суть мифа о сизифе
Новое системное прочтение легенды о сизифе
НОВОЕ СИСТЕМНОЕ ПРОЧТЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ О СИЗИФЕ
(ЭССЕ ВМЕСТЕ С А. КАМЮ)
Эта легенда-миф существует в нескольких вариациях. В некоторой степени они вроде бы незначительно отличаются друг от друга. Существует ряд толкований этой легенды. В двадцатом веке уже сложился шаблон трактования смысла этой легенды: Сизиф был наказан богами и обречен на непрерывный бесполезный и бессмысленный труд, который сводился к бесконечному вкатыванию им камня на гору. Боги не допускали завершения его труда с позитивным результатом. Они скатывали камень с горы и все повторялось бесконечное число раз. Если верить этой легенде, то в подземном царстве Сизиф и сейчас продолжает этот бесполезный труд. Отсюда и укоренившееся в представлениях людей выражение «сизифов труд», которое понимается, как тяжелая, долгая и безрезультатная работа, не приносящая ни морального, ни материального удовлетворения. В тридцатых годах прошлого столетия о смысле этой притчи задумался Альбер Камю, который в своем эссе о философии абсурдизма пишет, что, исходя из прочтения смысла этого мифа буквально, «Сизиф – абсурдный герой. Таков он в своих страстях, и в страданиях. Его презрение к богам, ненависть к смерти и желание жить стоили ему несказанных мучений – он вынужден бесцельно напрягать силы. Такова цена земных страстей. Нам неизвестны подробности пребывания Сизифа в преисподней».
Но А. Камю не был бы истинным системщиком, если бы не попытался смоделировать деятельность Сизифа по-своему.
Он представил себе: «В результате долгих и размеренных усилий, в пространстве без неба, во времени без начала и конца, цель (Ш. кажется) достигнута. Сизиф смотрит, как в считанные мгновения камень скатывается к подножию горы, откуда его опять придется поднимать к вершине. Он спускается вниз. Сизиф интересует меня во время этой паузы. Его изможденное лицо едва отличимо от камня! Я вижу этого человека, спускающегося тяжелым, но ровным шагом к страданиям, которым нет конца. В это время вместе с дыханием к нему возвращается сознание, неотвратимое, как его бедствия. И в каждое мгновение, спускаясь с вершины в логово богов, он выше своей судьбы. Он тверже своего камня. Этот миф трагичен, поскольку его герой наделен сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех? Сегодняшний рабочий живет так всю свою жизнь, и его судьба не менее трагична. Но сам он трагичен лишь в те редкие мгновения, когда к нему возвращается сознание. Сизиф, пролетарий богов, бессильный и бунтующий, знает о бесконечности своего печального удела; о нем он думает во время спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение.»
А. Камю в своей философии абсурдизма искал «формулу абсурдной победы», в которой «античная мудрость соединяется с современным героизмом».
В этом отрывке есть все от чего можно оттолкнуться в дальнейших размышлениях.
Рассмотрим эти посылки.
Во-вторых, следует несколько иначе осознать бытие Сизифа. А. Камю в начале текста полагает, что оно трагично в силу того, что Сизиф наделен сознанием. Однако далее он делает вывод о том, что именно осознание своего бытия позволяет Сизифу удостовериться в принадлежности его судьбы ему самому.
В-третьих, хочется думать, что «убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знать» Сизиф не может и не хочет продолжать свой путь, оставаясь слепцом.
И наконец, в-пятых, осознания единства и противоположности Духа и плоти в бесконечной, но абсолютно не бессмысленной «борьбе за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека» радостью и счастьем.
Рассмотрим предметную область – систему бытия Сизифа. Помним, что она как минимум состоит из двух видов деятельности (процессов). Первый вид деятельности – вкатывание камня на гору. Здесь Сизиф тяжело трудится физически, затрачивая огромные физические ресурсы своего тела. При подъеме в гору эти затраты растут согласно действующим физическим законам, да и Боги (внешняя среда в системе бытия Сизифа) стараются, увеличивая массу камня на каждом шаге Сизифа в гору (по одной из версий легенды). Наконец, напрягая всю мощь своего тела, Сизиф достигает своей вершины, предопределенной Богами. Они знают возможности Сизифа, а цель наказания ими сформулирована четко: бесконечное повторение тяжелого монотонного физического труда. Поэтому они тут же скатывают камень к подножью горы. При этом по одной из версий камень, скатываясь вниз, стараниями Богов снова уменьшается в размерах. В этом, вроде бы, проявляется справедливость и высший Разум Богов. Они понимают, что бесконечное повторение подъема камня на гору Сизифом возможно только, если он восстановит свои силы, спускаясь вниз, и начнет все сначала.
Пока не будем вводить в модель реалии человеческого бытия, например, тренировочную деятельность спортсмена-штангиста, который в процессе долгой и постоянной тренировочной деятельности наращивает свои потенциальные показатели: массу мышц, подъем большего веса и т.п. Мы понимаем, что эти реалии связаны с растущими потребностями спортсмена-штангиста в высококалорийной пище для восстановления и развития своего спортивного потенциала. При этом мы понимаем, что этот спортсмен-штангист сам выбрал себе эту тяжелую ношу – постоянные и изнурительные тренировки. Этот его выбор является добровольным и определяется поставленными им целями.
Итак, первый вид деятельности Сизифа заканчивается фазой, в которой он участвует вроде бы пассивно, наблюдая как огромный камень, от которого он только что вроде бы освободился, скатывается вниз. Но на самом деле это важнейшая фаза его бытия как Человека. Предположим, что это был первый подъем камня Сизифом на гору. Он, конечно, знал о своем наказании. Боги ему это объявили, но, скажите, кто из нас не надеется до последнего, что наказание, назначенное кем-то извне, будет отменено в какой-то момент. Для Сизифа этот момент мог наступить только на горе, но видя в первый раз, как камень скатывается вниз, он должен был и в первый раз осознать, что его судьба предопределена.
И здесь мы должны предположить: осознание Сизифом предопределенности своей судьбы могло привести его либо к отчаянию и, как следствие, к гибели телесной и духовной, что было не в интересах Богов, либо к открытию высокого смысла судьбы человека: «Одной борьбы за вершину достаточно» для оправдания смысла человеческого существования. И он, являясь сам полубогом (по легенде), ощущает (по А. Камю) «тихую радость» от своей сущности человека, который сам избирает свою судьбу. При этом он понимает, что судьба каждого в свою очередь одновременно принадлежит судьбе всего человеческого сообщества, которому эта судьба предназначена свыше. Сизиф, «убежденный в человеческом происхождении всего человеческого» все больше осознает, что ему отведено исполнить судьбу всех людей в целом. Как говорит А. Камю «ноша всегда найдется»: во-первых, Боги и/или Космос всегда постараются; во-вторых, сам человек осознанно должен найти себе эту ношу согласно своему предназначению. Каждый раз, спускаясь вниз для очередного подъема камня на гору, он чувствует, что его разум, благодаря Богов за свое предназначение, просветляется, а сердце нравственно все больше наполняется от этой радости. Наказание перестает быть таковым. Он продолжает нести свою тяжелую ношу, все больше укрепляясь Духом. Дух человеческий есть просветление Разума от добровольно взятой на себя тяжелой ноши (физической, нравственной и умственной) и радость Души от такого просветления. «Он сама реальность» [Н.Бердяев].
Оценка «абсурдности и бессмысленности такого бытия» у Камю это всего лишь сиюминутная жалоба разума, естественно, нацеленного на результат, а не трезвая реальная оценка космических и внутричеловеческих рисков, в условиях которых человеку предначертано жить. Поэтому человеку суждено, постоянно мобилизуясь, укрепляясь Духом, как Сизифу, вечно строить Дорогу, ведущую к Храму в условиях внутренних и внешних (космических) рисков. Мы никогда не построим этот Храм, как Сизиф, который никогда не завершит свою тяжелую работу. Наше отличие от Сизифа заключается только в том, что ему намного легче. Он осознанно смирился со своим предназначением, которое определено Богами и нашел в этом смысл. Мы же до сих пор сами и с помощью Всевышнего и/или Космоса ищем ответ о своем предназначении. В этом история человека пока более трагична. Мы еще в поисках просветления Разума и укрепления Духа.
Микропересказ : В мире нет разумности, веры и надежды на будущее. Но у человека, пытающегося найти смысл жизни, есть выбор — либо добровольно уйти из этого мира, либо бросить вызов бессмысленности и абсурду.
Абсурдное рассуждение
Книга начинается с примечания о том, «что абсурд, который до сих пор принимали за вывод, берётся здесь в качестве исходного пункта». Основным вопросом любой философии является вопрос о смысле жизни:
Есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии.
Для понимания того, что может выбрать человек в этой ситуации, необходимо выявить факторы, толкающие человека на этот поступок. Безразличие мира, сознание своей смертности, бессмысленность жизни — всё это лишь способы проявления чувства абсурда, среди которых, безусловно, главным является скука:
Подъём, трамваи, … работа, ужин, сон; понедельник, вторник, среда… всё в том же ритме… Но однажды встаёт вопрос «зачем?». Всё начинается с этой окрашенной недоумением скуки.
Сталкиваясь с окружающим миром, разум бессилен найти истину в себе и мире. Это «столкновение между иррациональностью и исступлённым желанием ясности, зов которого отдаётся в самых глубинах человеческой души» — причина абсурда. Человек хочет быть счастливым и найти смысл жизни, но мир не даёт ответа на эти вопросы. Человек обладает разумом, мир непостижим, а абсурд является связующим звеном между ними. Отрицая элемент абсурдности в жизни, человек не решает проблему смысла, а лишает себя разумного выбора. Все мыслители перепрыгивали «абсурдные стены», предлагая уход в религию и надежду на будущее. Автор называет это «философским самоубийством», так как данный подход не решает проблему.
Вера в Бога не даёт «вечной свободы», но человек может быть свободен в своём выборе и поступках. Принимая абсурд, человек не верит и не надеется на будущее. Он становится свободным в своём желании быть, решая не прожить жизнь лучше, а пережить в ней как можно больше. Смысл жизни — сознательное поддержание «жизни абсурда», а не бег от неё в самоубийство. Такой бунт придаёт жизни новый смысл и красоту, так как «нет зрелища прекраснее, чем борьба интеллекта с превосходящей его реальностью».
Абсурдный человек
Что представляет собой человек, принимающий абсурд? Абсурдного человека характеризуют следующие признаки:
Автор приводит примеры различных типов абсурдного человека — это Дон Жуан, Актёр, Завоеватель и Творец.
Дон Жуан дарит любовь всем женщинам, отдавая предпочтение не качеству, а количеству.
Он покидает женщину вовсе не потому, что больше её не желает. Прекрасная женщина всегда желанна. Но он желает другую, а это не то же самое.
Не надеясь ни на что, соблазнитель не теряет себя в потоке меняющихся женщин. Он живёт «здесь и сейчас»: разве важно, что будет после смерти, если впереди столько наслаждений?
Актёр живёт своими ролями, «словно бы заново сочиняет своих героев».
Он изображает их, лепит, он перетекает в созданные его воображением формы и отдаёт призракам свою живую кровь.
Завоеватель — это, как правило, авантюрист. Являясь хозяином собственной судьбы, он достигает всего в свой жизненный срок. Какой смысл надеяться на «память в сердцах потомков», если жизнь закончится? Цель Завоевателя — снискать успехов в настоящем, так как они «преходящи, в них могущество и пределы ума, то есть его эффективность».
Завоеватели — это те, кто чувствует силы для постоянной жизни на этих вершинах, с полным сознанием собственного величия… Завоеватели способны на самое большее.
Все персонажи объединены признаками абсурдного мышления: осознанность, вера в свои силы и отрицание надежд на будущее.
Абсурдное творчество
Абсурдный человек должен быть творческой личностью. Только творчество, выражая подлинную свободу, может преодолеть абсурд. Творец ясно понимает, что он смертен и его творения неизбежно обречены на забвение. Художник, например, просто изображает то, что видит и переживает. Он не стремится объяснить мир, зная, «что у творчества нет будущего, что твоё произведение рано или поздно будет разрушено, и считать в глубине души, что все это не менее важно, чем строительство на века, — такова нелёгкая мудрость абсурдного мышления». Творчество является редкой возможностью примирить своё сознание с абсурдностью окружающей реальности. Творец придаёт форму своей судьбе.
Проблематикой абсурда пронизано всё творчество Достоевского. В его романах ярко обрисовано мироощущение абсурдного человека. Писателю удалось показать «всю пытку абсурдного мира», но найти выход из абсурдного тупика русский гений не смог. Взывая к Богу, Достоевский лишь ставит проблему абсурда, но не решает её. Он пытается дать ответ, но «абсурдное произведение, напротив, не даёт ответа». Абсурдное творчество — это «бунт, свобода и многообразие».
Миф о Сизифе
Книгу завершает этюд о самом ярком абсурдном бунтаре в истории человечества. Это Сизиф, которого «боги приговорили поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз». Герой мифа получает наказание за свои земные страсти и любовь к жизни. Известно, «что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадёжный труд», но герой презирает выпавший ему жребий. Его жизнь заполнена новым смыслом, в котором сознание побеждает судьбу, обращая страдания в радость. Муки, испытываемые Сизифом под тяжестью камня, — это и есть бунт против абсурдного мира.
Существование современного человека схожа с судьбой Сизифа — она во многом абсурдна, наполнена скукой и бессмысленностью. Но человек может обрести смысл жизни, отвергнув самоубийство. Чувство абсурда, возникающее в результате осознания абсурда, позволит ему переоценить свою судьбу и стать свободным.
Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни… Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание «Миф о Сизифе (Сизифов труд)»
Абсурдного человека выдают некоторые признаки:
В книге писатель приводит образец абсурдных людей в облике актера, Дон Жуана, созидателя и завоевателя. Дон Жуан любит всех женщин, при этом предпочитает численность, а не качество. Он переходит от одних отношений к другим. В большом полчище дам Дон Жуан не утрачивает себя и не думает о конце жизни. Актер связывает жизнь с ролями, который он исполняет. В актере живут множество персонажей разных эпох. Спектакль, в котором играет актер, является иллюстрацией абсурда. Завоеватель по характеру считается авантюристом. Завоеватель – это хозяин собственной жизни. Он успевает воплотить все свои мечты за жизненный срок.
По завершению книги автор рассказывает о ярком абсурдном персонаже человечества. Героя звали Сизифом. Сизиф был приговорен к наказанию. По воле Богов он таскал большие камни на верхушку горы, откуда они скатывались вниз. Его Боги наказали за любовь и стремление к жизни. По мифу нет ужасней наказания как безнадежный и ненужный труд. Сизиф побеждает свою судьбу и заполняет свою жизнь радостью. Тяжесть камней приносила ему муку, которая стала причиной мятежа против абсурдного мира.
Жизнь современного общества похожа на судьбу Сизифа тем, что заполнена тоской, бессмыслием и абсурдом. Понимание абсурда поможет пересмотреть судьбу и обрести свободу. Сизиф считал, что борьба поможет дойти до вершины, приобрести счастье и радость.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание
В своем произведении автор о. Абсурд неизменно связан со смыслом жизни, и основной проблемой философии является самоубийство. Самоубийцы перестают понимать собственную жизнь и решают от нее избавиться.
«Причин для самоубийства много», и самые явные среди них не всегда являются самыми действенными. Горечь жизни и нестерпимая скука могут скапливаться в человеке годами, чтобы в самый неожиданный момент вылиться наружу желанием покончить с этим существованием.
Отличительными качествами абсурдного человека является осознанность, вера в свои силы и отрицание светлых надежд на будущее. Одним из ярких представителей абсурдных людей, по мнению автора, является герой древнегреческих мифов по имени Сизиф. По воле богов он был приговорен к вечному каторжному труду. Сизиф таскал огромные камни на вершину горы, откуда они неизменно скатывались вниз. Боги были уверены, «что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд». Причиной же столь страшного наказания послужило «презрение к богам, ненависть к смерти и желание жить» Сизифа.
Жизнь современного общества во многом напоминает горькую участь Сизифа. Но понимание абсурда позволит пересмотреть свои взгляды на жизнь и обрести свободу. Сизиф счастлив в своей ежедневной работе – «одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека».
Сизиф в эссе Альбера Камю
Если вы когда-нибудь интересовались абсурдизмом, то знаете, что это философское представление о существовании человека заключается в том, что его бытие не имеет смысла. И именно у Камю Сизиф становится человеком, поднявшимся над бессмысленностью жизни и обретшим в ней своё собственное предназначение, а также гордость. Речь идёт о философском эссе Адьбера Камю 1942 года «Миф о Сизифе». Кстати, «Миф о Сизифе» — это программное произведение в философии абсурдизма.
В своей работе Камю делает попытки ответить на вопрос: «Стоит ли жизнь труда того, чтобы её проживать?» — единственный вопрос, согласно мнению Камю, который имеет значение в философии.
Наибольший интерес герой мифов вызывает у писателя, когда первый вновь и вновь спускается с горы к её подножию, чтобы найти скатившийся камень. Данный момент является наиболее трагическим, т.к. именно в этот миг Сизиф приходит к полному осознанию своего безнадёжного положения. Сизиф потерял надежду, но также у него нет и судьбы, которую он не мог бы преодолеть, испытывая к ней презрение.
У Сизифа есть его камень, представляющий собой целое достояние, и даже малейший кусочек которого является для него целым миром. В конце концов, Альбер Камю приходит к заключению, что в действительности «всё хорошо», и единственное, что Сизифу нужно сделать, это представить себя счастливым человеком.
Необычно и интересно то, что Камю предлагает смотреть на бесконечную и бессмысленную работу Сизифа, как на своеобразную метафору жизни современного человека, которая впустую тратится им на офисы, конторы, цехи заводов и другие подобные этим места. Камю говорил: «Сегодняшний рабочий каждый день своей жизни трудится над одной и той же задачей, и эта судьба не менее абсурдна. Но это трагично только в редкие моменты, когда это осознаётся».
Автор данной статьи не претендует на звание писателя, творящего шедевральные произведения, или философа, который может высказать суть проблемы в нескольких фразах, поэтому не судите его строго за то, что будет сказано ниже.
А сказать хочется о том, что сравнение Сизифова труда Альбером Камю с жизнью человека нового мира, несмотря на то, что сделано оно было более полувека назад, даже сегодня является очень актуальным. Миллионы людей проводят свои жизни в бетонных коробушках, пытаясь свести концы с концами, выполняя работу, нужную кому угодно, только не им, зарабатывая деньги на ежедневные и зачастую сиюминутные нужды. Это ли не Сизифов труд? И это ли не абсурдизм во всей его красе? Неужели в этом есть смысл? Многие из нас вкатывают свой «камень» на свою «гору» каждый в своём «Тартаре», и тратят на это целую жизнь. Это действительно так, ведь такая жизнь представляется тяжкой ношей, постоянно требующей внимания и действий.
Но вот с чем не согласен автор, так это с тем, что жизнь лишена смысла. Жизнь дана каждому из нас не просто так – у всего в этом мире есть предназначение, от маленькой букашки до самых высоких и неприступных гор, от ничего не значащего клерка до большого начальника – каждый является частью целого. Пусть это и покажется слишком идеалистическим, но в жизни любой человек может найти своё предназначение, дабы не быть человеком абсурда.
Если нравится жить, то нужно стремиться к тому, чтобы наполнить жизнь яркими красками и эмоциями, или хотя бы предпринимать попытки к этому. Если жизнь кажется «пустой тратой времени», то посвятить её можно подготовке к «жизни после». Единственное и главное – суметь найти себя, понять, что нравится, к чему лежит душа. А если даже это не помогает, то можно непрестанно наблюдать за своим «камнем», который ты пытаешься взгромоздить на вершину. Возможно, по прошествии времени, и для вас в одном миллиметре этого камня будет заключена целая вселенная.
Но всё же, не стоит делать свою жизнь абсурдной. Не превращайте её в Сизифов труд. Живите!
Советуем также прочитать:
Философский труд «Миф о Сизифе» убеждает, что в уста «постороннего» Камю вложил многие из ключевых своих мыслей предвоенной поры. На страницах этого пространного «эссе об абсурде» они, так или иначе, повторены и обстоятельно растолкованы.
По легенде, мстительные боги обрекли Сизифа на бессрочную казнь. Он должен был вкатывать на гору обломок скалы, но, едва достигнув вершины, глыба срывалась, и всё приходилось начинать сначала. Спускаясь к подножью горы, Сизиф, каким он рисуется Камю, сознавал всю несправедливость выпавшей ему доли, и сама уже ясность ума была его победой. Но человеческая трагедия для Камю заключается в отсутствии всякой осмысленности: «Я не знаю, есть ли в мире смысл, превосходящий моё разумение. Но я знаю, что я не знаю этого смысла и что мне не дано его узнать».
В «Мифе о Сизифе» автор проявляет серьёзный интерес к вопросам эстетики абсурда, размышляет о возможности создания абсурдного романа, при этом Камю приходит к мысли, что «счастье и абсурд – дети одной и той же матери – земли. Они неразлучны». Сизиф становится тем самым абсурдным героем «по своим пристрастиям столь же, сколь и по своим мучениям. Презрение к богам, ненависть к смерти, жажда жизни стоили ему несказанных мук, когда человеческое существо заставляют заниматься делом, которому нет завершения. И это расплата за земные привязанности». Сизиф приходит в своих размышлениях к малоутешительному выводу: счастья и правды нет ни на земле, ни выше, всё бессмысленно, значит, «ничто не запрещено» и «иерархия ценностей бессмысленна», ей не на что опереться. Любой выбор, следовательно, оправдан, лишь бы он был внятно осознан.
Сам по себе мир не абсурден, он просто неразумен, не имеет ничего общего с нашими желаниями и поисками смысла. Не абсурден и человек, вопрошающий о смысле всего сущего и собственной жизни. Абсурд – это отношение между ними, раскол, пропасть между устремлениями человека и молчанием мира. В «Мифе о Сизифе» Камю отвергает самоубийство, уничтожающее один полюс абсурдного отношения – ищущего смысла жизни человека. И философские поиски абсолюта, и религиозную веру Камю считает замутнением ясности видения, примирением человека с бессмысленностью страдания и смерти.
Подлинным ответом на абсурд он полагает бунт индивида против всего удела, ясность видения своего удела и полнота переживания – вот ценности абсурдного человека. Единственной шкалою для оценки существования является подлинность выбора, самоопределение.
Нравы и традиции Викторианской эпохи Многие из традиций, которые, как нам порой кажется, существовали всегда, появились именно в эпоху королевы Виктории. Как раз к 1840-му году чай в 5 часов стал приметой хорошего дома. Тогда входит в моду у джентльменов курить трубку, и в д …
Имморалистические идеи в «Тяжёлых снах» Федора Сологуба Уже в первом своём большом прозаическом произведении – в романе «Тяжелые сны», Федор Сологуб выражает своё миросозерцание именно через призму имморализма, подражая традиции Ф. М. Достоевского, реализованной в романе «Преступление и наказа …
Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь», – пишет он Пушкину. Объясняя замысел …
Медицинские интернет-конференции
Анализ философского эссе «Миф о Сизифе» Камю А.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Научный руководитель – доцент А.А. Живайкина
В своем философском эссе Камю А. поднимает один из самых актуальных вопросов философии «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?» ответ на который автор дает в заключительной главе эссе, в честь которой собственно оно и было названо.
Камю считал, что смысл жизни не дан, а задан. Смысл жизни должен быть внутри нас, а не вовне. Искание смысла жизни есть борьба против тьмы бессмыслия, это внутреннее преображение, внутреннее творчество человеком самого себя. Он рассказывает нам о Сизифе, чья история известна каждому человеку. Жизнь героя кажется именно абсурдной, каждый день безнадежно вкатывать камень на скалу, а затем бежать за падающим камнем вниз. Но Сизиф, по — мнению, Камю А., счастлив, он изживает абсурд максимально, наслаждаясь своим бесконечным трудом. Чувство абсурда возникает в результате трудов разума, позволяющих переоценить свое предназначение. Автор создает новое прочтение для греческой легенды, связав ее с идей рутинности работы современного человека.
Сюжет эссе «Миф о Сизифе» кратко
В третьей главе эссе «Абсурдное творчество» разговор пойдет о искусстве. По мнению Камю, именно абсурдность придает творчеству смысл. Иначе это было бы обычное перечисление общеизвестных, понятных и не нужных никому фактов. Берясь за свой шедевр, творец четко понимает, что и он и его труд смертны. Но при этом они переносят на холст свои эмоции и страсти невзирая ни на что. Но в то же время творец не должен в своих творениях дарить призрак надежды или пытаться передать свои суждения. Особенно ярко это требование автор демонстрирует на книгах Федора Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы». Эти романы по мнению Камю начинались как настоящие абсурдные произведения, но к концу романа автор дарит людям надежду, что сводит на нет их абсурдность творения.
Последняя глава эссе Камю «Миф о Сизифе» и дала название произведению в целом. В ней на примере героя древнегреческих легенд Сизифе он рассматривает судьбу обычного современного человека. Этот герой настолько любил жизнь, что заточил бога смерти Аида в цепи и люди перестали умирать. Но боги освободили Аида и люди вновь стали смертными. Сизифа же в наказание за обман богов обязали выполнять бессмысленную работу – поднимать на гору огромный камень, который у самой вершины всегда скатывался вниз. И тут, самым важным моментом по мнению Камю, является тот момент, когда Сизиф спускается вниз за скатившимся камнем. Он не признает своего поражения. Ведь по мнению Камю одной борьбы за вершину человеку достаточно чтоб его сердце билось чаще, а он ощущал себя счастливым.
Что же касается по эссе Камю «Миф о Сизифе» отзывов, то они носят преимущественно положительный характер. Даже те, кто не согласен с выводами писателя признают, что произведение написано достаточно простым языком и вполне доходчиво передает мнение Камю. Принимать это мнение или нет, это уже вопрос каждого читателя. Но эссе Камю «Миф о Сизифе» скачать обязательно стоит всем тем, кто хоть раз задумывался о смысле жизни.
Бунт, Свобода, Страсть
Вместо этого, он предлагает делать три вещи:
Человек абсурда осознаёт свою смертность, но не принимает её. Знает об ограниченности логических рассуждений, но по-прежнему применяет их. Чувствует боль и удовольствие жизни и старается испытать этих чувств как можно больше.