судебная практика об обязании создания маневренного фонда

Судебная практика об обязании создания маневренного фонда

судебная практика об обязании создания маневренного фонда. Смотреть фото судебная практика об обязании создания маневренного фонда. Смотреть картинку судебная практика об обязании создания маневренного фонда. Картинка про судебная практика об обязании создания маневренного фонда. Фото судебная практика об обязании создания маневренного фонда

судебная практика об обязании создания маневренного фонда. Смотреть фото судебная практика об обязании создания маневренного фонда. Смотреть картинку судебная практика об обязании создания маневренного фонда. Картинка про судебная практика об обязании создания маневренного фонда. Фото судебная практика об обязании создания маневренного фонда

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 февраля 2014 г. N 48-КГПР13-8 Суд отменил ранее принятые судебные решения и принял новое решение о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и о возложении обязанности заключить договор социального найма, поскольку с лицами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима, должен быть заключен договор социального найма независимо от того, состоят они на учете нуждающихся в жилых помещениях или нет

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 февраля 2014 г. N 48-КГПР13-8

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Асташова С.В.,

судей Гетман Е.С. и Кликушина А.А.

с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Челябинска в интересах Давлетова X.Ш., Пашниной А.Х., Пашниной А.A. к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, администрации г. Челябинска о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма

по представлению первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э. на решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 13 апреля 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 июля 2012 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С., выслушав объяснения Давлетова Х.Ш. и прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавших представление первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э. подлежащим удовлетворению, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Решением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 13 апреля 2012 г. в удовлетворении иска прокурора г. Челябинска в интересах Давлетова Х.Ш., Пашниной А.Х., Пашниной А.А. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 июля 2012 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В представлении первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э. поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2013 г. представление первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении данного дела такого характера нарушения судебными инстанциями были допущены.

Постановлением главы г. Челябинска от 10 июня 2006 г. N 1012-п «О принятии в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального назначения ФГУП «ЮУЖД МПС РФ» жилой дом, расположенный по адресу, указанному выше, принят в муниципальную собственность и 29 октября 2006 г. внесен в реестр муниципальной собственности. Занимаемое истцами жилое помещение в реестре муниципальных специализированных жилых помещений не значится.

Разрешая спор и отказывая прокурору в удовлетворении иска, суды исходили из того, что при переходе спорной квартиры в муниципальную собственность ее правовой статус не изменился, квартира является служебной, и истцы имеют право пользоваться ею на условиях ранее заключенного договора найма специализированного жилого помещения согласно пункту 6 «Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений в г. Челябинске», утвержденного решением Челябинской городской думы от 25 апреля 2006 г. N 12/11. Кроме того, Давлетов Х.Ш. и Пашнина А.Х. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоят, и с ними не может быть заключен договор социального найма.

Указанные выводы судебных инстанций являются ошибочными и основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Аналогичной нормы, касающейся служебных жилых помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Вводный закон не содержат.

Тем не менее, исходя из аналогии закона ( статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма ( Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.).

Соответственно, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, к возникшим правоотношениям применению не подлежат.

В связи с этим с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма независимо от того, состоят они на учете нуждающихся в жилых помещениях или нет.

Это судебными инстанциями учтено не было.

Вывод суда первой инстанции о том, что законодательство не содержит каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, сделанный применительно к данному делу, является неправильным.

Судом не был установлен факт нарушения порядка отнесения жилого помещения, занимаемого Давлетовым Х.Ш. и членами его семьи, к специализированному жилищному фонду (статья 92 ( часть 2 ) Жилищного кодекса Российской Федерации), а возникший спор подлежал рассмотрению в соответствии с положениями статьи 7 Вводного закона и статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела, в связи с чем принятые ими судебные постановления подлежат отмене.

Поскольку по делу установлены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, но судом допущена ошибка в применении норм материального закона, Судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении иска прокурора г. Челябинска в интересах Давлетова Х.Ш., Пашниной А.Х., Пашниной А.А. к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, администрации г. Челябинска о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма.

решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 13 апреля 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 июля 2012 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым иск прокурора г. Челябинска в интересах Давлетова Х.Ш., Пашниной А.Х., Пашниной А.А. о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма удовлетворить.

Источник

Судебная практика об обязании создания маневренного фонда

Номер дела: 2а-286/2021

Дата начала: 27.11.2020

Дата рассмотрения: 25.01.2021

Суд: Волховский городской суд Ленинградской области

Судья: Назарова Евгения Анатольевна

Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лицаЛицоПеречень статейРезультат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИКАдминистрация МО Бережковское сельское поселение
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦВолховский городской прокурор
Движение дела
Наименование событияРезультат событияОснованияДата
Регистрация административного искового заявления27.11.2020
Передача материалов судье27.11.2020
Решение вопроса о принятии к производствуАдминистративное исковое заявление принято к производству01.12.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству01.12.2020
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания01.12.2020
Предварительное судебное заседаниеНазначено судебное заседание25.12.2020
Судебное заседаниеВынесено решение по делуАдминистративный иск УДОВЛЕТВОРЕН25.01.2021
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме05.02.2021

Решение

Именем Российской Федерации

г. Волхов Ленинградской области 25 января 2021 года

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Назаровой Е.А.,

при секретаре Акимовой С.А.,

с участием помощника Волховского городского прокурора Супрунова Э.С., представителя административного ответчика Лисовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Волховского городского прокурора к администрации муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по созданию маневренного жилого фонда, обязании устранения нарушений,

Волховский городской прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, указав в обоснование исковых требований, что Волховской городской прокуратурой в ноябре 2020 года во исполнение задания Прокуратуры Ленинградской области проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Бережковское сельское поселение органами местного самоуправления не создан специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда.

Согласно п.п. 8 4.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» и Закона Ленинградской области от 10.07.2014 №48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» к вопросам местного значения сельских поселений Ленинградской области отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В силу положений п.п.«а,в,г,д,з» ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Как указано в п. 1 и 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

В силу п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда.

Отсутствие маневренного жилого фонда, предназначенного для целей, указанных в ст. 95 ЖК РФ, свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления требований законодательства, связанных с участием в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

На основании изложенного Волховский городской прокурор просит:

— признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в части непринятия мер по созданию маневренного жилого фонда.

— обязать администрацию муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.

В судебном заседании помощник Волховского городского прокурора Супрунов Э.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Лисовая Е.Н. просила в иске отказать, по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, из которых следует, что согласно выпискам № ****** из реестра муниципальной собственности, по состоянию на 23.12.2020 г., муниципальный специализированный жилищный фонд муниципального образования Бережковское сельское поселение состоит из 2-х помещений.

Фактическое наличие специализированного жилищного фонда свидетельствует о соблюдении администрацией муниципального образования Бережковское сельское поселение в рамках предоставленных федеральным законом, полномочий, отнесенных к вопросам местного значения сельского поселения, предусмотренных ст. 92 ЖК РФ требований. Названная норма права предусматривает восемь видов жилых помещений специализированного жилого фонда, но не содержит прямую обязанность органа местного самоуправления по созданию каждого его вида.

Учитывая, что предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения жилищных прав граждан, администрация имеет полномочия и возможности иных способов соблюдения прав: возможность предоставить в непредвиденных случаях или чрезвычайных ситуациях жилое помещение из другого вида специализированного жилого фонда (служебные жилые помещения), а также взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель, с согласия нанимателя и членов его семьи, может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма (п.2 ст.57, ч.2 ст.88 ЖК РФ).

Кроме того, создание маневренного фонда и его содержание повлечет за собой дополнительное финансирование за счет бюджета муниципального образования, которое в бюджете на 2021 г. запланировано не было.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пп. 6 и пп.8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», ст.1 Закона Ленинградской области от 10.07.2014 №48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» к вопросам местного значения сельских поселений Ленинградской области отнесено:

— участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения,

— обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

Отнесение указанных вопросов местного значения к ведению муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области предусмотрено также пп. 2, пп. 6 ч. 2 ст. 3 устава муниципального образования Бережковское сельское поселение.

Указанные полномочия орган местного самоуправления осуществляет на основании Жилищного Кодекса РФ, а также иных нормативно-правовых актов регулирующих жилищные правоотношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Статья 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относит (в числе прочих) помещения маневренного фонда.

В силу ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организации содержания муниципального жилищного фонда, его учету, определению порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда входят в компетенцию административного ответчика, на иных лиц не возложены, что по делу не оспаривается.

Из системного толкования приведенных выше положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что на администрацию муниципального образования Бережковское сельское поселение, как на собственника муниципальной собственности поселения, возложены обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, поскольку его отсутствие создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории Бережковское сельское поселение и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.

Доводы административного ответчика о непредставлении прокурором доказательств реальной нуждаемости и необходимости создания в сельском поселении маневренного фонда, являются несостоятельными, так как выполнение обязанности по созданию маневренного жилищного фонда предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости.

Довод административного ответчика о том, что в муниципальном образовании Бережковское сельское поселение нет необходимости в создании маневренного фонда, в связи с отсутствием жилых помещений нуждающихся в капитальном ремонте судом отклоняется, так как из требований закона следует, что жилые помещения маневренного фонда предоставляются при возникновении чрезвычайных ситуаций (обстоятельств непреодолимой силы), которые не зависят от воли граждан-нанимателей, то есть предвидеть необходимость возникновения нуждаемости граждан в предоставлении им жилых помещений из маневренного фонда невозможно.

Иные возражения административного ответчика сводятся к анализу правовых норм и не опровергают обстоятельства дела.

Следует также отметить, что государство в соответствии с положениями части 2 статьи 95 и части 2 статьи 106 ЖК РФ гарантирует лицам, на единственное жилье которых обращено взыскание по долговым обязательствам собственника, предоставление жилых помещений из состава маневренного жилищного фонда и завершение расчетов с должником.

При указанных обстоятельствах административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Признавая бездействие административного ответчика незаконным, суд полагает необходимым возложить на него обязанность создать на территории муниципального образования Бережковское сельское поселение маневренный жилищный фонд для переселения граждан.

На основании ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок для исполнения решения суда. Срок, заявленный Волховским городским прокурором, суд находит разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по принятию мер для исполнения возложенной судом обязанности.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Административные исковые требования Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по созданию маневренного жилого фонда.

Обязать администрацию муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2021 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *