сурдегская икона божией матери фото
Икона Пресвятой Богородицы “Сурдегская”
Сурдегская икона Богоматери находится в Сурдегском Свято-Духовом монастыре (Литва, Аникщяйский район, местечко Сурдеги). С иконой Богоматери в монастыре связано много преданий, и сегодня она почитается как чудотворная далеко за пределами Литвы. Явление образа датируется 15 августа 1530 года. Тогда местным жителям был явлен образ Богоматери на ключе недалеко от храма.
Неоднократно за историю существования монастыря совершались попытки похитить святыню. Наиболее настойчивыми оказались бернардины, которым удалось даже привезти икону в католический храм. Как только образ оказался в стенах Трашкунского католического храма, с иконы исчезло изображение Богоматери, а все похитители потеряли способность говорить. Испуганные бернардинцы сразу же вернули образ в Свято-Духов монастырь.
По преданию, один из католиков, возвращавший икону, в негодовании оскорбил словами образ, и им мгновенно овладело безумие. В это же время икона совершила одно из первых исцелений. Проходя перед святыней, полностью и мгновенно исцелилась от слепоты нищая, которая не была в состоянии видеть более десяти лет.
(Фото с сайта fotki.yandex.ru)
В истории Сурдегской иконы Богоматери есть и еще один значимый случай исцеления. В 1881 году к образу привели мальчика, который с самого рождения был очень болезненным. Доктора находили у него так много болезней, что отказывались предлагать хоть какие-либо средства лечения, считая случай совершенно безнадежным.
Отсутствие аппетита, слабость конечностей, сложнейшие психические расстройства — все недуги медленно приводили ребенка к смерти. 5-летний мальчик, совершенно обессиленный, после посещения образа начал постепенно идти на поправку. Эта история вызвала большое удивление не только его родителей, но и медиков. Уже через несколько недель ребенок восстановился в силах и продолжит укрепляться.
Сегодня у Сугдерской иконы собирается много паломников. Целебным для души и тела считается не только посещение самого образа, молебны, но и употребление елея от лампады рядом с иконой, а также обращение к копиям иконы для тех, кто не имеет возможности посетить Свято-Духов монастырь.
Образ особенно известен среди всех, кто желает излечиться от нервных расстройств и болезней суставов. Очень много случаев исцеления связано с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Также икона помогает быстрее оправиться от сложных операций и хирургических вмешательств.
Икона Богородицы Сурдегская
Празднование
История
Сурдегская икона Божией Матери находилась в Свято-Духовом мужском монастыре, также называемом Сурдегским, расположенном в деревне Сурдеги недалеко от г. Паневежиса.
Самые ранние исторические сведения о Сурдегском монастыре относятся к 1510 году, когда заботами знатного православного христианина – помещика Богдана Шиш-Ставицкого была построена в этом крае церковь. В 1530 году, над ключом, неподалеку от этой обветшавшей уже церкви произошло чудесное явление иконы Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого на месте обретения святого образа местный помещик Алексей Феодорович, по прозванию Владыка, выстроил деревянную церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.
Спустя 20 лет, в 1550 году, возле этой церкви благодаря содействию владелицы сурдегского поместья Анны Шишанка-Ставицкой был основан монастырь.
Сурдегская обитель на протяжении всей истории своего существования (с 1550 года до Первой мировой войны) оставалась вместе с хранимой в ней святой иконой в лоне Православной Церкви, несмотря на неоднократные попытки врагов православия захватить монастырские имения, разогнать монахов и завладеть чудотворной иконой. Предание повествует о том, что Сурдегский образ Пресвятой Богородицы однажды был привезен в Трашкунский католический монастырь. Однако изображение лика Богоматери на иконе исчезло, как только ее внесли в костел, а у похитителей перекосило челюсти. Местный настоятель тотчас же возвратил чудотворную икону в Сурдегский монастырь с крестным ходом, во время которого один из католиков потерял рассудок, громко произнеся богохульные слова.
В это же время одна слепая нищая приблизилась к святой иконе и получила исцеление, с горячей молитвой опустившись перед ней на колени, чтобы по местному обычаю пройти под святыней.
С тех пор в Сурдеги для поклонения чудотворному образу приходили не только православные, но и католики, и старообрядцы. Сурдегская икона Богоматери привлекала к себе богомольцев из Курляндии и Белоруссии, но особо почитали ее русские купцы из Риги. Ежегодно, к 15 августа, празднику Успения Божией Матери, они приезжали в монастырь и заказывали отслужить «круг», т. е. всенощную, водосвятный молебен с акафистом Богородице, литургию и панихиду по умершим родственникам. Кроме того, они прислуживали в храме, пели и читали на клиросе, продавали свечи, занимались чисткой церковной утвари.
В день праздника Успения образ Богоматери полагается в особо устроенный киот и обносится женщинами вокруг церкви. Путь не большой, но шествие длится довольно долго, часто с остановками по получасу и более, чтобы дать возможность присутствующим пройти под иконой.
Примечателен был и другой обычай сурдегских паломников – на другой день после праздника обходить с крестным ходом и пением церковных песнопений в честь Божией Матери могилы иноков и настоятелей обители, многие из которых почивали на братском кладбище уже не одно столетие.
В 1812 году на пожертвования православных жителей г. Риги была выстроена новая каменная церковь, с левой стороны которой находилась узкая лестница, ведущая под алтарь – на место явления чудотворной иконы (там и по сей день бьет ключ).
Во время Первой мировой войны, в 1915 году, Сурдегская икона Божией Матери была эвакуирована вглубь России, в Ярославль, где помещалась в иконостасе одного из храмов. 24 мая 1921 года святой образ вернулся в Литву и находился в Паневежской церкви.
Со времени Второй мировой войны и доныне Сурдегская чудотворная икона Богоматери находится в Каунасском Благовещенском соборе.
Древняя запись, сделанная в монастырской летописи, повествуя о многочисленных чудесах, явленных святой иконой по горячим молитвам верующих, гласит: «Если бы начать описывать все излившиеся благодеяния человеческому роду разнаго исповедания и различнаго пола и сделать о том повальный обыск от древних времен о чудесах от Сурдегской Богоматери происходивших, то составилась бы большая библиотека книг. ».
Сурдегская икона божией матери фото
В Литве, в 38 километрах от города Паневежиса, есть местечко Сурдегис. В этой деревушке, среди простора полей и лесов в начале 1510 года знатный православный помещик Богдан Шиш-Ставецкий построил приходскую церковь близ ключа. Двадцать лет спустя — 15/28 августа 1530 года над источником явилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Местный помещик Алексей Федорович Владыка возвел над источником вместо обветшавшей новую деревянную церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1550 году, благодаря помощи помещицы Анны Шишанка-Ставецкой, здесь основан мужской Свято-Духов монастырь, в котором и сохранялась святыня до первой мировой войны 1914 года.
Под покровом Божией Матери монахи, несмотря на тяжелые испытания, смутное время, господство иноверцев, хранили верность Православию. Враги захватывали монастырские имения, разгоняли монахов и даже пытались забрать святыню, но все их планы разрушались. По преданию, лишь внесли икону в костел в местечке Тряшунай, — лик Царицы Небесной стал невидим народу, а у похитителей свернулись челюсти. Испугавшись, бернардинские монахи немедленно с крестным ходом возвратили чудотворную икону в монастырь. В процессии один неверующий с досады на неудачу, стал хулить икону, но впал в бешенство, и его, как зверя, родные были вынуждены заковать в цепи; в это же время слепая нищая приблизилась к иконе и, благоговейно молясь, преклонилась пред святынею и тотчас прозрела.
Возвращение святыни было ознаменовано новыми чудесами. Многие приходили поклониться Матери Божией и помочь монастырю. Анна Старецкая из Железнищев в 1625 — 1630 годах построила новую каменную церковь в честь Сошествия Святого Духа. Поддерживал и помогал монастырю знатный изгнанник — князь Андрей Михайлович Курбский, бежавший от гнева царя Иоанна IV в 1553 году. Риза святой иконы сделана усердием Александра Михайловича Неронова в 1885 году.
Из памятной книжки Ковенской губернии 1891 года: в конце XVII века польские солдаты, намеревались ограбить обитель, но едва проникли в Свято-Духовскую церковь, узрели, что лики Богоматери и Младенца Христа на чудотворной иконе необыкновенно засияли. Сложив шпаги, паны коленопреклоненно винились за свой злой умысел. Начальствующий смиренно просил у иноков благословения крестиком от чудотворной иконы. Взяв его, сел на коня, но дотоле послушный конь, рассвирепев, сбросил седока, и тот потерял данный ему крестик.
К Сурдегской иконе прибегали не только православные, ибо слух о ее чудесах распространялся по всей земле Литовской и далеко за ее пределами.
Католичка девица Кунегунда из деревни Дубеск страдала падучей болезнью. 23 января 1817 года ее отец Варлаам привел больную в обитель и после семидневных молебствий она исцелилась.
20 октября 1816 года была привезена в обитель литовка Ксения. Без рассудка и одержимая, она неистово рвалась, громко кричала. Ежедневно иноки служили молебен Богоматери и на третий день ее недуг прошел. Ксения возвратилась домой, славя милость и чудеса Богородицы.
Евдокию Скуковскую из села Аионши Вилкомирского уезда, два года страдавшую головной болью и ломотою в костях, привезли в обитель. Она усердно молилась пред чудотворною иконой Божией Матери и через девять дней выздоровела.
14 августа 1816 года настоятель отец Маркиан и виленский архимандрит Иоиль заметили исходящее от святой иконы и распространившееся по храму обильное благоухание, напоминающее драгоценные благовония.
Литовские епархиальные ведомости 1888 года сообщали: пятилетний Георгий, сын священника Александра Спасского, служившего в Антоленской церкви Новоалександровского уезда Ковенской губернии, страдал неизлечимой болезнью. Если его вносили в церковь, он трепетал, дрожал, не мог слышать церковного пения. Родители привезли его 14 августа 1881 года в Сурдеги. 15 августа он простоял всю литургию, причастился Святых Христовых Тайн. С этого времени Георгий полюбил церковь, стал выздоравливать: от болезни не осталось следа.
Особую благодарность заступничеству чудотворной иконы Божией Матери проявили русские купцы и жители Риги. В 1812 году вместо старой полуразрушенной церкви они построили новую с одним куполом, колокольней над притвором и лестницей. (В наше время в этом храме молятся католики).
На Успение Богородицы, после торжественных служб, образ несли вокруг храма, все шли под икону как под покров Богоматери — православный обычай сохранен по сей день.
В 1915 году, до немецкой оккупации Литвы, Сурдегская икона была эвакуирована в Ярославль. 24 мая 1921 года образ был возвращен и вновь засиял земле Литовской уже в Паневежисе. Тогда Каунас был временной столицей независимой Литвы. Прихожане, в числе которых было много эмигрантов из России, горячей молитвой выхлопотали у митрополита Литовского Елевферия разрешение на полгода привозить чудотворную икону к себе, в Каунас, в новопостроенный (в 1936 году) Благовещенский собор. Со второй мировой войны образ постоянно находится в Благовещенском соборе города Каунаса и по сей день являет притекающему народу чудеса.
В июле 1997 года, со слов псаломщицы этого собора, Нины Александровны Чёрненькой, одна мать (молясь на расстоянии, не видя иконы) вымолила исцеление слепой дочери.
Празднование совершается 15/28 августа в праздник Успения Богородицы.
Сурдегская икона Божией Матери
Сурдегская икона Божией Матери — это очень почитаемая в Литве чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Причем к святому образу прибегали и прибегают с молитвами о помощи не только православные, но и католики, ибо слух о ее чудесах давно распространился по всей земле литовской и далеко за ее пределами.
На начало XXI века Сурдегская икона Божией Матери считалась единственной литовской чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, находящейся в православном храме. Святыня пребывает ныне в Каунасском Благовещенском соборе и по-прежнему пользуется почитанием, как православных, так и католиков.
История образа: Сурдегская икона Божией Матери находилась в Ковенской губернии в Свято — Духовском мужском монастыре, именуемым Сурдегским от местечка Сурдеги, где он учрежден. Этот монастырь — один из древнейших памятников Православия в Литве.
Он пережил все смуты и гонения в продолжении нескольких веков, не поддавшись никаким проискам враждебных латинян. Под покровом Богоматери монахи, несмотря на тяжелые испытания, смутное время, господство иноверцев, хранили верность Православию.
История этого монастыря началась в 1510 году. Православный помещик Алексей Федорович Владыка построил церковь вместо старой уже обветшавшей в Сурдегах недалеко от города Паневежиса на северо-востоке Литвы. Двадцать лет спустя, в 1530 году, вблизи церкви над источником явилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы, названная по месту явления Сурдегской.
На этом месте была построена церковь во имя Святой Троицы с престолом в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. В 1550 году тут был устроен монастырь. Существование этого монастыря обеспечила большими угодьями помещица Анна Шишанка-Ставецкая.
Враждебные латиняне несколько раз пытались захватить монастырь, разгоняли монахов и даже дерзнули похитить чудотворную икону Божией Матери Успение из Сурдег и увезти ее в Бернардинский монастырь в местечке Тряшунай.
Но, как повествует предание, что лишь только внесли икону в костел, лик Царицы Небесной стал невидим для народа, а у похитителей свернулись челюсти, их так перекосило, что они в страхе пали пред иконой ниц, моля о пощаде.
Испуганные бернардинские монахи немедленно с крестным ходом возвратили чудотворную икону в Сурдегский монастырь. При этом один из грешников, произносивший богохульные слова, был тут же наказан, в то время как слепая нищая, приблизившись к святой иконе с верой, благоговением и молитвой, прозрела.
Возвращение святыни ознаменовалось новыми чудесами. В конце XVII века польские солдаты намеревались ограбить обитель, но едва они проникли в Свято-Духовскую церковь, то узрели, как лики Богоматери и Богомладенца на чудотворной иконе засияли необыкновенным светом.
Паны восприняли это как грозное предостережение, коленопреклоненно повинились перед образом за свой злой умысел и ушли с миром. С тех пор почитание чудотворной Сурдегской иконы Божией Матери и значение монастыря увеличились не только между православными, но и среди иноверцев, старообрядцев и католиков.
Втечение XIX века было записано много случаев чудесных исцелений по молитвам пред чудотворным образом, как среди православных, так и католиков. Почитание иконы привлекало в монастырь многих паломников и благотворителей. Самый знаменитый благотворитель, российский император Петр I Великий, пожертвовал обители в 1721 году 50 двухрублевых червонцев.
В 1812 году в монастыре на пожертвования рижских православных была построена каменная церковь, с левой стороны которой находилась узкая лестница, ведущая под алтарь на место явления чудотворной иконы. Там и по сей день бьет ключ.
Святыня, Сурдегская икона Божией Матери, была торжествено перенесена в новый храм и помещена по левую сторону Царских врат с короной наверху.
Сурдегская икона Божией Матери и сама Сурдегская обитель пользовались большим почитанием православных верущих Риги (Латвия). Они во множестве стекались сюда к празднику Успения Пресвятой Богородицы, нередко приходили даже пешком. Особенно почитали святой образ рижские купцы.
Они приезжали в монастырь и заказывали отслужить «круг», то есть всенощную, водосвятный молебен с акафистом Пресвятой Богородице, Божественную литургию и панихиду по умершим родственникам. Кроме того, они прислуживали в храме, пели и читали на клиросе, продавали свечи, чистили церковную утварь.
После торжественного богослужения Сурдегскую икону Божией Матери несли вокруг храма. Образ помещался в специально устроенный для этого киот. Женщины несли его вокруг храма. Такой был обычай. Путь был не длинный, но шествие продолжалось довольно долго, с остановками по получасу и больше, чтобы дать присутствующим всем пройти под иконой.
Все шли под икону, как под Покров Божией Матери. Этот обычай сохранился по сегодняшний день. Примечателен и другой обычай сурдегских паломников — на следующий день после праздника обходить крестным ходом с пением церковных песнопений в честь Пресвятой Богородицы могилы иноков и настоятелей обители, многим из которых не одно столетие.
Во время Первой мировой войны, в 1915 году, Сурдегская икона Божией Матери была эвакуирована вглубь России, в Ярославль, где помещалась в одном из храмов. 24 мая 1921 года святой образ вернулся в Литву и находился в Паневежской церкви.
Со времени Второй мировой войны и поныне Сурдегская икона Божией Матери пребывает в Благовещенском соборе города Каунаса ( Литва ), в этом же соборе есть также икона преподобной Евфросинии Полоцкой с частицами мощей святой.
Иконография: На Сурдегской иконе Пресвятая Богородица изображена почти в рост с Богомладенцем на левой руке. Предвечный Младенец прижимается ланитой к лику Богоматери. Особенностью иконы является то, что правой руки Богомладенца не видно, а левая Его рука лежит поверх руки Богоматери.
В 1885 году усердием Александра Михайловича Неронова для иконы была сработана риза.
Молитвенная традиция: Пред Сурдегской иконой Божией Матери молятся в болезнях душевных и телесных, во всех бедах и несчастьях, просят помощи, защиты от врагов видимых и невидимых, молят о покровительстве.
Празднование: 15 / 28 августа
Сурдегская икона Божией Матери
История Сурдегской иконы Пресвятой Богородицы связана с местечком Сурдегис, расположенным в 28 километрах от литовского города Паневежис. 15 августа 1530 года недалеко от храма, на ключе, из которого окрестные жители брали воду, явилась икона. Один из свидетелей чудесного явления выстроил на месте обретения другую церковь в честь Живоначальной Троицы, в которой с тех пор икона и стала находиться. А ещё через 20 лет рядом с церковью был основан мужской Свято-Духов монастырь.
Под покровом Божией Матери монахи, несмотря на тяжелые испытания, смутные времена и господство иноверцев, хранили верность православию. Католики и униаты неоднократно пытались захватить монастырь, разогнать монахов и даже забрать чудотворную икону, но по молитвам иноков Божия Матерь разрушала планы злоумышленников.
Как-то отнятый у православных святой образ привезли в Трашкунский католический монастырь бернардинов, но, когда икону внесли в костёл, лик Божией Матери стал невидим для присутствующего народа, а у похитителей перекосило челюсти.
Бернардинский настоятель, видя это знамение, тут же отправил икону крестным ходом обратно в Сурдегский монастырь. Во время возвращения одна слепая женщина, приложившись к святыне, тут же прозрела. Монастырская летопись зафиксировала множество подобных исцелений.
В 1915 году, перед занятием Литвы немецкими войсками, Сурдегскую икону Пресвятой Богородицы эвакуировали в Ярославль, и лишь в 1921 году она была возвращена в Литву. В настоящее время святой образ находится в каунасском Благовещенском соборе и по сей день являет чудеса.
День празднования: 28 августа (15 августа по старому стилю).