сумароково рузский район храм
Сумароково рузский район храм
Сердечно приветствую Вас на странице подворья Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы в с. Сумароково, которая познакомит Вас с историей, жизнью и деятельностью подворья.
С уважением и надеждой на соработничество во славу Божию,
иеромонах Сергий (Филиппов), и.о. настоятеля подворья Новоспасского монастыря храма Собора Иоанна Предтечи в селе Сумароково с братией
Иоанно-Предтеченское подворье ВОЗРОЖДАЕМ МОНАСТЫРСКОЕ ПОДВОРЬЕ
Созданное по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в январе 2014 года на территории храма Собора Иоанна Предтечи с. Сумароково Рузского городского округа Московской области, подворье нуждается в Вашей помощи.
Из разрухи общими усилиями и молитвами постепенно возрождается каменный храм, а место превращается в один из красивейших уголков России.
Но совсем недавно в храме была полная разруха: горы разбитых кирпичей, огромные трещины в стенах и сводах, полное отсутствие крыши, окон и полов.
Глаза боятся, а руки делают! Кирпичик к кирпичику и восстает из руин храм. а вместе с храмом возрождаются и души людей.
Каждый паломник или турист, посетивший подворье, находит здесь утешение и молитвенную поддержку. Как важно быть вместе в бушующем море житейского плавания, а полученное слово ободрения дает силы для преодоления всех трудностей.
Сегодня подворью тяжело. Восстановление колокольни и благоукрашение храма — дело богоугодноре, но очень затратное.
Нам нужна Ваша помощь!
О большом мире маленького подворья
На протяжении нескольких лет «Монастырский вестник» публиковал осенние репортажи о ежегодном фестивале «Подворье в селе Сумароково». Нынче эпидемические ограничения не позволили провести этот праздник монастырских искусств, ремесел и аграрных достижений. О том, как сейчас живет подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря наш корреспондент побеседовала с настоятелем, иеромонахом Сергием (Филипповым).
Сумароково – маленькое село в Рузском районе – стало подворьем Новоспасской обители шесть лет назад (до этого, с 2005 года, подворье имело статус Патриаршего). Тот, кто регулярно посещает это место, видит постоянно происходящие здесь перемены – как на самой монастырской территории, так и в округе. Построена прекрасная деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Преобразился исторический (1873 г.) каменный храм в честь Собора святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с приделами святого пророка Илии и святителя Николая Чудотворца, основательно пострадавший в безбожные годы. Сейчас ведется монтаж икон во вновь устроенный каркас иконостаса. Иеромонах Сергий ( Филиппов), настоятель подворья, всегда сам радушно встречающий гостей и охотно выступающий в роли экскурсовода, показывает фотографию, на которой храм запечатлен в 1941 году. Фото сделано немецким солдатом и ныне является единственным документом, сохранившим вид разрушенной после войны колокольни. Ее восстановление – мечта отца Сергия. Все последние годы он вместе с прихожанами движется к этой цели. Уже готов проект, но пока нет средств для его осуществления. Здание храма включает в себя и музейную экспозицию: в витринах можно увидеть артефакты, обнаруженные в ходе восстановительных работ, старинные оклады и другие интересные экспонаты.
Отец Сергий делится еще одним своим замыслом, который тоже начинает воплощаться в жизнь: это создание духовно-просветительского центра с храмом в честь преподобного Венедикта Нурсийского.
– Проект возник из-за моей любви к личности преподобного Венедикта. Познакомившись с его жизнеописанием, я проникся к нему симпатией. И одновременно столкнулся с тем, что люди совершенно не знают жития и подвигов этого великого святого. Даже имя Венедикт многих пугает: считают, что он «не наш». Но когда-то на Руси, до татаро-монгольского нашествия, это имя было очень почитаемо. Известно о храмах, посвященных преподобному, его изображали на фресках… А потом это почитание сошло на нет. Теперь мы стараемся познакомить людей с жизнью святого, и вообще со святыми так называемой «неразделенной Церкви». Собираемся строить храм в честь преподобного Венедикта Нурсийского и духовно-просветительский комплекс его имени. Некоторые идеи уже осуществились: не так давно издали книгу. Она прекрасно иллюстрирована, содержит много фактов, исторических материалов. Проект получил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. К сожалению, нынешняя ситуация, как внешняя, так и внутренняя, не способствует скорому воплощению в жизнь этого замысла во всей полноте.
В этом году на подворье, как и везде, пандемия вносит свои коррективы.
–Мы меньше принимаем трудников. Практически был период, когда совсем не принимали. Сейчас берем, но у нас введен строгий отбор – чтобы приходили трудиться, а не время проводить. Хозяйство немалое: шесть гектаров земли, три храма (один, в честь святителя Иоанна, патриарха Александрийского, находится на противоположной стороне Рузского водохранилища, в деревне Щербинка), более ста ульев… На подворье же всего трое насельников, включая настоятеля.
– Что нужно, чтобы попасть к Вам в качестве трудника?
– Во-первых, со мной надо связаться заранее, я провожу собеседование, смотрю все данные: нет ли проблем с законом, вредных привычек, зависимости – алкоголь, наркомания. Мы таких не принимаем. У Новоспасского монастыря есть подворье в Дураково Калужской области, где люди с подобными проблемами проходят курс реабилитации, получают поддержку. Мы этого делать не можем, так как нас очень мало. Руки, способные к работе, все равно нужны, но подходим выборочно; за шесть лет, сколько я настоятельствую на этом подворье, через нас прошло около трехсот человек. В первые годы я принимал людей более активно, но возникали проблемы, кто-то начинал пить, и приходилось расставаться. Потом я понял, что лучше меньше, но качественнее. Слава Богу, приезжают волонтеры, мы организовываем субботники. Посещают нас прихожане, друзья, молодежь; помогают приводить в порядок территорию, осуществлять разные работы.
В самом начале мы упомянули про новшества. Они есть всегда, когда бы ни приехал в Сумароково. На этот раз нам показали апидомик, где живут пчелы и могут отдыхать и исцеляться люди. Устроили этот чудо-домик около полугода назад. Пока здесь в основном «проходят реабилитацию» малочисленные насельники подворья, но был уже опыт и у прихожан. Мы тоже не поленились и заглянули в это маленькое пространство, где предлагается вздремнуть на простых кроватях, под которыми жужжит пчелиное семейство.
– Когда здесь лежишь, создается вибрация, шум некий, аромат разносится… Все это действует расслабляюще. Я сюда прихожу и засыпаю «на раз-два». Мой знакомый, который мне сообщил об этих апидомиках, оставил свой особняк, провел в домике около года – и забыл про хронические болезни.
Если так пойдет дело, на подворье, возможно, будут исцеляться от последствий коронавирусной инфекции. Задаем отцу Сергию уже традиционный вопрос – об уроках первой волны пандемии.
– … Время задуматься о том, куда мы идем, для чего то или иное дело совершали. Переосмыслить, может быть, какие-то моменты своей жизни. Это с одной стороны. А с другой – пандемия продемонстрировала, насколько мы зависимы от окружающего мира, от некоего ритма, к которому привыкли, от той суеты, которую сами себе создали. Вынужденная изоляция показала, как ценны простые вещи, которых мы в повседневности практически не замечаем: возможность близко общаться, видеть родных, друзей, коллег.
Виртуальное пространство пытается подменить собой очень многое. Но, притом что от реальности все-таки уходить нельзя, на подворье, когда выдалась эта стоп-пауза, сложа руки не сидели, занялись все теми же пресловутыми социальными сетями… И освоили Инстаграм. Теперь у монастырского подворья есть свои соцстраницы. Контент довольно интересный, на разный возраст и вкус. Тем более, нынче много не поездишь, а тут можно увидеть маленький фрагмент монашеской жизни и что-то понять в ней…
– Инстаграм. Активно я стал заниматься им недавно. Прослушал несколько аудиокниг, посвященных этой соцсети и ее развитию. Многое для себя понял, что раньше не понимал в оформлении, задачах. Цель определил – все то же миссионерство. Во-первых, показать жизнь подворья: монахов, священников в сельской местности, а через это показать красоту простых вещей, стремление к лучшему, светлому. Аудитория здесь на несколько порядков больше нашего прихода. И дальше, может быть, будет расширяться. К Интернету нужно относиться как к инструменту, который нам помогает. Как раньше церковные люди опасались телевизоров, компьютеров! Но они же оказались хорошим миссионерским подспорьем. А помните историю из книги владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые»: епископ Василий (Родзянко), направляясь в российскую глубинку, стал свидетелем гибели незнакомого человека, который, как оказалось, считал его своим духовным отцом, потому что долгое время слушал его пастырские беседы по радио. А в XXI веке уже Интернет помогает нам нести слово Божие в мир.
Но, конечно, виртуальность никогда не заменит полностью простого человеческого общения. У отца Сергия всегда масса интересных советов, добрых поучений, умных и нетривиальных высказываний, которые могут помочь прожить пусть даже один день. А его кулинарные рецепты.
…Жизнь подворья размеренна. Большую часть года здесь тихо, спокойно. Но ежегодно в сентябре все менялось: подворье гостеприимно открывало двери во время проведения традиционного фестиваля монастырских хозяйств и ремесленной деятельности – и наполнялось людьми, собирая друзей, прихожан, представителей администраций, местных фермеров, соседей, дачников… В этом году, в связи с понятными ограничениями, фестиваль не состоялся. Но жизнь идет своим чередом. Главное – молитва и труд. По-прежнему много замыслов, планов.
– Все же, чем отличаются друг от друга маленькое подворье и большой монастырь?
– Наверное, тут экология хорошая, в то время как Новоспасский монастырь в самом центре города находится. А в смысле устава, режима различий нет. Все точно так же, как в монастыре: братский молебен, Божественная литургия, послушания, трапезы, вечернее богослужение, вечернее правило… Главное отличие – свежий воздух, тишина. В центре города жить тяжело еще и потому, что вас постоянно сопровождают неестественные звуки: шум машин, гул, грохот. А здесь мы идем, и – кузнечики стрекочут, птицы поют…
– Триммеры – только когда мы себе работу создаем…
В Сумарокове всегда всем рады. Если будет возможность и желание, обязательно поезжайте. У многих, побывавших там впервые, возникает желание возвращаться вновь и вновь. Так что маленькое подворье может стать и большим миром, собирающим друзей и преображающим всё, с чем соприкасается, по законам добра и красоты.
Сумароково рузский район храм
АЩЕРИНО
Расположенное на территории одного из мест древних славянских поселений — старинного Ростовецкого стана Рузского уезда замосковной земли Ащ́ерино или, как его называли в XVII столетии, Ощерино, впервые упоминается в писцовых книгах Рузского уезда 1560-х годов. Так в вотчинах и куплях 1567-1569 годов в Ростовецком стане упоминалось владение: «…деревня Ощерина пашни в поле худые земли 70 чети, а в дву потому ж, у тое ж деревни за полем три пустоши, пустошь Григорьева, пустошь Окатцово, пустошь Рогово…»
В XVI столетии Ащерино на речке Педне называлось деревней и название свое получило по фамилии владельца Афанасия Михайловича Ощерина (Ащерина), который жил там со своими племянниками.
В конце XVI века это владение у Афанасия Ощерина покупает Иван Иванович Осоргин, который и поставил здесь деревянный храм в честь своего небесного покровителя святого Пророка и Крестителя Иоанна. Первоначально храм именовался в честь Зачатия святого преподобного и крестителя Иоанна Предтечи и, как позже писали в документе: «(…) Иван Осоргин и устроил храм и земли под дворы попу и причетником церковным давал свою вотчиничью». Деревня стала называться селом.
По другую сторону речки Педни находилось сельцо Самароково (Сумароково) Подрельного стана Можайского уезда, которое в XVI в. принадлежало князю Дашкову и затем было куплено Звенигородским вотчинником.
В конце XVI — начале XVII столетия в польско-литовскую интервенцию село Ащерино было разорено и сожжено, храм Иоанна Предтечи уничтожен, а само место в писцовых книгах Рузского уезда 1620-х гг. называлось “пустошью, что было село Ощерино на реке Педне”. Когда наследники Осоргиных впоследствии пытались отыскать в Поместном приказе документы на вотчины в Рузском и Можайском уездах, выяснилось, что крепости и купчие сгорели в московском доме Ивана Осоргина, а сам он и его сын Никифор были убиты захватчиками в 1611 году.
После смерти Ивана Осоргина и его сына Никифора душеприказчиком его наследников стал зять Осоргиных – дьяк Прокофей (Прокофий) Филиппович Пыхарев. Еще в 1615 году Прокофий Пыхарев получил в приданное за своей женой Прасковьей Ивановной Осоргиной сельцо Самароково Можайского уезда. Источники отмечают о сельце Сумарокове, что «…напред сего та вотчина была Вознесенского девича монастыря старицы Ираиды Ивановой дочери Осоргина да сына ее Ивана, его Прокофья тестя, купля». Таким образом, судя по этой записи, Сумароково ранее принадлежало матери Ивана Осоргина, владельца Ащерина, которая была инокиней Вознесенского девичьего монастыря в Кремле — старице Ираиде Ивановне Осоргиной.
В 1625 году Пыхарев разделил пустошь Ащерино на три части: две трети дал приданым за старшей дочерью Ивана Осоргина – Федору Тимофеевичу Пестрикову, и одну треть, «что было сельцо Ощерино на речке на Педне, а в нем храм Ивана Предтечи с пределы», «место поповское, где был двор и огород» – приданым за другой дочерью Осоргиной Феодосией (Февроньей) Ивановной – Матвею Ивановичу Чихачеву.
По дошедшей до нас информации из писцовых книг 1628 года, можно полагать, что в селе Ащерине на месте пустоши вновь была отстроена деревня и построена церковь Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца, но кем и когда — сведений нет. Первые упоминания тех лет о существовании церкви в селе Ащерине находим в приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1644 год. В ней значится: «по книгам Рузские десятины десятильника Леонтия Соболева да старосты поповского Егорьевскаго попа Якова прибыла вновь церковь в нынешнем во 152 (1644) году Иоанна Предтечи, да в пределе Николы Чудотворца, дани 10 денег, десятильничих гривна; платил те деньги поп Иаков марта 9 дня»
Претерпев целый ряд «родственных разделов», имение Осоргиных со временем превратилось в самостоятельные семейные наделы, включающие в себя земли, пустоши и части сел.
Федор Тимофеевич Пестриков, которому были отписаны две трети села Ащерина, был воеводой в Белеве в 1648-1649 году, из дворянского рода, происходящего от поляка Павла Пестрика, приехавшего в Москву в 1408 году. Его сын Пестриков Василий Федорович при царях Алексее Михайловиче и Фёдоре III Алексеевиче служил воеводой в Козлове, Яблонове, Короче и Новом Осколе, а сын Емельян Федорович – воеводой в Алатыре, где расстрелян и сожжен в соборной церкви казаками Степана Разина в 1671 году.
Василий Федорович Пестриков (умер в 1757 году) управлял Тульской оружейной конторой. Ему и брату его Емельяну в 1670 году перешли по наследству две трети села Ащерина. Именно стольник Василий Федорович Пестриков стал храмоздателем новой деревянной Предтеченской церкви с приделом Николая чудотворца, возведенной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иоакима в 1684 году, настоятелем храма стал священник Василий Иосифов. На пропитание причту вотчинниками Ащеринского прихода была выделена пашенная и сенокосная земля.
Треть села, принадлежавшая Емельяну Федоровичу Пестрикову, после его смерти перешла по наследству к его дочерям — Матрене Емельяновне Пестриковой и Наталье Емельяновне Пестриковой, жене Василия Кириловича Загряжскаго, и далее к дочери Загряжских Евдокии Васильевне и ее мужу Алексею Андреевичу Леонтьеву. Треть, принадлежавшая Василию Федоровичу Пестрикову, отошла по наследству к его сыну Василию.
Треть села с храмом, доставшаяся Матвею Ивановичу Чихачеву, вдова его старица Феодосия Ивановна, урожденная Осоргина, приданную свою вотчину треть села Ощерина, после смерти сына Степана Матвеевича Чихачева, — отдала в приданое дочерям своим, Екатерине – жене Богдана Григорьевича Засецкого, и Мавре – жене Ивана Ивановича Макшеева, и по их разделу в 7170 (1662) г. эта вотчина досталась Богдану Засецкому и у него она была отписана на Великого Государя Фёдора III Алексеевича за неправильное межевание земель.
В 1679 году Богдан Григорьевич Засецкий был государевым писцом, то есть лицом, специально уполномоченным на проведение описания и оценки земель, владельцы которых должны были платить государственные налоги и выполнять государственные повинности. Великий государь царь и Великий князь Фёдор Алексеевич дал ему государеву трехаршинную сажень за государевой печатью для меры церковных и мирских, крестьянских пашен и сенных покосов, и всяких угодий и указал быть «писцом, дозорщиком и мерщиком». Государев писец на вверенной ему территории практически единолично решал многие спорные вопросы, имел право суда, приведения к присяге и решения земельных тяжб. В 1689 году за должностные преступления Засецкий и его сын были биты кнутом и сосланы в ссылку, а поместья и вотчины были розданы.
В 1694 (1686) – 1705 г.г. эта треть села, отобранная у Богдана Засецкого, по именному Высочайшему указу пожалована Гавриле Степановичу (Стефановичу) Фонгадем с братьями Иваном и Иовом.
По переписным книгам в 1692 г. при святейшем Адриане патриархе на место умершего попа Василия Иосифова «посвященым к церкви» стал священник Ульян Родионов (Иулиан Иродионов). В причте вместе с ним при церкви служили: в 1705 г. дьячок (псаломщик) Иван Леонтьев; в 1715-1722 г.г. – дьячок (псаломщик) Иван Власов, просвирница Ирина Васильева. Следующим священником при церкви был священник Иоанн Иванов, который в 1744 году был переведен из села Ащерино в число братии Николо-Пешношского монастыря, приписанному тогда к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
После того совместными владельцами села Ащерина были:
— треть Пестриковых: в 1725 г. – дочь Василия Васильевича Пестрикова Татьяна, Кожина по мужу Ивану; в 1742 г. – ее сыновья морского флота гардемарин капрал Никита Иванович Кожин (1705-1760) и Иосиф (Осип) Иванович Кожин (1714-1779); в 1768 г. – статский советник Алексей Никитич Кожин.
— треть Фонгадем: в 1710 г. – майор Гаврила Стефанович и поручик Иов Стефанович Фангадем; в 1732 г. — по наследству от отца Александр Гаврилович Фонгодемов и вдова Иова Стефановича Фонгодемова Татьяна Силина (во втором браке Хитрово); в 1736 г. – вдова Александра Гавриловича Фонгодемова Федора Иванова и сестры ее мужа: Пелагея Гавриловна Калашникова и Василиса Гавриловна Засецкая; в 1754 г. — Василий Иванович Житков получивший часть по закладной от Михаила Максимова Калашникова (мужа Пелагеи Гавриловны); в 1760 г. — Иван и Григорий Ивановы Житковы по наследству после брата Василия, и ими село Ащерино продано было Филиппу Петровичу Лобкову;
— треть Леонтьевых: в 1710 г. — Алексей Андреевич Леонтьев; в 1768 г. – лейб-гвардии капрал Николай Алексеевич Леонтьев.
По ведомости о духовенстве Рузы и уезда за 1755 г. в селе Ащерино при церкви Иоанна Предтечи числилось 130 приходских дворов и в силу указа 1722 года “священно и церковнослужителям быть надлежит священнику, дьякону, дьячку и пономарю…”
На одном из кладбищенских надгробий дата ухода из жизни сельчанина отсылает в 1703 год (надпись сделана на старославянском языке, с титлами). Другие надгробия, представляющие настоящую историческую ценность, выполнены из белого камня, погребальные надписи на них расположены сбоку, что, по словам архитекторов, нетрадиционно. Под мощными надгробными камнями покоятся тела крестьян, о чём свидетельствуют надписи. Либо белый камень в здешних окрестностях был в избытке, либо крестьяне необыкновенно богаты.
На 1768 г. село Ащерино в Ростовецком стане Можайского уезда и деревня Самарокова Подрельного стана Можайского уезда числились в общем владении Камор-коллегии прокурора Кожина Алексея Никитича, коллежских асессоров Юдина Алексея Ивановича, Засецкого Андрея Ивановича и Голбешова Козьмы Егоровича, капрала Леонтьева Николая Алексеевича.
Храм в Ащерино разрушался и строился не единожды. Есть точные сведения, что еще одно свое рождение деревянная церковь пережила в 1782 году. В 40 саженях от ветхой деревянной церкви была построена новая деревянная церковь в честь Собора святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с приделом святителя Николая Чудотворца, а на месте алтаря разобранной древней церкви была построена деревянная часовня с храмовыми иконами (дата постройки последнего здания – 1878 год, в 1909 планировалась постройка новой каменной часовни). Часовня просуществовала до 1917-1918 года.
Перед Отечественной войной 1812 года 142 души села Ащерино числились за Бороздиным Владимиром Матвеевичем (1783-06.08.1865) — Георгиевским кавалером, который в 1805 году принимал участие в Австрийской кампании, сражался при Аустерлице, участник войны 1812 года, ротмистр, в Бородинском бою командовал эскадроном Кавалергардского полка. Бороздин был женат на Елизавете Сергеевне Кожиной, дочери генерал-майора Кожина Сергея Алексеевича (1769-1807), шефа лейб-Кирасирского Его Величества полка, погибшего в сражении с французами при Гейльсберге под Фридландом, детей у них не было.
Во время войны французские мародеры сожгли приходские дома, обокрали церковное имущество… Церковное благолепие восстановил священник отец Андрей Фёдоров, который за отличное поведение во время военного времени был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте с надписью “1812 г.” “для ношения на персях”. Согласно описи писцовых книг Московии 1840 года Ащерино опять было пустошью. Однако уже в 1859 году в Ащерино числилось 20 дворов, в которых проживало 42 мужчины и 47 женщин, а в деревне Сумароково было 22 двора и проживало 87 мужчин и 112 женщин. В каждую восьмую пятницу после Пасхи в Ащерине проходила ярмарка, торговали хлебом, красным товаром, крестьянскими изделиями, телегами, сохами, колесами, посудой и прочим товаром.
С 1867 по 1873 год на месте деревянной церкви «на церковно-кошельковую сумму и тщанием доброхотных дателей» в честь Собора Иоанна Предтечи с приделами в честь святого Пророка Божия Илии и Святителя Николая был возведен ныне существующий каменный храм из красного кирпича с вкраплением в оконные структуры ящеров из белого камня, крытый железом с такой же колокольней. Храм имеет три апсиды, в которых находится три Святых Престола: храмовый во имя Собора Иоанна Предтечи, в приделах во имя Пророка Илии и во имя Святого Чудотворца Николая. Штат храма – священник и псаломщик.
Храм строился по проекту архитектора С.И. Бородина в форме корабля, но проект в дальнейшем был исправлен неизвестными зодчими в процессе строительства. С востока приделан алтарь, а с запада – колокольня (над входом в храм со стороны колокольни — круглая фреска с изображением святого). Сверху Храм перекрыт парусными сводами, центральная часть перекрыта куполом с открытым отверстием подобно раннехристианским храмам (гроба Господня в Иерусалиме, Пантеона в Риме и др.) и сверху завершен световым барабаном, над которым возвышается маленький барабан с головой и крестом. Внутреннее пространство его показывает, что Храм является по своему типу соборным четырехстолпным, с единым пространством и обширным алтарем для соборного служения. Иконостас в Храме был пятиярусный, высокий до сводов, остались металлические крепления, удерживающие иконостас. Нынешний временный иконостас сделан двухъярусным. Большие светлые окна равномерно освещают все пространство Храма. Боковые фасады завершаются тройными декоративными кокошниками, в середине которых круглые медальоны для икон наподобие Тоновского Храма Христа Спасителя. Архитектура храма выполнена в традициях русского стиля в тоновском стиле (по имени создателя храмовых творений Константина Андреевича Тона), с трехцветной покраской стен и тремя входами. Изнутри Храм был полностью расписан, иконостас позолочен, было 5 колоколов.
Церковное помещение отапливалось с помощью керамических труб диаметром 20 см и длиной – 40, проложенных по периметру здания в полу (исключая алтарную часть). С наружной стороны боковых стен «прорезаны» парные окошечки для вентиляции системы. А в одной из двух несущих свод колонн, левой, была другая часть отопительной системы: жестяная, встроенная у самого пола печурка с трубой, уходящей на крышу.
К августу 1885 года были построены кирпичная ограда, двухэтажная сторожка и церковно-приходская школа. Попечителем школы в 1899 году был князь Пётр Дмитриевич Святополк-Мирский (30.08.1857-29.05.1914), генерал от кавалерии (14 апреля 1913), генерал-адъютант, Пензенский, Екатеринославский губернатор, Виленский, Ковенский, Гродненский генерал-губернатор в 1902-1904. Занимал должность министра внутренних дел Российской империи (с 26 августа 1904 года по 18 января 1905 года), с которой был уволен вскоре после начала массовых беспорядков в январе 1905 года.
В 1890 году при селе Ащерине проживали приходская учительница дочь пономаря Екатерина Гавриловна Лаврова и старшина Волостного правления крестьянин Тимофей Гаврилович Горичев. В 1914 году в Ащерино были организованы прием и выдача всякого рода корреспонденции.
В 1911 году в Сумарокове работала казенная винная лавка, четыре чайных и три мелочных лавки. Волостным старшиной в 1904 году был Чистяков Никифор Петрович, в 1914 году – Иван Иванов. Волостными писарями были: в 1904 году – крестьянин Слёзкин Семен Гаврилович, в 1908 – мещанин Слезкин Егор Алексеевич, в 1909 – мещанин Глушков Павел Кузьмич, в 1914 – крестьянин Слёзкин Василий Алексеевич.
В церковно-приходской школе в 1916 году училось 58 человек. Состояние клира на 1916 год следующее:
священник Беляев Иоанн Николаевич (из духовного звания, родился 28 августа 1880 г. Окончил Московскую Духовную семинарию в 1904 г. Был законоучителем и учителем в Свитино-Рудаковской школе Серпуховского уезда. Поступил в Юрьевский университет на физико-математический факультет, агрономическое отделение в 1907 г. Перевелся в Демидовский юридический лицей в 1910 г. Слушал лекции в университете Шанявского в 1914 г. Определен во псаломщика к церкви Успенской села Вышегорода Верейского уезда 20 августа 1915 г. Определен во священника к церкви Иоанно-Предтечевской с. Ащерина 8 октября 1915 г. Посвящен Преосвященным Иннокентием. Состоял законоучителем в церковно-приходской и земской школах с 1915 г. Жена — Мария Павловна, 31 год. Дети — Тамара 7 лет, Галина 1 год)
псаломщик Василий Ильич Милославский (из духовного звания, родился 21 февраля 1879 г. Окончил курс в епархиальном иконописном училище, что в Троице-Сергиевой Лавре в 1897 г. Определен на псаломщическое место к церкви Успенской села Белых Колодезей Коломенского уезда 7 октября 1898 г. Переведен на означенное место в село Ащерино 3 августа 1899 г. Посвящен в стихарь 18 декабря 1899 г. Холост) церковный староста Ефим Иванович Волков (из крестьян деревни Сумароково Рузского уезда, 54 года, староста с 1914 г.).
Также при Храме проживала вдова умершего священника Серафима Феодоровна Виноградова 53 лет. Прихожанами храма в то время были более 500 жителей окрестных деревень Ащеринской волости (Апухтино, Аселье, Вараксино, Данилково, Дьяково, Демидково, Дробылево, Сумароково, Кокшино, Хомяково (Хомьяново), Рябцево, Ново-Рыково, Трубицино, Шоршнево (Сорочнево), Грязново. 179 домов, 473 мужчин, 576 женщин) и самого Ащерина.
После революционных событий 1917 года в соответствии с первыми декретами Советской власти у причта Иоанно-Предтеченского храма была отобрана вся церковная земля. Вслед за этим сразу же была закрыта церковно-приходская школа. С 1909 по 1911 учителем церковноприходской школы был Скоробогатов Алексей Семенович.
Скоробогатов Алексей Семенович (1889–05.04.1938) родился в селе Средняково Солнечногорского уезда Московской губернии. Его отец Семен Скоробогатов был крестьянином, работал садовником и служил дьяконом, мать — крестьянка.
После окончания второклассной учительской школы Алексей Семенович работал учителем церковноприходской школы в деревне Воронцово Рузского уезда.
В 1909 году он сдал экстерном экзамен, получил педагогическое образование и был назначен в Ащеринскую церковноприходскую школу, где проработал с 1910 по 1911 год. Затем Алексей Семенович был переведен в Алексинскую школу, где преподавал до 1915 года. Оттуда он был мобилизован на военную службу и во время Первой мировой войны с 1915 по 1918 год служил в армии в чине подпоручика.
Затем с 1918 года до апреля 1921 года был в Красной армии при штабе 15 стрелковой Инзинской дивизии. Сначала — переписчиком, затем — делопроизводителем. Позднее его назначили младшим помощником начальника штаба дивизии по хозяйственной части. После демобилизации в 1921 году он проживал в Рузском районе Московской области.
Алексей Семенович был женат на Голубевой Наталье Сергеевне (1890 года рождения), и у них было трое детей: в 1922 году родилась Валентина, в 1926 — Анна, в 1929 на свет появился сын Иван.
О его дальнейшей судьбе после 1921 года известно немного. С 1921 по 1923 год Алексей Семенович служил псаломщиком при Ащеринском храме. В конце 1920-х годов в ходе коллективизации у него отобрали дом, лошадь и корову. С 1935 года Алексей Семенович переехал в поселок Иваново Рузского района Московской области. Здесь он работал заведующим Ивановской школы. Алексей Семенович был арестован 22 января 1938 года по обвинению в проведении активной контрреволюционной агитации и содержался под стражей в Бутырской тюрьме города Москвы.
Решением Тройки НКВД от 8 марта 1938 года Алексей Скоробогатов был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 5 апреля 1938 года. Предполагаемое место захоронения мученика Алексия — полигон Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания Деянием Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего 13—16 августа 2000 года в Москве. День памяти – 23 марта (5апреля).
Весной 1922 года набирает обороты «кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья». Из церкви села Ащерина были изъяты: «…серебряные ризы с чтимых икон, в том числе и с храмового образа св. Иоанна Предтечи, напрестольный серебряный крест, серебряный богослужебный комплект приборов. Всего конфисковали 12 серебряных предметов». В 1925 г. состоялась регистрация «религиозной общины при церкви села Ащерина Иоанно-Предтеченской Московской губернии Можайского уезда Ащеринской волости» с заявлением о сохранении культового здания и имущества в пользовании религиозного общества. По договору от 2 ноября 1925 г. православной общине местный совдеп передал «каменную церковь, крытую железом, с каменной оградой, спереди развалившейся, каменной сторожкой, крытой железом 10×10, каменной часовней 3×3 и деревянным сараем 22×10, крытых железом». Причт храма в 1925 г. состоял из настоятеля священника Василия Александровича Виноградова, 43 лет, проживающего в селе Ащерине. Псаломщика не было. Церковным старостой числился крестьянин деревни Сумароково Павел Петрович Карасев. В списке учредителей религиозной общины упоминаются 50 человек — крестьян разных деревень. В исполнительном органе Иоанно-Предтеченской церкви числилось 11 человек, в основном крестьяне деревень Сумароково и Рябцево. В краткой описи церковно-ризничного имущества в Ащерине упоминались отдельные иконы, колокола, церковная утварь. Перед Великой Отечественной войной в годы гонений в церкви села Ащерина Рузского района служил псаломщиком Григорий Александрович Мошков (1881-07.03.1938), корзинщик корзиночной артели, обретший мученическую кончину на Бутовском полигоне.
После Октябрьской революции. с. Ащерино исчезло из списка населённых пунктов Рузского уезда, его земли были включены в состав с. Сумароково.
До назначения нового настоятеля – с 1999 по 2005 гг. — службы в храме с. Сумароково совершал по совместительству иерей Александр Лесин, священник Покровской церкви в г. Рузе.
С мая 2005 года церковь Иоанна Предтечи стала Патриаршим подворьем, и была приписной к храму святого великомученика и целителя Пантелеймона при ЦКБ №1 ОАО «РЖД». Святейший Патриарх Алексий II назначил иеромонаха Гурия (Фёдорова) (ныне епископ Арсеньевский и Дальнегорский) настоятелем Патриаршего Подворья.
В конце 2007 года произошло удивительное событие. Одному из благотворителей храма рабу Божиему Дионисию был сон, что он строит деревянный храм. И он проснулся с сильным желанием исполнить Божие призвание. Приступил к проекту и собиранию средств. Затем было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на построение деревянного храма в честь иконы Божией Матери “Неувядаемый цвет” близ Предтеченского соборного храма.
Церковь построена по проекту иеромонаха Гурия (Фёдорова) и архитектора Татьяны Кудрявцевой. Это небольшая деревянная церковь с шатровым куполом, украшенным несколькими рядами декоративных бочек и звонницей. По своей архитектуре она очень напоминает знаменитую Покровскую церковь в Кижах. Срублена почти вся из сосны, престол и жертвенник сделаны из кипариса, по образу ветхозаветной скинии. Примечательно, что при постройке здания использовались русские плотницкие инструменты XVII века, воссозданные народными умельцами уже в наше время. Чтобы избежать химической обработки древесины, мастера использовали также восстановленную технологию русской живицы — специальный взвар на основе пчелиного воска, который предохраняет дерево от влаги, кислоты и многих других вредных воздействий.
С августа 2013 г. регулярные богослужения в храме по благословению епископа Воскресенского Саввы стал совершать эконом Новоспасского монастыря иеромонах Сергий (Филиппов). А с 11 января 2014 г. был изменен статус Патриаршего подворья – теперь это Подворье Новоспасского монастыря г. Москвы, настоятелем которого является иеромонах Сергий (Филиппов).