суздаль богородице рождественский собор фото
Рождественский собор в Суздале: режим работы 2021 и стоимость билетов, история и описание, официальный сайт
Рождественский собор в Суздале — это действующий православный храм, расположенный на территории кремля. Входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника и принадлежит Владимирской и Суздальской епархии. Собор прославился своим великолепным убранством, здесь сохранились уникальные Златые ворота, а также старинный иконостас и фрески.
Режим работы в 2021 г.
Стоимость билетов в 2021 г.
История
В конце X века при Владимире Святом, которого также называли Владимиром-Крестителем, происходит крещение Руси. Приходит христианство и в Суздальский край. Именно к этому времени относится строительство деревянной церкви во имя Рождества Христова.
Первый каменный храм, ставший оплотом православной церкви в крае, был сооружен в начале XII века при Владимире Мономахе. Его строительство велось киевскими мастерами. Он был выполнен из тонкого кирпича, так называемой плинфы.
В 1222 году великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем и епископом Симоном вместо старого обветшавшего был заложен новый белокаменный храм. Строительство велось три года и завершилось в 1225 году.
В 1445 году храм был сожжен воинами Золотой Орды, его верхняя часть обрушилась. Собор был восстановлен в 1528 году: старые стены разобрали до декора с женскими масками и заменили на кирпичные. В XVII веке храм становится пятиглавым, в это же время была обновлена роспись стен. Огромные луковичные главы установлены в 1750 году.
Рождественский собор в Суздале — это единственный сохранившийся памятник домонгольской эпохи в городе, правда, от постройки XIII века сохранились только нижняя часть стен, а верх храма относится к XVI веку и выполнен он из кирпича.
Описание
Длина храма составляет 24,5 метра, высота — около 33 метров. Первоначально, когда храм был трехглавым, по его образцу строились другие трехглавые соборы, так, в XIV–XV веках были возведены Успенская церковь в Коломне и Благовещенский храм в Московском Кремле.
Храм стал первым городским собором в Суздале, то есть он был не княжеским и не монастырским, а предназначался для богослужения большого числа горожан.
Внутреннее убранство
В прежние времена алтарь находился за белокаменной алтарной преградой. Ныне существующий иконостас выполнен в конце XVII века, известно, что одним из мастеров был знаменитый иконописец того времени Григорий Зиновьев.
Пятиярусный иконостас отличается простотой и монументальностью: строгие фигуры святых склонились к центральному образу — лику Христа.
Пол храма был украшен цветными майоликовыми плитками, уложенными в виде узоров. Драгоценную утварь для храма привозили купцы из разных стран. Внутреннее убранство церкви сильно пострадало в Смутное время и во времена татаро-монгольского нашествия.
Роспись храма
Рождественский собор в Суздале был расписан вскоре после постройки, 1230–1233 годах, но из-за пожара и обрушения в 1445 году, а также последующей перестройки от древней росписи уцелели только фрагменты в нижней части стен. После того, как они были расчищены от поздних наслоений, был восстановлен фрагмент древнего шедевра.
Росписи выполнены мастерами Суздаля при епископе Митрофане, предположительно, он сам выбирал темы и сюжеты живописи.
Белокаменная резьба
Как и многие Владимирские храмы, церковь была украшена великолепной белокаменной резьбой, фрагменты которой дошли до нашего времени. На стенах можно видеть самые разные изображения: это женские лики, белокаменные львы и растительный орнамент.
Золотые ворота
Золотые ворота Рождественского собора в Суздале — это уникальное произведение древнерусских мастеров, созданное в 20–30-х годах XIII века. Ворота состоят из двух створок, каждая из которых имеет семь рядов массивных пластин, установленных в два ряда и обитых снаружи медными листами.
Пластины стыкуются между собой с помощью металлических валиков. Все детали ворот покрыты золочеными рисунками с орнаментом, изображениями фантастических зверей и птиц, сюжетами на библейские и евангельские темы.
Техника изготовления золотых ворот называлась огненным золочением. На черной медной основе с помощью проволоки выполнялся рисунок, который заполнялся золотом, растворенным в ртути. После нагрева пластин ртуть испарялась, а золото навечно сливалось с медью.
Ручки дверей сделаны в виде львиных голов, держащих в пастях тяжелые бронзовые кольца.
Рождественскому собору был нанесен значительный урон во время монголо-татарского нашествия в 1238 году. Предполагают, что именно тогда были вывезены северные Золотые ворота, а южные и западные сильно пострадали и были восстановлены в конце XIII века.
Одна из достопримечательностей Суздальского Рождественского Собора — царь-фонарь XVII века. Его вес составляет 160 килограммов и использовался он во время крестных ходов.
Захоронения
В XII веке в храме были похоронены сыновья Юрия Долгорукого — князья Иван и Святослав, брат Александра Невского — Андрей. В XV–XVII веках здесь свое пристанище нашли князья Шуйские и Вольские, Ногтевые и Скопины-Шуйские.
Первоначально в храме было множество гробниц князей и епископов, их число доходило до 40. По этой причине в церкви было темно и тесно. При митрополите Илларионе, возглавлявшем епархию, хоры были разобраны, устроены красивые окна, а многие гробницы были упразднены. Храм стал светлым и просторным.
Официальный сайт
Храм и Суздальский кремль являются частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника:
С 1992 года Рождественский собор в Суздале находится под охраной ЮНЕСКО как Белокаменный памятник Владимира и Суздаля.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль)
Мiръ Россия Владимирская область Суздаль Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль)
Рождественский собор (XII-XVIвв.) — старейшее здание Суздаля, православный крестово-купольный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. В настоящее время является действующим храмом и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Содержание
История [ править ]
Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.
В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.
В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635-1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).
В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.
Современное состояние [ править ]
В августе 2005г. собор,
долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе.
Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.
Рождественский собор входит с 1992 года в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Первые торжественные богослужения в соборе прошли в 1991 году. В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Соглашение о совместном использовании собора было подписано в феврале 1992 года.
С тех пор в храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.
Святыни [ править ]
Царь-фонарь [ править ]
Царь-фонарь был изготовлен холмогорскими умельцами в начале 17 века по заказу митрополита Илариона. Фонарь высотой более двух метров повторяет форму Рождественского собора Суздаля, а также имеет пять куполов. Внутрь фонаря через окошко вставляются свечи, которые не затухают при порывах ветра и придают фонарю очень загадочный, даже сказочный вид. В семидесятых годах прошлого века за реставрацию фонаря взялся известный мастер Вячеслав Басов, и подошел к делу очень ответственно. Например, за подходящей слюдой для фонаря мастер специально ездил в Карелию. Кроме слюды, для производства фонаря холмогорскими мастерами были использованы золоченые медь и чугун – материалы тяжелые, поэтому вес Царь-фонаря достигает 160 кг. Говорят, что во время крестного хода его несли восемь человек, продев в специальные «уши» фонаря оглобли. Сохранившийся оригинал хранится в Рождественском соборе.
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд [ править ]
Проезд общественным транспортом: от Владимира автобусом до Суздаля 37 км.
Проезд автомобилем: от Владимира до Суздаля 37 км.
От центральной площади пешком 300м за запад
На карте [ править ]
Адрес [ править ]
Владимирская область, г. Суздаль, ул. Кремлевская
Телефон [ править ]
Паломнику [ править ]
Режим работы [ править ]
с 10 до 18.00, кроме вторника и последней пятницы месяца
Посещение Рождественского собора — 80 р. (30 р. льготники), фото за отдельную плату
Богородице-Рождественский собор Суздаль кремль
Содержание:
Храм вышел на славу — огромный и величественный. Однако фундамент оказался недостаточно прочным для столь масштабного здания. Простояв примерно полвека, Успенский собор начал разрушаться.
В 1148 году суздальский князь Юрий Долгорукий приказал разобрать старый храм и возвести на его месте новый. Суздаль украсил новый огромный собор, по своей архитектуре напоминавший Успенский собор Киево-Печерского монастыря.
Долгоруковский Успенский собор не оказался особенно долголетен. Уже в 1194 году владимирский князь Всеволод Большое Гнездо велел начать ремонт здания. Ремонт позволил второму Успенскому собору простоять еще 28 лет, но и этот храм пришел в негодность. В 1222 году владимирский князь Юрий Всеволодович повелел разобрать его.
Нового места для будущего храма решили не искать. В течение всего трех лет воздвигли уже третий по счету главный собор Суздаля. Учитывая уровень технологий того времени, такой короткий срок строительства кажется чем-то невероятным.
Освящение собора состоялось 21 сентября (по новому стилю) 1225 года. Это был праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и епископ Симеон принял решение посвятить храм именно этому событию Священной истории.
Собор Рождества Богородицы Суздаля история
В 1528 г. Геннадий, епископ Суздальский, получил
«позволение и пособие отъ в. кн. Василия Иоанновича, для перестройки соборной церкви в Кремле Суздаля, которой своды и главы, бывшие долгое время безъ поддержки, совершенно обветшали и угрожали падениемъ. Церковь была низменная. Великий Князь приказалъ возвысить ее…»
В 1528 г. по распоряжению великого князя Василия III приступили к восстановлению собора. Здание разбирается до половины высоты (до аркатурно-колончатого пояса) и на белокаменных старых стенах надстраиваются новые кирпичные. Собор восстановлен в 1530 г. из трехглавого в пятиглавый, своды были укреплены на шести столбах, главы и вся церковь были покрыты оловом. После чего храм был заново освящен 23 декабря 1530 г. и переименован из Успенского в Рождественский собор.
Строительство Собора Рождества Богородицы в Суздали
Первое документальное упоминание о соборе относится к Лаврентьевской летописи под 1222г., когда на основании прежнего собора по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича возводится третье здание, окруженное тремя притворами, выполняющими также роль укрепляющих стены контрфорсов. Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.
В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.
В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635-1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).
В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.
В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.
Интерьер и роспись Рождественского собора
Интерьер Рождественского собора Суздальского кремля также принадлежит двум эпохам. На северной грани юго-западного столба, на высоте 3 м., сохранился профилированный карниз — это след уничтоженных древних хор, опиравшихся на эти столбы. Площадь хор была необычайно велика — они перекрывали своими сводами два западных нефа собора, разделяя их как бы на два этажа. Верхний был обильно освещен окнами угловых глав и окнами второго яруса. Очевидно, что такие огромные хоры были рассчитаны не только на княжескую семью и ее приближенных, да и вход на хоры, как мы знаем, шел изнутри собора и никак не был связан с княжеским двором.
Суздальский собор был первым собственно городским собором, и на его хоры через пышные порталы западного притвора и лестницу в его стене шли именитые люди города — бояре, крупные торговцы и мастера — городская знать.
Пространство под хорами было полутемным — лишь два небольших окна в западной стене и открывавшиеся в средний поперечный неф арки хор были источниками света. Под хорами располагалась усыпальница.
Алтарь отделялся от помещения для молящихся алтарной преградой. Скорее всего она была белокаменной и, может быть, к ней относятся вставленные на фасадах над колончатым поясом кубические камни с женскими масками под килевидной арочкой. Как показали исследования, эти камни являются трехликими капителями — обколотые маски на двух сторонах блока скрыты теперь под кирпичной обкладкой. Подобные капители могли венчать боковые стояки дверей преграды, вводивших в алтарь и боковые апсиды; изображения таких стояков с трехликими капителями и резными полотнищами деревянных дверей имеются в древних миниатюрах.
Пол храма был в 1233 г. покрыт цветными майоликовыми плитками. Большие участки были выстланы квадратными плитками желтого, зеленого и темно-коричневого цвета. Пол под куполом и, вероятно, в алтаре был исполнен в наборной технике из маленьких фигурных плиток, образовавших сложные, как бы мозаичные узоры. Эти цветные и сверкающие своей стеклянной поверхностью полы летописец назвал «моромором красным разноличным».
Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в 1233 г. ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла; её фрагменты открыты А.Д. Варгановым в 1938 г. Важнейшие из них находятся в верхней части южной апсиды. Здесь изображены строгие фигуры двух старцев с суровыми аскетическими ликами, вписанные в узорчатые арки на орнаментированных колонках.
Манера письма, характеризующаяся точностью рисунка и мягкостью моделировки, некоторой утонченностью и сдержанностью, говорит о большом мастерстве авторов росписи. Разнообразный растительный и геометрический орнамент как бы обтягивает поверхность стен подобно пестрым полотенцам или тканям. Он решительно преобладает здесь над изображениями святых, которые как бы теряются в его причудливых узорах.
Архиепископ Серапион возобновил собор в древнем вкусе: он устроил малые окна и хоры, на которых, как значится в церковных описных книгах за 1628 и 1629 годы, было до пяти престолов. Собор был мрачен: узкие окна, хоры, занимавшие половину верха, так мало пропускали света, что и в ясный день нельзя было читать без свечи. В соборе было до 40 гробниц князей и епископов, надгробные камни которых, расставленные по храму, делали его весьма тесным. Роспись собора не раз «возобновлялась», то есть переписывалась, — в 1775, 1818 и 1850 гг.; роспись западной стены была уничтожена полностью, а в остальных частях густо записана.
Стоит посмотреть сохранившиеся фрагменты фресок XVII века. Свод северного притвора занят темой прославления Богородицы, которой посвящен собор. Не переписанными остались здесь роспись левой половины северной стены — поясные фигуры апостолов в орнаментальных медальонах — и под ними декоративный пояс «завес» с орнаментом.
Ту же тему похвалы богородице развивала роспись южного притвора. Ее подлинная незаписанная часть сохранилась на западной стене притвора внизу. Здесь хороши летящие ангелы с трубами и фигуры двух людей, забирающихся на деревья. На юго-западном подкупольном столбе сохранился в открытом виде фрагмент росписи 1635—1636 гг., оставленный «реставраторами» XIX в. без прописи, но поновленный.
Несколько фрагментов росписи XVII в. сохранилось и в других местах основного помещения собора. Такова группа праведников из композиции «Страшного суда» на северной грани юго-западного столба и великолепные поясные изображения святых в больших медальонах на правой стороне алтарной апсиды. Из них особенно красиво изображение архидиакона Стефана в охристо-желтом, как бы сияющем круге, в белых одеждах, с зеленоватыми складками. Эти фрагменты позволяют говорить о большой монументальности росписи, ее строгом колорите, связи художников со старыми высокими традициями фресковой живописи. Архиепископом Серапионом строится монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь с престолами: Благовещенским и во имя св. муч. Феодосии.
Митрополит Иларион перестроил церковь внутри колокольни. Престол св. муч. Федосии упразднил, и церковь сделал теплой с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Иларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию.
В теплой Благовещенской церкви преосвящ. Виктор поставил гипсовый иконостас. В 1791 г. был слит и 20 октября повешен на соборной колокольне большой колокол, весом 755 пудов.
В 1815 г. усердием соборного старосты с гражданами в Благовещенской церкви был устроен придел в честь Рождества Христова в память избавления России от французов в 1812 г. Митрополит Илларион (1682-1708 гг.) с разрешения Царя Феодора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, были выломаны древние хоры, ход на хоры был заложен, был сломан второй этаж притвора; древние окна были расширены. Так древнее здание было безжалостно приспособлено к новым художественным вкусам.
Возобновленный собор митрополит Иларион обогатил церковными предметами: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, большой фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами; для освящения воды в праздник Богоявления – Иордань, в виде пятиглавого храма, резанного из дерева.
Тем же Илларионом был сооружен в кон. XVII в. существующий в соборе иконостас. Он исполнен в духе старых традиций. Его архитектура проста, в ней еще нет ничего от характерной для поры кон. XVII—XVIII вв. пышности, когда едва ли не большую роль в иконостасе стали играть не иконы, а их роскошное обрамление.
Иконостас Суздальского собора, одним из авторов которого был крупный художник «государев иконописец» Григорий Зиновьев, ещё проникнут идущей от древнейших образцов строгой и ясной религиозно-политической идеей земной и небесной иерархии, соподчиненности мира верховной силе бога и земным властям. Замысел иконостаса очень прост и монументален. Он выглядит как гладкая стена, окованная золоченым серебром, на мерцающем фоне которого строго рисуются фигуры святых, почтительно склоненные в сторону центральной оси иконостаса, где помещено изображение Христа. Художники еще владеют мудрым искусством простой монументальной формы, мастерством силуэта, не измельченного деталями и многоцветностью красок. Зритель может охватить взглядом иконостас в его сложном целом лишь от западной стены, он сразу приковывает к себе его внимание. Живопись иконостаса поновлялась в кон. XVIII в.
Из церковной утвари по своей драгоценности заслуживают внимание вклады Царя Алексея Михайловича: напрестольный крест и кадило и Евангелие царя Феодора Алексеевича. На колокольне 21 колокол, самый большой колокол весом в 500 пудов. «На той же колокольне часы боевые перечастье въ 8 колоколовъ».
Собор, устроенный митр. Иларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством.
17 июля 1719 г. в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей; пострадал и собор в пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, расплавились и верхний ярус в соборе обрушился, погибло в пламени много драгоценных вещей из церковной утвари, ризницы, а также драгоценных княжеских и царских вкладов.
Сгорел «безъ остатку» бывший в соборе издревле балдахин с двуглавым орлом наверху, устроенный над каменным «государевымъ» местом. Пострадали от огня также ограда, колокольня с Благовещенской церковью и архиерейский дом, так что епископ Варлаам, назначенный вскоре после пожара на Суздальскую кафедру, вынужден был жить в домовом селе Красном.
Собор стал местом упокоения святых: митрополита Илариона Суздальского и архиепископа Арсения Элассонского.