судебная практика обеспечение молодых семей жильем
Судебная практика обеспечение молодых семей жильем
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2015 г. N 3-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сигиной Ксении Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями подпункта «а» пункта 6 и подпункта «а» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования»
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи Г.А. Жилина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданки К.В. Сигиной, установил:
Решением Вилегодского районного суда Архангельской области от 6 октября 2011 года в связи с признанием ответчиком заявленных требований был удовлетворен иск Сигиных о признании действий администрации муниципального образования незаконными и о включении их семьи в список для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2012 год в первоочередном порядке.
2. Обращаясь к вопросу о конституционной обязанности Российской Федерации способствовать реализации права на жилище, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Поскольку оспариваемые заявительницей нормативные положения не вводят каких-либо неоправданных ограничений для молодых семей и не допускают неравенства в правовом регулировании при реализации прав этой категории граждан на государственную поддержку в решении жилищной проблемы, они не могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права, а потому данная жалоба, как не отвечающая по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» критериям допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сигиной Ксении Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации | В.Д. Зорькин |
Обзор документа
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2011-2015 гг. включает ряд подпрограмм. В рамках одной из них молодым семьям предоставляются социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья. Участником такой подпрограммы может быть молодая семья при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия региональным органом решения о включении семьи в список претендентов на получение выплаты.
Конституционность этого положения оспаривала заявительница, семья которой в 2009 г. и 2010 г. входила в список участников соответствующей подпрограммы (в рамках действовавшей тогда ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг.). В 2011 г. семья была исключена из списка, поскольку супруг заявительницы достиг 36 лет.
Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив следующее.
Требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции РФ не вытекает. Условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством РФ.
Правительство РФ было вправе, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия региональным органом решения о включении молодой семьи в список. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан.
Выплата предоставляется тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент их включения в список претендентов на получение выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным требованиям, в т. ч. возрастному критерию.
Само по себе включение молодой семьи в список участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Оспариваемые положения не вводят каких-либо неоправданных ограничений для молодых семей и не допускают неравенства в правовом регулировании при реализации прав этой категории граждан на господдержку в решении жилищной проблемы.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 N 699-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дурягиной Елены Александровны на нарушение ее конституционных прав подпунктом «а» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования»
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 марта 2016 г. N 699-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ДУРЯГИНОЙ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОДПУНКТОМ «А» ПУНКТА 6 ПРАВИЛ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ
НА ПРИОБРЕТЕНИЕ (СТРОИТЕЛЬСТВО) ЖИЛЬЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Е.А. Дурягиной к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Решением суда общей юрисдикции гражданке Е.А. Дурягиной было отказано в удовлетворении требования о признании права на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. При этом, установив факт достижения Е.А. Дурягиной 36-летнего возраста, суд со ссылкой на подпункт «а» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050) пришел к выводу, что ранее восстановленная в списке участников данной подпрограммы на основании решения суда, вынесенного в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации по жалобе Е.А. Дурягиной Постановления от 8 июля 2014 года N 21-П, семья истицы перестала отвечать требованиям, предъявляемым к молодым семьям, которые вправе участвовать в данной подпрограмме, и, соответственно, утратила право на участие в ней.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 19 октября 2010 года N 1333-О-О, от 14 июля 2011 года N 988-О-О, от 16 июля 2013 года N 1195-О, от 29 января 2015 года N 122-О и др.).
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты «в», «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подпункт «а» пункта 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О и от 15 января 2015 года N 3-О).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Следовательно, оспариваемое нормативное положение Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования как само по себе, так и во взаимосвязи с иными положениями данных Правил не вводит каких-либо неоправданных ограничений для молодых семей и не допускает неравенства в правовом регулировании при реализации прав этой категории граждан на государственную поддержку в решении жилищной проблемы и, соответственно, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дурягиной Елены Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Судебная практика обеспечение молодых семей жильем
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,
судей Симоновой Т.В. и Фомина В.И.,
при секретаре Араслановой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 17 сентября 2018 года дело по апелляционной жалобе Щербаковой Наталии Валерьевны на решение Соликамского городского суда Пермского края от 01.06.2018 г., которым постановлено:
«Исковые требования Щербаковой Наталии Валерьевны, Щербакова Сергея Владимировича, предъявленные к администрации города Соликамска Пермского края, Управлению культуры администрации города Соликамска Пермского края о признании незаконным решения об исключении их семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», возложении обязанности восстановить семью в списке для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Симоновой Т.В., объяснения истца Щербаковой Н.В., представителя истцов Меновщиковой Л.Н., действующей на основании ордера, проверив дело, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
В судебном заседании истец Щербакова Н.В., ее представитель исковые требования поддержали.
Истец Щербаков С.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал.
Ответчики администрация г.Соликамска Пермского края, Управление культуры администрации г.Соликамска в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Щербакова Н.В. просит решение суда отменить, в обоснование доводов приводит те же основания, которые были предметом исковых требований. Полагает, что ее семья обоснованно была принята на учет для целей получения жилищной субсидии, исходя из установленной подпрограммой нормы общей площади жилого помещения в размере 12 кв.метров. С учетом того, что к моменту приобретения по ипотечному кредиту жилого помещения жилищные условия ее семьи не менялись, то оснований для вывода о том, что ее семья не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий не обоснован. Кроме того, судом необоснованно не учтено, что членами семьи своих родителей они не являлись. После регистрации брака с ними не проживали, совместное хозяйство не вели, что было подтверждено в судебном заседании свидетельскими показаниями, не доверять которым у суда оснований не имелось, то учет жилой площади их семьи по месту регистрации каждого из членов «молодой семьи» не правомерен.
От ответчика Управления культуры администрации г.Соликамска на апелляционную жалобу поступили возражения, согласно которым просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Пермского краевого суда в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
В январе 2018 года на основании письма Министерства социального развития Пермского края «О необходимости проведения перерегистрации граждан» семья Щербаковых была оповещена о необходимости сбора повторного пакета документов для подтверждения обоснованности нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
14.02.2018 семья истцов представила пакет документов для подтверждения обоснованности нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе».
Учетная норма на территории г. Соликамска установлена в размере 10 кв.м. (постановление администрации города Соликамска от 30.05.2014 № 979-па).
Согласно письму отдела по жилищной политике от 20.02.2018 № 87 «О рассмотрении документов семьи Щербаковой Н.В.» семья Щербаковой Н.В. в составе трех человек не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст.51,31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что данная семья по состоянию на 17.04.2013 обеспечена общей площадью жилого помещения в размере 34,6 кв.м., что превышает учетную норму, утвержденную постановлением администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014.
Основанием для исключения Управлением культуры администрации г. Соликамска семьи истцов из списков участников Программы, как не соответствующей одному из условий для участия в Программе, послужило письмо отдела по жилищной политике администрации г. Соликамска от 20.02.2018 № 87 «О рассмотрении документов семьи Щербаковой Н.В.», содержащее вывод о том, что семья Щербаковых с составом три человека в соответствии с законодательством не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по состоянию на 17.04.2013. При этом, был произведен расчет нуждаемости в улучшении жилищных условий исходя из доли общей площади, приходящейся на каждого члена «молодой семьи» в жилом помещении, в котором они были зарегистрированы на момент приобретения жилого помещения с использованием ипотечных денежных средств, которая составляет в сумме 34,6 кв.м. (л.д. 98).
Принимая решение, суд первой инстанции, проанализировав положения подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, подпрограммы «Государственная социальная поддержка семей и детей государственной программы «Семья и дети Пермского края, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», утвержденной Постановлением администрации г. Соликамска от 13.11.2013 г. № 1778-па, с учетом положений ст. 51 Жилищного кодекса РФ, а также установленной органом местного самоуправления г.Соликамска учетной нормой площади жилого помещения для целей принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которая составляет 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи, пришел к выводу, что поскольку в соответствии с Порядком признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края № 215-п от 01.04.2014 года молодые семьи, претендующие на участие в данной подпрограмме признаются органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий на момент заключения ипотечного кредитного договора, соответственно, поскольку на 17.04.2013 года, исходя из общей площади жилых помещений, приходящихся на каждого члена семьи Щербаковых, последние были обеспечены общей площадью более учетной нормы, то действия ответчика по принятию решения об исключении семьи истцов из списка претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году являются правомерными, и оснований для удовлетворения требований истцов не имеется.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на нормах материального и процессуального права, обстоятельствах дела и представленных каждой стороной доказательствах, и полагает, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
До 01.01.2018 года действовала подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 17.12.2010 г. в рамках целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
С 1 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрировались в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации».
Участие Пермского края в реализации указанной выше подпрограммы до 2017 года включительно осуществлялось посредством Государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 года № 1322-п, в рамках которой была принята Подпрограмма 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей». В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 28.09.2017 № 807-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-П «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка граждан Пермского края» и признании утратившими силу отдельных Постановлений Правительства Пермского края» Подпрограмма 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» утратила силу с 01.01.2018.
В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 года № 215-п такие мероприятия Пермским краем реализуются в рамках мероприятий подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-П».
Управление культуры администрации города Соликамска осуществляло реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», утвержденную Постановлением Администрации города Соликамска от 13.11.2013 года № 1778-па с учетом внесенных в нее изменений, разработанной на основе указанных выше актов Правильства Российской Федерации и Правительства Пермского края.
В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в основном мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
Порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 года № 215-п аналогичен по своему содержанию указанному выше нормативному акту.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).
На территории города Соликамска под учетной нормой жилья понимается норма жилья, применяемая для постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, установленная постановлением главы города Соликамска от 30.05.2014 года № 979-па «Об утверждении ученой нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Соликамского городского округа», в размере менее 10 квадратных метров.
Ранее аналогичная учетная норма была утверждена постановлением главы г.Соликамска от 31.03.2006 года № 581.
Таким образом, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», утвержденной Постановлением Администрации города Соликамска от 13.11.2013 года № 1778-па, исходя из системного толкования изложенных выше правовых актов, необходимым условием признания семьи в качестве молодой семья для целей реализации жилищных прав, необходимо было установление обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий, применительно к нормам ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Согласно п. 19 указанных выше Правил, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, в том числе документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте «д» настоящего пункта.
Как указывалось выше, нуждаемость в жилом помещении определяется по уровню обеспеченности жилым помещением применительно к установленным нормам учета в населенном пункте, в котором лицо, претендующее на предоставление мер социальной поддержки, проживает (ч. 4 и ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного, и, исходя из смысла указанной подпрограммы, а также положений федеральной целевой программы, проверка наличия установленных для молодой семьи, участницы подпрограммы, критериев соответствия ее целям получения субсидии осуществляется соответствующим уполномоченным органом на момент рассмотрения вопроса о предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Следовательно, поскольку, как указывалось выше, в соответствии с п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, при наличии у Управления культуры администрации г.Соликамска документов о приобретении семьей Щербаковых жилого помещения за счет ипотечного кредитования, ответчик правомерно наличие нуждаемости в жилом помещении семьи Щербаковых проверил на момент заключения кредитного договора.
Вместе с тем, семья Щербаковых требованиям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса РФ на момент заключения кредитного договора – 17.04.2013 года не отвечала.
При этом, делая такой вывод, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что для расчета нуждаемости семьи в жилом помещении, необходимо принять во внимание пропорциональный размер общей площади, приходящейся на каждого члена молодой семьи, в отношении каждого занимаемого ими жилого помещения.
В силу положений ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
При отсутствии доказательств обратного, фактически, в силу положений ст. 31 Жилищного кодекса РФ истец был вселен в квартиру в качестве члена семьи собственника жилого помещения, и такое право истца на момент заключения кредитного договора никем не оспаривалось. Какое-либо соглашение с собственником жилого помещения Щербаковым С.В. о порядке его использования, не заключалось. Следовательно, Щербаков С.В. сохранял право пользования квартирой на условиях члена семьи собственника, а значит оно по смыслу положений ст. 51 ЖК РФ подлежало учету при расчете нуждаемости в жилом помещении. Соответственно, при регистрации в жилом помещении по месту жительства 6 человек, изложенное выше, позволяло сделать вывод, что на долю истца и несовершеннолетнего ребенка приходилось 17,43 кв.метров общей площади.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы суммарный учет занимаемых Щербаковыми жилых помещений, при принятии решения Управлением культуры администрации г.Соликамска об отказе в предоставлении жилищной субсидии, а затем воспроизведенный и в судебном решении, правомерно произведен в соответствии с положениями ст. 51 Жилищного кодекса РФ. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы в данной части основаны на неверном толковании норм материального права самим заявителем.
Также суд первой инстанции верно пришел к выводу, что доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, которые с достоверностью свидетельствовали бы о том, что на дату заключения кредитного договора семья Щербаковых не проживала в указанных выше жилых помещениях и не имела права пользования ими на условиях семейного членства с соответственно собственником и нанимателем, истцами в Управление культуры администрации г.Соликамска представлено не было.
В данной части выводы суда являются подробными и мотивированными, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Довод жалобы истца о необходимости принятия во внимания того, что на учет их семью ставили, когда учетной нормой в соответствии с Муниципальной программой «Социальная поддержка граждан в городе Соликамске на 2014-2016», утвержденной постановлением администрации города Соликамска о 13.11.2013 № 1778-па, признавался размер 12 кв.метров на одного члена семьи, не может быть признан состоятельным и отклоняется судебной коллегией.
Действительно пункт 3.1.2 Муниципальной программы «Социальная поддержка граждан в городе Соликамске на 2014-2016», утвержденной постановлением администрации города Соликамска о 13.11.2013 № 1778-па, предусматривал норму признания нуждающимися в улучшении жилищных условий на одного члена семьи менее 12 кв.м.. С 01.01.2014 данная норма из программы исключена.
Вместе с тем, указанный пункт не подлежал применению при рассмотрении вопроса о признании молодой семьи Щербаковых нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку он противоречил как Постановлению Правительства РФ, так и Постановлению Правительства Пермского края об утверждении соответствующих социальных программ, т.е. имеющим большую юридическую силу, а равно противоречил и нормативно-правовым актам, изданным органом местного самоуправления в части размера учетной нормы, которая должна была определяться, в соответствии с требованиями ст.ст. 50, 51 Жилищного кодекса РФ, и как указывалось выше, в соответствии с Постановлением главы г.Соликамска от 31.03.2006 года № 581 на 2013 год составляла 10 кв.метров на человека.
Таким образом, поскольку на момент заключения кредитного договора, необходимое условие для признания семьи нуждающейся в жилом помещении, установленное п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, истцами соблюдено не было, то исключение семьи Щербаковых из списка участников социальной программы, являлось обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, фактически повторяют позицию, которая была изложена истцом при рассмотрении дела, была предметом исследования и получила надлежащую правовую оценку суда первой инстанции.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционную жалобу Щербаковой Наталии Валерьевны на решение Соликамского городского суда Пермского края от 01.06.2018 – оставить без удовлетворения.