судебная практика уменьшение арендной платы в связи с коронавирусом
Соглашение об уменьшении арендной платы не лишает арендатора права на предоставление ему отсрочки по ее внесению
AerialMike / Depositphotos.com |
По вопросу применения положений об аренде в период применения ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса ВС РФ пояснил, что размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом госвласти субъекта РФ решения о введении режима повышенной готовности или ЧС, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», далее – Закон № 98-ФЗ). При этом заключение арендатором и арендодателем такого соглашения или изменение договора аренды на основании решения суда не лишают арендатора права на предоставление ему отсрочки в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона № 98-ФЗ, в том числе за периоды, предшествовавшие заключению соглашения о снижении арендной платы или вступления в силу соответствующего решения суда.
Относительно предоставления специальной социальной выплаты работникам медорганизаций ВС РФ, основываясь на подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1762, отметил, что помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медпомощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, право на получение такой выплаты имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным COVID-19 не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с таким диагнозом.
На вопрос о распространении моратория на начисление неустоек за несвоевременное или неполное внесение платы по ЖКУ, установленного постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424, на собственников и пользователей нежилых помещений в МКД Суд дал пояснение, что понятие платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлено Жилищным кодексом РФ, а в соответствии со ст. 153 – ст. 154 ЖК РФ равным образом применимо и к собственникам и пользователям нежилых помещений в МКД.
Отдельно разъяснены вопросы, связанные с применением Положения об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, утв. постановлением Правительства РФ от 20 июля 2020 г. № 1073. В частности, указано, что соблюдение досудебного порядка возврата уплаченных по договору о реализации туристского продукта денежных средств, если поездка не состоялась в связи с распространением коронавируса, не является обязательным. Также поясняется, как правильно применять норму о признании заказчика туристской услуги находящимся в трудной жизненной ситуации для возврата ему в течение 90 дней, но до конца 2021 года уплаченных денег за несостоявшийся тур, а также норму о возрасте заказчика 65 лет, по достижении которого такая сумма также может быть возвращена в указанный срок.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Даны разъяснения по вопросам о возврате уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС, введении режима повышенной готовности или ЧС на территории РФ либо ее части. Например, ВС РФ констатировал, что реализация перевозчиком права отказа от исполнения договора воздушной перевозки и возврата пассажиру провозной платы в связи с данным постановлением Правительства РФ не свидетельствует о нарушении прав пассажира, поэтому на перевозчика не может быть возложена ответственность в виде уплаты неустойки, компенсации морального вреда и штрафа (постановление Правительства РФ от 6 июля 2020 г. № 991).
Суд напомнил, что Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, постановлений главных государственных санитарных врачей о госпитализации или об изоляции больных опасными инфекционными заболеваниями и граждан, находившихся в контакте с ними. Если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный соблюдать ограничения, умышленно их не выполняет, то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в ч. 1– ч. 3 ст. 236 УК РФ, он несет уголовную ответственность по данной статье, в том числе при создании реальной угрозы наступления последствий в виде массового заболевания людей.
Также даны иные разъяснения по вопросам применения налогового, уголовно-процессуального, административного законодательства в период пандемии коронавируса.
ВС РФ определил начало изменения обязательств в связи с отсрочкой и уменьшением арендной платы из-за пандемии
DragonImages / Depositphotos.com |
Президиум Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля утвердил второй Обзор разъяснений законодательства о противодействии распространению нового коронавируса в России. В частности, по вопросу определения начала периода предоставления арендатору отсрочки уплаты арендной платы по договору аренды недвижимости, находящейся в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений, ВС РФ пояснил следующее.
В силу п. 3 Требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утв. постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 439 (далее – Требования) отсрочка предоставляется на срок до 1 октября 2020 года, начиная с даты введения режима повышенной готовности или ЧС на территории субъекта РФ. Следовательно, момент изменения обязательства сторон договора аренды недвижимого имущества, заключенного до принятия решения органом госвласти об установлении режима повышенной готовности или ЧС на территории субъекта РФ, определяется, начиная с даты введения такого режима независимо от даты заключения дополнительного соглашения к договору аренды либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к заключению дополнительного соглашения к договору аренды. При этом допсоглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы в 2020 году, должно быть заключено в течение 30 дней со дня обращения арендатора к арендодателю (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон № 98-ФЗ) на условиях, предусмотренных п. 3 Требований.
Обращается внимание, что стороны могут установить и более ранний момент предоставления арендатору отсрочки по арендной плате и иные условия ее предоставления, но они не должны ухудшать положение арендатора по сравнению с установленными Требованиями. Помимо этого, если арендатор не внес арендную плату в размере и в сроки, установленные договором аренды, а арендодатель знал или не мог не знать о деятельности арендатора в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от коронавирусной инфекции (перечень отраслей утвержден постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434), арендодатель может информировать арендатора о наличии у него права на предоставление отсрочки в соответствии с Законом № 98-ФЗ. При этом отсрочка уплаты арендной платы арендатору в соответствии с п. 3 Требований будет предоставлена по умолчанию, даже в случае отсутствия соответствующего информирования от арендодателя или его уклонения от заключения допсоглашения, а также при его поведении, которое дает арендатору основания полагать, что отсрочка будет предоставлена, либо невыдвижения арендодателем возражений на этот счет.
ВС РФ отмечает, что отнесение к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате пандемии коронавируса является достаточным основанием для предоставления отсрочки арендной платы арендатору и установления иных дополнительных оснований для этого не требуется. Однако, если арендодателем будет доказано, что бизнес арендатора не пострадал от пандемии, и его требования являются ничем иным, как проявлением недобросовестного поведения (например, если объект аренды использовался вопреки установленным ограничительным мерам), суд может и отказать в защите принадлежащего арендатору права полностью или частично на основании п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса, п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Что касается определения момента изменения обязательства сторон договора аренды в части уменьшения размера арендной платы на основании ч. 3 ст. 19 Закона № 98-ФЗ, то ввиду прямого указания в данной статье арендатор вправе потребовать уменьшения арендной платы за 2020 год в связи с принятием решения о введении режима повышенной готовности или ЧС на территории субъекта РФ, а именно, с того момента, когда наступила невозможность использования такого имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения допсоглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы. Кроме того, арендатор вправе возражать относительно поданного иска о взыскании арендной платы о том, что арендодатель необоснованно уклонялся от заключения допсоглашения об уменьшении арендной платы. В таком случае арендная плата подлежит взысканию в размере, определяемом на основании требований ч. 3 ст. 19 Закона № 98-ФЗ, например, размер сниженной арендной платы может быть определен с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации.
Также ВС РФ пояснил, что положения ст. 19 Закона № 98-ФЗ применимы и к договорам аренды части недвижимой вещи.
Коронавирусное (не)снижение арендной платы: судебная коррекция или отказ от договора? Или о соотношении ч.3 и 4 ст.19 Закона №98-ФЗ
ВС РФ во втором коронавирусном обзоре практики в ответе на пятый опрос указал, что при недостижении согласия между арендатором и арендодателем по вопросу о снижении арендной платы по ч.3 ст.19 Закона №98-ФЗ суд по требованию арендатора может понудить арендодателя к заключению соглашения о таком изменении или же даже скорректировать размер арендной платы пост-фактум при ее взыскании с арендатора. Таким образом, ВС 30 апреля встал на позицию судебной корректировки размера арендной платы при невозможности использования арендуемого имущества (что, в принципе, соответствует и прежней практике реагирования на невозможность или ухудшение возможности использования по ст.328 и 614 ГК).
Наверное, все-таки, ч.3 и 4 не относятся друг к другу как lex generalis и specialis, а рассчитаны на применение в разных ситуациях:
— ч.3 ст.19 Закона №98-ФЗ применяется в отношении тех периодов времени, когда использование арендуемого имущества по назначению было невозможно или ограничено в связи с установленными противовирусными ограничениями (запрет публичных мероприятий, деятельности отдельных видов организаций, ограничения перемещения людей и т.п. ),
Т.е. ч.4 рассчитана на те случаи, когда арендатор просит снизить арендную плату не в связи с исзменением услдовий пользования арендуемым имуществом, а по обстоятельствам, находящимся за пределами арендных отношений. Естественно, за период ограничений пользования самим арендуемым имуществом он может рассчитывать на снижение платы по ч.3 ст.19. При таком толковании находится место обеим нормам и удается избежать уж совсем явно нелепого предположения о поставлении «наиболее пострадавших» в гораздо худшие, чем «менее пострадавшие», условия.
Здесь правда, возникает и еще один вопрос, а может ли тогда арендатор из числа «наиболее пострадавших», не желая терять обеспечительный платеж, не пользоваться механизмом ч.4 ст.19 Закона №98-ФЗ, а идти в суд и требовать расторжения договора в общем порядке, установленном ст.451 ГК?
Нюансы взыскания арендной платы за период «вынужденных» выходных
Пандемия COVID-19 стала испытанием для рынка коммерческой аренды. Арендаторы из-за «вынужденных» выходных потеряли выручку. Арендодатели массово столкнулись с неплатежами. В некоторых случаях обе стороны пошли по цивилизованному пути, договорившись об отсрочке, расторжении договора или снижении ставок. Но что делать тем, кто не договорился и вынужден участвовать в судебном процессе?
Разбираемся, на что нужно обратить внимание, если защищать свои права и интересы приходится в суде.
Способы взыскания долгов по аренде
Судебные дела о взыскании арендной платы рассматривают в приказном или упрощенном порядке, а также по общим правилам судопроизводства. Выбор того или иного вида зависит как от желания истца, так и от некоторых условий спора.
Виды производств по арендным делам
Вид производства | Сумма иска | Сроки рассмотрения | Особенности |
---|---|---|---|