сущность кредитно модульной системы обучения

сущность кредитно модульной системы обучения. Смотреть фото сущность кредитно модульной системы обучения. Смотреть картинку сущность кредитно модульной системы обучения. Картинка про сущность кредитно модульной системы обучения. Фото сущность кредитно модульной системы обучения сущность кредитно модульной системы обучения. Смотреть фото сущность кредитно модульной системы обучения. Смотреть картинку сущность кредитно модульной системы обучения. Картинка про сущность кредитно модульной системы обучения. Фото сущность кредитно модульной системы обучения сущность кредитно модульной системы обучения. Смотреть фото сущность кредитно модульной системы обучения. Смотреть картинку сущность кредитно модульной системы обучения. Картинка про сущность кредитно модульной системы обучения. Фото сущность кредитно модульной системы обучения сущность кредитно модульной системы обучения. Смотреть фото сущность кредитно модульной системы обучения. Смотреть картинку сущность кредитно модульной системы обучения. Картинка про сущность кредитно модульной системы обучения. Фото сущность кредитно модульной системы обучения

Кредитно-модульная система и её функции

Кредитно-модульная система организации учебного процесса — это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных кредитов или зачетных образовательных единиц.

Организация и совершение учебного процесса — это многогранная и сложная система действия и взаимодействия.

Внимание в кредитно-модульной системе сосредоточено на двух её характеристиках:

— на самостоятельной работе студентов;

— на ведении кредитно-модульной системы организации учебного процесса и рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов.

Много кто считает, что система образования Украины была сформирована в условиях информационного дефицита и ограниченных возможностях доступа к информации. Поэтому деятельность педагога в ВУЗах сводилась, прежде всего, к информационным, или лучше сказать информирующим, функциям. Преподаватель играл роль самого важного источника информации.

Так как студент является объектом учебного процесса и одновременно объектом восприятия и усвоения информации, то планирование учебного процесса совершалось таким образом, что основная доля работы ложилась на аудиторное обучение.

Кредитно-модульной системе, как неотъемлемому атрибуту Болонской декларации, предоставляются две основные функции:

1. Содействие мобильности студентов и преподавателей и упрощения переходов из одного университета в другой.

2. Четкое определение объемов проведенной студентом работы с учетом всех видов учебной и научной деятельности. Сумма кредитов определяет, на что способен студент, который учится по той или другой программе.

В Украине кредитно-модульная система начала вводиться в ВУЗы с 2005/2006 годов.

Внедрение кредитно-модульной системы является важным фактором для стимулирования эффективной работы преподавателя и студента.

Понятие модуля и кредита

Модули конструируются как системы учебных элементов, объединенных признаком соответствия определенному объекту профессиональной деятельности. Модульная организация содержания учебной дисциплины менее за все является механическим перенесением разделов программы к учебным модулям, поскольку требует глубокой аналитико-логической работы над смысловым наполнением дисциплины, структуризации ее как системы, а не произвольному конгломерату научной информации.

Вторым условием реализации модульного принципа организации содержания учебной дисциплины является возможность выделить генеральные сквозные идеи профессиональной деятельности, на раскрытие и усвоение которых направлен каждый модуль.

Для студента — будущего специалиста — важно не только осмыслить и усвоить информацию, но и овладеть способами ее практического применения и принятия решений.

При таких условиях уменьшается частица прямого, снаружи нанесенного информирования и расширяется применение интерактивных форм и методов работы студентов под руководством преподавателя (тьютора) и полноценной самостоятельной работы в лабораториях, читальных залах, на объектах будущей профессиональной деятельности, что особенно важно для системы дистанционной образования.

Создание системы кредитов должно облегчить сравнение законченных курсов и способствовать максимальному расширению мобильности студентов.

Кредит (credit) — условная единица измерения учебной нагрузки студента при изучении какой-то составной учебной программы или отдельной дисциплины (курса), выполненной студентом во время образования. Кредит — минимальная единица, которая точно документируется, часто означает обучение на протяжении недели (сумму аудиторной и самостоятельной работы студента).

сущность кредитно модульной системы обучения. Смотреть фото сущность кредитно модульной системы обучения. Смотреть картинку сущность кредитно модульной системы обучения. Картинка про сущность кредитно модульной системы обучения. Фото сущность кредитно модульной системы обучения

Впервые кредиты были введены в университетах США на рубеже XVIII и ХIХ вв. в рамках начавшегося в этот период процесса либерализации университетского образования. Установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ позволило предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебный процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создало условия для совершенствования образовательных технологий.

Наиболее приемлемой из существовавших в Европе на момент подписания Болонской декларации систем кредитов была признана система ECTS (European Credit Transfer System – Европейская система взаимозачёта кредитов) [3].

В процессе педагогического эксперимента, который проводили ведущие высшие учебные заведения, в Украине был установлен объем кредита ECTS — 36 академических часов и была установлена годовая учебная нагрузка студента — 60 кредитов ECTS. Это исходит из того, что учебный год в среднем продолжается примерно 40 недель.

Бакалавр в течение своего обучения должен набрать не менее 180 кредитов (три года в соответствии с нормой в 60 кредитов) или не менее 240 кредитов (4 года); магистр суммарно должен заработать не менее 300 кредитов. Отсюда вытекает зависимость срока обучения на магистра от продолжительности обучения на бакалавра.

Порядок оценивания знаний студентов в рамках кредитно-модульной системы

По канонам Болонского процесса считается нормой начислять студентам кредиты за стажировки и практики, за подготовку к экзаменам. Действительно, это реальная учебная работа, имеющая определённую трудоёмкость; важно как можно более объективно определить её величину. Без сомнения, кредиты должны начисляться за написание рефератов и курсовых работ, которые предполагают изучение студентами значительного количества источников, соответственно, и академическая трудоёмкость этих видов работ весьма высока.

Модульно-рейтинговая система оценки знаний предусматривает 100 бальную шкалу, то есть 100 баллов — это максимальное количество баллов, которые студент может получить за академические успехи в процессе изучения содержательного модуля. Оценка знаний студента за содержательный модуль учитывает оценки, полученные за все виды проведенных занятий, за текущее и итоговое тестирование (например, за выполнение практических, лабораторных занятий, и т.д.) с учетом весовых коэффициентов.

Суммарное оценивание усвоения учебного материала дисциплины определяется без проведения семестрового экзамена как интегрированная оценка усвоения всех содержательных модулей с учетом весовых коэффициентов.

Оценка знаний студентов по дисциплинам, по которым по учебному плану предусмотрен экзамен, осуществляется на основе результатов текущего модульного контроля и итогового модульного контроля (экзамена).

Текущий модульный контроль состоит из содержательных модулей и осуществляется преподавателем, который проводит практические, лабораторные занятия или семинары. Текущий (модульный) контроль включает в себя:

— элементы теоретических знаний и практических действий в ходе усвоения учебного материала;

— контрольные срезы (тесты, устный опрос, письменная контрольная работа).

В начале семестра преподаватель обязан довести до сведения студентов виды заданий, перечень вопросов, охватывающих содержание программы дисциплины, а также критерии оценки знаний текущего и итогового модульного контроля.

В случае невыполнения основных заданий текущего модульного контроля по объективным причинам студент имеет право по разрешению декана пересдать их. Время и порядок сдачи определяет преподаватель.

По решению преподавателя студентам, которые выполняли творческие задания, брали участие в научно-исследовательской деятельности, в работе конференций, в научных семинарах, могут присуждаться дополнительные баллы по результатам итогового модульного контроля (экзамена).

В итоговый модульный контроль входят:

— научная работа студента по дисциплинам;

— выполнение индивидуального творческого задания;

Общая итоговая оценка по дисциплине включает:

— баллы, полученные по результатам текущего модульного контроля;

— баллы, полученные за выполнение заданий (индивидуальное творческое задание, научно-исследовательская деятельность, участие в работе конференций, научных семинарах, подготовка научных публикаций), которые выносятся на итоговый модульный контроль (экзамен);

Студент, который набрал на протяжении семестра необходимое количество баллов, имеет возможность:

— не сдавать экзамен или зачет и получить набранное количество баллов как итоговую оценку;

— сдавать экзамен с целью повышения своего рейтинга по дисциплине.

По учебным дисциплинам, где итог оценивания уровня знаний студентов, осуществляется по результатам текущего модульного контроля (т.е. зачет), задания текущего модульного контроля оцениваются в диапазоне от 0 до 100 баллов.

Итоговый балл по результатам текущего модульного контроля является основой для выставления зачета по этому предмету.

Академические успехи студента определяются при помощи системы оценивания знаний, которая используется в ВУЗе, но с обязательным приведением оценок к национальной шкале и шкале ECTS.

Модульно-рейтинговая система оценивания представлена в таблице

Модульно-рейтинговая система оценивания

Оценка по шкале ECTSОценка по бальной шкалеОценка по национальной шкале
A90-1005 (отлично)
B80-894 (хорошо)
C70-794 (хорошо)
D60-693 (удовлетворительно)
E50-593 (удовлетворительно)
FX30-492 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи дисциплины
F0-292 (неудовлетворительно) с обязательным повторным изучением дисциплины

Основные критерии оценивания:

«Отлично» — выставляется студентам, которые показали разносторонние системные знания программного материала, умение безупречно выполнять задания определенные программой обучения, продемонстрировали творческие способности.

«Хорошо» — заслуживают студенты, которые показали полные знания программного материала, успешно выполнили задания, предусмотренные учебной программой, усвоили содержание основной литературы.

«Удовлетворительно» — выставляется студентам, которые показали знания основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшего обучения и будущей работы по выбранной профессии, выполнили задания, предусмотренные учебной программой, ознакомились с литературой.

«Неудовлетворительно» — получают студенты, которые показали пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, сделали принципиальные ошибки в ходе выполнения заданий [4].

Ключевые элементы и задачи зачётных единиц совместимых с ECTS

С точки зрения функциональных аспектов система зачетных единиц является основой:

— индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельного составления личных семестровых расписаний учебных занятий;

— стимулирующей балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов;

— формирования и постоянного развития учебных планов, программ и стандартов содержания образования;

— предоставляемых преподавателям академических свобод, в том числе, права свободного выбора методики обучения;

— экономических расчетов размера платы за обучение и заработной платы преподавателей;

— формирования бюджетов доходов и расходов структурных образовательных подразделений университета.

Ключевыми элементами системы зачетных единиц являются индивидуально-ориентированная организация учебного процесса и стимулирующая балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности в сочетании с прогрессивными принципами педагогического менеджмента.

В качестве основных принципов педагогического менеджмента можно выделить:

— четко поставленные идеалы и цели образования;

— педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса;

— оперативный, надежный (объективный), полный, точный и постоянный учет;

— объективное отношение к студентам;

— взаимная дисциплинированность преподавателей и студентов;

— оценка (в баллах и/или с использованием моральных средств, стимулирующих мотивацию к учению) качественного и своевременного выполнения заданий;

— взаимная дисциплинированность преподавателей и студентов;

Введение системы зачетных единиц обусловлено потребностями модернизации украинского высшего профессионального образования, развитием телекоммуникационных технологий, а также расширяющимся участием в международных интеграционных процессах.

Можно выдвинуть следующие задачи по введению зачетных единиц, совместимых с ECTS, в образовательный процесс высших учебных заведений:

— формирование общего подхода к решению вопросов академической мобильности и признания результатов предшествующего обучения, совместимые с системой ECTS, и обеспечивающих единство образовательного пространства в высшем образовании проведение эксперимента по организации образовательного процесса в ВУЗах на основе зачетных единиц, ориентированных на индивидуализацию образовательного маршрута;

— разработка и апробация в ходе экспериментов необходимых нормативных и методических документов;

— обеспечение введения в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования зачетных единиц;

— обоснование новых подходов к формированию учебной нагрузки преподавателей при организации учебного процесса на основе зачетных единиц;

— выявление особенностей формирования накопительной системы зачетных единиц при проектировании образовательных программ высшего профессионального образования на базе среднего профессионального образования.

Достоинства и недостатки кредитно-модульной системы

Источник

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемwww.nfygu.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Кредитно-модульная система организации учебного процесса.» — Транскрипт:

1 Кредитно-модульная система организации учебного процесса

2 Кредитно-модульная система Кредитно-модульная система (КМС) организации учебного процесса реализует основные принципы ступенчатой системы образования в соответствии с Болонской декларацией. КМС КМС разработана в соответствии с нормами Европейской кредитно-трансфертной системы (ECTS), которая обеспечивает единую межгосударственную процедуру оценивания знаний и сравнения результатов обучения. Эта система может использоваться внутри учебного заведения, между учебными заведениями одного государства, а так же между вузами-партнерами из разных стран.

3 В большинстве вузов Европы учебный процесс организован на основе модульных технологий обучения. При этом весь учебный материал образовательно-профессиональной программы и отдельных дисциплин разбивается на отдельные содержательные модули, структурно-логической схемой связанные структурно-логической схемой подготовки бакалавра (специалиста, магистра).

4 Кредитно-модульная система организации учебного процесса призвана обеспечить положительное решение следующих задач: деление материала дисциплины на модули с проверкой усвоения каждого модуля; использование более широкой шкалы оценки знаний; повышение объективности знаний; стимулирование систематической самостоятельной работы студентов на протяжении семестра; внедрение здоровой конкуренции в обучении.

5 Кредитно-модульная система (КМС) организации учебного процесса строится на основе модульных технологий обучения с использованием системы зачетных кредитов. Модульный контроль – это поэтапный контроль в течение семестра усвоения студентом логически завершенных частей учебного материала (модулей). Содержательный модуль – это логически завершенный объем учебного материала, который должен усвоить студент, или законченная часть образовательно- профессиональной программы (учебной деятельности), которую студент должен выполнить. Обычно модули представляют собой разделы (темы) учебной дисциплины и включают в себя взаимосвязанные части теоретического и практического учебного материала. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

6 Зачетный модуль – это завершенная задокументированная часть учебной дисциплины (практики, курсового проектирования и т.п.), которая подлежит обязательному оцениванию. Зачетный модуль формируется как совокупность тесно связанных между собой содержательных модулей. Объем учебной нагрузки зачетного модуля измеряется в зачетных кредитах. Зачетный кредит – это единица измерения объема учебной нагрузки, необходимой для усвоения содержания зачетного модуля или блока модулей. В системе ECTS студент должен освоить 30 зачетных кредитов в семестр и 60 кредитов за один учебный год. Объем одного зачетного кредита принимается 36 часов общей учебной нагрузки. Объем зачетного модуля – обозначается в зачетных кредитах и должен быть кратным четвертой части кредита, то есть 9 часов (36 часов/4).

7 ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Студент лично формирует свой учебный план (на базе типового), имеет большую свободy выбора дисциплин В организации обучения участвуют тьюторы Трудозатраты студента и преподавателя измеряются в кредитах Факультет имеет широкие полномочия в организации учебного процесса Полная обеспеченность учебного процесса методическими материалами Обязательное использование БРС и минимизация сессий

8 Период внедрения КМС Контрольная проверка наличия учебной и нормативной документации, готовности сотрудников, информационного обеспечения (учебный блок). Заполнение образовательного портала преподавателями. Контроль состояния обр. портала и принятие административных мер по устранению недостатков (учебный блок). Введение службы академических консультантов (тьюторов) в учебных подразделениях. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КМС

9 Составление типовых вариантов рабочих и индивидуальных учебных планов на учебный год (семестр) Проведение записи студентов на кредиты, составление индивидуальных учебных планов Принятие решения об открытии дисциплин на основании анализа учебных планов. Передача информации студентам об открытии дисциплин в данном учебном году (семестре). Корректировка индивидуальных планов студентов, выбравших не открываемые дисциплины.

10 Расчет по уточненным рабочим планам числа преподавательских кредитов, нагрузки кафедр, числа средних ставок ППС, фондов заработной платы кафедр. Согласование данных о нагрузке, числа средних ставок и размеров фонда заработной платы ППС между административными подразделениями и ответственными представителями кафедр. Издание приказов о распределении фонда заработной платы ППС (на основе трудозатрат) на учебный год (семестр).

11 По уточненным рабочим планам составление расписания занятий. Начало занятий и ознакомление студентов со схемой организации учебного процесса в рамках КМС в учебных подразделениях. Постоянное отслеживание качества учебной работы студентов со стороны тьюторов, принятие с их стороны необходимых мер. Периодический контроль качества работы КМС в учебных подразделениях со стороны администрации вуза; принятие с их стороны необходимых мер.

12 Рабочая учебная программа дисциплины в условиях внедрения КМС требует дополнения. К действующей программе прилагается «Структура учебной дисциплины по КМС», а на титульном листе рабочей учебной программы дополнительно указывается объем дисциплины в кредитах ECTS. При этом необходимо учесть, что содержание ранее утвержденной программы учебной дисциплины сохраняется и должно соответствовать требованиям ОПП по направлению (специальности). Разделение содержания учебной дисциплины на зачетные модули производится с учетом комплексной цели изучения дисциплины и анализа взаимосвязанных частей ее содержания. Зачетные модули в свою очередь могут подразделяться на темы (содержательные модули). Методическое обеспечение КМС

14 Модульный контроль проводится в течение семестра и представляет собой поэтапный контроль усвоения студентом логически завершенных задокументированных частей программного материала дисциплины (зачетных модулей) с проставлением оценок ECTS. Модульный контроль по дисциплине включает: – текущий контроль усвоения учебного материала на аудиторных занятиях (лекциях, лабораторных и практических занятиях, семинарах и т.п.); – выполнение обязательных заданий для самостоятельной работы (расчетно-графических заданий, рефератов т.п.), предусмотренных учебным планом и рабочей программой дисциплины; – выполнение модульных контрольных заданий (МКЗ). Выполнение модульных контрольных заданий (МКЗ) проводится в письменном виде и является обязательной компонентой модульного контроля по дисциплинам, для которых итоговой формой семестрового контроля является экзамен. Структура МКЗ и критерии оценивания результатов его выполнения разрабатываются ведущим преподавателем по дисциплине. Продолжительность выполнения МКЗ не должна превышать одного академического часа. Сроки выполнения МКЗ определяются рабочей программой дисциплины и графиком учебного процесса. К выполнению МКЗ студент допускается всегда, независимо от посещаемости и выполнения других видов учебной работы. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

15 В соответствии с информационным письмом МОиН 1 кредит 36 часам Это трудоёмкость дисциплины, читаемой 2 часа в неделю в течение семестра. 2 часа * 18 недель = 36 1 кредит

16 Безопасность жизнедеятельности – 100 часов 100 / 36 3 кредита 3 к. – это трудоёмкость дисциплины в течение семестра

17 Время на проведение экзамена и подготовку к нему не входит в отведённое на изучение дисциплины время, однако студенты на сессии готовятся 3 дня и ещё 1 день уходит на экзамен Рассчитаем трудоёмкость экзамена: 4 дня * 8 рабочих часов = 32 1 кредит Трудоёмкость зачёта полностью входит в трудоёмкость самой дисциплины Итоговый контроль

18 100 часов + экзамен 4 кредита 100 часов + зачёт 3 кредита Общая трудоёмкость дисциплины

20 Балльно-рейтинговая система (БРС) является базовой системой оценивания успеваемости студентов БРС предполагает организацию в каждом семестре текущего контроля по всем изучаемым дисциплинам. Текущий контроль состоит из оценки результатов работы студентов по всем видам занятий для каждой дисциплины Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости

21 Студенты групп, подпадающих под действие БРС, должны быть ознакомлены с сущностью и порядком реализации контроля по всем видам учебной деятельности в течение первой учебной недели семестра. После начала семестра изменения в БРС недопустимы.

22 Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости Шкалы ЭкзаменНеуд.Уд.Хор.Отл. ЗачётНе зачтеноЗачтено Набранная сумма баллов (max – 100) менее Оценка ECTS Безусловно неудовлетво- рительно Условно неудовлетво- рительно Посредственно Удовлетво- рительно Хорошо Отлично Превосходно F (2)FX (2+)E (3)D (3+)C (4)B (5)A (5+)

24 European Credit Transfer and Accumulation System Европейская система перевода и накопления кредитов Одна из ведущих общеевропейских систем учёта учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса (стандарт de facto) Возникла как необходимый инструмент при организации студенческих обменов

25 Баллы набираются за конкретные блоки дисциплины. Каждый блок заканчивается контролем. Вводится п онятие: контрольная точка (КТ) Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости Блок 1Блок 2 Блок 3Блок 4 … КТ-1КТ-2КТ-3КТ-4

26 Контрольная точка определяется параметрами: время, место, тема, max балл, критерии оценки Блок 1Блок 2Блок 3Блок 4… Лаб. работы СРС Теория КТ-1 КТ-2 КТ-3 КТ-4

28 Оценка за дисциплину выставляется не по результатам итогового контроля, а за сумму баллов набранных в семестре и в ходе итогового контроля 32 из 4045 из =77; в зачётке: Хор. (77)

29 Рейтинг студента рассчитывается исходя из трудоёмкости дисциплины и успешности обучения что позволяет увидеть реальные трудозатраты студента в семестре. 4/30 – доля дисциплины в семестровой нагрузке 77 – степень освоения (4/30)*77 = рейтинг по дисциплине. 32 из 4045 из 60

30 КТ-1 КТ-2 КТ- … КТ-n Экзамен Традиционная схема контроля Балльно- рейтинговая схема контроля

Источник

Кредитно-модульная система

Сущность системы зачетных единиц с точки зрения функциональных аспектов. Основные принципы педагогического менеджмента. Синхронная организация учебного процесса. Анализ отечественного опыта применения модульно-рейтинговой оценки качества образования.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления09.02.2013
Размер файла17,6 K

сущность кредитно модульной системы обучения. Смотреть фото сущность кредитно модульной системы обучения. Смотреть картинку сущность кредитно модульной системы обучения. Картинка про сущность кредитно модульной системы обучения. Фото сущность кредитно модульной системы обучения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Под системой кредитов (в российской литературе принято называть кредиты зачетными единицами) понимается системное определение всех основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы (кредита) в качестве меры трудоемкости учебной работы, выражающей совокупность всех составляющих, связанных с организацией учебного процесса.

С точки зрения функциональных аспектов система зачетных единиц является основой:

· индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельного составления личных семестровых расписаний учебных занятий;

· стимулирующей балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов;

· формирования и постоянного развития учебных планов, программ и стандартов содержания образования;

· предоставляемых преподавателям академических свобод, в том числе, права свободного выбора методики обучения;

· экономических расчетов размера платы за обучение и заработной платы преподавателей;

· формирования бюджетов доходов и расходов структурных образовательных подразделений университета.

Ключевыми элементами системы зачетных единиц являются индивидуально-ориентированная организация учебного процесса и стимулирующая балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности в сочетании с прогрессивными принципами педагогического менеджмента.

В качестве основных принципов педагогического менеджмента можно выделить:

четко поставленные идеалы и цели образования;

· педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса;

· оперативный, надежный (объективный), полный, точный и постоянный учет;

· объективное отношение к студентам;

· взаимная дисциплинированность преподавателей и студентов;

· оценка (в баллах и/или с использованием моральных средств, стимулирующих мотивацию к учению) качественного и своевременного выполнения заданий;

· взаимная дисциплинированность преподавателей и студентов;

· наличие у преподавателей и студентов четко отработанных стандартных инструкций и строгое их соблюдение, что способствует повышению качества обучения студентов, объективности взаимного контроля преподавателей и студентов, предсказуемости получаемых студентом оценок.

С учетом зарубежной и сложившейся отечественной терминологии все типы организации учебного процесса предлагается разделить на два класса: синхронные и асинхронные по признаку наличия или отсутствия общего для учащихся и преподавателей расписания учебных занятий.

Асинхронная организация учебного процесса обеспечивает учащемуся возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время, не устанавливаемое заранее расписанием занятий. Асинхронная организация учебного процесса наиболее характерна для дистанционного и заочного обучения, когда учащийся работает с образовательной средой, предварительно созданной в той или иной форме преподавателями. Это могут быть интерактивные компьютерные учебные курсы, тренажеры, задания в тестовой форме для самостоятельной работы, контрольные тесты, телевизионные курсы лекций, записанные на электронные носители, учебные курсы в виде традиционных учебников и учебных пособий, предназначенных для самостоятельного изучения и т.д. К асинхронным образовательным средам могут быть также отнесены доступные учащимся для занятий вне учебного расписания лаборатории, тренажеры, лаборатории тестирования и контроля, компьютерные классы, библиотеки и т.п. (не исключается возможность предварительной записи для получения доступа к элементам асинхронной образовательной среды). Асинхронная организация учебного процесса, как правило, не является самодостаточной и на практике применяется в сочетании с синхронной организацией обучения.

Синхронная организация учебного процесса предполагает наличие предварительно составленного расписания учебных занятий, общего для преподавателей и учащихся. При поступлении в учебное заведение учащиеся могут объединяться или не объединяться в учебные группы (классы) и потоки. В зависимости от этого синхронную организацию учебного процесса предлагается подразделять на подтипы: поточно-групповую, групповую, индивидуально-ориентированную.

Впервые кредиты были введены в университетах США на рубеже XVIII и ХIХ вв. в рамках начавшегося в этот период процесса либерализации университетского образования. Установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ позволило предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебный процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создало условия для совершенствования образовательных технологий.

В российских условиях наиболее удобно определять удельный вес каждой дисциплины в общей нагрузке по количеству аудиторных часов и пропорционально распределить 30 кредитов, зарабатываемых за семестр, между дисциплинами, изучаемыми в данном семестре. Министерство образования РФ в правительстве прошлого состава рекомендовало пересчитывать учебную нагрузку в кредиты путём математического деления общей (аудиторной и самостоятельной) учебной нагрузки в семестре на коэффициент 36 (36 часов общей нагрузки).

По канонам Болонского процесса считается нормой начислять студентам кредиты за стажировки и практики, за подготовку к экзаменам. Действительно, это реальная учебная работа, имеющая определённую трудоёмкость; важно как можно более объективно определить её величину. Без сомнения, кредиты должны начисляться за написание рефератов и курсовых работ, которые предполагают изучение студентами значительного количества источников, соответственно, и академическая трудоёмкость этих видов работ весьма высока. образование модульный рейтинговый оценка

Кредиты начисляются студенту только по результатам успешной сдачи им определённой учебным планом формы итогового контроля по данной дисциплине (экзамен, зачёт, тест или итоговая контрольная работа и т.п.) При этом величина оценки не влияет на количество кредитов, единственное, что она должна быть положительной (балл не ниже «Е» в европейской системе оценок).

Как уже говорилось, бакалавр в течение своего обучения должен набрать не менее 180 кредитов (три года в соответствии с нормой в 60 кредитов) или не менее 240 кредитов (4 года); магистр суммарно должен заработать не менее 300 кредитов. Отсюда вытекает зависимость срока обучения на магистра от продолжительности обучения на бакалавра.

В Российской Федерации вузами накоплен значительный опыт применения модульно-рейтинговой оценки качества образования (более 20 лет). В последние годы активно накапливается опыт использования зачетных единиц (кредитов) в образовательном процессе в результате получения вузами международной аккредитации по отдельным программам, в рамках двухсторонних договоров с зарубежными вузами. Введение системы зачетных единиц обусловлено потребностями модернизации российского высшего профессионального образования, развитием телекоммуникационных технологий, а также расширяющимся участием в международных интеграционных процессах. Министерством образования и науки Российской Федерации были выдвинуты следующие задачи по введению зачетных единиц, совместимых с ECTS, в образовательный процесс высших учебных заведений:

o Формирование общего подхода к решению вопросов академической мобильности и признания результатов предшествующего обучения, совместимые с системой ECTS, и обеспечивающих единство образовательного пространства в российском высшем образовании проведение эксперимента по организации образовательного процесса в вузах на основе зачетных единиц, ориентированных на индивидуализацию образовательного маршрута;

o разработка и апробация в ходе экспериментов необходимых нормативных и методических документов;

o обеспечение введения в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования зачетных единиц;

o обоснование новых подходов к формированию учебной нагрузки преподавателей при организации учебного процесса на основе зачетных единиц;

o выявление особенностей формирования накопительной системы зачетных единиц при проектировании образовательных программ высшего профессионального образования на базе среднего профессионального образования.

Важнейшей задачей в контексте реализации принципов Болонского процесса является внедрение модульной системы обучения. Модульная система построения учебного процесса в университете не тождественна форме учебного плана: она является скорее формой организации содержания и практик в обучении, а также способом формирования необходимых выпускнику профессиональных и социальных компетенций.

«Плюсы» модульной системы Одним из главных плюсов модульной системы, на наш взгляд, является то, что компоновка учебных дисциплин в осмысленный учащимся образовательный путь создаёт альтернативу традиционной системе, при которой принцип организации дисциплин в «циклы» и блоки был не проблемно-тематическим, а во многом чисто формальным и достаточно абстрактным, и, главное, непрозрачным для студента и даже преподавателя как реальных субъектов учебного процесса. Модуль позволяет студенту «видеть», по каким законам дисциплины сочетаются друг с другом, и выбирать состав своего обучения свободно и осознанно. Всё это создаёт условия для формирования гибкой индивидуализированной системы обучения.

Как показывает практика, наибольшие трудности вызывает определение основания для формирования модулей. Здесь может быть несколько вариантов: сборка модулей по содержательно-тематическому или по организационно-структурному принципу. Возможно также совмещение этих двух принципов. Приведём несколько примеров определения понятия «модуль».

o Модуль может быть понят как отдельный фрагмент учебного курса, тематический блок, объединяющий несколько учебных тем, освоенных в лекциях и на семинарских занятиях. Однако такой подход не учитывает положения модуля по отношению к другим дисциплинам образовательной программы. В России модуль нередко осмысляют именно как часть курса, например, как логически завершенную часть предмета, приуроченную к календарным срокам.

Иной существенной особенностью модульной системы является её ориентация на студенческую практику, в том числе исследовательскую. Модуль позволяет обучающемуся быстро и эффективно переходить из одного направления в другое, от одного уровня к другому, сочетая концептуальные знания и практические навыки. Поэтому имеет смысл сразу связать модульную организацию учебного процесса с индивидуальной исследовательской программой магистранта (темой его магистерской диссертации).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Болонский процесс: суть, цели, краткая история и регламентация. Кредитно-иодульная система и ее функции. Порядок оценивания знаний студентов в рамках кредитно-модульной системы, его достоинства и недостатки. Ключевые элементы зачетных единиц ECTS.

реферат [38,5 K], добавлен 12.10.2010

Основные положения кредитно-модульной системы организации учебного процесса, ее преимущества и недостатки. Модульно-рейтинговая система оценивания. Возможность решения проблемы, связанной с выставлением накопленной оценки за экзамен, в данном учреждении.

реферат [22,0 K], добавлен 09.07.2015

Контроль знаний обучающихся как основной элемент оценки качества образования. Характеристика рейтинговой системы оценки знаний учащихся. Разновидности оценочных шкал, принципы построения рейтинговой системы оценки знаний при изучении органической химии.

реферат [21,9 K], добавлен 13.11.2011

Характеристики кредитно-модульной системы. Зачетная единица как мера трудоемкости учебной работы. Определение зачетное единицы и ее часовых эквивалентов. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как элемент системы зачетных единиц.

дипломная работа [391,5 K], добавлен 05.12.2013

Основные составляющие понятия компетенции, ее виды и функции. Образовательные стандарты, регламентирующие процесс педагогического образования. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в подготовке педагога профессионального обучения.

курсовая работа [35,4 K], добавлен 22.01.2015

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *