ступино белопесоцкий монастырь на карте
Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь (Свято-Троицкий)
Белопесоцкий женский монастырь — святыня на Оке, имеющая давнюю историю. Он был построен как важнейший фортификационный пункт для защиты русских границ и утратил своё военное значение только в эпоху Петра I.
Сегодня монастырь известен несколькими церквями, иконами, включая знаменитый образ
«Утоли мои печали». Каждого пришедшего к обители, как и несколько столетий назад, поражает необыкновенная красота этих мест.
Монастырь находится в городе Ступино Московской области на берегу Оки у впадения в нее реки Кремница. Место это издревле называли Белые пески за необычный светлый цвет песчаных берегов. Здешний красивый и мелкий песок раньше доставляли даже в Москву.
Одно из преданий гласит, что некогда по берегу Оки шел преподобный Сергий Радонежский. Он был поражен красотой этого места и в восхищении ударил посохом об землю. Тут же открылся святой источник, который и сегодня есть на территории Белопесоцкого монастыря.
Расписание богослужений
В Белопесоцком монастыре ежедневно проходят два богослужения. Их проводят в Троицком Соборе или Сергиевском храме. Утреннее начинается в 8:00 по будням и в 8:30 по выходным. Вечером службы проводятся в 16:00 или 17:00. Точное расписание богослужений доступно на сайте монастыря.
История Белопесоцкого женского монастыря
Официальной датой основания монастыря считается 1498 год. Однако первые упоминания о Белопесоцкой обители относятся уже к 1380 г. В то время он был мужским. А иначе и быть не могло — находился монастырь на тогдашней границе Руси, а монахи защищали её от набегов крымских татар.
Основателем считается Владимир Белопесоцкий, который был родом из ржевских бояр. На место будущей обители он пришел из Варлаамо-Хутынского монастыря, где ранее принял постриг.
Монастырь утратил своё оборонительное значение только к семнадцатому веку. В 1870-х годах он получил особую известность благодаря иконе «Утоли мои печали». В то время в Подмосковье свирепствовала эпидемия холеры. Народные предания говорят, что приходили поклониться образу и исцелялись люди целыми селами.
Советская эпоха
В 1917 г. на территории Белопесоцкого монастыря проживало около 50 послушников часть из них годом позже расстреляли прямо под стенами обители. Похоронили жертв нового режима местные жители, сегодня на месте захоронения есть памятный крест.
Богослужения в монастыре шли до 1930-х гг. Позднее здесь появились лагерь для заключенных и общежитие для рабочих, у которых была общая задача — строительство моста через Оку.
Во время войны территория обители оказалась на переднем крае обороны. Возле его стен разместили первую батарею легендарных «Катюш». Их силами удалось остановить танки Гудериана, которые ранее считались непобедимыми. Сегодня в Белопесоцком монастыре есть мемориал, посвященный погибшим здесь солдатам.
Монастырь был возвращен РПЦ после распада СССР. Вновь открытая обитель стала женской. Первые послушницы поселились на берегу Оки в 1993 г.
Что посмотреть
Одной из старейших построек Белопесоцкого монастыря является Собор Святой Троицы. Его строительство датируется 1569 г., однако до наших дней здание дошло с многочисленными перестройками. Изначально собор возвели на пожертвование Ивана Грозного. Он остался в монастыре на одну ночь, и красота обители так полюбилась царю, что в качестве пожертвования он подарил монахам чашу. Ценность её была настолько велика, что денег хватило на возведение целого собора.
Трапезный храм монастыря — Сергиевская церковь — является постройкой более поздней. Она датируется 1806 г., а потому возведена в стиле классицизма. Церковь стоит на месте более ранней монастырской постройки, которая была утрачена.
Церковь Николая Чудотворца, она же храм Георгия Победоносца находится над Святыми воротами монастыря. Путаница в названиях неслучайна. Его построили в XVI в. и освятили как Никольский. Потом в 1794 г. была надстроена колокольня, а в конце XIX в. храм повторно освятили уже как Георгиевский.
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи — это небольшая однокупольная церковь, построенная на пожертвования братьев Раевских. Это храмовое строение особенно сильно пострадало в советское время. Сначала в нем разместили стекольный цех, а после забросили на долгие годы. В результате храм обветшал, рухнул купол. В 1990-х гг. прошла его полная реставрация.
Панорама Белопесоцкого монастыря на Google-картах
Как добраться
Белопесоцкий монастырь находится на улице Белопесоцкой в городе Ступино Московской области. Самый быстрый способ доехать до него на автомобиле — по платной автодороге «Дон». Свернуть необходимо на Каширу.
Доехать сюда можно на электричке с Павелецкого вокзала Москвы до станции «Акри». От жд станции автобус заезжает в Белопесоцк, около монастыря разворачивается и едет в сторону остановки «Среднее». От станции «Белопесоцкий» данный автобус следует до Ступино, поэтому не перепутайте, на какой станции нужно сесть на автобус именно до монастыря.
Еще один вариант — сесть на автобус № 334-к до Ступино в Москве у станции метро «Домодедовская». Ехать нужно до конечной остановки «Автовокзал Ступино». Потом пройти 400 метров до остановки «Дом быта», где сесть на автобус № 1 до монастыря.
Доехать от Москвы до Ступино и Белопесоцкого монастыря также можно на такси — это самый комфортный вариант. Для вызова машины в столице можно воспользоваться приложениями Kiwitaxi, Яндекс. Такси, Gett, Uber и другими.
Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь на видео
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Точной даты образования Троицкого Белопесоцкого монастыря не известно. Предание связывает основание монастыря с именами благоверного великого Московского князя Дмитрия Ивановича Донского и преподобного Сергия Радонежского.
Основателем монастыря считается преподобный Владимир Белопесоцкий. Преподобный Владимир принял монашеский постриг в Варлаамо-Хутынском в честь Преображения Господня монастыре под Новгородом, который впоследствии покинул, чтобы основать собственную обитель.
Впервые этот монастырь упоминается в 1498 году в таком письменном источнике, как жалованная грамота татарского князя Магмет-Аминя. Затем святой Владимир Белопесоцкий еще несколько раз упомянут в ряде жалованных грамот. Вот перечень всех этих случаев, составленный современным церковным историком архимандритом Макарием (Веретенниковым). В феврале 1507 г. великий князь Московский Василий Иванович дал преподобному Владимиру тарханную и несудимую грамоту починки Ступинский, Крутовражский, Воргосовское в Туровской волости, а также деревню Мальцово в Растовской волости Каширского уезда. В июле 1511 года он же пожаловал несудимую грамоту на деревни в Туровской и в Растовской волостях Каширского уезда. 28 февраля 1512 года датируется жалованная несудимая грамота со стороны Абдул-Латифа, бывшего казанского хана, получившего в удел Каширу, по-видимому, во второй полови 1511 года. 7 января 1515 года великий князь Московский Василий III даровал обители еще несколько починков в Каширском уезде. 20 января 1516 года князем П. В. Великим-Шестуновым игумену Белопесоцкого монастыря были пожалованы деревни в Каширском уезде. Последняя жалованная грамота, выданная преподобному Владимиру, датируется январем 1522 года. Очевидно, эти земельные вклады предоставляли достаточно средств для безбедного существования иноческой общины.
При жизни преподобного Владимира в Белопесоцкой обители появились деревянная церковь во имя Святой Троицы и кельи. Каменных построек, насколько известно, не имелось. Строительство здания из камня на Руси в эпоху Средневековья являлось значительным событием, которое повышало престиж того места, где оно велось. Средств и сил на возведение каменных построек в лесной стране требовалось гораздо больше, чем на строительство деревянных сооружений. Русские монастыри, имевшие каменные храмы, уже этим выделялись на общем фоне и, как правило, были богатыми. Поэтому отсутствие зданий из камня в Белопесоцком монастыре в эпоху игуменства его основателя все же косвенно свидетельствует о том, что, несмотря на все пожалования и вклады, каких-то особенных средств в распоряжении монастырской администрации не было.
Монастырь являлся крепостью на подступах к Кашире, защищал от крымских татар переправу через р. Оку, прикрывал переправу через р. Оку и от других врагов.
Больше всего монастырь страдал от крымских татар, которые в период военных походов на Каширу и Москву разоряли его. А крымские татары тогда почти ежегодно совершали набеги на Москву и Каширу, нанося большой урон Белопесоцкому монастырю.
В 1520-е гг. в этом монастыре обитал известный в то время и прославивший обитель старец Феодосии (Ковеля). Правивший тогда великий князь Московский Василий III почтительно относился к Свято-Троицкому монастырю и его знаменитому старцу Феодосию Ковеле.
Великие московские князья и цари щедро помогали Белопесоцкому монастырю, понимая его важное стратегическое значение. В 1578 г. почти все монастырские здания и часть стен были каменными. В 1627—1629 гг. на стенах Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря стояли 11 пушек и 20 пищалей.
Только в 1764 г. при императрице Екатерине II монастырь стал, самостоятельным, но числился заштатным, лишился всех своих вотчин. Тем не менее этот, тогда уже небогатый, общежительный монастырь продолжал функционировать, жил и развивался.
Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. До осенних событий 1917 г. в монастыре жили 50 насельников. В 1918 г. монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены.
В 1920-е гг. здание монастыря передали музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном. Соборный храм действовал как приходской, но и он был закрыт в 1933 г. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время в монастыре находился пионерский лагерь.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. бывший монастырский комплекс снова выполнял военно-стратегические функции, и был в 1941 г. важным опорным пунктом советских войск на приокском направлении. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш».
В день рождения монастыря по летописи — 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому стилю — было остановлено наступление немецких танковых частей,и отброшенных от Москвы.
В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение.
В 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился как женская обитель.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Главным храмом Белопесоцкого монастыря является собор во имя Святой Троицы. Время его возведения определяется точно. Из Каширских приказных книг, хранившихся в Поместном приказе, известно следующее: «В Каширском уезде, в Туровом стану, монастырь Троицкий возле Оки на Белых Песках, а в монастыре церковь Живоначальной Троицы каменная, сооружения ее новоначатие 1569 года, сооружали при игумене Варлаамии, а сооружают ее на подклети, двери по верхние пороги, а в стенах окна, да у Троицы же придел собора Пресвятой Богородицы, да у Троицы под папертью придел, что лежит печальник и строитель старец Володимир».
До настоящего времени неоднократно перестраивавшийся Троицкий собор дошел в сильно измененном виде. Первые значительны новшества были внесены в его apxитектуру еще в XVII веке. Обновлялся он и в самом начале XVIII столетия: «1702 году мая в 5 день обновлена и освещена Соборная церковь Св. Tpoицы при Царе и Великом Государе Петре Алексеевиче. тщанием и попечительством Троицы Сергиевской Лавры властей архимандрита Иллариона, келаря старца Мисаила и казначея старца Пахомия, прибывших на послушание в Белопесоцкий монастырь, строитель иеромонаха Варлаама Мехирева, он же и на колокол собирал и сам дал». Через семьдесят лет тщанием архимандрита Гедеона были обновлены иконы местного ряда иконостаса Троицкого собора.
Реставрация главного храма Белопесоцкой обители, относящаяся к середине XIX века, очень любопытна тем, что велась на средства всего лишь одного крестьянина. Им был житель села Озеры Коломенского уезда Максим Петрович Щербаков, в 1867 году давший деньги на новую штукатурку и фресковые росписи с позолотой. Кроме того, его же иждивением вместо ветхого иконостаса воздвигли новый пятиярусный резной, позолоченный червонным золотом. Иконы для верхних четырех ярусов писались «греческим письмом» с позолотой, а за клиросами поставили большие киоты, также позолоченные. Обновилось и убранство самого алтаря: новые престол и жертвенник сделали из дуба, обшив их кипарисовыми досками. Освящение отремонтированного собора по благословению митрополита Филарета совершил 9 июля 1867 года преосвященный Игнатий, епископ Можайский, викарий Московской епархии. Тем же крестьянином Щербаковым на украшение храма были пожертвованы: две бронзовые позолоченные хоругви с иконами, запрестольный семисвечник, семь подсвечников больших, два подсвечника малых, паникадило о 36 шандалах (подсвечниках), ковчег серебряный позолоченный, две серебряные позолоченные лампадки для масла, две лампадки под паникадило и Евангелие. Всего на возобновление собора М. П. Щербаков истратил больше 20000 рублей серебром.
Троицкий собор сильно пострадал во время апрельского наводнения 1908 года, когда разлившаяся Ока затопила Белопесоцкий монастырь. Кромка воды доходила тогда практически до уровня каменной ограды. Только в 1914 году, при игумене Митрофане монастырь смог произвести необходимые восстановительные работы. В Троицком соборе сделали новый пол из немецкой плитки, всю живопись промыли, а иконостас и главный купол собора вызолотили. Одновременно из Белокаменных плит устроили дорожки между храмами, к фруктовому саду и конному двору.
В 1932 году от монастыря началось строительство железнодорожного моста. Возводившие его заключенные до окончания строительства в 1934 году жили в Троицком и Сергиевском храмах, между которыми находилась гауптвахта. Выводили заключенных на работы под конвоем. В длинных телегах с откидными боковыми бортами, именовавшихся «грабарками», они возили песок для насыпи. Народ эту стройку прозвал «Донбассом». Троицкий собор внутри при этом перегородили, поместили внутри печки-«буржуйки», в окна вывели дымоходы, установили нары. Тут же в храме кололи и хранили дрова, даже порой жгли костры. Заключенные жили на нескольких ярусах, расположенных по стенам, середина собора была пустая. Устроили жилье и под галереей. Чуть позднее Троицкий собор превратился в клуб, в котором перед спектаклями выступала «Синяя блуза». Некоторое время в храме располагался и пионерский лагерь. Во второй половине XX века вдоль монастырской стены напротив Троицкого собора были построены гаражи для большегрузного транспорта. С течением времени соборный храм утонул в горах строительного и бытового мусора. Отходы не вывозились много лет, в связи с чем эти места оккупировали полчища крыс.
11 августа 1989 года было принято решение о создании в Троицком Бело- песоцком монастыре городского историко-культурного центра с гостиничным комплексом (ИКЦ ГК). Разработали обширную проектно-техническую документацию. Технико-экономические предложения использования обители в качестве ИКЦ ГК предусматривали, в частности, устроение «в главном зале Троицкого собора и в его алтарной части» концертно-выставочного зала. Три крытые галереи собора, на каждую из которых должно было вести отдельное крыльцо, предназначались для разнообразных выставок. В подклете храма предполагалось открыть видеосалон (в алтарной части), игровой зал (кегельбан, бильярд, игровые автоматы и др.), торговые киоски, кафе. В документации отмечалось, между прочим что Троицкой собор Белопесоцкого монастыря обладает самыми лучший акустическими характеристиками среди храмов Московской области.
После возобновления иноческой жизни в Белопесоцком монастыре начались восстановительные работы. Уже к маю 2002 года внешне отреставрированный Троицкий собор предстал во всем своем великолепии.
Белопесоцкий монастырь
Описание
Троицкий Белопесоцкий монастырь — женский православный монастырь Русской православной церкви Расположен на левом берегу Оки при впадении в неё речки Кремеченки, в Ступинском районе Московской области.
История
Основан в конце XV века св. Владимиром Белопесоцким (родом из ржевских бояр, постриженник Варлаамо-Хутынского монастыря).
Монастырь расположен на Оке, вдоль которой в те времена и проходила русская граница. Вдоль реки были построены крепости, которые защищали русские земли от набегов крымских татар. Новый мужской монастырь также мог нести оборонительные функции, поэтому московские князья и цари делали щедрые пожертвования на его возведение и постройку оборонительных сооружений.
Во второй половине XVII века монастырь теряет свое военное значение и скудеет. В 1681 году его приписывают к Коломенскому архиерейскому дому, в ведении которого он находится до 1700 года. Тогда монастырь был передан Троице-Сергиеву монастырю, а в 1764 году был возвращен обратно.
Указом о секуляризации[уточнить] монастырь лишился вотчин. Но он функционировал до революции, в 1916 году в его стенах обитало 50 монахов. В 1918 году часть монахов была расстреляна, а в 1924 году монастырь был закрыт, здания перешли историческому музею. Тем не менее, службы шли до 1933 года.
С середины 1930-х годов в зданиях монастыря базировались общежитие рабочих и тюрьма для заключенных, занятых строительством моста через Оку. После этого монастырь был заброшен.
Возрождение монастыря началось в конце XX века, в 1993 году монастырь восстановлен как женский, а в 1998 году обитель справила 500-летие.
Строения монастыря
Собор Троицы Живоначальной
Первое каменное сооружение монастыря. Датируется 1564 годом (не сохранился в первоначальном виде). К 1578 году практически все деревянные постройки обители стали каменными (в том числе сохранившиеся Святые ворота с надвратной Никольской церковью).
Сохранившееся пятиглавое здание Троицкого собора было выстроено в последней четверти XVII века в традициях московского барокко.
Храм представляет двусветный четверик на высоком подклете. У здания три апсиды и крытая галерея на аркадах по периметру. На гульбище ведет лестница-всход, расположенная по центральной оси фасада. Храм венчают 5 широко расставленных куполов с узкими барабанами.
Здание украшено угловыми полуколонками, ложными полукружиями закомар с резными раковинами в тимпанах, наборным кирпичным карнизом на консолях, оконными наличниками в стиле московского барокко.
Церковь Сергия Радонежского
Трапезный храм к югу от собора.
Построен в 1802—1806 на фундаменте прежней белокаменной церкви XVI века. Однокупольное здание из кирпича в классическом стиле. В 1833 году были достроены Казанский и Никольский приделы.
Церковь открыта с 1992 года, полностью отремонтирована.
Церковь Николая Чудотворца
Также её называют церковью Георгия Победоносца. Первоначально храм был Никольским, а в 1883 году был переосвящен в Георгиевский.
Храм расположен над Святыми воротами монастыря, восточней собора. Представляет кубический надвратный храм из кирпича. Постройка 3-й четверти XVI века. В 1794 году храм надстроен двухъярусной колокольней в классическом стиле.
Сейчас здание реставрируется.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи
Расположена восточней Сергиевской церкви.
Храм построен в 1820—1830 гг. на пожертвования М. И. и И. И. Раевских.
Представляет однокупольное каменное здание в классическом стиле с симметричными апсидальным алтарем и притвором. На хорах над алтарем был Воскресенский придел.
В 1934 году в здании храма был размещен стекольный цех, затем храм был заброшен. Разрушился и упал купол.
Храм был отреставрирован в 90-х годах XX века.
Монастырский некрополь
Белопесоцкий женский монастырь
Содержание
История [ править ]
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь, история которого насчитывает шестой или седьмой век, расположен в 50 км от Серпухова на левом берегу р. Оки, при впадении в нее р. Кремеченки, напротив г. Каширы. В давние времена, вспоминая этот монастырь, люди говорили, что стоит он «на белых песках», таким нашим предшественникам виделся левый берег Оки.
Никто до сих пор точно не знает, когда и кто основал Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. По одной версии, основание и строительство монастыря в конце XIV в. связывают с именами великого Московского князя Дмитрия Ивановича Донского (правил в 1359—1389 гг.) и Сергия Радонежского — т.е. связывают с именами русских святых.
Дмитрий Донской попросил благословения Сергия Радонежского для создания монастыря в выбранном им месте в пойме р. Оки; он видел новый монастырь и как оборонительный пункт на южной границе его государства. Сергий Радонежский был в этих местах и благословил создание здесь обители.
По другой версии, монастырь основал в слободе Белопесоцкой в конце XV в. игумен Владимир, со временем он стал почитаться как местночтимый святой. Впервые этот (тогда мужской) монастырь официально упоминается в солидном письменном источнике в 1498 г. — в грамоте свергнутого казанского «царя» Магмет-Аминя, которому великий Московский князь Иван III, прозванный Великим, дал в удел Каширу. По этой же грамоте монастырю были дарованы лесные и земельные угодья.
Великий Московский князь Иван III (правил в 1462 — 1505 гг.) был мудрым правителем. В 1472 г. его женой стала Софья (Зоя) Палеолог — племянница последнего византийского императора Константина Палеолога. Иван III сделал гербом своего государства византийский герб — двуглавый орел, себе взял титул «Государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Пермский, и Югорский, и Булгарский». Его стали называть государем всея Руси, а Русское государство — Россией.
При нем после противостояния русских и ордынских войск в 1480 г. на р. Угре (приток р. Оки) произошло окончательное свержение ига Орды и превращение Руси во главе с Москвой в независимое могучее Русское централизованное государство. Иван III хорошо знал своих друзей и врагов, умел он быть и незлопамятным к своим поверженным, но знатным недругам. Вот почему Иван III был так щедр в отношении Магмет-Аминя. Истинно православный человек, независимо от обстоятельств, всегда следует высоким и добрым христианским принципам. Так что история Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря в самом конце XV в. учит быть мудрым и гуманным по отношению к побежденным недругам.
Хотя Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь был прежде всего религиозным центром, кроме того, он успешно выполнял важные военно-оборонительные функции, тем более что он находился в ответственном военно-стратегическом месте. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь имеет немеркнущие с годами боевые заслуги перед Отечеством. В давние века монастырь был важным звеном — по сути, ответственной пограничной крепостью — на южных рубежах Московской Руси. Монастырь являлся крепостью на подступах к Кашире, он был мощным препятствием на пути крымских орд, защищал от крымских татар переправу через р. Оку, прикрывал переправу через р. Оку и от других врагов.
Больше всего монастырь страдал от крымских татар, которые в период военных походов на Каширу и Москву разоряли его. А крымские татары тогда почти ежегодно совершали набеги на Москву и Каширу, нанося большой урон Белопесоцкому монастырю. Но он всегда быстро восстанавливался и отстраивался, что происходило при ощутимой помощи дальновидных правителей Русского государства, а главное — благодаря нравственно-духовной силе и трудолюбию монастырской братии.
Духовное и физическое здоровье братии монастыря складывалось благодаря точному выполнению всех догматов и правил православия. Вспоминали, что в этих местах творили добрые дела многие достойные русские люди, и в первую очередь самый неоспоримый духовный авторитет Древней Руси — Сергий Радонежский.
А в 1520-е гг. в этом монастыре обитал известный в то время и прославивший обитель старец Феодосии (Ковеля). Правивший тогда великий князь Московский Василий III (1505— 1533 гг.), прекрасно понимавший роль монастырей и лично духовных пастырей в жизни русских людей и всего государства, подчеркнуто почтительно относился к Свято-Троицкому монастырю и его знаменитому старцу Феодосию Ковеле. Должное отношение первого лица в государстве к монастырям и духовным авторитетам, а также его личная искренняя преданность православным традициям способствовали расширению влияния духовных центров и учителей на русичей, оберегали их духовное и физическое здоровье, вели к укреплению Русского государства.
Великие московские князья и цари щедро помогали Белопесоцкому монастырю, понимая его важное стратегическое значение. Неудивительно, что уже в 1578 г. почти все монастырские здания и часть стен были каменными. В 1627—1629 гг. (период правления первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича) на стенах Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря стояли 11 пушек и 20 пищалей. Мощные каменные стены монастыря, военная техника, а также сильный дух, геройство и недюжинные военные навыки монахов и насельников монастыря делали его надежным форпостом Русского государства.
В конце XVII в. Россия стала мощным и влиятельным государством, его границы удалились к югу, и военно-стратегическая значимость Белопесоцкого монастыря ослабла. Он потерял прежнее значение как важный оборонительный объект, с 1681 г. был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, в 1700 г. его по указу молодого царя Петра I Романова приписали к Троицкому монастырю (позже названному Троице-Сергиевой лаврой).
Коломенские архиереи сильно сожалели о потере этого монастыря и упрашивали правителей вернуть им Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. Только в 1764 г. при императрице Екатерине II монастырь вернулся к коломенским архиереям и был в их ведении в 1764—1800 гг., затем он стал, самостоятельным. Но он числился заштатным, лишился всех своих вотчин. Тем не менее этот, тогда уже небогатый, общежительный монастырь продолжал функционировать, жил и развивался.
Самые большие трудности в жизни монастыря начались после октябрьских событий 1917 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. До осенних событий 1917 г. в монастыре жили 50 насельников. В 1918 г. монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены.
В 1920-е гг. здание монастыря передали музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном. Соборный храм действовал как приходской, но и он был закрыт в 1933 г. В закрытых храмах упраздненного новой властью монастыря разместились светские объекты. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время в монастыре находился пионерский лагерь.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. бывший монастырский комплекс снова выполнял военно-стратегические функции, был в 1941 г. важным опорным пунктом советских войск на приокском направлении. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш».
В день рождения монастыря по летописи — 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому стилю — было остановлено наступление немецких танковых частей, разбитых именно здесь и отброшенных от Москвы.
В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение.
Но после широкого празднования 1000-летия крещения Руси в 1988 г. в монастыре начались реставрационные работы. В 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился, теперь это женская обитель. В 1994 г. в Свято-Троицком Белопесоцком женском монастыре было всего 10 насельниц, затем число насельниц и монахинь стало расти. Этот монастырь имеет свое подворье в Ступинском районе в селе Голочелово, где действует Троицкий храм.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день
Возрастает число насельниц обители.
Совершенствуются формы социального служения.