сущность и структура процесса обучения физической культуры

6.3. структура процесса обучения и особенности его этапов

6.3. структура процесса обучения и особенности его этапов

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и преподавание.

Учение – это деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками.

Преподавание – это педагогическая деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью занимающихся.

В процессе обучения двигательным действиям ставится задача научить управлять своими действиями. Это значит – регулировать прилагаемые усилия, быстроту выполнения, форму, амплитуду, направление движения.

Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального разучивания. Цель – сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.

2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.

3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.

Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.

Освоение действия может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.

Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.

Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать коррегирующие (в частности, контрастные) задания.

Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от: 1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся;

3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.

2. Этап углубленного разучивания. Цель – сформировать полноценное двигательное умение. Основные задачи.

1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники.

2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.

Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволяет более углубленно познать технику изучаемых действий.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.

1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.

2. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели возможно большее сходство с основной частью изучаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко подвешенного предмета.

3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.

Эффективность использования различных упражнений (подготовительные, подводящие, имитационные) достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.

2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.

3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимнастический, игровой и др.) должно определяться целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.

Источник

Педагогический процесс в сфере физической культуры и его структура

Понятие «педагогический процесс». Сущность педагогического процесса. Целостный педагогический процесс. Учебно-воспитательная ситуация как основной элемент педагогического процесса. Особенности педагогических ситуаций. Структура учебно-воспитательной ситуации: цель, принципы, содержание, методы, формы, средства

Сущностью педагогического процесса является целенаправленное превращение социального и предметно-культурного опыта в опыт личностный, сопровождающийся индивидуальной самореализацией ученика. В педагогическом процессе происходит движение от индивида, от биологической сущности человека, к его социальной сущности, т. е. формирование личности.

Современная российская педагогическая теория рассматривает обучение, воспитание и развитие в единстве. В определённом смысле педагогический процесс можно считать процессом непрерывного слияния обучения и воспитания, но при этом каждый из этих двух разделов педагогической деятельности сохраняет относительную автономию. Дидактика в соответствии со своей спецификой выделяет в учебно-воспитательном процессе то, что относится к обучению, не теряя из виду и другого, воспитательного аспекта. Что касается теории воспитания, то она стремится на основе дидактического анализа обучения разрабатывать средства реализации его воспитательной функции.

Хорошо подготовленный и правильно организованный процесс обучения выступает в качестве не только средства усвоения определённых знаний, умений и навыков, но и как условие полного развития, формирования необходимых качеств личности учащегося. Именно поэтому он может обеспечивать решение важных воспитательных задач. Оперативные знания, приобретённые учащимися в ходе учебного процесса, образуют основу для формирования их мировоззрения, являются важным средством выработки определённых критериев оценки различных природных, общественных, технических и культурных явлений и событий. Эти знания помогают учащимся выработать подходы для правильной оценки поступковкак других людей, так и своих собственных, таким образом, они влияют на процесс формирования общественно значимых позиций и убеждений [4].

Именно поэтому мы не делим процесс обучения на «части», в рамках которых у учащихся отдельно формируются и развиваются определённые качества, с одной стороны, и передаются знания, умения и навыки – с другой. Мы говорим о едином и неделимом педагогическом процессе.

Таким образом, педагогический процесс – это весь процесс всестороннего развития личности, включающий:

ü процесс обучения, как приобретение системы знаний, формирование действий на уровне умений и навыков, а также определённой суммы мировоззренческих и нравственно-этических идей;

ü процесс воспитания как целенаправленное формирование социокультурного опыта (нормы, правила, ценности, идеалы), которые определяют направленность поведения и деятельности человека (мотивационно-ценностной сферы личности человека);

ü процесс развития как закономерные количественные и качественные изменения в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленные влиянием внешних и внутренних факторов.

В последние годы практически во всех учебных пособиях по педагогике используется понятие «целостный педагогический процесс». Повсеместное и широкое и не всегда критичное использование данного понятия приводит к неадекватному пониманию сущности педагогического процесса.

Под целостностью данного процесса большинство авторов учебных пособий понимают единство процессов обучения, воспитания и развития, в соподчинение этих процессов, наличии общего при сохранении специфики этих процессов. Однако Сластенин В. с соавторамиуточняют, что целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности [4].

То есть, целостность изначально не присуща педагогическому процессу. Целостность — синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития.

С точки зрения системного подхода педагогический процесс проявляется как система, то есть множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное единство. В ней воедино слиты процессы развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Целостности педагогический процесс в сфере физической культуры достигает тогда, когда ему становятся присущи такие свойства системы, как синергичность, неаддитивность со знаком «+» [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что целостный педагогический процесс:

ü это некий идеал педагогического процесса, к которому должен стремиться спортивный педагог;

ü он может иметь место в конкретном образовательном учреждении при условии однонаправленности действий участников педагогического процесса, социокультурной среды, в том числе положительно ориентированной субкультуры вида спорта, специфических условий физкультурно-спортивной деятельности.

Специфические условия физкультурно-спортивной деятельности
Цель педагогического процесса
Содержание
Методы
Формы
Средства
Взаимодействие
Педагог
Обучающиеся
Социокультурная среда
Природная среда
Принципы

Рассматривая педагогический процесс важно, вычленить его основную единицу, развивающуюся во времени, по которой можно судить о течении рассматриваемого процесса. В.А. Сластенин и А.И. Мищенко при исследовании педагогического процесса такой единицей называют учебно-воспитательную ситуацию [5].

Педагогический процесс (как совокупность учебно-воспитательных ситуаций) — включает в себя компоненты взаимодействия субъектов: цель, принципы, содержание, методы, формы, средства. Важно учитывать, что процесс взаимодействия происходит в каких-либо условиях. Это специфические условия деятельности (в нашем случае – физкультурно-спортивная), социокультурная и природная среды

Практические задания

1. В чем заключается сущность педагогического процесса?

2. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)

Процесс развитияПриобретение системы знаний, формирование действий на уровне умений и навыков, а также определённой суммы мировоззренческих и нравственно-этических идей;
Процесс обученияЗакономерные количественные и качественные изменения в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленные влиянием внешних и внутренних факторов.
Процесс воспитанияЦеленаправленное формирование социокультурного опыта (нормы, правила, ценности, идеалы), которые определяет направленность поведения и деятельности человека (мотивационно-ценностной сферы личности человека).

3. Что такое целостность с точки зрения системного подхода?

4. Доказать или опровергнуть взаимосвязь процессов обучения.

5. Что является единицей педагогического процесса?

6. Восстановить текст в рисунке

Литература

3.Педагогика физической культуры и спорта: учебник/ под ред. С.Д. Неверковича. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 336 с.

1.3 Цель, задачи и содержание педагогического процесса в сфере

Физической культуры

Ведущие парадигмы образования. Цели педагогического процесса в сфере физической культуры. Образовательные задачи, задачи физического развития, воспитательные задачи. Понятие содержания образования. Содержание предмета «Физическая культура». ФГОС по предмету «Физическая культура». Содержание педагогического (учебно-тренировочного) процесса в спортивных школах. Стандарт спортивной подготовки.

Ведущие парадигмы образования

Каждая историческая эпоха вырабатывает собственную образовательную парадигму, которая является «порождающей моделью», идеальной структурой организации воспитательного и обучающего процесса. Основными вопросами при определении специфических черт той или иной образовательной парадигмы являются: чему, как и с какими целями обучают и воспитывают человека в данное время.

Понятие «парадигма» означает наиболее общие принципы понимания и интерпретации объекта исследования, принятые в определенном научном сообществе.

В современной педагогике выделяют три ведущих парадигмы образования: традиционалистско-консервативная, рационалистическая, феноменологическая.

• Традиционалистско-консервативная (когнитивная, знаниевая) парадигма. Слово «консервативный» употребляется здесь в позитивном смысле (сохранение, стабилизация культуры с помощью образования).

Целью обучения выступают знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ. Обучающийся рассматривается как объект (а не личность), который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся только к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Задача всестороннего развития личности и развития ее активности в обучении не ставится.

• Рационалистическая (функционалистическая, технократическая) парадигма, которая соответствует деятельному подходу в культуре и используется для адаптации человека к культуре. Здесь уже в центре внимания не знания, а умения, способы действия. Ориентирующую роль в ней выполняет социальный заказ общества на образование. Она исходит из того, что образование по своей сути является социокультурной технологией, поэтому оно должно готовить нужные обществу кадры.

Рационалистическая парадигма предполагает определенную компетенцию личности, связанную с умением приобретать знания, творчески их использовать и создавать новое знание.

• Феноменологическая (гуманистическая, личностно ориентированная) парадигма, относящаяся к человеку как к главному феномену культуры, как к субъекту образования.

В отечественной педагогической науке и образовательной практике происходит смена образовательной парадигмы. По мнению отечественных исследователей в современных условиях существующая «знаниевая» парадигма образования полностью себя изжила.

Уже в рамках когнитивной парадигмы появились новые подходы к обучению: решение творческих задач, активизация самостоятельной деятельности учащихся, проблемное обучение, профильные классы и др. Они явились предпосылкой утверждения личностно ориентированной парадигмы образования в конце 1980-х годов. Большую роль в становлении личностно ориентированной парадигмы образования сыграли педагоги-новаторы (В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и др.). В своей практической педагогической деятельности они стремились к интеграции различных дидактических концепций: проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения, развивающего обучения и другие. Разработанные ими практико-ориентированные системы имели хорошее инструментальное обеспечение и отличались определенностью и целостностью, они способствовали развитию активности и самостоятельности в обучении. Системообразующим фактором их методов выступала уникальная и неповторимая личность учащегося.

Личностный подход в педагогике основывается на философско-психологических теориях личности и состоит в признании активной природы человека. Это значит, что в педагогическом процессе учащийся является не пассивным объектом воздействия, а субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности.

Личностный подход вне зависимости от дискуссии относительно структуры личности означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Если говорить о личностном подходе как методологии, то это образование, которое ставит своей целью развитие внутренних структур обучающегося на основе реализации его потенциальных возможностей и базируется на принципах признания самоценности личности, обеспечения ее субъективности и успешности в различных видах деятельности.

Личностный подход в образовании, провозглашенный ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики, не имеет в сегодняшнем педагогическом сознании однозначного понимания. На основе личностного подхода создаются различные модели личностно-ориентированного образования:

— технология личностно-ориентированного образования (И.С. Якиманская);

— педагогика сотрудничества (С.И. Соловейчик, В.Ф. Шаталов);

— технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко);

— гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);

— технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов);

— формирование универсальных личностных способностей ребенка (В.В. Сериков);

Аналогично существуют различные модели системно-деятельностного подхода. Например, теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) и другие.

Деятельностный подход исходит из положения, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направ­ленной на «открытие нового знания». Механизмом обучения становится не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

При реализации требований ФГОС следует иметь в виду, что деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий или методических приемов, а методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями.

Цели и задачи педагогического процесса в сфере физической культуры

В учебнике «Теория и методика физической культуры» под редакций Ю.Ф. Курамшина, высказывается идея рассмотрения сферы физической культуры как социально-педагогической системы.

Стратегическая цель функционирования физической культуры как социально-педагогической системы направлена на формирование физической культуры человека в качестве неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности, характеризующегося деятельностным самоопределением к творческому освоению физкультурных ценностей. Конкретизация данной цели происходит по трем направлениям с соответствующими им задачам.

ü формирование и доведение до необходимой степени совершенства разнообразных двигательных действий;

ü овладение целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных действий, физического совершенствования и развития способностей к конструированию индивидуальных систем занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья и т.п.

Задачи физического развития:

ü оптимальное развитие физических качеств (способностей) – кондиционных (силовых, скоростных, выносливости, гибкости) и координационных;

ü совершенствование телосложения и гармоничное физическое развитие;

ü укрепление и сохранение здоровья, закаливание, восстановление работоспособности после болезней, травм;

ü многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.

ü формирование мировоззрения, убеждений, установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности, определенной сферой физической культуры;

ü формирование волевых, эстетических и других личностных качеств, отражающих социально-психологические особенности личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность [6].

На рисунке 3 изображена схема, иллюстрирующая конкретизацию общих задач по направлениям использования средств физической культуры.

Цель функционирования физической культуры в обществе – формирование физической культуры человека
задачи
Образовательные
Физического развития
Воспитательные
Конкретизация задач по направлениям
спорт
профессионально-прикладное
образовательное
Оздоровитель-но-досуговое
реабилитационное

культуры (по Ю.Ф. Курамшину)

Под содержанием образования понимают ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Содержание в первую очередь связано с целью педагогического процесса

В. В. Краевский и А. В. Хуторской считают, что содержание образования выступает как педагогически адаптивный социальный опыт, точнее человеческая культура, взятая в аспекте социального опыта, во всей его структурной полноте. В этом случае содержание оказывается изоморфным, т. е. аналогичным по структуре, социальному опыту, и включает в себя все элементы, присущие человеку, приобщённому ко всему богатству современной культуры [1].

Такое содержание включает, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления известных способов деятельности: опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.

Содержание предмета «Физическая культура». ФГОС по предмету «Физическая культура».

Основные факторы, определяющие содержание образования предмета «Физическая культура»:

– социальный заказ государства системам образования и физического воспитания;

– состояние физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения;

– потребности личности в физическом самосовершенствовании, саморазвитии;

– идеал формируемой личности;

– потребности экономики и обороны страны;

– возможности государства для реализации формируемого содержания образования и др.

В Российской Федерации в соответствии с законом «Об образовании» 1992 года введены государственные образовательные стандарты.

Государственный образовательный стандарт – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах.

Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности.

В настоящее время в системе общего образования действует два государственных стандарта:

ü Государственный образовательный стандарт (ГОС) первого поколения (действует с 2004 года);

ü Федеральныйгосударственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения (действует с 2010 года).

Государственный образовательный стандарт (ГОС) первого

Необходимость в разработке ГОС «первого поколения», принятого в 2004 г., возникла в условиях сложившейся в начале 90-х годов прошлого века ситуации многообразия образовательных систем и была вызвана потребностью в решении актуальных в то время задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования. Реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени – сохранение единого базового ядра образования в российских школах (федерального компонента государственного стандарта общего образования) за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

Целью введения ГОС «первого поколения» было создание реальных условий для получения каждым обучающимся полноценного общего образования, определенного Конституцией РФ. Стандарт утверждал современные приоритеты в целях, содержанииобразования на данной ступени развития и воспитания ребенка, определял характер условий, которые должно создать каждое образовательное учреждение для реализации непрерывности образования с учетом изменившихся социальных условий и требований общества.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) по предмету «Физическая культура» предусматривает два компонента: 1) федеральный (базовый) и 2) региональный (вариативный). Первый отражает ту часть области образования «Физическая культура», которая ориентирована на удовлетворение конкретно-исторических потребностей общества (государства) в сфере физического совершенствования учащихся учреждений общего образования в целом.

Базовая и вариативные части ГОСпо физической культуре соотносятся друг с другом: 70–80 и 20–30 % (начальная школа), 60–70 и 30–40 % (основная школа), 50–60 и 40–50 % (полная средняя школа).

Федеральный компонент ГОС по физической культуре составляет основу для достижения исторически обусловленного уровня двигательной подготовленности подрастающего поколения, адекватного потребностям социального заказа государства, национальным системам образования и физического воспитания, который в совокупности с духовно-нравственными качествами представляет идеал, формируемый в процессе образования личности.

Федеральный компонент ГОС по физической культуре дифференцируется на такие разделы, как:

Вариативный компонент ГОС направлен на удовлетворение индивидуально-дифференцированных потребностей субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей учащихся, общественности). Вариативная часть выражает особенности культурно-исторического развития, климатогеографического и социально-экономического своеобразия мест функционирования учреждений общего образования. Вариативная часть ГОС содержит в себе элемент этнического наследия субъектов Федерации в сфере физической культуры и спорта, может соответствовать направленности физкультурных и спортивных интересов школьников, этническим традициям конкретных населенных пунктов, способностям и уровню профессионально-педагогической подготовленности учителя, сезонным колебаниям осадков, температуры, особенностям рельефа местности и другим факторам.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [8].

Стандарт включает в себя требования:

ü к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

ü к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

ü к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД).

Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общегообразования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах – с 2013/14 учебного года.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по предмету «Физическая культура» определяет цель школьного образования по физической культуре- формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

ü укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

ü формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

ü освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

ü обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

ü воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела:

ü «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности);

ü «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности);

ü «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.

Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности»

Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура».

Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе. Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.

Результаты освоения предмета «Физическая культура»
Предметные
Личностные
Метапредметные
Знания и способы двигательной деятельности, умение творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой
Положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью. Умение использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Уровень сформированности универсальных способностей учащихся, продолжающихся в активном применении знаний и умений в познавательной и практической деятельности (умение учиться).
Области культуры, в которых проявляются результаты
Познава-тельная
Нравст-венная
Трудовая
Эстетическая
Коммуни-кативная
Физкуль-турная

Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результата

сущность и структура процесса обучения физической культуры. Смотреть фото сущность и структура процесса обучения физической культуры. Смотреть картинку сущность и структура процесса обучения физической культуры. Картинка про сущность и структура процесса обучения физической культуры. Фото сущность и структура процесса обучения физической культуры

сущность и структура процесса обучения физической культуры. Смотреть фото сущность и структура процесса обучения физической культуры. Смотреть картинку сущность и структура процесса обучения физической культуры. Картинка про сущность и структура процесса обучения физической культуры. Фото сущность и структура процесса обучения физической культуры

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

сущность и структура процесса обучения физической культуры. Смотреть фото сущность и структура процесса обучения физической культуры. Смотреть картинку сущность и структура процесса обучения физической культуры. Картинка про сущность и структура процесса обучения физической культуры. Фото сущность и структура процесса обучения физической культуры

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

сущность и структура процесса обучения физической культуры. Смотреть фото сущность и структура процесса обучения физической культуры. Смотреть картинку сущность и структура процесса обучения физической культуры. Картинка про сущность и структура процесса обучения физической культуры. Фото сущность и структура процесса обучения физической культуры

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *