судебная практика по пособиям гражданам имеющим детей
Суд признал право на пособие по уходу за ребенком сотрудницы, работающей на четырех местах работы
DmitryPoch / Depositphotos.com |
Во время отпуска по уходу за ребенком работнице было предоставлено право приступить к работе на условиях неполного рабочего времени на 0,5 ставки с сохранением права на получение пособия по уходу за ребенком. В ходе проверки ФСС России России было установлено, что после рождения ребенка работница, помимо работы в этой организации, была трудоустроена по внешнему совместительству в три другие медицинские организации, расположенные в различных населенных пунктах, находящихся на значительном расстоянии от места ее проживания, работала в них дистанционно, пособие по уходу за ребенком в таких организациях не получала (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16 октября 2020 г. № Ф04-4271/20).
Исчислив суммарно общую продолжительность рабочего времени по всем медицинским организациям, в которых была трудоустроена работница, Фонд сделал вывод о том, что назначение и выплата пособий в связи с материнством производились страхователем с нарушением действующего законодательства. По мнению Фонда, условия для выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет не были соблюдены, поскольку работница в период отпуска по уходу за ребенком полноценно работала и получала заработную плату, превышающую доход до наступления страхового случая, фактически же уход за ребенком осуществлял иной член семьи, в связи с этим выплата пособия приобрела характер дополнительного материального стимулирования, а не компенсации утраченного заработка.
В результате решением Фонда со страхователя были взысканы расходы по выплате пособия по уходу за ребенком. Не согласившись с решением Фонда, организация обратилась в суд. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности оспариваемого решения Фонда.
Однако кассационный суд признал решения судов нижестоящих инстанций неверными. Суд пояснил, что, работая на 0,5 ставки в организации, работница самостоятельно осуществляла уход за ребенком, находившимся на естественном вскармливании до 1,5 лет, что подтверждено представленными в дело справками участкового терапевта (о нахождении ребенка на естественном вскармливании до 1,5 лет), выпиской из домовой книги, справкой ТСЖ о самостоятельном осуществлении матерью ухода за своими детьми, прогулках с ними на придомовой территории. При этом другим членам семьи отпуск по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет не предоставлялся, пособие по уходу за ребенком не назначалось и не выплачивалось.
Работа в других медицинских организациях носила дистанционный характер, выполнялась удаленно на дому, что, по мнению суда, не исключает право на получение пособия при условии самостоятельного осуществления работником ухода за ребенком. Как пояснил кассационный суд, при определении суммарной продолжительности рабочего времени в течение дня в четырех медицинских организациях, в одной из которых сотрудница работала на условиях неполного рабочего времени, в трех других – дистанционно, Фондом и судами не учтены особенности дистанционной работы, которая не предусматривает пребывание работника на рабочем месте в течение определенного количества часов, а также не принято во внимание то, что фактическое присутствие работницы по местам нахождения работодателей, то есть в медицинских организациях, расположенных на значительном удалении друг от друга в течение одного рабочего дня объективно невозможно.
Выводы судов и Фонда об отсутствии у работницы утраченного заработка в связи с увеличением ее суммарного дохода в период работы после наступления страхового случая кассационный суд также признал несостоятельными. Так, назначение выплачиваемого работнику пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет состоит в компенсации утраченного заработка застрахованного лица, то есть того заработка, который имелся у него на момент наступления страхового случая, исходя из которого исчислен размер пособия и который утрачен в связи с необходимостью ухода за малолетним ребенком. Трудоустройство на дистанционную работу в иные организации после наступления страхового случая не компенсирует утраченный застрахованным лицом заработок и не прекращает право работника на получение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет при условии продолжения фактического полноценного осуществления ухода за малолетним ребенком. Общество как страхователь при исчислении и выплате пособия по уходу за ребенком не могло учитывать обстоятельства, возникшие после наступления страхового случая, с которым законодатель связывает право застрахованного лица на получение пособия.
В итоге кассационный суд решения судов нижестоящих инстанций отменил, а требование организации о признании недействительным решения Фонда удовлетворил.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Со своей стороны отметим, что ч. 3 ст. 256 Трудового кодекса предусмотрена возможность работы сотрудника в период его нахождения в отпуске по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени. Каких-либо ограничений при работе на условиях совместительства (как внешнего, так и внутреннего) данной нормой не предусмотрено. В связи с этим, на наш взгляд, работник вправе работать на условиях совместительства с сохранением права на выплату пособия по уходу за ребенком по основному месту работы. Такой же позиции придерживаются специалисты региональных отделений ФСС России.
Вместе с тем право на пособие обусловлено именно осуществлением застрахованным лицом уходом за ребенком. Если фактически названный уход осуществляет другое лицо, это лишает работника право на пособие. В связи с этим специалисты Фонда нередко анализируют условия заключенных работником трудовых договоров с целью определения того, сохраняется ли у него возможность осуществления ухода за ребенком. Например, можно встретить мнение о том, что работник сохраняет право на пособие по уходу за ребенком лишь тогда, когда суммарная продолжительность рабочего времени (на основной работе и на работе по совместительству) меньше нормальной продолжительности рабочего времени (смотрите, например, ответы Тверского регионального отделения ФСС России). Специалисты ФСС России полагают, что, когда продолжительность ежедневного рабочего времени (суммированная по нескольким трудовым договорам) составляет полный восьмичасовой рабочий день или больше, работник не имеет возможность осуществлять фактический уход за ребенком, так как большая часть времени застрахованного лица посвящена именно трудовой деятельности.
Детские пособия
FamVeld / Shutterstock.com |
В России установлена система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Виды пособий гражданам, имеющим детей:
Все эти пособия освобождены от налогообложения. Они ежегодно индексируются в соответствии с уровнем инфляции в порядке, установленном федеральным законом, кроме ежемесячного пособия на ребенка, которое индексируется в порядке, установленном субъектом РФ.
Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
Последняя актуализация: 2 июня 2020 г.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Суд признал право на пособие по уходу за ребенком сотрудницы, работающей на четырех местах работы
DmitryPoch / Depositphotos.com |
Во время отпуска по уходу за ребенком работнице было предоставлено право приступить к работе на условиях неполного рабочего времени на 0,5 ставки с сохранением права на получение пособия по уходу за ребенком. В ходе проверки ФСС России России было установлено, что после рождения ребенка работница, помимо работы в этой организации, была трудоустроена по внешнему совместительству в три другие медицинские организации, расположенные в различных населенных пунктах, находящихся на значительном расстоянии от места ее проживания, работала в них дистанционно, пособие по уходу за ребенком в таких организациях не получала (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16 октября 2020 г. № Ф04-4271/20).
Исчислив суммарно общую продолжительность рабочего времени по всем медицинским организациям, в которых была трудоустроена работница, Фонд сделал вывод о том, что назначение и выплата пособий в связи с материнством производились страхователем с нарушением действующего законодательства. По мнению Фонда, условия для выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет не были соблюдены, поскольку работница в период отпуска по уходу за ребенком полноценно работала и получала заработную плату, превышающую доход до наступления страхового случая, фактически же уход за ребенком осуществлял иной член семьи, в связи с этим выплата пособия приобрела характер дополнительного материального стимулирования, а не компенсации утраченного заработка.
В результате решением Фонда со страхователя были взысканы расходы по выплате пособия по уходу за ребенком. Не согласившись с решением Фонда, организация обратилась в суд. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности оспариваемого решения Фонда.
Однако кассационный суд признал решения судов нижестоящих инстанций неверными. Суд пояснил, что, работая на 0,5 ставки в организации, работница самостоятельно осуществляла уход за ребенком, находившимся на естественном вскармливании до 1,5 лет, что подтверждено представленными в дело справками участкового терапевта (о нахождении ребенка на естественном вскармливании до 1,5 лет), выпиской из домовой книги, справкой ТСЖ о самостоятельном осуществлении матерью ухода за своими детьми, прогулках с ними на придомовой территории. При этом другим членам семьи отпуск по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет не предоставлялся, пособие по уходу за ребенком не назначалось и не выплачивалось.
Работа в других медицинских организациях носила дистанционный характер, выполнялась удаленно на дому, что, по мнению суда, не исключает право на получение пособия при условии самостоятельного осуществления работником ухода за ребенком. Как пояснил кассационный суд, при определении суммарной продолжительности рабочего времени в течение дня в четырех медицинских организациях, в одной из которых сотрудница работала на условиях неполного рабочего времени, в трех других – дистанционно, Фондом и судами не учтены особенности дистанционной работы, которая не предусматривает пребывание работника на рабочем месте в течение определенного количества часов, а также не принято во внимание то, что фактическое присутствие работницы по местам нахождения работодателей, то есть в медицинских организациях, расположенных на значительном удалении друг от друга в течение одного рабочего дня объективно невозможно.
Выводы судов и Фонда об отсутствии у работницы утраченного заработка в связи с увеличением ее суммарного дохода в период работы после наступления страхового случая кассационный суд также признал несостоятельными. Так, назначение выплачиваемого работнику пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет состоит в компенсации утраченного заработка застрахованного лица, то есть того заработка, который имелся у него на момент наступления страхового случая, исходя из которого исчислен размер пособия и который утрачен в связи с необходимостью ухода за малолетним ребенком. Трудоустройство на дистанционную работу в иные организации после наступления страхового случая не компенсирует утраченный застрахованным лицом заработок и не прекращает право работника на получение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет при условии продолжения фактического полноценного осуществления ухода за малолетним ребенком. Общество как страхователь при исчислении и выплате пособия по уходу за ребенком не могло учитывать обстоятельства, возникшие после наступления страхового случая, с которым законодатель связывает право застрахованного лица на получение пособия.
В итоге кассационный суд решения судов нижестоящих инстанций отменил, а требование организации о признании недействительным решения Фонда удовлетворил.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Со своей стороны отметим, что ч. 3 ст. 256 Трудового кодекса предусмотрена возможность работы сотрудника в период его нахождения в отпуске по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени. Каких-либо ограничений при работе на условиях совместительства (как внешнего, так и внутреннего) данной нормой не предусмотрено. В связи с этим, на наш взгляд, работник вправе работать на условиях совместительства с сохранением права на выплату пособия по уходу за ребенком по основному месту работы. Такой же позиции придерживаются специалисты региональных отделений ФСС России.
Вместе с тем право на пособие обусловлено именно осуществлением застрахованным лицом уходом за ребенком. Если фактически названный уход осуществляет другое лицо, это лишает работника право на пособие. В связи с этим специалисты Фонда нередко анализируют условия заключенных работником трудовых договоров с целью определения того, сохраняется ли у него возможность осуществления ухода за ребенком. Например, можно встретить мнение о том, что работник сохраняет право на пособие по уходу за ребенком лишь тогда, когда суммарная продолжительность рабочего времени (на основной работе и на работе по совместительству) меньше нормальной продолжительности рабочего времени (смотрите, например, ответы Тверского регионального отделения ФСС России). Специалисты ФСС России полагают, что, когда продолжительность ежедневного рабочего времени (суммированная по нескольким трудовым договорам) составляет полный восьмичасовой рабочий день или больше, работник не имеет возможность осуществлять фактический уход за ребенком, так как большая часть времени застрахованного лица посвящена именно трудовой деятельности.
Судебный вердикт: когда ФСС не возместит организации пособие по беременности и родам
Предмет спора : организация выплатила своему бухгалтеру пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка и пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности. ФСС отказался возмещать организации данные затраты, ссылаясь на то, что бухгалтер была трудоустроена за несколько дней до выхода в декретный отпуск. Организация оспорила решение ФСС в судебном порядке.
За что спорили : 74 639 рублей.
В суде организация требовала обязать ФСС возместить ей расходы на выплату декретных пособий, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Законодательство возлагает на работодателя обязанность по начислению и выплате пособий по беременности и родам. Вместе с тем, данные пособия выплачиваются за счет средств ФСС, а работодателям гарантируется право на возмещение и зачет денежных средств, выплаченных сотрудникам в качестве декретных пособий. Факт наступления страхового случая ФСС не оспаривал. Следовательно, с точки зрения организации-работодателя, у фонда не было оснований для отказа в возмещении выплаченных пособий.
Суд кассационной инстанции признал эти доводы организации несостоятельными и отказал в удовлетворении заявленных ею требований.
Суд пояснил, что назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы сотрудницы (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).
При этом выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, в том числе пособий по беременности и родам и единовременных пособий при рождении ребенка, действительно производится за счет средств ФСС (ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»). Но ФСС вправе отказать в возмещении и зачете расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением закона (ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).
В спорном случае сотрудница была принята на должность бухгалтера за 12 дней до выхода в декретный отпуск. Два года до этого она нигде не работала. Причем в самой организации иные лица на должность бухгалтера никогда не принимались.
Обязанности бухгалтера исполнял директор организации. После предоставления сотруднице отпуска по беременности и родам на данную должность также никто не был принят.
Доказательств наличия производственной необходимости принятия на работу сотрудника на позднем сроке беременности организация не представила.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о создании искусственной и экономически необоснованной ситуации с целью получения возмещения из бюджета ФСС. В связи с этим, заключил суд, ФСС законно отказал организации в возмещении выплаченных пособий.
Нарушения порядка исчисления и выдачи пособий гражданам, имеющим детей
В этом материале автор проанализировал нарушения, связанные с порядком исчисления и выдачи пособий гражданам, имеющим детей, выявленные по результатам проверок и рассмотренные в арбитражных судах.
В частности, рассказано об ошибках, допускаемых бухгалтерами при расчете среднего заработка для выплаты пособий, при выплате пособия женщине в период выполнения ею трудовых обязанностей, женщине, принятой на работу непосредственно перед отпуском по беременности и родам, при применении районного коэффициента для определения размера пособий.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон № 165 ФЗ) страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование только в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства РФ. Как показывает практика проверок, наибольшее количество отказов в возмещении расходов по выплате пособий связано непосредственно с расчетом суммы пособий.
Документ, который регулирует вопрос исчисления пособий, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375. Им является Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Положение № 375). С 1 января 2010 года данный документ действует в редакции Постановления Правительства РФ от 19.10.2009 № 839, которым внесены изменения, связанные с отменой ЕСН и переходом страхователей на уплату страховых взносов. Проверки страхователей, осуществляющих расходы за счет средств ФСС, проводимые в 2010 году, охватывают прошлые отчетные периоды (в частности, 2007 – 2009 годов). Мы отметим те нарушения, которые были выявлены по результатам проверок и явились предметом спора в арбитражных судах.
При расчете среднего заработка учтены выплаты, которые должны исключаться из расчетного периода
Действовавший до 01.01.2010 п. 4 Положения № 375 указывал, что в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).
Включение данных выплат в расчет среднего заработка для оплаты больничных листов в проверяемых периодах было нарушением, которое зачастую являлось предметом спора, рассматриваемого в арбитражном суде. Так, в Постановлении от 01.03.2010 № А43-24663/2009 ФАС ВВО, признавая позицию организации неправомерной, указал, что социальные выплаты в виде стоимости питания, предоставляемого всем сотрудникам организации, не отнесены к оплате труда и не подлежат включению в расчет среднего заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам в силу п. 4 Положения № 375. Аналогичное решение в части выплат по возмещению работникам затрат на отопление было вынесено в Постановлении ФАС ЗСО от 29.06.2009 № Ф04-3638/2009(9115 А27-25).
На что следует обратить внимание в 2010 году?
В соответствии с п. 2 Положения № 375 в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений, применяемых у того или иного работодателя, которые включены в базу для начисления страховых взносов в ФСС (ранее – начисления ЕСН). К указанным выплатам, в частности, относятся: заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время; премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет; другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.
Обратите внимание, что при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам следует учитывать положения ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, которой определены выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами. Ими являются все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсаций (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или выплатой соответствующего денежного возмещения и др.
В силу ст. 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
В статье 165 ТК РФ приведен перечень случаев, в которых работникам предоставляются гарантии и компенсации (помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и др.). Гарантии и компенсации сверх тех, которые прописаны в нормативных актах РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, могут быть установлены коллективным договором (возмещение расходов работников на оплату стоимости питания, проживания, проезда). В этом случае они под определение «компенсация» не подпадают.
Следовательно, возмещение расходов работников на оплату стоимости питания в столовой, проезда к месту работы в соответствии с коллективным договором признается вознаграждением, начисляемым работодателем в пользу физических лиц по трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг в неденежной форме.
Таким образом, поскольку эти выплаты подлежат обложению страховыми взносами в 2010 году исходя из сумм выплат и тарифа страховых взносов в размере, предусмотренном п. 1 ст. 57 Федерального закона № 212-ФЗ, они должны быть включены в расчет среднего заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
Сумма пособия по временной нетрудоспособности исчислена работникам со страховым стажем менее шести месяцев исходя из среднего заработка.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255 ФЗ и п. 20 Положения № 375 застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, исчисленное пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам выплачива-ется в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ с учетом этих коэффициентов (с 01.01.2009 – 4 330 руб.)(Федеральный закон от 19.06.2000 № 82 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).
К сожалению, встречаются нарушения, когда расчет пособия по больничным листам лицам, имеющим страховой стаж менее шести месяцев, осуществляется исходя из среднего заработка. Примером может служить спор, рассмотренный в Постановлении ФАС ЦО от 02.06.2010 по делу № А62-8702/2009. В нем арбитры указали, что действия организации в данной ситуации неправомерны, и поддержали ФСС.
Пособие по беременности и родам выплачивается женщине в период непосредственного исполнения ею трудовых обязанностей.
Как отмечают контролеры ФСС, данное нарушение часто выявляется в ходе проверок организаций и учреждений. В соответствии с Федеральным законом № 165 ФЗ целевым назначением пособия по беременности и родам является возмещение утраченного в связи с отпуском заработка. Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам. Таким образом, если женщина, имея право на отпуск по беременности и родам, продолжает работать, то основания для выплаты ей пособия по беременности и родам за период, совпавший с периодом отпуска, отсутствуют. Данный вывод был сделан в Постановлении ФАС ДВО от 27.02.2010 № Ф03-778/2010.
Аналогичное решение было вынесено в Постановлении ФАС ЗСО от 25.01.2010 по делу № А45-9720/2009. В нем арбитры еще раз указали: п. 1 ст. 255 ТК РФ устанавливает, что отпуска по беременности и родам предоставляются женщинам по их заявлениям и на основании выданных в установленном порядке листов нетрудоспособности.
Следовательно, дородовой отпуск подлежит предоставлению начиная с той даты, которая указана в листке временной нетрудоспособности. Поэтому отказ со стороны ФСС организации в возмещении пособия по временной нетрудоспособности за период, в котором застрахованное лицо получило заработную плату, обоснован и правомерен.
Обращаем внимание работодателей, что положения ст. 255 ТК РФ о том, что отпуск по беременности и родам предоставляется суммарно независимо от числа дней, фактически использованных до родов, касается тех случаев, когда рождение ребенка происходит ранее либо позднее даты окончания дородового отпуска.
Пособие по беременности и родам выплачивается женщине, принятой на работу непосредственно перед отпуском по беременности и родам.
Заметим, что данный факт является одним из оснований для отказа в возмещении произведенных расходов. Анализируя арбитражную практику за 2010 год, приходим к выводу, что мнения арбитров на этот счет разделились. Так, в Постановлении ФАС ВСО от 16.02.2010 № А78-3556/2009 установлено, что сотрудница была принята на работу перед наступлением страхового случая, не имела диплома о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности, трудовые обязанности фактически не выполняла. Оценив обстоятель-ства дела, суд пришел к выводу о преднамеренном создании налого-плательщиком такой ситуации с целью неправомерного получения средств от ФСС. Аналогичные решения были приняты в постановлениях ФАС ПО от 25.05.2010 № А12-16532/2009, ФАС ДВО от 20.04.2010 № Ф03-1785/2010, ФАС СЗО от 13.05.2010 № А56-38812/2009.
Совершенно иное мнение было выражено в Постановлении ФАС СЗО от 29.04.2010 № А26-4764/2009. В нем арбитры отметили, что работодатель не вправе отказать в приеме на работу женщине по причине ее беременности (в том числе за один день перед наступлением отпуска по беременности и родам). Установив наличие фактических трудовых отношений, наступление страхового случая и факт выплаты пособия по беременности и родам, суд пришел к выводу о недоказанности нарушения работодателем законодательства РФ при выплате сотруднице указанного пособия. Аналогичное решение было вынесено в Постановлении ФАС УО от 08.06.2010 № Ф09-4106/10 С2. Суд признал неправомерным отказ ФСС в возмещении пособия по беременности и родам, поскольку установил факт наступления страхового случая, реальность трудовых отношений, а также соблюдение всех требований, необходимых для возмещения средств из бюджета. Аналогичные выводы содержат постановления ФАС УО от 26.05.2010 № Ф09-3844/10 С2, от 14.04.2010 № Ф09-2348/10 С2, от 18.03.2010 № Ф09-1592/10 С2, от 20.01.2010 № Ф09-11065/09 С2.
Таким образом, поскольку в настоящее время по данному вопросу единого мнения не сложилось, учреждению, принявшему на работу беременную женщину, следует быть готовым отстаивать свою правоту в суде.
Размер выплаты пособия при рождении ребенка не соответствует дате наступления страхового случая.
Данное нарушение было предметом спора между организацией и ФСС, рассмотренного в Постановлении ФАС СЗО от 22.01.2009 № А13-7308/2007. Изучив все материалы дела, арбитры пришли к выводу, что ФСС обоснованно не принял к зачету расходы по выплате страхового обеспечения при рождении ребенка, исчисленные в размере, установленном на день обращения с заявлением о выплате пособия. Поскольку в силу ст. 22 Федерального закона № 165 ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая, определяющим фактором для решения вопроса о применении закона, регулирующего размер пособия, является именно дата наступления страхового случая, а не дата обращения с заявлением о выплате пособия. Поэтому пособие следовало исчислять в размере, установленном на день рождения ребенка.
Заметим, что размеры пособий, связанных с материнством и детством, установлены Федеральным законом от 19.05.1995 № 81 ФЗ «О государственных пособиях, гражданам, имеющим детей». Начиная с 01.01.2008 они подлежат индексации и перерасчету на коэффициент прогнозируемого уровня инфляции, определяемый федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Данная норма предусмотрена ст. 4.2 Федерального закона № 81 ФЗ, введенной Федеральным законом от 01.03.2008 № 18 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг».
Так, в 2009 году единовременное пособие при рождении ребенка составляло 9 989,86 руб., с 01.01.2010 – 10 988,85 руб. (Федеральный закон от 02.12.2009 № 308 ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»). Таким образом, лицу, у которого ребенок родился, например, 31.12.2009, единовременное пособие при рождении ребенка должно быть выплачено в размере 9 989,86 руб., несмотря на то что обращение за ним последовало уже в 2010 году.
При исчислении пособия по уходу за ребенком неверно применен районный коэффициент
Статьей 5 Федерального закона № 81 ФЗ предусмотрено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы. В Постановлении от 22.01.2009 по делу № А13-7308/2007, исследовав и оценив материалы дела, ФАС СЗО признал правомерным отказ ФСС в принятии к зачету расходов, связанных с неправильным применением районного коэффициента при исчислении пособий, выплаченных работникам организации.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что граждане, которым были выплачены спорные пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с применением районного коэффициента 1,25, состояли в трудовых отношениях с организацией, расположенной в городе Череповце Вологодской области. При этом фактически они работали и проживали по месту нахождения структурного подразделения организации, расположенного на территории, где районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих не были установлены.
Размер районного коэффициента к заработной плате, установленный для указанной категории работников, определен Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.06.1990 № 258/10-64 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены в северных и восточных районах Вологодской области» и на момент выплаты организацией спорных пособий составлял 1,15. При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что в спорный период организация должна была исчислять и выплачивать пособия с применением районного коэффициента в размере 1,15.
Несколько слов в заключение
В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на следующий момент. Суммы пособий, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки (п. 85 Порядка № 1012н ).
При этом под ошибкой следует понимать непреднамеренное нарушение верности данных учета и отчетности, совершенное в результате арифметических или логических погрешностей в учетных записях, недосмотра в полноте учета (Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, утвержденный Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ).
Удержание излишне выплаченных в результате счетной ошибки сумм пособий с работника нужно осуществлять в соответствии с нормами ст. 138 ТК РФ, которой установлено ограничение размера удержаний. Общий размер удержаний при каждой выплате заработной платы (в данном случае – пособия) не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% выплаты, при-читающейся работнику.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.