сущностные характеристики процесса обучения

Сущность и характеристика процесса обучения

В педагогике понятие «обучение» определяется как специально организованный, управляемый процесс взаимодействия преподава-теля и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений и навы-ков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и по-тенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Известный ученый-педагог П.И. Пидкасистый данное поня-тие определяет так: «Обучение – это общение, в процессе кото-рого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования лич-ности» [111, с. 119].

Чаще всего в учебниках по педагогике под обучением понимается целенаправленный и организованный процесс взаимодействия учи-теля и учеников, направленный на решение учебных задач, в резуль-тате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества.

Одним из современных подходов к анализу сущности процес-са обучения является деятельностный подход, который составляет исходную методологическую установку современной теории обу-чения. Различные аспекты данного подхода разработаны в исследо-ваниях психологов и педагогов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова, Г.П. Щедровицкого и многих других. Из этих исследований вытека-ют следующие положения:

• процесс обучения рассматривается как процесс усвоения учащи-мися различных видов деятельности;

• в деятельности способности обучаемых не только проявляются, но и создаются (формируются);

4.1. Сущность и характеристика процесса обучения

• при организации определенного вида образовательной деятель-ности обучаемых формируются и развиваются соответствующие этому виду способности и качества личности.

Процесс обучения рассматривается как деятельность, в которой четко выполняются:

• анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обу-чения и принятие ее учащимися;

• планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели – предъявление нового фрагмента учебного материала разны-ми способами и его осознанное восприятие;

• исполнение обучающих и учебных операций ( организация и само-организация учащихся при изучении и усвоении нового материала);

• организация обратной связи, контроль и корректирование рабо-ты по усвоению знаний и самоконтроль;

• анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;

• выдача задания на дом.

Деятельностный подход требует определенной формы организа-ции и особого содержания обучения, различных способов и после-довательности обучения. При этом выделяются три главных объекта организации: деятельность преподавателя, деятельность обучаю-щихся, их взаимодействие и отношения. Общее содержание и струк-тура деятельности рассматриваются в разд. 14.1.

Как правило, в обучении выделяют две составляющие – препода-вание и учение. Под преподаванием понимается деятельность препо-давателя по формированию у учащихся системы знаний и способов деятельности. Учение – учебная деятельность, направленная на при-обретение учащимися содержания обучения. Учебная деятельность учащихся обеспечивается, организуется, контролируется и оценива-ется преподавателем. В этом плане преподавание представляет собой управление учебной деятельностью обучающихся. Преподаватель при этом выполняет ряд действий, основными из которых являются:

четкое определение целей обучения дисциплине, постановка перед студентами познавательных задач (проблем);

планирование содержания и методов обучения (отбор, система-тизация и структурирование учебной информации и учебных задач, отбор методов и средств обучения);

организация учебной деятельности обучающихся по изучению

• усвоению учебной информации, а также по решению учебных за-дач (проблем); мотивирование их познавательной активности;

сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть фото сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть картинку сущностные характеристики процесса обучения. Картинка про сущностные характеристики процесса обучения. Фото сущностные характеристики процесса обучения

• контроль и коррекция учебной деятельности обучающих-ся (текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений

• оценка результатов учебной деятельности обучающихся.

68 Глава 4. Сущность и закономерности процесса обучения

сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть фото сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть картинку сущностные характеристики процесса обучения. Картинка про сущностные характеристики процесса обучения. Фото сущностные характеристики процесса обучения

Учебно-познавательная деятельность (учение) студентов включа-ет следующие элементы: ее потребности и мотивы, цели, программу деятельности, информационную основу и образовательную среду деятельности, принятие решений как результат самоопределения учащихся, продукты деятельности, деятельностно важные личност-ные качества.

Цели учения делятся на внешние (нормативные) и внутренние(субъективные). Внешние цели задаются преподавателем в различных формах и видах, предусматривающих выполнение образовательных стандартов и учебных программ (см. гл. 2). Внутренними целями яв-ляются те, которые обучающийся сформулировал самостоятельно или с помощью преподавателя по отношению к объекту изучения (содержание учебного материала).

Образовательные программы в соответствии с внешними и внут-ренними целями подразделяются на общие для всех и индивиду-альные для каждого студента. Между двумя видами программ су-ществует динамическая связь и взаимодействие: общая программа деятельности предполагает разработку индивидуальных программ. По отношению к образовательным стандартам общая программа об-разования имеет федеральный, региональный и вузовский компо-ненты, а индивидуальная программа – вариативную часть образова-ния (дисциплины по выбору), устанавливаемую на основе личного выбора студента (см. гл. 3).

Информационная и внешняя образовательная среда, включаю-щая фундаментальные образовательные объекты, культурно-исторические аналоги знания о них, материально-техническую и информационную базу вуза, учебно-методические и наглядные пособия, электронные издания и др., определяет условия для реали-зации процесса обучения.

Самоопределение обучающихся и принятие ими решений в процессеобразовательной деятельности происходит непрерывно, так как ее ключевой элемент – образовательная ситуация. Создание и осозна-ние таких ситуаций побуждает учащегося и преподавателя прини-мать решения об эффективных способах своих действий (см. гл. 5).

Результатом учебно-познавательной деятельности являются про-дукты обучающихся, относящиеся к изучаемым наукам (дисципли-нам) и к личностным качествам – знания, умения и навыки; освоен-ные виды и способы деятельности; личностные качества учащихся (мировоззрение, нравственные, креативные, когнитивные и др.).

Важнейшим является вопрос об организации образовательного процесса. В ст. 15 Закона «Об образовании» приведены общие требо-вания к его организации.

4.2. Функции и этапы процесса обучения

Теоретические основы определения целей и содержания обучения были изложены нами в гл. 2 и 3. Вопросы о методах и формах орга-низации обучения, о контроле и оценке раскрываются соответствен-но в гл. 5–8 и 11.

Средствами управления учебно-познавательной деятельностью студентов выступают типовые и творческие задачи по изучаемой дис-циплине, решение которых приводит к достижению целей обучения. Преподавание учебной дисциплины предполагает постановку и об-новление системы учебных задач; создание благоприятных условий для принятия данных задач учащимися; при необходимости – объ-яснение (инструктаж) способов решения этих задач и своевременное оказание помощи обучающимся, контроль (самоконтроль) правиль-ности решения каждой задачи и исправление ошибок (коррекцию).

В процессе решения учебно-познавательных задач осуществля-ются закрепление и усвоение знаний, их применение для изучения нового материала, формирование умений и навыков, развитие ум-ственных способностей, т.е. достижение образовательных целей.

Таким образом, обучение представляет собой целостный много-аспектный процесс совместной деятельности преподавателя и сту-дентов, в ходе которой преподаватель нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучаемых, контролирует и оценивает ее, а обучающиеся овладевают содержанием, видами деятельности, т.е. знаниями, умениями и навыками. Структура про-цесса обучения состоит из целевого, содержательного, операционно-деятельностного, контрольно-оценочного и результативного ком-понентов. В реальной педагогической действительности процесс обучения носит циклический характер. Каждый дидактический цикл представляет собой функциональную систему, основанную на совместной деятельности преподавателя и учащихся.

Источник

Сущность процесса обучения

сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть фото сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть картинку сущностные характеристики процесса обучения. Картинка про сущностные характеристики процесса обучения. Фото сущностные характеристики процесса обучения сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть фото сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть картинку сущностные характеристики процесса обучения. Картинка про сущностные характеристики процесса обучения. Фото сущностные характеристики процесса обучения сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть фото сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть картинку сущностные характеристики процесса обучения. Картинка про сущностные характеристики процесса обучения. Фото сущностные характеристики процесса обучения сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть фото сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть картинку сущностные характеристики процесса обучения. Картинка про сущностные характеристики процесса обучения. Фото сущностные характеристики процесса обучения

сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть фото сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть картинку сущностные характеристики процесса обучения. Картинка про сущностные характеристики процесса обучения. Фото сущностные характеристики процесса обучения

сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть фото сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть картинку сущностные характеристики процесса обучения. Картинка про сущностные характеристики процесса обучения. Фото сущностные характеристики процесса обучения

Содержание

Введение

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием.

В разных видах обучения его воспитательно-образовательно-развивающая составляющая представлена не одинаково, но педагог, руководитель знаний, обязан постоянно конструировать ее. Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.

Целью данной курсовой работы является изучение основных параметров процесса образования.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

· Рассмотрение сущности процесса обучения

· Изучение основных закономерностей процесса обучения

· Характеристика принципов процесса обучения

· Изучений основных функций процесса обучения

Глава 1

Сущность процесса обучения

Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.

В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда выступает организатором их познавательной деятельности. В его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и учебного труда ([2], стр. 203 – 204).

Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку).

Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики.

Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

? организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

? оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

? стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

? оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть фото сущностные характеристики процесса обучения. Смотреть картинку сущностные характеристики процесса обучения. Картинка про сущностные характеристики процесса обучения. Фото сущностные характеристики процесса обучения

Учение — это деятельность ученика по:

? освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

? самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;

? осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

? овладение системами знаний и оперирование ими;

? овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;

? развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

? овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Обучаемость — это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность — это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

? различения или узнавания предмета (явления, события, факта);

? запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

? степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

? темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

? уровень образованности или профессионального мастерства;

? готовность повысить образование.

Источник

Научная работа на тему «Сущность процесса обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Сущность процесса обучения. Его двусторонний характер.

1. Сущность процесса обучения. Его двусторонний характер.…………………. 4

1.1.Сущность процесса обучения…………………………………………………. 4

1.2.Преподавание и учение как две стороны учебного процесса………………. 7

1.3.Стили общения и их влияние на двусторонний характер процесса обучения……………………………………………………………………………. 8

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием.

В разных видах обучения его воспитательно-образовательно-развивающая составляющая представлена не одинаково, но педагог обязан постоянно конструировать ее. Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.

Целью данной контрольной работы является изучение сущности процесса обучения и его двусторонний характер.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотрение сущности процесса обучения

2. Изучение двустороннего характера процесса обучения.

1. Сущность процесса обучения. Его двусторонний характер.

1.1Сущность процесса обучения

Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.

В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда выступает организатором их познавательной деятельности. В его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и учебного труда [1, с. 203 – 204].

Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, методик, технологий и систем обучения.

Выделяют общую и частную дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения химии, обучения истории).

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение.

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности обучающего (учителя, преподавателя) и учащегося по передаче и усвоению знаний. Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т.д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса. [2, с. 50]

1. передаче информации;

2. организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

3. оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

4. стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

5. оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение — это деятельность ученика по:

1. освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

2. самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;

3. осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

1. овладение системами знаний и оперирование ими;

2. овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;

3. развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

4.овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

1. различения или узнавания предмета (явления, события, факта);

2.запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

1. степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

2. темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

3. уровень образованности или профессионального мастерства;

4. готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.

1.2. Преподавание и учение как две стороны учебного процесса.

Любое явление имеет содержание и форму. Содержательной стороной процесса обучения является познавательная деятельность ученика. Она должна быть организована учителем так, чтобы ученик познавал окружающий мир, закономерности его развития, взаимосвязи и взаимозависимости природы, общества и человека, чтобы обучение ускоряло психическое развитие каждого человека.

Педагоги-новаторы двусторонний характер процесса обучения строят на основе взаимодействия с учениками, по формуле педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили: «Я вас, дети, буду учить так, чтобы вы захотели учиться». Для этого он ежеминутно изучает учащихся, чтобы найти путь взаимодействия с каждым учеником. Его форма процесса обучения основана на любви к детям, он стремится сделать ее красивой.

Большинство же учителей не придают форме обучения никакого значения.

1.3. Стили общения и их влияние на двусторонний характер процесса обучения.

Двусторонний характер процесса обучения определяется общением учителя с учащимися. Общение учителя с учениками должно постоянно корректироваться в зависимости от возникающих непредвиденных ситуаций, только тогда процесс обучения будет носить двусторонний характер. Однако в массовой практике учитель часто не задумывается над своим общением с учениками, не стремится вникать в тонкости происходящего, о чем свидетельствуют своеобразные приемы установления контакта с учениками: «Почему не работаешь?», «А ты не вертись, встань возле парты и постой», «Что сидишь и спишь, когда же начнешь отвечать?», «Опять подсматриваешь, думаешь, я не вижу и не знаю, что ты ничегошеньки не учишь?» [5,с. 576].

Психологи приводят факты общения учителей с учащимися, свидетельствующие о том, что учителя действительно не задумываются над своим общением с детьми.

Все примеры авторитарного стиля общения учителей с учащимися характеризуются следующими признаками:

1) множество требований к ученикам, которые невозможно даже запомнить, а не то, что выполнить;

2) авторитарная оценка знаний и поведения учащихся, часто унижающая достоинство ребенка;

3) бесконечные нотации и на уроке и после уроков.

Этот стиль общения учителей с учащимися не позволяет организовать познавательную деятельность учащихся так, чтобы стимулировать их активность и инициативу. В этом обучение, преподавание и учение не взаимосвязаны между собой.

Учитель-авторитарист чаще всего стремится отобрать у учащихся инициативу, торопится досказывать ответы учащихся или вместо них отвечать.

Учителя, стоящие на позиции педагогики сотрудничества, предоставляют в учебном процессе инициативу детям в широких границах, умело сотрудничают с ними. Учитель руководит учениками, помогая им. Он стремится изобретать такие средства, с помощью которых дети превращают себя из незнающих в знающих, из неумеющих в умеющих. [3, с. 496]

Поэтому учитель должен избавляться от авторитарного стиля общения с учениками и овладевать гуманистическим стилем общения.

В совершенствовании своего стиля общения с учениками учителю необходимо знать определенные закономерности в общении:

Соблюдение этих закономерностей в общении учителя с учащимися обеспечит двусторонний характер обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *