сухотинский монастырь тамбовской области

История возрождения обители

сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть фото сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть картинку сухотинский монастырь тамбовской области. Картинка про сухотинский монастырь тамбовской области. Фото сухотинский монастырь тамбовской областиЛетом 1997 года было положено начало возрождению Сухотинской обители. Монастырь посетил архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений. Осмотрел территорию, уцелевшие постройки и храмы.

В июле 1999г. в храм в честь Иверской иконы Божией Матери был назначен священник Игорь Пашенцев. 10 июля 1999 года отслужили молебен, и провели собрание прихода. Выбрали председателя и казначея. С этого дня, каждый воскресный и праздничный день проходили молебны перед храмом, т.к. к нему не было даже порога.

24 августа 1999 года произошло знаменательное событие. Жители села Сухотинка встречали у себя мироточивую икону Божией Матери «Всех скорбящих радость» из храма села Ивановка Сампурского района. Крестный ход с этой иконой направлялся в областной центр. Вечером служили Всенощное бдение. Икона была оставлена на ночь в Казанской церкви. Утром 25 августа, после молебна, крестный ход проследовал далее через Котовск и Тригуляй в город Тамбов.
В начале октября 1999 года руководству психо-неврологического интерната поступило распоряжение освободить помещение храма и передать его верующим. За две недели было полностью вывезено все имущество, принадлежавшее интернату. Прихожане очистили храм от мусора, разместили принесенные бабушками иконы, из ДСП изготовили временный иконостас. В праздник Покрова Божией Матери отслужили первый молебен под сводами храма. К престольному празднику Иверской иконы Божией Матери, 26 октября, владыка благословил антиминс, была отслужена Божественная Литургия. С этого времени стали проводиться еженедельные Богослужения.

Праздник Покрова Божией Матери 2000 года для Богородице-Знаменской обители стал знаменательной датой.

Рассказывает регент Сухотинского Богородице-Знаменского женского монастыря Галина Лукина:

«Первая наша служба в Сухотинском монастыре. Приехали пораньше, чтобы приготовиться к встрече Владыки и, сразу знакомство с храмом. Разрушенный, без креста, только стены и своды. Полный мрак, окна заложены кирпичом, а три электрические лампочки не могут осветить храм. Первый и единственный пол, который помнил шаги монахинь и принял на себя всю «любовь» новых обитателей, уголь, который хранила в церкви новая власть, краски, растворители, горюче-смазочные материалы и птичий помет, который никому не мешал идти в «светлое будущее». Когда пол очистили, это были толстые доски, с торчащими всюду кованными гвоздями и дырами, в которые проскакивали ноги прихожан. Их наскоро накрыли кусками линолеума. Было несколько старинных икон и один подсвечник-таз с песком. Иконостас из фанеры с наклеенными бумажными иконами. И холод, пробирающий, сырой холод, который станет нашим спутником на долгие годы.
Встретили Владыку, праздник прошел торжественно, радостно, чувствовалось, что что-то должно произойти. Было переживание ожидания. Для кого-то это ожидание пришло в этот день, а кто-то остался в состоянии этого ожидания, полагая труд для будущей обители. Сослужили Владыке священник Игорь Пашенцев и протоиерей Петр Лукин. После Литургии и праздничного молебна о. Игорь ознакомил о. Петра с материальным благосостоянием храма.

С тяжелым чувством осмотрели храм, территорию бывшего монастыря. Один разрушенный подкупольный барабан, на сводах растут трава и деревья. Причем такие многолетние деревья, что их корни пронизывают своды и стены храма и плотно свисают до пола.

сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть фото сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть картинку сухотинский монастырь тамбовской области. Картинка про сухотинский монастырь тамбовской области. Фото сухотинский монастырь тамбовской областиКладка очень пострадала, штукатурка почти не сохранилась. Ступеньки и паперти у входов утрачены вовсе. Территория захламлена и загажена, в воздухе стойкий запах нечистот. Здания психо-неврологического интерната много лет не ухожены. Повсюду развалины брошенных строений. Тягостную картину дополняют свободно гуляющие, плохо одетые, психически больные люди.

сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть фото сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть картинку сухотинский монастырь тамбовской области. Картинка про сухотинский монастырь тамбовской области. Фото сухотинский монастырь тамбовской областиА возле храма, сеткой- рабицей огорожена территория для прогулок буйных. В напутственном слове архиерей благословил потрудиться во славу Божию над восстановлением храма и монастыря, просил не унывать, а надеяться, что с Божией помощью храм и обитель возродятся. Позже Владыка Евгений интересовался жизнью нашего храма, обещал бывать в гостях и не оставлять нас своими святыми молитвами и помощью, которые приходом чувствовались в Его посещениях.»

В праздник Иверской иконы Божией Матери, 26 ноября 2000 года, приход посетил владыка Евгений. Состоялась праздничная служба. Были гости: Романина Лариса Александровна-начальник управления социальной службы области, глава района, духовенство, журналисты. Помолясь, решили вместе восстанавливать монастырь на территории интерната. Последние месяцы уходящего года и весь 2001 год прошли в обсуждениях, согласованиях, встречах, заседаниях, хождениях по кабинетам.

В 2002 году, летом, о. Петр с алтарником по лестнице полезли счищать мусор с кровли. Привязавшись страховочными веревками сняли слой мусора толщиной более метра.

сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть фото сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть картинку сухотинский монастырь тамбовской области. Картинка про сухотинский монастырь тамбовской области. Фото сухотинский монастырь тамбовской областиОткрылись своды храма, еще четыре основания подкупольных барабана, и оказалось, что храм не однокупольный, как думали раньше, а пятикупольный. Господь послал бригаду реставраторов, и начались восстановительные работы на кровле храма.

В канун праздника Рождества Христова, 5 января 2003 года, работы по восстановлению центрального купола подходили к концу и владыка Феодосий благословил поставить на нем Крест. Собрался весь приход, Крест освятили в храме специальным чином, и под пение стихир Воздвижению Креста закрепили на куполе.

сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть фото сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть картинку сухотинский монастырь тамбовской области. Картинка про сухотинский монастырь тамбовской области. Фото сухотинский монастырь тамбовской областиЛетом очистили подвал. Прежние хозяева использовали его для засолки овощей. На полу было много соли, из-за чего на стенах образовался грибок. Чтобы избавиться от него зачищали стены, сняли слой грунта с пола. Настелили дощатый пол. 26 ноября 2003 года встречали владыку Феодосия. Разделив с нами праздник и трапезу, владыка пожелал нам помощи Божией.

сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть фото сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть картинку сухотинский монастырь тамбовской области. Картинка про сухотинский монастырь тамбовской области. Фото сухотинский монастырь тамбовской областиВ 2004 году продолжились восстановительные работы на кровле храма. Сложены еще четыре подкупольных барабана и восстановлена вся кирпичная кладка наверху. Только на это ушло больше вагона кирпича. Полностью построен верх и покрыта крыша оцинкованным металлом. Ошпатлеваны и покрашены барабаны. Освящены еще четыре креста и установлены на остальных куполах. В этом году, по инициативе владыки Феодосия, создан координационный совет. Вместе с главой города посетили монастырь и приняли программу комплексного его возрождения. В конце года Иверский храм был закрыт на капитальный ремонт. Службы совершались в Казанском храме. По благословению владыки Феодосия организована воскресная школа. После воскресной службы желающие познать величие и глубину домостроительства Божия, изучить Закон Божий, узнать тайны духовной жизни остаются в храме. Вначале урока чаепитие с испеченными пирогами, а затем духовная беседа. Занятия проводит протоиерей Петр.

В Иверском храме идет капитальный ремонт. Проведены проводка и отопление, вставлены рамы. С южной, западной и восточной сторон восстановлен балкон. Оштукатурены и ошпатлеваны стены, постелены полы.

сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть фото сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть картинку сухотинский монастырь тамбовской области. Картинка про сухотинский монастырь тамбовской области. Фото сухотинский монастырь тамбовской областиК 2007 году храм приобретает благолепный вид. Установлен временный иконостас, повешены паникадила. Изготовлены и установлены двери и витражи. В канун праздника Иверской иконы Божией Матери стало возможно перейти из Казанского храма в Иверский. Храм был освящен малым чином. С праздничной службы в честь Иверской иконы Божией Матери богослужения совершаются в Иверском храме. Приход ликовал: светло, бело, тепло, чистый светлый пол, красивые двери, просторный балкон — «радость велия!» Крупные иконы, пока, установили на лавках, определили место для молебна и исповеди, установили панихидный стол. Прихожане стали приносить срезанные букеты и горшечные цветы. Слава Богу и Его Пречистой Матери, покровительнице обители!

сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть фото сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть картинку сухотинский монастырь тамбовской области. Картинка про сухотинский монастырь тамбовской области. Фото сухотинский монастырь тамбовской области7 января 2008 года встретили светлый праздник Рождества Христова, а 8 января состоялся Рождественский праздник а воскресной школе. Отец Петр поздравил собравшихся, рассказал об этом событии. Дети и взрослые читали стихи о Рождестве, пели колядки. Пили чай с пирогами, и отец Петр дарил подарки.
Службы в храме совершаются по выходным и праздничным дням. Совершаются требы, проводятся беседы с прихожанами. Ведется так же благотворительная работа. Приход оказывает помощь малообеспеченным семьям.
С приходом весны продолжили реставрацию Иверского храма снаружи. На домовый Казанский храм позолоченный купол с крестом. Начат ремонт двухэтажного привратного корпуса. На первом этаже разместились кухня с трапезной, складские и подсобные помещения, прачечная. На втором- кельи будущих насельниц.

В 2009 году штукатурка стен Иверского храма была завершена. Его покрасили в небесно-голубой цвет. Владыка Феодосий подарил храму большую с подсветкой икону Спасителя. Ее разместили на горнем месте в алтаре.

10 декабря 2010 года, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», монастырь посетил владыка Феодосий. После архиерейской торжественной службы владыка подарил храму старинную икону Божией Матери «Знамение».

Источник

Знаменский Сухотинский женский монастырь

сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть фото сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть картинку сухотинский монастырь тамбовской области. Картинка про сухотинский монастырь тамбовской области. Фото сухотинский монастырь тамбовской области

Знаменский Сухотинский женский монастырь — православный монастырь в Знаменском районе Тамбовской области. Устроен в 1849 году. Закрыт в 1917 году, возвращен Церкви в 1997 году.

Содержание

История [ править ]

В 30-ти км от Тамбова, на берегу реки Нару-Тамбов, в своем имении проживала боголюбивая чета отставного майора Петра Гавриловича и Варвары Александровны Сухотиных. В преклонном возрасте, в пору тяжкой физической болезни, получив благодатное исцеление после усердной молитвы перед иконой Божией Матери «Знамение», супруги дали Богу обет — устроить в своем имении иноческую обитель.

В январе 1818 года в ответ на свою просьбу Петр Гаврилович получает от митрополита Ионы разрешение и благословение на строительство церкви. К осени строительство храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» было завершено. В 1822 году состоялось торжественное освящение храма. Построив затем несколько полукаменных двухэтажных и одноэтажных корпусов для инокинь, в 1825 году Варвара Александровна просит Священный Синод «дозволить ей открыть на своей господской усадьбе женский монастырь», а в 1833 году просит Тамбовский Приказ общественного призрения «дозволить ей учредить в ее доме богадельню». В пользу богадельни Варвара Александровна передает всю свою господскую усадьбу с постройками и каменной оградой, сад, огород, 170 десятин земли. Устроив богадельню, Варвара Александровна просит тамбовскую консисторию переименовать ее в женскую обитель. 28 сентября 1849 года Сухотинская богадельня стала женским общежительным монастырем. Монастырь именовался Богородице-Знаменским Сухотинским женским монастырем 3-го класса. Начальницей монастыря была избрана монахиня Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря Дорофея Кудрявцева, духовная дочь преподобного Серафима Саровского.

В 1917 году пришло страшное лихолетье безбожия, унесшее с собой и великолепие Сухотинского монастыря. Из величественного ансамбля храмов монастыря уцелела единственная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. В советские годы на территории монастыря располагались детская колония, а позже — дом престарелых. В настоящее время здесь размещен психоневрологический диспансер.

Современное состояние [ править ]

Летом 1997 года было положено начало возрождению Сухотинской обители. Монастырь посетил архиепископ Евгений. В 1999 году в Сухотинку был назначен священник. Руководство диспансера использовало церковь под склад, где хранился уголь и ненужное имущество, поэтому первое время приходилось служить молебны на паперти храма.

24 августа 1999 года в стенах монастыря произошло знаменательное событие, когда жители села Сухотинка встречали у себя мироточивую икону Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» из села Тамбовской области, которая Крестным ходом направлялась в город Тамбов. Ночью, когда в Иверском храме перед чудотворным образом духовенством и участниками Крестного хода служился молебен с акафистным чтением, замироточила и Иверская икона Божией Матери, также находившаяся в это время в храме.

С 26 октября 1999 года в храме стали регулярно совершаться богослужения. В 2000 году на престольный праздник Иверской иконы Божией Матери состоялась первая архиерейская служба. В 2002 году после своего назначения на Тамбовскую кафедру Преосвященнейший епископ Феодосий благословил возрождение Сухотинского Богородице-Знаменского женского монастыря. В 2003 году было освящено 5 крестов на главах храма, отстроены заново и покрыты купола, в храм было проведено отопление. По инициативе епископа Феодосия, распоряжением губернатора области О. И. Бетина был образован координационный совет по возрождению Сухотинского женского монастыря. В сентябре 2004 года участники совета посетили монастырь, приняв программу его комплексного возрождения. Сегодня в монастыре ведется работа по передаче епархии уцелевших монастырских келейных корпусов, трапезного корпуса с домовой церковью в честь Казанской иконы Божией Матери.

Храмы [ править ]

сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть фото сухотинский монастырь тамбовской области. Смотреть картинку сухотинский монастырь тамбовской области. Картинка про сухотинский монастырь тамбовской области. Фото сухотинский монастырь тамбовской области

Храм в честь Иверской иконы Божьей матери, вид с центрального входа

Источник

Сухотинский Знаменский женский монастырь

Основание монастыря связано с именем мужа и жены Петра Гавриловича и Варвары Александровны Сухотиных. Одно чудесное событие в жизни этих благочестивых помещиков заставило их всерьез задуматься о судьбе своего имения и о своей посмертной судьбе.
Ко времени этого события Петр Гаврилович, дослужившись до чина майора, вышел в отставку и проживал вместе с женой в своем имении в с. Сухотино Тамбовского уезда. Здесь он серьезно заболел и однажды увидел сон, в котором ему явился старец и, указывая на икону Божией Матери «Знамение», сказал: «Купи себе эту икону, отслужи молебен, и ты будешь здоров». Когда сон повторился у жены помещика, Петр Гаврилович исполнил это повеление старца. Икона была куплена в Тамбове, перед ней отслужили молебен, и отставной майор сразу выздоровел. История со старцем имела свое продолжение. Можно предположить, что старцем был не кто иной как преподобный Серафим Саровский, с которым будущая Сухотинская обитель будет духовно связана. Для самих же Сухотиных этот чудесный случай имел большое значение: они дали обет основать в своем имении монастырь после смерти одного из супругов (смотря, кто останется жив: если он, то мужской, если она, то женский).
Но для начала решили построить корпуса и церковь. Свое намерение они от всех держали в тайне. Сейчас трудно сказать, почему. Случай для основателей монастырей из частных лиц необычный.
В 1818 г. Петр Гаврилович просил разрешения перенести старую Архангельскую церковь с берега реки на кладбище, а на ее месте построить новую Знаменскую с приделами преподобного Петра Афонского и великомученицы Варвары. Разрешение было получено, и с весны 1818 г. начались работы по постройке храма. Однако увидеть завершение начатого дела Сухотину было не суждено: он умер 3 октября 1818 г. Работы, после его смерти, замедлились и были окончены только к 1822 г.
Варвара Александровна, как и было условлено с мужем, через три года после постройки храма, т.е. в 1825 г. просила Святейший Синод позволить открыть монастырь. Она предполагала, что в монастыре будет жить около 42 человек, в том числе и часть отпущенных ею на волю крестьян. В обеспечение будущего монастыря она передавала: усадьбу с 4 десятинами сада и огорода, 45 дес. пахотной земли и 63 дес. лугов, 60 дес. леса. Кроме этого оставляла 40000 р. денежного капитала, проценты с которого должны были стать жалованием монастырского причта и монашествующим. Последнее условие сразу же нарушало основной принцип монашеского общежития. Создается впечатление, что Варвара Александровна открывала не монастырь, а приют для своей престарелой дворни, судьба которой после ее смерти была весьма неопределенной (у Сухотиных не было прямых наследников). В Святейшем Синоде понимали, что те условия, которые устанавливала Варвара Александровна, не были похожи на монастырские и не соответствовали духу монашеской жизни. Однако не отказали в разрешении открыть общину, но только со статусом богадельни. Разрешение это последовало 11 июля 1833 г. Открытие состоялось 14 сентября 1833 г.
В сомнениях духовного начальства сыграло роль и другое обстоятельство. Мы уже писали о том, что супруги Сухотины свое намерение открыть монастырь от всех скрывали и строили храм, объявляя, что он приходской. И вот теперь, когда новая церковь была построена, Варвара Александровна просит именно ее передать общине, а старую деревянную Архангельскую церковь, перенесенную по инициативе Сухотиных на кладбище, сделать приходской. Желание это вызвало резкое возмущение соседей, помещиков-землевладельцев, которые также участвовали в строительстве новой церкви, но как приходской. Конечно же, все основные затраты по строительству несли Сухотины, но и соседи внесли свою лепту, причем не ведая, что строят монастырскую церковь. Поэтому решение Сухотиных было для них неожиданностью. Правящий в то время епископ Тамбовский и Шацкий Арсений (Москвин) и подчиненная ему духовная консистория были на стороне Варвары Александровны. 26 июня 1834 г. консистория своим указом разрешила обратить кладбищенскую церковь в приходскую. Но Синод «счел права Варвары Александровны сомнительными и предложил ей» обратиться в гражданский суд. Дело по открытию монастыря затянулось.
Тем временем к 1833 г. в богадельне проживало уже 50 человек. Во внутренней жизни насельницы пытались следовать пути монашествующих. И сама Варвара Александровна, в меру своих понятий и сил, старалась устроить в своей богадельне монашескую жизнь. Но беда была в том, что Сухотина не знала, как это сделать, так как не имела опыта жизни в монастыре, хотя как паломница, без сомнения, в монастырях бывала. По этой причине внутренняя жизнь богадельни заключалась в атрибутах, характерных для быта всякого благочестивого христианина. Современник об этом пишет так: «Непременно выслушивались вечерние и утренние молитвы, которые читались в покоях Варвары Александровны, и часто ею самою». Кроме этого было установлено поочередное чтение Псалтири и обязательное посещение воскресных и праздничных служб. Как видим, никаких особенных правил, чтения акафистов и канонов, участия в суточном круге богослужений не было. Поэтому нет ничего удивительного в том, что составленные Сухотиной для своей богадельни правила не были утверждены министерством внутренних дел, так как не соответствовали принятым нормам. Вместо них министерство разработало собственный вариант правил, которые и утвердило в 1838 г.
Между тем дело о споре Сухотиной с соседями относительно открытия монастыря в 1840 г. наконец сдвинулось с места. Земля в окрестностях с. Сухотино была не размежевана. Сухотины и их соседи владели ей чресполосно, границы определялись приблизительно. В январе 1840 г. было проведено межевание. Под монастырь выделили 27 дес. 1692 кв. саж. земли. Варвара Александровна выражала радость, «что препятствия к открытию монастыря уничтожились сами собой». Она стала вновь ходатайствовать об открытии монастыря перед Святейшим Синодом. Святейший Синод через обер-прокурора консультировался с министерством юстиции, которое подтвердило, что спор может быть решен только судом. Исчерпав все средства убеждения своих соседей, Варвара Александровна в 1845 г. подает заявление о разборе своего дела в Тамбовский уездный суд. И наконец высшая инстанция – Сенат – 13 марта 1849 г. принимает решение в пользу Сухотиной.
Вслед за разрешением этого земельного спора 18 мая 1849 г старого стиля последовал указ Святейшего Синода об открытии Знаменского Сухотинского женского монастыря. Определялся штат новой обители: 15 монахинь и 15 послушниц.
7 августа 1851 г. умерла В.А. Сухотина, не оставив монастырю практически никаких наличных денежных средств. Однако нельзя винить ее за это. Судебные тяжбы с соседями, содержание богадельни и начатое ещё при ее жизни строительство трапезного храма во имя Казанской иконы Божией Матери требовали много затрат. Не была и размежевана завещанная монастырю земля. Дело по размежеванию тянулось еще вплоть до 1855 г., когда был составлен межевой план. Естественно, все эти заботы легли на плечи начальницы Дорофеи, ставшей в 1852 г. первой игуменией монастыря. Главная задача, которую ей было необходимо, решить – это закончить строительство Казанского храма. К началу 1851 г. он был уже готов, но денег на покупку утвари, церковных риз и богослужебных книг не было. Помогли благотворители. Казанская церковь была освящена 13 сентября 1851 г. В дальнейшем, по мере сил, игумения Дорофея занималась ремонтом монастырских построек.
Период с 1850 по 1870 гг. важен в истории Сухотинского Знаменского монастыря не только в смысле бурного строительства различных сооружений, но, прежде всего, в том отношении, что родилась новая монашеская община со своим своеобразным укладом жизни и традициями. Эта община родилась не без участия преподобного Серафима Саровского: она была им благословлена и от него ведет свое духовное устроение. Благословение было дано обители через ее первую настоятельницу игумению Дорофею, которая дважды была у старца и в одно из этих посещений преподобный Серафим сказал ей: «Устрой у себя богадельню, пусть там прядут и вяжут, а если не смогут, пусть в церковь ходят». В монастыре хранились книжица с дарственной надписью святого и два креста с веригами, принадлежащих ему же.
Ядро новой общины составляли несколько послушниц, пришедшие вместе с игуменией Дорофеей из Нижегородского Крестовоздвиженского женского монастыря, внутренняя жизнь была устроена по уставу этого монастыря; внутренний быт обители характеризовался двумя составляющими: труд и молитва. Было освоено несколько рукоделий: ткание ковров и полотна, разные виды шитья и вышивания, вязание. До 1863 г. эти произведения монастырского рукоделия пользовались спросом по всей стране, особенно в Санкт-Петербурге и Москве.
Характеризуя внутреннюю жизнь обители, современник писал: «Между сестрами господствует патриархальная простота нравов, взаимная любовь и доверчивость, все они как сестры и нежные друзья, нет между ними различий ни в роде, ни в заслугах». Все эти черты сохранялись в дальнейшем и этим отличали Сухотинский монастырь в ряду других Тамбовских женских монастырей.
В монастыре были грамотные монахини, способные обучить началам веры. С 1870 г. здесь существовал приют для девочек-сирот (в 1913 г. в нем проживало 14 человек), а с 1886 г. церковно-приходская школа (в 1913 г. 26 мальчиков и 10 девочек).
С 1903 г. в монастыре действовала иконописная мастерская, одна из лучших в епархии. Обучение в ней было поставлено на серьезную основу: самых способных посылали для обучения в столицу, а те, вернувшись, обучали других.
К 1917 г. в монастыре проживало 300 человек, из них 155 монахинь и 145 послушниц. На территории монастыря располагалось 18 одноэтажных корпусов, 8 двухэтажных, небольшая больница, приют и три церкви (одна из них домовая). Содержалась обитель по большей части трудом ее насельниц: на огородах выращивали овощи, из 700 дес. монастырской пахотной земли 120 дес. засеивали на собственные нужды (остальное сдавалось в аренду), пекли просфоры, читали Псалтирь по усопшим и продавали предметы своих рукоделий.
У окрестного населения монастырь пользовался огромным уважением. Об этом свидетельствуют воспоминания старых жителей с. Петровка Сампурского района. Они рассказывают о том, что ежегодно из Петровки, Княжево, других сел группы паломников-крестьян отправлялись в монастырь.
В монастыре, как недавно ещё открытом, не было особенных древних редкостей, но были святыни, которые благоговейно почитались не только монашествующими, но и окрестными жителями, а также паломниками, прибегающих к ним с молитвою в различных жизненных обстоятельствах, получая помощь в устроении дел и исцеления от болезней.
К особо чтимым святыням относился ковчежец с частицами от камня Гроба Господня и Ризы Господа Иисуса Христа, Саввы Освященного и 12 частиц святых мощей. Находился этот драгоценный ковчежец на резных позолоченных ножках за первым клиросом в Казанской домовой церкви на особом возвышении. В напрестольном серебряном кресте кроме частиц от камня Гроба Господня и Ризы Господа Иисуса Христа, Саввы Освященного были частица от древа Креста Господня и 27 частиц святых мощей угодников Божиих.
Среди многочисленных святых образов были особенно почитаемы были икона Иверской Божией Матери, Милостивая и Троеручица. Иверский образ был написан в 1833 году в Нижнем Новгороде. Икона повторяла размер чудотворного образа, находящегося в Иверской часовни Московского Кремля. На иконе в честь Милостивой Божией Матери Пресвятая Богородица была изображена в полный рост. Икона Божией Матери «Троеручица» была прислана игумении Дорофее в благословение обители со Святого Афона.
Об особом благоговейном отношении к этим святым образам свидетельствуют следующие факты. В 1860 году одна благочестивая госпожа, проездом из Таганрога, остановилась в монастыре. Во время Божественной литургии в Казанском храме, она обращала на эти две иконы особенное благоговейное внимание. После службы госпожа попросила священника отслужить перед этими образами молебен Царице Небесной. Во время молитвенного пения она пламенно со слезами молилась Пресвятой Богородице. После молебна госпожа пошла к игумении монастыря и вручила ей необходимое количество денег на украшение икон. Первый образ она попросила устроить в серебряную ризу, а над вторым – бархатный балдахин. Благодарные за оказанную милость монастырю, игумения с сестрами пожелали узнать кто же эта благодетельница, но в ответ услышали только имя : «Мария». Отчество, фамилия, звание и местожительство этой скромной украсительницы святых образов Сухотинского монастыря не будет известно на земле никогда, лишь исполненное её желание игуменией с сестрами стало невольным напоминанием искренней любви и особого благочестивого почитания к Небесной покровительнице, навсегда вошедши в монастырскую историю, а перед святыми образами с того времени стали гореть неугасимые лампады.
Монастырский список с чудотворной иконы «Троеручица» тоже прославился многими чудесами, особенно после одного события, случившегося в 1828 году. Рядом с монастырем находилась усадьба богатого, молодого и холостого человека, слывшего среди местных помещиков не верующим. В церкви он никогда не бывал, священников у себя не принимал, не постился, не молился и даже иногда кощунствовал над святыней. Молодой барин очень любил охоту и посвящал ей много времени, мало задумываясь о будущем.
Однажды во время осенней охоты он сильно простудил ноги. Богатый помещик пытался лечиться у врачей, но помощи от них не получил: боль усилилась, ноги опухли и покрылись язвами, надежды на выздоровление не было никакой. Уныние молодого человека усилилось предположениями одного из докторов о возможном диагнозе заболевания. Конечности больного стали синеть, врач вынес вердикт: «Гангрена». Страдая от изнуряющих тело болей и представив своё безрадостное будущее, вчерашний любитель беззаботной жизни и праздных увеселений вспомнил ещё недавние картины своего детства, благочестивую и любящую мать, торжественные богослужения, святые образа и свет тихой лампады. В душе молодого человека произошёл переворот. Надеясь на милосердие Божие, он посылает слугу в женскую обитель с просьбой прислать к нему в дом чудотворную икону Троеручицы и отслужить перед ней молебен с водосвятием.
Удивилась матушка-игуменья, но поспешила исполнить просьбу своего соседа. Святую икону в сопровождении священника, дьякона и клиросных монахинь принесли в дом больного, отслужили перед ней водосвятный молебен с чтением акафиста Пресвятой Богородицы. Окропили больного святой водой и посоветовали обтирать ей больные ноги. Во время молебна молодой человек усердно молился, с верой прикладывался к святой иконе, а святую воду попросил поставить себе в изголовье.
После молебна и окропления святой водой он почувствовал облегчение. Жар в ногах поутих, язвы стали бледнеть, а по прошествии нескольких дней больному стало ещё лучше. Он мог уже вставать и потихоньку ходить по комнате. Врач, советовавший отрезать ноги, не мог поверить совершившимся переменам, но признал, что больной скоро совсем выздоровеет. Исцелившись, помещик, прежде всего, посетил Сухотин-ский монастырь и в благодарность подарил обители свою усадьбу, а сам уехал в другое имение.
В память об этой милости Царицы Небесной к несчастному страдальцу, в монастыре по субботам стали читать акафист перед её святой иконой.
С приходом к власти большевиков Сухотинский монастырь постигла участь тысячи других обителей России: в 1918 г. он был официально закрыт. В его стенах почти сразу разместили сельскохозяйственную колонию. Но монахини, главным образом престарелые, продолжали жить в своих келиях. Сестры помоложе вынуждены были покинуть монастырь.
Возможно, уже после 1922–1923 гг. храмы в монастыре были закрыты. С их закрытием духовная жизнь уцелевшей монашеской общины сосредоточилась во все еще действующем приходском Архангельском храме. Служил там последний монастырский священник и духовник отец Иван Образцов.
К 1929 г. Сухотинская колония находилась в ведении Тамбовского окружного комитета социального обеспечения. Здесь было 520 призреваемых и среди них 75 монахинь. Таким образом, монашеская община была еще жива, хотя и состояла из сестер в возрасте от 60 до 80 лет, но дни ее были уже сочтены. Теперь власти действовали решительно. Как писали тогда в документах, «многочисленные советские и профсоюзные работники были возмущены» тем фактом, что 75 немощных старух получает пенсию и живут в колонии. Вина этих несчастных женщин заключалась в том, что они не предали Христа и не изменили своим монашеским обетам. «Многочисленные советские и профсоюзные работники» требовали лишить монахинь пенсий и выселить из колонии, выселить тех, кто прожил в монастыре всю жизнь и другого дома не знал. Их отправили далеко на север в другие колонии, но уже строгого режима, где они и приняли мученическую кончину.
В 1929 году в монастыре уже не было ни одной насельницы, духовная жизнь в нём окончательно прекратилась. Оставшиеся на свободе матушки разъехались по разным городам. Кто-то из них поселился в Тамбове, некоторые уехали в Воронежский монастырь, а часть монахинь переселилась в Караганду.
В опустевшем монастыре сначала располагалась детская колония, во время войны в нём находился госпиталь, потом дом для ветеранов и престарелых, а с середины 60-х годов территорию монастыря занял психо-неврологический интернат.
Комплекс зданий Сухотинского монастыря в общем виде сохранился. Из трех храмов уцелели Иверский и Казанский домовый. С Иверского храма сняли купола, кирпич использовали для строительства Котовского дворца культуры, а сам храм стал хранилищем для одежды. Его поделили на два этажа, построили полки, на которых размещались старые вещи. Казанская домовая церковь была переделана под клуб. Знаменский храм не сохранился, его взорвали в 1930-е годы. Как говорили очевидцы, кирпичным щебнем, оставшимся от этого храма, подсыпали дорогу, ведущую в Котовск.
Начало возрождению Сухотинской обители было положено, когда ее посетил архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений в 1997 году. Через два года в Сухотинку был назначен священник – протоиерей Пётр Лукин. Возрождение Сухотинской обители началось с реставрации Иверского храма. Он на тот момент был уже передан Церкви, но на территории монастыря ещё располагался психо-неврологический диспансер.
24 августа 1999 года в стенах возрождающегося монастыря произошло знаменательное событие. В этот день жители села Сухотинка встречали у себя мироточивую икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость» из села Ивановка Знаменского района. Крестный ход с этой иконой направлялся в областной центр. Ночью, когда в Иверском храме монастыря перед чудотворным образом совершался молебен, замироточила Иверская икона Божией Матери, находившаяся на тот момент в храме.
С момента передачи храма параллельно с реставрационными работами в монастыре не прекращали совершаться молебны. Сначала они служились прямо перед входом в храм, так как в нём не было даже порога. Храм на то время был без крыши, кирпичные своды кровли засыпаны мусором, во время дождя крыша протекала. В храме было сыро, окна заложены кирпичом.
Подвал Иверского храма использовался прежними хозяевами для соления и хранения овощей. На полу было насыпано много соли, из-за которой образовался плесневелый грибок на стенах. Чтобы от него избавиться, пришлось зачищать стены, выкопать на 40 сантиметров землю из подвала, заменить её песком и сделать стяжку пола. Из ДСП был сделан временный иконостас, сколотили престол, архиерей благословил антиминс. 26 октября 1999 года отслужили первую Божественную литургию. В монастыре возобновилась молитва, и продолжилось его дальнейшее восстановление. По инициативе епископа Феодосия, назначенного на Тамбовскую кафедру в 2002 году, распоряжением главы администрации области был образован координационный совет и принята программа комплексного возрождения Сухотинской обители.
С каждым годом монастырь всё более преображался. На сегодняшний момент покрыта крыша на Иверском храме, восстановлены по фундаментным меткам все пять куполов с главками и нержавеющими крестами. Для восстановления четырех куполов, разрушенных до основания, пришлось поднять наверх больше вагона кирпича. Теперь, заново оштукатуренный и выкрашенный в небесно-голубой цвет, он издали поблёскивает своими куполами на солнце.
Внутри храма проведены электрическая проводка и отопление, восстановлены хоры. Для этого по периметру храма с южной, западной и северной сторон построен балкон. Восстановлены и застеклены окна, постелены полы, повешены паникадила, установлен резной иконостас, на стенах – святые образа. Некоторые из икон находились в обители и ранее, до её закрытия. Так, икона Божией Матери «Знамение» – старая монастырская икона, помещенная в новый оклад. Она вернулась в монастырь благодаря епископу Феодосию, подарившему образ на престольный праздник.
По мере освобождения территории монастыря психо-неврологическим диспансером постепенно приводятся в порядок и другие монастырские постройки. На домовую Казанскую церковь установлен позолоченный купол с золотым крестом. Отремонтирован переданный недавно двухэтажный привратный корпус. На первом этаже находятся воскресная школа, кухня, прачечная, складские помещения для хозяйственных нужд, на втором этаже – кельи будущих насельниц. В настоящее время идёт ремонт 2 этажа трапезного корпуса. Монастырь продолжает восстанавливаться.
Источники и библиография:

1. Тамбовские епархиальные ведомости. 1864. №13.
2. ГАТО. Ф. 181. Д. 1222.
3. Отечественные подвижники благочестия. М., 1912.
4. ГАТО. Ф. 181. Д. 1848.
5. ГАТО. Ф. 181. Д. 2134.
6. ГАТО. Ф. Р1. Оп. 1. Д. 1635.
7. ГАТО. Р49. Оп. 1. Д. 801.
8. ЦДНИТО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 19.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *