судебная практика мвд переработка
Дело о взыскании компенсации за сверхурочную работу в системе МВД России (часть № 1)
Дело о взыскании компенсации за сверхурочную работу в системе МВД России
(часть № 1)
В настоящей статье я хочу рассмотреть вопрос, касающийся социальных гарантий сотрудников МВД России, а именно вопрос выплаты компенсации за сверхурочную работу. Рассмотрение данного вопроса будет проведено на основе конкретного дела из моей адвокатской практики.
Фабула дела и проблематика.
Нередко сотрудники МВД России (следователи, оперуполномоченные, участковые уполномоченные и т.п.), привлекаются к несению службы сверхурочно, к такой сверхурочной работе относятся в том числе и суточные дежурства в составе следственно-оперативных групп.
В рассматриваемом деле сотрудник МВД России, состоящий в должности следователя, также неоднократно привлекался к выполнению должностных обязанностей сверхурочно, а именно, к несению службы в составе следственно-оперативной группы (далее по тексту – СОГ).
Желая получить компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверхурочно, сотрудник МВД России обратился с соответствующим рапортом, в котором просил произвести выплату, однако в такой выплате ему было отказано на том основании, что согласно п. 11 приложения к Приказу МВД России от 19.10.2012 № 961 «Об утверждении порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел РФ к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха», сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется.
Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, руководством МВД было мотивировано, что сотруднику ОВД предоставляется в качестве компенсации за ненормированный служебный день дополнительные дни отпуска и иные выплаты не полагаются.
Разбирательство в суде первой инстанции.
Не согласившись с отказом в выплате компенсации за сверхурочную работу (компенсации за суточные дежурства в составе СОГ), сотрудник, к тому моменту уже уволившийся из системы МВД России, обратился в суд с иском о взыскании соответствующей компенсаций.
Иск был мотивирован следующим образом.
Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон «О службе в ОВД»), истцу как сотруднику ОВД была установлена 40 часовая рабочая неделя.
В соответствии с положениями части 5 ст. 53 Закона «О службе в ОВД» установлено, что ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 указанного Федерального закона.
Частью 6 Закона «О службе в ОВД» определено, что сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. При этом выплата компенсации предусмотрена п. 56 Приказа МВД России от 31.01.2013 № 65 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников ОВД Российской Федерации».
Таким образом, Федеральный закон, регулирующий порядок прохождения службы в ОВД, разделяет понятие ненормированный служебный день и понятие работа сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Согласно ст. 101 Трудового кодекса РФ следует, что под ненормированным рабочем днем понимается – особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами, установленной для них продолжительности рабочего времени. Ненормированный рабочий день не изменяет установленной нормы рабочего времени, а переработка сверх установленного рабочего времени в таком случае не должна приводить к превращению ненормированного рабочего дня в удлиненный.
Осуществление истцом служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в составе дежурной СОГ не подпадает под правовое регулирование работы в рамках ненормированного рабочего дня, так как истец привлекался к указанной работе регулярно на основании утвержденных графиков дежурств, а соответственно характер выполнения им должностных обязанностей не носил вынужденного эпизодического характера.
Эпизодически истец привлекался к несению службы в рамках ненормированного служебного дня для ускорения расследования уголовных дел, находящихся в производстве, осуществления охраны общественного порядка и т.д., именно за выполнение указанной работы и самой возможности эпизодически привлекать истца к работе в рамках ненормированного служебного дня, последний получал компенсацию виде дополнительного отпуска.
Выполнение истцом обязанностей в составе СОГ подпадает под определение сверхурочной работы. В соответствии с частью 1 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации под сверхурочной работой понимается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не меньше времени, отработанного сверхурочно (статья 152 Трудового кодекса Российской Федерации). Согласно ст. 153 Трудового кодекса РФ – работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.
Так как на момент рассмотрения дела сотрудник был уволен из органов внутренних дел, ему не могли быть предоставлены дни отдыха, соответственно он имеет право на получение денежной компенсации.
Способ доказывания.
Итог по делу.
Суд первой инстанции согласился с доводами истца о том, что работа, выполняемая в составе следственно-оперативной группы, не является работой, выполняемой в рамках ненормированного рабочего дня, а представляет собой работу сверх установленной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, в связи с чем в пользу истца подлежит взысканию соответствующая компенсация, неустойка за просрочку выплаты компенсации, а также компенсация морального вреда.
Решение суда было обжаловано ответчиком в Новосибирский областной суд, однако решение суда было оставлено без изменения, а жалоба Управления МВД России по г. Новосибирску – без удовлетворения.
Областной суд в ходе апелляционного рассмотрения высказал интересную позицию по делу, о чем можно прочитать в статье «Дело о взыскании компенсации за сверхурочную работу в системе МВД России (часть № 2)».
Автор статьи – адвокат Спиридонов Михаил Владимирович.
О взыскании компенсации за сверхурочную работу
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
00 августа 2017 года п.Фаленки
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску гр. А к МО МВД России «Зуевский» о взыскании компенсации за сверхурочную работу,
В судебном заседании истец гр. А на удовлетворении иска настаивал. В обоснование иска пояснил, что он в 2015, 2016 годах выходил на работу в выходные, дни,- за что ему полагалась денежная компенсация. Однако, ему было оплачено только 120 часов сверхурочной работы. Статья 152 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает’ оплату сверхурочной работы за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Подтвердил, что знаком с Порядком выплаты денежной компенсации, однако, рапорт на дополнительные дни отдыха или денежную компенсацию в 2016 году не писал. Считает, что срок исковой давности на подачу настоящего иска им не пропущен.
Представитель ответчика МО МВД России «Зуевский» «ФИО»., действующий по доверенности, с исковыми требованиями не согласился,
считает, что компенсации за сверхурочную работу не подлежит взысканию. Поддержал доводы ответчика, приведенные ранее в судебных заседаниях и отзыве на исковое заявление.
В соответствии со статьей 37 Закона о полиции для сотрудников полиции устанавливается нормальная продолжительность служебного времени не более 40 часов в неделю. Выполнение сотрудником полиции своих служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни компенсируется предоставлением ему отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а «также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику полиции предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника полиций вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно статье 99 Трудового кодекса Российской Федерации, под сверхурочной работой понимается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
В соответствии с частью 6 статьи 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным Органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Кроме того, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по даннымучета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, данная норма установлена пп. 56, 58 Порядка № 65.
При этом количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым
законодательством продолжительности сверхурочной работы за год, то есть 120 часов.
В 2015 году гр. А на основании его рапорта была предоставлена денежная компенсация за 120 часов выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Поскольку выплата денежной компенсации сверх 120 часов в год не предусмотрена законом, у суда не имеется оснований для взыскания в пользу истца денежной компенсации за сверхурочную работу в 2015 году.
Согласно табелей учета служебного времени сотрудников МО МВД России «Зуевский» за 2016 год, количество подлежащих компенсации часов (дней) выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени на конец учетного периода (2016 год) составило 599 часов. Истец не был лишен возможности получить денежную компенсацию за указанные выше часы за 2016 год на основании поданного на имя руководителя рапорта, однако, данным правом, как видно из материалов дела, а также своих пояснений, гр. А в период прохождения службы не воспользовался. В указанной части исковые требования также не подлежат удовлетворению.
В отзыве на иск, судебном заседании ответчиком было заявлено о применении последствий пропуска срока на обращение в суд с исковыми требованиями.
Согласно частям 4, 5 статьи 72 Закона о службе в ОВД сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование выплаты
требуемой истцом Денежной компенсации не предполагало произвольное,
неограниченное по времени обращение сотрудника с рапортом о выплате
таковой, а предусматривало разрешение этого вопроса путем
предоставления, по общему правилу, дней отдыха в другие дни
или же присоединение таких дней к ежегодному оплачиваемому
При указанных обстоятельствах, гр. А., не получая, по его
мнению, компенсационное возмещение за сверхустановленную
продолжительность служебного времени путем получения денежной
компенсации за каждый отработанный год, знал (должен был знать) о
нарушении своего права на получение спорной выплаты в январе месяце
года, следующего за отработанным.
Вместе с тем, с требованием о взыскании с ответчика денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2015 и 2016 годах обратился в суд лишь 00.06.2017.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истцом пропущен срок обращения с иском за защитой нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Разъяснения о порядке выплаты денежной компенсации сотрудникам органов внутренних дел за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни
В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю и для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Согласно пункту 4 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 19.10.2012 N 961, в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно пункту 12 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 19.10.2012 N 961 привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с вышеуказанным Порядком. То есть, при привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время им предоставляется дополнительное время отдыха, равное продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а при привлечении таких сотрудников к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни им предоставляются дополнительные дни отдыха, которые по их желанию могут быть заменены денежной компенсацией.
Согласно пункту 56 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 N 65 сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Необходимо отметить, что в целях вышеуказанного учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени (пункт 4Порядка, утвержденного приказом МВД России от 19.10.2012 N 961).
Руководствуясь пунктами 58, 59 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 N 65 размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12. При этом количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать
для каждого сотрудника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Сотрудникам, выполняющим служебные обязанности в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании графика сменности, компенсация в виде дополнительного времени отдыха и дополнительных дней отдыха не предоставляется (пункт 13 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 19.10.2012 N 961), а выплачивается денежная компенсация, в соответствии с пунктами 61 — 63 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 N 65. Так, вышеуказанная компенсационная выплата, производится за каждый час работы в соответствующих условиях в следующих размерах:
При этом часовая ставка определяется путем деления размера должностного оклада сотрудника за месяц, в котором производится выплата, на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году.
Сотрудникам, которым ненормированный рабочий день не установлен, при привлечении их к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется по их выбору либо денежная компенсация (по соответствующему рапорту) взамен дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время, а также за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени либо дополнительные дни отдыха соответственно.
Определение Верховного суда РФ от 15.08.2016 № 73-ГК16-3 «О предоставлении сотруднику органов внутренних дел дополнительных дней отдыха за отработанное время в выходные и нерабочие праздничные дни»
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 августа 2016 г. № 73-КГ16-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 августа 2016 г. гражданское дело по иску Бухольцевой Н.М. к Восточно-Сибирскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о предоставлении отгулов
по кассационной жалобе представителя Восточно-Сибирского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Перякиной Е.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 23 декабря 2015 г., которым отменено решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 25 сентября 2015 г. об отказе в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителей Восточно-Сибирского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте по доверенностям Ивашечкиной С.В., Семенова В.А., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Представитель Восточно-Сибирского линейного управления МВД России в судебном заседании исковые требования не признал.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 25 сентября 2015 г. в удовлетворении заявленного Бухольцевой Н.М. иска отказано.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте Перякиной Е.Г. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 23 декабря 2015 г., как незаконного, и оставлении в силе решения Железнодорожного районного суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 25 сентября 2015 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте 25 марта 2016 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 7 июля 2016 г. кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась истец Бухольцева Н.М., сведений о причинах неявки не представила, направила письменные возражения на кассационную жалобу, в которых выражает несогласие с приведенными в ней доводами. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке определения суда апелляционной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм права, и они выразились в следующем.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Бухольцевой Н.М. о предоставлении дополнительных дней отдыха, суд первой инстанции со ссылкой на утвержденный приказом Министра внутренних дел России от 19 октября 2012 г. № 961 Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни исходил из того, что выполнение сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени должно быть компенсировано к моменту предоставления ему очередного ежегодного отпуска в текущем году, а сотрудник, желающий реализовать свое право на получение в текущем году названной компенсации, должен обратиться с соответствующим рапортом. Бухольцева Н.М., зная о своем праве воспользоваться дополнительными днями отдыха за отработанные выходные и нерабочие праздничные дни в 2012 году и в 2013 году, с рапортами к руководству не обращалась, в связи с чем отсутствует обязательное условие для реализации права на дополнительные дни отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме того, суд полагал, что истцом пропущен срок обращения в суд за разрешением возникшего служебного спора, о применении которого заявлено представителем ответчика.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении заявленного Бухольцевой Н.М. иска, исходил из того, что, несмотря на установленный нормативными правовыми актами порядок предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, в Улан-Удэнском линейном отделе МВД России сложилась практика, в соответствии с которой сотрудникам отдела на основании поданных ими рапортов такие дни отдыха предоставлялись за три года, предшествующих обращению за их предоставлением, в связи с чем, учитывая недопустимость предоставления отдельным категориям сотрудников дополнительных преимуществ, которые не обусловлены объективными критериями, пришел к выводу об обоснованности исковых требований Бухольцевой Н.М. Суд апелляционной инстанции также указал, что у суда первой инстанции не имелось оснований для применения последствий пропуска Бухольцевой Н.М. срока обращения в суд за разрешением служебного спора, поскольку данный срок подлежит исчислению с момента, когда истцу стало известно о нарушении ее прав, то есть с момента отказа ответчика предоставить спорную компенсацию.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии с частью 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
В соответствии с пунктом 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (пункт 10 Порядка).
Пунктом 15 названного Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
Однако судом апелляционной инстанции спор был разрешен не с учетом норм, регулирующих спорные отношения, а со ссылкой на практику, сложившуюся в Улан-Удэнском линейном отделе МВД России, в соответствии с которой сотрудникам отдела на основании поданных ими рапортов дополнительные дни отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни предоставлялись за три года, предшествующих обращению за их предоставлением.
В связи с изложенным вывод суда апелляционной инстанции об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований Бухольцевой Н.М. не может быть признан законным.
Данный вывод противоречит Порядку, установленному нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, и не основан на установленных по делу обстоятельствах, свидетельствующих о том, что приказы Улан-Удэнского линейного отдела МВД России на транспорте о предоставлении другим сотрудникам дополнительных дней отдыха были вынесены в данном структурном подразделении незаконно и без согласования с вышестоящим руководством Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте, приказом которого от 21 декабря 2015 г. № 177 л/с они были отменены, как вынесенные с нарушением норм права и номенклатуры подчиненных должностей.
В то время как суд первой инстанции правильно истолковал подлежащие применению к спорным отношениям нормы права, регулирующие порядок предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, дополнительных дней отдыха.
С учетом изложенного апелляционное определение суда апелляционной инстанции, которым отменено решение суда первой инстанции и принято новое решение по делу об удовлетворении исковых требований Бухольцевой Н.М. о предоставлении дополнительных дней отдыха, нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, которым спор разрешен правильно.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 23 декабря 2015 г. отменить, оставить в силе решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 25 сентября 2015 г.