суть своего учения будда выразил в
Религиоведение. Тесты для самопроверки
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Соотношение понятия и определения:
Карма — Неизбежное воздаяние человеку в последующей жизни за поступки в жизни предыдущей
сансара — Круговорот перерождений существ в мире страдания
нирвана — Понятие, не имеющее однозначного толкования, но в любом случае это – конец страдания
Бодхисаттва — Человек, достигший состояния Будды, но оставшийся среди людей, чтобы оказывать им помощь
Сутта-питака — Часть буддийского канона, содержащее популярное изложение учения Будды в форме притч, легенд и т.п.
2. Раскол русского православия на никонианское и старообрядческое произошел в …
начале XVIII в.
середине XVII в.
период правления Иоанна Грозного
период правления Петра I
3. Реформация — это …
социально-политическое движение XVI в. против феодализма, выступавшее в религиозной форме
широкое антикатолическое движение в Европе XVI в.
движение за коренную реформу католической церкви, в ходе которого возник протестантизм
4. Религиоведение включает … религии.
историю
экономику
феноменологию
философию
5. Оккультные учения
теософия
кришнаизм
Агни-йога
иеговизм
антропософия
6. Буддизм возник в …
Палестине, I в. н. э.
Аравии, VII в. н. э.
Персии (Иране), VII в. до н. э.
Индии, VI в. до н. э.
7. Первая монотеистическая религия
зороастризм
иудаизм
фетишизм
индуизм
8. Особенности, характерные для «южной ветви» буддизма:
достижение нирваны возможно только для монахов
достичь нирваны может любой последователь Будды
число Будд очень ограничено
число Будд очень велико
достичь нирваны можно исключительно личными усилиями
для достижения нирваны можно опереться на помощь Бодхисаттв
9. Направление буддизма, в наибольшей степени сохранившее особенности первоначального буддизма, т. е. является ортодоксальным
ваджраяна
махаяна
хинаяна
ламаизм
10. Особенности, характерные для «северной ветви» буддизма:
достижение нирваны возможно только для монахов
достичь нирваны может любой последователь Будды
число Будд очень ограничено
число Будд очень велико
достичь нирваны можно исключительно личными усилиями
для достижения нирваны можно опереться на помощь Бодхисаттв
11. Первоначально христианство было одной из сект …
даосизма
иудаизма
индуизма
зороастризма
12. Место и время возникновения христианства:
Китай, VI в. до н. э.
Иран, VII в. до н. э.
Аравия, VII в. н. э.
Палестина, I в. н. э.
13. Ислам возник в …
VII в. н. э. в Аравии
I в. н. э. в Палестине
X в. н. э. в Иране
VII до н. э. в Иране
14. Поклонение множеству богов характерно для …
монотеизма
генотеизма
политеизма
15. Тенденция к монотеизму впервые проявилась в древнем(ей) …
Иудее
Египте
Греции
Иране
16. II Ватиканский собор работал в …гг.
1549-1563
1869-1870
1962-1965
1978-1980
17. Характерные признаки секты:
фиксированное членство
отсутствие особого священства
широкое объединение
тенденция к изоляции от мира
деление верующих на мирян и духовенство
18. Римский император, прекративший гонения на христиан
Доминициан
Константин
Нерон
Веспассиан
19. Соотношение понятия и его разъяснения:
римская курия — Название церковного правительства в Ватикане
униатство — Церковное течение, основанное на союзе некатолических церковных организаций с католической церковью на условиях их подчинения Папе Римскому и признания собственных католических догматов
примас — Глава национальной церкви в католическом мире
конфирмация — То же, что «миропомазание» в православной церкви
иезуит — Член крупнейшего католического монашеского ордена
20. Соотношение понятия и определения:
Фетишизм — Наделение сверхъестественными свойствами неодушевленных предметов
Тотемизм — Вера в существование кровнородственных связей определенных групп людей с определенными животными или растениями
Анимизм — Вера в существование многочисленных духов, одухотворение явлений природы
21. Догматы, отсутствующие в исламе:
о рае и аде
о Чистилище
о Страшном Суде
о переселении душ
о божественном предопределении
о воскрешении из мертвых
22. Соотношение понятия и определения:
Религия — Сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины
Магия — Собрание волшебных формул и ритуалов, имеющих целью установления связи с потусторонними силами
Мистика — Использование любых средств для достижения непосредственного общения с высшей силой, полного слияния с ней
23. Для нетрадиционных религий характерно:
коллективные формы культа
авторитарный лидер
синкретический характер вероучения
оппозиционность к господствующим ценностям и идеалам
24. Датой разделения христианской церкви на православную и католическую считается … год.
1988
1054
1216
1596
25. Характерным для мировых религий не является …
приоритет учения над культом
развитая система этических предписаний
обязательное жертвоприношение
обожествление высших властителей
развитое учение о загробном воздаянии
26. Формами православного культа не является
возжигание свечей
принесение в жертву животных
поклонение мощам
чтение молитв
песнопения в сопровождении органа
27. К функциям религии относится …
сознание
мировоззрение
компенсация
деятельность
организация
28. Частью Священного Предания в православии является …
Евангелия
жития святых
Апокалипсис
деяния I Великого собора
29. Международное право признает возможным ограничение свободы совести со стороны государства, если это необходимо для охраны …
существующего политического режима
общественной безопасности
здоровья других граждан
общественного строя
общественной морали
30. Догматы, являющиеся отличительными особенностями католического вероучения:
о Троице
о Чистилище
о запасе добрых дел
о посмертном телесном вознесении Девы Марии
о единой, святой, соборной апостольской Церкви
31. Мировые религии
христианство
иудаизм
тотемизм
буддизм
индуизм
ислам
32. Религиозные течения, не имеющие отношения к протестантизму:
англиканство
униатство
арианство
лютеранство
кальвинизм
хасидизм
баптизм
33. Два вида статуса церкви в государстве:
частная церковь
государственная церковь
режим отделения церкви от государства и школы от церкви
национальная церковь
34. Вопрос, несогласие по которому привело к расколу мусульман в VII в. на
суннитов и шиитов:
о признании свободы воли человека
об источниках шариата
о том, кто может быть верховным правителем правоверных
о составе «столпов веры» ислама
35. В России буддизм исповедуют …
татары
тувинцы
чуваши
калмыки
буряты
якуты
36. Соответствие арабского термина ислама и его объяснения:
Хадж — Один из «столпов веры» ислама, предписывающий путешествие в Мекку
сунна — Собрание кратких рассказов из жизни пророка Мухаммада
шариат — Исламское религиозное законодательство
хиджра — Переселение пророка в Медину, от даты совершения которого ведется
37. Христианская часть Библии именуется … Завет.
Ветхий
Воплощенный
Божий
Новый
38. II Ватиканский собор утвердил курс на …
приспособление церкви к реалиям современного мира
ужесточение борьбы с еретиками
укрепление в церкви традиций и консервативных основ.
39. Папское государство именуется …
Андорра
Ватикан
Монако
Сан-Марино
40. В состав Нового Завета входят …
Песнь Песней
Евангелие от Марка
Апокалипсис
Псалтирь
Деяния апостолов
Книга пророка Исайи
41. Суть своего учения Будда выразил в …
«десяти заповедях»
«восьми благородных указаниях»
«четырех благородных истинах»
«восьми ступенях нирваны»
42. Особенности протестантизма
принцип «всеобщего священства»
признание Священного Писания единственным источником вероучения
непризнание икон, «мощей святых», монашества
отказ от обряда крещения
43. Социальная роль религии определяется на каждом историческом этапе тем, способствует ли она общественному прогрессу или препятствует ему. – Данная точка зрениям принадлежит …
фрейдизму
позитивизму
марксизму
оккультизму
44. К таинствам относится:
крестный ход
брак
исповедь
молитва
отпевание умершего
миропомазание
крещение
проповедь
45. К структуре религии относится …
сознание
мировоззрение
компенсация
деятельность
организация
46. Соответствие протестантского течения и только ему присущего вероучительного положение:
Пятидесятничество — Учение о крещении Св. Духом
Иеговизм — Отрицание догмата о Троице
Адвентизм — Отрицание бессмертия души
47. Соответствие исторического лица и страны его деятельности:
Ян Гус – Чехия
Джон Уиклиф – Англия
Жан Кельвин – Швейцария
Мартин Лютер — Германия
48. По христианскому учению Иисус Христос …
посредник между Богом и людьми, младшее божество
Бог. Божественная природа поглотила во Христе природу человеческую
Богочеловек, соединивший в себе всю полноту человеческой личности и божественной природы
одна из ипостасей Св. Троицы, но не равная Богу-Отцу
49. Частью Священного Писания в православии является …
Евангелия
жития святых
творения Св. Симеона Нового Богослова и Св. Иоанна Кронштадтского
Апокалипсис
деяния I Великого собора
50. Главный праздник для православия
Покров Пресвятой Богородицы
Обрезание Господне
Иконы Казанской Божьей Матери
Пасха
Рождество Господне
Буддизм: основные идеи и принципы
Основные идеи буддизма: Pixabay
Из трех мировых религий буддизм — самое древнее вероучение: ему более 2,5 тысяч лет. Его принципы и воззрения органично воспринимаются новыми поколениями. Идеи буддизма присутствуют во многих современных системах самосовершенствования, далеких от религии. Кратко рассмотрим, в чем притягательность ценностей этого учения.
Главное о буддизме
Несколько веков учение Будды существовало в устных преданиях. Только в I веке до н. э. его впервые записали на пальмовых листьях. С тех пор приверженцы этой религиозной системы создали множество трудов, которые стали основой этики буддизма.
Что такое буддизм?
Буддизм в целом рассматривается как религиозно–философское учение, его определяют как:
Будда утверждал, что каждый человек своими усилиями может стать просветленным и частью божественной сущности. Поэтому последователи не наделяли своего учителя сверхъестественными чертами, не обожествляли. В самом учении отрицается существование Бога-творца и вечной души. В этом существенное отличие буддизма от возникших позже христианства и ислама.
Известный ученый-религиовед, буддолог Евгений Торчинов объясняет, что буддизм стал мировой религией, потому что переступил границы и распространился среди сотен миллионов жителей планеты, его духом пронизана вся культура Востока.
Медитация — путь к просветлению разума: Pxhere
Суть и философия буддизма
Будда утверждал, что понимание жизни пришло к нему не как божественное откровение, а стало результатом размышлений. Его интересовало, почему жизнь людей так тяжела и есть ли возможность избавления от этого.
В чем заключается философия буддизма? Будда сформулировал 4 постулата учения:
Другое название пути — срединный, то есть равноудаленный как от аскетизма, так и от удовольствий.
Авторитетный учитель буддизма, знаток традиций Кьябгон Тралег в книге «Сущность буддизма» считает ошибочным утверждение о том, что учение стремится искоренить желания. Речь в буддизме идет о том, чтобы преодолевать избыточные, чрезмерные их формы.
Направления и школы буддизма, современные формы
Буддизм распространился в Юго-Восточной и Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Японии и Тибете. Везде сохранялась основополагающая вера в «три драгоценности» — Будду, его учение и монашескую общину.
Основные идеи буддизма: Pixabay
В результате распространения вероучения еще в древности возникли его разновидности. Какие есть направления буддизма? Главные из них:
В современном буддизме направление тхеравада сохраняет «учение старейшин» раннего периода. В тибетской и дальневосточной школах преобладают идеи махаяны.
В США и Западной Европе в начале ХХ века учение распространилось в виде дзен-буддизма. Современный исследователь Н. Кузнецова отмечает, что его сторонники — это преимущественно интеллектуалы. Для них приоритетным стало достижение контроля разума над телом, медитация и йога. Наблюдается своеобразная американизация буддизма — создаются дзен-центры, коммуны молодежи и студентов.
Основные принципы и уроки буддизма
За века и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его рамках сформировались основы морали и нравственности. Они составляют общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности и для современного человека.
Правила буддизма
В основу этики буддизма положены 5 обетов (правил), общих для всех направлений учения:
Таким образом, этика буддизма основывается на принципах умеренности и благожелательности к миру (нельзя наносить вред никому и ничему). В ней приветствуется развитие чистых и благородных качеств, которые очищают разум и ведут к просветлению.
Направления буддизма: Pixabay
Чему учит буддизм?
Учение Будды основано не на вере, а на многогранном опыте. Оно совершенствовалось многими последователями, создавшими тысячи трудов. В результате сложилась этика буддизма, которой руководствуются миллионы людей на планете в повседневной жизни.
Есть некоторые правила, которые имеют практическое значение не только для приверженцев этого учения:
Человеку свойственно стремление к лучшему, он ищет пути развития и совершенствования. Философия буддизма дала многое современным системам саморазвития. Она предлагает понятные принципы и правила, которые изменяют жизнь человека и его взаимоотношение с миром в лучшую сторону.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Четыре Благородные Истины Буддизма и восьмеричный Путь Будды
К то я? Зачем я живу? Для чего я родился? Как появился этот мир? В чем смысл жизни?
Когда человек сталкивается с такими размышлениями, он начинает искать ответы в существующих концепциях самосовершенствования. Все направления дают определенные толкования и рекомендации как получить ответы на подобные вопросы и разрешить внутренние сомнения и поиски: кто-то советует верить, кто-то служить, кто-то изучать или постигать, накапливать опыт.
В этой статье мы рассмотрим одну из концепций саморазвития, которая была сформулирована 2500 лет назад Буддой Шакьямуни в Сарнатхе и получила название «четыре благородные истины и восьмеричный путь». Будда предлагал не брать услышанное на веру, а путем размышления, анализа и практики проверять эти концепции на личном опыте. Можно даже сказать: открыть их заново, пережить и прочувствовать, чтобы формальное знание от услышанного трансформировалось в истинное постижение и нашло применение в практической части жизни.
Размышляя о человеческой жизни, мы замечаем, что она состоит из разных событий: как радостных, так и грустных, как счастливых, так и горестных. Фраза, что жизнь – это страдание (или череда тягот) означает, что в нашей жизни есть некоторое несовершенство, непостоянство, переменчивость, то есть присутствует то, что причиняет нам боль. Кто-то скажет, что это норма, это естественно: черное и белое, смена настроения, эмоциональные реакции, постоянная непредсказуемость завтрашнего дня. Однако с точки зрения духовного развития, человеческое существо разумно, способно самостоятельно принимать решение и знать, что ожидает его в будущем, причем как в этой жизни, так и в будущей.
Анализируя причины происходящего в жизни, мы выявляем, что в первую очередь это – наши желания, которые мы никогда не можем реализовать в полной мере. Существует такая мудрость: «Желания удовлетворить невозможно, они бесконечны». То, к чему мы стремимся, либо вообще не приносит нам ожидаемого счастья, радости и удовлетворения, либо быстро «приедается», либо так и остается неосуществленным. И – самое печальное – все, чего бы мы ни достигли, мы утратим рано или поздно.
Эта концепция становится очевидной для каждого в тот момент, когда человек осознает, что он смертен. Зачастую это происходит тогда, когда человек тяжело заболевает или переживает какой-нибудь сильный стресс, или же просто стареет.
С точки зрения духовного самосовершенствования, человеческая жизнь не должна постоянно балансировать между желанием, пресыщением или разочарованием, не должна быть такой же нестабильной, как этот материальный мир. А человек должен научиться перестать отождествлять себя со скоплением бесконечных «хочу».
Какое желание в большей степени присуще людям? Желание наслаждаться. Чтобы человек ни делал, что бы ни искал, цель всех его действий, сводится к одному и тому же – получить наслаждение, удовольствие. Состояние постоянного наслаждения именуется счастьем. Стремлению к этому счастью человек посвящает свою жизнь. Однако, как мы знаем, в нашем мире (мире сансары) нет ничего постоянного. Для того чтобы хоть как-то сгладить горечь разочарования, боль потерь, человек начинает ставить перед собой новые цели, суть которых по-прежнему заключается все в том же самом – стремлении получать наслаждение, стремлении по максимуму заполнить свою жизнь «приятным» и попытке оградить себя от «неприятного».
Четыре Благородные Истины Буддизма
Приятные ощущения мы стремимся повторить и усилить, несмотря на то, что это не всегда достижимо, от неприятных – избавиться, что тоже порой весьма проблематично. Таким образом, возникает привязанность к тому, что мы называем «хорошее» и неприятие того, что мы называем «плохим».
Привязанность (страстное желание) относится к одному из трех ядов, приковывающих человека к непрерывной череде рождений и смертей: Колесу Перерождения. Яды эти: страстное желание, невежество и ненависть. Они отравляют наше сознание, поэтому мы не способны видеть истину. Проблема человека заключается в том, что он так поглощен удовлетворением своих бытовых иллюзорных желаний, настолько погряз в своих ничего не стоящих повседневных делах, которые он ошибочно считает чем-то невероятно важным, что теряет напрасно время пребывания в драгоценном воплощении.
Единственное желание, не приносящее страдания, не вызывающее ответной реакции, привязывающей нас к этому миру, уходит за пределы материального мира – это желание полного освобождения.
Другая причина страдания – это кармические реакции, то есть результат наших прошлых действий. Считается, что на каждое совершённое действие мы рано или поздно получаем ответную реакцию: или в этой жизни, или после обретения тела в будущей жизни. Обретение нового тела именуется реинкарнацией.
Буддийская теория реинкарнаций отличается от такой же теории в индуизме. С точки зрения индуизма существует череда «рождений» и «смертей», то есть существо/душа приходит в этот мир, находится в нём какое-то время, а потом уходит. Согласно буддийскому учению (направления Тхеравада или Хинаяна) реинкарнацию можно объяснить на таком примере: стёклышки калейдоскопа всегда одни и те же — они не берутся ни откуда, и никуда не исчезают, однако при каждом повороте калейдоскопа проявляется новое изображение. Эти стёклышки и есть наборы элементов, из которых формируется индивид. Они рассыпаются и складываются вновь при каждом повороте калейдоскопа сансарического мира.
Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что результатом наших неблаговидных поступков и страстных желаний станет деградация, выливающаяся в воплощение в существо с более низким уровнем развития.
Возможно ли обрести контроль над желаниями и привязанностями? Да, погасить огонь желаний можно, искоренив привязанности и достигнув состояния освобождения (нирвана, самадхи, недвойственность). Описать состояние нирваны невозможно уже потому, что, во-первых, она есть нечто, полностью противоположное дуккхе (страданию), но это не общепринятый рай для некой конкретной души. И, во-вторых, нирвана влечёт за собой прекращение всего известного в мире сансары. То есть она даже не противоположность сансары (как противопоставление добро-зло), а нечто совершенно иное.
В этой связи некоторые люди могут посчитать нирвану чем-то негативным, ведь она отрицает все, что так дорого сердцу большинства обитателей этого мира. Но Учение Будды утверждает, что человек, достигший нирваны, уже при жизни избавляется от иллюзий и заблуждений и от связанных с этим страданий. Он познает истину и освобождается от всего, что угнетало его прежде: от тревог и беспокойства, от комплексов и навязчивых идей, от эгоистических желаний, ненависти, самодовольства и гордости, от давящего чувства долга. Он освобождается от желания что-то получить, он ничего не накапливает – ни физического, ни духовного – поскольку понимает, что все, что может предложить нам сансара, есть обман и иллюзия; не стремится к так называемой самореализации, связанной с отсутствием собственного «я». Он не сожалеет о прошлом, не надеется на будущее, живя одним днем. Он не думает о себе, он преисполнен вселенской любви, сострадания, доброты и терпимости.
Не искоренивший в себе эгоистические устремления, не способен достичь упомянутого состояния. Соответственно, тот, кто его достиг, является существом независимым и свободным. Но это еще не все – он способен видеть нужды других людей, способен разделять чужую боль, помогать жить другим, а не печься исключительно о своем собственном благополучии.
Таким образом, мы разобрали три истины из четырех.
Четвертая благородная истина показывает путь прекращения страданий и тягот этой жизни и представлена как Восьмеричный путь (арья аштанга марга).
Восьмеричный путь Будды
Этот путь состоит из восьми частей и перед названием каждой части используется слово «самьяк». Обычно её переводят как «правильный», но в данном ключе это не совсем верно и неполно. Более близким переводом будут такие слова как: надлежащий, полный, исчерпывающий, целостный, законченный, совершенный.
Самьяк дришти, совершенное видение.
Это часть означает этап первого духовного прозрения и переживания. У разных людей это первое духовное переживание может возникать по-разному. Для одних путь видения начинается как следствие личной трагедии, утраты или несчастья. Вся жизнь разрушается, и на этих развалинах человек начинает задаваться вопросами о смысле и цели бытия, начинает глубже всматриваться в жизнь и размышлять о ней. У некоторых этот этап может наступить как следствие спонтанного мистического переживания. У других людей это может произойти совсем по иному – в результате настойчивой и регулярной практики медитации. Когда человек систематически успокаивает свой ум – сознание становится ясным, мыслей становится меньше, или они не возникают вовсе. Наконец, оно может возникнуть – по крайней мере, у некоторых – из всей полноты жизненного опыта, особенно когда человек становится старше и обретает зрелость и мудрость.
Что такое совершенное видение? Можно сказать, что это видение природы бытия. Это, прежде всего, видение нашего подлинного состояния в настоящее время: состояния привязанности к обусловленному бытию, символом которого является колесо сансары. Это еще и видение нашего потенциального состояния: будущего состояния просветления, символами которого являются Будда, мандала пяти Будд и чистая земля (мир, где самосовершенствование стоит на первом месте). И, наконец, это видение пути, ведущего от первого состояния ко второму.
Самьяк санкальпа – совершенное намерение, чувство.
Большинство практиков, обретя первое постижение и развивая его некоторое время, оказываются в непростом положении: они понимают истину рассудком, могут о ней говорить, читать лекции, писать книги, и все же они не способны осуществить её на практике. Может возникнуть такое ощущение: «Я знаю это точно, вижу ясно, но не могу претворить в практику». Поднявшись на несколько сантиметров, он тут же срывается, и кажется, что срыв отбросил его на несколько километров.
Мы можем говорить, что что-то знаем, но знаем это только рассудком, это знание теоретическое. Пока сердце остается в стороне, пока мы не чувствуем то, что понимаем, то есть пока не участвуют в процессе наши чувства, никакой духовной жизни нет, как бы активно ни работал наш мозг, как бы ни велик был интеллектуальный потенциал.
Совершенное чувство отображает введение совершенного видения в нашу эмоциональную природу и последующее её коренное изменение. Это означает осознанное преодоление отрицательных эмоций, таких как вожделение, злость и жестокость и культивация таких позитивных качеств как даяние, любовь, сострадание, сорадование, спокойствие, доверие и преданность. Отметим, что большинство перечисленных чувств являются общественными: они затрагивают других людей и возникают в ходе межличностных отношений. Поэтому так важно, чтобы в обществе, в котором мы находимся, мы постоянно взращивали правильный дух.
Самьяк вача – совершенная речь.
В данном случае речь идет о нескольких последовательных уровнях общения: правдивости, дружелюбия, полезности и способности приводить к согласию. Прежде всего, совершенная речь и идеальное общение отличаются правдивостью. Как правило, мы любим слегка отступить от истины: добавить лишних подробностей, преувеличить, преуменьшить, приукрасить. Действительно ли мы знаем, о чем думаем и чувствуем? Большинство из нас живут в состоянии умственной путаницы и хаоса. При случае мы можем повторить то, что слышали или читали, можем воспроизвести это при необходимости. Но при этом мы не понимаем того, что говорим. Если мы хотим говорить правду в более полном смысле, следует прояснить свои мысли. Нужно сохранять пристальную осознанность и знать, что у нас внутри, каковы наши мотивы и побуждения. Говорить правду – значит быть самим собой: то есть посредством речи выражать то, что мы собой представляем в действительности, что мы подлинно знаем о себе.
Также важно разговаривая с человеком, поднимать его на новый уровень бытия и сознания, а не опускать вниз, в этом заключается полезность речи. Нужно стараться видеть хорошую, светлую, позитивную сторону вещей, а не заострять внимание на негативном.
Совершенная речь способствует согласию, гармонии и единству. Это взаимная помощь, основанная на взаимной правдивости, на осознании жизни друг друга и нужд друг друга и ведущая к взаимному самоопределению. Когда совершенная речь достигает гармонии, единства и преодоления, она одновременно достигает своей вершины – молчания.
Самьяк карманте – совершенное действие.
Согласно учению Будды, в том виде, как оно сохранилось в традиции любой школы, правильность или неправильность действия, его совершенство или несовершенство, определяется состоянием ума, в котором его совершили. Иначе говоря, важен нравственный критерий. Вести нравственную жизнь – значит действовать, исходя из самого лучшего, что в тебе есть: из самого глубокого знания или проникновения в суть, из самой самоотверженной любви и самого чуткого сострадания. То есть это не просто внешнее действие, оно также согласуется с совершенным видением и чувством (намерением).
Совершенное действие – это еще и целостное действие, то есть деяние, в котором человек участвует полностью. Большую часть времени в действии принимает участие только какая-то наша часть. Бывает, что мы полностью погружены в какое-то занятие. В это мгновенье вложена каждая капля нашей энергии, усилия, рвения, интереса. В эти моменты мы узнаем, что способны отдаваться действию целиком и полностью. В такие моменты мы испытываем удовлетворение и покой.
Самьяк адшива – совершенный образ жизни.
Самьяк вьяяма – совершенное усилие.
Духовная жизнь – это активная жизнь, однако не праздное времяпрепровождение. Это трудный и суровый путь. Совершенное усилие заключается в непрестанной работе над собой. Человек берется за дело с энтузиазмом, но очень часто это дело скоро приедается. Энтузиазм испаряется будто его и не было вовсе. Происходит это потому, что внутренние силы инерции, которые сдерживают нас и тянут вниз, чрезвычайно велики. Это касается даже такого простого решения, как встать утром пораньше, чтобы заняться практикой. В начале мы можем принять такое решение, и нам удастся это несколько раз. Но через некоторое время появляется искушение и возникает душевный конфликт: вставать или оставаться в теплой постели. В большинстве случаев мы проигрываем, так как силы инерции очень велики. Потому очень важно разбираться с собой, узнавать, что такое ум и что в нем содержится, как он работает. Для этого необходима большая честность, по крайней мере, по отношению к себе. Чтобы в ум не проникли еще не возникшие неискусные мысли и не овладели им, необходимо быть бдительным по отношению к чувствам и уму, то есть «охранять врата чувств». Мысли обычно застают нас врасплох – мы даже не замечаем, как они приходят. Мы не успеваем опомниться, а они уже в самом центре ума.
Рекомендуется предупреждать и устранять негативные состояния ума и развивать благие, далее сохранять те высшие состояния, которые мы развили. Очень легко откатиться назад: если прекратить практику на несколько дней, можно обнаружить себя на том месте, с которого мы начинали несколько месяцев назад. Если же прилагать усилия, то в конце концов достигается стадия, начиная с которой двигаться вспять уже не возможно.
Самьяк смрити – совершенная осознанность.
Наш ум очень легко сбить и увести в сторону. Мы легко отвлекаемся, потому что наша сосредоточенность очень слаба. Слабость нашей сосредоточенности объясняется тем, что у нас нет никакой главной цели, которая оставалась бы неизменной в суматохе всех разнообразных дел. Мы все время переключаемся с одного предмета на другой, с одного желания на другое. Внимательность (сосредоточенность) – состояние памятования, неотвлечения, постоянства. Мы должны учиться смотреть, видеть и осознавать и благодаря этому становиться чрезвычайно восприимчивыми (это осознание вещей). Все больше осознавая свою эмоциональную жизнь, мы замечаем, что неискусные эмоциональные состояния, связанные со страхом, вожделением, ненавистью, начинают отступать, тогда как искусные эмоциональные состояния, связанные с любовью, покоем, состраданием, радостью, становятся более чистыми. Если вспыльчивый, гневливый человек начинает развивать осознанность чувств, через некоторое время практики он начинает осознавать свой гнев прежде того, как разгневается.
Если мы слышим неожиданный вопрос «О чем ты сейчас думаешь?», часто вынуждены ответить, что и сами не знаем. Это происходит потому, что мы часто не думаем по-настоящему, а просто позволяем мыслям протекать через свой ум. В результате осознанности ум становится безмолвным. Когда исчезают все мысли, оставив только чистое и ясное сознание, начинается подлинная медитация.
Слово самадхи означает состояние твердой устойчивости и неподвижности. Это устойчивое пребывание не только ума, но и всего нашего существа. Это слово можно также трактовать как сосредоточенность и однонаправленность ума. Однако это много больше нежели хорошее сосредоточение. Это кульминация всего процесса изменения от непросветленного состояния к просветленному. Это полное наполнение всех сторон нашего существа совершенным видением. На этом этапе происходит достижение более высокого уровня бытия и сознания.
Рассмотрев внимательно все элементы Восьмеричного Пути, мы можем понять, что человек, вступивший на путь самосовершенствования, поступает иначе, чем человек, отдавшийся круговороту сансары. Преображается его повседневная жизнь, ощущения, восприятие, изменяется отношение к своим жизненным задачам и окружающим его живым существам.
Также важно помнить, что путь – это совокупный процесс: мы постоянно следуем всем стадиям восьмеричного пути. Мы развиваем совершенное видение, что-то открывается внутри нас и это воздействует на наши чувства, преображая их и развивая совершенные грани. Совершенное видение проявляется в нашу речь, воздействуя на неё так, что она становится совершенной. Наши действия также испытывают влияние. Мы изменяемся во всех отношениях, и этот процесс продолжается.
Последователи разных духовных школ и направлений по-своему осуществляют практику учения, однако все они сходятся в отношении к сформулированным четырем благородным истинам и частям Восьмеричного Пути. Жизнь для каждого закончится одним и тем же – таинством смерти. Будда говорил, что тот, кто прежде смерти сумел преодолеть три яда — страсть, гнев и невежество – не должен бояться ни этого момента, ни того, что ждет за ним. Такой человек больше не будет страдать. Его разум перейдет на более высокий уровень существования.
Посредством изучения и практики этих глубоких наставлений важно получить опыт ясного и недвойственного восприятия, научиться поддерживать это состояние и использовать свою энергию, время и жизнь в разумных целях. Разумность определяется каждым самостоятельно, однако примеры учителей прошлого демонстрируют нам альтруизм, самопожертвование и сострадание к окружающим: менее просветленным и реализованным.
Ведь самое большое счастье – когда окружающие живые существа обретают покой, гармонию, определенную реализацию и постижения, перестают ограничивать себя своим телом, окружающей материальностью, жаждой, зависимостью и болью. Становятся свободными и счастливыми, что дает уже возможность им самим передавать эти знания и опыт дальше. Таким образом, совершенствуя, гармонизируя и оздоравливая общество и весь мир вокруг.
используемая литература:
Корниенко А.В. «Буддизм»
Сангхаракшита «Благородный восьмеричный путь Будды»