судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеров

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.07.2018 N 45-АПГ18-6

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 июля 2018 г. N 45-АПГ18-6

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Симонова Анатолия Николаевича, Пошехнова Вячеслава Анатольевича на решение Свердловского областного суда от 22 января 2018 года, которым отказано в удовлетворении их административных исков о признании не действующим в части пункта 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного указом губернатора Свердловской области от 5 июня 2006 года N 458-УГ.

В Положение неоднократно вносились изменения, в том числе указом губернатора Свердловской области от 20 мая 2016 года N 280-УГ, официально опубликованным в установленном порядке в «Областной газете» от 27 мая 2016 года, «Собрании законодательства Свердловской области» от 29 июня 2016 года N 5, были внесены изменения, согласно пункту 2 названного указа вступившие в силу с 1 июля 2016 года, в результате которых пункт 6 данного положения был изложен в следующей редакции:

«6. К ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято:

1) Президентом Российской Федерации;

2) Председателем Правительства Российской Федерации;

3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;

5) руководителями федеральных органов исполнительной власти;

6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

7) Генеральным прокурором Российской Федерации;

8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

К ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для присвоения звания «Ветеран труда» указанной категории граждан, также относятся награды за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также знак «Победитель социалистического соревнования. года» либо знак «Ударник. пятилетки», знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности».

При этом не учитываются награды, учрежденные коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, организационными комитетами всесоюзных и всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, ВЦСПС, Федерацией независимых профсоюзов России, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, а также медали и дипломы Выставки достижений народного хозяйства, почетные грамоты, учрежденные Советом Министров СССР, РСФСР за достижения в социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции, знак «Ударник коммунистического труда», юбилейная почетная грамота ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции», знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, дипломы, подтверждающие ученое звание или ученую степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за участие или победу в спортивных и иных конкурсах и соревнованиях, свидетельства, удостоверяющие исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, именные часы, денежные премии, юбилейные и памятные знаки, значки, медали.».

Симонов А.Н. и Пошехнов В.А. обратились в суд с административными исками о признании не действующим в части приведенного выше пункта 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области (в указанной редакции).

Определением Свердловского областного суда от 27 ноября 2017 года административные дела по административным исковым заявлениям Симонова А.Н. и Пошехнова В.А. объединены для совместного рассмотрения в одно производство.

Административные истцы, уточнив свои требования, в совместном заявлении от 29 декабря 2017 года просили признать не действующим с момента вступления в законную силу решения суда в части пункт 6 Положения, а именно:

— в абзаце первом части 1 слова «К ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1» и «особые», «и продолжительный добросовестный труд»;

— в части 2 слова «награды за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу)»;

— в части 3 слова «знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба».

В обоснование своих требований Симонов А.Н. и Пошехнов В.А. сослались на нарушение оспариваемыми нормами их прав, свобод и законных интересов, поскольку на основании данных положений уполномоченные органы отказали им в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что в качестве основания для его присвоения заявители представили документы, подтверждающие их награждение знаками отличия министерств и ведомств, в которых предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба. По мнению административных истцов, оспариваемые положения противоречат части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», не соответствуют требованиям ясности и правовой определенности. Оспариваемая норма принята губернатором с превышением полномочий, поскольку она фактически устанавливает критерии присвоения звания «Ветеран труда», что является полномочием федерального законодателя, данная норма незаконно дифференцирует и ограничивает круг лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Решением Свердловского областного суда от 22 января 2018 года в удовлетворении административных исков отказано.

В апелляционной жалобе Симонов А.Н. и Пошехнов В.А. просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Основного Закона Российской Федерации).

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.

Пунктом 1.1 этой же статьи предусмотрено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4).

Законом Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются нормативным правовым актом Свердловской области, издаваемым губернатором Свердловской области (статья 11).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах своей компетенции, в соответствии с установленным порядком и с соблюдением предусмотренной процедуры, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права заявителей не нарушает.

Такие выводы суда первой инстанции являются правильными в отношении оспариваемого пункта 6 Положения в приведенной выше редакции от 20 мая 2016 года в части слов, содержащихся в абзаце первом части 1 и в части 2 названного пункта, поскольку в данной части оспариваемая норма по существу воспроизводит приведенные выше положения федерального закона и не может рассматриваться как противоречащая ему и нарушающая права заявителей. Судебная коллегия при таком положении не находит оснований не согласиться с суждением суда о том, что оспариваемый пункт в данной части не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу.

Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

В свою очередь, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый пункт 6 Положения в части слов «знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба» соответствует федеральному законодательству, издан губернатором Свердловской области в пределах предоставленных полномочий и не нарушает права административных истцов, является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.

В силу положений статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут определяться порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда». Критерии, в соответствии с которыми лица могут быть отнесены к категории «Ветеран труда», определены данным федеральным законом.

К таким критериям Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ относит награждение лица ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе), продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

При этом, внося Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах» и вводя их в действие с 1 июля 2016 года, в том числе приведенные выше критерии, федеральный законодатель установил, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (часть 3 статьи 8).

Следовательно, административный ответчик, исключая знаки отличия министерств и ведомств, в которых предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, из перечня ведомственных знаков отличия в труде (службе), учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», превысил свои полномочия, сократив круг граждан, имеющих право на присвоение данного звания в силу положений федерального закона.

Суд первой инстанции указанные противоречия не учел, оставив без внимания, что оспариваемые положения ограничивают права граждан, работающих (работавших) в министерствах и ведомствах, в которых предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба по трудовому договору, государственных гражданских служащих, проходящих (проходивших) такую службу по контракту, и награжденных в данных организациях знаками отличия, а также граждан, которые по состоянию на 30 июня 2016 года имели право на присвоение звания «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда в части отказа в признании не действующим пункта 6 Положения в части слов «знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба» является незаконным и подлежит отмене.

В административном иске Пошехнов В.А. заявил ходатайство, поддержанное его представителем в судебном заседании суда апелляционной инстанции, о возмещении судебных расходов, связанных с рассмотрением настоящего административного дела, в размере 50 000 рублей и расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Процессуальный закон предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, в том числе относятся расходы на оплату услуг представителей (статьи 103, 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно статье 111 названного выше кодекса стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных процессуальным законом.

В силу положений статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 10 и 11 постановления от 21 января 2016 года N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснил, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

В подтверждение понесенных судебных расходов административный истец представил договор оказания юридических услуг от 9 октября 2017 года, расписку о получении денежных средств за оказание юридических услуг в размере 50 000 рублей, квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Учитывая характер настоящего дела, объем оказанных представителями Пошехнова В.А. юридических услуг, продолжительность их участия в судебных заседаниях, Судебная коллегия, частично удовлетворяя апелляционную жалобу административных истцов, приходит к выводу о чрезмерности предъявленного к возмещению размера расходов и, исходя из принципа разумности и обоснованности судебных расходов, считает возможным заявленное ходатайство удовлетворить частично, взыскав с губернатора Свердловской области в пользу Пошехнова В.А. расходы на оплату услуг представителей в размере 25 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

решение Свердловского областного суда от 22 января 2018 года в части отказа в признании недействующим пункта 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного указом губернатора Свердловской области от 5 июня 2006 года N 458-УГ, в части слов «знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба» отменить и принять в указанной части новое решение об удовлетворении требований Симонова Анатолия Николаевича и Пошехнова Вячеслава Анатольевича.

Признать пункт 6 названного Положения в части слов «знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба» не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение Свердловского областного суда от 22 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Симонова Анатолия Николаевича, Пошехнова Вячеслава Анатольевича без удовлетворения.

Взыскать с губернатора Свердловской области в пользу Пошехнова Вячеслава Анатольевича за счет казны Свердловской области судебные расходы на оплату услуг представителей в размере 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Источник

Судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеров

судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеров. Смотреть фото судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеров. Смотреть картинку судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеров. Картинка про судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеров. Фото судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеров

судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеров. Смотреть фото судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеров. Смотреть картинку судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеров. Картинка про судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеров. Фото судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеров

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеров. Смотреть фото судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеров. Смотреть картинку судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеров. Картинка про судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеров. Фото судебная практика по ветеранам труда для военных пенсионеровОбзор документа

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2018 г. N 58-КГ18-27 Суд отменил вынесенные ранее судебные акты и направил дело о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку вывод нижестоящих судов о том, что заявительница не имеет права на присвоение данного звания, противоречит правовому регулированию спорных отношений, направленному на учёт трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 октября 2018 г. гражданское дело по иску Цыбули Татьяны Шабановны к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», об учёте награждения Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации как награждения ведомственным знаком отличия в труде, о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение

по кассационной жалобе Цыбули Т.Ш. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 5 сентября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2018 г., которыми в удовлетворении исковых требований Цыбули Т.Ш. отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Цыбуля Т.Ш. 15 июня 2017 г. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в присвоении ей звания «Ветеран труда», об учёте награждения Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации как награждения ведомственным знаком отличия в труде, о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение.

В обоснование заявленных требований Цыбуля Т.Щ. указала, что она осуществляет трудовую деятельность в сфере здравоохранения, в этой сфере имеет стаж работы более 34 лет, с 2006 года получает пенсию по старости.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2016 г. N 935-п Цыбуля Т.Ш. награждена Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд.

Ранее Цыбуля Т.Ш. неоднократно поощрялась за высокие профессиональные качества, многолетний добросовестный труд по охране здоровья населения, а также за добросовестную трудовую деятельность в честь Дня медицинского работника.

Полагая, что имеющиеся у неё награды, а также необходимая продолжительность страхового стажа (более 34 лет работы в сфере здравоохранения) дают ей право на присвоение звания «Ветеран труда», Цыбуля Т.Ш. 11 января 2017 г. обратилась в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

Министерством социальной защиты населения Хабаровского края по поручению Правительства Хабаровского края также были рассмотрены обращения Цыбули Т.Ш. к Президенту Российской Федерации о несогласии с отказом в присвоении ей звания «Ветеран труда». Письмом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 10 мая 2017 г. Цыбуле Т.Ш. сообщено, что в период с 1 июля 2016 г. по 20 марта 2017 г. ведомственным знаком отличия за заслуги в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», являлся только нагрудный знак «Отличник здравоохранения» (знак выдавался за продолжительную работу не менее 15 лет в сфере здравоохранения), вследствие чего оснований для повторного рассмотрения комиссией по присвоению звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Хабаровского края» вопроса о присвоении ей данного звания не имеется.

Цыбуля Т.Ш. просила суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Хабаровского края в присвоении ей звания «Ветеран труда», учесть награждение Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации как ведомственным знаком отличия в труде, признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда» и возложить на Министерство социальной защиты населения Хабаровского края обязанность присвоить ей звание «Ветеран труда», выдать соответствующее удостоверение.

Представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края в суде исковые требования не признал.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 5 сентября 2017 г. Цыбуле Т.Ш. отказано в удовлетворении иска.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2018 г. указанное решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Цыбулей Т.Ш. ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 27 июля 2018 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 27 сентября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела истец Цыбуля Т.Ш., от которой поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, и представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, не представивший сведений о причинах неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли: на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.

Судом установлено, что Цыбуля Т.Ш. более 34 лет работает в сфере здравоохранения. В настоящее время Цыбуля Т.Ш. осуществляет трудовую деятельность в краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Ванинская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе обще-больничного персонала.

С 2006 года Цыбуля Т.Ш. является получателем страховой пенсии по старости.

За время своей трудовой деятельности Цыбуля Т.Ш. неоднократно награждалась, в том числе в 2003 и 2016 годах Почётными грамотами главы Ванинского муниципального района Хабаровского края, за добросовестный многолетний труд в деле охраны здоровья населения Ванинского района, за высокие профессиональные качества и в связи с Днём медицинского работника.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2016 г. N 935-п за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд Цыбуля Т.Ш. награждена Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Полагая, что данные награды, а также необходимая продолжительность трудового стажа в сфере здравоохранения дают ей право на присвоение звания «Ветеран труда», Цыбуля Т.Ш. 11 января 2017 г. обратилась в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

Решением комиссии Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 31 января 2017 г. N 2, утверждённым приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 22 февраля 2017 г. N 41-П, Цыбуле Т.Ш. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации (приказ о награждении от 28 октября 2016 г. N 935-п) не относится к государственным наградам либо ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), учреждённым федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

О принятом комиссией решении Цыбуля Т.Ш. проинформирована письмом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 6 марта 2017 г., в котором указано, что на момент её награждения Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации в Положении о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации отсутствовало условие о награждении работников за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.

Министерством социальной защиты населения Хабаровского края по поручению Правительства Хабаровского края также рыли рассмотрены обращения Цыбули Т.Ш. к Президенту Российской Федерации о несогласии с отказом в присвоении звания «Ветеран труда». Письмом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 10 мая 2017 г. Цыбуле Т.Ш. было разъяснено, что с 1 июля 2016 г. основанием для присвоения звания «Ветеран» труда являются документы, подтверждающие награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо почетными званиями СССР либо Российской Федерации, либо почетными грамотами Президента Российской Федерации, либо ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики); трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. В письме также указывалось на то, что в Положении о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 10 августа 2012 г. N 78н (в редакции от 29 января 2013 г.) на момент награждения Цыбули Т.Ш. отсутствовало условие о награждении такой грамотой за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). По мнению комиссии, в период с 1 июля 2016 г. по 20 марта 2017 г. единственным знаком отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» являлся нагрудный знак «Отличник здравоохранения».

Разрешая спор и отказывая Цыбуле Т.Ш. в удовлетворении иска о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Хабаровского края в присвоении ей звания «Ветеран труда», об учёте награждения Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации как награждения ведомственным знаком отличия в труде, о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия», Положением о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 78н, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н «О ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», и о внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации». Сославшись на указанные нормативные правовые акты, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что на момент награждения Цыбули Т.Ш. Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации (28 октября 2016 г.) эта награда не являлась ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» как не отвечающая требованиям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав на то, что несмотря на наличие у Цыбули Т.Ш. стажа работы в области здравоохранения более 34 лет, она не вправе претендовать на звание «Ветеран труда» на основании имеющейся у неё Почётной грамоты Министерства здравоохранения Российской Федерации, которой она награждена 28 октября 2016 г., поскольку эта награда до вступления в силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н не относилась к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награждённые орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые почётными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся, в частности, и лица, награждённые ведомственными знаками отличия в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).

В силу подпункта «б» пункта 2 статьи 1 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 254 ветеранами труда являются лица, награждённые орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые почётными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Согласно части 1 статьи 5 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 254 основанием для присвоения звания «Ветеран труда)) лицам, указанным в подпункте «б» пункта 2 статьи 1 названного закона, являются документы, подтверждающие в том числе награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (пункт 1 части 1 статьи 5); трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (пункт 2 части 1 статьи 5).

Пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», которым она дополнена Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ и вступившем в силу с 1 июля 2016 г., определено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Положение устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия (пункт 1 Положения).

Согласно пункту 2 Положения знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия. Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учётом требований настоящего Положения (пункт 3 Положения).

Пунктом 6.2 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации определено, что Министерство здравоохранения Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», и иные ведомственные награды и награждать ими работников Министерства! подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.

Как установлено судами, Цыбуля Т.Ш. была награждена Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2016 г. N 935-п.

На момент награждения Цыбули Т.Ш. правовой статус Почётной грамоты Министерства здравоохранения Российской Федерации был определён приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации», которым Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации в числе других) наград (нагрудный знак «Отличник здравоохранения», медаль «За заслуги перед отечественным здравоохранением») была отнесена к ведомственным наградам Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации (приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 78н) в редакции, действовавшей на момент награждения Цыбули Т.Ш. 28 октября 2016 г., Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации являлась ведомственной наградой, которой награждаются работники организаций здравоохранения, независимо от форм собственности, за многолетний добросовестный труд, имеющие стаж работы в отрасли здравоохранения не менее 10 лет, в том числе в данной организации не менее 3 лет.

Награждение Почётной грамотой производится в соответствии с приказом Министра здравоохранения Российской Федерации (пункт 4 Положения о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации).

При утрате Почётной грамоты её дубликат не выдаётся (пункт 8 Положения о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации).

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия» Министерством здравоохранения Российской Федерации 15 февраля 2017 г. издан приказ N 54н «О ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», и о внесении Изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации oт 10 августа 2012 г. N 78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации», вступивший в силу 20 марта 2017 г.

Пунктом 1 названного приказа в качестве ведомственного знака отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда», установлена Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации. Этим же приказом Положение о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждённое приказом Министерству здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 78н, изложено в новой редакции.

Пунктом 1 Положения о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации (в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н) установлено, что Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации является ведомственной наградой, которой Награждаются лица, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, указанные в преамбуле названного приказа, за многолетний добросовестный труд.

Лица, представляемые к награждению Почётной грамотой, должны одновременно соответствовать следующим требованиям: Стаж работы в сфере здравоохранения не менее 15 лет, в том числе в органе (организации), представляющем ходатайство, не менее 3 лет; наличие у кандидата иных наград и (или) поощрений Министерства здравоохранения Российской Федерации и (или) Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; наличие профессиональных заслуг в сфере здравоохранения (сведения о поощрениях и награждениях за эффективную и добросовестную трудовую деятельность, об участии во всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах профессионального мастерства и (или) иные сведения); отсутствие не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; отсутствие неснятого дисциплинарного взыскания.

Повторное награждение Почётной грамотой не производится. При утрате Почётной грамоты дубликат не выдаётся (пункт 10 Положения о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н).

Из изложенного следует, что Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации на момент награждения ею Цыбули Т.Ш. (28 октября 2016 г.) и на момент обращения Цыбули Т.Ш. 11 января 2017 г. в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» была ведомственной наградой за многолетний добросовестный труд в отрасли здравоохранения, то есть являлась ведомственным знаком отличия в труде. С 20 марта 2017 г. Министерством здравоохранения Российской Федерации в порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 578 был определён новый правовой статус Почётной грамоты Министерства здравоохранения Российской Федерации, а именно установлено, что Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской федерации является единственным ведомственным знаком отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Между тем судебные инстанции вследствие неправильного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия награждения ведомственными знаками отличия за заслуги в труде и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности, дающими в совокупности с другим условием (наличие трудового (страхового) стажа определённой продолжительности) право на получение звания «Ветеран труда», пришли к ошибочному выводу о том, что Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации, которой была награждена Цыбуля Т.Ш. 28 октября 2016 г., в этот период не относилась к ведомственным знакам отличия в труде, дающим при наличии других условий право на присвоение звания «Ветеран труда».

Судебными инстанциями, отказавшими Цыбуле Т.Ш. в удовлетворении иска, также не принято во внимание, что в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н и Положении о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации в редакции данного приказа отсутствует норма о том, что правом на присвоение звания «Ветеран труда» обладают только лица, которые были награждены Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации после 20 марта 2017 г. (даты вступления в силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н). Кроме того, повторное награждение Почётной грамотой согласно пункту 10 Положения о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации (в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н) не производится.

С учётом изложенного вывод судебных инстанций о том, что Цыбуля Т.Ш. не имеет права на присвоение звания «Ветеран труда», противоречит правовому регулированию спорных отношений, направленному на учёт трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями Норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения Невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:

решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 5 сентября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2018 г. отменить.

ПредседательствующийПчелинцева Л.М.
СудьиВавилычева Т.Ю.
Кириллов В.С.

Обзор документа

Проработавший более 34 лет в здравоохранении врач, у которого есть Почетная грамота Минздрава России, имеет право на звание «Ветеран труда».

Верховный Суд счел, что нижестоящие инстанции неправомерно отказали врачу в этом праве.

Врач получил грамоту за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд до издания приказа о ведомственном знаке отличия Минздрава, который дает право на указанное звание. Однако это не означает, что на момент награждения врача она к таким знакам не относилась.

Суды же ошибочно решили, что до вступления в силу упомянутого приказа право на звание ветерана давал медикам только нагрудный знак «Отличник здравоохранения».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *