свенский монастырь брянская область

Успенский Свенский мужской монастырь

свенский монастырь брянская область. Смотреть фото свенский монастырь брянская область. Смотреть картинку свенский монастырь брянская область. Картинка про свенский монастырь брянская область. Фото свенский монастырь брянская область

Содержание

История [ править ]

Монастырь основан, если верить преданию, в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем. Легенда гласит, что князь внезапно стал терять зрение. Для исцеления он послал в Киево-Печерский монастырь за чудотворной иконой — Печерской иконой Божией Матери. Во время путешествия по Десне икона чудесным образом исчезла из лодки и оказалась на берегу реки Свень, куда и пришёл князь. После молитвы перед иконой он исцелился. На этом месте он повелел основать монастырь, срубить храм во имя Богоматери, и наделил его землями. По названию реки Свини монастырь вплоть до XVII века носил название Свинский.

Документальные сведения о существовании обители появляются в XVI веке, когда Иван Грозный повелел поставить здесь две каменные церкви, в том числе восстановленный в 2011 году храм свв. Антония и Феодосия Печерских. В 1583 году монастырь разорён литовцами, в 1664 — крымскими татарами.

свенский монастырь брянская область. Смотреть фото свенский монастырь брянская область. Смотреть картинку свенский монастырь брянская область. Картинка про свенский монастырь брянская область. Фото свенский монастырь брянская область

Архитектурный ансамбль монастыря принадлежит к традиции слободского барокко. В 1679 году возведена надвратная Сретенская церковь, сохранившаяся до нашего времени. По церковной легенде, в монастыре бывал Пётр I. Домик, где он якобы ночевал, сохранялся до начала XX века, а «дуб Петра Великого» и сейчас стоит перед монастырём, являясь известной достопримечательностью.

В 1681—1786 годах монастырь был приписан к Киево-Печерской лавре и носил наименование Ново-Печерский. В эти годы здесь были построены надвратная Спасо-Преображенская церковь (1742) и монументальный Успенский собор (1758, снесён в 1930). Перед стенами монастыря шумела ярмарка, одна из самых крупных на западе России.

После возвращения монастырю статуса самостоятельного он, чтобы избежать прежнего неблагозвучного названия, был наименован Свенским, соответственно и речка Свинь была переименована в Свень. Согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель (1764), монастырь был отнесён к третьему классу.

Свенская (Печерская) икона Божией Матери (с Антонием и Феодосием Печерскими) после Октябрьской революции была увезена в Москву, в Третьяковскую галерею. По традиции приписывается киево-печерскому иконописцу Алипию (XI век).

Сохранившиеся здания возвращены церкви в 1992 году, когда был возобновлён и сам монастырь. По состоянию на 2014 год ведётся восстановление архитектурного комплекса, в том числе взорванного собора.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы [ править ]

Источник

Свенский монастырь Брянск

свенский монастырь брянская область. Смотреть фото свенский монастырь брянская область. Смотреть картинку свенский монастырь брянская область. Картинка про свенский монастырь брянская область. Фото свенский монастырь брянская область

Обойдя Свенский монастырь с любой стороны, попадаешь на смотровую площадку. Здесь не бывает безлюдно, разве что в плохую погоду или в будни утром. Сюда часто приезжают фотографироваться молодожёны. Вид на Десну, поля и леса просто прекрасный. Если спуститься с холма чуть ниже, можно устроиться на пикник, выпить чай из термоса, съесть чего-нибудь вкусненького любуясь природой.

свенский монастырь брянская область. Смотреть фото свенский монастырь брянская область. Смотреть картинку свенский монастырь брянская область. Картинка про свенский монастырь брянская область. Фото свенский монастырь брянская область

свенский монастырь брянская область. Смотреть фото свенский монастырь брянская область. Смотреть картинку свенский монастырь брянская область. Картинка про свенский монастырь брянская область. Фото свенский монастырь брянская область

свенский монастырь брянская область. Смотреть фото свенский монастырь брянская область. Смотреть картинку свенский монастырь брянская область. Картинка про свенский монастырь брянская область. Фото свенский монастырь брянская область

свенский монастырь брянская область. Смотреть фото свенский монастырь брянская область. Смотреть картинку свенский монастырь брянская область. Картинка про свенский монастырь брянская область. Фото свенский монастырь брянская область

свенский монастырь брянская область. Смотреть фото свенский монастырь брянская область. Смотреть картинку свенский монастырь брянская область. Картинка про свенский монастырь брянская область. Фото свенский монастырь брянская область

свенский монастырь брянская область. Смотреть фото свенский монастырь брянская область. Смотреть картинку свенский монастырь брянская область. Картинка про свенский монастырь брянская область. Фото свенский монастырь брянская область

У подножия холма, на котором стоит Свенский монастырь есть святой источник и купель. Слева от стен обители вниз ведет лестница. Ступенек много. Спуск и подъем станут хорошей разминкой. Примерно в середине пути организованы лавочки для отдыха. Пусть лестница вас не пугает. С подъемом справился даже мой четырёхлетний сын. Внизу из трубы течёт святая вода. Можно попить и набрать с собой. Напротив источника построена кирпичная купель. Есть дверь, которая закрывается на щеколду. Любой желающий может окунуться. Хорошо при этом иметь с собой полотенце. Пройдя по тропинке за купель, можно выйти к Десне.

свенский монастырь брянская область. Смотреть фото свенский монастырь брянская область. Смотреть картинку свенский монастырь брянская область. Картинка про свенский монастырь брянская область. Фото свенский монастырь брянская область

История Свенского монастыря

Свенский монастырь основал в 1288 году князь Брянский и Черниговский Роман Михайлович. Князь внезапно стал слепнуть и отправил монахов за чудотворной иконой Богородицы в Киево-Печёрский монастырь. Икону везли по реке. На ночь остановились монахи на берегу Десны. Утром икона исчезла. Нашли её на дубе недалеко от места впадения реки Свинь в Десну. Князь пешком шел к Печерской иконе Богородицы и молился перед её образом о прозрении. Случилось чудо. Зрение вернулось к Роману Михайловичу. На месте обнаружения иконы князь основал монастырь. Название ему было дано не самое благозвучное – Свинский – по имени реки Свинь.

Монастырь в 13 веке строили из дерева и обнесли частоколом. При Иване Грозном в Свенском монастыре начали строительство каменных храмов взамен деревянных. Так в 1566 г. была возведена церковь во имя чудотворцев Антония и Феодосия, которые изображены на Печерской иконе вместе с Богородицей и младенцем. А в 1578 г. построили главный храм обители – Успенский собор. В него и поместили главную святыню Свенского монастыря чудотворную икону Божьей матери.

Войска литовцев и крымских татар совершали набеги на обитель в 16-17 веках. Деревянные постройки, книги и другое имущество неприятели сжигали, а храмы грабили. Только чудотворный образ Печерской иконы Божьей Матери монахам удалось спасти, укрываясь в лесах.

В конце 17 века построили Сретенскую надвратную церковь, которая сохранилась до нашего времени. К середине 18 века Успенский собор совсем обветшал и начал разваливаться. Тогда в 1749-1758 гг. в Свенском монастыре построили Новый Успенский собор. Позже в 1764 г. вокруг обители возвели каменные стены в форме восьмиугольника с шестью башнями.

Советская власть монастырь закрыла, а часть построек снесли. Главную реликвию – чудотворную икону Божьей Матери увезли в Третьяковскую галерею, там она и находится до сих пор. В 1930 г. по приказу советской власти Успенский собор взорвали, уничтожили древнейшие надгробия на монастырском кладбище. Церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия сильно пострадала от взрыва и её разобрали.

Только в 1992 г. монастырь вернули Русской Православной Церкви. В 2011 года начали восстанавливать Успенский собор. В 2012 г. вновь отстроили церковь Антония и Феодосия Печерских. 20 октября 2019 г. вновь возрожденный Успенский собор освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Источник

Свенский Успенский мужской монастырь п. Супонево Епархиальные монастыри РПЦ

свенский монастырь брянская область. Смотреть фото свенский монастырь брянская область. Смотреть картинку свенский монастырь брянская область. Картинка про свенский монастырь брянская область. Фото свенский монастырь брянская область

История

Свенский монастырь является одним из древних и известных монастырей в России. Обитель расположена недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название Свенской.

В 1288 году, когда Черниговский и Дебрянский князь Роман Михайлович неожиданно стал слепнуть, памятуя об иконе, исцелявшей недуги, послал в Киево-Печерскую Лавру за нею архимандрита. Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит предание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ». Пришлось заночевать на берегу. Утром икона с ладьи исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей дуба, стоящего на самом высоком месте меловой горы у изгиба реки Десны.

Эта икона, размером 68 на 42 см, изображает Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседающую на золотом троне и Держащую на коленях Предвечного Младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона, на особых возвышениях стоят Печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосии, с левой — Антоний. На свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко, Господи Боже… возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе». На свитке преподобного Антония можно прочесть: «Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имамы в сем Господа помощника».

Прослышав о чудесном исчезновении и обретении привезенной иконы, князь Роман с родными, приближенными боярами и Брянским духовенством с воодушевлением направился к месту обретения образа. Подойдя к дубу, помолился и воскликнул со слезами: «О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!». И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. После благодарственных молитв князь, пообещав Богоматери отдать Ей в удел все, что теперь окрест видит, стал собственноручно заготавливать лес для постройки обыденного храма. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы.

Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и др. всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Особенно был щедр набожный Иван Грозный, надеявшийся богатыми вкладами замолить свои личные утраты и злодеяния.
При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.
19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.

Приблизительно тогда же была построена каменная колокольня, для которой Иван Грозный пожаловал два колокола в 40 и 200 пудов.

В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.

Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. И вместе с тем история повествует, что наряду с другими во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий украсили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.

9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. «Под Брянск приходили крымские ратные люди, — сообщалось в записях обители, — и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли“. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.

Из новопостроек последующих лет значительной была трехкупольная Сретенская надвратная церковь. Официально считалось, что она возведена в 1694 году при Петре I, но в книге вкладов упоминается еще под 1678 годом. О ее местонахождении архимандрит Иерофей в своей известной книге говорил: “Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со священным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божьей Матери, по молитве, получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен, был крест».

Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее формы были выдержаны в том своеобразном русско-украинском духе XVII века, о котором одни говорили, что стиль занесен из России на Украину, другие — наоборот. Но точным было то, что барочные формы церкви очень живописны и нарядны.

Но отдельные постройки не могли затмить картину бедственного положения Свенского монастыря. Поэтому царскому правительству пришлось принимать срочные меры для исправления положения. Во время борьбы Московского государства с польско-литовским Киево-Печерская Лавра, жалуясь русским государям на причиненные ей и ее владениям обиды и разорения от бесконечных набегов западных соседей, неоднократно просила себе какого-либо убежища в московских приделах. Посылая в 1680 году к царю делегацию с челобитной, конкретно указывала «пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску». В своей просьбе, ссылаясь на считающуюся ныне подложной грамоту великого князя Андрея Боголюбского, по которой «Монастыри Брянский, Новгородский (Северский), Черниговский, Елецкий подлежали до области монастыря Киево-Печерского». И хорошо осведомленный об истинном положении Свенского монастыря царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал его к Киево-Печерской Лавре. Киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу (прославлен в лике святителей) наказано было описать все хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами.

Помимо церквей обитель имела 29 келий с проживающими в них 90 монахами и послушниками.

Поближе к ограде ютились хозяйственные постройки: конный двор с 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами. Для гостей и паломников были выстроены две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку.

Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.
В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались «на войны со шведскою короною и Партой Оттоманскою». Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донской монастырь, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. И в 1747 году обратились с просьбой о составлении проекта и сметы к архитектору Н.А. Мичурину, находившемуся в то время в Киеве, где строил дом для приема императрицы.

Храм был заложен 30 июля 1749 года, однако окончено строительство было только в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя св. Захария и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.
На Успенском соборе новостройки в Свенском монастыре не завершились. 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать ветхую Спасо-Преображенскую церковь над западными ярмарочными воротами и построить на ее месте новую. Строительство этой одноглавой церкви на средства брянского купечества длилось восемь лет. Освящена она была 29 июля 1742 года. Этот храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость. С нее открывался неповторимый вид на окрестности.
Изменения коснулись даже колокольни: она была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.

Памятным местом обители был маленький каменный домик, стоявший напротив колокольни, неподалеку от Успенского собора. По местным сказаниям, в нем останавливался Петр I во время своего пребывания 22–24 октября 1708 года в Брянске. Его приезд был вызван необходимостью проверки городских укреплений и наблюдением за передвижением шведской армии к Стародубу и далее на Украину. Узнав в обители об измене гетмана Мазепы, отправился в с. Погребки, чтобы предупредить последствия измены. После Полтавской битвы приезжал в обитель опять, где отслужил благодарственный молебен за победу. С северной стороны домика был прибит царский герб, а под самой крышей издалека виднелась надпись: «В сем домике неоднократно пребывал преобразователь России».

Постройкой в 1764 году каменной ограды, протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение. Эта ограда, прорезанная пилястрами и амбразурами, имела форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.
Свенская обитель была также крупным землевладельцем. В пределах Брянского уезда ей с XVI века принадлежали шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать — в Батаговской волости, шесть — в Пьяновской. А по ревизии 1744 года указывалось уже 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян. Монастырь также располагал собственными подворьями в Брянске и Карачеве. Крестьяне обрабатывали пашню, ухаживали за посевами, чистили пруды, рубили и вывозили лес и т.д. Ведь свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. В довершение всего крестьяне платили еще оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами.

После секуляризации в 1764 году монастырских земель обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. И очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения. Дело дошло до того, что игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек. Но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, ища для себя лучшей доли. Чаще всего уходили на Афонскую гору и Молдавию.
Изменения коснулись и храма во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, обвалившегося от ветхости в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. А в 1932 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.
Как и все святые обители, Свенский монастырь был не только оплотом веры, но и центром духовной культуры и просвещения. По описи 1681 года в его библиотеке насчитывалось 115 книг. Опись 1755 года называла 338 книг. В последней. Главной церковной описи 1893 года перечислялось уже около 1300 книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг ХУ1-ХVIII веков, книги по истории церкви России и Византии, летописцы и проч.

Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей Паисия Величковского, чьи большие заслуги в возрождении православной духовности во второй половине XVIII века стали основанием для отнесения его к числу святых. Среди них назывались иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и др., получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809–1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее — наместником Козельской Оптиной пустыни.

На соответствующем уровне была и рядовая духовная братия — люди талантливые, трудолюбивые, много знавшие и много умевшие.

В начале 1900-х годов Свенский монастырь, насчитывавший сто монахов, владел 80 десятинами распашной и луговой земли, семью десятинами фруктового сада, являвшегося его главным источником дохода. Основной капитал обители составлял тогда 40 980 рублей.

После известного декрета 1918 года знаменитый Свенский монастырь стал доживать свои последние дни.

На первых порах богослужение проводилось в Успенском соборе и церкви чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковку, а 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею.

Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я.П. Рыхлова, взорвавших в 1930 году Успенский собор. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.

В 1970-х годах взялись, наконец, за восстановление монастыря. И в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.

В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви.

Источник

СВЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

свенский монастырь брянская область. Смотреть фото свенский монастырь брянская область. Смотреть картинку свенский монастырь брянская область. Картинка про свенский монастырь брянская область. Фото свенский монастырь брянская область
Свенский Успенский монастырь

Свенский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Брянской епархии

Обитель расположена недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название Свенской.

Монастырь был основан в 1288 году, когда на этом месте чудесно остановилась привезённая из Киево-Печерской Лавры икона Богородицы, с тех пор известная как Свенская. Черниговский князь Роман Михайлович, надеявшийся обрести от иконы исцеление от слепоты, прибыл сюда и после молитвы тотчас исцелился. Он дал обет построить тут монастырь, даровав ему все окресные земли, и тогда же собственноручно стал рубить деревья для возведения первого храма в честь Успения Пресвятой Богородицы [1]. Построенный деревянный храм стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Свенская икона стала главной святыней обители. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иоанн Грозный, Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и другие всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Свенская обитель стала крупным землевладельцем.

Особенно был щедр Иоанн Грозный. При нём началось строительство каменных храмов вместо деревянных, и были возведены Успенский собор, храм во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, а также каменная колокольня.

В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск литовского отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону. Вскоре обитель постигла новая беда: в Смутное время, во время продолжительной осады города в 1607 году, монахи с жителями испытывали страшный голод. Свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий были одними из вдохновителей стойкой обороны Брянска, а затем, вместе со строителем Свенской обители Варсонофием, подписали акт об избрании в 1613 году царем Михаила Феодоровича Романова.

9 января 1664 года монастырь подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами, которые пожгли церкви обители. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.

Приписной монастырь Киево-Печерской Лавры

Так как в 1680 году, тревожимая татарами и поляками Киево-Печерская Лавра просила «_пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску» царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал Свенский монастырь к Лавре. Киевскому иеромонаху будущему святителю Иоанну (Максимовичу) наказано было описать всё хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами. Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.

С 1734 по 1742 год на средства брянского купечества был построен новый надвратный Преображенский храм, взамен ветхого. В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве нового соборного храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались «на войны со шведскою короною и Партой Оттоманскою». Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донского монастыря, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. В 1747 году обратились к архитектору И. Ф. Мичурину. Новый большой двухпредельный собор был достроен в 1758 году. Постройкой в 1764 году каменной ограды Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение.

До 1764 года Свенский монастырь обладал многочисленными селениями и крестьянами, которые платили оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами. Свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. После секуляризации монастырских земель 1764 года обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. Очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения, игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек, но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, чаще всего уходя на Афонскую гору и в Молдавию.

Самостоятельный монастырь

20 апреля 1786 года Свенская обитель была отчислена от ведомства Киево-Печерской Лавры и получила самостоятельность и поступила в ведомство севского епархиального управления, которое составляло викариатство московской митрополии

На исходе XIX века в обители имелось ценное собрание книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг XVI-XVIII веков, книги по истории Церкви России и Восточной Римской империи, летописцы и прочее.

Разгром XX века

Самым страшным бедствием во многосотлетней истории обители стало уничтожение монастыря при безбожном режиме. На первых порах после переворота 1917 года богослужение ещё проводилось в Успенском соборе. Чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковскую галерею.

В 1924 году монастырь был закрыт. 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею. Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я. П. Рыхлова, взорвавших в 1930 году Успенский собор, от чего пострадали и другие постройки. Еще раньше домик Петра I был разобран на кирпич.

Восстановление

В 1970-х годах власти взялись за восстановление монастыря. В 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.

В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен первый за многие годы молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви.

Статистика

Храмы, архитектура

Успенский собор

свенский монастырь брянская область. Смотреть фото свенский монастырь брянская область. Смотреть картинку свенский монастырь брянская область. Картинка про свенский монастырь брянская область. Фото свенский монастырь брянская область
Успенский собор Свенского мужского монастыря

Первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был устроен в 1288 году, и с него началась история обители.

Каменный соборный храм монастыря был впервые возведён в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра, покрытый серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.

К 1742 году древний собор был в плачевном состоянии и было получено разрешение и средства на строительство нового, что было вверено архитектору И. Ф. Мичурину. Храм был заложен 30 июля 1749 года, достроен в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя святых Захарии и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.

Антоние-Феодосиевский храм

19 мая 1566 года года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.

От ветхости храм обвалился в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. В 1832 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.

Храм пострадал при взрыве собора в 1930 году.

Сретенский надвратный храм

На месте где князь Роман начал прозревать и где в память об этом стоял крест, был возведен трехкупольный надвратный Сретенский храм, впервые упоминаемый в книге вкладов под 1678 годом, а окончательно достроенный в 1694 году. Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее нарядные формы были выдержаны в характерном малороссийском барочном стиле XVII века.

Преображенский надвратный храм

Над западными ярмарочными воротами был устроен храм в честь Преображения Господня. Когда он пришёл в ветхость, 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать его и на том же месте построить новую церковь. Строительство на средства брянского купечества длилось восемь лет и освящение последовало 29 июля 1742 года. Этот одноглавый храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость.

Колокольня

Каменная колокольня была построена при царе Иоанне Грозном, который пожаловал для неё два колокола в 40 и 200 пудов. Около 1740-х колокольня была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.

Колокольня пострадала при взрыве собора в 1930 году.

Каменная ограда

Была построена в 1764. Протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, она прорезана пилястрами и амбразурами, имеет форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.

Настоятели, наместники

С 1924 по 1992 год монастырь был упразднен

Литература

Использованные материалы

[2] РГИА Ф. 796, оп. 83, дело №215

[3] Мценский Петро-Павловский монастырь Орловской епархии, издание 3-е исправленное и дополненное, Орел. 1900, с. 102: http://books.google.com/books?id=SP7vAgAAQBAJ&pg=PA102 (Google-Книга, дата обращения 11 декабря 2020 года)

[4] Определение Св. Синода 12-14 мая 1893 года за № 1214 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1893, №22 (29 мая), с. 196; Определение Св. Синода 13-20 мая 1898 года за № 1692 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1898, №23 (6 июня), с. 214.

[5] Определение Св. Синода 13-20 мая 1898 года за № 1692 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1898, №23 (6 июня), с. 214; Определение Св. Синода от 7-19 ноября 1903 года за № 5518 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1903, №48 (29 ноября), с. 384.

[6] Определение Св. Синода от 7-19 ноября 1903 года за № 5518 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1903, №48 (29 ноября), с. 384; Определение Св. Синода от 14-16 января 1904 года за № 143 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1904, №4 (24 января), с. 38.

[9] Определение Св. Синода от 20-29 марта 1910 года за № 2148 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1910, №15 (10 апреля), с. 87; Определение Св. Синода от 30 ноября 1912 года за № 11027 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1912, №50 (15 декабря), с. 463.

[10] Определение Св. Синода от 30 ноября 1912 года за № 11027 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1912, №50 (15 декабря), с. 463; Церковная хроника // Прибавление к церковным ведомостям, 1918, №15/16 (1(14) мая), с. 519.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *