ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке

Педагогическая система Гербарта

Поскольку дети не обладают сильной волей и воспитателю необходимо ее создать, нельзя, по мнению Гербарта, допускать, чтобы дети проявляли свои

Педагогическая система Гербарта

Другие материалы по предмету

Формирование многостороннего интереса предусматривалось через изучение истории античного мира и древних языков (время), изучение географии и математики (пространство), а также через нравственное воспитание и религию (человек).

Осознание этих идей каждым человеком обеспечивает бесконфликтность социальной жизни и незыблемость государственного устройства

Гербарт является родоначальником формального классического школьного образования, которое включает в себя упорядоченность, системность, основательность. Он связывает философию, психологию, педагогику, этику, эстетику, определяет структуру урока.

Педагог при этом играет огромную роль; обучая, воспитывая, направляя деятельность учащегося, корректируя его поведение, активизируя его эмоциональные и физические силы.

Особо важное значение Гербарт отводил воспитывающему обучению, в ходе которого должен развиваться многосторонний интерес (эмпирический, умозрительный, эстетический, симпатический, социальный и религиозный), основанный на возбуждении и поддержании апперцептивного и развитии произвольного внимания.

Гербарт полагал, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него.

Им были намечены шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенноясный, морализаторский, увещевающий.

Гербарт считал, что управление должно решать задачу поддержания порядка. Само по себе управление не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспитания. Предлагалась система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение в деятельность и пр. Гербартианская дидактика охватывает проблематику обучения в узком смысле слова, а также вопросы воспитания: «Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование. без обучения есть цель, лишенная средств».

Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса. Интерес определен как интеллектуальная самодеятельность, вызванная обучением и приводящая к формированию у ребенка «собственных свободных душевных состояний». Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую «естественную последовательность» учебного процесса в виде формальных ступеней.

Главенствующая роль отдавалась аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности.

Объектом его внимания было гимназическое образование.

Гербартом были определены четыре ступени учебного процесса:

1. введение нового материала

2. установление связи между новым и уже известным

3. обобщение и формулирование выводов

4. практическое применение приобретенных знаний.

Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения.

Ступени обучения в системе И.Ф.Гербарта располагаются в следующем порядке: ясность, ассоциация, система, метод.

Определил три универсальных метода обучения:

1. главный аналитический,

3. синтетический (применять в совокупности).

Источник

Дидактические системы и модели обучения

Ступени обучения по Иоганну Фридриху Гербарту. Дидактическая модель «полный акт мышления» Дьюи. Дидактическая система обучения «через совершение открытия» Д. Бруннера. Обоснование наиболее эффективной дидактической системы в условиях современной жизни.

РубрикаПедагогика
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления31.01.2015
Размер файла19,0 K

ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть картинку ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Картинка про ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное автономное учреждение

среднего профессионального образования Ярославской области

Рыбинский педагогический колледж

Дидактические системы и модели обучения

студентка группы Д-32

Специальность 050144 дошкольное образование

Соколова Ольга Викторовна

Смирнова Наталья Геннадьевна

1. Ступени обучения И.Ф. Гербарта

2. Дидактическая модель «полный акт мышления» Дьюи

3. Дидактическая система обучения «через совершение открытия» Д. Бруннера

4. Напишите ваше мнение о том, какая дидактическая система, на ваш взгляд, наиболее эффективна и почему

Список использованных источников

Современные исследователи выделяют три принципиально отличающиеся между собой дидактические системы:

1. Ступени обучения И.Ф. Гербарта;

2. Дидактическая модель «полный акт мышления» Дьюи;

3. Дидактическая система обучения «через совершение открытия» Д. Бруннера.

1. Ступени обучения И.Ф. Гербарта

Немецкий философ, психолог, педагог Иоганн Фридрих Гербарт, является одним из основателей научной педагогики. [2]

В теории обучения Гербарт стремился развивать идеи Песталоцци. Он хотел найти некую определенную последовательность учебного процесса и разделить его на элементарные части. Так, членение процесса обучения на преподавание и учение, разработка формальных ступеней образования представляли собой определенный этап в развитии дидактики.

Одним из ключевых моментов педагогической теории Гербарта является предложенная им теория ступеней обучения.

На первой ступени, которая называется «ясность» осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанное на широком использовании наглядности. (Это углубление в состоянии покоя души).

На второй ступени, которая называется «ассоциация» у учащихся происходит установление связи новых представлений с уже имеющимися представлениями. (Это углубление в состоянии движения души).

На третьей ступени, которая называется «система» изучая новый материал, учащимися под руководством учителя выделяются главные положения, формулируются правила и законы. (Это осознание в состоянии покоя души).

На четвертой ступени, которая называется «метод» у учащихся в процессе выполнения упражнений по закреплению материала вырабатываются определенные навыки и умения, а полученные знания прочно усваиваются и применяются на практике. (Это осознание в состоянии движения). [3]

Эти ступени определяют, по Гербарту, последовательность хода обучения. При этом, следует учитывать, что они являются формальными, потому что не зависят от конкретного содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической задачи урока.

2. Дидактическая модель «полный акт мышления» Дьюи

Американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм, Джон Дьюи, был одним из тех, кто на рубеже XIX и XX столетий подверг жёсткой критике гербартовскую дидактику и действовавшую в соответствии с ее принципами «традиционную школа». [4]

Против дидактики Гербарта выдвигались следующие аргументы:

· поверхностное воспитание, основывающееся на дисциплинарных мерах;

· «книжность» обучения, лишенного связи с жизнью;

· передача ученикам «готовых» знаний, применение «пассивных» методов, направленных на запоминание;

· недостаточный учет интересов и потребностей учеников;

· отрыв содержания обучения от общественных потребностей;

· недостаточное внимание к развитию способностей учащихся.

Чтобы избавить школу от таких проблем, Дьюи сделал акцент на развитии собственной активности учеников и вскоре убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» (словесное, книжное) обучение, основанное только на запоминании знаний. Основным вкладом Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция «полного акта мышления». Согласно ему, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение. В каждом «полном акте мышления» выделяются следующие этапы:

· ее обнаружение и определение;

· выдвижение замысла ее разрешения (формулировка гипотезы);

· формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения (логическая проверка гипотезы);

· последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу.

Впоследствии за «трудностями», которые нужно преодолеть, размышляя над поиском решения, закрепилось название «проблем». Правильно построенное обучение, по мнению Дьюи, должно быть проблемным. При этом сами проблемы, поставленные перед учениками, принципиальным образом отличаются от пассивных учебных заданий, имеющих низкую образовательную и воспитательную ценность. Ученикам предлагалось давать то, чем они интересуются, чего требует жизнь.

Учитель должен внимательно следить за развитием интересов учеников, «подбрасывать» им посильные для понимания и разрешения задачи. Ученики, в свою очередь, должны быть уверены, что, разрешая эти проблемы, они открывают новые и полезные для себя знания. Уроки строятся на основе «полного акта мышления», чтобы ученики могли:

· почувствовать конкретную трудность;

· определить ее (выявить проблему);

· сформулировать гипотезу по ее преодолению;

· получить решение проблемы или ее частей;

· проверить гипотезу с помощью наблюдений или экспериментов.

Американская школа пошла за Дж. Дьюи и, несмотря на ряд недостатков, сумела достичь значительных успехов. Несколько модернизированная и дополненная новыми элементами, она и сегодня господствует в американской начальной школе. [1]

2. Дидактическая система обучения «через совершение открытия» Д. Бруннера

Современная дидактическая система возникла с учетом достижений и ошибок дидактик Гербарта и Дьюи, и является основой современной педагогической практики.

Среди новых направлений особого внимания заслуживает концепция так называемого обучения «через совершение открытий», разработанная известным американским психологом и педагогом Джеромом Бруннером. В основе этой системы лежит приобретение знаний через совершение учениками собственных открытий, на основе имеющейся у них теоретической базы знаний. Такой способ обучения побуждает учеников активно мыслить, рассуждать, экспериментировать, формулировать и обобщать результаты своей деятельности, а так же приобретать умения и навыки. [5]

В соответствии с ней учашийся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения всех познавательных сил и исключительно плодотворно влияющие на развитие продуктивного мышления. При этом учащиеся должны самостоятельно формулировать неизвестные им до этого обобщения, а также приобретать умения и навыки их практического применения. Такое творческое обучение отличается как от усвоения «готовых знаний», так и от обучения путем преодоления трудностей, хотя и то и другое выступает в качестве его предпосылок и необходимых условий. Характерной чертой творческого обучения, по Бруннеру, является не только накопление и оценка данных по определенной теме, формулировка на этой основе соответствующих обобщений, но и выявление закономерностей, выходящих за рамки изучаемого материала. [6]

дидактический система модель обучение

3. Напишите ваше мнение о том, какая дидактическая система, на ваш взгляд, наиболее эффективна и почему

В работе мы рассмотрели три дидактические системы. И ступени обучения И.Ф. Гербарта и «полный акт мышления» Дьюи имели свои плюсы и минусы. Нельзя полностью отвергать любую из них. В определённых условиях именно принципы одной из систем могут принести максимальные результаты. Однако, ни одну из данных систем нельзя назвать приемлемой и эффективной.

По сравнению с Гербартом, Дьюи сделал революционный шаг вперёд, однако его дидактика пыталась решать в основном те вопросы, где дидактика Гербарта оказывалась бессильной. В результате были хорошо разработаны противоположные решения одних и тех же проблем, дававшие прекрасные результаты в отдельные моменты обучения. Но вскоре при анализе достижений обеих систем, обнаружилось что они одинаково не отвечают требованиям нашей быстротекущей жизни.

Именно поэтому, мы считаем, что наиболее эффективна в условиях современной жизни дидактическая система Бруннера. Он всесотронне развивает познавательные способности ученик, позволяет не получать готовые знания, а искать ответы на них совершая открытия, тем самым постепенно наращивая свой багаж знаний.

В работе мы рассмотрели три дидактические системы. Мы выявили плюсы и минусы каждой из них, рассмотрели их характерные особенности и пришли к выводу, что наиболее эффективной на данный момент является дидактическая система обучения «через совершение открытия» Д. Бруннера.

Список использованных источников

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общее понятие и классификация дидактической системы. Традиционная система обучения, основанная немецким ученым И.Ф. Гербартом. Характерные признаки современной дидактической системы (по В.Я. Ляудису). Виды и иерархия факторов обучения И.П. Подласый.

презентация [1,3 M], добавлен 08.08.2015

Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как система развивающего обучения. Факторы воспитания личности. Принципы наглядности, научности, народности, воспитывающего обучения и воспитания. Психологические основы дидактической системы К.Д. Ушинского.

реферат [21,0 K], добавлен 03.06.2009

Педагогическая и андрагогическая модели обучения. Психолого-дидактическая концепция, основанная на принципе субъективности. Проективная модель личностно-ориентированного обучения. Преимущества моделей дистанционного и концентрированного обучения.

контрольная работа [31,1 K], добавлен 24.12.2011

Самостоятельные работы. Система дидактических принципов. Дидактические системы. Преподавание и учение как компоненты дидактической системы. Содержание образования в современной школе. Методы и формы контроля за результатами обучения. Методы обучения.

контрольная работа [44,1 K], добавлен 12.10.2008

Разработка вопросов теории дошкольного обучения в истории отечественной и зарубежной педагогики. Организация процесса обучения детей раннего возраста в современных образовательных программах. Показатели эффективности использования дидактической игры.

курсовая работа [52,1 K], добавлен 03.10.2011

Классификация средств обучения и основные функции. Процесс обучения как сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся направленных к общей цели. Технические средства обучения. Дидактические функции. Виды средств обучения. Сценарий урока.

курсовая работа [39,2 K], добавлен 12.01.2009

Дидактические системы и модели обучения: системы И.Ф. Гербера, Д. Дьюти, Брунера. Современная дидактика, ее методологическая основа и содержание обучения. Особенности и виды профессионального обучения взрослых. Организация сотрудничества в процессе урока.

контрольная работа [31,7 K], добавлен 07.09.2011

Источник

Пед-ая теория И.Ф. Гербарта; ее влияния на развитие образования в Зап Европе и в России

ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть картинку ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Картинка про ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть картинку ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Картинка про ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть картинку ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Картинка про ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть картинку ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Картинка про ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке

ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть картинку ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Картинка про ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке

ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть картинку ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Картинка про ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке

Гербарт придавал большое значение установлению цели воспит-я, в зависимости от кт должны опред воспитательные средства. Считал, что цель воспит-я закл в формир добродетельного чел-ка. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспит-ть людей, умеющих приспособиться к существующим отн-м, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему.

Педагог должен поставить перед воспитанником те цели, кт-е тот поставит сам перед собой, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.

Возможные цели – это те, кт чел-к может когда-нибудь поставить перед собой в обл опред специальности.

Необход цели – этоте, кт нужны чел-ку в любой обл его деят-ти.

Обеспечивая возможные цели, воспит-е должно развивать в чел-ке многообразную, разностороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутр свободы и идее совершенства.

Процесс воспит-я Гербарт делит на 3 раздела: управление, обучение и нравственное воспит-е.

Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в наст вр, т.е. в процессе самого воспит-я.

Первое средство управления – это угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эф-т.

Обучение. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспит-я. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспит-я; ввел в пед-ку термин воспитывающее обучение.

Гербарт неправомерно подменил сложный процесс воспит-я обучением, не учитывая влияний соц среды и значения эмоций в нравственном воспит-и. Он неправильно считал, что чувства и воля явл не самост-ми проявлениями психики чел-ка, а всего лишь модификациями представлений.

Обучение, по Гребарту, должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окр действительности, др – общественной жизни.

Гербарт дал много ценных дидактических советов о том, как развивать и поддерживать в учениях интерес и внимание.

Еще до школы и на начальных ступенях обучения в детях должны создаваться такие представления, кт помогают усваивать последующий учебный материал. Непосредственно перед тем как учитель перейдет к объяснению нового, он должен вызвать в умах учеников те представления, кт нужны для усвоения нового материала.

В преподавании следует широко пользоваться наглядностью: когда нельзя показать самый предмет, надо продемонстрировать его изображение. Не следует, однако, слишком долго демонстрировать одно и то же, т.к. однообразие действует утомительно. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя его легкость только вредит делу.

Гербарт также дал ценные советы о заучивании наизусть. Он правильно указывал на необход борьбы с забыванием изученного материала. Наиб эф-ым он считал для этого упражнение учеников путем постоянного применения заученного материала в связи с тем, что их интересует, что привлекает их внимание.

Ступени и ход обучения. Гербарт разработал теорию ступеней обучения. Он сделал попытку привести обучение в соответствии с законами психической деят-ти ребенка, кт он понимал как механизм деят-ти апперцептивного процесса.

Процесс обучения, по Гербарту, обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). В свою очередь эти 2 момента (углубление и осознание) могут осущ-ся либо в состоянии покоя души, либо в состоянии ее движения.

Отсюда следует 4 ступени обучения, кт Гербарт назвал:

Первая ступень – ясность – это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается.

Вторая ступень – ассоциация – это углубление в состоянии движения. Новый материал вступает в связь с имеющимся уже у учащихся представлениями, ранее полученными на уроках, при чтении книг, из жизни т.д.

Третья ступень – система– это осознание в состоянии покоя. Поиски учащимися под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями.

ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть картинку ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Картинка про ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке

Четвертая ступень – метод – это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям.

Нравственное воспит-е. Гербарт разработал такую систему нравственного воспит-я, кт отличается крайним интеллектуализмом. Гл место в его системе занимает деят-ть учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий.

Гербарт уделял большое внимание религиозному воспит-ю. Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался. Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необход как содержащее начало. Учитель обязан решительно призвать к порядку всякого ученика, кт позволил бы себе критическое отн-е к религии.

В отличии от обучения нравственное воспит-е непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.

В системе нравственного воспит-я все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспит-е должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается.

К средствам нравственного воспит-я в собственном смысле Гербарт относил следующее:

· Удерживать воспитанника. Надо устанавливать границы поведения для детей.

· Определять воспитанника, т.е. поставить ребенка в такие условия, при кт он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».

· Устанавливать четкие правила поведения.

· Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».

· «Волновать» душу ребенка одобрение и порицанием.

· «Увещевать» воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.

В нравственном воспит-и следует прибегать и к наказаниям, но воспитательные наказания в отличии от дисциплинарных не должны связываться с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями.

Пед-ие взгляды Гербарта не получили широкого распространения при его жизни. После разгрома революции 1848г западноевропейская буржуазия, предавшая трудящиеся массы, заинтересовалась его теорией, утверждавшей непоколебимость установившегося порядка. Идеи Гербарта стали пользоваться большой популярностью в Германии, России, во многих странах Западной Европы. Появился спрос на них и в Америке.

Гербарт много сделал для разработки пед-ки как научной дисциплины, системы понятий, научной терминологии. Но Гербарт исходил из идеалистической системы этики, построенной на религии и метафизике, разработанной им ассоциативной психологии, в кт содержание психической деят-ти представлено упрощенно, только как механизм движения представлений.

Большое значение имела разработка Гербартом воспр дидактики. Его высказывания о многостороннем интересе, систематичности в обучении, о развитии интереса и внимания представляют несомненную ценность. Положительной оценки заслуживают попытки Гербарта опред взаимоотношения между обучением и воспит-м и защищаемый им принцип воспитывающего обучения, хотя в целом данное им решение нельзя признать научным.

Источник

Дидактическая система И. Ф. Гербарта

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Смотреть картинку ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Картинка про ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке. Фото ступени обучения в системе и ф гербарта располагаются в следующем порядке

Описание презентации по отдельным слайдам:

И. Ф. Гербарт (1776-1841) Выполнила:Жаринова А.А.

Конец XIX – начало XX в. отмечены вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического перевооружения производства и совершенствования социальных институтов. Школа в этот период на всех ее ступенях не соответствовала требованиям научно-технического прогресса. Потребность в обновлении школы и педагогической науки становилась все более актуальной.

Дидактическая система И. Ф. Гербарта (1776— 1841). Развитие массовой начальной и средней школы привело к созданию универсальной дидактической концепции немецкого педагога в единстве философского, теоретического и методического обоснования особенностей организации учебного процесса. Система И. Ф. Гербарта стала классическим примером авторитарной педагогики, построенной на основе взаимодействия учителя (как субъекта) и ученика (как объекта учебного процесса), и оказала глубокое влияние на развитие педагогической теории и практики, в том числе и в сфере дидактики. Антрополого-педагогическая концепция И. Ф. Гербарта строилась на признании человека как природного, социального и культурного существа в единстве этих компонентов.

И. Ф. Гербарт дал новую трактовку цели воспитания и обучения как «восхождения человека к человечеству» посредством проявления своей «всеобщности» и «уникальности» (необходимые и возможные цели). Он научно обосновал идею единства процесса освоения системы сведений об окружающем мире — «материальное образование» и развитие индивидуальных познавательных способностей ученика — «формальное образование» на основе развития интересов учеников.

Учебные предметы И. Ф. Гербарт разделил на две группы: • натуралистические — познание природы; • историко-философские — познание человечества. Связующим звеном в ходе преподавания этих предметов выступает религия. Поэтому школа И. Ф. Гербарта была ориентирована на целенаправленную передачу подрастающему поколению духовного опыта человечества, которая способствовала развитию познавательных сил и способностей каждого ученика.

Теория И. Ф. Гербарта строилась на признании определенной самостоятельности и активности ученика, которое базируется на пробуждении и целенаправленном укреплении его интересов, в следующей логике: • «описание» на основе расширения опыта детей посредством наблюдения за объективным миром природы и социума; • «аналитическое обучение» как разъяснение, уточнение и исправление выраженных учеником идей. Данная последовательность представляет собой «синтетический способ обучения». В свою очередь выделяются конкретные обучающие ступени, на которых задействованы различных психические функции ребенка, а именно: • ассоциация — происходит мобилизация памяти и ассоциативного мышления; • система — мышление начинает работать на уровне обобщения; • метод — происходит мобилизация различных познавательных процессов в их единстве посредством выполнения разнообразных заданий-задач.

И. Ф. Гербарт различал три вида обучения: • описательное — выявляющее опыт ребенка и дополняющее его на основе предоставления и заучивания соответствующего учебного материала; • аналитическое —нацелено на разложение всех представлений об окружающем на отдельные элементы в зависимости от их специфики; • синтетическое — применяющееся в старшем возрастном периоде и учитывающее необходимость обобщения и синтеза всей освоенной детьми информации. Реализация подобной системы опиралась на разделение процесса воспитания на три направления: • управление, которое было призвано подавить «дикую резвость», свойственную детям, отвлечь их от беспорядка и нарушений дисциплины посредством активного использования следующих средств: угрозы, надзора, приказаний и запрещений, авторитета и любви к учителю; • обучение — как основное средство воспитания (воспитывающее обучение), строящееся на основе развития интересов детей в рамках работы основных типов школ — элементарной, городской и гимназии; • нравственное воспитание — как основа развития личности ребенка.

Гербартарианская концепция, связанная с целенаправленным формированием прежде всего культуры мышления, была направлена на жесткую установку необходимости управления процессом формирования личности извне. Именно учителю принадлежала ведущая роль в учебном процессе, что приводило к авторитаризму и регламентации в образовании, ограничивало активность и самостоятельность воспитанников,

Педагогическая наука начала XX в. во многом явилась продолжением оформления классических теоретических оснований в образовании, с одной стороны, а с другой — осмысления и реализации новейших научных теорий, провозгласивших новое понимание сущности человека, веру в прогресс и торжество разума и свободы.

В этот исторический период в большинстве школ западноевропейских государств господствовал догматический способ обучения, что способствовало возникновению реформаторской педагогики начала XX в. Это был период «золотого века» альтернативного образования (Г. Рерс, В. Флитнер и др.). Г. Шаррельман в работе «Трудовая школа» представил характеристику новой школы как воспитывающего жизненного пространства и опытного поля для ребенка.

Альтернативная организация новой школы предусматривала изменение содержания, методов обучения, пробуждение детских интересов в процессе обучения, более естественного процесса познания. Отличительные особенности новой дидактики : • интегрированный, культуросообразный, социоориентирован-ный, целостный подход к учебным предметам; • применение дидактических материалов в учебном процессе; организация группового и индивидуального процесса обучения; использование нетрадиционных методов обучения: игры, диалога, учебной беседы, тренингов, прогулок и экскурсий, дискуссий, свободного общения, самостоятельной работы детей; • отказ от авторитаризма в процессе обучения, но ориентировка на детскую индивидуальность, самоконтроль, обеспечение комфортного психологического климата в детском коллективе, создание развивающего жизненного пространства; • творческая свобода учителя.

В контексте реформаторской педагогики значительное место занимают школы труда. Идея трудовой школы основывалась на признании полезности детского труда в формировании нравственных качеств ребенка, а впоследствии на основе педагогических воззрений И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори труд рассматривали как социоориентирующий фактор. Теоретическое обоснование и практическая реализация идеи школы труда принадлежат немецкому педагогу Г. Кершенштейнеру (1854— 1932). В трактате «Понятие трудовой школы» он показал, что с раннего возраста ребенок проявляет активность, творчество, а с приходом в школу «исчезают дела, охватывавшие все детское существо, исчезает реальность дома, мастерской, кухни, хлева, сада, поля. Исчезает производительная деятельность; новый чуждый мир с сотней загадок и непонятными целями и требованиями предстает перед ребенком». Поэтому необходимо осуществлять непрерывное развитие жизненной активности. Основным дидактическим приемом являлась модель непрерывного обучения, состоящая из логических шагов. Первый шаг связан с постановкой проблемы, вызывающей поиск ее решения. Вопросы учащихся — это второй логический шаг, но «важнейшим является третий шаг, когда ученик не принимает любое возникшее в его голове предположение, а пытается его критически осмыслить. Это требует самостоятельности и приверженности к истине и достигается не без мучительного труда». Завершающий шаг — самоконтроль качества собственного продукта труда, а также анализ причин допущенных ошибок.

Иным направлением в оформлении концепции школы труда являлось построение школы на основе «свободной духовной деятельности».Этот принцип в центр педагогического процесса ставил ученика. Гаудига отмечал- «свободно действующий ученик не нуждается во внешнем толчке, стимулировании его «сил», не нуждается в путевождении, ибо в состоянии сам найти путь к решению задачи». Характерная особенность модели школы труда противопоставление книжным знаниям традиционной школы активной, свободной деятельности детей в процессе их творческо-трудовой работы. С. И. Гессен утверждал: «Смысл трудовой школы состоит не в том, чтобы свести всякий умственный труд к физическому, но в том, чтобы всякий труд сделать источником целостного развития личности.

Инициатором интересного опыта организации трудового образования в России явился С.Т.Шацкий (1878—1934), основавший необычные воспитательные учреждения — общества «Сетле-мент» и «Детский труд и отдых», колонию «Бодрая жизнь», Опытную станцию, в которых решалась задача приучения детей к труду, знаниям и культуре посредством активной социальной деятельности.

Основным принципом организации воспитательной работы являлась направленность на совместную деятельность детей и взрослых, где участники педагогического процесса могли знакомиться с социумом и особенностями существования в нем. Труд в системе С.Т.Шацкого являлся основанием для организации образовательного процесса в различных учебных заведениях — детском саду, экспериментальной начальной школе, ремесленных мастерских, где подростки получали общее и специально-профессиональное образование.

Таким образом, в первой трети XX в. произошло становление, теоретическое обоснование и практическая реализация антропологического фундамента дидактических принципов. Наметилась четкая тенденция на социализацию системы образования, которая являлась основой выполнения общественного заказа на формирование определенного типа личности. Сложилась четкая структура образовательной системы, были выработаны основные требования к содержанию, формам и методам работы на каждой из ступеней обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *