сведения на наличие негативных практик организации
Выписка НРНП | Национальный Реестр Надежных Поставщиков официальный сайт
Внесение записи в Национальный Реестр Поставщиков товаров, работ и услуг
финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как поставщиков товаров, работ и услуг и партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР НАДЕЖНЫХ ПОСТАВЩИКОВ
После получения сертификата качественных показателей оценки субъектов предпринимательской деятельности, в Реестр вносятся организации, которые качественно и точно выполняют свои обязательства, не срывают контракты, не имеют проблем с клиентами и партнерами.
Включение в Национальный реестр надежных поставщиков путем получения сертификата НРНП позволяет организации успешно развиваться, иметь хороший статус и уровень доверия у заказчиков и партнеров, участвовать в закупках, тендерах. Контракты и договоры при наличии сертификата заключаются намного быстрее. Никаких долгих проверок порядочности компании проводить не приходится: достаточно посмотреть, есть ли она в Реестре.
Национальный реестр используется для совершенствования механизмов отбора добросовестных поставщиков товаров, работ и услуг для:
государственных (муниципальных) заказчиков в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ
коммерческих заказчиков в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция)
закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1994 N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;
закупок в рамках Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»
закупочной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность не попадает под действия Федерального закона № 44-ФЗ и Федерального закона № 223-ФЗ, регулируется в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Для чего необходим аудит в Национальном Реестре Поставщиков?
Адекватное позиционирование организации при участии в тендерах, проводимых в соответствии с Федеральными законами 44-ФЗ и 223-ФЗ;
Повышение конкурентоспособности организации и получение дополнительных преимуществ при участии в закупках;
Содействие заказчикам в компетентном выборе подрядчиков, контрагентов, поставщиков товаров, работ и услуг;
Формирование и совершенствование деловой репутации организации;
Обеспечение объективного подхода к ранжированию организаций-участников при проведении тендеров и аукционов;
Что дает присутствие компании в Национальном Реестре Поставщиков?
Кому вступать в Национальный Реестр Поставщиков
Наличие сведений о компании в Национальном Реестре Поставщиков, не является обязательным. Однако мероприятие рекомендуется по многим причинам, вне зависимости от сферы деятельности, размера производства, предоставляемых услуг и их типа. Основными компаниями, которые проводят сертификацию, являются те, которые активно участвуют или намереваются участвовать в публичных и коммерческих рынках с целью повышения конкурентоспособности и репутации компании.
Стоимость услуги по формированию и подготовке пакета документов для включения
Оформление документов для внесения
в Национальный реестр
от 46000 рублей
Срок проверки и формирования пакета документов
1 день
Срок действия свидетельства о
членстве в Национальном реестре
3 года
В комплект документов подтверждающих внедрение Интегрированной Системы Менеджмента (ИСМ) включает помимо сертификата НРНП:
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) — система менеджмента качества;
ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (ISO 14001:2016) — система экологического менеджмента;
ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007) — система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья.
Стоимость оформления сертификата НРНП — 46 000 рублей «под ключ», срок 1 день
В цену включены все расходы, в том числе по получению 3-х сертификатов ИСО!
Подтверждение сведений об участнике Национального Реестра Поставщиков
Статус участника, как действующего члена Национального Реестра Поставщиков подтверждается наличием Свидетельства о внесении такого участника в Национальный Реестр Поставщиков
Для заказа услуги по получению сертификата НРНП заполнить онлайн-заявку или позвонить по телефону, указанному на сайте. Наши специалисты ответят на все интересующие вас вопросы.
Для чего необходимо членство в Национальном Реестре Поставщиков?
«Межрегиональный Центр Стандартизации» является аккредитованным центром при Национальном Реестре по выдаче СТО Р 66.57676-2017.03-20. Для получения сертификата вам необходимо подать документы и дождаться результата проверки. Выписка из Реестра о внесении в него организации выдается в электронном виде.
Для получения сертификата NRNP необходимо предоставить следующие документы на адрес электронной почты: info@centrstandart.ru
Заявление и документы подаются в орган по сертификации, после чего назначается проверка. После положительного решения заявитель должен оплатить сервисный сбор. Компания регистрируется в Реестре в течение 3 дней после уплаты сбора, а заказчик получает документ, подтверждающий сертификацию.
Для внесения данных в Национальный реестр надежных поставщиков необходимо провести оценку деловой репутации в соответствии с требованиями СТО НРНП-2019.
Необходимые документы и этапы получения сертификата НРНП (Свидетельство прохождения квалификации качественных показателей работ и услуг)
Оформить и получить cвидетельство аудита предпринимательской деятельности в реестре поставщиков
Телефон: 8-800-302-57-27 Межрегиональный Центр Стандартизации
Получить сведения о субъекте предпринимательской деятельности в НР РФ
Телефон: 8-800-302-57-27 Межрегиональный Центр Стандартизации
Свидетельство соответствия контрагента, нормам ГОСТ при поставке товаров, оказании услуг, выполнении работ Плановая проверка субъекта предпринимательской деятельности являющегося членом Национального реестра Структура единый национальный реестр аккредитованных организаций ООиДР НРРФ регистрация в реестре поставщиков госаккредитация нпрф сведения о составе в реестре Госреестр Российской Федерации
подтверждение статуса надежности организации контрагента Структура аккредитации контрагента в едином реестре Актуальная аккредитация списке компаний Действующий статус аккредитации компаний ООиДР НРРФ эффективные показатели организации наличие учета в реестре РФ свидетельство о прохождении аккредитации Аккредитация поставщиков по 223ФЗ Регистрация в нацреестре запись на прохождение аккредитации Подтверждение соответствия стандартам политики управления качества организаций Система прохождения аккредитации компаний Подтверждение статуса надежности организации контрагента свидетельство о включении в нррф Документ достоверности надежности контрагента Аккредитация поставщиков по 223ФЗ Подтверждение соответствия НацРеестром международным и национальным стандартам плановая проверка субъекта предпринимательской деятельности в национальном реестре российской федерации Подтверждение внесения сведений в единый российской федерации аккредитованным центром соответствия международным и национальным стандартам управления Действующий статус надёжности поставщика освидетельствование Сведения о субъекте предпринимательской деятельности в НР РФ Качественная оценка соответствия субъектов Свидетельство процедуры включения в компаний Наличие актуализации и включение сведений в 1-й и 2-й уровни надежности Аккредитация поставщиков по 223ФЗ Комплексная проверка контрагента на наличие негативных практик по стандарту НР Сведения из реестра НР РФ Подтверждение прохождения проверки в реестре НП Сертификат достоверности надежности контрагента Выписка о стандартизация нормативной документации национального реестра Нахождение в регистре поставщиков товаров работ и услуг отметка качества нпрф ведомость о постановке на учет нп Сведения на наличие негативных практик аккредитация для участия в электронных торгах Комплексная проверка контрагента на наличие негативных практик по стандарту реестра НП выписка из единого реестра об отсутствии негативных практик наличие информации о контрагенте в реестре НП
ООО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ» | ИНН 5837079855 | КПП 383701001
Обращаем Ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой,
определяемой положениями Статей 435 и 437 ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации о наличии и стоимости указанных услуг, пожалуйста, обращайтесь к менеджерам отдела сервисного обслуживания с помощью специальной формы связи или по телефону.
Нечестная игра: 15 признаков того, что контрагент вас обманывает
В отличие от госорганов предприниматели располагают ограниченным набором источников для анализа контрагентов. Но в большинстве случаев их достаточно для того, чтобы предотвратить риски.
Согласно результатам исследования «Осторожность и осмотрительность российского бизнеса: тенденции и факты», проведенного компанией IPT Group в июне 2017 года, 85% российских компаний уделяют внимание проверке контрагентов, однако более трети из них находятся в зоне риска из-за недостаточно регламентированных процессов.
