ступени исаакиевского собора фото
Вид с колоннады Исаакиевского собора
В этой статье я расскажу, стоит ли подниматься на Колоннаду Исаакиевского собора, покажу лучшие виды и расскажу про несколько интересных скульптур, которых вы увидите на крыше.
Статью подготовил для вас Мясоедов Анатолий, автор блога Site2max.ru, где вы можете найти путеводители по Санкт-Петербургу и другим городам.
Что можно увидеть
В Петербурге было запрещено строить здания выше Зимнего дворца, поэтому все здания примерно одной высоты и нет каких-то явных доминант. Поэтому вид с колоннады примерно однотипный — ровный слой Петербургских крыш. Но это только на мой скромный взгляд.
Вот один из лучших, вид на Адмиралтейство, Зимний дворец и Ростральную колонну, но из-за одной высоты с домами все как-то смазывается.
Я приходил на обзорную площадку Исаакиевского собора и днем и ночью, дневной вид мне понравился больше. Еще мне очень понравились угловые колокольни, уже потом на экскурсии в соборе я узнал, что у них оригинальная позолота, еще со времен строительства и чтобы она сохранилась столько лет, мастера потратили 100 килограмм золота.
Крышу собора украшают скульптуры апостолов Иисуса, и самые значимые поставлены на возвышение. Вот перед вами Апостол Иоанн Богослов.
Наверху есть скамейки, чтобы отдохнуть, есть специально вынесенные площадки для осмотра с каждой стороны.
Самый лучший вид с колоннады Исаакиевского собора открывается в сторону Невы, вы можете увидеть Башню Газпрома, Дворец Меньшикова, от которого раньше был мост прямо к Исаакию и за который Петр I заставил его работать официантом на своем балу. Красивое здание слева — это конституционный суд РФ.
С южной стороны можно увидеть самый широкий мост в Петербурге, под которым любят проплывать прогулочные катера, памятник Николаю I, он же Николай Палкин.
Подъем на колоннаду
Сперва нужно преодолеть подъем пешком — а это 262 ступеньки по винтовой лестнице. Мне подниматься было легко, наверху я видел несколько детей, которые тоже поднялись без проблем. Но по пути я также обгонял людей, которые отдыхали на полпути.
Первые 211 ступеней очень хорошие — это широкая винтовая лестница с поручнями, дальше она сужается и двум людям уже не разойтись.
А в конце превращается совсем в узкую лестницу, я еле протиснулся. Тут мы выходим в одну из башен. Где-то над нами висят колокола.
Кстати, я прочитал, что есть специальный лифт для инвалидов и специальная площадка. Поэтому обзорная площадка доступна для всех категорий граждан.
Как купить билет без очереди
Билет стоит 350 рублей. У касс часто образуются очереди, но рядом стоят автоматы, где вы можете купить билет за наличные или по карте по той же цене и почти всегда без очереди.
Точно такие же автоматы стоят перед входом в Исаакий, поэтому даже к кассам идти не нужно.
Колонны Исаакиевского и Казанского соборов, Баболовская чаша, Александрийская колонна (54 фото + 2 видео)
Уважаемой публике возможно будет интересна настоящая история: прекрасные архитектурные памятники блистательного Петербурга и пригородов, истории о величайших мастерах, может быть кое-какая новая информация. Смиренно продолжаю дозволенные речи.
Картина Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту Антуана Жана Гро (самоубийственная атака на австрийцев, художник шёл за его спиной и был очевидцем)
Денис Васильевич Давыдов
.
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой!
.
За тебя на черта рад,
Наша матушка Россия!
Пусть французишки гнилые
К нам пожалуют назад!
.
То ли дело средь мечей:
Там о славе лишь мечтаешь,
Смерти в когти попадаешь,
И не думая о ней!
.
Как говорил его лихой противник капитан Лассаль: кто не погиб до тридцати, тот не гусар!
Стоит ли удивляться, что императорам, окружённым такими Людьми, прогуливающимся по такому великолепию казалось, что они небожители? А впрочем так и было, поэтому их капризы воспринимались как приказ, обязательный к исполнению. Зодчие и мастеровые просто не могли его не исполнить, а требовались всё более удивительные и удивительные чудеса. Это века ещё популярной вычурной золочёной лепнины стилей рококо и барокко, тяжеловесных полотен на античные темы, статуй богов и богинь, а противостоит ему строгий классицизм. Появляются совершенно новые материалы (за столом Наполеона передрались за право есть алюминиевыми ложками, серебряные и золотые были не модными), новые идеи, все страны переживают отголоски революционных веяний, кажется вот-вот, всё будет по-другому, лучше, свободнее.
Но свободнее не стало, ни для дворянства, ни для простых смертных, наоборот пошла реакция, гайки позакрутили. Крестьяне в России как были крепостными, так и остались, драли с них три шкуры и четвёртую не забывали. Существовали общинами на грани голода, всё время ходили подрабатывать на отхожие промыслы и вообще выкручивались. Дворяне хотели роскоши, поэтому зодчие и мастеровые на суммированные отобранные у крестьян крохи создавали немыслимые шедевры.
Был Самсон на все руки мастер. Умел чинить сапоги, ставить колеса на водяных мельницах, резать из дерева ложки и веретена. От бурлаков, с которыми он ходил еще по Волге, много слышал о столичном городе Санкт-Петербурге. Очень уж хотелось Самсону посмотреть диковинную столицу, а тут оказалось, что шурин работает в городе на Неве. Летом 1797 года с обозом палтусины, сельди да семги пришел из Архангельска в Санкт-Петербург. Не думал и не гадал, что в российской столице найдет он свое главное дело.
По окончании выполнения нескольких подрядных работ в Петергофе и Стрельне Суханов переходит на строительство Казанского собора к архитектору А. Н. Воронихину. Артели Суханова было поручено возведение выходящей на Невский проспект колоннады из 138 колонн. Однако больше всего Суханов отличился при работе над великолепной гранитной колоннадой (из 56 колонн) внутри храма. Для сооружения гранитных колонн Сухановым был придуман новый метод, который позволял откалывать на каменоломнях с помощью клиньев и рычагов, огромные глыбы камня. Будущий декабрист Николай Бестужев впоследствии в журнале «Сын отечества» напишет: «Суханов одним опытом… выдумал способ раскалывать клиньями целые горы, как будто дерево». А издатель журнала «Отечественные записки» Павел Петрович Свиньин отзовется о вологодском самородке еще более восторженно: «…Вероятно, петербургские жители не преминут воспользоваться сим важным открытием, и столица наша превратится вскорости в новые Фивы, позднее потомство будет спорить, люди или исполины создали град сей. Честь и слава Суханову!» За выполнение работ по изготовлению царского места Суханов получил золотую медаль на красной ленте с надписью «За усердие».
В 1807 году Суханов со своей артелью взял подряд на строительство, полукруглой набережной на Стрелке Васильевского острова с пологими спусками к воде и гранитными стенками. Лестницами к воде с тумбами и каменными шарами на них, а также цоколь под колоннаду здания биржи и две большие скульптурные группы на восточном и западном аттиках. Собственноручно Сухановым были выполнены аллегорические статуи для ростральных колонн по моделям скульпторов Ж. Тибо и И. Камберлена. Поэт К. Н. Батюшков в своей «Прогулке в Академию художеств» восхищался: «Посмотрите на Васильевский остров, образующий треугольник, украшенный Биржей, ростральными колоннами и гранитной набережной, с прекрасными спусками и лестницами к воде. Как величественна и прекрасна эта часть города. » За строительство ростральных колонн и украшений Стрелки Суханов награжден дорогим царским кафтаном.
В то же время Суханов берет подряд на строительство Горного института. Воронихин поручил ему вырубку, отделку и установку 12-ти колонн из пудожского камня для портика. Скульптурные композиции у главного портика выполнены также лично Сухановым по моделям скульпторов В.И. Демут-Малиновского и С.С. Пименова.
Вместе с Воронихиным Суханов работал в Павловске при сооружении моста у Пиль-башни, и в Стрельне при строительстве каменной террасы.
С 1811 г. по 1817 г. по заказу А.А. Бетанкура артель Суханова трудилась над изготовлением уникальной ванны, прозванной впоследствии «царь ванной» для Баболовского дворца в Царском Селе. Ванна весом в 48 тонн, диаметром 533 см, глубиной 152 см и высотой 196 см емкостью «в 8000 ведер воды» была вырублена из цельного куска красного гранита. Самсоном Сухановым также были выполнены ванны для Петергофского дворца, Зимнего дворца, Александровского дворца.
Её полировали с 1818 по 1828 год. Работа была проделана воистину ювелирная, так как толщина стен чаши (45 см) является минимальной толщиной для того, чтобы выдержать вес чаши, наполненной водой.
В 1817—1819 гг. Суханов участвует в строительстве дома Лобанова Ростовского, здесь он познакомился с архитектором Огюстом Монфераном.
26 июля 1819 года состоялась закладка Исаакиевского собора. Суханову поручили изготовление 48 колонн для портиков и 24 колонны для подкупольного барабана. К этому времени артель Суханова насчитывала 270 каменотесов. В журнале «Сын Отечества» за 1820 год Бестужев писал: «Мы ищем удивительных вещей в чужих краях, с жадностью читаем древние истории, повествующие нам о исполинских подвигах тогдашней архитектуры, за каждой строкой восклицаем: «Чудно!», «Неимоверно!» — проходим мимо сих чудных неимоверных колонн. ».
В 1834 году Суханов снова удивил своим мастерством не только жителей Петербурга, но и иностранных специалистов. 30 августа петербуржцы восторженно следили за установкой на Дворцовой площади колоссальной гранитной Александровской колонны — самой большой в мире — памятника Отечественной войне 1812 года. Эта колонна затмила собой знаменитые колонны Рима, Парижа, уступающие Александровской по величине и сделанные из отдельных блоков.
Следует отметить, что всего для Петербурга Сухановым и его помощниками построено более 30 сооружений, выполнена облицовка гранитом Крюкова канала, сооружение Синего моста и гранитных опор для других мостов.
К середине XIX в. у артели Суханова резко сократились заказы. На Ладожском озере попала в шторм и пошла ко дну баржа, на которой он перевозил в Петербург гранит для пьедесталов памятников Кутузову и Барклаю де Толли. Чтобы оплатить стоимость баржи с гранитом, и неустойку по договору на создание пьедесталов Суханову пришлось расстаться с имуществом, его продали с молотка. В одном из архивов проф. Н. Хомутецкий обнаружил документ о последних годах жизни мастера. В этом документе Суханов дает правдивое описание своих работ, просит царя помочь выпутаться из того нищенского состояния в которое попал: «Верою и правдою более 35 лет трудился я постоянно с верноподданным бескорыстием, с соблюдением значительной пользы. Сей труд мой увенчан счастливейшим успехом для славы России. Не корысть, а любовь к Отечеству. порождали во мне. ревностное желание превзойти иноземцев. »
Далее следует перечисление работ, а затем: «Государь! Я уже стар и ожидаю вскоре предстать на суд царя небесного. Все, что изложено, совершенная истина. Истина и то, что я не имею насущного хлеба, но для прокормления моего семейства вынужден нищетою к недостойному поступку: я заложил и все остальное достояние мое, заключающееся во всемилостивейше пожалованных мне золотой медали и кафтана.
Милостивый Государь! Обрати свое око на страдальческий нищенский быт мой. Велением Твоим укажи выдать мне для насущного питания моего семейства, всемилостивейшее вспоможение».
Но. ни на самом прошении, ни в деле — нигде не обнаружено никаких следов и даже намека на то, что по этому прошению было бы что-нибудь принято. Разорившись Суханов утратил купеческое звание, лишился собственного дома на набережной Пряжки, 50.
Не известен ни год смерти ваятеля, ни место, где он был похоронен. Но могучим памятником труда Самсона Суханова и его безвестным артельным вологодским мастерам стал сам Петербург с его лесом каменных колонн, с его величественными статуями античных богов и героев.
Дабы не заканчивать на печальной ноте, немного о работах мастеров того времени, их умении, которое можно без труда увидеть, например в Эрмитаже, хотя по сравнению с работами Суханова, они кажутся сущими безделицами, в то же время являясь величайшими достижениями человеческого мастерства.
Большая колыванская ваза (иногда называемая в популярных источниках «царицей ваз») из зелёно-волнистой яшмы — произведение камнерезного искусства, экспонирующееся в Государственном Эрмитаже.
Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире.
В 1819 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева отделили монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м. 21 ноября 1820 года из Петербурга пришли рисунки и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников.
К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832—1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. 19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани лошадей (от 154-х до 180-ти, в зависимости от рельефа местности) повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Через полгода чаша была доставлена в Петербург, осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место.
Глядя на такие глыбищи, такие свершения без сомнения ВЕЛИКИХ предков, когда появляются все эти «альтернативно одарённые» со своим вечным ВЫ ВСЁ ВРЁТЕ, рептилоиды с лазерами всё выпилили и бросили в болоте, чтобы предавший благость ВЕЛИКОЙ ТАРТАРИИ засланный от рептилоидов поддельный Пётр их нашёл и построил вокруг Александрийского столпа город, становится грустно. Это конечно лечится: трудотерапией, медикаментозно и называется эффект Даннинга — Крюгера*, ну если совсем мягко выразиться.
Вид на Ниен, виден не застроенный противоположный берег, где по мнению «открывателей» высятся соборы и колонны
Все эти росказни настолько принижают умственные способности «открывателей», что дальше уже некуда, их агрессия была бы смешна, если бы они не забивали своими бреднями неокрепшие и пустые мозги подрастающего поколения, всерьёз уже рассуждающего о плоской земле. И если вы не можете себе представить, как можно руками сделать то-то и то-то, не стоит навязывать свою веру, а для вас ключевое слово «верю-не верю», а не «знаю-умею». Мы инженеры, технари, учёные, ремесленники, историки всё хорошо записали, как смогли задокументировали и сохранили, мы чтим своих великих предков, помним их опыт, применяем, что возможно сейчас и будем чтить их память, что бы вы не выдумали и как бы не сбивали нас с пути научного знания. Всем крепкой памяти, острого ума и наслаждения великими памятниками наших великих предков!
* Эффект Даннинга-Крюгера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, при этом не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своего образования. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных умственных способностях.
Источник: www.youtube.comКак же всё-таки сделали колонны Исаакия?
В интернете ведутся нешуточные споры вокруг вопроса изготовления колонн Исаакиевского собора. В Европе нет ни одной церкви, кроме Исаакия, которая имела бы такое количество гранитных монолитов подобной величины.
Камень, с исключительным размахом примененный в строительстве, способствует эффектному внешнему виду собора.
Как изготавливали колонны Исаакия: ВЕРСИИ
Обсуждается несколько версий изготовления колонн. Кто-то считает, что колонны изготавливались методом литья. Кто-то говорит о том, что они сделаны из кирпича, секций или бетона и попросту оштукатурены.
«Кому память, кому слава, кому тёмная вода»
Вся слава досталась Огюсту Монферрану. О непосредственных исполнителях творческого замысла архитектора Исаакия говорят мало. В годы строительства собора в северной столице было широко известно имя искусного каменотёса, ваятеля и подрядчика Самсона Ксенофонтовича Суханова (1769-1840-е).
Он участвовал в строительстве мостов, облицовке диким камнем берегов Крюкова канала и Малой Невки, сооружал знаменитые монолитные ванны-бассейны из гранита для Петергофского, Зимнего, Александровского дворцов, Баболовского дворца в Царском селе. Ему посвящали статьи в журналах «Отечественные записки» и «Сын Отечества». Знаменитый художник В.А. Тропинин написал его портрет.
Никто ранее не вырубал такие монолиты из гранита, не доставлял их на стройку и не обрабатывал. “Трудности предприятия и неизвестность в успехе первоначально устрашили промышленников и никто не решался взять это дело с подряда, так что комиссия сама должна была заняться им, производя работы хозяйственным образом через комиссионера своего купца Суханова и наблюдая всевозможные предосторожности; но потом, когда успех оправдал смелое его предприятие, нашлось не мало охотников, которые взяли доставку колонн с подряда с большими для казны выгодами” (Источник: Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. В. Серафимов и М.Фомин. С-П. 1865 г., стр. 24)
Что было самым сложным в работе с колоннами Иссакия?
Исследователь русского искусства, профессор Н.Комужецкий обнаружил прошение мастера Великому князю от 5 октября 1840 года, т.е. поданное через 10 лет после установки колонн. В нём 70-летний Суханов пишет о бедственном положении, в котором оказалась его семья и просить выдать «. для насущего питания семейства всемилостивейшее вспоможение».
Комужецкий приходит к выводу, что просьба, осталась без ответа. Но этот документ помог установить примерную дату кончины знаменитого каменотеса: умер народный умелец в полной нищете в сороковых годах прошлого века.
Письменное свидетельство современника.
Николай Александрович Бестужев был возмущён тем, что в печати не было сказано ни слова о том, как высекались из скал, перевозились и устанавливались колонны Исаакия. В «Письме к издателю» он писал: «Мы ищем удивительных вещей в чужих краях, с жадностию читаем древние истории, повествующие нам об исполинских подвигах тогдашней архитектуры, за каждой строкой восклицаем: чудно! неимоверно. И проходим мимо сих чудных неимоверных колонн с самым обыкновенным любопытством… Огромность колонн, простые способы, которые по секрету открыла сама природа нашим простым людям, наполняет мою душу каким-то приятным чувством, от которого мне кажется, будто я, россиянин, вырос целым вершком выше иностранцев, так что мне нет никакой надобности смотреть на них с подобострастием исподлобья”.
Спасибо, познавательно, пойду Рен-твшечкой полирну инфу.
По первым абзацам подумал было, что это очередная статья «рептилоидов». Ан нет.
Не прошлого, а позапрошлого века, то есть в 40-х годах 19 столетия. Или он 150 лет прожил?
следущий пост про Александрийскую колонну будет?
А я читая хозяйку медной горы думала что эти самые колонны как раз и есть те что в сказке, которые из Гумешек вывезли в Петербург
А я вообще всегда думал, что они сделаны из колец, надетых на центральную ось, а потом отполированы, чтоб стыков не было видно.
Такие титанические усилия, и для чего?!
Чтоб построить красивый «зиккурат».
А курватура у них есть, как у парфенона?
Ответ на пост «Охраняется государством»
У нас в городе (Ульяновск) сейчас новая фишка пошла.
Условный старый дом «Купца Иванова-Петрова 19 век» не включён в федеральный список культурного (исторического) наследия и из-за отсутствия денег в бюджете, его исключают из регионального списка.
Затем «по решению» собственников/жильцов начинается реконструкция дома.
Вот проект есть только в виде картинки на плакате или слова «реставрация» в названии.
Вместо аккуратной реконструкции, дом тупо сносят, разбирают фундамент и строят клубный дом в историческом центре.
Реконструкцией занимается фирма созданная неделю назад, с капиталом в 10.000 рублей и нетривиальным названием типа ООО «Старый дом».
Охраняется государством
Тобольск — древний город! Он был основан в 1587 году как центр освоения Сибири, одно время был даже столицей Сибирской губернии. Понятно, что в таком городе много исторических зданий.
Проблема только в том, что если знаковые объекты вроде кремля и отдельных церквей ещё поддерживаются в порядке, то большинство рядовых исторических зданий лежит в руинах. Некоторые улицы выглядят так, словно вчера город бомбили.
На всех руинах висят массивные мраморные доски, где золотыми буквами написано, что памятники истории и культуры охраняются государством! Доски очень дорогие и больше напоминают надгробные плиты. Я не удивлюсь, если их заказали в местном ритуальном агентстве.
В руины памятники истории и культуры превратились совсем недавно, в последние 20 лет. Просто никому не было дела до истории и культуры, да и сегодня забота заключается в развешивании дорогущих мраморных надгробий. У государства не хватает денег даже на элементарную консервацию, чтобы остановить разрушение. Особенно цинично выглядит тобольская урбанина на фоне руин. Они ставят бесконечные фонарики, лавочки, качельки. Настоящий пир во время чумы.
Никто не воспринимает такое состояние города как преступление. А это, конечно, преступление.
Где на Воздвиженке летит комета и сидят маленькие львы?
Свое название одна из старейших улиц Москвы — Воздвиженка — получила при Иване Грозном в честь Крестовоздвиженского монастыря, упраздненного в 1814 году. Во время правления царя Алексея Михайловича здесь были дворы московской знати: бояр Василия Стрешнева, Бориса Морозова, Ивана Милославского.
Улица сильно пострадала от пожара 1812 года, после Отечественной войны Воздвиженку расширили и возвели на ней ряд новых каменных зданий. Во второй половине XIX века улицу замостили булыжником, а после 1917 года его сменил асфальт.
В советское время улица сначала носила имя Коминтерна, позднее — Михаила Калинина. Историческое название вернулось к Воздвиженке в 1990-е годы.
1. Дом Пашкова: шедевр классицизма
Улица Воздвиженка, дом 3/5, строение 1
Одно из самых красивых зданий на Воздвиженке стоит чуть в стороне от нее — ближе к Знаменке и Моховой. Однако не заметить его невозможно: дом Пашкова, усадьба XVIII века, предположительно построенная по проекту Василия Баженова, стоит на Ваганьковском холме. Высокое расположение в свое время сделало его первой светской постройкой, из окон которой открывался вид на Кремль не снизу вверх.
Усадьба была построена в 1784–1786 годах для Петра Пашкова, капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка, сына денщика Петра I. Во время Отечественной войны 1812 года здание сильно пострадало: были уничтожены деревянный бельведер и скульптурная группа. Восстановлением усадьбы занимался архитектор Осип Бове.
В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, а в 1861-м — библиотека и хранилище коллекции Румянцевского музея. После Октябрьской революции в здании оставили только библиотеку музея, которая позже стала основой для Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина (Российская государственная библиотека). После открытия главного здания библиотеки в доме Пашкова остался отдел редких рукописей.
2. Библиотека имени В.И. Ленина: храм науки
Улица Воздвиженка, дом 3/5, строения 2–5
Строительство главного здания библиотеки по проекту архитекторов Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко началось в 1929 году. Одним из требований к архитекторам было органично вписать здание в существовавшую застройку — дом Пашкова, Манеж, здание Московского университета на Моховой. Величественное и монументальное, оно соединило в себе архитектурные принципы разных стилей: его асимметричность пришла из конструктивизма, колоннады и сдержанность декора — из неоклассики.
Здание библиотеки величественно не только снаружи. Читальный зал № 3, открытый в 1958 году, является самым большим в Европе — он рассчитан на 464 посадочных места.
В 2012–2018 годах в зале прошла масштабная научная реставрация: здесь были восстановлены деревянная галерея, лестницы, порталы, мебель, художественный паркет, трехъярусные латунные люстры, живописное панно «Дружба народов», 16 гипсовых бюстов общественных и культурных деятелей, а также бронзовая скульптура Ленина. В 2018-м читальный зал стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «Высокое качество ремонтно-реставрационных работ».
3. Дом Талызина: от ампира к неоклассике
Улица Воздвиженка, дом 5/25, строение 1
Здание, в котором сегодня расположен Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, вероятно, было построено по проекту Матвея Казакова — его фасад запечатлен в знаменитых «Архитектурных альбомах» зодчего. Впрочем, узнать его на чертеже сложно: изначально дом выглядел не так, как сегодня. Это было трехэтажное здание с двумя флигелями, возведенное в 1787 году для отставного тайного советника Александра Талызина.
В 1805 году усадьба изменилась в первый раз: по распоряжению нового владельца, купца Михаила Устинова, между главным домом и флигелями были сделаны двухэтажные переходы, а фасад был декорирован в духе ампира. При Устиновых особняк стал одним из популярных культурных салонов Москвы, музыкальные вечера посещали Денис Давыдов и Александр Пушкин.
В 1920 году сюда въехал секретариат Центрального комитета компартии — в усадьбе находились кабинеты Иосифа Сталина и его секретарей. В 1930-е годы в здании было общежитие, позже — коммунальные квартиры. Государственный музей архитектуры расположился в здании после Великой Отечественной войны.
4. Главный дом городской усадьбы В.А. Морозовой: крылатые львы
Улица Воздвиженка, дом 14, строение 1
Одна из первых крупных построек, принесших славу архитектору Роману Клейну, является памятником неоклассицизма. Фасад симметричен, боковые ризалиты (выступающие части здания) украшают небольшие портики. Одна из главных особенностей усадьбы — крылатые львы, сидящие на колоннах коринфского ордера. По центральной части фасада тянется фриз с лепниной в виде геральдических лилий — символ королевской власти.
Дом возводился в 1886–1888 годах для меценатки Варвары Морозовой. В 1891 году его дополнили две пристройки по проекту Виктора Мазырина, он же позднее возвел по соседству особняк для сына Морозовой Арсения. Архитектурные вкусы матери и сына были очень разными: особняк, вдохновленный дворцовой архитектурой португальской Синтры, Варваре Алексеевне совершенно не понравился.
В доме Варвары Морозовой собирались писатели и художники: Антон Чехов, Александр Блок, Валентин Серов, Василий Суриков и другие. Также там часто проходили лекции о политике. После Октябрьской революции 1917 года в доме располагались Институт социальной гигиены и Международный аграрный институт при Крестьянском интернационале.
5. Главный дом городской усадьбы Я.П. Шаховского — И.И. Краузе — Осиповских: грифон и лев
Улица Воздвиженка, дом 18/9
Этот трехэтажный дом появился на Воздвиженке в 1783 году. Ее построили по проекту неизвестного архитектора для князя Якова Шаховского, третьего в России генерал-прокурора. В 1842 году усадьбу приобрел врач и ботаник Иероним Краузе. Спустя 10 лет архитектор Николай Козловский переоформил фасад здания в стиле рококо: над окнами второго этажа появились полукруглые наличники, украшенные лепниной в виде гирлянд, раковин, завитков и небольших львиных голов.
В 1868 году усадьбу купил другой известный врач Димитрий Осиповский, главный доктор московской Мариинской больницы. Спустя 10 лет, когда он получил дворянство, на фронтоне появился его фамильный герб: грифон и лев держат щит, на котором изображены двухэтажная зубчатая башня, шестиконечные звезды, комета и месяц. Щит увенчан дворянским коронованным шлемом со страусиными перьями.
С 1900 по 1917 год в доме проживала племянница жены Осипова — Елизавета Вареникова. Она была знакома с Антоном Чеховым — ее семья жила по соседству с писателем в Мелихове. Существует мнение, что прототипами некоторых рассказов Чехова («Крыжовник», «Три года», «Соседи») являются Елизавета Григорьевна и ее родные.
Цветные фото Российской Империи
Всех приветствую! В данном посте представляю вашему вниманию удивительные для своего времени фотоснимки. (Описания находятся НАД фото)
1. Заготовка сена в центральной России
Фотографии были сделаны в период с 1903 по 1916 годы. Это коллекция цветных фотографий достопримечательностей Российской империи С. М. Прокудина-Горского.
Это одна из первых в мире коллекций цветных фотографий, представляющая собой уникальный объект культурного наследия и для всего человечества. В настоящее время общее количество снимков, входивших в состав коллекции к 1917 году, оценивается в 3500.
Несмотря на утвердившееся название коллекции, в ней представлены не только достопримечательности бывшей Российской империи, но и снимки, сделанные на территории Дании, Италии, Франции, Швейцарии и Австро-Венгрии.
2. Группа участников железнодорожной постройки, 1916 год
3. Общий вид Златоустовского завода и Троицкий собор. 1909 г.
4. Команда парохода «Шексна» (М.П.С.) Российская Империя, 1909
5. Часовня времён Петра Великого. Близ водопада Кивач
6. Вид Тобольска с колокольни церкви Преображения
7. Село Усланка на реке Свири (Церковь Зосимы и Савватия Соловецких).
8. Работа на Бакальском руднике
9. Шашлычная в Самарканде
10. Ветряные мельницы на сибирской равнине
11. Железнодорожная станция Бородино в Московской области
12. Вид с Бутыловской горы на Златоуст сквозь деревья
13. Обед на покосе, 1909 год
14. Железнодорожный мост через Каму в Перми. 1910 год.
15. Русские дети на склоне холма в Белозёрске
16. Сплав леса по каналу Петра I на Ладожском озере
17. Старинная часовня на набережной г. Осташкова
18. Башкир у своего дома в д. Яхья.
19. Вид с колокольни Ризположенского монастыря на Суздаль
20. Лютеранская кирха и костёл Непорочного зачатия девы Марии в Двинске
21. Аул Нижний Гуниб в Дагестане
22. Вид на Лугано, Швейцария
23. Текинец с семьей (близ Байрам-Али)
24. Австро-венгерские и германские военнопленные на строительстве Мурманской железной дороги
В период эмиграции Прокудина-Горского коллекция демонстрировалась в 1931-1936 гг. на мероприятиях русской общины в Париже в виде черно-белых слайдов, т.к. не имелось специального аппарата для цветных проекций.
После смерти Прокудина-Горского и продажи коллекции в США она долгое время была исключена из научного и культурного оборота, пока в 1980 г. не был издан альбом Роберта Олсхауса «Фотографии для царя: пионер цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский, уполномоченный царем Николаем II»
Широкое знакомство публики с коллекцией началось только после того, как в 2000 хранящиеся в Библиотеке Конгресса США негативы были оцифрованы и выложены на сервере Библиотеки в сети.
Бродим по Средневековью. Замок Сфорца (Castello Sforzesco)
Италия, Ломбардия, Милан
В 1358 году капитан народа Галеаццо II Висконти решил построить замок.
Строительство, правда, затянулось аж до 1370 года, и замок получился не очень большой.
Уже на тот момент было почти восемьдесят лет тому, как Висконти стали наследственными правителями Милана, но играли вот пока что в демократию, поэтому не князь, не герцог, а скромно так «капитан народа».
Тут вот намедни, кстати, ставил машину на стоянку, а рядом оказалась «Альфа Ромео». У ней половину эмблемы занимает красный крест святого Георгия, герб Милана, а вторую – какие-то чёрточки.
Но это не чёрточки на самом деле.
Это огромный змей, пожирающий живого человека.
Вот так это выглядит в натуральную величину.
Фамильный герб рода Висконти.
И не зря, ох, не зря.
Сын Галеаццо Второго, Джан Галеаццо Висконти после того, как укокошил дядю и отправил в изгнание кузенов, замок ещё расширил, так что это уже получилась конкретная твердыня с четырьмя башнями и высокими стенами.
В 1395 году сделал скромный подарок (сто тысяч флоринов!) королю Германии Венцелю, в ответ на что этот Венцель учредил титул герцога Миланского и отправил Висконти знаки герцогского достоинства.
Про Висконти много чего можно было бы рассказать, но пора уже, видимо, закругляться.
Потому что третий герцог Миланский Филиппо Мария умер в 1447 году, не оставив наследников.
В Милане тут же случилась свобода и демократия. Была образована Золотая Амброзианская республика, и все были счастливы какое-то время.
А замок, оплот и символ ненавистных Висконти был порушен и разобран по камешкам, чтобы и следа не осталось.
В 1450 году в Милане всё ещё продолжалась свобода и демократия, но есть уже стало нечего, и народ начал бунтовать.
Франческо Сфорца был кондотьером, наёмным солдатом высокого ранга, талантливым и удачливым полководцем.
А ещё он был женат на дочери Филиппо Марии Висконти. В общем, логично было по ситуации, что сенат Милана преподнёс этому Сфорца герцогскую корону.
Франческо Сфорца оказался хорошим правителем. Миланцев он накормил, город развивал, налогами сильно не давил. Безопасность государства обеспечивал, когда дипломатическими путями, а если надо, то и военными.
Но всё-таки на всякий случай и для престижа тоже не вредно Франческо Сфорца построил в Милане замок. На том самом месте, где ещё пять лет назад стояла крепость дома Висконти.
Началось строительство в 1452 году под руководством архитектора Антонио ди Пьетро Аверулино по прозвищу Филарете. Вот в его честь башня, что над главными воротами, так и называется – Башня Филарете.
Замок достраивали и украшали до самого конца XV века, но, в общем и целом, он был готов, конечно, раньше.
Миланские архитекторы, приглашённые Иваном III для реконструкции Московского Кремля, были с Филарете, как минимум, знакомы. Не то чтобы они его проект полностью нагло слизали, этого не было, но так, скромненько кое-что позаимствовали.
Франческо Сфорца умер в 1466 году, новым герцогом Миланским стал его сын Галеаццо Мария.
Новый герцог был покровителем искусств, много сделал для развития книгопечатания, основал библиотеку, в качестве развлечения приказывал зарывать живых людей в землю и вообще был кровожадным тираном.
В декабре 1476 года его убили заговорщики.
Нового герцога Миланского звали Джан Галеаццо Мария Сфорца, было ему на момент смерти отца семь лет.
Сначала регентом была его мать Бона Савойская при поддержке секретаря Франческо Симонетты. Это был сильный и искусный политик, на нём всё и держалось.
Антонио Тассино, любовник Боны Савойской настроил её против этого Симонетты.
Тогда в Милан вернулся Лодовико Мария Сфорца, дядя юного герцога, Симонетту казнил, Бону отправил в ссылку, Тассино вообще пропал со скрижалей.
Дядя, значит, стал править в качестве регента, а юный герцог между тем подрастал.
Дядя для него – всё, что угодно. Скучным учением не загружал, а развлечения всякие – пожалуйста, доступные женщины – пожалуйста, ну и, конечно, вино декалитрами и бочками.
И вот, несмотря на такую привольную жизнь, Джан Галеаццо Мария умер в 1494 году в возрасте двадцати пяти лет.
Ну так получилось, а может, помогли, ну, не знаю.
Джан Галеаццо Мария, кстати, был женат и имел законного сына.
А всё равно новым герцогом стал его дядя. Просто как-то не нашлось на тот момент кому возразить.
В 1482 году, ещё будучи регентом, Лодовико Мария Сфорца пригласил в Милан Леонардо да Винчи. Прежде всего – в качестве инженера, а в свободное время мастер мог писать картины.
Леонардо провёл в Милане семнадцать лет, до 1499-го.
Да и вообще в герцогстве Миланском всё хорошо.
3. Итальянские войны
В 1499 году король Франции Людовик XII вдруг вспомнил, что его бабушку звали Валентина Висконти, и он сам, значит, является правнуком первого герцога Миланского. И, понятное дело, имеет на герцогскую корону гораздо больше прав, чем какие-то там Сфорца.
Решено – сделано, французские войска вторглись в герцогство, чтобы восстановить справедливость. Как-то без особых сражений и осад заняли Милан.
Лодовико Сфорца бежал к императору Максимилиану I, который помог ему собрать небольшую, но хорошо обученную армию из швейцарцев.
Лодовико со швейцарцами сумел Милан отбить, но в полевом сражении при Новаре был жестоко разбит и попал в плен. Следующие восемь лет, до своей смерти в 1508 году бывший уже герцог провёл в заключении в замке Лош.
В 1512-м ситуация изменилась, швейцарцы изгнали французов из Ломбардии. Хотя правили всеми территориями, в том числе и Миланом, швейцарские капитаны, всё-таки они на всякий случай провозгласили герцогом Миланским Массимилиано Сфорца, сына умершего в заточении Лодовико.
Массимилиано герцогством не правил, так только, правителем числился и получал кое-какие доходы.
Но это всё недолго продолжалось. В 1515 году Франциск I, новый король Франции, совершил переход через Альпы, разгромил швейцарцев в сражении при Мариньяно и стал фактическим хозяином Ломбардии.
Франциск мог бы, конечно, Милан захватить. Но штурмы, осады – дело муторное да и недешёвое. С другой стороны, герцог Массимилиано тоже не рвался свою столицу по серьёзному оборонять.
Договорились. Тридцать тысяч дукатов – и Массимилиано Сфорца уступил свои права на Миланское герцогство Франциску Валуа.
Это, значит, 1515 год.
Через десять лет, в 1525-м, Франциск I потерпел сокрушительное поражение при Павии, сам попал в плен и, понятное дело, много чего потерял. В том числе и Милан.
Победитель Франциска, император Священной Римской империи Карл V решил восстановить Миланское герцогство, сделав его, естественно, вассалом Империи. Герцогом был назначен Франческо II Мария Сфорца, младший сын Лодовико Марии.
В 1526 году французы ворвались в Милан и осадили герцога Франческо с его войском в замке. Осаждали, осаждали, но взять не смогли.
В 1535 году Франческо II Мария Сфорца умер, не оставив наследников. Миланское герцогство было ликвидировано, территория присоединена к Короне Арагона, королём которого был всё тот же император Карл V.
Замок Сфорца уже больше не использовался в качестве правительственной резиденции, наместник императора переехал во дворец, тут же неподалёку. В замке расположился гарнизон испанской армии.
В 1796 году имперский (австрийский) гарнизон пытался держать в замке Сфорца оборону против армии Наполеона. Выдержал полтора месяца и сдался.
Наполеон тогда ещё не был императором, а наоборот, генералом революционной армии. Жители Милана подали ему петицию об уничтожении замка Сфорца как символа ненавистной тирании. Бонапарт был, в общем, не против, но сейчас не до этого, воевать надо.
В 1800-м Бонапарт приказал срыть укрепления XVI – XVIIвеков, равелины с куртинами, а сам замок оставить как есть.
Замок позже реставрировался, в 1833 и в 1900 годах. Во время реставрации 1900 года была вновь отстроена башня Филарете, сколь возможно близко к её первоначальному облику.
Уникальная панорама Петербурга 1861 года
160 лет назад неизвестный фотограф сделал с башни Адмиралтейства круговую панораму города. До недавнего времени ее единственный экземпляр хранился в библиотеке Мраморного дворца.
Посмотрев на старые кадры видно, что Дворцовый мост еще наплавной, Адмиралтейская набережная не реконструирована, а Румянцевского сада не существует.
Стражи Кёнигсберга
Заброшенные исторические здания Калининградской области
Дом в городе Советск
Народный банк в городе Гусев
психиатрическая больница Алленберг
Дворец искусств в Ташкенте
Панорамный кинотеатр им. А.Навои был построен в 1964-ом году.
Единственный ташкентский кинотеатр, уцелевший после землетрясения 26 апреля 1966-го года.
О ПЕТЕРБУРГСКИХ ГЛИНАХ
Наверное, всякий знает: если попросить быстро назвать домашнюю птицу, фрукт и поэта – большинство не задумываясь ответят: «Курица, яблоко, Пушкин». А вот триаду «Петербург, кирпич, Слепушкин» знают немногие. Почему так, и о чём вообще речь?
Строить, строить, строить!
Пётр Первый мечтал, чтобы Петербург был похож на Амстердам с каменными домами под крышами из черепицы. Архитекторы Жан-Батист Леблон и Доменико Трезини вычертили план необычного для России города с прямыми улицами. Строгой сетью линий рассекли Васильевский остров, торгово-административный центр Петербурга… К 1725 году здесь насчитывали 40,000 жителей, а дом был нужен каждому с самых первых дней.
Как строить, из чего строить?
Из дерева срубили первый в городе Троицкий собор, первый Гостиный двор, первую пристань и первый трактир «Аустерия четырёх фрегатов». Даже в Петропавловской крепости каменные стены с бастионами начали возводить только на третий год.
Типовыми служили одноэтажные каркасные дома, обмазанные местной глиной, иногда с дёрном на крыше. Сенат – мазанка, Почтовый двор – мазанка, и новый Гостиный двор тоже. Но богатые россияне не желали жить в хатах. Канцлер Головин взял камень из развалин крепости Ниеншанц, и в 1710 году на Берёзовом острове появился первый каменный дом Петербурга. Для генерал-губернатора Меншикова построили каменную усадьбу на Васильевском острове.
Тогда же Пётр Первый объявил кирпич главным строительным материалом будущей столицы и повелел в указе: «Кирпичным заводам существовать при Санкт-Петербурге по рекам Неве, Ижоре и Тосне».
Кирпич кирпичу рознь
Глину здесь добывали за столетия до Петра. Технология была немудрёной: в тёплое время года вручную формовали блоки, сушили на солнце, а потом обжигали в небольших печах. Тогдашний завод – это «изба для рабочих с каморкой, пять печей кирпичных, над печами шатры, покрытые тёсом, амбар, восемь кирпичных сараев».
Производства при старинных глиняных карьерах принадлежали Канцелярии каменных дел, работали подрядным способом и вскоре стали выпускать до 15 миллионов кирпичей в год.
Много это или мало? Например, дом Нарышкиных – это 438,200 кирпичей. К 1726 году на Васильевском острове было 113 кирпичных зданий. Голландские мечты Петра постепенно сбывались, хотя даже через сто лет из 8,000 петербургских домов больше 5,000 всё ещё были деревянными.
На правом берегу Невы против села Рыбацкого в 1765 году обосновались 60 переселенцев с семьями из королевства Вюртемберг и прусской провинции Бранденбург. Так появился Новый Саратов – в отличие от Саратова главного, где жили немцы Поволжья.
Новосаратовская колония быстро выросла в аккуратный патриархальный германский городок, где к удивлению и восхищению русских никогда не было нищих. Впавшему в бедность помогали всем миром, чтобы побыстрее выкарабкался. Малолетним сиротам вскладчину собирали деньги на учёбу и воспитание, а подросшим подыскивали удачный брак.
В 1775 году контроль за производством кирпича передали специально созданному Каменному приказу, а в пушкинские времена к здешним кирпичным заводчикам ездили учиться.
Фёдор Никифорович Слепушкин появился на свет в 1783 году и фамилию получил по кличке ослепшего деда. Крепостной крестьянин из-под Ярославля выучился читать и в 1803 году перебрался на отхожий промысел в Петербург. Торговал вразнос на улицах варёной грушей, со временем открыл мелочную лавку, а потом продал всё и переехал в Новосаратовскую колонию.
Там Слепушкин осилил немецкий язык, открыл лодочный перевоз через Неву, научился у немцев производству, выстроил завод и скоро уже поставлял городу по семи миллионов кирпичей в год…
…а ещё начал писать стихи. Он заочно учился у Языкова, Крылова, Жуковского и Пушкина: увидав стихи Слепушкина, Александр Сергеевич сперва отказывался верить, что тот пишет сам.
Успех, свобода и триумф
Слух о крестьянском поэте, который кирпичи миллионами печёт, – или кирпичном заводчике, который недурные стихи сочиняет, – дошли до Николая Первого. Молодой любопытный император вызвал Слепушкина к себе и под впечатлением от разговора пожаловал гостю кафтан с золотыми галунами, а императрица Александра Фёдоровна подарила золотые часы. Пушкин завидовал и возмущался: «Стыдное дело: Сле-Пушкину дают и кафтан, и часы, и медаль, а Пушкину полному – шиш». Золотой медалью Слепушкина наградила Российская Академия наук.
При этом до 1826 года кирпичный король оставался крепостным: хозяйка его, урождённая графиня Орлова, заломила за вольную 3,000 рублей – стоимость 200,000 кирпичей в ценах начала XIX века. Вынуть громадные деньги из оборота и оторвать их от семьи Фёдор Никифорович не мог. Тогда Пушкин и другие поэты при поддержке княгини Юсуповой собрали нужную сумму; Слепушкин выкупил себя со всей семьёй и приписался к купеческому сословию.
Первый поэт среди кирпичников и первый кирпичник среди поэтов опубликовал ещё несколько книг и получил золотую медаль на Андреевской ленте; его стихи сборником издала Академия наук, их публиковали в переводах на немецкий, французский и английский в Европе. Фёдор Никифорович, имея к середине 1840-х годов семью в 50 человек, содержал на средства от кирпичного производства школу в Рыбацком: он по своему опыту знал, как важно выходцам из низов общества обучиться грамоте.
Умер Слепушкин в 1848 году во время эпидемии холеры – не уберёгся, помогая заболевшим. Дети, а потом внуки продолжили его дело и по-прежнему выпускали кирпич. Долгое время семья жила в доме Фёдора Никифоровича, который он выстроил на фундаменте старой шведской сторожевой башни, а в 1907 году фамильное гнездо безвозмездно передали Начальному народному училищу: девочки и мальчики учились там бесплатно – Слепушкины покрывали все расходы.
К началу XX века счёт кирпичам для Петербурга шёл на сотни миллионов ежегодно. С тех пор много воды утекло в Неве. Страну лихорадило – войны, революции, катаклизмы. Заводы закрывались, разграблялись, возрождались, объединялись, переоснащались, процветали – и снова закрывались. А дом Слепушкиных, простоявший больше полутора столетий и уцелевший во время блокады, в 2013 году неожиданно сгорел: уж больно хотели застройщики освоить землю под историческим памятником и отгрохать на его месте что-нибудь бетонное.
О петербургском бетоне надо рассказывать отдельно. В городе больше 48,000 жилых зданий, и около половины из них бетонные. Из бетона выстроен самый высокий небоскрёб Европы, «Лахта-центр» – 372 м (462 м со шпилем). Как строительный материал бетон хорош, но лишён того тепла, которым обладает кирпич. Ведь из новосаратовской глины не меньше пятисот лет создавали игрушки, кухонную утварь – и те самые кирпичи, из которых сложены стены подавляющего большинства всемирно известных петербургских зданий.
Кирпичи долговечнее человеческой памяти. Люди забывают ремесло, забывают историю, забывают многие добрые дела; забыли уникального Слепушкина, да и Пушкина уже не очень твёрдо помнят. Но пока ещё есть Нева, есть речной песок, есть глина в Новосаратовке.
Есть хорошие люди и есть надежда на возрождение.