сущность и особенности процесса обучения

1. Понятие и сущность процесса обучения

2. Движущие силы процесса обучения.

3. Структура и логика процесса обучения.

1. Понятие и сущность процесса обучения.

В отечественной педагогической науке наиболее признанным является следующее определение понятия «обучение» (на основе теории И.Я. Лернера, М.Н.Скаткина, В.В.Краевского и др.).

В.Оконь рассматривает обучение как «совокупность действий (внешних и внутренних), позволяющих людям узнавать природу, общество и культуру, принимать участие в их формиро­вании и одновременно обеспечивающих многостороннее разви­тие навыков, способностей и талантов, интересов и симпатий, убеждений и жизненных установок, а также приобретение про­фессиональной квалификации».

И.Ф.Харламов объясняет обучение как целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно–познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственных взглядов.

По мнению В.А.Сластенина, «обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом».

3. Движущие силы процесса обучения.

Движущей силой любого процесса являются противоречия.

Главное противоречие процесса развития личности – это противоречие между возможностями и потребностями человека.

Основной движущей силой процесса обучения принято считать противоречие между задачами, выдвигаемыми данным процессом перед учащимся и наличным уровнем его развития, социального опыта, недостаточными для самостоятельного решения этих задач (по Данилову М.А.). Предполагается, что осознание данного противоречия побуждает учащегося к учебной деятельности, в процессе которой и происходит и развитие учащегося, продвижение вперед, овладение новым социальным опытом (знаниями, умениями, опытом творческой деятельности и ценностного отношения к миру).

Противоречия процесса обучения (по В. Загвязинскому):

1. между общим развитием учащегося и его специфическими интересами (противоречие, вытекающее их главного противоречия процесса развития личности или противоречие целей);

2. преподаванием и учением (противоречие, вытекающее из сущности процесса обучения);

3. между большим объемом информации и рамками программы (противоречие содержания обучения);

4. между конкретным материалом и абстрактными фактами (противоречие методов обучения);

5. между фронтальной формой работы и самостоятельной деятельностью учащегося (противоречие организационных форм).

Источник

11. Процесс обучения: сущность, особенности, структура и функции.

Обучение — специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обучения

По своей структуре обучение есть единство деятельности обучающего (учителя) и учащегося (см. схему 8). Учитель и ученик являются субъектами учебного процесса.

— целенаправленный характер (цель: образовательная, воспитательная, развивающая)

— ведущая роль учителя

— диалектично противоречивый процесс (противоречия, характеризующие уровень подготовленности ученика к выполнению обязательных учебных заданий «надо – могу / не могу – хочу / не хочу»; это противоречие между требованиями учебной программы и возможностями (желаниями, мотивами и т.п.) ученика. )

Целевой – включает цели и задачи обучения.

·- Потребностно-мотивационный – характеризует учебно-познаватель-ные потребности и мотивы обучения.

Содержательный – определяет всю совокупность формируемых у субъектов процесса обучения знаний, умений, навыков, отношений, ценностных ориентаций.

Деятельностно-процессуальный – характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач процесса обучения и освоение его содержания.

Эмоционально-волевой – характеризует процесс обучения с точки зрения интеллектуальных эмоций и чувств, а также его волевой направленности.

Контрольно-регулировочный – включает регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся и контроль за ее ходом.

Оценочно-результативный – проверка и оценка успеваемости, качества знаний учащихся, а также достигнутые результаты и степень эффективности процесса обучения.

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обучения

12. 3Акономерности и принципы процесса обучения.

3акономерности (от чего зависит):

— уровня развития пед.науки

— социально-экономических условий развития государства

— происходит в процессе отношений и основывается на вербальной деятельности

— результаты зависят от материальных, социально-психологических, гигиеничных условий учреждения образования

— содержание, формы, методы зависят от возрастных и индивидуальных особенностей школьников

Внутренние закономерности (между компонентами):

— результаты обучения зависят от его протяженности (сколько, как долго учил)

— …. от применяемых учителем методов, средств, пед.мастерства

— результаты пропорциональны умению ученика учиться

— результаты зависят от систематического выполнения дом. заданий

— …от уровня познавательной активности школьников, устойчивости их внимания, особенностей памяти

— развитие ученика зависит от уровня развития тех, с кем он вступает в отношения

— эффективность зависит от качества отношений ученика и учителя

— результат зависит от уровня организации пед.процесса

— ….от работоспособности ученика и учителя (а они зависят от состояния здоровья, возраста, погоды, дня недели, времени суток)

Принципы (требования)- наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации, осуществлению и управлению процессом обучения:

Отбирать содержание образования, соответствующее уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией; включать в содержание учебного материала фундаментальные вопросы основ наук; знакомить школьников с методами и приемами научно-исследователь-ской работы, формировать у них исследовательские умения

Принцип связи обучения с жизнью и практической деятельностью учащихся

Формировать отношения воспитанников к окружающей действительности (к природной и социальной среде, деятельности людей, культурным ценностям); формировать жизненную позицию человека, для чего в процессе обучения теоретический материал сочетать с разными видами практических занятий; опираться на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень

Формировать гражданское самосознания, патриотизм, национальные ценности, ориентировать содержание образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости

Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся

Стремиться к сознательности и активности учащихся в процессе обучения, для чего формировать активное отношение школьников к учению; способствовать осмысленному и сознательному усвоению учащимися учебного материала

Применять в процессе обучения разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся

Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении

Согласовывать взаимодействие семьи и всех учреждений системы образования, педагогов, работающих с данной учебной группой и отдельной личностью; обеспечивать преемственность учебных программ на всех ступенях образования; использовать уже имеющиеся у школьников знания в процессе изучения нового материла; строить обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более сложного материала; обеспечивать систематические знания, умения и навыки по учебному предмету

Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности

Обеспечивать подготовку учащихся к восприятию учебного материала, изучать этот материал на предельно высоком уровне их возможностей, создавать условия для развивающего обучения

Принцип продуктивности процесса обучения и прочности его результатов

Так организовывать процесс обучения, чтобы он обеспечивал достижение целей образования

Принцип обучения в группе (коллективе)

Оптимально сочетать индивидуальные, групповые, коллективные формы процесса обучения, использовать воспитательные возможности детского коллектива в процессе обучения

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Сущность, структура и функции процесса обучения.

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обучения сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обучения сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обучения сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обучения

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обучения

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обучения

Раздел: Теория обучения (дидактика)

Сущность – в стимулировании и организации учебно-познавательной д-ти учащихся по овладению ими ЗУНами, развитию способностей и выработки взглядов и убеждений

Сущность процесса обучения – это:

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияцеленаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияорганизация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияовладение научными знаниями умениями, навыками;

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияформирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений

Выявление сущности требует:

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обучениярассмотреть связи данного процесса (явления) с другими

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияпроцесса (явлениями) и тем самым выявить его специфику (отличия);

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияопределить функции (роль, значение) данного процесса (явления);

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияпроанализировать структуру процесса (явления) с закономерными связями между составляющими его компонентами;

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обучениярассмотреть данный процесс (явление) в динамике, проанализировать его движущие силы и логику.

Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:

Образовательная функция предполагает вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В традиционном подходе к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления ученика. Однако развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы (когнитивной, сенсорной, эмоционально-волевой, моторной и мотивационно-потребностной сфер личности).

a. формирование у учащихся научного мировоззрения, понимания объективных законов природы, общества и мышления;

b. формирование правильных отношений воспитанников к учебному труду, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим людям (в конечном итоге эти отношения выражаются во взглядах, убеждениях, идеалах, в социально приемлемых формах поведения);

c. формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обучения

Кроме того, выделяют еще три функции

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияфункция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;

Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей. В этих целях организуются спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация обучения, классы и группы углубленного изучения отдельных предметов. Немалую роль в этом деле играет хорошо поставленное соединение обучения с производительным трудом. С учащимися старших классов проводится специальная профориентационная работа в специальных кабинетах профориентации и на предприятиях.

Все функции обучения взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга. В практике обучения их реализация осуществляется через:

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияпостановку образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения;

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияподбор соответствующего содержания учебного материала и видов учебно-познавательной деятельности учащихся;

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обучениякомплексное использование методов обучения.

Структура процесса обучения. Процесс обучения состоит из ряда звеньев, каждое из которых характеризуется особым видом познавательной деятельности учащихся.

Структурные компоненты процесса обучения (его этапы, стадии):

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияЦелевой (учитель ставит цели обучения, ученик их осознаёт).

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияПотребностно-мотивационный (учитель формирует у учащихся потребность в получении знаний и мотивы учебной деятельности).

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияСодержательно-планирующий этап (на этом этапе учитель ставит конкретные задачи обучения и определяет вопросы, которые должны быть изучены учениками).

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияОрганизационно-деятельностный этап (учитель организует учебную деятельность учащихся, а учащиеся воспринимают учебный материал, осмысливают его, запоминают, применяют на практике, повторяют).

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияЭмоционально-волевой этап (учитель формирует положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности, ученики проявляют положительное эмоциональное отношение и волевые усилия в учебной деятельности) (минутки эмоциональной разрядки).

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияКонтрольно-регулировочный этап (учитель регулирует и контролирует учебную деятельность учащихся, а ученики осуществляют самоконтроль).

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обученияОценочно-результативный этап (учитель оценивает результаты учебной деятельности учащихся, а ученики осуществляют самооценку

Законы в обучении

Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И. Загвязинским, Ю. К. Бабанским, М. Н. Скаткиным и др.

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.Он отражает влияние общественного строя, общественных отношений на учебно-воспитательный процесс, помогает найти четкие ориентиры при составлении учебных планов и программ.

Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся.Здесь раскрываются отношения между учащимися и педагогическим коллективом, а также соотношения между способами организации процесса обучения и его результатами.

Закон единства и целостности педагогического процесса.Закон обусловливает применение рациональных методов в обучении, их соотношение, рассматривает процесс обучения как целостный, единый процесс, состоящий из нескольких компонентов (содержательного, мотивационного, эмоционального, поискового и т. п.).

Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.Он раскрывает соотношение теоретических и практических принципов и методов в обучении, выявляет особенности практической деятельности педагога и ее рациональность.

Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.Этот закон рассматривает соотношение между занятиями с классом и индивидуальной формой обучения, устанавливает определенные правила и принципы работы педагога с коллективом и отдельными учащимися.

Источник

Теория обучения: конспект лекций

сущность и особенности процесса обучения. Смотреть фото сущность и особенности процесса обучения. Смотреть картинку сущность и особенности процесса обучения. Картинка про сущность и особенности процесса обучения. Фото сущность и особенности процесса обучения

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Теория обучения». Книга позволит быстро и качественно усвоить основные положения по данному предмету, а также успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется студентам педагогических вузов и колледжей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория обучения: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 1. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия

1. Сущность процесса обучения, его цели

Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой.

Термин «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работе чешского ученого, педагога Яна Каменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика — это «искусство обучения всех всему».

Наряду с термином «дидактика», в педагогической науке используют термин теория обучения.

Дидактика является частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения, и использование их для успешного достижения задач образования.

Личность в процессе обучения должна овладеть той стороной общественного опыта, которая включает знания, практические умения и навыки, а также способы творческой деятельности. Общепринято называть законом в дидактике внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая определяет их необходимое проявление и развитие. Но процесс обучения отличается одной характеристикой от других явлений общественной жизни, и соответственно законы обучения, зафиксированные дидактикой, отражают эту особенность.

Практически все последствия общественной жизни являются результатом индивидуальной деятельности, которая направлена на цели и объекты. С другой стороны, деятельность обучения преследует достаточно узкие, ограниченные социальные цели, которые соотносятся непосредственно с законами обучения. Заметим, что совсем не обязательно, что законы обучения и цели его субъектов совпадают.

Цели обучения, хотя и будучи ограниченными, достигаются в процессе получения эмпирических знаний. Появился интерес к законам, который усилился по мере усложнения целей обучения и условий его осуществления.

Рассматриваемое отличие законов обучения как социальной деятельности от других видов общественной жизни и их законов предполагает еще одну трудность определения законов в дидактике. Законы общественной жизни не обеспечивают достижение каждой индивидуальной цели. Обучение же предполагает цели относительно каждого обучаемого. Заметим, что обучение каждого индивида — следствие множества факторов взаимодействия. Каждый из этих факторов является обязательным условием обучения, поэтому реализация этого множества крайне затруднительна. Следовательно, и достигнуть цели обучения по отношению ко всем обучающимся трудно.

Дидактика и психология обучения. Психология и дидактика тесно связаны между собой. Общность психологии и дидактики состоит в том, что они имеют единый объект — процесс обучения и воспитания; их различие определяется разными аспектами изучения этого объекта. Психология исследует психологические закономерности становления психики человека в процессе ее формирования, или психологические механизмы усвоения системы свойств, способностей, индивидуального опыта человека.

Дидактика изучает условия (организационные формы, методы, средства обучения), которые необходимо создать для эффективного протекания процессов усвоения в соответствии с их психологическими закономерностями. Поэтому осмысленное построение системы организационных форм, методов, средств обучения должно опираться на задание психологических механизмов усвоения человеком системы знаний, умений, способностей. То есть дидактика должна строиться на основе данных педагогической психологии.

Знание психологических механизмов усвоения и педагогических условий, в которых они реализуются, составляют необходимую основу для разработки методик обучения, выступающих как главное средство педагогической деятельности. Невозможно осмысленно пользоваться и разрабатывать методики обучения, не зная психологических закономерностей и педагогических принципов, на которых они основываются.

Существует непрерывная цепочка связей: «педагогическая психология» — «дидактика» — «методика» — «практика». Эти связи отражают преемственные стадии проектирования учебного процесса. Конечной целью учебного процесса является формирование личности. Образование — процесс и результат усвоения знаний, умений, навыков. Выделяют начальное, среднее, высшее образование, общее и специальное образование.

Простая педагогическая ситуация состоит в организации воспроизводства заданной педагогом деятельности. Такая ситуация описывается как система кооперативной деятельности: процесс учения и организация этого процесса педагогом. Педагог в этой ситуации должен составить представление о деятельности и транслировать его ученику.

Ученик должен принять эту деятельность, войти в нее и выполнить. Функции педагога, таким образом, состоят в сознании представления о деятельности у ученика и в вовлечении ученика в деятельность. Наконец, педагог осуществляет контроль исполнения и результата деятельности. Контроль, следовательно, является определенной функцией учебно-педагогической деятельности.

Если результат контроля отрицательный, то процесс повторяется.

Если проблемная ситуация заключается в непонимании учеником задаваемого представления о деятельности, то в ходе рефлексии эта деятельность делится на части, согласно этапам вхождения и осуществления деятельности. Затем эти рефлексивные знания превращаются в нормативные, и снова педагог демонстрирует вхождение в деятельность, организует вовлечение ученика, контроль осуществления деятельности и т. д. Такова логика дидактики. Педагогическая деятельность является особой организационно-управленческой деятельностью, организующей учебную деятельность ученика и управляющей ею.

Объектом науки является реальный процесс обучения. Дидактика дает знания об основных закономерностях обучения, характеризует его принципы, методы и содержание.

Теория обучения как наука включает в себя несколько категорий.

Сущность процесса обучения. Рассматривает обучение как часть общего воспитательного процесса.

Методы обучения. Изучаются приемы, которыми пользуется учитель в своей профессиональной деятельности.

Принципы обучения. Это основные взгляды на учебную деятельность.

Содержание школьного образования. Выявляет взаимосвязи различных видов обучения в общеобразовательной школе.

Организация обучения. Занимается вопросами организации учебной работы, обнаруживает новые формы организации обучения. Ключевой формой организации обучения на сегодняшний день является урок.

Деятельность учителя. Поведение и работа педагога в ходе реализации образовательного процесса.

Деятельность учащихся. Поведение и работа ученика в ходе реализации образовательного процесса.

Являясь педагогической дисциплиной, дидактика оперирует теми же понятиями, что и педагогика: «образование», «воспитание», «педагогическая деятельность» и др.

Под образованием понимают целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности. Образование реализуется под влиянием обучения.

Под обучением понимается целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого, главным образом, осуществляется образование и вносится существенный вклад в воспитание и развитие личности.

Обучение не в полной мере может решить задачи воспитания личности и ее развития, поэтому в школе одновременно осуществляется внеучебный воспитательный процесс. Под влиянием обучения и воспитания реализуется процесс целостного всестороннего развития личности.

Обучение представляет собой единство процессов преподавания и учения. Преподаванием называют процесс деятельности преподавателя в ходе обучения, а учением — процесс деятельности ученика. Учение происходит также и во время самообразования. Из выявленных дидактикой закономерностей вытекают некоторые основополагающие требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальное функционирование обучения. Их называют принципами обучения.

Обучение выполняет одну из основных задач развития личности — передать молодому поколению знания из опыта человечества, сформировать необходимые в жизни умения и навыки, взгляды и убеждения.

Начальное обучение содержит в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития младших школьников. Раскрыть и реализовать эти возможности — важнейшая задача дидактики начального обучения.

Обучение ставит перед индивидуальным развитием ученика задачу — овладеть современным для данной эпохи уровнем знаний. Индивидуальное развитие в процессе обучения всегда отстает от общественно-исторического. Общественно-историческое познание всегда идет впереди индивидуального.

Обучение — особый вид человеческих отношений, в процессе которых осуществляется образование, воспитание и передача субъекту обучения опыта человеческой деятельности. Вне обучения общественно-историческое развитие отрывается от индивидуального и теряет один из источников своего самодвижения.

Процесс обучения сопряжен с развитием и формированием у обучаемого знаний, умений и навыков по каким-либо дисциплинам. Учение, как правило, вызвано мотивацией.

Мотивация — это процесс, побуждающий двигаться к поставленной цели; фактор, определяющий поведение и побуждающий к деятельности. Известно, что существует два уровня мотивации: внешняя и внутренняя. Многие педагоги склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо принуждать учиться, поощрять или наказывать, привлекать родителей к контролю над детьми.

Однако существует мнение, что систематический длительный контроль над действиями ребенка заметно понижает желание учеников трудиться и даже может совершенно разрушить его.

Важно развивать внутренние мотивы ученика. Уровень внутренних потребностей у каждого человека различен и изменяется параллельно психологическим потребностям (потребность в выживании, в безопасности, в принадлежности, в самоуважении, творческие потребности и потребность в самоактуализации).

В ходе эволюции с усложнением человеческих отношений усовершенствовалась и система обучения: появились особые заведения, в которых осуществлялось обучение. Обучение стало целенаправленным процессом.

Попробуем сравнить первоклассника, который не умеет ни читать, ни писать, и выпускника школы. Что превратило ребенка, не знающего основ грамоты, в высокоразвитую личность, способную к творческой деятельности и осмыслению действительности? Этой силой явилось обучение.

Но знания не могут быть просто так переданы от одного человека другому. Подобная задача может быть осуществима лишь при активном участии обучаемого, при его встречной активности. Не зря французский физик Паскаль говорил, что «ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Из этого можно сделать вывод о том, что обучение — это двусторонний процесс деятельности, как учителя, так и ученика, в результате которого у обучаемого формируются знания и навыки при наличии у него мотивации.

2. Противоречия процесса обучения

Задача преподавателя, обладающего некоторым багажом знаний, — передать эту информацию ученику. Но не только этим ограничивается его деятельность. Учитель должен стимулировать работу ученика, развивать его внутреннюю мотивацию к овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, эстетических взглядов. Поскольку обучение является живым и постоянно развивающимся процессом, для него свойственно наличие различных противоречий. Эти противоречия способствуют совершенствованию обучения, его приспособлению к изменяющимся требованиям общества. Вот ряд основных противоречий в образовательном процессе.

1. Противоречие между объемом знаний, накопленных цивилизацией, и объемом знаний, перенимаемых учеником. Это противоречие содействует улучшению содержания образования. Дело в том, что объем опыта, накопленного человечеством, настолько велик, что ни один из людей никогда не сможет усвоить его в полной мере. Поэтому необходимо выбирать именно ту информацию, которая бы соответствовала потребностям индивида и общества. Вместе с информацией ученик должен овладеть основными методами познания (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование и др.) для того, чтобы в дальнейшем уметь «добывать» знания самостоятельно.

2. Противоречие между практическими задачами, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями. Как правило, начиная обучение, учащийся не имеет даже элементарных понятий о дисциплине. На этом этапе учителю необходимо заинтересовать ученика. В современном обществе есть множество различных источников информации (телевидение, печать, Интернет и т. д.), что значительно облегчает труд учителя и делает информацию более доступной.

3. Противоречие между учебными задачами и уровнем развития ученика. На разных этапах обучения уровень сложности учебных заданий повышается. Здесь важна адекватная оценка учеником своих способностей. Если задание намного превышает уровень развития ученика, то оно, скорее всего, окажется не выполненным или выполненным не в полной мере. Такое положение может полностью лишить учащегося мотивации к обучению. С другой стороны, если задание окажется слишком простым, то оно не будет способствовать его развитию, ведь для достижения цели он не приложил достаточно усилий.

4. Противоречие между наукой и школьным предметом. Учитель, как правило, обладает большим объемом знаний, чем предлагает ученикам в ходе обучения, поскольку реализация школьного образования не всегда требует от учащегося глубоких аналитических знаний по предмету. Более того, преподаватель не всегда может преподнести, а ученик по ряду причин усвоить в полной мере весь объем информации.

Кроме вышеназванных, в процессе обучения могут возникать и другие противоречия. Каждое из них способствует развитию дидактики, ставит перед учителем ряд педагогических задач, помогает наиболее полно реализовать образовательную деятельность.

Современное обучение включает в себя множество аспектов: научный, трудовой, эстетический, спортивный, здоровьесберегающий. Каждый из вышеперечисленных видов обучения имеет свои особенности и свои методы. Наука дидактика решает вопросы, связанные с ними.

3. Движущие силы процесса обучения

Процесс обучения — совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, в ходе чего осуществляются развитие познавательных сил, овладение элементами культуры умственного и физического труда. Обучение в современной школе направлено на подготовку молодых поколений к активному участию в жизни общества. Изменение самого процесса обучения оказывает влияние на учащихся в сторону повышения активности учеников в познании окружающей действительности. Все это усиливает стремление школьников к непрерывному расширению этих знаний в единстве с развитием способности самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания. Эта способность превращается в черту личности учащегося, что послужит в дальнейшем основой к его самообразованию.

Нередко полагают, что движение учебного процесса всецело определяет учитель, его объяснения, указания, вопросы. Этот взгляд возник при наблюдении за уроками, где учитель непрерывно объясняет, указывает, направляет, а ученикам остается лишь подражательно-исполнительская работа. Вскрытие же действительных движущих сил процесса обучения — сложная задача, что обусловлено множеством разнообразных факторов, участвующих в таком многогранном, подвижном и противоречивом процессе. Не все то, чему учат, усваивают ученики, и далеко не всегда учитель в состоянии вызвать у них желание учиться. Замечено, что чем больше учитель «учит» своих учеников и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить и действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения. И наоборот, процесс обучения, в котором в тесной связи с объяснениями учителя осуществляется живая, активная познавательная деятельность учащихся, оказывается эффективным в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся. Таким образом, организованное обучение не стоит на месте, а непрерывно развивается, приобретая внутренние силы своего движения.

Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся — их умственного развития.

Искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их к более усложняющимся задачам и к их выполнению. Определение степени и характера трудностей в учебном процессе находится в руках учителя, который и вызывает движущую силу учения — развивает умение и нравственно-волевые силы школьников.

Также движущей силой является противоречие, если оно является содержательным, т. е. имеющим смысл. Условие становления противоречия в качестве движущей силы обучения — соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Если противоречие между выдвигаемой задачей и наличными познавательными возможностями учащихся таково, что даже при напряжении усилий учащиеся класса в подавляющем большинстве не в состоянии выполнить задачу и даже не могут ее выполнить в ближайшей перспективе, — такое противоречие не становится движущей силой учения и развития, оно тормозит умственную деятельность учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *