судебная практика по энергосервисным контрактам
Письмо Минфина России от 27.03.2020 № 24-03-08/24332 «О заключении (расторжении) энергосервисных контрактов»
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Особенностей расторжения энергосервисных контрактов статьей 108 не установлено.
При этом отмечаем, что частью 13 статьи 108 Закона № 44-ФЗ энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:
1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 указанной статьи;
2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 указанной статьи;
3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 указанной статьи.
Порядок и правила заключения энергосервисных контрактов
Автор: Лобанова О. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Рассмотрим вопросы, связанные с порядком и правилами заключения так называемых энергосервисных контрактов с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Как правило, в регионах и муниципальных образованиях определена своя программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций. Соответственно мероприятия, заложенные в таких программах, преимущественно реализуются через систему регламентированных закупок.
К сведению: для бюджетных учреждения обязательно энергосбережение и повышение энергоэффективности использования энергоресурсов.
Среди основных нормативных актов, которые предопределяют государственную политику в сфере энергетической эффективности, можно выделить следующие:
Закон об энергосбережении (Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ);
Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии РФ на период до 2030 года»;
Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
Закон о контрактной системе;
Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636.
При наличии действующих нормативных актов всегда возникает вопрос об обязанности заказчиков совершать те или иные действия. С одной стороны, Закон о контрактной системе предоставляет заказчикам право заключать энергосервисные контракты (ч. 1 ст. 108). С другой – для отдельной категории заказчиков специальными нормами предусмотрена обязанность проведения энергосберегающих мероприятий. В частности, в соответствии со ст. 24 Закона об энергосбережении государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях:
1) суммарного объема потребляемых им дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ;
2) объема потребляемой им воды в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.
Таким образом, бюджетные, казенные и автономные учреждения обязаны внедрять комплекс мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.
Что такое энергосервисный контракт?
Предметом энергосервисного контракта (договора) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности использования энергетических ресурсов заказчиком (ст. 19 Закона об энергосбережении). Как правило, в случае заключения подобного контракта энергосервисная компания обязуется предоставить определенные в контракте параметры коммунального комфорта для заказчика. А тот, в свою очередь, обязуется их оплатить. Обычно энергосервисный контракт заключается на сумму несколько меньшую, чем прежние платежи за коммунальные услуги и расходы на содержание инженерного оборудования и зданий.
Энергосервисный контракт заключается в целях обеспечения энергоэффективности при закупке:
товаров, работ, услуг, относящихся к сферам деятельности субъектов естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче тепловой энергии; и т. п.);
услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, не используемого в качестве моторного топлива);
услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
поставок электроэнергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии.
Обратите внимание: по общему правилу энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на закупку самих ресурсов (ч. 2 ст. 108 Закона о контрактной системе). Например, заказчик заключает договор водоснабжения и водоотведения на сам факт доставки утилизации такого ресурса и отдельно заключает контракт на установку различного оборудования и устройств, которые позволят снизить расходы заказчиков на данный вид коммунальных услуг. В отношении энергоресурсов действует специальная норма, допускающая включение условий энергосервисного контракта непосредственно в договоры купли-продажи, поставки и передачи таких ресурсов (ст. 20 Закона об энергосбережении). Но сам заказчик, в одностороннем порядке, принять такое решение не может, так как норма предполагает и согласие контрагента. Как правило, в рамках госзаказа энергосервисные контракты заключаются отдельно от контрактов на поставку энергетических ресурсов, поэтому в рамках настоящей статьи рассмотрим именно такой порядок реализации энергоэффективных мероприятий.
Исходные данные для закупки
Переходим от общих формулировок к конкретным мероприятиям. Тут необходимо заметить, что прежде, чем получить экономию, заказчикам придется приложить немалые усилия и осуществить затраты, связанные с реализацией политики энергосбережения и повышения энергоэффективности. При любой закупочной процедуре исходные данные, конкретизирующие предмет контракта, содержатся в так называемом техническом задании. Применительно к специфике энергосервисных контрактов заказчику необходимо прежде всего определиться с перечнем мероприятий, которые направлены на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее – энергосервисные мероприятия), и обозначить сроки их исполнения.
В зависимости от сложности и масштабности энергоконтракта возможно несколько вариантов описания энергосервисных мероприятий. Например, если у заказчика нет четкого понимания, какие конкретно виды работ необходимо выполнить, то перечень мероприятий будет содержать ориентировочные задания для исполнителя, например:
Мероприятие
Этапы мероприятия
Дата начала этапа
Дата окончания этапа
Проведение натурного обследования объектов учреждений
Визуальное и приборное (при необходимости) обследование существующей системы отопления и горячего водоснабжения.
Проведение геометрических замеров мест установки оборудования.
Визуальное обследование с целью выявления схемы теплового узла (для уточнения проекта или при его отсутствии).
Получение информации от представителя заказчика о работе систем отопления и горячего водоснабжения в предыдущие годы (включая показатели «комфортности»).
Опрос представителя заказчика о состоянии вводных задвижек и фильтров, натурная оценка вводных задвижек и фильтров.
Получение и анализ посуточных «распечаток» с теплосчетчика, технических условий, проектов теплового пункта, результатов натурного обследования объектов.
Выбор принципиальной схемы.
Выполнение проектных работ с разработкой рабочих чертежей и монтажных схем, расчет гидравлических сопротивлений в соответствии с требованиями действующих технических регламентов (ТР), строительных норм и правил (СНиП), требованиями органов пожарной безопасности и иными действующими нормами и техническими условиями, а также в соответствии с техническими условиями и инструкциями заводов-изготовителей материалов, изделий, оборудования, технологическими картами и схемами
Если у заказчика есть четкое понимание, что именно следует сделать в рамках программы энергосбережения, то перечень мероприятий будет содержать наименования и виды конкретных действий (работ), выполняемых исполнителем, например:
Наименование работ (мероприятие), краткая характеристика
Сроки выполнения работ
Демонтаж установленных светильников наружного освещения в количестве 247 штук
В период не более 30 календарных дней более даты заключения муниципального контракта
(с «___»_______201_ г. до «___»_______201_ г.)
Приобретение и установка энергосберегающих светильников наружного освещения в количестве 247 штук
Приобретение и установка шкафов управления системы наружным освещением (ШУНО) и системы учета и контроля потребления электрической энергии (АСКУЭ) в количестве 11 штук
В целях методической поддержки заказчиков в 2010 году Постановлением № 636 были установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта), которые позволяют заказчикам получить ответы на отдельные вопросы, в том числе и в отношении исходных данных для формирования перечня энергосервисных мероприятий.
Если у заказчика нет энергетического паспорта, то перечень мероприятий формируется на основе актуальных (на дату его формирования) сведений об объекте. При этом может использоваться информация о количестве объектов (зданий), годе постройки, типе ограждающих конструкций, годе капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, об объеме потребления ресурса за предыдущие периоды. И при отсутствии энергетического паспорта данная информация должна быть включена заказчиком в закупочную документацию. Кроме этого, при подготовке заявки участники процедуры закупки имеют право самостоятельно собирать информацию об объекте закупки, в том числе путем его посещения. Подчеркнем: заказчик обязан обеспечить потенциальным участникам свободный доступ к объекту(ам), в отношении которого(ых) предполагается осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Все затраты, связанные с подготовкой заявки на участие в закупке, – это хозяйственные риски потенциальных участников, потому заказчики не обязаны компенсировать участникам закупок затраты, понесенные ими при проведении подготовительных работ для подготовки заявки на участие в закупочной процедуре. Данное условие целесообразно прописать в положениях закупочной документации, чтобы у потенциальных участников не возникало желания после проигрыша обращаться в суд с иском о компенсации подобного рода затрат.
Если у заказчика нет возможности изначально в закупочной документации установить перечень энергосервисных мероприятий, такой перечень составляет победитель. А именно, в составе заявки потенциальные участники предлагают свое решение – что именно необходимо сделать, то есть свой перечень энергосервисных мероприятий. При заключении контракта перечень мероприятий из заявки победителя включается в контракт, например в виде одного из приложений.
Энергосервисные контракты: необходимость и практика применения
Вопросы энергосбережения являются ключевой темой коммунальной повестки последних десяти лет. На законодательном уровне о ней серьезно заговорили в 2009 году, когда был принят закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. На сегодняшний день одним из способов решения проблем энергосбережения является практика энергосервисных контрактов.
Понятие энергосервисного контракта
Целью энергосервисного контракта является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Это установлено в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261). Таким образом, цель энергосервисного контракта двоякая: с одной стороны, энергосбережение (то есть, элементарная экономия ресурса), а с другой, выработка мер по повышению энергетической эффективности.
Закон № 261 исходит из того, что в энергосервисный контракт включаются обязательные и дополнительные условия. Любой энергосервисный контракт должен содержать:
— условие о величине экономии энергетических ресурсов (в том числе в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного контракта
— условие о сроке действия энергосервисного договора, который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором величины экономии энергетических ресурсов;
— иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), которые связаны с отраслевой спецификой подобного договора (п. 2 ст. 19 Закона № 261).
В числе прочих факультативных условий в энергосервисный контракт может включаться обязанность исполнителя провести установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, условие об определении цены исходя из достигнутых или планируемых показателей или иные условия (п. 3 ст. 19 Закона № 261).
Очевидная цель энергосервисного договора – стремление к экономии, а для того, чтобы данный договор не являлся пустой формальностью, Закон № 261 исходит из целевых ориентиров, которые увязываются с условиями оплаты.
Использование энергосервисного контракта в управлении многоквартирным домом
Заключение энергосервисного контракта не является обязательным составом работ, указанным в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290).
При управлении многоквартирным домом энергосервисный контракт имеет смысл заключить в следующих случаях:
1.Многоквартирным дом теряет много коммунальных ресурсов и имеет большие небалансы между реальным и фактическим потреблением.
2.Необходимо повышение класса энергетической эффективности (то есть, нужно провести энергетическое обследование для формирования энергетического паспорта).
3.Ряд иных случае (запрос собственников, целевые программы, указание властей и пр.).
Закон исходит из того, то случае заключения энергосервисного договора управляющей организации должны быть переданы полномочия на данные действия. Это возможно реализовать либо путем включения соответствующего условия в договор управления многоквартирным домом (ст. 162 ЖК РФ), либо путем утверждения условий энергосервисного договора на общем собрании (ст. 44 ЖК РФ), либо включением такого рода положений в устав ТСЖ.
При этом, если для исполнения условий энергосервисного договора собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо совершать какие-то действия, то обязательным является наличие согласия в письменной форме на совершение необходимых действий. В противном случае условия энергосервисного договора в этой части будут являться ничтожным (п. 4 ст. 19 Закона № 261).
Нужно отметить, что применительно к управлению многоквартирным домами приказом Минстроя России от 08.09.2015 № 644/пр утверждены примерные условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме (далее – Приказ № 644/пр).
Размер экономии при выполнении работ (услуг) может быть определен сторонами энергосервисного договора одним из следующих способов:
— на основании данных об объеме потребления коммунальных услуг, определенном по показаниям общедомовых и (или) индивидуальных приборов учета, которые либо предоставлены заказчиком за период, предшествующий дате заключения энергосервисного договора, либо определены по показаниям установленных исполнителем по энергосервисному договору общедомовых и (или) индивидуальных приборов учета приборов учета;
— в случае отсутствия прибора учета, по причине отсутствия технической возможности его установки, на основе расчетно-измерительного способа в соответствии с согласованной сторонами энергосервисного договора методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении;
— на основании энергетического паспорта и (или) отчета, составленных по результатам проведения энергетического обследования многоквартирного дома (п. 3 Приказа № 644/пр).
При этом срок энергосервисного договора должен быть не менее 12 последовательных месяцев, а для энергосервисного договора, направленного на снижение потребления тепловой энергии в многоквартирном доме – не менее отопительного периода (п. 4 Приказа № 644/пр).
Как склонить жителей на реализацию энергосервисного контракта
С учетом общих проблем в сфере ЖКХ, недофинансирования данной отрасли, прежде всего, в части содержания общего имущества в многоквартирном доме, реализация энергосервисного контракта, на первый взгляд может показаться экзотикой и блажью.
Но с другой стороны, коммунальные ресурсы (особенно тепловая и электрическая энергия) – это самое дорогое при содержании многоквартирного дома (даже если управляющая организация не является исполнителем коммунальной услуги). Таким образом, реальная экономия от целеполагания энергосервисного контракта – является очевидным аргументом за заключение таких договоров (кроме того, оплата по договору в Законе № 261 напрямую увязывается с достигнутыми результатами).
Стоит отдельно отметить, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий (п. 7 ст. 12 Закона № 261).
С учетом такой прямой обязанности, установленной в законе, практика реализации энергосервисных контрактов видится перспективным направлением, отражающем содержание концепции «Умный дом».
Андрей Богатенков. Потребление тепловой энергии в МКД – как заключить энергосервисный договор?
Плата за тепло составляет наибольшую часть платежа за коммунальные ресурсы в жилищном секторе. Поэтому среди мероприятий по повышению энергоэффективности в МКД особое место занимает экономия тепла. При этом меры эти зачастую достаточно дороги, и неудивительно, что жильцы предпочитают реализовывать их не за свой счет. Сегодня – рекомендации эксперта по заключению энергосервисного контракта на потребление тепловой энергии в МКД.
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем
Действительно, одна из возможностей – заключение энергосервисного контракта на установку оборудования, регулирующего подачу тепла в доме – АУУ, ИТП, БИТП (БТП).
Особенности теплотехнического оборудования
Небольшое знакомство с видами оборудования, которое может быть установлено в рамках энергосервисного контракта на теплоснабжение.
АУУ – автоматизированный узел управления – позволяет автоматически регулировать температуру и давление как основные параметры теплоносителя в системе отопления, в зависимости от уличной температуры. Чем теплее снаружи – тем ниже температура воды, подающейся в дом, что и позволяет достигать экономии. АУУ также поддерживает заданную разницу давления в подающем и обратном трубопроводах.
Теплоноситель поступает от ЦТП в АУУ. Контроллер в составе АУУ после сравнения заданной в температурном графике (режимной карте) температуры теплоносителя с фактической дает команду насосам. Они смешивают теплоноситель из обратной магистрали с теплоносителем из подающей магистрали для достижения нужной температуры. Подача теплоносителя регулируется с помощью регулирующего клапана. Перепад давления в системе отопления регулируется с помощью регулятора перепада давления.
ИТП – индивидуальный тепловой пункт – это более сложная система. Целый комплекс датчиков, насосов и теплообменников фактически служит тепловым пунктом для отдельного дома, в зависимости от погоды автоматически снижает или повышает потребление домом тепла. Устанавливается обычно в подвальном помещении МКД. Подключен как к тепловым сетям (получает теплоноситель от ЦТП и регулирует его температуру подачи в контур отопления дома), так и к сетям водоснабжения (осуществляет подогрев воды для контура ГВС).
БИТП – автоматизированный блочный индивидуальный тепловой пункт. В отличие от ИТП, это законченное изделие заводской готовности, такой plug-and-play для коммунальной теплоэнергетики. БИТП устанавливают в помещении индивидуального теплового пункта здания, присоединяют к системам отопления, вентиляции, ГВС и другим потребителям тепла, а также к входящим теплосетям. БИТП может содержать различные модули, от этого зависит его функционал: коммерческий учёт воды и тепла, автоматическое управление температурой и давлением воды в системах отопления и ГВС.
Как бы просто мы ни старались объяснить, это сложное инженерное оборудование, возможны различные комплектации, разница будет и в схемах подключения. Поэтому потребуется разработка проекта, и эту работу необходимо включить в Техническое задание в список работ.
Два базовых варианта:
Для разработки проекта и технико-экономического расчета (и сравнения вариантов) нужны профессиональные компетенции. Обычно это сделает подрядчик – энергосервисная компания или РСО.
Подрядчик должен обеспечить соответствие проекта «Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок» и помнить о необходимости корректировки гидравлических и тепловых балансов после реализации проекта. Проект необходимо будет согласовать с ресурсоснабжающей организацией.
Энергосервис на тепле в МКД – оценка масштаба
В отличие от предыдущих статей, здесь мы не можем сказать, что вся нормативная база создана, путь протоптан, нужно только разобраться, и можно заключать договор.
Именно по заключению энергосервисного договора в МКД на тепло есть множество нюансов, которые буквально «кричат» – еще рано, еще не все НПА приняты, еще сохраняются вопросы для обеих сторон. А Инвестор может просто не получить возврат своих инвестиций.
Однако все же разберемся подробнее. Сначала оценим, насколько такая практика получила распространение.
С учетом того, что в подавляющей части жилищного фонда в России управление осуществляют коммерческие организации (УК), и именно они являются потенциальной стороной энергосервисного договора, заключение таких договоров можно отследить только через статистическую отчетность, к которой нет открытого доступа. Будем пользоваться доступными источниками информации. В одной из статей на EnergiaVita автор ссылается на данные официального сайта энергосервисной компании. Согласно им, только в МКД города Москвы заключено более 1,2 тысяч энергосервисных контрактов, согласитесь, это серьезный объем инвестиций и обязательств перед жителями.
Однако там же ставится под сомнение юридическая чистота подобных сделок. Разберемся, почему.
Требования к энергосервисному контракту
По энергосервису на тепловой энергии знать нормативные документы важно, как ни в каких других направлениях – они просто обязательны к прочтению и осмыслению.
Если энергосервисный договор на общедомовые нужды заключается между собственниками и управляющей организацией, это отдельный договор наряду с договором управления многоквартирным домом.
Если дом управляется без УК, непосредственно собственниками, они вправе принять решение о заключении энергосервисного договора на общедомовые нужды с ресурсоснабжающей организацией или иной организацией, оказывающей энергосервисные услуги.
По-хорошему, каждый регион должен утвердить типовую форму такого договора собственным нормативным правовым актом или приказом или распоряжением органа власти, курирующего ЖКХ. Имеет смысл поискать подобный акт в своем регионе.
На проект договора, по которому заключаются контракты в городе Москве, и который размещен на сайте энергосервисной компании, использовать не советуем. Он не утвержден никаким нормативным актом, в городе фактически действует устаревшая форма 2010 года (распоряжение Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы никто не отменял), которую никто не использует. Да и сам проект вызывает одни вопросы, но его уже рассматривали коллеги по цеху (ссылка в начале статьи).
Особенности заключения энергосервисного контракта на теплоснабжение в МКД
В сухом остатке от изучения нормативной базы: пока заключать такой договор опасно.
Во-первых, допускается заключение энергосервисного договора по экономии тепловой энергии только на общедомовые нужды. А как выделить величину отопления на эти самые общедомовые нужды? По площади? А как же нежилые помещения, которые массово на первых этажах сдаются в аренду? А прибор-то общедомовой, индивидуальных приборов учета во всех квартирах и помещениях МКД нет.
Что говорит судебная практика? То же самое – только на общедомовые нужды:
Дело А41-31074/2016 (кассация пройдена). Важное внутри. Позиция Департамента ЖКХ Минстроя России в лице заместителя директора департамента: энергосервисный договор на отопление заключается в отношении всей тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом. Однако эта позиция была отклонена судами первой и апелляционной инстанций.
Действительно, из постановления №491 следует, что энергосервисный договор может распространяться только на общедомовые нужды. Апелляционный суд указал, что в силу требований жилищного законодательства управляющая компания не вправе присваивать излишне уплаченные собственниками МКД денежные средства за оказание коммунальных услуг, иных услуг, согласованными с управляющей компанией, в отсутствие на то правовых оснований.
Во-вторых, как быть со льготниками? Ведь при снижении потребления тепла, снижается и размер льгот, а компенсации не предусмотрены (вопрос давно обсуждается, но до настоящего времени соответствующие изменения не вышли).
Много вопросов, и непростых. Однозначных ответов пока нет.
Энергосервис на тепло в МКД: перспективы
Что может спасти энергосервис по тепловой энергии? Попробуем изучить протоколы совещаний в ФОИВ, ведь в них появляются поручения о развитии механизмов энергосервиса применительно к МКД, поручения по разработке НПА.
Протокол заседания Экспертного совета Минстроя РФ от 03.04.2018 (есть в редакции):
подготовить, внести, рассмотреть поправки в Жилищный кодекс РФ, постановление Правительства РФ №354 по энергосервису…
«Предложить региональным органам исполнительной власти на территории субъектов РФ до принятия законопроекта разработать и принять региональные нормативные правовые акты о направлении части сэкономленных при реализации энергосервисных договоров (контрактов) бюджетных средств на льготы по платежу по энергосервисным договорам (контрактам) для отдельных категорий граждан, аналогично применяемым льготам на соответствующие коммунальные платежи, с учетом того, что такое перераспределение бюджетных средств не повлечет дополнительных затрат региональных и муниципальных бюджетов»
Это значит, что потерянные льготы предложено компенсировать региональным бюджетам, забрав (секвестировав) полученную бюджетными учреждениями экономию по заключенным ими энергосервисным контрактам! Бюджетник страдал, заключал энергосервисный контракт в надежде высвободить часть средств, модернизировать системы энергообеспечения, а у него достигнутую экономию заберут. Ну и в конечном счете – это все равно наши с вами налоги и сборы. Да и без системы мониторинга результатов энергосервиса это сделать нереально.
Пожалуй, данный протокол можно забыть. Изменения в НПА до настоящего времени не вышли, эра А.В.Чибиса в Минстрое закончена.
Протокол совещания у заместителя Председателя Правительства РФ В.Л. Мутко от 20.02.2019 «Об энергосервисных контрактах в ЖКХ» (Звучит? Уровень? – есть в редакции):
п.4 – в срок до 01.04.2019 доработать и направить в установленном порядке проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ…» в части мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении отопления и коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.
п.6 – в срок до 30.04.2019 Минстрою России обобщить лучшие региональные практики по энергосервису в ЖКХ, сформировать рабочую группу по мониторингу и изучению, обеспечить методическое сопровождение проектов.
Итог мы видим, процесс не остановить, и нет предела совершенству.
Для смелых: алгоритм подготовки энергосервисного договора на тепло в МКД
Нас не запугать, общее собрание собственников решило заключить контракт по общедомовым нуждам, что делаем?
Общий вывод. Давайте подождем выхода изменений в ЖК (их все-таки ждем в эту весну), проанализируем, что еще нужно поправить и изменить в региональном законодательстве и примем взвешенное (а не навязанное) решение о заключении энергосервисного договора по тепловой энергии на общедомовые нужды. Ну а кому невтерпеж – вперед в РСО! Хоть не так печально будет.