сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания

В.А. Сухомлинский о труде детей

Советский педагог-новатор Сухомлинский Василий Александрович считал, что одним из самых важных воспитательных методов является труд. Мысли Василия Александровича о трудовом воспитании не потеряли актуальности и сегодня. Именно в труде раскрываются способности, моральные и интеллектуальные силы молодого поколения, формируется личность. Только в процессе трудовой деятельности возникает потребность в общении, в становлении социальных и психологических отношений, деловых взаимоотношений между людьми, взаимопомощи, взаимопонимания, дисциплинированности, согласованности действий и поступков и т.п.. Потребность в труде, привычка и ответственное отношение к труду могут сформироваться лишь при наличии посильных и постоянных трудовых поручений, без принуждения и наказаний.

Трудовое воспитание и процесс обучения взаимосвязаны. Поскольку учение в жизни ребенка занимает главное место, с него, по мнению Сухомлинского, и надо начинать трудовое воспитание. С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду, в частности к труду физическому, и выполнять посильные поручения, которые со временем становятся сложнее и ответственнее. Очень важно, чтобы общественно полезный труд был ребенку в радость.

Когда сегодня говорят о трудовом воспитании, то чаще всего имеют в виду труд физический, труд своими руками. Но это не совсем верный подход. Умственный труд – это не «тоже труд», а тот труд, которому как раз и должна обучать школа. А физический труд при обучении используется как вспомогательный, как стимул к познанию. Василий Александрович так писал о труде:

Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех. Важность трудового воспитания именно в коллективе Сухомлинский подчеркивал много раз в своих работах. И верно, человек всю свою жизнь трудится в коллективе, да и коллектив (настоящий коллектив, а не просто группа людей) человеку нужен для того, чтобы максимально развить свои способности и быть максимально эффективным. Где, как не в коллективе, нужно учиться трудолюбию? Великий педагог считал следующее:

— «Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе. Чем сильнее коллективное чувство уважения к труду, тем эффективнее воспитание каждого школьника»;

— «Воспитательным является только тот производительный труд, в котором гармонически сочетаются индивидуальные и общественные интересы»;

— «В труде раскрывается богатство человеческих отношений».

Индивидуальные и общественные интересы могут сочетаться только в коллективе. Причем в коллективе часто коллективные интересы становятся индивидуальными, ставятся выше собственных.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности самого ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему.

В своем напутствии выпускникам, вступающим в жизнь, он говорил: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше сего бойтесь минуты, когда трудность покажется Вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

Василий Александрович Сухомлинский придерживался мнения, что педагогика – высокое мастерство, основанное на теоретических знаниях, на сознательном использовании объективных закономерностей воспитания, но требующее одновременно проявления индивидуальности учителя, воспитателя, его вдохновения, инициативы, находчивости, изобретательности. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Имя и труды выдающегося советского педагога хорошо известны в нашей стране и за ее пределами. Круг читателей широк и разнообразен: учителя и научные работники, партийные и комсомольские пропагандисты, родители, ищущие в его книгах ответ на порой нелегкие вопросы воспитания детей, и читатели, интересующиеся современными проблемами воспитания. Каждого из них привлекает обширное многообразие литературного наследия педагога-новатора и яркого публициста.

Источник

Воспитательная система В. А. Сухомлинского

сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть картинку сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Картинка про сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть картинку сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Картинка про сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть картинку сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Картинка про сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть картинку сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Картинка про сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания

сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть картинку сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Картинка про сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания

сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть картинку сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Картинка про сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания

Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: лю­бовь к детям.

В. А. Сухомлинский был против одностороннего понимания воспитания только как воздействия на формирующуюся личность. Воспитание законо­мерно включает в себя многообразные явления жизни, все то, что ребенок делает, видит и чувствует: весь уклад жизни, духовные и моральные цен­ности, нравственные отношения между людьми, которые его окружают, их духовную культуру. В. А. Сухомлинский признает два источника воспитания:

1) заранее продуманную воспитательную работу с детьми;

2) сложные явления жизни, взаимоотношения людей, их поступки. Важное положение Сухомлинского заключается в следующем: воспита­ние — не искоренение недостатков, а укрепление в ребенке всего лучшего. Тогда пороки искореняются сами по себе, их «вытесняет бурная поросль достоинств».

Воспитание осуществляется через отношения, в основе которых должны лежать не власть и подчинение — они не вызовут взаимного доверия, по­датливости, — а уважение и любовь.

В. А. Сухомлинский дал глубокий анализ содержанию воспитания. Наря­ду с трудовым, умственным, эстетическим и физическим он во всех педа­гогических трудах обращает особое внимание на нравственное воспита­ние. Главным в нравственном воспитании он считал формирование лич­ного отношения подростка к окружающей действительности, воспитание долга и ответственности перед обществом, перед родителями, перед кол­лективом, перед самим собой — перед совестью.

Эта задача осуществима лишь в том случае, когда ребенка приучают к пре­одолению трудностей, к борьбе, к сдержанности, к самообладанию.

Правильное воспитание пробуждает чувство ответственности и формиру­ет способность, изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. В воспи­тании, по В. А. Сухомлинскому, важно возбудить желание самосовершен­ствования. Связующая воспитателя и воспитанника нить — это искреннее желание воспитанника стать лучше, а воспитателя — видеть воспитанни­ка лучшим, чем он есть сейчас. Такое отношение воспитателя рождает у воспитанника веру в себя, в возможность своего развития.

Идеалом воспитания Павлышской средней школы, которой руководил В. А. Сухомлинский, была всесторонне и гармонически развитая лич­ность, активный участник общественного процесса. Гармония способно­стей и потребностей дает человеку ту полноту духовной жизни, которая осознается и переживается им как счастье.

Проблема эстетического воспитания в школе Сухомлинского решалась следующим образом: здание Павлышской школы утопало в зелени; вдоль дороги, которая вела к школе, высаживались цветы; в кабинетах и классах на стенах висели репродукции картин, неотъемлемым атрибутом каждой классной комнаты были зеленые комнатные растения, а в некоторых — и аквариум.

Что касается трудового воспитания, то оно особенно важно, как отмечал В. А. Сухомлинский, в единстве с интеллектуальной жизнью. Каждой сту­пени интеллектуального развития личности должна соответствовать определенная ступень трудового мастерства, трудовой зрелости.

Так, ученик, решающий на уроке математики сложные задачи, стоит вы­соко по уровню трудового развития: владеет умениями и навыками элект­ромонтажного дела и радиотехники, управляет двигателем внутреннего сгорания, производит наладку металлообрабатывающих станков.

Задачу общеобразовательной школы Сухомлинский видел в том, чтобы воспитать у учеников любовь к знаниям, книге, науке, возможно полнее раскрыть способности каждого юноши и каждой девушки, вступающих в жизнь. Поэтому ученики в старших классах в школе Сухомлинского име­ли возможность выходить за рамки программы того предмета, который интересовал их в наибольшей мере. Сухомлинский говорил о целесооб­разности создания особой программы интеллектуального и трудового раз­вития и совершенствования.

Во многом проблему выявления способностей и задатков в Павлышской средней школе решали кружки, которых насчитывалось около 80 (химия, металлургия, металлообработка, радиотехника, электротехника, автоматика, литература, поэзия, музыка, сельскохозяйственное производство и т. д.). Надо сказать, что наряду с этим кружки решали проблему профессиональ­ной ориентации.

сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть картинку сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Картинка про сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания

Критерий воспитанности, по В. А. Сухомлинскому, — совесть человека, его умение видеть себя глазами других людей и оценивать свое поведение со стороны. Это и рождает желание стать лучше самому и приносить ра­дость другим. Создавая радости для других, человек испытывает гордость за себя. Это очень важный стимул воспитания. Для того чтобы воспитать гуманного человека, отношение воспитателей к детям должно быть гуман­ным. Гуманизм Сухомлинский определял как справедливость, как соче­тание уважения с требовательностью. По-настоящему требовать — значит уметь понять и почувствовать, что ребенку по силам, а что — нет, и помочь ему в его усилиях.

Важный элемент школьного воспитания — самовоспитание. Оно заклю­чается в том, что, познавая окружающий мир — природу, труд, обществен­ную жизнь, — воспитанник познает и самого себя, оценивая свои убежде­ния, поступки, поведение с точки зрения самых высоких идеалов.

Таким образом, Сухомлинский видел суть воспитания в умении вызвать у ребенка оценку своих поступков, в которых отражается отношение к людям и к себе. Воспитание должно стимулировать внутреннюю работу ума и сердца, в процессе которой рождается убежденность человека.

Важной задачей воспитания Сухомлинский считал формирование созна­ния — мировоззренческих, моральных и эстетических понятий, взглядов, убеждений, многогранных побуждений к нравственно значимым поступ­кам. Одна из центральных задач школы — воспитание благородных чувств: любви к Родине, к людям, к труду, к культуре, уважение человеческих до­стоинств каждого, радость сознания и преобразования мира, бескорыст­ное наслаждение культурными богатствами.

Отсюда основным содержанием нравственного воспитания Сухомлин­ский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гума­низм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Какие же методы воспитания рекомендует В. А. Сухомлинский? Он при­дает большое значение воздействию словом. Слово должно быть содер­жательным, иметь глубокий смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставить след в мыслях и в душе воспи­танника. Сам В. А. Сухомлинский написал более тысячи сочинений-миниатюр, посвященных явлениям природы, чувствам, переживаниям.

Очень часто эти сочинения-миниатюры он читал на своих уроках, при­зывая своих учеников думать, размышлять. Воспитание словом осуще­ствлялось и посредством книг. В кабинете литературы Павлышской шко­лы было такое объявление: «Юноши и девушки! Перед вами названия книг, которые вошли в художественную сокровищницу человека. Их надо прочитать несколько раз. Эти книги научат вас жить, откроют пе­ред вами красоту искусства».

Воспитательные задачи осуществляются успешнее, когда школа и семья выдвигают единые требования. Тогда нет раздвоенности, противоречий, которые мешают ребенку разобраться в нравственных понятиях и выбрать четкую линию поведения. Педагогический коллектив Павлышской шко­лы работал совместно с родительским коллективом. Была образована ро­дительская школа, слушатели которой были разделены на 5 групп (по воз­расту детей):

1) дошкольники (5-7 лет);

Занятия в родительской школе проводились два раза в месяц. Основной формой занятий были лекции и беседы директора, завуча и наиболее опыт­ных учителей. Особое внимание уделялось возрастной психологии, пси­хологии личности, теории физического, умственного, нравственного и физического воспитания.

Школа брала под свое покровительство ребенка с дошкольных лет, так как именно в этом возрасте воспитывается жажда знаний, любознательность и пытливость, закладываются основы морали. В своей Школе радости Су­хомлинский учил дошкольников обращать внимание на красоту окружаю­щей природы. Уроки часто проводились в лесу, роще, на лужайке.

Большое значение также придавалось прослушиванию классической музыки. Семью В. А. Сухомлинский считал подлинной школой воспитания люб­ви, сердечности, отзывчивости. Особую роль в ней играет мать. Педагог стремится всеми средствами воспитать у детей глубокое уважение к мате­ри, желание помочь ей своим трудом, заботой. В школе Павлыша были установлены традиции, способствующие формированию чувств любви и уважения к матери: это выращивание цветов, яблонь, кустов роз для нее, проведение праздника Матери.

Среди других традиций, существовавших в Павлышской школе, можно отметить такие:

— встреча семилетних малышей — будущих первоклассников (начало июня); они получали в подарок книгу;

— праздник первого звонка для первоклассников: ученики выпускного класса поздравляют детей, ведут малышей на школьный участок и пе­редают под наблюдение новых школьников деревца, посаженные ког­да-то ими самими 10 лет назад, затем сажают вместе яблоньку;

— праздник последнего звонка для выпускников;

— ежегодные встречи выпускников (30 января);

— праздник девочек (первое воскресенье зимних каникул);

— весенние праздники — праздник песни, праздник цветов, праздник птиц;

— новогодняя елка для самых маленьких;

— зимний праздник снежного городка и т. д.

Павлышская школа Сухомлинского способствовала максимальному рас­крытию способностей и задатков учеников; учителя школы успешно справлялись с задачами воспитания, стоявшими перед ними.

Насколько воспитательная система В. А. Сухомлинского отвечает запросам и потребностям сегодняшнего дня? Может ли существовать школа без наказаний? Почему?

Источник

сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть картинку сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Картинка про сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания

Краткая биография

Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в семье плотника. Мальчик появился на свет в небольшом селе Кировоградской области (Украина). Помимо него, в семье было еще трое детей, и все четверо стали сельскими учителями.

сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть картинку сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Картинка про сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания

Детство мальчика сложно назвать счастливым, ведь после Гражданской войны была вражда, разруха, голод. Сухомлинский закончил Полтавский пединститут, после чего начал преподавать украинский язык и литературу в сельских школах. В годы войны сражался на фронте, в это время его жена и сын находились в оккупации. Они оба погибли, но об этом Сухомлинский узнал только потом. Василий Александрович получил тяжелое ранение, и его комиссовали.

В 1948 году Сухомлинский вступил в должность директора школы. Именно она и стала его экспериментальным полигоном для внедрения следующих проектов:

Свои теории Сухомлинский подробно излагал в статьях и книгах. Его деятельность неоднократно была отмечена наградами.

Основные идеи

Василий Александрович разделял идею сотрудничества в педагогике. Он представлял учебный процесс как дружеское взаимодействие учителя, ученика и его родителей. По мнению Сухомлинского, воспитание должно проходить без наказаний, а получение знаний — не через принуждение.

Василий Александрович предлагал оставлять за детьми право выбора, но вместе с этим ребенок должен нести ответственность за последствия своих поступков. Педагогическая деятельность Сухомлинского позволила разработать экспериментальный метод. Именно он первым предложил проверять любую идею на длительной практике, т. к. это позволяет получить более точные результаты.

Основой педагогической системы Сухомлинского стали такие ценности:

сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть картинку сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Картинка про сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания

Педагогика Василия Александровича предполагала гуманистический подход. Задача учителя — развивать таланты учеников, поддерживать детские начинания и помогать им усваивать знания. Педагог — не надзиратель, но он имеет определенный авторитет.

Педагогика Сухомлинского основывалась на эстетических представлениях. Детей учили видеть красоту природы, развивали в них стремление беречь окружающий мир. Считалось, что родителей ребенка нужно приглашать в школу, но не с целью порицания ученика. Взрослым показывали достижения детей.

Василий Александрович делал центральным объектом личность ребенка. Ее нужно воспринимать цельной, а не как перечень хороших и плохих черт. Также он считал, что воспитание идет в коллективе.

На формирование личности влияет труд — умственный и физический. Без него невозможно получить гармоничного человека. Педагог предложил воспринимать труд как творчество и этому учить детей.

Уникальность методик

Для того чтобы понимать всю ценность идей Василия Александровича, нужно учитывать время, в которое он жил. СССР был тоталитарным государством, и коммунистическое воспитание предполагало авторитарную модель. Но Сухомлинскому удалось привнести идеи гуманизма в педагогику.

сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть картинку сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Картинка про сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания

Педагог предлагал отказаться от оценок — отметки можно использовать только в старших классах. Стимулировать ребенка нужно другими способами, например, поощрением. Василий Александрович признавал личности детей наивысшей ценностью. Он ориентировался на нравственность и духовность.

Не все в советское время разделяли идеи педагога-новатора. Его критиковали в газетах, осуждали, но это не мешало ему делать свое дело. Книги и статьи автора были востребованными среди учителей и воспитателей.

Сегодня идеи Сухомлинского не потеряли актуальности. Многие учителя используют их в своей деятельности. Была даже создана специальная ассоциация, которая детально изучает методики гуманного воспитания, и педагоги России до сих пор следуют ее принципам.

Источник

Реферат «Сухомлинский об экологическом воспитании детей»

сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть картинку сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Картинка про сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания Алина Малова
Реферат «Сухомлинский об экологическом воспитании детей»

План. Стр. Введение 2-3

1. Экологическое воспитание в педагогике. 3-5

2. Сухомлинский об экологическом воспитании детей. 5-9

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Я считаю, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Возможность коренного изменения сложившейся ситуации связана с научной разработкой проблем экологического воспитания на основе выявляемых современными философами и культурологами перспектив перехода человечества к ноосферной цивилизации через утверждение в обществе экокультурных ценностей.

Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания. На каждом возрастном этапе развития личности экологическая культура имеет свои спецеорические характеристики. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей.

1. Экологическое воспитание в педагогике.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, но формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «Экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе.

Человека, наделенного экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Индивидуальные возрастные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

А ведь окружающий детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики и техники, мир вещей, слов, мимики и жестов и, наконец, внутренний мир самого ребенка. И с каждым из этих миров ребенку необходимо установить такие отношения, которые позволили бы ему жить в гармонии с ним, т. е. жить экологично.

В непосредственной и органичной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л. Н. Толстой. По его мнению, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях далекого от идеала общества. К народной педагогике восходят Толстовские идеи воспитания высоконравственной личности, глубокого, органичного соединения человека и природы, привлечение детей к разносторонней трудовой деятельности. В организованной им Яснополянской школе Л. Н. Толстой широко практиковал экскурсии, опыты, предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде.

Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой.

Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В.

Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

2. Сухомлинский об экологическом воспитании детей.

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей, прежде всего, природной средой. Данный опыт и теоретические подходы принадлежат В. А. Сухомлинскому.

Один из методологических принципов педагогической системы В. А. Сухомлинскогочетко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом».

Опыт В. А. Сухомлинского служит ярким доказательством воспитывающего потенциала педагогически организованного взаимодействия ребенка с природой, его собственной добротворческой деятельности в окружающей среде.

Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т. к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.

Ничто так не обогащает человека, как общение с природой. В. А. Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.

Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка», – утверждал В. А. Сухомлинский.

Специфическими движущими силами процесса экологического воспитания младших школьников выступают противоречия между многообразием окружающего мира и небольшим опытом по взаимодействию с ним, знаний о явлениях окружающей жизни. Этим противоречием, наиболее острым в период дошкольного детства младшего и школьного возраста обусловлена та интенсивность, с которой в рассматриваемый период происходит накопление личного опыта, познавательная активность ребенка.

Специфической движущей силой процесса экологического воспитания младших школьников является противоречие между преимущественно негативным опытом по взаимодействию с окружающим миром, который ребенок приобретает «стихийно», и знаниями, ценностями, предлагаемыми ему в целенаправленном педагогическом процессе. Обострение данного противоречия является особенностью нашего времени, конкретно-исторической, экологической ситуации, сложившейся как в нашей стране, так и в масштабах всей планеты. Младший школьник наблюдает мусорные свалки, создаваемые взрослыми, жестокое отношение к животным, безответственность по отношению к окружающим лесам, паркам, в то время как в школе, учреждениях дополнительного образования он узнает о пагубном отношении влиянии подобной деятельности человека на природу, вреде, наносимом собственному здоровью и благополучию, испытывает чувство жалости к животным и растениям, попавшим в беду.

Процесс экологического воспитания младших школьников характеризуется противоречием между интенсивностью освоения ребенком окружающего мира, накопления личного опыта и эффективностью целенаправленных воздействий. Последние, как правило, отступают на второй план перед «стихийным» влиянием окружающей среды.

Процесс освоения ребенком окружающего мира, как и процесс развития личности, является непрерывным и, как уже было отмечено, отличается своей интенсивностью. В связи с этим в экологическом воспитании младших школьников особо важен принцип «опережающего педагогического воздействия», лишь следуя которому возможно обеспечить ребенку позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой и «удержать» в системе целенаправленных воздействий. Принцип «опережения» должен распространятся и на содержание процесса, и формы организации деятельности детей.

Ребенок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Сформированная в этот период наглядно-образная картина является важнейшим фактором развития экологической культуры личности в подростковом возрасте. Игровая творческая деятельность, основанная на опыте взаимодействия с окружающей средой, выступает «второй реальностью» в детском мировосприятии.

Однако, важнейшей закономерностью процесса экологического воспитания младших школьников, выступающей следствием происходящего в данном возрасте осознанного восприятия окружающего мира, является постепенное преодоление ребенком мифологического мироощущения, выделение природы и самого себя как самостоятельных объектов и переход к осознанному взаимодействию с окружающей средой. При этом интенсивность эмоционально-чувственного восприятия не снижается на протяжении всего возрастного периода.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский.

Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно. И в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

1. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М., 1980.

2. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясивин. – Ростова-на-Дону, 1996.

3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой П. Г. – М., 1992.

4. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М., 1999.

5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников / С. Н. Николаева. – М., 2003.

6. Николаева, С. Н. Методические рекомендации для дошкольных учреждений / С. Н. Николаева. – М., 1993.

7. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. – М., 2001.

8. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. – М., 2008.

Изобразительная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста “Если любовь к природе и восторг перед ее красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не.

сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Смотреть картинку сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Картинка про сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания. Фото сухомлинский природа труд творчество как средства обучения и воспитания«Эколята-дошколята». Фотоотчёт об экологическом воспитании детей раннего возраста Наш детский сад – железнодорожный. Поэтому, работая по требованиям ФГОС, мы не забываем о своём непосредственном заказчике. Активно включаясь.

Игра в экологическом воспитании дошкольников На протяжении всего человеческого развития, в жизни ребёнка игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения.

Консультация для педагогов «Игровые технологии» в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановления «Об экологическом образовании обучающихся.

Новые подходы в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание Разработала воспитатель: Теперикова Татьяна Викторовна Экологическое образование – одно их эффективных условий.

Педагогический проект «Использование русского фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» Информационная характеристика проекта Автор проекта: Шайбулатова Светлана Петровна, воспитатель первой младшей группы МДОУ детский сад №.

Сказкотерапия в экологическом воспитании детей Экологическое воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование.

Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников Моделирование в экологическом воспитании дошкольника. Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же.

Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет.

Экспериментально-исследовательская работа «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей» Актуальность выбранной темы исследования «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *