судебная практика нпф будущее
Назад из «Будущего». Москвичка рассказала, как через суд вернула свои пенсионные накопления
Лента новостей
Все новости »
Средства без ее ведома перевели из ПФР в НПФ «Будущее». Ранее стало известно, что Генпрокуратура проверяет этот фонд на предмет неправомерного перевода пенсионных накоплений. Как на практике происходит возврат денег, которые незаконно перешли в НПФ?
Обновлено 8 августа в 16:46
Примерно два года назад Вера Кузьмина на сайте госуслуг увидела, что ее пенсионные накопления лежат не в государственном пенсионном фонде, а в НПФ «Будущее». При этом никаких заявлений на перевод она не писала.
Связалась с фондом, чтобы выяснить, как такое могло произойти, и получила приглашение на встречу в головном офисе на Цветном бульваре, вспоминает Вера Кузьмина:
«Меня встретила служба безопасности, бравые парни, которые предложили мне 70 тысяч рублей за то, чтобы я не подавала в суд. На столе перед одним из сотрудников лежала тетрадка со списком таких же, как я, — тех, кто узнал, что каким-то образом средства пенсионных накоплений были переведены в НПФ «Будущее», и с кем надо было, судя по всему, договориться. Везде были очень разные суммы отступных. Я отказалась, потому что мне был любопытен сам процесс, почему это происходит и почему я должна соглашаться и оставаться в организации, которая незаконным образом перевела мои средства из Пенсионного фонда».
Тогда Вера Кузьмина стала собирать документы для подачи искового заявления в суд. Этот период занял семь-восемь месяцев. Первое, что удалось выяснить: заявление на перевод было якобы подписано в Башкирии, притом что Кузьмина там никогда не была.
После длительной переписки с НПФ она получила копию договора, на которой стояла чужая подпись. Затем ПФР предоставил заявление, на основании которого был сделан этот перевод, там тоже была чужая подпись и штамп нотариуса из Московской области. Позже удалось получить официальное письмо от Московской областной нотариальной палаты, где говорилось, что такое действие этот нотариус не совершал. С этими документами Вера Кузьмина пошла в суд:
«Мне, надо сказать, повезло. Прекрасная судья, каждые пять минут она рассматривает дела именно по НПФ «Будущее». Представьте себе, какое количество. По-моему, 55 дел, похожих на мое, каждый день. Если умножить на пять рабочих дней и на месяц, представьте себе масштабы этой истории. Перед судебным заседанием у меня была возможность пообщаться с людьми, которые там стояли. Кто-то приехал уже на 12-е судебное заседание. Причем это не москвичи. Мне крупно повезло, что я имею возможность ездить на эти заседания. Кто-то приехал из далеких-далеких городов и весей, кто-то уже опустил руки. В итоге она вынесла решение в мою пользу. В течение 30 дней по этому решению негосударственный пенсионный фонд «Будущее» должен был возвратить на мой счет в Пенсионный фонд всю сумму по иску плюс некоторое количество денег за услуги адвоката и государственную пошлину».
Теперь НПФ «Будущее» должен вернуть деньги в ПФР.
Судебные дела, по которым сейчас выносятся решения, — результат переходных кампаний 2016-2017 годов, заявили Business FM в НПФ «Будущее»:
«Из-за обращений граждан по поводу неправомерного перевода пенсионных накоплений в этот период часть негосударственных пенсионных фондов сейчас проходят процедуру проверки со стороны прокуратуры. С февраля 2019 года в НФБ «Будущее» полностью обновилась управленческая команда, которая в рамках своих полномочий содействует выявлению и устранению неправомерных действий в отношении клиентов. Те принципы работы с клиентами, в том числе так называемого урегулирования, действовавшие до 2018 года, в НПФ «Будущее» сейчас неприменимы. Новое руководство инициирует решения по вопросу переводов средств пенсионных накоплений граждан и изменению порядка смены страховщика, который позволит решить существующие проблемы на уровне отраслевой СРО».
Но вопрос потерянного инвестдохода повис в воздухе. Дело в том, что без потери пенсионные накопления можно переводить только раз в пять лет. В описанном случае потери составили примерно 80 тысяч рублей. После обращения в ПФР Вера Кузьмина получила отказ. Теперь планирует идти в суд, чтобы восстановить потери.
Проблема очень масштабна. Речь идет о миллиардных потерях: ранее такую оценку давала Счетная палата. Участники рынка говорят, что за последние годы миллионы людей пострадали подобным образом. Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) обращалась в правоохранительные органы в прошлом году с видеодоказательствами мошенничества со стороны фондов, но никакой реакции не было, говорит президент НАПФ Константин Угрюмов.
Константин Угрюмов президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов «До того момента, пока не обратил внимание президент, правоохранительные органы все наши сигналы возвращали с пометкой, что не видят здесь никаких преступлений. Нужны законодательные изменения для того, чтобы поставить преграды на пути этих бандитов. У нас путают две вещи: незаконные переводы и досрочные переводы. Незаконных переводов меньше, и они были сосредоточены в фондах, которые представляли так называемое московское кольцо: «Будущее», «Открытие», «Сафмар» и потом «Согласие». А досрочных переводов значительно больше, потому что люди бегут из этих фондов».
В итоге граждане теряют инвестдоход за несколько лет, а на судебные разбирательства уходят годы. Если учесть уровень развития технологий, достаточно странно, что на пенсионном рынке существует такая «черная дыра».