресла (одно из них сохранилось и находится в фондах Брянского краеведческого музея) токарной работы с витыми ножками и один стул. По преданию, стул выточил царь во время пребывания в Свенском монастыре. Над креслами висели поясные портреты Петра I и императрицы Елизаветы Петровны. Портрет Петра I в стиле парсуны «писан на холсте с дубовой раме, вышина его с рамой 2 аршина 19 вершков, ширина 1 аршин 14 вершков, над портретом имеется двуглавый орёл, составленный из пластинок листового железа».

По преданию, Пётр I любил отдыхать в тени исполинского дуба, растущего рядом с монастырской стеной. «Дуб Петра Великого» и сейчас стоит перед монастырём. Согласно ещё одной легенде, под «Домиком Петра» существовал подземный ход, связывавший обитель с Брянском. Наконец, бытует легенда, что царь побывал в Свенском монастыре в 1709 году, после Полтавской победы, и отслужил там благодарственный молебен.

В 1920-е годы началось постепенное закрытие монастыря, которое было завершено к 1926 году. «Домик Петра» был разобран на кирпич, мебель из него передана в областной краеведческий музей (в значительной степени утрачена во время Великой Отечественной войны). В 1930 году часть монастырских построек, включая главный собор, была снесена.

Монастырь начали восстанавливать в 1970-х годах, в 1988 году он стал филиалом Брянского областного краеведческого музея и был открыт для посетителей. Обитель возобновлена в 1992 году.

В 2009 году на прежнем месте построили «Домик Петра I», однако новое здание не учитывает ни размеров, ни планировки старого. Вместо сводов устроен дощатый потолок, муляж печи установлен в центре комнаты. Интерьер домика украшают гравюры и карты петровского времени. По сохранившемуся образцу изготовлена копия кресла. Со временем предполагается приблизить интерьеры к оригинальным. Здание обнесено деревянным забором.

Литература

Иерофей (Добрицкий). Брянский Свенский Успенский Монастырь Орловской епархии. Орёл, 1866; 2-е изд. – 1895.

Знаменский М. С. Свенский монастырь // Старые годы. 1915. № 7–8. С. 82–93.

Белоконский И. П. Домик Петра Великого в Брянском уезде // Русские ведомости. 1895. № 5. С. 2.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. М., 1996. С. 168–177.

Крашенинников В. В. Свенский монастырь (краткий исторический очерк) // Свенский монастырь. Брянск, 1995.

Алексеев В. П. Свенский Свято–Успенский монастырь M., 1999.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *