суздаль сколько церквей и монастырей часовен в городе
Сколько церквей в Суздале (часть первая)?
Каждый, кто бывал в этом городе, отмечал для себя невероятное количество церквей.
Согласно данным Википедии, в городе Суздаль 57 церквей и, по этому показателю, этот старинный русский город, основанный еще в 10-м веке, держит уверенное лидерство. Различные толкования происхождения названия города сходятся в одном — все они являют собой различные существительные формы глагола «строить», например известный российский ученый в области этимологии славянских языков, Олег Трубачёв, считает, что название города происходит от старославянского глагола «съзьдати», одно из значений которого было «слепить из глины».
Вот мы и решили, в качестве первого авто-трипа с нашим малышом, доехать на майские праздники до Суздали и посмотреть, что там древнерусские зодчие «налепили». Хотелось, конечно застать в этом старинной городе первые теплые денечки, поэтому, загодя забронировали маленькую половину гостевого дома Павловское подворье, с собственным двориком, камином и зоной для барбекю во дворе и 6 мая, в 7 утра выдвинулись с Зеленограда на Владимирскую землю.
Т.к. мы живем в АО Москвы, технически расположенном в области :), вариант ехать через Москву, да еще и по Горьковской трассе М7, которую в майские усиленно ремонтировал Росавтодор, порождая этим чудовищные пробки, отпал сразу. Ибо, встать с малышом в этот стоячий коллапс, желания у нас никакого не было. Поэтому, мы выдвигаемся через первую бетонку на Ярославку М8 (Холмогоры) и по ней едем до Переславля-Залесского, с объездной которого, уходим на Юрьев-Польский. И вот тут я порадовался за то, что вернулся в класс полноценных внедорожников с большими колесами, ибо после съезда с объездной дорога кончилась :(. Многочисленные ямы, канавы и выбоины перемежались редкими остатками доисторического асфальта, который не менялся со времени «Царя Гороха». Так, периодически выезжая на обочины, чтобы обрулить особо глубокие ямы, мы доплелись до границы с Владимирской областью, после чего дорога стала приемлемого качества и позволяющая держать 90 км. средне-крейсерской скорости. Не доезжая Юрьев-Польского, заехали в лесочек, покормили сына и встали на финишную прямую. В 15 часов мы уже стояли перед воротами хозяйского дома, выходите встречать нас, мы уже хотим заселяться 😉
Молодая пара, Катя и Антон, встретили и проводили нас во двор своего гостевого дома. Не реклама, но отмечу, что не зазря на booking у них такие высокие рейтинги, ребята очень душевные и просто молодцы 🙂
Отдыхаем с дороги, снова кормим мелкого и в путь, времени до заката осталось несколько часов, а нам еще самим пообедать. Гостевой дом удобно расположен, до кремля 10-15 минут неспешной прогулки через мост на реке Каменка.
С устатку не разобравшись, где кафе «Квасная Изба», рекомендованная Катей, зашли пообедать в кафе «Берлога», вот в таком колоритном месте:
Быстро, без изысков, но по-домашнему съедобно, перекусили и в путь.
Наш путь лежит к Суздальскому Кремлю, вот он виден за рекой:
Пересекаем речку по пешеходному мосту, от которого отходит маленький плоскодонный туристический кораблик (вечером будем наблюдать, как он под мостом проходит — ювелирная проводка)
и мимо коровки, с которой все фотографируются поднимаемся к кремлю:
Тут я сделаю небольшое отступление и признаюсь, что немножко схитрил 😉 6 мая погода была пасмурная, и фотоаппарат доставать не было никакого желания, поэтому мы просто погуляли немножко по центру и пошли в «Квасную избу» ужинать.
Поэтому, самое время плавно переехать в 7 мая, где и потеплее, посолнечнее и жить веселее. Едем дальше, в смысле, идем в кремль.
Тут все, как обычно — старая деревянная Никольская церковь на месте (Церковь Николы из с. Глотово Юрьев — Польского района (1766 год)),
а с крепостного вала открывается великолепный вид, на находящуюся за рекой, отреставрированную Ильинскую церковь:
Последняя церковь кремлевского ансамбля и выходим в город:
Закупаемся пряниками, выпиваем подогретой медовушки
здороваемся с медведем,
и идем к Торговой площади. По пути, наблюдаем фееричную картину, олицетворяющую неистребимое желание женщин, найти на свою пятую точку приключений быть такими красивыми, в этот чудесный весенний денек:
Кто-то успел как следует набраться с утра «отдохнуть»:
кто-то уже кричит — «карету мне карету!»:
а мы подходим к торговым рядам, где каждый желающий может пополнить запасы медовухи/сбитня или прикупить сувениров в подарки.
Ну, а наш путь лежит мимо здания городской администрации г. Суздаль, где можно узнать, сколько ехать до Таллина Ротенбурга-на-Таубере (прости Господи),
передать привет скучающему вождю народа,
посетовать, что ансамбль и стены Ризоположенского монастыря давно нуждаются в реставрации
в Спасо-Ефимиев монастырь — вторую, после Кремля, достопримечательность города:
Ну и т.к. размер заметки имеет ограничения, продолжение про великолепный ансамбль Спасо-Ефимиева монастыря, который не требует комментариев, а также немножко о городской архитектуре, которая посоперничает с Вологдой за количество «резных палисадов» и пару слов о дороге домой, во второй части нашего рассказа.
Суздаль сколько церквей и монастырей часовен в городе
Суздаль – один из крупнейших религиозных центров в России, потому и славился он на протяжении многих веков своими многочисленными храмами и монастырями. За всю историю города было известно 15 монастырей. Их основание и развитие напрямую связано с историей нашего государства и непосредственно влияло на историю города Суздаля, которая и определила современный его облик и значимость. А сколько известных людей оставили свой след в этих монастырях.
В начале 13в. достоверно существовали 3 монастыря – Дмитриевский, Козьмодемьянский и Ризоположенский. В середине 13в. появляются Введенский и Троицкий. К этому же времени относится основание Андреевского и Александровского монастырей, связанных с братьями Александра Невского Андрея и Василия Ярославичей. А в середине 14в. по инициативе суздальско-нижегородских князей на северной окраине города вырастают Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, которые со временем становятся одними из крупнейших в России. Кроме перечисленных существовали и другие малоизвестные монастыри, кратко упомянутые в древних описях города, Борисоглебский, Предтеченский, Михайловский, а также существовавшие на территории Кремля Никольский, Якиманский, Крестовоздвиженский монастыри.
Монастыри на протяжение всей истории нашего государства прошли разные этапы в своем развитии, выполняли различные функции, но всегда играли важную роль в жизни общества. Монастыри были опорой княжеской власти, использовались как крепости, славились как культурные центры. А в 15-16в.в. именно они были главными заказчиками каменного строительства, и сегодня на территории монастырей находятся настоящие архитектурные шедевры.
Сегодня в Суздале сохранилось 5 монастырей, которые можно осмотреть во время экскурсии по Суздалю. В 4 из них возродилась монашеская жизнь, а Спасо-Евфимиев монастырь пока еще является музейным комплексом.
Суздаль
Су́здаль — город-заповедник во Владимирской области России, административный центр Суздальского района. Расположен на реке Каменке, притоке реки Нерли, в 26 км к северу от Владимира. Входит в Золотое кольцо России. Образует одноимённое муниципальное образование город Суздаль со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе. Население — 9606 человек.
Содержание
Общее описание [ править ]
Районный центр Владимирской области, в 30 км к северу от Владимира. Расстояние от Москвы до Суздаля 190 км, город расположен на северо-востоке от Столицы. На р. Каменке. Население – 12 тыс. человек.
Несмотря на развитие туризма, в Суздале сохранились русский дух и характер. В монастырях продолжают молиться, а на улицах можно встретить удивительных людей, словно из русской сказки. Или даже из житий святых. Всё зависит от того, чего ищешь.
Необходимое время для знакомства с городом – два дня.
История города [ править ]
Дважды – в 1608 и 1611 гг. – город захватывали поляки во главе с Лисовским. В 1612 г. руководители Второго ополчения – Минин и Пожарский – намеревались созвать в Суздале земский собор и избрать нового государя. Предводитель казаков Заруцкий помешал плану ополченцев, заняв город раньше.
После Смутного времени в городе уцелело лишь 78 дворов. В 1634 г. новая напасть – набег крымцев. Затем – опустошительный пожар и эпидемия.
В 1789 г. был утверждён новый план города – радиальный, как почти все планы, разработанные при Екатерине II. Геометрическим центром города стала Торговая площадь (современное название), на которой в 1806-1811 гг. был построен гостиный двор, иначе говоря, торговые ряды. Сориентироваться в городе очень легко и без карты: к гостиному двору ведут все дороги.
Несмотря на то, что в центре было разрешено селиться лишь тем, кто способен построить двухэтажный каменный дом (видимо, таких нашлось мало), вблизи центра, на улицах Ленина и Васильевской, сейчас немало старых деревянных домов, украшенных резьбой.
Монастыри [ править ]
Спасо-Евфимиев мужской монастырь [ править ]
Спа́со-Евфи́миев монасты́рь — мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля.
Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Адрес: ул. Ленина, 135к8, Суздаль, Владимирская обл., Россия, 601291
Расписание колокольных звонов: 10.30, 12.30, 13.30, 15.00, 16.30.
Свято-Васильевский мужской монастырь (Суздаль) [ править ]
Свято-Васильевский мужской монастырь в городе Суздале является единственным монастырём в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. При обители имеется гостиница.
Монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Его основные постройки — Васильевский собор (1662—1669), Сретенская трапезная церковь (кон. XVII века), ограда (некоторые части её относятся к XVII веку) с невысокими Святыми воротами (XVII века).
Адрес: 601293, Россия, Владимирская обл. г.Суздаль, ул. Васильевская 32-б.
Богослужения совершаются ежедневно в храме Василия Великого.
Александровский женский монастырь (Суздаль) [ править ]
В 1764 году, при проведении Екатериной II секуляризации земель, Александровский монастырь был упразднён с обращением собора в приходской храм города.
В 2006 году возобновлён в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии. Настоятель (с 2011 г.) — игумен Авель (Ургалкин).
Адрес: Суздаль, ул. Гастева
Храмы [ править ]
Перед революцией в городе насчитывалось около 40 приходских храмов. Советской властью из них было уничтожено восемь. Православной церкви в Суздале принадлежат пока лишь три действующих приходских храма – Смоленский (кафедральный), Казанский и Знаменский.
Осторожно: раскол! Во многих храмах хозяйничает раскольническая «Российская православная автономная церковь». Даже мощи великих суздальских святых Евфимия и Евфросинии оказались в их руках.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль) [ править ]
Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Кремлевская
Царевоконстантиновская церковь (Суздаль) [ править ]
В начале XVII века на месте существующей церкви стояла «церковь царя Константина, деревянная клецки», которая была разобрана из-за ветхости, а вместо неё в 1707 году на средства прихожан сооружена каменная. Это последняя пятиглавая церковь, построенная в Суздале. Храм был летним; рядом с ним — низенькая зимняя церковка в честь иконы Скорбящей богоматери.
По-видимому, в конце XVIII века была пристроена алтарная абсида.
В первой половине XIX века с западной стороны пристроена круглая с тремя портиками «ампирная» паперть. Несмотря на различие стилей, она органично вписалась в архитектуру храма.
Адрес: Владимирская обл., г.Суздаль, Запрудный пер.
Смоленская церковь (Суздаль) [ править ]
Храм был построен в 1696—1706 годах в слободе Скучилиха, принадлежащей Спасо-Евфимиеву монастырю и расположенной на северной окраине Суздаля, непосредственно к востоку от стен монастыря.
Слобода была населена ремесленниками, многие из которых трудились на монастырских стройках. Церковь была приходским летним храмом для жителей слободы, рядом с ней позднее была построена и зимняя церковь Симеона Столпника. Обе церкви выстроены на месте существовавших ранее деревянных. Позднее рядом с церквями построена колокольня в классическом стиле.
В настоящее время бывшая слобода вошла в черту города и церкви располагаются в северной части его центральной улицы — Ленина. С другой же стороны улицы башни монастырских стен.
В 1960 году в храме архитектором О. Г. Гусевой проведена реставрация.
Адрес: Суздаль, ул. Ленина, 148а
Храмы Кидекши [ править ]
Кидекша осталась ярким памятником князю Юрию и его времени.
Сохранились белокаменный храм Бориса и Глеба (1152), и постройки XVIII в. – зимняя Стефаниевская церковь (1780), в которой совершают службы раскольники, колокольня, Святые врата. С XIV по XVIII в. здесь был мужской монастырь.
Проезд. Кидекша находится в 4 км от автовокзала. Поэтому, если вы не на автомобиле, удобнее добраться на такси или пешком сразу после приезда в Суздаль или перед отъездом.
Время работы. Храмы Кидекши принадлежат музею. Они открыты с 10 до 18, кроме Вт. и посл. Пт. месяца. Если открыть храм будет некому, можно просто потянуть тяжелую створку ворот за истёртое железное кольцо и оказаться в полумраке наедине со стенами, видевшими так много.
Проезд из Москвы [ править ]
Из Москвы с Центрального автовокзала по маршруту Москва-Суздаль можно добраться рейсами на Иваново (1-2 в час). В пути – 4 ч 20 мин. Или доехать до Владимира, с Владимирского автовокзала рейсы на Суздаль – в среднем раз в час. В пути 40 мин.
На машине по М7 до Владимира, при въезде во Владимир – налево, на объездную, через несколько километров – поворот на Суздаль (Р113). 222 км, около 3 ч пути.
Прочая информация [ править ]
Куда дальше из Суздаля [ править ]
Автовокзал в Суздале находится на окраине города. На автовокзал приходят автобусы следующие по маршруту Москва-Суздаль.
Адрес: ул. Васильевская, 44. Время работы: Тел.: (49231) 2-13-43, 2-01-47.
На машине по А113 через Иваново. 178 км, 2,5 ч пути.
Храмы и соборы Суздаля – гармония «парных» церквей
Город-заповедник в 26 км от Владимира невелик по размерам. Суздаль занимает площадь 15 квадратных километров, и здесь живет меньше 10 тысяч человек. Удивительно, но в маленьком провинциальном городке более 50 церквей. Мы расскажем о самых интересных храмах, звонницах и соборах Суздаля, которые считаются жемчужинами русского зодчества и настоящими хранителями истории России.
Содержание:
Суздальские рекордсмены
Если внимательно посмотреть на карту города, то становится понятно, что в старину строители обладали особым эстетическим вкусом. Почти все архитектурные памятники Суздаля стоят на приметных местах. Храмы построены на возвышенностях и берегах Каменки. Они отражаются в водах небольшой реки и выглядят очень живописно. Некоторые церкви расположены на территориях древних монастырей Суздаля , другие украшают торговую часть города – Посад, а третьи – возведены на окраинах, в слободах.
Собор Рождества Богородицы в Суздальском Кремле
Самый старый храм находится на территории Суздальского Кремля . Величественный собор Рождества Богородицы был построен в 1220-е годы на месте более древней церкви XII века. Вначале храм имел три главы, но в XV столетии собор стал пятиглавым. Сегодня это действующая церковь и музей. Внутри можно увидеть знаменитые Златые врата и великолепные росписи.
Какая суздальская церковь самая высокая? Небольшой город имеет малоэтажную застройку, поэтому Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря видно издалека. Трехъярусная башня поднимается на высоту 72 м и является самым высоким церковным зданием города. Со старинной колокольни открывается отличная панорама улиц, куполов суздальских храмов, живописной долины реки Каменки и зеленых окраин Суздаля.
Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря
Церкви на территории Посада
Вид на церковь Воскресения на торгу (слева) и Казанский храм (справа)
В сердце Посада находится Торговая площадь. Раньше сюда привозили товары из Владимира, Ростова и Нижнего Новгорода. Старинное торжище украшают два архитектурных памятника – белоснежная одноглавая церковь Воскресения на Торгу и строгий Казанский храм .
Эти церкви очень гармонично смотрятся рядом друг с другом и представляют пример так называемых «парных» храмов. Раньше на торговом месте стояли деревянные церкви, но в 1719 году в Суздале случился сильный пожар.
Вид Кресто-Никольской церкви
Разбушевавшееся пламя уничтожило центр города, и все постройки из дерева сгорели дотла. После пожара на пустыре появились два каменных храма – «летний» и «зимний», поэтому горожане могли приходить на церковные службы в любое время года.
Возле северной части торговых рядов в 1770 году была построена Кресто-Никольская церковь . Ее архитектура примечательна тем, что с разных сторон храм выглядит по-разному.
Вид на церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи
С южной части старого торжища, возле оборонительных укреплений Кремля, красуется небольшая одноглавая церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи .
Храмовые ансамбли в историческом центре
Вид на Пятницкую церковь (слева) и Входо-Иерусалимскую церковь (справа)
С западной стороны от Торговых рядов, на высоком берегу Каменки можно увидеть другие «парные» храмы – Входо-Иерусалимскую церковь и Пятницкую церковь . В старину между Торговой площадью и оборонительными укреплениями Кремля стояли три деревянных здания. В начале XVIII века обветшавшие церкви разобрали и заменили на каменные.
Первый храм возвели в 1707 году, а второй – в 1772 году. Примечательно, что более позднюю церковь вначале освятили в честь Николая Чудотворца. Однако суздальцы так любили свой деревянный храм Параскевы Пятницы, что продолжали называть новый храм Пятницким.
Вид на Антипиевскую церковь (слева) и Лазаревскую церковь (справа)
Еще один «парный» ансамбль находится на Старой улице, между Ризоположенским монастырем и Торговыми рядами. Лазаревский храм был построен в 1667 году и сегодня является самой старой церковью Посада.
Это необычный пример суздальского зодчества. Впервые строители возвели в городе пятиглавый храм, а в декоре его карнизов использовали поливные изразцы. Ажурные световые барабаны, фигурные наличники и аккуратные кокошники этого храма настолько хороши, что от него трудно отвести взгляд!
Вид на Цареконстантиновский храм
Рядом можно увидеть теплую Антипьевскую церковь . Ее построили позже – в 1745 году и посвятили епископу и священномученику Антипу, который жил в I веке нашей эры, когда Римом правил император Нерон. Как и все зимние храмы города, Антипьевская церковь имеет простую конструкцию и небольшой размер. Благодаря нарядной разноцветной колокольне, архитектурный ансамбль двух суздальских храмов – самый узнаваемый в городе.
В нескольких шагах друг от друга стоят Цареконстантиновский храм и Скорбященская церковь Суздаля. Они находятся рядом со сквером, где горит Вечный огонь. В старину здесь пролегал гужевой Нижегородский тракт, который связывал Суздаль и Поволжье. Деревянный храм в честь царя Константина был построен в начале XVII века. Спустя почти 100 лет его заменили на каменный.
Вид на Скорбященскую церковь
В конце XVIII века рядом появилась зимняя церковь, посвященная иконе «Всех скорбящих радость». Великолепный белый храм состоит из разновысоких клетей, трапезной и типичной для Суздаля колокольни-дудки. В его отделке использовано изящное кирпичное узорочье и цветные изразцы.
Церкви, которые стоят в суздальских слободах
Замечательный «парный» ансамбль находится возле древнего Спасо-Евфимиевого монастыря , на центральной улице города. Летняя Смоленская церковь и зимний храм святого Симеона появились в слободе почти одновременно, на рубеже XVII-XVIII веков.
Вид на храм святого Симеона (слева) и Смоленскую церковь (справа)
Несколько веков назад на этих землях жили крестьяне, которых привезли из монастырских вотчин. В Суздале они выполняли нужные для города работы, переучивались и становились ремесленниками, каменщиками и кирпичниками.
Бывшие хлебопашцы скучали по родным местам, поэтому здешнюю слободу называли «Скучилово» или «Скучилиха». По другой версии необычное название возникло потому, что в слободе «скучивались» обозы, которые везли товары из Москвы, Шуи, Костромы и Ярославля.
Вид на храм Ильи Пророка
На противоположном берегу Каменки, на Ивановой горе возвышается старинный храм Ильи Пророка . Церковь стоит на высоком двухсветном кубе, что довольно редко встречается в архитектуре Суздаля. Ажурная колокольня Ильинской церкви была восстановлена в 2010 году.
В бывшей Кожевенной слободе, на окраине Ильинского луга, красуется «парный» ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи и Богоявленской церкви . Они расположены неподалеку от низкого правого берега реки Каменка.
Вид на Рождественскую церковь (слева) и Богоявленскую церковь (справа)
Рождественская церковь была построена в 1739 году, а второй храм – в 1781 году. Деньги на строительство обеих церквей собрали сами прихожане. Любители русского зодчества приезжают сюда, чтобы полюбоваться на смешение архитектурных стилей, типичных для России XVII-XVIII веков.
На окраине города, в месте, где раньше располагался Андреевский монастырь, можно увидеть другой храм бывшей Кожевенной слободы – Тихвинскую церковь . Православную обитель сожгли во время нашествия поляков, а каменный храм построили в конце XVII века. Церковь ждала непростая судьба, и до наших дней старое здание сохранилось с большими утратами.
Вид на Тихвинскую церковь
Память о другой разрушенной христианской обители Суздаля хранят церковь Ризоположения и Знаменский храм . Они стоят на крутом берегу небольшого притока Каменки – речки Мжары. Очень давно здесь находились деревня Пинаиха и Введенский женский монастырь. Православную обитель стерли с лица земли во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, а деревня в конце XVII столетия вошла в состав города. По ее названию местность стали именовать «Пинаевой стороной».
Вид на Знаменский храм (слева) и церковь Ризоположения (справа)
Возле Музея деревянного зодчества , на Борисоглебской стороне, возвышается краснокирпичный храм Бориса и Глеба . Это все, что осталось в Суздале от старого Борисоглебского монастыря.
Одноглавая Космодемьянская церковь и стройная шатровая колокольня стоят на возвышенности, которую с древних времен называют «Яруновой горой». Красивый храм отлично видно с большого моста через реку Каменку.
Вид на церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне
В бывшей Никольской слободе сохранился «парный» ансамбль из Петропавловской церкви и Никольского храма . Раньше здесь находился женский Покровский монастырь. Именно в эту обитель в 1698 году Петр I сослал свою жену, неугодную царицу Евдокию Лопухину.
Вид на Козьмодемьянскую церковь на Яруновой горе
За несколько столетий в Суздале были построены самые разные храмы – одноглавые и пятиглавые, бесстолпные и двухстолпные, кубические, «клетские» и ярусные. Строители использовали различные архитектурные приемы и декоративную отделку. Почти ко всем церквям они пристраивали высокие колокольни с необычным шатром-дудкой, характерным только для Суздальского края.
Вид на Петропавловскую церковь (справа) и Никольскую церковь (слева)
Надо отдать должное суздальским зодчим, они были настоящими мастерами! Несмотря на кажущийся разнобой в формах, силуэтах и стилях, все храмы старинного города отличают удивительная красота и природное чувство меры.