Sustainable cotton что это
Непоколебимые устои: как развивается мода с приставкой sustainable
Что такое sustainability
Всерьез о пагубном влиянии человека на природу в мире заговорили еще во второй половине XX века. В 1972 году на конференции в Стокгольме члены ООН подняли вопрос о том, как рост населения и производственных мощностей влияет на состояние планеты. Спустя 11 лет, в 1983-м, была созвана Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию. А еще через четыре года ее председатель Гру Харлем Брундтланн (по совместительству премьер-министр Норвегии) выступила с докладом «Наше будущее», где впервые прозвучало слово sustainability. Потребовалось немногим больше 30 лет, чтобы из термина для узкой группы лиц это понятие стало одним из самых важных в новостной повестке. А вот с внятным переводом на русский язык так и не задалось. Все дело в том, что sustainability — феномен многозначный, поэтому окончательная формулировка звучит довольно размыто: «устойчивое развитие».
Устойчивое развитие включает в себя все аспекты этического ведения бизнеса. Всего их три: экологический, социальный и экономический. С первым все более-менее ясно: на плечи компаний ложится ответственность за углеродный след, количество потребляемой воды, число отходов. Кстати, по объему пластика, который попадает в Мировой океан, индустрия моды действительно занимает второе место — после бытовых отходов. Социальный фактор подразумевает своевременную оплату и адекватные условия труда. Из-за этого, например, сложно назвать устойчивыми крупные бренды с большой цепью поставок: далеко не все берут ответственность за подрядчиков и тем более субподрядчиков, которых может быть во много раз больше. Например, конгломерат Inditex обвинили в неэтичности, когда покупатели вещей Zara стали находить на своих вещах бирки с надписью: «Я сшил вещь, которую вы собираетесь купить, но мне за нее не заплатили». Экономический же аспект еще глобальнее — должны появляться новые рабочие места, а общее благосостояние населения расти.
Неоднозначный подход
К сожалению, пока нет единого ответа на вопрос, как спасти планету. Из-за этого разнится и подход к устойчивому развитию. Производители меха, например, спорят с зоозащитниками. Главный аргумент вторых: мех — это слишком жестоко по отношению к животным. Но первые с ними не согласны: от производства искусственного меха остается слишком много продуктов нефтепереработки, которые, в свою очередь, загрязняют окружающую среду. Есть проблемы и с органическим хлопком: хотя для его производства не используются пестициды, а объем потребляемой воды существенно ниже, итоговая стоимость товаров получается намного выше.
Термин «гринвошинг» обозначает недобросовестную эксплуатацию «устойчивой» повестки
Несмотря на громкие заявления миллениалов, которые ратуют за «зеленую» философию, далеко не все готовы голосовать за экологию кошельком. К счастью, производители это понимают и стремятся сократить стоимость товаров без ущерба для этики. Например, сын Натальи Водяновой — Лукас Портман — в апреле 2021 года запустил собственную марку кроссовок Fashion Baby. Обувь делают в Португалии, при этом для создания сникеров используют обрезки с производств кожаных изделий в Италии. Сам Лукас, который выступает и как дизайнер, и как CEO, и как главный (после мамы) амбассадор бренда, говорит, что стоимость продукции будет только падать: пока за пару кроссовок с бабочкой на подошве придется заплатить не слишком демократичные €330.
Кто на светлой стороне
Для многих маркетологов мода на все экологичное стала золотой жилой. Появился даже термин «гринвошинг», который обозначает недобросовестную эксплуатацию «устойчивой» повестки. Отличить гринвошинг среднестатистическому потребителю не всегда бывает легко, сказывается огромное количество терминов и непрозрачная система коммуникации. На помощь приходят организации, которые задают стандарты производства. Хороший пример — сертификат GOTS (Global Organic Textile Standard). Организация, которая его выдает, подтверждает, что бренд действительно делает товары из органического хлопка. Причем маркировка organic будет отличаться от маркировки made with organic — в первом случае вы можете быть уверены, что для производства использовалось 95% органического волокна, а во втором его содержание может составлять всего 70%.
У Pangai есть патенты на материал из морских водорослей, наполнитель из дикорастущих цветов и альтернативу натуральной коже из виноградного жмыха
Проверить, насколько этичен тот или иной бренд, можно на специальных сайтах, например, Good On You. Этот способ подходит тем, кого волнуют все аспекты устойчивого развития в комплексе. Так, например, adidas получила на сайте оценку Good (это значит, что компания набрала 4 балла из 5), а Nike — It’s A Start (3 из 5). Сервис оценивает отношение бренда к экологии, животным и людям. При этом нужно учитывать, что одним из самых важных факторов при оценке становится прозрачность — в первую очередь коммуникации. Чем больше компания рассказывает о своих инициативах, цепочках поставки, взаимодействии с подрядчиками, тем больше к ней доверия.
Хороший пример подает бренд Pangaia, который вот-вот запустится в России (первый корнер откроется в ЦУМ — представители марки утверждают, что спрос на продукцию бренда за 2020 год значительно вырос). Марка, которую запустила Мирослава Дума, прославилась своими минималистичными спортивными костюмами из веганских материалов. Компания серьезно вкладывается не только в продвижение, но и в сегмент R&D. «Мы привлекаем к сотрудничеству выпускников MIT, Гарварда и Стэнфорда и дизайнеров, окончивших ведущие мировые школы, чтобы наша продукция объединяла науку и вневременной дизайн». Их ткани можно действительно назвать инновационными — в этом они не уступают мастодонтам вроде Patagonia или Stone Island.
Ткани делаются из неожиданного сырья: у бренда зарегистрированы патенты на материал из морских водорослей, наполнитель для пуховиков из дикорастущих цветов, биополимеров и аэрогеля, альтернативу натуральной коже из виноградного жмыха и органического хлопка. В случае с виноградом компания, кстати, помогает не только модной индустрии, но и сельскохозяйственному сектору (в частности, винодельческой отрасли Италии, в противном случае жмых отправился бы на свалку). Причем в гринвошинге марку не обвинить: главная цель компании — разработать материалы, которые по качеству не будут уступать привычному хлопку. В интервью Forbes Life представители Pangaia рассказали, что волокно из водорослей сохраняет полезные свойства сырья — хорошо впитывает влагу, не вызывает раздражения на коже и даже, наоборот, может оказывать легкий заживляющий эффект — например, уменьшать раздражение. Красители тоже добывают из натуральных ингредиентов — фруктов, овощей и других растений. Требований к краске хватает: она должна быть нетоксичной, биоразлагаемой, а на производство должно тратиться меньше воды.
Нам удается значительно сократить углеродный след за счет того, что мы выпускаем только необходимое количество вещей
Вопрос с избытком вещей у Pangaia тоже закрыт. «Объемы нашего производства диктует спрос. Наша цель — освободить планету как от мусора на свалках, так и от дыма, который образуется при сжигании вещей. Нам удается значительно сократить углеродный след за счет того, что мы выпускаем только необходимое количество вещей. Лимитированные дропы работают не только и не столько как экономическая модель. Мы осознанно подходим к производству, постоянно анализируем данные и совершенствуем систему».
Российские бренды пока не так увлечены мировым трендом на sustainability, хотя потребители постепенно начинают проявлять интерес к осознанным маркам. Свидетельство тому — рост спроса в разделе Conscious на Farfetch на 87% (в 2020-м по сравнению с 2019-м), которые отмечает директор по устойчивому развитию бизнеса Томас Берри. Другой пример маркетплейс — Lamoda в ноябре 2020 года запустила специальный раздел Lamoda Planet, который регулярно пополняется вещами Levi’s, Sandro, adidas, Bawer, Ralph Lauren, Marks & Spencer и других брендов, которые создают одежду с заботой о природе. «С момента запуска уже более 9,5 тысячи товаров прошли нашу проверку и стали частью раздела Lamoda Planet. За два месяца россияне потратили более 50 млн рублей на экологичные, этичные и благотворительные товары. Это впечатляющий старт: рынок экотоваров в России не только есть, но и активно развивается», — поделилась Оксана Костив. К тому же курс на устойчивость взят в сфере вторичного использования товаров. По этой ссылке Forbes Life рассказывал, что такое ресайклинг, апсайклинг и даунсайклинг и как в России развивается переработка.
С любовью к природе: 5 российских экобрендов одежды, созданных женщинами
С любовью к природе: 5 российских экобрендов одежды, созданных женщинами
Как выбрать безопасную одежду, которая не вредит природе и человеку
О том, что производство хлопка наносит серьезный урон окружающей среде, до недавних пор почти не говорили. Recycle решил разобраться, в чем разница между органическим и обычным хлопком и почему стоит делать выбор в пользу первого.
Хлопок — один из самых популярных материалов для производства одежды. В мире ежегодно собирается около 20 млн тонн хлопка, способных покрыть около 40% мировой потребности в натуральных волокнах. Все достоинства материалы очевидны: ткани прочные, износоустойчивые, обладают сильными теплозащитными характеристиками благодаря полому строению волокна, а его пористая структура гарантирует хороший воздухообмен. Иными словами — идеальный материал для человека. Но совсем не идеальный для природы.
Чем вредно производство обычного хлопка
Чрезмерное потребление воды
Для выработки обычного хлопка требуется огромное количество воды. По данным Всемирного фонда дикой природы WWF, на производство одного килограмма сырья уходит от 7000 до 29000 литров воды. Некоторые эксперты считают, что именно непомерная эксплуатация земель и воды под выращивание хлопка стало основной причиной исчезновения Аральского моря.
Использование вредных химикатов
При производстве хлопка в почву уходит огромное количество различных химических веществ – пестицидов, инсектицидов, химических удобрений, тяжелых металлов, химических красителей, отбеливателей и формальдегидов. Примерно 10% всех используемых в мире пестицидов и около 25% всех инсектицидов приходится на посевные площади, занятые хлопчатником. Объем используемых пестицидов и гербицидов с каждым годом лишь растет, так как увеличивается количество устойчивых к ним насекомых. При этом химические вещества на хлопковых полях — ортофосфаты, трифлуралин, токсафен, метамидофос и многие другие — являются высокотоксичными. Химикаты, используемые при переработке хлопка, загрязняют почву, воздух и поверхностные воды.
Генетически модифицированные семена
По разным данным, сегодня в мире 55% общего объема хлопка выращивается при использовании генетически модифицированных семян, устойчивых к вредителям и гербицидам. Созданные на основе таких семян растения содержат Cry-токсины или Bt-токсины (видоспецифичные белковые токсины), негативно воздействующие на некоторые живые организмы. Считается, что генетически модифированные культуры уменьшают биологическое разнообразие.
Последующее отбеливание и покраска
При обработке стандартного хлопкового волокна на большинстве производств используются хлорные отбеливатели. В результате выделяются токсичные побочные продукты, которые попадают в окружающую среду. Также в случае покраски волокна на обычных производствах используют технологии, оказывающие повреждающее действие на сами волокна и структуру ткани, так как в красках содержатся сера и тяжелые металлы.
Что такое органический хлопок, и почему он лучше
Маркировку «100% Organic Cotton» все чаще можно увидеть на продукции многих мировых брендов: H&M, Walmart, C&A, Nike, Anvil, Coop Switzerland, Pottery Barn, Patagonia, и других.
Например, в начале 2014 года Стелла МакКартни, известная любовью к органическому хлопку, закрепила за собой звание эко-первопроходца в индустрии высокой моды, выпустив линейку adidas by Stella McCartney. В коллекцию для спортивного бренда входили модели, выполненные из эко-материалов — органического хлопка и пряжи из вторичных материалов.
Европейская компания C&A является одним из крупнейших покупателей органического хлопка. В 2013 году она продала свыше 100 млн предметов одежды, сделанных из этого материала. Товары на основе 100% органического хлопка в коллекции C&A обозначаются ярлыком «Bio Cotton».
Фирма Levi’s в 2008 году выпустила коллекцию экологичных джинсов «Levi’s Eco»: ткань для моделей была выполнена исключительно из органического хлопка.
Banana Republic в 2009 году опубликовала заявление о переходе на эко-направление, объявив sustainability «новой роскошью». На свет появилась коллекция Heritage из органического хлопка и других невредных материалов.
Согласно исследованию, проведенному Organic Exchange Farm and Fiber Report в 2009 году, органическое производство хлопка с 2007 года выросло на 20%. Органический хлопок выращивают в 22 странах мира: среди лидеров производства значатся Турция, Сирия, Танзания, Китай, США, Уганда, Перу, Египет и Буркина-Фасо. Правда, общее производство органического хлопка в мире пока далеко от массового: всего лишь 0,76% от общего количества.
Органический хлопок выращивается на небольших фермах в соответствии с принципами так называемого устойчивого земледелия (sustainable farming). Это значит, что при его культивации не употребляются токсичные и стойкие (не подвергающиеся распаду) синтетические пестициды, инсектициды и удобрения.
Таким образом удается предотвратить загрязнение почвы и грунтовых вод. Так, для отпугивания насекомых-вредителей используются только безопасные вещества, например, чеснок, перец чили и мыло, для удаления сорняков проводится ручная прополка, хлопок собирают вручную, а в качестве удобрений используется исключительно органика.
Для того, чтобы предотвратить истощение почвы из-за одностороннего использования, на плантациях органического хлопка по мере возможности используется севооборот: в первый год поля засеиваются хлопчатником и арахисом (или нутом), на второй год — кукурузой, овощами и пшеницей.
Такой подход называется интеркропинг — комбинирование разных культур на одном поле. Урожай кукурузы помогает восстановить плодородие почвы. Спустя время ее можно снова засеивать хлопчатником, так как в земле будет накоплено достаточно питательных веществ.
При выращивании органического хлопка используются консервативные методы полива и ирригации — например, покапельный метод. Благодаря «старым» технологиям удается сэкономить намного больше воды, чем на обычных производствах. К тому же вода подводится к корню растения напрямую — это существенно уменьшает ее потери в результате испарения.
Кроме того, при производстве Organic Cotton невозможно применение генетически модифицированных хлопковых семян, а последующая обработка получившейся пряжи не подразумевает отбеливание хлором: ткань окрашивают только красителями на основе натуральных компонентов.
Как понять, что хлопок органический
Подтверждением этого являются сертификаты, которые выдаются независимыми комиссиями. Такие «знаки отличия» гарантируют, что материал произведен без воздействия вредных химикатов и окрашен безопасными красителями. Символы о полученных сертификатах обычно можно найти на ярлычках одежды.
Основная транснациональная система сертификации текстильных эко-товаров — это GOTS (Global Organic Textile Standard). Знак качества GOTS подтверждает, что при производстве было ограничено или полностью исключено использование вредных химикатов, а нормы использования воды не превышали установленного максимума.
К другим требованиям относится использование экологически чистого сырья (пометка «Organic» — не менее 95% органического сырья в одежде, надпись «made with organic» – не менее 70%), отбеливание без хлора, запрет на применение формальдегида и других опасных веществ.
Другие известные сертификаты для органической одежды — Oeko-Tex Standard 100 (тестирует образцы на соответствие норме pH, содержание формальдегидов, наличие тяжелых металлов, хлор-носителей и защитных веществ вроде пентахлорфенола и тетрахлорфенола), Справедливая торговля Fair Trade, Organic Exchange.
Екатерина Просвиркина, руководитель отдела по связям с общественностью и прессой H&M Russia
Компания H&M плотно занимается вопросами экологии и снижения вреда от производства текстильной промышленности, руководствуясь принципом Reduce. Reuse. Recycle. С 2010 года компания возглавляет ежегодный рейтинг Текстильной Биржи по использованию органического хлопка – в 2010, 2011 и 2013 годах занимала первое место, в 2012 – второе.
За прошедший год H&M увеличил использование органического хлопка в производстве на 29% по сравнению с прошлым годом. Весь органический хлопок, используемый H&M, прошёл независимую сертификацию.
Одна из стратегических целей компании – перейти на использование исключительно органического хлопка к 2020 году. Отличить товары из органического хлопка легко: вся одежда H&M, содержащая не менее 50% сертифицированного органического хлопка, отмечена специальным зеленым ярлыком с надписью Organic Cotton.
Товары с зеленым ярлыком в России можно встретить во всех концептах H&M, начиная от базовых линий и детской одежды и заканчивая модной линией Trend.
Осознанная мода: как различать экологичные, этичные и устойчивые бренды одежды?
Для тех, кто хочет разбираться в теме осознанной моды, важно уметь различать эти 3 понятия. И да, эти слова не являются синонимами — каждое из них имеет свое определение.
На Всемирном саммите по устойчивому развитию 2002-го года была представлена схема, по которой должны работать все бренды мира, стремящиеся к устойчивости.
В данной схеме устойчивым является то, что имеет баланс между тремя сферами: экономикой, экологией и социумом (этичность). Таким образом, бренды, не развивающие какую-либо из этих сфер, не могут считаться устойчивыми, а только лишь этичными или экологичными.
Экологичный бренд
Такой бренд характеризуется использованием только экологичных тканей: органических и эко-френдли. Не путать с натуральными
К эко-френдли тканям относятся все переработанные ткани, а также натуральные и искусственные ткани, в процессе производства которых использовалось минимальное количество химикатов. К ним можно отнести лен, коноплю, крапиву, хлопок BCI (Better Cotton Initiative), хлопок “Cotton made in Africa”, тенсел/лиоцелл, модал, REPREVE®, REFIBRA™ и другие. Сертификаты для эко-френдли тканей: GRS, RCS, FSC, Oeko-Tex и т.д.
Помимо этого экобренд стремится к уменьшению своего экологического следа, в процессе производства старается использовать как можно меньше природных ресурсов, для окрашивания и обработки изделий использует натуральные или эко-френдли средства, уделяет особое внимание дизайну своего продукта, производит качественную, долговечную и безопасную одежду/обувь, заботится об условиях труда на производстве и по всей цепочке поставок.
Примеры таких российских брендов:
Этичный бренд
Если экологичный бренд больше фокусируется на снижении негативного воздействия на окружающую среду, то для этичного бренда прежде всего важно соблюдение прав человека и животных. Однако и те, и другие характеристики в разной степени могут присутствовать и в экологичной, и в этичной компании.
Для этичного бренда недопустимы детский труд, принудительный труд и любые формы современного рабства, дискриминация, небезопасные условия труда. Работники получают достойную зарплату, имеют право на вступление в профсоюзы и коллективную защиту своих интересов.
Важное уточнение — правила, описанные выше, могут соблюдаться не только на собственном производстве, но и в компаниях, производящих сырье и материалы для бренда. Выбор ответственных и честных поставщиков — показатель этичности бренда.
Этичный бренд не использует ткани животного происхождения, которые связаны с убийством или страданиями живых существ. То есть волокна животного происхождения, добытые без вреда для здоровья и жизни животных, например, этично полученные шерсть, шелк или пух для него могут быть допустимы.
Основные сертификаты, которые подтверждают этичность бренда: Fair Trade, Fair Wear Foundation, Ethical Trading Initiative, Business Social Compliance Code of Conduct (BSCI), а также RWS (Responsible Wool Standart), RDS (Responsible Down Standart), RMS (Responsible Mohair Standard) и другие.
Для этичного бренда характерно стремление к прозрачности. Это означает, что такая компания открыто публикует информацию о производстве и условиях труда, информацию о поставщиках, информацию о тканях и материалах (включая сертификаты).
Прозрачность не всегда означает, что бренд выполняет все требования по этичности или экологичности. Но это хороший инструмент, с помощью которого бренд проявляет уважение к покупателю и меняется к лучшему сам.
Примеры таких российских брендов:
Устойчивый бренд
Как мы выяснили выше, экологичные и этичные бренды имеют вполне конкретные характеристики. Точно так же дело обстоит с устойчивым брендом, который совмещает в себе экологическую, этическую и экономическую сферы. Если бренд не развивается во всех трех сферах, он не может считаться устойчивым.
Характеристики устойчивого бренда:
Изначально компания считалась устойчивой, если в процессе своей деятельности она учитывала экологическую и этическую сферы и при этом получала прибыль.
Но в нынешней ситуации недостаточно просто минимизировать последствия деятельности или пытаться свести к нулю негативное влияние. Устойчивость сейчас — это инвестирование в восстановление и улучшение: поддержка незащищенных слоев населения, поддержка традиционных ручных ремесел, которые исчезают под напором производственных мощностей, инициативы по защите животных и окружающей среды: помощь ассоциациям по спасению исчезающих видов, защита лесов от вырубки и пожара, защита океана и его обитателей от пластикового мусора и многое другое.
Sustainable fashion: что это такое и почему это важно
В этом выпуске дайджеста мы разберем, как проявляется тренд на «осознанность» в сфере моды, и расскажем о наиболее ярких модных и рекламных кейсах.
Мир не сошел с ума, это все части одного большого тренда на «осознанность», который развивается и влияет на разные индустрии и сферы жизни людей во всем мире. Суть этого тренда заключается в распространении скептического отношения к информации, к привычным способам потребления, а также в особенном отношении к социальным и экологическим проблемам, которые угрожают обществу. Ссылка на источник.
Больше всего этому тренду подвержены молодые люди, представители поколений Y и Z. Например, исследователи компании Deloitte на основе опроса 16,5 тысяч человек по всему миру пришли к такому выводу:
«В целом, представители поколений Y и Z пользуются услугами тех компаний, позиция которых созвучна их ценностям. Так, многие респонденты указали, что они готовы без промедления пересмотреть или даже разорвать свои отношения с компаниями, если деятельность, ценности и политические симпатии таких компаний противоречат их убеждениям».
В этом выпуске дайджеста мы разберем, как проявляется тренд на «осознанность» в сфере моды — «sustainable fashion» («осознанная мода»). Сделать моду «осознанной» пытаются уже не один год. Одной из первых развивать экостиль начала Stella McCartney, которая в середине 2000-х основала одноименный модный дом, философия которого основана на принципах экологичности и осознанности.
В 2017 году Stella McCartney для продвижения своей новой коллекции осень/зима использовала фотографии моделей на фоне свалки. Такое необычное решение должно было донести философию бренда: «Мы должны думать о том, что мы оставляем будущим поколениям после себя, а также стараться делать наше потребление разумным и экологичным».
Известные сторонники sustainable fashion есть и в России. Одним из таких людей является Мирослава Дума, которая основала международный фонд Future Tech Lab, занимающийся распространением новых технологий, позволяющих делать моду более экологичной. Вот, что о ее проекте пишет российский Vogue:
«Первыми плодами работы Future Tech Lab стали капсульная коллекция одежды и аксессуаров Salvatore Ferragamo из материалов Orange Fiber, в основе которых — отходы от производства апельсинового сока, и платье Stella McCartney из паучьего шелка Bolt Threads или, проще говоря, паутины, выращенной в результате брожения специальных дрожжей, воды, соли и сахара».
Если в середине 2000-х экостиль только зарождался и был уделом нишевых брендов, то теперь приверженность ценностям «ответственной моды» становится обязательной частью философии модных домов в сегменте luxury. 23 августа 2019 года 32 компании из мира fashion, в том числе и лидеры luxury сегмента, такие как Chanel, Ralph Lauren и Prada, подписали «Fashion Pact» на саммите «Большой Семерки» во Франции. Участники пакта взяли на себя обязательства совместно прилагать усилия для сокращения негативного влияния модной индустрии на окружающую среду. Материал по ссылке.
Индустрия моды является одним из крупнейших факторов загрязнения окружающей среды. Доминирование «быстрой моды», когда крупнейшие модные бренды устраивают гонку на скорость и дешевизну производства одежды, приводит к росту выбросов парниковых газов, поощрению производства одежды низкого качества с коротким циклом использования, к скандалам из-за плохих условий труда. Ссылка на источник.
Sustainable fashion развивается в следующих направлениях: