суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем

История вопроса возникновения педагогических образовательных технологий

суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Смотреть фото суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Смотреть картинку суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Картинка про суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Фото суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Смотреть фото суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Смотреть картинку суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Картинка про суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Фото суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Смотреть фото суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Смотреть картинку суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Картинка про суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Фото суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Смотреть фото суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Смотреть картинку суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Картинка про суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Фото суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем

суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Смотреть фото суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Смотреть картинку суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Картинка про суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Фото суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем

суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Смотреть фото суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Смотреть картинку суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Картинка про суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Фото суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем

Образовательные технологии как новый этап в развитии педагогической науки зародились примерно сорок лет назад в США и начали активно распространяться по всему миру. Первоначально авторы идеи обучения с гарантированным положительным результатом, действительно, делали ставку на техническое обеспечение процесса обучения. Но скоро стало ясно, что только технических средств мало для повышения эффективности образовательного процесса.

Вместе с тем известно, что технологические идеи не являются открытием дидактики и методики XX века. Почти 400 лет назад очень похожие мысли высказывал Я.А. Коменский. Во введении («Привет читателям») своего знаменитого труда «Великая дидактика» (1632) Я.А. Коменский обосновывает в качестве одной из ведущих задач теории обучения следующую: «всех учить всему», но учить при этом «с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло». Таким образом, сформулирована одна из важнейших идей технологии – гарантированность результата. Была определена и другая идея технологии – учить быстро, чтобы ни у педагога, ни у обучающихся «не было обременения или скуки». Механизм обучения, то есть учебный процесс, Я.А. Коменский называл «дидактической машиной». А чтобы эта «машина» привела к успешным результатам, нужно было:

• отыскать средства достижения этих целей;

• отыскать правила пользования этими средствами.

Как видим, вырисовывается своеобразная система: цель – средства – правила их использования – результат. Это базовое основание любой технологии образования.

В дальнейшем элементы педагогической технологии можно найти в работах швейцарского педагога И.Г. Песталоцци.

Но и Я.А. Коменский, и И.Г. Песталоцци, а позже Ж.-Ж. Руссо развивали естественные способности учащихся в натуральных условиях. Европейская педагогика XVII-XVIII веков практически не занималась коммуникацией, диалог как способ передачи опыта не был востребован. Может быть, поэтому их идеи не получили широкого распространения в свое время.

Психология, возникшая в конце XIX века, интересовалась в большей степени интроспекцией, «духом народа», ответными реакциями организма на предъявляемые стимулы (бихевиоризм), чем обменом смыслами между людьми, поэтому коммуникация долгое время оставалась вне поля ее зрения.

Но в XX веке, после второй мировой войны, развитые страны мира столкнулись с информационным кризисом, который был вызван противоречиями между характером накопленных человечеством знаний и их восприятием отдельным человеком (в силу разных причин). Для решения этого потребовались новые коммуникационные средства, роль которых стали выполнять создаваемые информационные службы, системы, сети, использующие постоянно растущий потенциал вычислительной техники и техники связи. Научное обоснование данных средств было осуществлено информатикой, задача которой виделась в совершенствовании научной коммуникации.

Технику привлекли и в образование, первоначально связывая понятие технология именно с наличием технических средств обучения. Но скоро стало ясно, что это не дало 100-процентных положительных результатов.

Появилась потребность в создании такой системы обучения, в которой будут строго определены цели, содержание, структура, методы контроля и конечный результат, такую систему можно применить далеко не в каждом учебном процессе. Это педагогическое направление в дидактике называется рационалистической или технократической моделью обучения. Учителя, работающие в рамках данной модели, ищут и находят рациональные способы усвоения знания школьниками как с использованием техники в качестве основного средства обучения, так и с привлечением ее в качестве вспомогательного средства. Кроме техники источниками педагогической технологии являются лучшие знания педагогики, психологии, социологии, дидактики, народной педагогики, накопленные за многие годы.

Зародившись более сорока лет назад, педагогические технологии первоначально выражали идею подготовки выпускника, владеющего конкретным набором общеучебных и специальных умений, так называемым поведенческим репертуаром. Во второй половине 70-х годов понятие педагогическая технология расширилось, к нему стали относить все, что касалось совершенствования учебного процесса.

суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Смотреть фото суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Смотреть картинку суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Картинка про суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем. Фото суть процесса обучения по мнению создателей технологизированной модели заключается в следующем

Рационалистический подход к обучению имеет ярко выраженную бихевиористическую окраску (от англ. – behaviour – поведение). Это предполагает постановку лишь таких целей, которые, несомненно, распознаются в конкретных действиях ученика. Что значит, например: ученик должен знать правило правописания приставок пре- и при-? Он должен запомнить его и воспроизвести? А может быть, он должен уметь читать это правило и, переводя в вербальное выражение, объяснять его смысл при письме? Это уже будет иная цель, направленная на понимание учеником изучаемых процессов и явлений.

И даже знания учеников, с точки зрения педагогов-рационалистов, важны не сами по себе, а лишь тогда, когда они реализованы в конкретных умениях: проанализировать, обозначить, систематизировать, аргументировать, применить в конкретной ситуации. То есть чем больше умений ребенок приобретет за время школьной жизни, тем шире будет его «поведенческий репертуар» и тем легче ему будет адаптироваться в непростых современных социальных условиях.

Интересные наблюдения по истории зарождения педагогических технологий мы находим в книге Д.Г. Левитеса «Практика обучения: образовательные технологии». Основная идея авторов технологизированной модели обучения состояла в том, чтобы сделать процесс обучения полностью управляемым. Суть его заключалась в следующем:

1. Последовательность коротких, логически связанных шагов учащихся в направлении ответа, который и является целью обучения.

2. Каждый шаг закрепляется немедленным сообщением результата, так что ученик вообще не делает ошибок.

Основой такого обучения является бихевиоризм. Основной задачей психологии бихевиористы считают изучение соотношений между воздействием на живой организм («стимулами») и ответными реакциями организма. Наблюдения и эксперименты проводились на животных, и результаты переносились на человека.

При чем тут обучение школьников?Первым идеи бихевиоризма положил в основу обучения школьников американский психолог Э.Торндайк. В своей книге «Процесс учения у человека» он утверждал, что нет особой разницы в поведенческих реакциях животного и человека, а следовательно, не существует качественных отличий в обучении. Значит, в основе процесса учения лежит установление определенных связей между данной ситуацией и данной реакцией.

Э. Торндайк открыл основные закономерности:

1. Положительный эффект приводит к закреплению связей между соответствующим стимулом и реакцией, отрицательный разрушает образовавшуюся связь.

2. Чем чаще повторяется стимул, вызывающий положительную реакцию, тем прочнее связь.

3. Скорость образования связи зависит от готовности обучаемого или индивидуальной особенности его нервной системы.

Все эти закономерности были положены Б.Ф. Скиннером в основу программированного обучения. Так возникло целое направление в дидактике – рационалистический, или технократический, подход в обучении. Именно идеями этого американского ученого был обусловлен в 60-е годы большой интерес педагогов к так называемым поведенческим целям, программированному обучению, модификации поведения и другим инновациям в сфере образования.

В 60-е годы как следствие развития программированного обучения выдвигается идея полной технологической разработки программы обучения. Она включает в себя:

1. Составление полного набора учебных целей.

Источник

Технологический подход в образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технологический подход в образовании

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Технологический подход в производственной сфере – представление производственных процессов как технологий – стал неотъемлемой чертой современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

Применение технологического подхода и термина технология к социальным процессам, к области духовного производства – образованию, культуре – это явление новое для социальной действительности в нашей стране.

Важное место среди этих направлений занимает технологический подход к обучению, предусматривающий точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.

Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы В.П. Беспалько, М.Е. Бершадского, В.И. Боголюбова, В.В. Гузеева. Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, Ю.О. Овакимяна, В.Я. Пилиповского, А.Я. Савельева, А.И. Умана и других ученых, а также зарубежных авторов (Л. Андерсон, Дж. Блок, Б. Блум, Т. Гилберт, Н. Гронлунд, Р. Мейджер, А. Ромишовски и других).

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; он позволяет:

с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;

анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;

комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;

обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.

Однако следует заметить, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и др. направлений науки и практики.

В понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции.

Педагогические технологии как производство и применение аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса. Педагогическая технология включает «от мела и классной доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер).

Педагогическая технология – это новый тип средств обучения (С.А. Смирнов).

Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»).

В глоссарии терминов по педагогическим технологиям (Париж, ЮНЕСКО, 1986) указано, что в первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких, как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие виды.

Педагогическая технология – это систематическое использование людей, идей, учебных материалов и оборудования для решения педагогических проблем (С. Гибсон).

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей (А.Я. Савельев).

Представители третьей позиции (М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман, Д. Эли, С. Ведемейер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук.

Педагогическая технология есть быстро развивающаяся область знания, междисциплинарный конгломерат с элементами а) бихевиористской психологии, б) социальной философии, в) техники, г) теории коммуникации, д) аудиовизуального образования и е) кибернетики (С. Ведемейер).

Четвертая позиция предтавляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать несколько значений педагогической технологии одновременно (Д. Финн, А. Ламсдейн, П. Митчел, Р. Томас).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний (К.Н. Силбер).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Источник

Реферат по теме:«Понятие о технологии обучения. Классификация технологий обучения».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

« Современные технологии обучения физике.

Инновации в школьном физическом образовании».

« Понятие о технологии обучения. Классификация технологий обучения».

Бусалаева Татьяна Николаевна

с. Русская Бектяшка 2020 год

История становления понятия «технология обучения»……………4-6

Понятие «педагогическая технология»……………………………. 6-7

3. Структура и признаки технологий обучения (Г.К. Селевко)……….8-9

4. Классификация технологий обучения………………………………9-14

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова «Технология» определяется, как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Понятие «технология» возникло с развитием технического прогресса и поначалу относилось к производству.

Понятие «Технология обучения» вошло в педагогику в середине 50-ых годов 20 века, когда появился новый технологический подход к построению учебного процесса.

Технологические идеи образования не так уж и новы. Мысль о технологизации процесса обучения высказал ещё Я.А. Коменский. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха. Таким образом, сформирована важнейшая идея технологий – гарантированность результата. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А.Коменский назвал «дидактической машиной». Для неё важно: отыскать цели; отыскать средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами.

Наряду с понятием «технология обучения» также используются такие понятия, как «педагогическая технология» и «образовательная технология». Причем четкого разграничения между ними пока также не установлено.

Рассмотрение сущности данных понятий является актуальным на сегодняшний момент. Наибольший вклад в изучение данной проблематики внесли такие ученые как В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Б. Т. Лихачев, В. М. Монахов, Г. К. Селевко, С. А. Сластенин и т. д.

Цель работы: рассмотреть понятие технологии обучения. Дать классификацию технологий обучения.

История становления понятия «технология обучения».

Технологические понятия до 70-х гг. прошлого века почти не использовались в отечественной педагогике и дидактике. Представителей традиционной дидактики и педагогики пугал производственный термин «технология» при рассмотрении сущности таких творческих и психологических процессов, как обучение и воспитание, поскольку само понятие «технология» исторически возникло в связи с техническим процессом.

2. отыскать средства достижения этих целей;

3. отыскать правила пользования этими средствами.

Новый всплеск интереса к педагогическим технологиям характерен для США 30-х гг. XX в., когда появились первые программы аудиовизуального обучения (обучение на основе технических средств). Появился термин «технология в образовании». Сторонники технизации учебного процесса видели суть повышения эффективности обучения в широком использовании технических средств.

С появлением программированного обучения и разработкой дидактических машин появляется термин «технология образования», который в буквальном переводе означал: как строить процесс обучения (и воспитания) в целом. В 70-е гг. появляется термин «педагогические технологии», обозначающий способы достижения в педагогическом процессе гарантированного результата.

В целом, становление и развитие понятия «технология» в мировом педагогическом опыте можно отразить в таблице 1.

До середины 50-х гг. XX в.

Технология в обучении

Под технологией в обучении понимается его технизация, т. е. применение различных ТСО, максимальное использование их образовательных возможностей

С середины 50-х гг. XX в.

Под технологией обучения понимается особый «технологический» подход к построению обучения в целом (т. е. технология самого построения учебного процесса). Первым детищем этого направления явилось программированное обучение.

«Технологическое» понимание полностью разработанной программы обучения

«Технологическое» понимание полностью разработанной программы обучения включает: составление полного набора целей; подбор критериев их измерения и оценки; точное описание условий обучения. Все это соответствует понятию «полностью воспроизводимого обучающего набора

Под воздействием системного подхода уточняется общая установка педагогической технологии: решать дидактические проблемы на пути управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

2.Понятие «педагогическая технология».

Понятие «педагогическая технология» получает в последнее время все более широкое распространение в теории обучения. Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации («технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании») стали использоваться в педагогической литературе и получили, как отмечают исследователи, более 300 формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса.

На сегодняшний день в теории обучения отсутствует единое понимание термина «педагогическая технология». Наиболее часто встречаются такие определения:

3. Структура и признаки технологий обучения (Г.К. Селевко).

В структуру технологии обучения входят следующие компоненты:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

• дидактические цели (общие и конкретные) и планируемые результаты обучения;

• содержание учебного материала;

в) процессуальная часть – технологический процесс:

• организация учебного процесса;

• методы и формы учебной деятельности школьников;

• методы и формы работы учителя;

• деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

• диагностика учебного процесса.

Исходя из обзора теоретических работ зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме, можно выделить следующие характерные признаки технологии обучения:

концептуальность: технология разрабатывается по конкретному педагогическому замыслу, в основе ее лежит определенная научная концепция;

диагностическое целеобразование: наличие диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей и эффективность процесса обучения;

системность: технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата: (признаки системы) логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность;

экономичность: обеспечивает резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя, достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;

корректируемость: возможность оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;

воспроизводимость: возможность воспроизведения технологии обучения в других образовательных учреждениях, другими учителями.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла.

Специфические черты технологии обучения:

– разработка диагностично поставленных целей обучения;

– ориентация всех учебных процедур на гарантированные достижения учебных целей;

– оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов воспроизводимости обучающих процедур.

Классификация технологий обучения.

В настоящее время в российских школах существует множество вариантов организации образовательного процесса. Провозглашённый принцип демократизации для школы означает право на выбор и конструирование педагогического процесса по любой модели, включая творческие; право на составление различных вариантов содержания образования; право на выбор форм, методов и средств развития учащихся; право на проявление творческой индивидуальности каждого педагога; право на научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий.

Каждый педагог-новатор вносит в педагогический процесс что-то своё, поэтому её технологию можно назвать авторской. Вместе с тем, следует отметить, что по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам они имеют много общего.

В настоящее время проблема классификации технологий обучения привлекает постоянное внимание ученых. Существующие исследования позволяют выделить несколько подходов к данной проблеме.

Классификация технологий обучения, предложенная Г.К. Селевко является наиболее полной, поскольку она опирается на целостный процесс обучения. Ученый-исследователь выделяет несколько обобщенных групп педагогических технологий по следующим психолого-педагогическим основаниям:

1. По уровню применения – общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии;

2. По философской основе – материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения;

3. По ведущему фактору психологического развития – биогенные (развитие психики определяет наследственность), социогенные (развитие личности зависит от её социального опыта и обучения), психогенные (развитие зависит от собственной активности личности), идеалистические (предполагает нематериальное происхождение личности и её качеств);

4. По научной концепции усвоения опыта – ассоциативно-рефлекторные, развивающие, гештальт-технологии, суггестивные, бихевиористские, интериоризаторские, нейролингвистического программирования и др.

6. По характеру содержания и структуры называют технологии – обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии (строятся на одной ведущей идее), комплексные (политехнологии) и проникающие (элементы одних технологий включаются в другие технологии и активируют их).

Беспалко В.П. предлагает классифицировать педагогические технологии по типу организации и управления познавательной деятельностью :

1.классическое лекционное обучение (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, фронтальное обучение, вербальное общение);

2.обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, фронтальное обучение с помощью учебных средств);

3.система «консультанта» (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, вербальное индивидуальное взаимодействие учителя и учащегося);

4.обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа;

5.система малых групп – групповые дифференцированные способы обучения;

6.компьютерное обучение (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем, фронтальная форма обучения с помощью компьютеров);

1.авторитарные технологии, которые отличаются жёсткой организацией школьной жизни со стороны взрослых, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения;

2.личностно-ориентированные технологии, которые имеют своей целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка, обеспечивают комфортное, бесконфликтные и безопасные условия его развития, способствуют реализации его возможностей и способностей;

3.гуманно-личностные технологии относятся к личностно-ориентированным технологиям и отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку и помощь личности, верой в её творческие силы, отвергают давление на личность ребёнка;

4.технологии сотрудничества также можно отнести к личностно-ориентированным технологиям, так как взаимоотношения педагога с детьми строятся на принципах демократизма, равенства, партнёрства, то есть между ними складывается субъект – субъективные отношения или отношения сотрудничества, сотворчества;

5.технологии свободного воспитания, предполагают предоставления ребёнку свободы выбора деятельности, самостоятельности в принятии решений. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

6.эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознанном», подсознательном) знании – истине и путям, ведущим к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В изотерической парадигме сам человек (ребёнок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

По преобладающему методу обучения педагогические технологии можно разделить на:

По категории обучающихся педагогические технологии делятся на:

1.традиционные технологии, рассчитанные на усреднённого ученика

2.технологии продвинутого уровня (углублённого изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования);

3.технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.д.);

4.технологии обучения трудных или одарённых детей в рамках массовой школы;

5.технологии обучения и воспитания детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

По направлению модернизации существующей традиционной системы педагогические технологии можно квалифицировать в следующие группы:

2.педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, к которым относятся игровые технологии, технологии проблемного обучения, обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова и др.;

3.педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, к которым относятся программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В.Фирсов, Н.П.Гузик). Технологии индивидуализации обучения (А.С.Границкая, И.Унт, В.Д.Шадриков), опережающее обучение с использованием опорных схем при коммпентируемом управлении (С.Н.Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д.Первин, В.К.Дъяченко), информационные (компьютерные) технологии и др.;

4.педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, к которым относятся укрупнение дидактических единиц (УЕД) П.М. Эрдниева, технологии «Диалога культур» В.с. Библера и С.Ю. Курганова, ситема «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий и др.;

5.природосообразные технологии, основанные на идеях народной педагогики (этнопедагогика) и опирающиеся на естественные процессы развития ребенка. К ним можно отнести обучение по Л.Н. Толстому в Яснополянской школе, технологию обучения в школе М. Монтессори;

6.альтернативные педагогические технологии: свободного труда С. Френе, вероятностного образования А.М. Лобка, вальдорфская педагогика Р. Штейнера;

7.комплексные политехнологии, к которым можно отнести авторские школы И.Ф. Гончарова «Русская школа», А.Н. Тубельского «Школа самоопределения», Е.А. Ямбурга «Школа для всех», М.П. Щетинина «Школа будущего».

Итак, Технологии обучения – это совокупность методов, форм, воспитательных средств и приемов обучения, которые систематически используются в образовательном процессе. Это один из значимых способов воздействия на обучение, воспитание и развитие обучающегося. С другой стороны технологии обучения представляют собой целую науку о тех способах, которые используются преподавателем для оказания воздействия на учеников посредством технических либо информационных средств.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Технологии обучения имеют свою структуру, придерживаются определенным методологическим требованиям, имеют классификацию.

В нынешней системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Можно сказать, что появилось много авторских образовательных программ, направленных на реализацию поставленных целей (личностно ориентированные технологии).

Обновление педагогической системы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующих успех педагогических процессов.

В современной педагогике и психологии в центре внимания и исследования зарубежных и отечественных психологов находится проблема личности, а в центре внимания педагогической науки – создание личностно-ориентированных технологий обучения. Поэтому, разработка технологии обучения преподавателем – это творческий процесс, направленный на всестороннее развитие личности, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей.

1.Алексеев Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи //Педагогика и логика. —М.: Касталь, 1993, с.385

3.Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2001.

4.Гузеев В.В. Технология XXI века. М.: Народное образование, 2004.

5.Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2006.

6.Михашычев Е.А. Дидактическая технология: Науч.-метод. пособ. М., 2001.

7. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград, 1995.

8. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии. /Под ред. С.А. Смирнова/ М., 2000. с. 245 – 2633.

10.Питюков В.Ю. основы педагогических технологий. М., 1997.

11.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2006.

12. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. М. – 2002. с.406-481.

13.Талызина Н.Ф. технология обучения и её место в педагогической теории.//Современная высшая школа. – 1997 №1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *