студийский монастырь в стамбуле
СТУДИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Студийский монастырь. Константинополь (ХХ в.). |
Студийский монастырь. Константинополь (Византийская миниатюра). |
Студийский монастырь. Константинополь (XIX в.). |
Студийский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи в Константинополе (Μονή του Αγίου Ιωάννη του Προδρόμου εν τοις Στουδίου, Μονή του Στουδίου), известнейшая обитель Константинополя, ныне руины Имрахор Джами («Мечеть Имрахор» [1])
В период иконоборчества, особенно после 765 года, монастырь сильно пострадал, так как его братия являлась защитниками иконопочитания. Обитель пришла в совершенное запустение.
В последующее время обитель стала крупнейшим монастырем в Константинополе и духовным центром всей Восточной Римской империи. На рубеже X-XI веков в обители подвизались преподобные Никита Стифат, Симеон Благоговейный и Симеон Новый Богослов. Монахами монастыря стали три императора (Михаил V Калафат (1015-1042) [3], Михаил VII Дука (1050-1090) и Исаак I Комнин (1155-1196)), трое студитов стали Константинопольскими патриархами (Антоний III Студит (974-980), Алексий Студит (1025-1043), Досифей Иерусалимит (1189-1191)).
Монастырь обустраивался с использованием передовых инженерных технологий, в нём имелся водопровод. В монастыре образовалась богатейшая библиотека религиозных и юридических документов, действовали школы церковного пения, гимнографии, миниатюры и каллиграфии, рукописи монастыря пользовались большим спросом во всем христианском мире. В Студийской мастерской был выработан новый почерк – минускул, в котором буквы связаны между собой, а не стоят раздельно как в унциале, что повысило скорость и снизило площадь письма.
Устав монастыря стал основной для уставов большинства монастырей в Восточной Римской империи, Западоной Европе, и на Руси. Так, Евфимий Студит составил первый типикон для Афонской горы при Иоанне Цимисхие.
После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году монастырь был закрыт, поскольку братия отказалась принимать выставленные латинянами условия служения. Большинство хранившихся в монастыре драгоценных святынь, включая главу Иоанна Крестителя, было или похищено франками и увезено в Западную Европу, или утрачено в период их господства в Константинополе. Среди оставшихся в обители реликвий известен мизинец Иоанна Крестителя. Монастырские владения в этот период стали местом выпаса скота.
После изгнания латинян благодаря помощи Константина Палеолога, брата императора Андроника II, в 1294 году монастырь был восстановлен и действовал вплоть до падения Константинополя в 1453 году.
Статистика
Как найти христианскую Византию в мусульманской Турции
Протоиерей Владимир Долгих
Турция. По этой земле ходили многие и многие святые, которых мы ныне почитаем и имена которых носим. Многие события из житий святых происходили именно здесь. Фото: tourstanok.ua
9 сентября традиционно считается Днем памяти русских воинов, павших при обороне Севастополя и в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг. О причинах начала этой войны написано уже немало различных исследований и монографий, как публицистами, так и профессиональными историками. Углубляться в эти исследования мы не будем, поговорим о другом.
Мне хотелось бы напомнить, что среди причин (пусть, возможно, и не решающих) спровоцировавших объявление войны России со стороны Англии, Франции и Османской империи, было ее стремление поддержать христианские народы в освободительной борьбе против турецкого ига, а также желание получить право покровительства над османскими христианами и святынями, находящимися на территории мусульманского государства. В полной мере реализовать эти цели тогда не удалось. Сегодня же мы видим совершенно иную картину мира: балканские народы свободны, имеют возможность беспрепятственно исповедовать православную веру, но значительная часть древних христианских святынь все еще остается во владении мусульман. Именно поэтому предлагаю отправиться на поиски христианской Византии на территории современной Турции.
Святая София
Своды храма Святой Софии, Стамбул. Фото: kozbey.com
Естественно, что на ум сразу приходит, недавно снова превращенный в мечеть, величественный Софийский собор Константинополя – главная и самая узнаваемая святыня древней столицы.
Ввиду известности храма, подробно останавливаться на нем я не стану, только, в контексте послужившего к написанию этой статьи повода, хотелось бы отметить, что знаменитая Голубая мечеть, построенная в XVII веке, была практически скопирована с Айя-Софии. Дабы это понять, не нужно быть экспертом в архитектуре, достаточно просто взглянуть на фотографии: такой себе «китайский» аналог христианского храма.
Не зря святитель Николай Сербский как-то сказал, что турки уничтожили не одну культуру, при том не создали своей собственной. Возможно, христианского святого кто-то обвинит в предвзятости, но ведь даже у арабов есть поговорка: «Скорее курица взлетит, чем турок научится любить».
Храм святой Ирины
Церковь святой Ирины. Фото: weatlas.com
Но оставим турок в покое. Лучше давайте пройдем метров 50 к северу от Айя-Софии и мы увидим храм святой Ирины – место проведения Второго Вселенского собора. Это один из шедевров византийской архитектуры IV столетия, представлявший новый для своего времени тип базилики – крестообразный.
Примечательно, что храм святой Ирины – одна из немногих христианских церквей, которую османы не превратили в мечеть после завоевания Константинополя. Долгое время там располагался оружейный склад. Сегодня – это концертный зал. Если мы посмотрим на интерьер храма, то к сожалению, не обнаружим там каких-либо иконографических росписей или мозаик, а только лишь изображение четырехконечного креста в центральной апсиде. Все это дело рук не турецких, но иконоборческих. Храм святой Ирины на века сохранил в себе следы временного торжества иконоборческой ереси.
Монастырь Хора – жемчужина христианского искусства
Монастырь Хора. Свод южного купола нартекса. Фото: ru.wikipedia.org
Если переместиться на 4-5 км вдоль берега залива Золотой Рог, то среди городских кварталов Стамбула можно отыскать монастырь Хора и его центральный храм Христа Спасителя, в котором лучше, чем где-либо еще в своем первозданном виде сохранились древние фрески. Возведен он был между 1077 и 1081 годами, стараниями тещи императора Алексия Комнина.
Впоследствии, в начале XIV столетия, храм был перестроен, а созданные в этот период фрески и мозаики представляют собой непревзойденный художественный шедевр эпохи династии Палеологов.
Сегодня власти Турции и эту церковь снова превратили в мечеть, а потому будем надеяться и молить милосердного Бога, чтобы ревностные мусульмане не уничтожили между делом эти уникальные древние христианские иконографические образы.
Монастырь Пантократора
Ведя повествование о святынях Константинополя нельзя не вспомнить о монастыре Пантократора – второй по величине, после Софийского собора, памятник византийской архитектуры.
Начало строительству монастыря было положено в XII веке стараниями императрицы Ирины Комниной. После ее смерти строительство было закончено благодаря попечению императора Иоанна II. Кафаликон, или главный храм монастыря посвящен Софии, Премудрости Божией. В монастырской часовне в честь Архистратига Михаила погребены оба ктитора, а также император Иоанн V Палеолог.
В связи с тем, что здания монастыря к концу ХХ века пришли в сильнейшее запустение и упадок, ЮНЕСКО внесло их в список Всемирного наследия, которым угрожает уничтожение. Этот фактор сыграл положительную роль и с 2009 по 2019 гг. власти Турции провели в монастыре масштабные реставрационные работы.
Церковь Сергия и Вакха
Церковь Святых Сергия и Вакха. Фото: Андрей Шабаев-Маркин, 2014
Любимым храмом императорской четы Юстиниана и Феодоры была церковь святых Сергия и Вакха или, так называемая, «малая Айя-София», построенная в 527-529 гг., возле дома, где будущий император провел свое детство.
В мечеть храм был превращен в 1506 году, однако богатые мозаики и фрески в нем уничтожили еще иконоборцы. Сегодня функционирование рядом с храмом железной дороги провоцирует постепенное, но постоянное разрушение этой древней христианской святыни. Турецкие власти пока не предпринимают никаких действий для ее сохранения.
Церковь Богородицы Паммакаристы
Церковь Богородицы Паммакаристы. Фото: TripAdvisor
Третий (после Айя-Софии и монастыря Хора) по площади сохранившихся фресок византийский храм – церковь Богородицы Паммакаристы. Возведен он был в XI веке, однако одна из версий говорит о том, что нынешнее здание храма было построено уже после владычества в Константинополе крестоносцев, т.е. после 1261 года.
После падения Византии некоторое время именно здесь размещалась кафедра Константинопольского патриарха. Но 1590 году, в ознаменования завоевания Закавказья, султан Мурад III и этот храм превратил в мечеть. Сегодня он функционирует как музей.
Студийский монастырь
Студийский монастырь. Фото: media.elitsy.ru
На юге Стамбула, на берегу Мраморного моря, можно отыскать обросшие кустарниками стены знаменитого Студийского монастыря. Основанный еще в далеком V столетии, он был самым значительным монастырем средневековой Византийской столицы. Среди имен его настоятелей звучат имена таких святые как: Феодор Студит, Климент Песнописец, Николай Студийский, Навкратий, Платон, Еварест, Фаддей, Иаков Катанский, Тит Чудотворец, Иосиф Солунский.
В X-XI веках в Студийском монастыре также подвизались преподобные Симеон Благоговейный, Симеон Новый Богослов и его ученик Никита Стифат. Уже после падения Византии, в результате двух пожаров, землетрясения и демонтажа построек монастыря местным населением для ремонта своих домов, остались лишь четыре стены соборного храма Иоанна Предтечи, которые мы и имеем возможность наблюдать сегодня.
Древний Константинополь наполнен большим количеством святынь, однако хочется также сказать несколько слов и о тех выдающихся местах христианской истории, которые можно отыскать в других регионах Турции.
Никея – место проведения Вселенских Соборов
На берегу озера Изник находится одноименный городок. Сегодня это небольшой районный центр. А в древности это был достаточно большой город Никея – место поведения Первого и Седьмого Вселенских соборов.
Из следов бывшего величия здесь можно найти стены церкви святой Софии, которые все еще помнят императрицу Ирину и святителя Тарасия, созвавших собор для противодействия иконоборческой ереси. В мечеть храм был превращен сразу после захвата города османами, т.е. в 1331 году. В ХХ веке здесь проводились археологические раскопки, затем был устроен музей, а с 2011 года – снова мечеть.
Эфес – место упокоения Иоанна Богослова
Место погребения апостола Иоанна Богослова в Эфесе (ныне город Сельчук). Фото: metaloleg.livejournal.com
Коль уж мы заговорили о Вселенских соборах, то нельзя не упомянуть о древнем Эфесе (современный городок Сельчук). Хотя, конечно же, мы все помним, что именно здесь жил апостол Иоанн Богослов вместе с Божией Матерью.
Сегодня не составит труда отыскать гробницу апостола, домик Богородицы и руины собора эфесских епископов – первого в мире храма в честь Девы Марии, специально воздвигнутого в связи с проведением Третьего Вселенского собора.
Тут же мы можем посетить и грот святых мучеников Семи эфесских отроков, заживо замурованных в пещере и проспавших там несколько веков.
Трапезунд
Храм святой Софии в Трапезунде (ныне Трабзон). Фото: za7gorami.ru
Перенесемся теперь на северо-восток Турции, где на побережье Черного моря можно отыскать довольно большой город Трабзон, бывший Трапезунд. На его территории в 1238-1263 годах был возведен еще один Софийский собор – выдающийся памятник поздневизантийской архитектуры, и крупнейший храм одной из древнейших митрополий Константинопольской Церкви.
Султан Мехмед II, захвативший и столицу Византии, сразу после овладения Трапезундом в 1461 году, превратил его в мечеть. В 50-60-х гг. ХХ столетия специалисты Эдинбургского университета провели в соборе реставрационный работы, после чего он был превращен в музей, а в апреле 2013 года – снова в мечеть.
Недоступная Панагия Сумела
Панагия Сумела. Фото: ru.wikipedia.org
Чуть южнее Трабзона, находится один из наиболее труднодоступных монастырей мира – Панагия Сумела, основанный неким монахом Варнавой еще в IV-V веках. Здесь хранилась чудотворная икона Божией Матери, согласно преданию, написанная самим апостолом Лукой. В VI столетии, после набега арабов, восстановлением монастыря занимался святитель Софроний Иерусалимский. Все привилегии, которыми наделили эту обитель византийские правители, подтвердил и султан Селим I – внук Мехмеда Завоевателя, в результате чего наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках.
Монашеская жизнь здесь прекратилась в 1922 году из-за греко-турецкого обмена населением. Современные турецкие власти крайне враждебно относились к паломничеству сюда православных христиан, которое стало возможным лишь в 2007 году, а в 2010-м в монастыре Панагия Сумела, впервые за практически сто лет, была отслужена литургия.
В 2015 году обитель закрыли для проведения реставрационных работ, однако же, как мы знаем, в это время какие-то вандалы изуродовали драгоценнейшие фрески, выцарапав лики святых.
О христианских святынях современной Турции можно писать бесконечно долго. Я специально не затронул такие известные места как Каппадокия, которые заслуживают отдельной публикации. Мне просто хотелось напомнить, что по этой земле ходили многие и многие святые, которых мы ныне почитаем и имена которых носим. Многие события из житий святых происходили именно здесь.
Здесь родились святитель Николай Чудотворец и апостол Павел, писавший позже послания к Колоссянам и к Галатам, которые тоже проживали в пределах нынешней Турции. Здесь жили и проповедовали великие каппадокийцы Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. Тимофей Эфесский, которому апостол Павел адресовал два Послания к Тимофею, тоже жил и проповедовал здесь.
Эта земля много ближе и роднее нам, чем может показаться на первый взгляд. И дело совсем не в теплом море и ласковом солнце. Мне очень хочется, чтобы наши соотечественники, довольно часто прилетающие в приветливую Турцию, знали и посещали дорогие христианской душе места, могущие напитать душу историей и поведать о былом величии некогда существовшей христианской империи – Византии.
Студийский монастырь (İmrahor İlyas bey anıtı)
известен также как: Церковь Иоанна Предтечи, Эски Имрахор Джамии (Eski İmrahor Camii), памятник господина Ильяса Имрахор ( İmrahor İyas bey Anıtı ).
Как добраться
Google Earth : широта: 40°59’46.00″N, долгота: 28°55’42.75″E
Вариант 1:
Вам надо стать так, чтобы вход в «Семибашенный замок», через который пропускают туристов, оказался у вас по правую руку. Выглядит этот вход вот так:
Теперь, когда вход в «Семибашенный замок» у вас справа, впереди вы увидите несколько улиц, уходящих во дворы. Вам нужна та, на которую указывает стрелка на фотографии.
А называется она «Проспект станции Едикуле» ( Yedikule İstasyonu Caddesi ). Название связано с одноименной железнодорожной станцией (точнее платформой электричек), к которой выводит этот проспект. (До платформы можно доехать с вокзала «Сиркеджи» ( Sirkeci ), что в европейской части Стамбула. Таким образом, вы можете начать путь от станции, а не от «Семибашенного замка»).
Пройдя по улице вперед около 200 метров, вы увидите справа здание ж/д станции «Едикуле» ( Yedikule ) и одноименную платформу.
Продолжайте движение прямо. Скоро вы увидите уходящий вправо-вниз подземный переход под железнодорожными путями. Вам же надо пройти немного вперед до поворота у здания, указанного на фотографии стрелкой.
Поверните налево и идите вверх по улице, которая называется «улица Имама Ашыра» ( İmam Aşır sokak ).
Пройдя 30-50 метров вы увидите развалины храма Студийского монастыря.
Рядом с руинами находится действующая церковь XIX века во имя основателя города Константина Великого и его матери Елены.
Некоторые из жителей еще знают искомое вами место как старую мечеть, у которой под тяжестью снега рухнула крыша. Такой случай действительно был около 100 лет тому назад. Сильные снегопады для Стамбула редкость.
Вариант 2
Этот вариант удобен, если вы пользуетесь автомобилем. Двигаясь по набережной Мраморного моря «Сахиль Йолу» ( Sahil Yolu ) от исторического пятачка, не доезжаете около 0,6 километра до места, где западная (сухопутная) стена Константинополя выходит к Мраморному морю. Справа вы увидите весьма приметную площадку для стоянки автомобилей рядом с хорошо отреставрированной крепостной стеной.
Для приметы: на стоянке есть памятник матери Ататюрка.
Итак, вы останавливаетесь на стоянке и начинаете движение в обратную сторону, т.е. с запада на восток вдоль стены.
Проходите мимо вышеупомянутой армянской церкви.
После здания церкви будут былые каменные плиты (похоже могильные).
И вы выйдете к надземному пешеходному переходу, который ведет от стены к берегу моря.
Вам надо пройти по дорожке, ведущей от перехода налево к стене.
Здесь вы поднимитесь по лестнице, ведущей вверх в пролом в стене.
Поднявшись по лестнице, поверните налево и идите прямо уже с внутренней стороны стены по узкой улице, которая скоро повернет направо
и выведет вас к подземному переходу под железной дорогой. Смело идите в переход.
Спустившись в переход, вы заметите лестницу, уходящую вправо наверх. Вам туда. Этот переход уже известен вам по описанию первого варианта пути (восьмая фотография сверху страницы). Т.е. вы окажетесь с обратной стороны железной дороги (где проходит путь по первому варианту), и вам останется пройти прямо по улице «Имама Ашыра» ( İmam Aşır sokak ).
О Студийском монастыре
Монастырь был основан в середине V века при императоре Льве Великом. В то время в Константинополь из Рима прибыл патриций по имени Студий, который основал храм в честь св. Иоанна Предтечи. Храм стал центром монастырского комплекса.
Храм имел важное значение. Здесь хранилась голова Иоанна Крестителя.
Особую роль монастырь сыграл в период иконоборчества. В 9 веке игумен монастыря Феодор Студит был одним из самых непреклонных защитников икон. Во многом благодаря его ярким проповедям иконопочитание было восстановлено. За противостояние иконоборческой реформе преподобный Феодор в 815 году был отправлен в ссылку в крепость Метопу в Вифинии.
Иконопочитание было узаконено Седьмым Вселенским Собором. Под документами Собора первым за епископами подписался архимандрит Сава, игумен Студийского монастыря.
После окончательного восстановления иконопочитания мощи преподобного Феодора Студита, скончавшегося 11 марта 826 года в изгнании, были перенесены 26 января (8 февраля) в Студийский монастырь.
После захвата Константинополя турками храм был превращен в мечеть.
Интересен также вариант трактовки наименования «Имрахор» (нынешнее название мечети и района, где она расположена). Считается, что «имрахор» переводится как «место императорских лошадей», т.е. в этой местности раньше разводили породистых скакунов для византийских императоров (еще до сооружения церкви).
Развалины Студийского монастыря считаются самым древним из сохранившихся в Стамбуле памятников византийской архитектуры.
Прогулки по Константинополю. Храмы Византии, ч. 1
Мать императора Константина Великого царица Елена была христианкой, будущий правитель Римской империи воспитывался в уважении к христианской религии. Став императором, Константин был глубоко убежден, что только христианская религия сможет объединить огромную и разрозненную Римскую империю. Он всячески поддерживал церковь, возвращал из ссылки христиан, строил храмы, заботился о духовенстве.
Создавая новую столицу, император Константин Великий объявил христианство государственной религией, Константинополь сразу стал столицей огромной христианской империи.
Несколько ранее Константин отправил свою мать в Иерусалим, дав ей большие полномочия и материальные средства. В поисках реликвий Страстей Христовых, царица Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, в 326 году, раскопав пещеру, в которой согласно преданию был погребен Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI.
За свою деятельность по распространению христианства царица Елена и император Константин Великий канонизированы и называются равноапостольскими.
На протяжении всей истории в Константинополе было построено более 450 христианских церквей, но на сегодняшний день существуют едва ли полтора десятка. Со дня падения Константинополя сотни православных церквей были разрушены или обращены в мечети.
Справедливости ради, надо сказать, что Константинополь располагался в сейсмически нестабильном районе, византийские архитекторы не сразу научились строить здания, способные выстоять при частых землетрясениях. А у византийских императоров зачастую не хватало денег на восстановление поврежденных храмов. В поздней Византии денег не хватало и на содержание храмов. Храмы приходили в запустение, ветшали и, со временем, разрушались.
Церковь Святых Апостолов
Изображение храма святых Апостолов сохранилось только на миниатюре.
Храм был заложен императором Константином Великим в 330 году, как главный храм новой столицы с намерением сделать его собственным мавзолеем и поместить в нем также мощи святых апостолов, которые он надеялся разыскать. В храме был помещен саркофаг Константина и вокруг него 12 пустых порфирных саркофагов для апостолов. Там Константин Великий и был погребен его сыном Констанцием ll.
После строительства собора святой Софии, церковь святых Апостолов оказалась в тени этого грандиозного сооружения и император Юстиниан повелевает возвести на ее месте новый, более величественный храм, который должен был стать усыпальницей всех императоров Византии. Новый храм святых Апостолов был освящен 28 июня 550 года и оставался вторым по значению храмом Византии на протяжении 700 лет.
Юстинианова церковь святых Апостолов была пятиглавой и послужила прообразом всех многлавых православных церквей на Руси.
Среди хранившихся в храме святынь были главы апостолов Андрея, Луки и Тимофея, мощи патриарха Иоанна Златоуста и фрагмент столпа, к которому был привязан Иисус во время бичевания.
Храм был соединен с двумя усыпальницами, где была похоронена большая часть императоров и императриц Византии.
В 1204 году храм святых Апостолов был разграблен крестоносцами.
Ряд святынь и сокровищ храма, похищенных крестоносцами, хранятся в базилике св. Марка в Венеции.
В 1471 году султан Мехмед ll разрушил храм святых Апостолов и построил на его месте мечеть Фатих.
Порфирные саркофаги императоров Византии стоят во дворе Археологического музея Стамбула:
Церковь Девы Марии Влахернской
Церковь Девы Марии была построена в пятом веке над священным целебным источником, наполненным по легенде слезами Богородицы. Церковь много раз разрушалась, горела, перестраивалась, облик ее тоже не сохранился.
Интересна она своими святыми реликвиями. Именно за ними в Константинополь, а не в Святую Землю отправились в поход крестоносцы.
Здесь же, в церкви Девы Марии, хранилась чудотворная икона Божьей Матери, создание которой предание приписывает евангелисту Луке. Эта икона первоначально находилась в Антиохии, затем в Иерусалиме и прославилась многочисленными чудесами. В Иерусалиме ее приобрела супруга императора Феодосия ll Евдокия в 439 г.
Влахернская икона Божьей Матери считалась покровительницей Константинополя и византийских императоров.
В 626 году во время осады города патриарх Сергий обошел с ней стены Константинополя и враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу.
В период иконоборчества и во время захвата города крестоносцами икону прятали в монастыре Пантократора, замуровав в стене с горящей лампадкой. Когда смутные времена проходили и икону размуровывали, лампадка продолжала гореть.
29 февраля 1434 года Влахернская церковь загорелась и обрушилась. Денег на ее восстановление у Палеологов не было, до середины XlX века окрестности святого источника пустовали.
Местонахождение Ризы Богородицы теряется. Позже частицы Ризы Богородицы находят свое место в различных храмах по всему миру. А в Грузии обнаружена Влахернская Риза Богородицы целиком в запасниках музея. Ну не в единственном же платье ходила Пресвятая Дева всю жизнь.
Влахернская икона Божьей матери на какое-то время тоже теряется из вида, а в 1653 году икона, которую считали Влахернской, была прислана в дар русскому царю Алексею Михайловичу от протосингела иерусалимского престола Гавриила. Икону эту, замурованную в стене, нашла женщина во время перестройки своего жилища. Там же, по ее словам, была горящая лампада.
Влахернская икона, помещенная в Успенский собор Московского кремля, сразу стала одной из важнейших святынь русского государства. Для нее изготовили золотой оклад с драгоценными камнями. Алексею Михайловичу была отправлена свидетельствованная грамота об иконе, написанная константинопольским Патриархом Паисием.
В 1931 году Влахернская икона вошла в собрание музеев Московского кремля.
Картинки из Википедии
Данная икона представляет собой рельефное изображение, вырезанное из дерева и покрытое воскомастикой. По слою воска сделана тонкая моделировка красками. Воскомастика изготовлена с добавлением святых мощей и благовоний, что придает особую святость Влахернскому образу.
Более позднее происхождение чудотворного образа и некоторые неточности в церковном описании его истории ничуть не умаляют его духовной ценности для православного мира (но наводят на размышления о кознях духовенства и древности ремесла фальсификаторов).
В 1867 году возле Влахернского источника была построена маленькая греческая часовня, которая сегодня выглядит так:
Вокруг часовни уютный садик:
Мраморная купель с целебной водичкой есть и внутри часовни, и в церковном дворике:
Древней иконы Божьей Матери Влахернской сегодня здесь нет, но на стенах несколько современных картин-икон, копирующих ее.
Есть также несколько серебристых окладов разного размера, копирующих икону. И много греческих паломников, распевающих псалмы.
Добираться сюда удобно и приятно на пароме по Золотому Рогу до причала Айвансарай, там перейти дорогу и по узкому переулку метров 100 до часовни.
В монастыре был разработан устав, принятый впоследствии Афоном и другими православными обителями по всему миру и названный Студийским.
Добираться электричкой до станции Едикюле, потом вернуться назад вдоль железной дороги, мимо подземного перехода, до поворота налево на улицу Имама Ашира. По улице Имама Ашира метров 50 до развалин монастыря.
Храм Пресвятой Богородицы (Храм Балыклы)
Храм Пресвятой Богородицы построен в V веке рядом с чудотворным источником, прославившимся чудесами на протяжении многих веков и ставший христианской святыней.
С источником связано много легенд. По одной из них молодой воин Лев, гуляя по лесу, встретил старца, который попросил у него воды, а воды не было. Лев обратился к Богородице и та подсказала, где найти источник. Воин напоил старца, промыл ему глаза и старец прозрел.
Богородица снова обратилась к воину и велела не забыть это место. Через семь лет воин стал императором Львом l. На месте обнаружения источника он воздвиг храм Пресвятой Богородицы, а иконописцам заказал икону Матери Божьей «Живоносный Источник».
После падения Константинополя храм был разрушен, икона утеряна, но из под обломков продолжала бить живительная вода, к которой шли люди за исцелением. Когда в 1836 году получили исцеление султан и его супруга, было разрешено снова воздвигнуть здесь храм.
На самой иконе Живоносного источника изображена Богородица с Младенцем в купели, источник и люди, исцеляющиеся в целебных водах.
Сюжет, повторяющий икону живоносного источника встречается здесь несколько раз:
Здесь можно испить целебной водички и унести ее с собой.
С древних времен известна икона Богоматери «Живоносный источник» и на Руси. В XVl веке на Руси появляется обычай освящать монастырские источники и посвящать их Божьей Матери. Соответственно, для часовен и купален, установленных над ними также писались иконы Богоматери «Живоносный источник». Иконы этого типа очень красочные, со многими персонажами и сложным сюжетом:
И коны с сайта
Чтобы попасть в храм Балыклы, надо доехать до Силиврийских ворот в стене Феодосия. Возле указателя Gasilhane повернуть на территорию кладбища. Метров через 150 будет первый поворот направо, повернуть и двигаться прямо в этом направлении. Вход в церковь будет слева.
Церковь Святых Сергия и Вакха (Малая Айя-София):
Храм был заложен в 527 году близ дома, в котором император Юстиниан провел свои молодые годы. Юстиниан решил основать церковь после того как неожиданно ему был отменен смертный приговор по обвинению императором Анастасием в измене. Свое избавление от казни Юстиниан приписывал заступничеству свв. Сергия и Вакха.
О том, что церковь свв. Сергия и Вакха была особо любима императорским семейством свидетельствует то, что на многие капители нанесены инициалы Юстиниана и Феодоры.
В 536 году Феодора отдала церковный комплекс под монастырь монофизитов, а в 551 году здесь прятался от гнева черни папа Вигилий.
Богатое мозаичное убранство церкви было уничтожено в те годы, когда ее облюбовали иконоборцы.
После падения Константинополя церковь свв. Сергия и Вакха продолжала действовать до 1506 года, пока некий царедворец не обратил ее в мечеть, забелив мозаики, пристроив притвор и медресе.
Храм легкий и воздушный, в нем много света, покой и тишина.
Серьезный ущерб состоянию памятника нанесло строительство железной дороги в Стамбуле в непосредственной близости от «малой Софии». По этой причине ЮНЕСКО внесло бывшую церковь свв. Сергия и Вакха в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения.
Увидеть церковь свв. Сергия и Вакха можно, если спускаться от Ипподрома к Мраморному морю, мимо древней Сфенды.