суд над павлом апостолом
Суд над павлом апостолом
В Деняниях святых Апостолов (Деян 25: 12) апостол Павел требовал суда кесарева. Состоялся ли этот суд? Спасибо.
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Св. апостол Павел вместе с сопровождавшей стражей прибыл в Рим в марте 61-го года в 7-й год царствования императора Нерона. В Риме он провел в узах два года. Обвинители, по-видимому, на суд не явились. Этим можно объяснить столь продолжительный срок ожидания суда. О том, что суд состоялся, можно заключить из 2-го Послания к Тимофею, которое по мнению исследователей написано апостолом в самый последний период жизни: При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! (2Тим.4:16). Согласно римским судебным обычаям друзья могли присутствовать при разборе дела и своим присутствием укрепить дух обвиняемого. Отсутствие близких не повлияло на мужество св. апостола Павла. Сам Бог явился ему и дал силы: Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей (2Тим.4:17). Последние слова из приведенной цитаты (я избавился из львиных челюстей) указывают, что на суде кесаря апостол был оправдан. Экзегеты приводят также место из Послания к евреям, которое было написано в Риме: Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас (Евр.13:23). Об освобождении св. апостола Павла из римских уз косвенно свидетельствуют также заключительные стихи книги Деяний: И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно (Деян.28:30-31). Глаголы (жил, принимал) употреблены в прошедшем времени. Значит, узы кончились. Если бы суд закончился смертным приговором, то автор книги св. Лука об этом бы написал.
Последние Послания св. апостола Павла дают дополнительный материал для подтверждения вывода об освобождении узника. Из этих Посланий видно, что апостол Павел совершал поездки после своего заключения в Риме, следовательно, пользовался свободой.
Из Послания к Титу известно, что апостол Павел поставил его на Крите епископом: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит.1:5). Во время трех миссионерских путешествий апостол Павел на Крите не был. Значит, было еще четвертое миссионерское путешествие, которое могло быть осуществлено только после освобождения от римских уз. Косвенно свидетельствует о том, что великий проповедник христианства совершил четвертое миссионерское путешествие также современник и ученик его священномученик Климент Римский: «Будучи проповедником на Востоке и Западе, он приобрел благородную славу за свою веру, так как научил весь мир правде и доходил до границы Запада и мученически засвидетельствовал истину перед правителями» (Первое послание к коринфянам. Гл.V). В I веке границей Запада была Испания. А в Испании апостол Павел до римских уз не был.
Наконец, об оправдании на первом суде в Риме существует древнейшее церковное предание. Оно известно в записи первого церковного историка Евсевия, который пользовался недошедшими до нас источниками: «И Лука, написавший Деяния апостолов, заключает свой рассказ сообщением, что Павел провел в Риме на свободе целых два года, беспрепятственно проповедуя слово Божие. Затем, оправдавшись перед судом, апостол, говорят, отбыл на свое дело проповеди и, вторично придя в Рим, завершил жизнь мученичеством. Находясь в темнице, он составил Второе послание к Тимофею, где говорит и о своей первой защите, и о близкой кончине. Выслушай его собственное свидетельство: «При моей первой защите со мной никого не было: все меня оставили (да не зачтется им это), но Господь был со мной и дал мне сил, чтобы проповедь моя была завершена в полноте и ее услышали все народы, и я был избавлен от пасти львиной». Этими словами он ясно устанавливает, что в первый раз избавился от пасти львиной (апостол, по-видимому, называет так Нерона за его жестокость), дабы в полноте была завершена его проповедь. Ведь дальше он не добавляет ничего вроде: «избавил меня от пасти львиной»; он видел в духе, что кончина его близка, почему к словам «был избавлен от пасти львиной» добавляет: «Господь избавит меня от всякого зла и спасет в Своем Царствии Небесном», указывая на близкое мученичество» (Церковная история. Кн.2:22.1-4). Мученичество св. апостол Павел принял около 67 года в Риме во время гонений на христиан.
Суд над ап. Павлом в Риме
Схваченный и приведенный вместе с другими христианами к римским властям, ап. Павел по первоначальному и настойчивому требованию толпы предназначается во время предстоящих зрелищ быть растерзанным зверьми (может быть прямо – львом). Народ ждал зрелищ и вот нашлось средство удовлетворить его, отдавая христиан на растерзание зверями. Но римские власти, согласные с толпой во взгляде на христиан и на способ истребления их, однако как истинные римляне хотели оформить дело; и желали, чтобы и само уничтожение христианского общества было произведено на основании действующего закона. А так как у них против своеволия толпы были в распоряжении значительные войска, то они и настояли на своем желании. Для христиан, представленных римским властям было назначено судебное разбирательство. Конечно это разбирательство было бы очень непродолжительно, и народное желание видеть христиан растерзанными в цирке было бы скоро удовлетворено. Но среди обвиняемых христиан, был ап. Павел, имевший право римского гражданства. Когда он заявил, что в его лице римские власти имеют дело не с простым подданным, а с римским гражданином, тогда ход судебного разбирательства должен был значительно измениться. Вместо прежней поспешности и небрежности в соблюдении формальных сторон судопроизводства теперь судебный процесс должен был быть обставлен и произведен законным порядком.
Сильное и вместе с тем безотрадное впечатление произвело на римских христиан тюремное заключение ап. Павла. Из их памяти еще не изгладились ужасы гонения 64-го года, памятна была им и печальная мученическая кончина ап. Петра, испустившего свой дух, вися на кресте вниз головой; некоторое время подобные этим случаи выражения вражды язычества к христианской религии не повторялись. Христиане было успокоились и без всяких особенных предосторожностей и опасений выполняли требования своей религии и не скрывали ее от глаз язычников. Они стали думать, что приобрели теперь право быть открытыми исповедниками и последователями имени И. Христа. Но случай с ап. Павлом и другими, вместе с ним взятыми, христианами, навел на них страх и наполнил их сердца тяжелым предчувствием.
Мало того, что они не ожидали, чтобы были освобождены схваченные вместе с ап. Павлом и избежали смертной казни, они и для себя ждали того же самого. Они ждали новых доносов, новых тюремных заключений для других членов своего общества и часто видели и слышали подтверждение своих тревожных ожиданий. Толпа, раз осмелившаяся схватить христиан, не остановилась на одном случае, но продолжала повторять это и еще несколько раз. Кроме того с ее стороны стали смелее высказываться насмешки и издевательства над христианами, чаще прерывались христианские молитвенные собрания; и собиравшееся для преломления хлеба в таинстве евхаристии всегда с опасением взглядывали на двери при всяком незначительном шуме на улице города. Такое тревожное настроение не могло не отразиться самым удручающим образом на состоянии духа христианского общества. Нашлось среди христиан не мало таких, которые из-за страха прекратили на время общение с другими христианскими братьями; некоторые пошли далее и стали вместе с язычниками служить своим прежним богам; а те, которые были более твердыми в своих христианских убеждениях, прекратили свою проповедническую деятельность, направленную на приобретение новых последователей И. Христу, Все это конечно не осталось неизвестным ап. Павлу, и его душу наполнило горькое чувство сожаления о слабости человеческой воли в последовании добру и истине. Как видно из слов его послания ( 2Тим.4:16 ): «да не вменится им», – он прощал им их слабость, их неверность заветам Христа Спасителя, но прощал лишь потому, что привык всегда снисходить слабости человеческой природы, привык видеть в жизни много дурного и нежелательного. Он отнесся с всепрощающей любовью даже к поступку своего-ученика и сотрудника Димаса, возлюбившего, по его словам, нынешний век и отправившегося в Фессалоннику, оставив в Риме своего учителя, заключенным в темничные узы, которые грозили кончиться смертной казнью ( 2Тим.4:10 ).
Тяжело было ап. Павлу узнавать о подобных поступках своих более близких последователей, но он не думал высказывать какое-либо раздражение по этому поводу. Он заботился о том, чтобы, оставаясь наружно спокойным, поддержать бодрость духа и в других, утешить их обещанием божественной помощи и ободрить надеждой на всеблагой и премудрый промысел Божий. Он был рад тем людям, которые не стыдясь и не страшась его уз, приходили к нему в его темничное заключение. Они сообщали ему о состоянии христианского общества, а он через них старался воздействовать и воздействовал на это последнее, поручая передавать ему свои наставительные и утешительные беседы. Особенно же утешительно ему было прибытие в Рим и к нему в темницу Онисифора. Этот Онисифор, узнавши в своей далекой Иконии о пребывании ап. Павла в Риме, прибыл сюда, чтобы насладиться его лицезрением, получить назидание от его бесед и оказать ему материальную поддержку в его теперешних обстоятельствах. Прибыв в Рим и узнав, что апостол в узах, он употребил все усилия ( 2Тим.1:17 ), чтобы найти апостола среди других узников, чтобы пройти к нему в его заключение и передать ему, что принес с собой, и в чем особенно нуждался узник. «Да даст ему, писал об этом сам ап. Павел, да даст ему Господь обрести милость у Бога в оный день» ( 2Тим.1:18 ). Но недолго прожил Онисифор в Риме; его жизненные обстоятельства заставили его снова оставить столицу и возвратиться на родину. По удалении Онисифора около апостола снова водворилась тьма и уныние.
Впрочем это томительное неизвестное состояние ап. Павла, после выезда Онисифора, продолжалось недолго. Наступил день, назначенный претором для разбора его дела. В этот день рано утром апостола вывели из тюремного заключения и под конвоем стражи привели на Марсово поле, где еще со времени Юлия Цезаря была приспособлена особая судебная площадь. Здесь и должно было произойти судьбище, как обыкновенно, публично и устно. Пред занявшими свои места судьями выступил обвинитель ап. Павла. он держал пред ними речь, в которой раскрывал свои обвинительные пункты. Апостол молча слушал возводимые на него обвинения, как он некогда слушал Тертулла, обвинявшего его пред иудейским проконсулом Феликсом в Кесарии ( Деян.24:1–8 ). В своем уме апостол готовил ответы на все пункты обвинительной речи, при этом памятуя и об обещании Спасителя: «не заботьтесь о том, что вам сказать; Дух Святой научил вас в тот час что вам нужно говорить».
После этого было приступлено к рассмотрению доказательств, в числе которых первое место имели свидетельские показания. Когда свидетельские показания обвиняющей стороны были выслушаны, тогда претор и судьи снова обратились к ап. Павлу, предоставляя и ему выставить свидетелей в защиту своих показаний. Но ап. Павел свидетелей не имел. Хотя и право было его дело, хотя и многие знали, что он не заслуживает обвинения и наказания однако никто не выступил пред судьями подтвердить то, о чем долго и воодушевленно говорил великий проповедник. После он сам с горечью писал об этом св. Тимофею: «при первом моем ответе никого не было со мной, но все меня оставили» ( 2Тим.4:16 ). – Среди христиан Рима из многих последователей ап. Павла не нашлось ни одного, который бы заявился на судебную площадь и публично бы засвидетельствовал достоверность показаний апостола. – Что это значить, – где причина такой оставленнсти апостола? Ужели в одном том, что страх пред римским судом и опасение самим попасть в то же самое положение, в котором теперь томился ап. Павел, удержали римских христиан и даже евангелиста и деяписателя Луку выступить на защиту святого дела? – Трудно верится такому малодушию первых христиан, но это было отчасти в действительности, хотя, конечно, главное здесь было общее смирение христиан, их готовность на страдания и их сознание бесполезности устной защиты пред языческим фанатизмом. И сам апостол не находит достаточного извиняющего обстоятельства их равнодушию к его судьбе и, покрывая их своей всепрощающей любовно, желает, чтобы им не было вменено это их малодушие в вину и осуждение ни пред судом человеческим ни пред судом Божиим: «да не вменится им», – пишет он своему доверенному другу, св. Тимофею ( 2Тим.4:16 ).
Оставленность апостола показалась странной и непонятной даже самим римским судьям; и это тем более, что, по их мнению, дело его вовсе не так безнадежно, чтобы было опасно выступить его защитником. В их памяти было еще свежо впечатление от боговдохновенной речи апостола, их сердца еще не остыли от того жара умиления, которое было возбуждено в них его трогательно-величественной проповедью о Христе, Спасителе всех людей. И вот, под влиянием этого впечатления претор и судьи решили, что постановлять окончательный приговор по делу апостола преждевременно, и объявили перерыв судебного процесса, назначив день для второго разбирательства.
Источник: Орлов Н., прот. Последние годы жизни св. апостола Павла. // «Странник» № 9–11. – Спб., 1913., С. 187–217; 323–347; 513–553.
Апостол Павел ‒ наименьший из апостолов
«Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию;
но благодатию Божиею есмь то, что есмь,и благодать Его во мне не была тщетна» ( 1Кор.15:9–10 )
В Новом Завете ‒ 27 книг. Половина из них написана одним человеком. Большую часть богослужебного года именно его творения читаются в храмах во время Божественной литургии. Имя этого человека ‒ апостол Павел.
Он называл себя наименьшим из апостолов, и недостойным называться апостолом, потому что гнал церковь Божию (ср.: 1 Кор. 15:9 ). Этот человек, призванный к евангельскому благовестию последним из апостолов, более всех новозаветных священных писателей потрудился в деле изъяснения христианского учения. Блестяще образованный фарисей, он был ревностным гонителем христианского учения, но, чудесным образом вразумленный Господом, стал «Апостолом языков», пламенным проповедником Евангелия, жизнь и силы свои положившим на несение в мир слова Истины.
Гонитель христиан
«А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» ( Деян. 8:3 )
Жизнь апостола Павла можно условно разделить на две части: жизнь до встречи с Богом и жизнь после. А привел ко Христу гонителя христиан путь из Иерусалима в Дамаск, который стал для будущего апостола язычников переломным моментом.
Святой апостол Павел, или Савл (первое имя апостола еврейское, второе ‒ латинское) родился и получил начальное образование в киликийском городе Тарсе, славившемся греческой академией и ученостью своих жителей. Тарс в то время по уровню образования приравнивался к Афинам или Александрии. Павел имел римское гражданство со всеми правами и привилегиями. Дальнейшее обучение он продолжил в Иерусалиме у знаменитого учителя Гамалиила, который, несмотря на свою принадлежность к партии фарисеев, был человеком, способным мыслить и высказываться смело и независимо. Об этом можно судить по его знаменитой речи в синедрионе. Когда решалась участь апостолов за проповедь Евангелия, Гамалиил сказал слово, ставшее решающим: говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело ‒ от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками ( Деян. 5:38–39 ). Щедро одаренный способностями, Савл преуспевал в Иудействе более многих сверстников… будучи неумеренным ревнителем отеческих… преданий ( Гал. 1:14 ). Вполне вероятно, что он готовился к должности раввина и в исполнении фарисейского закона проявлял поистине чудовищную ревность.
Церковь несла потери, ужас и трепет заставлял христиан скрываться. Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику ( Деян. 9:1 ), выпросил официальное разрешение преследовать христиан даже за пределами Палестины и отправился в Дамаск, узнав, что и там много приверженцев этого нового, ненавистного ему учения. Вооруженный отряд двинулся к Дамаску. Казалось, Савла ничто не могло остановить, никакая сила не была способна заставить его поверить, что учение Того, Кто умер на Кресте позорной смертью беглого раба, ‒ учение Истины. Никто. Только Бог!
Путешествие в Дамаск полностью изменило жизнь гонителя.
По дороге в Дамаск
«…И услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян. 9:4 )
Отряд приближался к Дамаску. Нещадно палило солнце. Вдалеке показалась городская стена. Там, в этом городе, в синагогах, как смертоносная зараза, распространяется новое учение о воскресшем Иисусе из Галилеи. Совсем скоро, думал Савл, он поедет этой же дорогой назад, а впереди отряда на суд синедриона в Иерусалим пойдут закованные в узы христиане. Так, вероятно, размышлял он. «…Внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» ( Деян. 9:4–6 ).
От сияния этого Божественного света Савл ослеп. Сопровождающие привели его в Дамаск, где он от сильнейшего потрясения первые три дня ничего не ел и не пил. В Дамаске жил христианин именем Анания, которому Господь в видении повелел пойти к Савлу и возложить на него руки, чтобы он прозрел. «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме» ( Деян. 9:13 ), ‒ возразил Анания. Но Господь сказал ему: «иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» ( Деян. 9:15 ). Анания пошел и сделал, как повелел ему Господь. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его (Савла), и вдруг он прозрел; и, встав, крестился ( Деян. 9:18 ). Пламенный дух Савла не терпел бездействия, и он, уверовав во Христа, с той решимостью и напором, с которыми ранее преследовал христиан, стал проповедовать Евангелие в синагогах. Теперь на основании Ветхого Завета, в знании которого с ним мало кто мог сравниться, он учил, что Иисус Христос и есть ожидаемый иудеями Мессия. Сила его слова, основанная на блестящем образовании и просвященности Духом Святым, приводила иудеев в замешательство. Они возненавидели Савла как предателя и днем и ночью стерегли городские ворота, чтобы без свидетелей расправиться с ним, когда он выйдет из города. Но Савл, знавший о грозившей ему опасности, был спущен учениками в корзине с городской стены и таким образом избежал смерти.
О том, что произошло на дамасской дороге, повествуют Деяния (см.: Деян. 9:3–8 ). И сам апостол Павел не раз вспоминал это событие. О своем обращении апостол расскажет на суде перед иудейским царем Агриппой (см.: Деян. 26:12–19 ) и в послании к Галатам (см.: Гал. 1:13–17 ). Почему история обращения апостола Павла так важна? Потому что это откровение личного опыта общения с Богом и откровение надежды. Еще довольно долгое время после того, как святой апостол Павел сделался из гонителя христиан проповедником Христа, многие боялись его, не веря, что он ученик ( Деян. 9:26 ). Действительно, в это было сложно поверить. Ведь и сам Павел не мог сначала поверить в Господа Иисуса Христа. И только Сам Господь укрепил его славным явлением на пути в Дамаск.
Путь Бога к сердцу каждого человека всегда будет тайной, потому что никогда нельзя узнать, где и когда коснется человеческой души благодатная рука Божия. Не знал этого и апостол Павел. Наверное, не будет ошибкой сказать, что он даже и не мог предположить, Кого он встретит в своем путешествии.
Дамасская дорога станет для святого апостола Павла дорогой длиной в жизнь, ведь практически сразу после обращения он начнет свои миссионерские труды ‒ проповедь Слова Божия язычникам. Список посещенных апостолом Павлом и его сподвижниками городов тогдашней Римской империи занял бы слишком много места. Обычно в учебниках по Новому Завету говорится о трех крупных миссионерских путешествиях апостола Павла, но это разделение ‒ скорее условность, введенная исследователями жизни великого апостола язычников для удобства изучения. Он путешествовал постоянно, задерживаясь в разных городах на разное время по мере необходимости.
Но пусть апостол Павел сам расскажет о том, что пережил во время проповеди: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» ( 2 Кор. 11:23–29 ). Все это претерпел апостол ради Господа Иисуса Христа. Ведь, как сам он писал, в христианине должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Фил. 2:5 ). И если Господь Иисус Христос отдал Свою жизнь за жизнь всего мира, то апостол Павел ‒ верный ученик Христов ‒ отдал Ему всего себя.
В словах апостола нет ноток горделивого превозношения. Он не хвалится перенесенными страданиями и лишениями. Все это он принял как должное. Единственное, чем он может похвалиться, ‒ это немощь: «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу» ( 2 Кор. 11:30–31 ).
Сила благодати
Благодатная сила Божия, коснувшаяся Павла на дамасской дороге, ‒ вот то, что укрепляло его. Апостол писал в послании к христианам древнего Коринфа: «Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» ( 2 Кор. 12:9 ). Бог вел апостола Павла на проповедь, поэтому и успех павловой миссии ‒ дело благодати Божией. Когда среди коринфских христиан возникло разделение (одни превозносились тем, что были обращены проповедью Павла, другие ‒ Аполлоса (о нем см.: Деян. 18:24–28 ), третьи ‒ апостола Петра), святой апостол так увещевал враждующих: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» ( 1 Кор. 3:5–7 ). Поэтому апостол призывал всегда благодарить за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием ( Еф. 5:20–21 ) и делать все во имя Господа Иисуса Христа ( Кол. 3:17 ).
Постоянная благодарность Богу ‒ это то, что помогает нам почувствовать присутствие благодатной силы Божией в самих себе, помогает не превозноситься и не гордиться теми дарованиями, которые дал нам Господь.
Послания апостола Павла
«…Но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1 Кор. 15:10 )
Трудно себе представить, как святой апостол Павел (он же и Савл), имея слабое здоровье, мог понести такие труды. Вся жизнь апостола стала подтверждением слов: «сила Божия в немощи совершается» (см. 2 Кор. 12:9 ). «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти… три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников… в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2 Кор. 11:23, 25–27 ), ‒ в назидание Коринфянам вспоминает апостол Павел. Такие труды и испытания невозможно перенести, опираясь только на человеческие силы. Все успехи своей проповеднической деятельности апостол Павел приписывает исключительно действию Божественной благодати и старается лишь о том, чтобы быть достойным Духа Святого.
Как уже было сказано, апостол Павел является автором более половины книг, входящих в состав Нового Завета. Он написал четырнадцать посланий, которые по важности своего содержания и высоте богословской мысли некоторыми именуются «вторым Евангелием». Каждое из этих посланий ‒ жемчужина, настоящее духовное сокровище. В его трудах раскрывается догматическое и нравственное учение Церкви. Богословская глубина его Посланий нередко приводила в замешательство таких толкователей Священного Писания, как Иоанн Златоуст и Блаженный Августин. Исключительно апостолу Павлу принадлежат выражения «совоскреснуть», «облечься во Христа», «совлечься ветхого человека».
Наверное, нет таких тем и вопросов, которые не были затронуты апостолом. В чем-то все послания похожи, одна и та же мысль может повторяться в разных посланиях несколько раз, но в то же время в каждом из Павловых текстов есть в буквальном смысле неповторимые места, которые нельзя перепутать ни с чем другим. В посланиях апостол Павел обращался к конкретным христианским общинам (римлянам, коринфянам, галатам и др.) и даже к отдельным людям (Титу, Тимофею, Филимону). Но через всех своих адресатов апостол говорит и со всеми нами, современными христианами.
Апостол радовался и скорбел, обличал и увещевал, наставлял и укреплял. Как он сам писал: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1 Кор. 9:22 ). Очень важно понять эти слова правильно. Быть всем для всех ‒ не значит стараться угодить всем любыми способами. Апостол отдавал всего себя другим, хотя и не надеялся, что все слушающие примут его проповедь, потому что это зависит уже не от него, но от Бога, перед Которым святой Павел считал себя ничем. Но именно поэтому апостол Павел и полагал все свои силы для проповеди. Ведь если Сам Бог действует через него, то нельзя даже в малом дать слабину или отступить…
Смерть Апостола
«И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» ( Деян. 9:16 ).
По преданию, незадолго до своей смерти апостол Павел проповедовал в Риме при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был осужден и, избежав, по милости Божией, казни на арене цирка через растерзание хищными зверями, был все же ввергнут в узилище ‒ так называемые вторые узы, находясь в которых, написал в Ефес Второе послание к Тимофею, приглашая его поспешить в Рим, на последнее свидание. Апостол Павел, видимо, чувствовал приближение смерти.
В то время в Римской империи было распространено четыре вида казни: распятие, сожжение заживо, растерзание дикими зверями и усечение мечом. Первый вид казни предназначался для рабов, второй и третий ‒ для свободного низшего сословия, усечение мечом ‒ только для римских граждан. После 9‑месячного пребывания в темнице в 67 году в царствование императора Нерона святой апостол Павел, как римский гражданин, за дело евангельской проповеди принял мученическую кончину через усечение мечом.
Священник Дионисий Каменщиков
Источник: Газета «Православная вера» № 11 (415)