Чаще всего в процессе проверки контрагента компании предпочитают использовать открытые официальные данные и общую информацию деятельности контрагента, которую получают по запросу.
Наиболее часто проверяемая информация о контрагенте по данным IPT Group:
Практика показывает, что деловую репутацию партнера следует проверять не только до заключения сделки, но и уже в процессе работы с ним. В бизнесе постоянно возникают ситуации, в которых раскрывается поведение контрагента. И нередко это поведение имеет признаки недобросовестности. Задача предпринимателей — вовремя заметить эти признаки и адекватно отреагировать на них.
Самые распространенные сценарии поведения недобросовестного контрагента, которые позволяют выявить его мотивы:
1. Заведомая регистрация фирм с целью мошенничества (недействительный адрес, фиктивный директор и т.п.).
Такой признак встречается довольно часто. Как правило, его можно выявить еще на этапе первичной проверки, но иногда уже в процессе работы вроде бы добросовестный контрагент пытается подсунуть фирму, например, для проведения разовой оплаты. Ошибка большинства предпринимателей заключается в том, что они, руководствуясь доверием к человеку, с которым работают уже не один день, могут поддаться на эту уловку и перевести деньги.
Как выявляется этот риск? У компании будет фиктивный директор, на которого может быть номинально оформлено много юридических лиц. Можно в Фокусе посмотреть его связи с другими юридическими лицами, ведется ли какая-то деятельность по ним, есть ли связь с действительными адресами. Если нет, то это может быть фирма-однодневка, фиктивная компания.
Необходимо также проверить полномочия самого директора. Если он действует по доверенности, то следует ее проверить. Лучше лишний раз позвонить в фирму, с которой вы будете заключать договор, чем узнать уже постфактум о том, что доверенность была липовой. Но лучше напрямую общаться с директором, который по уставу имеет право действовать без доверенности.
2. Неожиданное исчезновение фирмы (фирма оставляется без денег на счету, офиса и имущества).
Фирма может резко исчезнуть за выходные либо выезжать из офиса постепенно. На счету, как правило, у нее денег нет, нет даже уставного капитала, поэтому взыскивать не с чего.
Что следует контролировать в этом случае?
3. «Завтраки» (задабривание контрагента при явном нежелании платить).
Этот признак недобросовестности тоже встречается достаточно часто. Вполне возможно, что контрагент хочет вам заплатить деньги, но не имеет возможности сделать это. Он уверяет вас в том, что от него ничего не зависит, так как он номинальный директор, а все решает учредитель, и якобы он ждет от него деньги. Но очевидно, что учредитель потому и назначил номинального директора, что изначально не собирался давать деньги.
Отсюда следует, что надо идентифицировать номинальных директоров и проводить с ними жесткие переговоры с целью погашения или реструктуризации долга.
4. Заключение сделок лицом, которое не имеет права действовать от организации (это может быть учредитель или лицо, действующее на основании подложной доверенности).
Допустим, к вам приезжает менеджер с доверенностью, заключает договор, вы направляете деньги. А позже выясняется, что компания, от лица которой он выступает, никогда о нем не слышала. Такие случаи, когда мошенники выступают от лица крупной компании, довольно распространены. И многие компании попадают в ловушку, так как доверяют бренду. Они заключают сделку, в результате теряя деньги.
Необходимо общаться напрямую с руководителем контрагента, проверять все документы и полномочия лиц, которые подписывают бумаги. Таким образом можно отсечь половину рисков мошенничеств. Можно также попробовать привлечь лицо, выступавшее от известной компании, за лжепредпринимательство или мошенничество.
5. Использование фирмы-однодневки или обнальной конторы для получения денег. В данном случае также велики риски привлечения к ответственности со стороны ФНС.
Такую схему контрагенты могут использовать с целью облегчения своей работы: чтобы самим не заниматься обналиванием денег, они просто подсовывают для оплаты обнальную контору. С точки зрения налоговой это серьезное нарушение закона, и за совершение сделок с обнальной конторой компания может быть привлечена к ответственности. Поэтому важно такие конторы проверять, и сделать это достаточно просто с помощью Фокуса.
6. Перекладывание ответственности на номинального директора, от лица которого заключаются все сделки.
Такие категории риска нужно четко контролировать: своевременно выявлять номинального директора, потому что велика вероятность того, что он обманет и скроется. Можно также заявить на мошенничество.
7. Отсутствие фактов, подтверждающих ведение хозяйственной деятельности (склады, реклама, активность клиентов).
Допустим, с вами ведет переговоры компания, которая занимается поставками изделий из железобетона. У компании с таким направлением деятельности должны быть огромные склады и мощное производство. Но на самом деле ничего этого у нее нет, а при регистрации она вообще указала несуществующий адрес.
Совет: не ленитесь проверять, существует ли в природе заявленный в документах адрес.
8. Участие директора или учредителей в составе фирмы, занимающейся аналогичной деятельностью, зарегистрированной недавно.
Имея одинаковое название, юрлица могут заниматься аналогичной деятельностью в разных регионах, например, одно — в Москве, другое — в Тверской области. Такая схема используется для перекачивания денег из разных регионов. Распознать этот риск можно с помощью оценки аффилированности лица, используя, например, сервис Фокус.
9. Отсутствие у руководства фирмы возможности или желания выполнять условия сделки.
Этот риск распознается в ходе переговоров. Надо смотреть, как ведет себя руководство, на что оно нацелено.
Вас должна насторожить активная позиция контрагента в совершении сделки, агитирующего быстрее заключить ее и перевести деньги. При этом он может обещать фантастические условия: более низкие цены, очень выгодные условия по тендеру и т п. Скорее всего, получив деньги, он сведет всю свою активность на нет. И подключать службу безопасности для решения этой проблемы будет уже поздно.
10. Негативные отзывы клиентов фирмы-контрагента, появление негативных сведений в арбитражной практике.
На сайте контрагента может быть размещена информация о деловых партнерах, клиентах. Рекомендую периодически связываться с ними, интересоваться, ведется ли у них какая-то деятельность с контрагентом. Особенно следует обратить внимание на негативные отзывы. Получив информацию из первых рук, делайте соответствующие выводы.
Многие компании с целью повышения своего статуса могут просто пользоваться именами крупных игроков. Поэтому общение с клиентами поможет расставить все точки над «i».
11. Количество и квалификация сотрудников контрагента, уровень их профессионализма, активность в работе, сплетни.
Необходимо общаться с персоналом, оценивать, насколько активно он работает.
Допустим, компания берет под производство помещение в несколько тысяч квадратных метров. С помощью анализа информации из интернета можно оценить, насколько целесообразно это в ее случае, получит ли она кредиты в банке, чтобы окупить затраты на аренду и продолжить свою деятельность.
12. Наличие посреднических контор, через которые работает контрагент (для откатов или мошенничества).
В пункте №8 уже приводился в качестве примера случай, когда юрлица, имея одно название, занимаются аналогичной деятельностью в разных регионах. Но есть еще посреднические конторы, которые изначально контрагент регистрирует на себя.
Поскольку схема работы с посредниками сегодня очень распространена и ни одна сделка практически без них не обходится, то компаниям нужно быть особенно осторожными и проверять, не являются ли посредники одним и тем же лицом для осуществления откатов.
Недавний случай из практики: в тендерах одной известной крупной компании принимают участие несколько фирм, две из которых — номиналы, две — родственные. Одна, соответственно, должна победить.
13. Наличие и покупка долгосрочных займов или векселей.
Последние полгода с векселями развивается отдельный вид мошенничества на рынке. Появляются микрофинансовые организации, предлагающие через свою посредническую сеть реструктуризовать долг физлицам, которые не могут выплатить кредит. Должнику выдается вексель на сумму его задолженности, и микрофинансовая фирма якобы обязуется обеспечивать выплаты по его кредиту. Для человека выгода очевидна: теперь ему нужно платить, например, не 100 000 руб. в месяц, а всего 10 000 руб. Пока человек платит, компания развивается, но через три года срок выплаты по векселю истечет, фирма лопнет. В результате банк, выдавший кредит, останется без денег, а на должника повиснет та же задолженность.
Зачастую векселя ничем не обеспечены. Любое ООО и любой банк могут выдать вексель. Но Сбербанк, например, принимает только те векселя, которые выдает сам. Не имея какого-либо имущества для ареста, пристав арестует вексель должника, но это ничего не даст.
Что касается долгосрочного займа (от 3-х лет), то контрагент, берущий такой кредит, подпадает под категорию риска. Долгосрочные займы могут свидетельствовать о нестабильности бизнеса.
14. Частые проверки государственными органами или сомнительными личностями офиса организации.
Находясь рядом с контрагентом, вы можете стать свидетелями частых проверок. И это должно стать для вас сигналом. Впрочем, о проверках можно узнать и в плане ежегодных проверок.
Любое внимание к фирме со стороны органов (особенно налоговой, ОБЭП и приставов) должно фиксироваться для дальнейшего выяснения дел.
15. Включение компании в черный список ФНС, включение в план ежегодных проверок.
Черный список ФНС действительно существует. Причин, по которым компании попадают в него, много: несколько лет подряд не сдается бухгалтерская отчетность, не подаются сведения о счетах или сведения о налогах по имуществу и т д. У ФНС есть свой огромный список, включающий до 500 пунктов, согласно которому проверяются контрагенты. Следует анализировать этот список на предмет появления там контрагента.
Пользоваться сервисом нетрудно: достаточно ввести хотя бы один известный реквизит — ОГРН, ИНН или полное наименование фирмы, а также вписать контрольные цифры для защиты от спама. В результате вы получаете доступ к списку подозрительных лиц.
Если организация числится в нем, то в результатах поиска будут отображены следующие данные:
Также вы сможете увидеть дату формирования сведений.
Если же у налоговой пока нет претензий к юридическому адресу искомой компании, то внизу окошка появится надпись «Информация по указанному юридическому лицу не найдена».
3 признака недобросовестности контрагента, на которые стоит обратить внимание перед заключением контракта
1. Отсутствие личных контактов руководства компании-поставщика и покупателя при обсуждении условий поставок и при подписании договоров.
Отсутствие контактов может вызывать подозрения. Допустим, к вам приезжает представитель фирмы из Самары. Как вы можете быть уверены в том, что он действительно представитель? Чтобы убедиться в этом, нужно звонить в Самару, проверять фирму, общаться непосредственно с директором, узнавать, выдавалась ли доверенность.
2. Отсутствие подтверждения полномочий представителя контрагента, документов, удостоверяющих его личность.
Руководитель фирмы-контрагента имеет право заключать сделки. Но его статус в компании должен быть указан в документах (приказе). Если лицо не является гендиректором, то оно действует по доверенности от генерального директора. Для проверки его полномочий потребуются копии документов, удостоверяющих личность. По паспорту можно через налоговую узнать действительное место работы. Можно также с помощью сервиса ФМС проверить действительность паспорта.
3. Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о его складских, производственных, торговых площадях.
Если контрагент заявляет свое местоположение и ведет какую-то деятельность, это еще не значит, что с ним все в порядке. Загляните в «Карты Google» и посмотрите, есть ли на них вообще здание контрагента с вывеской, и в зависимости от увиденного делайте соответствующие выводы.
Если контрагент указывает здание, которого нет, то он автоматически вызывает недоверие к себе. Но чтобы полностью подтвердить свои сомнения, позвоните арендодателю и спросите, знает ли он о существовании фирмы, не обращались ли к нему за юридическим адресом.
Иногда в практике сталкиваешься с парадоксальными ситуациями, когда фирма регистрируется на частной квартире и при этом, согласно отчетности, принимает участие в крупных госконтрактах. Нетрудно догадаться, что в подавляющем большинстве таких случаев работает откатная схема.
При работе с контрагентами нужно держать в голове некоторые нюансы. Например, помнить о том, что на момент регистрации фирма в принципе не поверяется налоговой и что есть «окна» в году, когда фирма может не сдать финансовую отчетность и спокойно работать некоторое время — до тех пор, пока на нее не обратят внимание. Однако самый простой способ проверить недобросовестность контрагента — убедиться в том, что юридический адрес соответствует действительности, а лицо, которое заключает сделку, имеет на это все полномочия.
Игорь Бедеров, руководитель RiskInform.ru и агентства деловой разведки CABIS
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Ст. 54.1 НК РФ, или Новый стандарт должной осмотрительности
Ведущий юрисконсульт BSH consulting, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов РФ
специально для ГАРАНТ.РУ
Статья 54.1 Налогового кодекса поставила перед налогоплательщиками много неразрешенных вопросов, одним из которых был вопрос о необходимости учета должной осмотрительности налогоплательщика при оценке обоснованности налоговой выгоды. Позиция налоговых органов долгое время оставалась отрицательной. 10 марта 2021 года ФНС России выпустила письмо № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации», в котором служба, наконец, признала должную осмотрительность в качестве самостоятельного и обязательного теста налоговой выгоды, но предложила при этом руководствоваться новым стандартом – коммерческой осмотрительностью.
Впервые о необходимости проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента для подтверждения обоснованности полученной налоговой выгоды налогоплательщики узнали из положений постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды» (далее – постановление Пленума ВАС РФ № 53).
Поскольку ни НК РФ, ни постановление Пленума ВАС РФ № 53 не содержали понятий «должная осторожность» и (или) «должная осмотрительность», перечень конкретных действий и документов, которые необходимо было совершить и собрать налогоплательщикам для подтверждения соблюдения этой самой должной осторожности и осмотрительности, формировался преимущественно на основе судебной практики и рекомендаций налоговых органов.
По мере ужесточения налогового контроля и формирования проналогового подхода в судебной практике расширялся и перечень мер должной осмотрительности: от подтверждения действующего статуса поставщика посредством представления выписки из ЕГРЮЛ и его учредительных документов до необходимости представления целого портфолио на контрагента, содержащего информацию о деловой репутации и наличии у него необходимых ресурсов (кадровых, технических, производственных и т.п.).
Так, согласно позиции ФНС России, изложенной в письме от 23 марта 2017 г. № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды», в рамках налоговых проверок в обязательном порядке необходимо:
Налоговым органам было рекомендовано запрашивать у налогоплательщиков помимо документов о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ также документы и информацию, подтверждающие и/или фиксирующие:
Поскольку обязанность по подтверждению достаточности и разумности принятых мер по проверке контрагента лежит непосредственно на налогоплательщиках, последние, руководствуясь разъяснениями налоговых органов, вынуждены были формировать целое досье на каждого поставщика товара (работ, услуг). Причем в целях минимизации возможных налоговых претензий критерий значимости сделки для компании зачастую не учитывался.
Статья 54.1 НК РФ и «тест на должную осмотрительность»
Появление в НК РФ ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога и сбора, страховых взносов» стало очередной вехой в вопросе должной осмотрительности.
Нормами ст. 54.1 НК РФ «тест на должную осмотрительность» не был включен в состав обязательных. При этом ФНС России заняла позицию отрицания возможности применения к налоговым правоотношениям после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ понятий, отраженных в постановлении Пленума ВАС РФ № 53 и развитых в сложившейся на тот момент арбитражной практике, в том числе оценочного понятия «должной осмотрительности» (письмо ФНС России от 16 августа 2017 г. № СА-4-7/16152@, письмо ФНС России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@).
Несмотря на столь категоричную позицию налогового ведомства, налогоплательщики, следуя прежде всего рекомендациям консультантов, продолжали собирать досье на своих контрагентов. Это было обусловлено еще и тем, что большая часть документов, входящих в «портфолио», не только обосновывали выбор конкретного поставщика, но и являлись доказательствами реальности финансово-хозяйственных взаимоотношений, что в свете ст. 54.1 НК РФ имело особую важность.
Кроме того, и профессиональное сообщество, и бизнес понимали, что окончательную точку в вопросе должной осмотрительности может поставить только Верховный Суд Российской Федерации, что и было сделано в рамках одного дела (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2017).
ВС РФ не только подтвердил необходимость учета должной осмотрительности налогоплательщика при оценке обоснованности налоговой выгоды, но также актуализировал и конкретизировал принципы такой оценки.
В частности, Судом были сделаны следующие важные для налогоплательщиков выводы:
В ситуации, когда экономический источник вычета (возмещения) НДС в бюджете не создан, при этом поставщик (исполнитель) в период взаимодействия с налогоплательщиком-покупателем не имел экономических ресурсов (материальных, финансовых, трудовых и т.п.), необходимых для исполнения заключенного с покупателем договора, в связи с чем сделка в действительности исполнена иными лицами, которым обязательство по ее исполнению поставщик не мог передать в силу своей номинальности, следует исходить из того, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента, пока иное не будет доказано самим налогоплательщиком.
В ситуации же, когда сделка была заключена налогоплательщиком с лицом (организацией, ИП, физическим лицом), обладающим ресурсами, необходимыми и достаточными для ее исполнения самостоятельно либо с привлечением третьих лиц, что подтверждается данными бухгалтерской и налоговой отчетности контрагента и дает разумно действующему налогоплательщику-покупателю основания ожидать, что сделка этим контрагентом будет исполнена надлежащим образом, а налоги при ее совершении – уплачены в бюджет, следует исходить из того, что выбор контрагента отвечал условиям делового оборота, пока иное не будет доказано налоговым органом.
Важно отметить, что поскольку налоговая проверка указанной в споре организации началась еще до момента вступления в силу ст. 54.1 НК РФ, налоговый спор разрешался судами без учета положений данной статьи. Поскольку ВС РФ прямо не высказался об обязательности сделанных им выводов при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел с применением ст. 54.1 НК РФ, данный вопрос до недавнего времени оставался открытым.
Новое название, но суть та же
10 марта 2021 года ФНС России было выпущено письмо № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Письмо), в котором ведомство признало должную осмотрительность в качестве самостоятельного и обязательного теста налоговой выгоды, но предложило при этом руководствоваться новым стандартом – коммерческой осмотрительностью.
Вопросу оценке обстоятельств, характеризующих выбор контрагента, посвящен раздел IV Письма.
В целом предложенный налоговым ведомством алгоритм оценки осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента базируется на позиции ВС РФ, изложенной в ранее упомянутом определении и заключается в следующем:
к налоговым правоотношениям подлежит применению используемый в хозяйственном обороте стандарт осмотрительного поведения при выборе контрагента (коммерческая осмотрительность), ожидаемого от его разумного участника в сравнимых обстоятельствах (пункт 14 Письма).
При квалификации действий налогоплательщика как недобросовестных или неразумных ФНС рекомендует исходить из положений постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 62 «О возмещении убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица», согласно которому к числу таковых, в частности, должны быть отнесены:
значение имеют не только доказанные налоговым органом обстоятельства, характеризующие деятельность контрагента и свидетельствующие о невозможности исполнения им обязательств, но и то, должны ли данные обстоятельства были быть ясны налогоплательщику при совершении конкретной сделки с учетом:
степень предъявляемых требований к выбору контрагента не может быть одинаковой для случаев ординарного пополнения материально-производственных запасов по разовым сделкам на несущественную сумму и в ситуациях, когда налогоплательщиком приобретается дорогостоящий актив, совершаются сделки на значительную сумму либо привлекается подрядчик для выполнения существенного объема работ, либо сделка несет в себе несоразмерные риски ввиду возможного причинения убытков при ее неисполнении или ненадлежащем исполнении (п. 16 Письма).
Что дает налогоплательщику соблюдение стандарта коммерческой осмотрительности?
Если из материалов проверки, а также представленных налогоплательщиком доказательств будет следовать, что им была проявлена коммерческая осмотрительность при выборе контрагента, и он не знал и не должен был знать об обстоятельствах, характеризующих контрагента как «техническую» компанию и предоставлении исполнения по сделке иным лицом, то в действиях налогоплательщика отсутствует состав правонарушения. Следовательно, налогоплательщик имеет право на учет расходов и применение налоговых вычетов по НДС исходя из сведений, отраженных в спорном договоре и документах о его исполнении в полном объеме (п. 20 Письма). Безусловно, это правило имеет место быть только в ситуации, когда отсутствует спор о факте осуществления расходов, иначе говоря, тест на реальность имеет положительный результат.
По мнению ФНС России, с учетом стандарта коммерческой осмотрительности о добросовестности налогоплательщика при выборе контрагента могут свидетельствовать следующие обстоятельства (п. 15 Письма):
При получении налоговым органом доказательств невозможности исполнения контрагентом обязательств по сделке отсутствие у налогоплательщика указанных выше сведений и (или) документов может свидетельствовать о его недобросовестности и направленности действий на получение необоснованной налоговой выгоды.
Также на недобросовестность налогоплательщика, по мнению ФНС, могут указывать следующие обстоятельства, касающиеся условий следки и ее документального оформления:
Из приведенных выше положений раздела IV Письма становится очевидным, что предложенный ФНС России стандарт коммерческой осмотрительности затрагивает не только этап выбора контрагента, а фактически распространяется на все стадии сделки.
Является ли он абсолютно новым? Пожалуй, нет. На схожую совокупность обстоятельств налоговики призывали обращать внимание и ранее, в том числе в рассмотренном выше письме от 23 марта 2017 г. № ЕД-5-9/547@. Причем уже тогда акцент от формальных критериев оценки контрагента (правоспособность, сдача отчетности и т.п.) был смещен в сторону оценки возможности реального исполнения сделки этим контрагентом (деловая репутация, наличие ресурсов и т.п.).
Действовать иначе – значит проиграть
Реалии таковы, что сбор доказательств проявления коммерческой осмотрительности при выборе контрагента давно стал практикой делового оборота. Но важно учитывать, что только актуальный стандарт проверки контрагента может защитить вашу компанию от риска налоговых претензий.
Какие действия следует предпринять налогоплательщикам уже сегодня?
Актуализировать действующие в организациях стандарты проверки контрагентов с учетом критериев коммерческой осмотрительности, указанных в п. 15 Письма ФНС России от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@. Если в организации отсутствует такой стандарт – его необходимо разработать и внедрить.
Определить «глубину» проверки контрагентов с учетом существенности сделки для налогоплательщика. Критерии существенности сделки (виды сделок, цена сделки, способы и формы расчетов, вероятность причинения убытков и т.п.) определяются индивидуально с учетом особенностей каждого конкретного бизнеса.
При проверке контрагентов ориентироваться не только на документы и информацию, предоставленную самим контрагентом, но также использовать сервисы, содержащие информацию об организациях в формате открытых данных:
Регламентировать и внедрить процесс сбора на регулярной основе доказательственной базы, подтверждающей реальность финансово-хозяйственных взаимоотношений с контрагентами (коммерческие предложения, деловая переписка, протоколы встреч, заявки, претензии и пр.).
Формировать и хранить защитные файлы к договорам, содержащие информацию и документы:
Провести оценку хозяйственных операций, находящихся в зоне риска, на прохождение теста коммерческой осмотрительности с учетом критериев, указанных в п. 15 Письма ФНС России от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@.
Указанные мероприятия позволят налогоплательщику чувствовать себя уверенно при прохождении налоговой проверки и защитить свое право на учет расходов и применение налоговых вычетов по НДС в полном объеме даже в ситуации, когда контрагент оказался не в должной степени добросовестным.