сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения

Сущность, структура и функции процесса обучения.

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения

Раздел: Теория обучения (дидактика)

Сущность – в стимулировании и организации учебно-познавательной д-ти учащихся по овладению ими ЗУНами, развитию способностей и выработки взглядов и убеждений

Сущность процесса обучения – это:

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияцеленаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияорганизация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияовладение научными знаниями умениями, навыками;

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияформирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений

Выявление сущности требует:

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучениярассмотреть связи данного процесса (явления) с другими

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияпроцесса (явлениями) и тем самым выявить его специфику (отличия);

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияопределить функции (роль, значение) данного процесса (явления);

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияпроанализировать структуру процесса (явления) с закономерными связями между составляющими его компонентами;

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучениярассмотреть данный процесс (явление) в динамике, проанализировать его движущие силы и логику.

Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:

Образовательная функция предполагает вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В традиционном подходе к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления ученика. Однако развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы (когнитивной, сенсорной, эмоционально-волевой, моторной и мотивационно-потребностной сфер личности).

a. формирование у учащихся научного мировоззрения, понимания объективных законов природы, общества и мышления;

b. формирование правильных отношений воспитанников к учебному труду, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим людям (в конечном итоге эти отношения выражаются во взглядах, убеждениях, идеалах, в социально приемлемых формах поведения);

c. формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения

Кроме того, выделяют еще три функции

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияфункция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;

Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей. В этих целях организуются спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация обучения, классы и группы углубленного изучения отдельных предметов. Немалую роль в этом деле играет хорошо поставленное соединение обучения с производительным трудом. С учащимися старших классов проводится специальная профориентационная работа в специальных кабинетах профориентации и на предприятиях.

Все функции обучения взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга. В практике обучения их реализация осуществляется через:

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияпостановку образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения;

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияподбор соответствующего содержания учебного материала и видов учебно-познавательной деятельности учащихся;

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучениякомплексное использование методов обучения.

Структура процесса обучения. Процесс обучения состоит из ряда звеньев, каждое из которых характеризуется особым видом познавательной деятельности учащихся.

Структурные компоненты процесса обучения (его этапы, стадии):

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияЦелевой (учитель ставит цели обучения, ученик их осознаёт).

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияПотребностно-мотивационный (учитель формирует у учащихся потребность в получении знаний и мотивы учебной деятельности).

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияСодержательно-планирующий этап (на этом этапе учитель ставит конкретные задачи обучения и определяет вопросы, которые должны быть изучены учениками).

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияОрганизационно-деятельностный этап (учитель организует учебную деятельность учащихся, а учащиеся воспринимают учебный материал, осмысливают его, запоминают, применяют на практике, повторяют).

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияЭмоционально-волевой этап (учитель формирует положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности, ученики проявляют положительное эмоциональное отношение и волевые усилия в учебной деятельности) (минутки эмоциональной разрядки).

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияКонтрольно-регулировочный этап (учитель регулирует и контролирует учебную деятельность учащихся, а ученики осуществляют самоконтроль).

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияОценочно-результативный этап (учитель оценивает результаты учебной деятельности учащихся, а ученики осуществляют самооценку

Законы в обучении

Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И. Загвязинским, Ю. К. Бабанским, М. Н. Скаткиным и др.

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.Он отражает влияние общественного строя, общественных отношений на учебно-воспитательный процесс, помогает найти четкие ориентиры при составлении учебных планов и программ.

Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся.Здесь раскрываются отношения между учащимися и педагогическим коллективом, а также соотношения между способами организации процесса обучения и его результатами.

Закон единства и целостности педагогического процесса.Закон обусловливает применение рациональных методов в обучении, их соотношение, рассматривает процесс обучения как целостный, единый процесс, состоящий из нескольких компонентов (содержательного, мотивационного, эмоционального, поискового и т. п.).

Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.Он раскрывает соотношение теоретических и практических принципов и методов в обучении, выявляет особенности практической деятельности педагога и ее рациональность.

Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.Этот закон рассматривает соотношение между занятиями с классом и индивидуальной формой обучения, устанавливает определенные правила и принципы работы педагога с коллективом и отдельными учащимися.

Источник

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения

Рассмотрим определения процесса обучения.

Процесс обучения является наряду с процессом воспитания частью целостного педагогического процесса.

Процесс обучения— это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования (Ю. К. Бабанский).

Процесс обучения он имеет собственную структуру. Существуют различные подходы в определении структуры ПО.

Первый подход. Предполагает учет социальной обусловленности ПО. (Загвязинский В. И.)

Процесс обучения включает совместную деятельность учителя и учащихся,в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, в первую очередь, основными элементами человеческой культуры: знаниями, умениями и навыками, опытом творческой деятельности, эмоционально – ценностного отношения к миру, компетенциями, опытом творческой деятельности.

Общая структура процесса обучения(Загвязинский В. И.) Рис. 4

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения

Итак, процесс обучения включает деятельность ученика (учение) и деятельность учителя (преподавание), их общение, непосредственное или опосредованное. В ходе общения осуществляется: речевое общение, обмен информации, управление деятельностью учащихся, устанавливается и формируется определенные межличностные отношения.

В ПО выделяют третий элемент — содержание изучаемого(предмет изучения) (Рис. 4). Между тремя элементами обучения существуют и три вида связей,: «педагог—ученик», «ученик—предмет изучения», «педагог—предмет изучения» (или в плане динамики обучения — связи между преподаванием и учением, учением и материалом, преподаванием и материалом) (см. рис 5).

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обученияРис. 5

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения
сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения

Учитель и ученик являются субъектами ПО. Деятельность ученика в дидактике называется учением. Деятельность учителя называется преподаванием.

Учение— это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в усвоении системы знаний, приобретении умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально – ценностного отношения к миру, компетенций и т.д.

Преподавание это целенаправленная деятельность учителя по управлению деятельности учащихся, оказании им помощи в усвоении знаний, формировании умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально – ценностного отношения к миру, компетенций и т.д.

Содержание изучаемого (предмет изучения) включает значимые компоненты человеческой культуры.

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделили четырехкомпонентную структуру культуры. 1) знания о человеке, обществе, природе, технике; 2) установленные и выверенные в опыте способы деятельности (умения и навыки); 3) опыт творческой деятельности; 4) эмоционально-ценностное отношение к миру, в том числе духовные ценности и идеалы, отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, трудовой и профессиональной деятельности.

В последнее время в структуре культуры выделяют компетенции.

Рис.6. Состав культуры (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин)

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения

Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта деятельности и отношений. Социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником созидания личности служит мировая культура, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта. Данная функция требует, чтобы в процессе обучения человек овладел ведущими элементами этого опыта, включился в реальный процесс его воссоздания и приумножения. В современном обществе, в котором разностороннее развитие личности становится объективной необходимостью, ставится задача передать каждому молодому человеку в достаточной для его развития мере все основные элементы человеческой культуры. Обучение, обеспечивающее овладение всеми компонентами культуры, дает подлинное образование, т. е. развивает и воспитывает.

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения

Организация процесса обучения предполагает, о педагог и учащиеся выполняют следующие функции:

Источник

6. Сущность, структура и функции процесса обучения.

— целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,

— организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

— овладение научными знаниями умениями, навыками;

— формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения.

Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:

Кроме того, выделяют еще три функции

6) функция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;

Основные противоречияв процессе обучения:

1) противоречия между постоянно возрастающими потребностями обществами и процесса обучения;

2) между достигнутым уровнем знаний и теми требованиями, которые предъявляются;

3) между фронтальным изложением материала и его индивидуальным усвоением;

4) между пониманием учебного материала учителем и пониманием его учеником;

5) между теоретическими знаниями и умением использования их на практике;

Общие закономерности процесса обучения:

1) закономерность разумного соединения внимания и требования к ребенку;

2) создание условий для получения радости;

3) учет возрастных и индивидуальных особенностей;

4) согласованность единства всех обучающих институтов;

1) состоит в воспитательном характере процесса обучения;

2) процесс обучения зависит от условий его протекания;

3) во взаимосвязи процесса обучения, развития и воспитания показателем обучения явл. устная речь ребенка;

4) происходит взаимосвязь между процессом обучения и реальными возможностями ученика;

5) активность ученика к процессу обучения.

Функции процесса обучения.

Воспитательная функция.Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующий непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении. Поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного предмета, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества.

Развивающая функция.Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей. В этих целях организуются спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация обучения, классы и группы углубленного изучения отдельных предметов. Немалую роль в этом деле играет хорошо поставленное соединение обучения с производительным трудом. С учащимися старших классов проводится специальная профориентационная работа в специальных кабинетах профориентации и на предприятиях.

Структура процесса обучения.

Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Помимо общей и главной цели – передачи детям совокупности знаний, умений и навыков, развития умственных сил учащихся – педагог постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению глубокого усвоения школьниками конкретной суммы знаний, умений и навыков. Психолого-педогогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы учителя, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы. В учебном процессе цель «работает» наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет себе не только педагог, но и дети. Разъяснение целей обучения детям является мощным стимулом их познавательной деятельности.

Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие его участников, является содержаниесоциального опыта усваиваемого детьми. В содержании проявляется важнейшее педагогическое противоречие: между огромными запасами общественно-исторической информации и необходимостью отбора из нее лишь основ в целях обучающего познания. Чтобы стать элементом учебного процесса, научная информация должна быть педагогически переработана, отобрана с точки зрения ее актуальности для жизни в данных общественно-исторических условиях, развития сущностных сил ребенка и с учетом возможностей ее освоения детьми различных возрастов. Содержаниеучебного процесса как система может иметь различнуюструктуру изложения. Элементы структуры – отдельные знания или их элементы, которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являютсялинейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.

При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз.

Концентрическая структурапредполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями.

Характерной особенностью спиральной структурыизложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Смешанная структура– комбинация линейной, концентрической и спиральной структур.

Существенным элементом структуры познавательного процесса являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия учителя и учащихся. Характер процесса обучения во многом зависит от индивидуальности учителя и учащихся. В педагогической практике огромную роль играет не столько потенциальная эффективность самих методов обучения, сколько индивидуальная методическая система учителя, сложившаяся система его взаимодействия с детьми.

Процесс обучения немыслим без такого элемента, как организационные формы. Форма обучения представляет собой ограниченную по времени и организационную в пространстве познавательную совместную деятельность учителей и учащихся. Ведущая форма обучения – урок. Сопутствующие формы многообразны: лабораторно-практические занятия, семинар, лекция, индивидуальное и групповое обучение, кружок. Каждая форма приобретает конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от содержания учебной работы и возраста учащихся. Форма обучения в педагогической практике нередко приходит в противоречие с содержанием. Разнообразный учебный материал, в зависимости от его особенностей, требует гибких, подвижных форм организации познания.

Органичным элементом структуры процесса обучения является самостоятельная внеурочная(домашняя, библиотечная, кружковая)работа учащихсяпо усвоению обязательной и свободно получаемой информации, по самообразованию.

Важное место в структуре процесса обучения занимает такой элемент познания, как практическое применение знаний, умений и навыковв производительном, общественно полезном труде.

Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика. Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов, направленных на выявление качества знаний, умений и навыков учащихся, на получение обратной информации об эффективности его обучающего взаимодействия со школьниками. Диагностика позволяет педагогу вносить коррективы в учебный процесс: изменять формы обучения, вводить новые методы, своевременно подтягивать отстающих и обеспечивать возможности продвигаться вперед успевающим. Среди методов диагностики – индивидуальный и фронтальный устный опрос, многообразные самостоятельные письменные работы, практические задания воспроизводящего и творческого характера.

Источник

Процесс обучения, его структура, функции. Принципы обучения

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения

Процесс обучения это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Это часть целого ПП.

Сущность – в стимулировании и организации учебно-познавательной д-ти учащихся по овладению ими ЗУНами, развитию способностей и выработки взглядов и убеждений.

Движущая сила ПО– противоречия, потребности, мотивы, интересы. Противоречие – между потребностью в усвоении и реальными возможностями удовлетворения этой потребности. Мотивы – те побуждения, которыми руководствуется ученик. Интерес – форма проявления познавательной д-ти, которая обеспечивает направленность личности на достижение цели и усвоение нового материала.

Функции ПО:

Обучающая, развивающая, воспитывающая. Все функции взаимосвязаны, являясь следствием и причиной одна другой.

Задачи ПО:

ü Стимулирование учебно-познавательной активности учащихся

ü Организация их познавательной деятельности по овладению их научными ЗУНами

ü Развитие мышления, творческих способностей и навыков

ü Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры

ü Совершенствование учебных умений и навыков

ü Формирование умения самостоятельно получать знания

В педагогической литературе рассматривается внешняя и внутренняя структура ПО. Внешняя охватывает всю воспитательную систему как целостный процесс, внутренняя отражает структуру реального учебного процесса в виде урока, занятия и др.

Внутренняя структура представляет собой взаимосвязь процессуальных компонентов обучения:

ü Целевой (определение и осознание целей и задач УПД)

ü Потребностно-мотивационный(оформление потребности в знаниях и мотивов УПД учащихся)

ü Содержательный ( определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися)

ü Деятельностно-операционный (овладение учебным материалом под руководством учителя или самостоятельно)

ü Эмоционально-волевой (предание учебной деятельности эмоционально-положительного характера)

ü Контрольно-регулировочный (контроль и самоконтроль хода УПД )

ü Оценочно-результативный (оценка и самооценка УПД, рефлексия)

По своей сущности обучение – это процесс, который развивается закономерно и в котором специфически проявляются законы и закономерности разного порядка и уровня.

Принципы обучения – исходные положения, которые определяют характер обучения. В современной педагогике существует определённая система дидактических принципов, которая включает в себя как традиционные, обоснованные ещё Каменским (принцип наглядности, доступности, сознательности), так и современные, возникшие в новой образовательной ситуации (принцип оптимального сочетания методов и форм обучения, эмоциональности, проблемности идр.). Система принципов обучения постоянно изменяется и дополняется в зависимости от социальных и экономических условий. В настоящий момент выделяют следующие дидактические принципы:

В реальной школьной практике взаимосвязь между принципами очень тесная Традиционно все принципы основываются на принципе придосообразности, который обосновал Я.А.Каменский. сущность этого принципа в том, что обучение и воспитание должно строиться сообразно природе ребёнка, т.е. с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

11. Системы и формы организации обучения

сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Смотреть картинку сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Картинка про сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения. Фото сущность процесса обучения его задачи структура функции процесса обучения

Формаорганизации обучения— внешняя выражение организации обучения, осуществляемого в определённом порядке и режиме.

Выбор ФОО зависит от цели, содержания, методов и ср-в обучения, состава учеников и учителей, а также от материальных условий обучения. ФОО имеют социальную обусловленность, т.е. возникают и совершенствуются в связи с развитием общ-ва и дидактических систем.

по кол-ву учащихся: массовые, коллективные, индивидуальные и др.

по месту учёбы: классные, внеклассные, школьные, внешкольные

попродолжительности занятий: классический урок, спаренное занятие, укороченное.

Совокупность форм образует систему организации обучения. Исторически ложились следующие системы организации обучения:

· индивидуально-групповая поочередное взаимодействие преподавателя с каждым обучаемым в группе; использовалась в школах Средневековья; сохранилась в отечественной сельской малокомплектной школе

· классно-урочная взаимодействие преподавателя с группой обучаемых одного возраста и постоянного состава (класс) в определенные отрезки времени (урок); создана Я.А.Коменским в XVII в.; сохранилась в средней школе на начальной и базовой ступенях, в средних специальных учебных заведениях

· взаимного обучения взаимодействие преподавателя с группой старших, способных обучаемых, которые затем обучали младших; существовала в Англии, Индии в конце ХVIII– начале ХIХ вв. (белл-ланкастерская система)

В средней школе Республики Беларусь преобладает классно-урочная система обучения.

Признаки: постоянный состав примерно одного возраста и уровня подготовки,планирование,учебный процесс – взаимосвязанные части-уроки,постоянное расписание,каждый урок – только одному предмету,руководящая роль учителя,постоянное место – кабинет,постоянная продолжительность,вариативность д-ти учащихся.

преимущества:строгая организационная структура,экономична,благоприятные условия для взаимообучения, воспитания и развития личности,проста в управлении обучением (авторитарный стиль преобладает).

недостатки:ориентация на среднего ученика,работа в навязанном темпе,формальная организация работы.

Урок —это коллективная форма организации обучения с учащимися одного возраста и постоянного состава, с ограниченными временными рамками, по заранее составленному расписанию, с единой для всех программой обучения. Позволяет не только организовать УПД учащихся, но и формирования мировоззрения, воспитания, творческого развития и саморазвития. На уроке реализуются все функции ПО, в нём взаимосвязаны все компоненты По, благоприятные условия для сочетания фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы детей.

Особенности:определённый объём учебного материала,постоянный состав учащихся,руководство учителя,последовательность структурных этапов,чёткое время,обязательность посещения,обязательная реализация все принципов в сочетании.

К уроку предъявляются общие дидактические, развивающие, воспитательные, организационные, санитарно-гигиенические и др. требования

12. Контроль и Оценка в процессе обучения и их функции. Педагогические требования к контролю и оценке.

Контроль и проверка учебной деятельности учащихся является важным этапом педагогического процесса. В условиях реформирования проверка призвана выполнять в первую очередь свою диагностическую функцию: выявлять и искоренять недочёты и ошибки в знаниях учащихся, а не констатировать факты и формально выставлять оценки.

Контроль – выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучаемых, это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки, выявления причин отклонений от заданной цели.

Функции контроля:

ü Контролирующая – установление обратной связи, учёт результатов контроля

ü Обучающая – даётся с профилактико-предупредительной целью, с целью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совершенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения

ü Воспитывающая – приучение учащихся к систематической работе, формирование нравственных качеств, самооценки

ü Развивающая – развитие памяти, внимания, интереса к предмету, творчества

ü Мотивационная – развитие мотива и потребности в учёбе

ü Диагностирующая и прогнозирующая и др.

Оценивание выступает как процесс проверки, а оценка как результат проверки и проявляется в оценочных суждениях.

Оценка – это качественный показатель работы учащихся

Отметка – это условное обозначение, кодовые сигналы, памятные знаки, т.е. количественный показатель.

Применительно к УПД оценить – значит определить степень выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образовательных стандартов и учебных программ. Т.о. оценке подлежат как объём, системность, обобщённость усвоенных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений, универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека в совокупности отражающие и характеризующие достижения ученика в учебной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *