студенец храм сосновский район
Урочище Студенец или ДР «Драйвовчанина»
Заброшенные поселки, исчезнувшие деревни, заросшие крепостные валы — последние стражи когда-то существовавших городов — все эти места кроют в себе тайну. Почему оставили их люди? Жестокий огонь, голод или мор стали причиной их запустения? Или может здесь когда-то кипел кровавый бой, звенела сталь и сходились рать с ратью? Эти покинутые, всеми забытые селения подчас таят славную историю, которую они готовы рассказать пытливому исследователю…
Геокешер – тот же исследователь, этнограф, археолог, аналитик и все в одном лице, в этот раз мы посетим ныне забытое урочище Студенец – типичный пример покинутого села. Сегодня от него не осталось ни единого жилого дома, но следы былого величия еще прослеживаются. Главными достопримечательностями урочища на данный момент являются полуразрушенная церковь, а так же монумент жителям села, погибшим в Великую отечественную войну. Неподалеку от Церкви есть лесочек и входящий в его состав сад, а за ними потрясающей красоты озеро.
Сегодняшние дни. На самом деле, сейчас очень активно восстанавливается церковь, вокруг церкви закладывается поселение, готовы 4 деревянных современных дома из срубов. Поп ездит по урочищу на квадроцикле. Очень нам показалось странным то, что нам запретили фотографировать Церковь и предупредили, если есть уже сделанные фотографии церкви, то их категорически нельзя выкладывать в интернет, как буд-то не церковь, а секретный военный объект, стратегический щит нашей Родины, с чем это связано, нам непонятно. Ну да ладно. Я покажу вам фотки, которые нашел в интернете, разрушенного здания церкви и начала восстановления. Это был как бы пролог!
Поездка вышла спонтанная, в субботу с утра звоню соседу, и говорю, что с женой хотели бы съездить на природу с ночевкой, и бинго, он приглашает нас на ночевку в Богородский район, вот тут он немного слукавил. У нашего общего друга korn4x4 День Рождения. Они с часов 11 были на гонках квадроциклов под Богородском. Встречаемся около 17.00 на старом посту на развилке с Богородском, и едем за ведущей машиной соседа. Надо сделать сноску, что они едут на 2х Патриотах.
Скажу сразу, я не знал куда мы едем, изначально я подумал что под Ворсму. Но как же я ошибался. После Ворсмы мы свернули на поселки и ехали всякой разной полевой и убитой дорогой около часа наверно, машина была вся в песке. Урочище находилось близ поселка Бараново, Сосновского района! Я покажу примерно на карте как мы ехали.
Приехали в урочище, нас встретил святой отец на квадроцикле, спросил цель нашего приезда. Стали искать точку, сразу скажу, что там идет большая стройка, точку так и не нашли, время уже близилось к закату и решили разбивать лагерь близ этого места, в метрах 500-700 от этого места есть небольшое озеро, вот там и решили заночевать.
История нашего села
Нынешнее население здешнего края — по сути, это обрусевшее местное финно-угорское племя мурома, которое некогда населяло обширную территорию вдоль всего низовья Оки вплоть до Нижнего Новгорода. Русские заселили и колонизовали берега Оки уже очень давно, около тысячи лет назад. Но и до сих пор местные топонимические названия (в основном, имена рек) напоминают о былом населении края: Ворсма, Кишма, Кудьма, Шилекша и т. д.
1-е упоминание села Студенец в документах — 8 ноября 1599 г.:
«…по цареву государеву Бориса Федоровича и наказу…
сделана опись:
Села Пашигорева Спасский поп Ива Обакумов… деревни Студенец крестьянин Селиверстов Герасимов…»
Село было основано на истоке одного из маленьких овражков-ответвлений большого Китаева оврага. Ручей из этого оврага — приток речки Шилекша (Шилокша, Шелокша), которая, в свой черед, впадает в реку Кудьму, а та — в Волгу.
Уже при самом основании деревни, видимо, в XVI в., ее жители насыпали поперек овражка большую плотину-дамбу, образовав небольшой пруд, который сохранился и до сего дня. В нем сельчане разводили рыбу, использовали его воду для своих хозяйственных нужд. Пруд был и как противопожарный водоем.
В овражке било несколько ключей с чистой, холодной («студеной») вкусной родниковой водой. Основатели селения обустроили их, сделали удобными для пользования. Один из колодезных срубов такого родничка сохранился до сих пор. По именам этих родников, по их воде селение и получило свое название.
Крестьяне села были крепостными, то есть село было владельческим. В 1785 г. оно принадлежало помещице А. Нарышкиной.
Практически все жители села, как то обычно и бывает, были родственниками, происходя от нескольких первых поселившихся здесь семей — предков-основателей, которые и дали начало всем последующим поколениям. Да к тому же заключались браки между односельчанами. Постепенно население, небольшое вначале, росло.
В 1859 г. население села насчитывало 251 чел. (18 дворов, 123 мужчин и 128 женщин), в 1911 г. жителей было 219 чел., в 1915 г. — 343 чел. (44 двора, 148 муж., 195 жен.), в 1916 г. — 410.
Самые распространенные фамилии жителей:
Комаровы
Сучковы
Киселевы
Бородины
Горины
Касаткины
Грошевы
Беляевы
Соколовы
Комаровы — фамилия в этих краях не редкая (сам зачинатель восстановления церкви носит ее), ее представители не только родом из Студенца, а живут во всей этой местности, вплоть до Ворсмы, близ которой есть даже особое селение Комарово. Как знать, может, основатели Студенца переселились именно оттуда. Род ширился, население росло, становилось тесновато в прежней деревне, требовалось переселяться на новые свободные земли. Так постепенно распространялся клан Комаровых по всему этому Приокскому краю. Думаю, со временем возможно будет установить это, и не только для Комаровых, но и для других наиболее распространенных в этой местности фамилий.
Вообще, интересно было бы проследить по сохранившимся историческим документам, в частности, по метрическим книгам Студенецкой церкви (они ныне хранятся в Центральном архиве Нижегородской области) всю родословную жителей села (а также и окрестных селений) и происхождение их отдельных родов и семей, установить родственные связи, череду поколений, протянуть живую ниточку от предков к потомкам — нашим современникам. Это бы еще больше укрепило их связь с родной землей. И, может, вспомнили бы они о том, что запустело село, и снова возродили бы свою отчину и дедину.
Уверен, такая работа будет рано или поздно выполнена местными краеведами и родоведами. Задача вполне по силам нескольким увлеченным исследователям родного края. И история нашей Родины станет еще чуточку богаче и полнее!
В селе имелось училище. Со временем получило статус земского. (Было и в 1859 г., и в 1915 г.)
Знаменитые уроженцы Студенца:
— летчик Комаров Иван Иванович дважды прыгал с горящих самолетов в годы ВОВ;
— в РАН (Российской академии наук) в настоящее время работает Комаров Михаил Александрович (почетный академик).
Много уроженцев Студенца погибло в годы Великой Отечественной войны. Памятник им и до сих пор стоит в центре бывшего села, у церкви. Здесь раньше был клуб, а теперь ничего не осталось. Но за памятником ухаживают, расчищают дорогу к нему, каждый год на 9 мая собираются сюда бывшие жители и ветераны, чтобы помянуть героев — защитников Родины.
Список фамилий уроженцев Студенца, погибших на фронтах Великой Отечественной войны — надпись на обелиске (полный размер)
Хоронили жителей села на деревенском кладбище, «на Яковской горе», невдалеке от Студенца, за прудом и Китаевым оврагом. Это небольшой холм, сплошь заросший лесом. Со стороны даже и не видно, что это кладбище — просто лесок на взгорке. Кладбище огорожено и густо усеяно могилами, почти впритык друг к другу. Видимо, здесь хоронили на протяжении нескольких сотен лет — когда самые старые могилы исчезали с поверхности земли, на их месте рыли новые. И хоронили покойников не только из Студенца, но и из Яковского (и хоронят до сих пор). Это было приходское кладбище Студенецкой церкви. Самые старые могилы и памятники уже почти и исчезли, заросли деревьями. С более-менее разборчивыми надписями встречаются начиная с 1930-х — 1950-х годов. Более современные всё ближе к кромке леса. Наконец, самые новые находятся на открытом пространстве на краю поля, которое и оканчивается взгорком-кладбищем.
Служителей церкви же, по всей вероятности, хоронили у самой церкви, в церковной ограде.
Административно-территориальное подчинение Студенца в разное время
До 1929 г. (до районирования и учреждения области)
Губерния Нижегородская – с 1714 г. по 1929 г.
Уезд Нижегородский с XV в. по 1779 г.,
Горбатовский (уездный город — Горбатов) – с 1779 г. по 1918 г.
Павловский – с 1918 г. по 1929 г.
К концу XVI в. в составе Нижегородского уезда сложился Березопольский стан, куда входил и Студенец. В 1610-е годы происходит образование волостей. Возможно, Студенец вошел в состав Сосновской волости (село Сосновское с окрестными деревнями).
В XVIII в. уезды Нижегородской губернии также делились на пятины. Студенец был в составе Павловской пятины Нижегородского уезда – и в 1722, 1744 гг.
Пашигоревская волость (центр – с. Пашигорево) – и в 1913 г.
Хвощевская волость (волостной центр – с. Хвощёвка) – и в 1926 г.
Область Нижегородская – до сих пор.
Район Сосновский (райцентр – с. Сосновское) – до сих пор.
Сельсовет Яковский (центр – с. Яковское) – до сих пор.
Фото (сканы) оригинала рукописных записей местного краеведа:
Студенец. Храм. Люди
Тишина звенящая. За храмом — заросший парк с липами,
им более 100 лет. Вокруг него — новые избы. В церковь ведут два входа: через колокольню
и боковое крыльцо с четырехколонным портиком. К храму устремляются мощеные дорожки
с цветниками и ровными рядами молодых деревьев. Повезло этому месту: нашелся богатый
благодетель — такая обманчивая мысль приходит. Но если узнать историю возрождения
Студенца в Сосновском районе, то укрепится в сердце вера, ибо только по вере простых
людей и трудом их молитв возник на месте вымершей деревни храм и стала возвращаться
сюда жизнь.
На урочище
До Студенца ехать
надо от трассы 12 километров лугами. Дорога петляет, забираясь вверх и круто спускаясь
вниз, далее идет краем леса и снова выводит к лугам. Первый раз это место я увидела
в этом году на Троицу. Студенец виден издалека, и храм его, погрузивший свои голубые
купола в густую зелень, весь как на ладони. На фоне зеленого островка выделяется
стройная колокольня, которая выпрямила свой длинный стан-шпиль к небесам. Уже на
подъезде к этому месту чувствую его особинку. Почему здесь все так радует душу и
взгляд? Меня предупредили: село это старинное, существовало со времен Ивана Грозного,
но сейчас на картах отмечено как урочище. Исчезло бесследно в 1970-х годах, когда
попало в список «неперспективных деревень» в соответствии с программой укрупнения
совхозов.
Во второй раз я здесь побывала в конце лета, на святителя Тихона Задонского,
а уже в начале осени мчу на машине, поднимая облака дорожной пыли. На въезде в село
— небольшой медный поклонный крест. Ряд изб, козочки привязаны, тракторный прицеп
с тюками соломы. Важный петух выводит кур из птичника. Ни души. А где же хозяева?
— Убирают картошку на полях, — отвечает, выйдя мне навстречу, Сергей Петров,
теперь местный житель, руководитель «проекта» возрождения храма. Присев на крылечко
трапезной, он рассказал свою историю.
Два Сергея
Это место нашло его
само. Шесть лет назад в Сосновском на свадьбе друга он познакомился со здешним жителем
Сергеем Комаровым, тот рассказал ему о Студенце, его разрушенной церкви и пригласил
помогать в восстановлении. Потом другой знакомый, из Ворсмы, позвал Петрова искать
зарытый колокол — и снова в Студенец. Колокола не нашли, но у Сергея закралась мысль:
не просто так Господь снова явил ему эту церковь. Надо возрождать.
Храм был в полуразрушенном состоянии: алтаря, колонн, крыши над трапезной частью
не было. Колокольни тоже. Ни окон, ни дверей, ни полов. Сергей Комаров поставил
купол. Рядом сколотил баню, небольшой домик и сарай, на первое время.
Вскоре к нему присоединился Сергей Петров. Совсем недавно он был преуспевающим
бизнесменом, жил в Нижнем Новгороде. Но семейная жизнь дала трещину, ушла жена.
Оставив все супруге и взрослым детям, Сергей оказался на распутье.
— К этому моменту я уже закрыл бизнес, от всего отказался. Стал ходить по монастырям,
крестным ходам, рассказывает Сергей. — Я
искал себя: куда мне дальше? Может, продолжать в миру трудиться, работать… Много
святых мест обошел, но нигде не получалось остаться, видимо, не было воли Божией.
В Дивееве подошел к иеромонаху, который продавал книгу «209 икон Пресвятой Богородицы
с тропарями и молитвами». «Матерь Божия, подскажи для раба Божиего Сергия, что ему
полезно», — помолился вслух инок. Я открыл книгу на странице с иконой Знамения Пресвятой
Богородицы. Значит, держать мне путь-дорогу в Студенец, Матерь Божия меня благословила
Знаменской иконой.
И вот он в Студенце. 2013 год. Один, без денег.
— Помню, остался здесь, смотрю на руины, взмолился: «Господи милостивый, если
Ты меня сюда привел, дал этот храм, дай мне все необходимое, что нужно, не оставь
меня, дурака грешного».
Начал искать деньги, обивать пороги разных организаций, всюду стучаться, хотя
никого не знал в округе. Ездил в Ворсму, в Сосновское. В феврале на первые 50 тысяч
закупил балки для крыши — надо было срочно перекрыть 11-метровый пролет над трапезной
частью.
— Притащили бревна, оцепляем последнее дерево, и на небе — радуга!
Сначала товарищи все делали вместе, а затем договорились, что Петров останется
в Студенце, а Комаров отправится восстанавливать другую церковь.
На первых порах бывший предприниматель ночевал то в машине, то в палатке. Две
зимы жил один, как в затворе. За хлебом ходил в Грудцино на лыжах.
— Самое золотое время было, — говорит Сергей Петров. —
Молился, постился, за козами ухаживал, которых мне оставил в наследство Сергей Комаров.
Стали и деньги приходить на храм. Один приехал — 100 тысяч дал, второй — 50 тысяч,
будто в подтверждение от Господа, что все будет. Весной мы уже начали приглашать
строителей.
Общиной
Первой помощницей
к Сергею пришла Фаина Захарова, жительница Ворсмы, ныне уже покойная. Затем еще
две местные жительницы приехали помогать — Татьяна и Галина.
— Фаечка! Все успевала делать: и еду готовила, и молилась, и трудилась, — вспоминает
Сергей. — Все тяготы мы вместе делили. И раствор месили, и кирпич подавали рабочим,
и бетон заливали под фундамент. Первые годы мы с Фаей порой не знали, из чего готовить,
продуктов не было, дров практически тоже. Раз в сутки топишь, сам ходишь в двух
фуфайках. Спать ляжешь в полночь. В четыре утра — подъем. С Божией помощью жили.
Господь нас поддерживал. В храме ни окон, ни дверей, ни полов. Мороз до минус тридцати,
ветер гуляет. Сестры в тулупах, в варежках службу читают. Они подвиг такой несли.
Шесть лет прошло с тех пор как в Студенце появились неравнодушные люди. И сегодня
это место уже не узнать. Люди приезжают со всей округи и видят, какие Господь творит
чудеса. Как на пустом месте возникла красота: и колокол уже звонит, и литургия совершается.
По выходным и праздникам сюда приезжают священники из Ворсмы и Сосновского.
Сейчас здесь постоянно живут семь человек: четверо мужчин и три женщины. Жизнь
проходит в трудах и молитвах, как в общине. Каждый день жители Студенца прочитывают
весь богослужебный круг. В половине пятого утра спешат в храм на полунощницу, затем
читают утреннее правило, акафист Божией Матери или Иисусу Сладчайшему. В семь утра
расходятся по делам. Татьяна готовит трапезу и кормит людей, Галина перерабатывает
молоко, Антон и Василий идут в хлев или на поле. После обеда, в два часа, читается
вечерня и утреня. Вечером — повечерие с каноном Пресвятой Богородицы, в девять вечера
— вечернее правило. Как в монастыре. Этот порядок заведен с тех пор как Сергий жил
здесь один.
— Самыми тяжелыми для меня были постовые службы, — признается
он, — приходилось постоянно читать, язык отнимался. Но у нас такое правило: есть
не пойдем, а службу надо читать, это самое главное.
Босиком за колоколом
Знаменский храм стал
подниматься, и в Студенец потянулись люди. Кто просто поглазеть, а кто предложить
помощь. Слухи об этом месте стали разлетаться далеко за пределы Нижегородской области.
Маленькую звонницу пожертвовал благодетель из Москвы — за помин умершей жены, а
на большой колокол весом в две тонны нужно было найти, шутка ли, два миллиона. Сергей
отправился в Ярославль, где льют колокола, крестным ходом. Почти босиком: ботинки
по дороге развалились.
— Сначала зашел в Дивеево. Взял благословение у батюшки Серафима и Матушки
Владычицы. Думаю, пойду в Тутаев, может, Господь пошлет мне какого благодетеля,
— вспоминает Сергей. — Деньги собирал у преподобного Сергия в лавре и у Матронушки
в Москве. Когда вернулся, приехали пожилые супруги, вышли из машины и охают: храм-то
какой! Попросили у меня номер телефона, сказав: сын хочет вам помочь. Через неделю
приехал их сын, оказалось, что это высокопоставленный политик. Посмотрел храм и
говорит: «Я всегда хотел восстановить его. Мальчишкой бегал здесь по развалинам».
Колокол за два миллиона он нам купил.
Сергей даже не может точно припомнить, откуда порой деньги находились на стройку.
Бывало, по четыре бригады трудились. Работали всегда с колес (денег и материала
никогда не было впрок), а все строилось… Ни разу не было задержек ни с зарплатой,
ни с работами. Ни дня простоя.
У Господа на работе
В 2014 году в Знаменской
церкви, тогда еще полуразрушенной, состоялась первая с 1926 года литургия. В этот
день в Студенец с ночевкой пришел крестный ход из Оранского монастыря.
Согласно архивной справке, каменный храм здесь был возведен в 1833 году, но
до него в Студенце церковь была аж с XVI века! Старожилы рассказывали, что село
было богатое: поликлиника, роддом, библиотека. Но в XX веке жители забыли Бога,
храм отдали на поругание, перестали крестить детей.
— Господь очистил это место, — уверена Галина Полубарьева,
помощница Сергея. — Спустя десятилетия благословил, чтобы возродить Студенец. Чувствуем
Его помощь и молитвы преподобного Сергия, которому посвящен правый придел храма.
Сама Галина всю сознательную жизнь работала логопедом и дефектологом в Ясенцах.
Первое время в Студенец приезжала только в отпуск, у педагогов он длинный — 52 дня.
— Сюда меня тянуло неудержимо, и вдруг я поняла, что больше жить прежней жизнью
не могу. Когда осталась здесь насовсем, было чувство, что нашла пристанище, к берегу
причалила. Господь благословил это место возродить, и мы у Господа на работе.
Татьяна сюда приехала весной 2015 года, и прекрасно помнит, как на месте алтаря
стоял лес, а где был пол, росла трава. Сегодня при входе в Сергиевскую церковь (под
таким именем она возрождается) надо разуться или надеть бахилы. Храм устлан мягкими
коврами. В холодное время затапливают печь, украшенную изразцами.
Жизнь здесь течет как-то иначе. Некоторые специально приезжают на службы в
Студенец. Кто-то остается на два-три дня, а кто-то и на неделю. Многие говорят,
что здесь они успокаиваются.
В летней части храма установлен каменный иконостас с резьбой (влаги он не боится).
Жертвенник и престол — тоже из камня. Иконы для центрального придела Сергей планирует
заказать из мозаики, под стать камню.
Гостям в Студенце всегда рады, угостят трапезой и собственным творожком и сыром.
Но лишних рук все равно не хватает, ведь работы еще непочатый край.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Студенец, урочище. Церковь иконы Божией Матери «Знамение».
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь каменная, построена в 1833 году тщанием прихожан в честь Знамения Пресвятой Богородицы. С колокольней. Железная кровля (на куполе алтарной части сохранилась частично до сих пор). Обнесена прямоугольной каменной оградой с 4 угловыми башенками, входные ворота с запада. В церковной ограде имелась церковь-часовня с престолом во имя прп. Алексия-человека Божьего, сооруженная тщанием г-жи Потемкиной.
Три престола: 1) в честь Знамения Пресвятой Богородицы; 2) во имя прп. Сергия Радонежского чудотворца (сейчас церковь восстанавливается именно как храм Сергия Радонежского) и 3) во имя св. вмц. Варвары.
В 1915 г. в церкви хранились копии с метрических книг с 1809 г. (кроме 1817, 1825, 1828 и 1830 гг.) и исповедные росписи также с 1809 г.
Студенец – село в Сосновском районе. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Знаменская церковь. Датировка объекта – 1833 год. По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. По сведениям, предоставленным Натальей Листвиной, сегодня Студенец уже урочище (добраться можно только по полевой дороге). Однако храм восстанавливают, даже построили времянку для строителей. В книге «Святой преподобный Сергий и Нижегородская земля» (Нижний Новгород, 2015// Дёгтева О.В. «Сергиевские храмы Нижегородской епархии». С. 200): «Каменный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с двумя приделами в трапезной части – во имя св. прп. Сергия Радонежского (правый) и во имя св. вмц. Варвары (левый) был построен в 1833 году на средства прихожан и благодаря помощи владельцев села дворян Нарышкиных. Именно здесь, рядом с храмом, были похоронены дворяне Ксения Петровна Нарышкина и Павел Александрович Нарышкин.
Поселение Студенец было основано в XVI столетии. В конце XVIII века здесь уже был деревянный храм, рядом с которым проистекало множество родников со студеной водой. Отсюда, очевидно, и произошло название местности. Одновременно с постройкой основного здания церкви была возведена и высокая трехъярусная колокольня. Территория вокруг храма была обнесена каменной оградой с четырьмя угловыми башенками. В церковной ограде прежде находился небольшой храм-часовня с престолом во имя св. Алексия, человека Божьего. Это была усыпальница последних помещиков, дворян Потемкиных, сооруженная в 1861 году. В часовне были погребены Алексей Яковлевич Потемкин и Яков Яковлевич Потемкин. В 1930-е годы храм закрыли и разорили, а в послевоенные годы была разрушена церковная колокольня. Сегодня полностью уничтожено кладбище вокруг храма и дворянские усыпальницы, да и само село исчезло, жителей здесь не осталось. В 2010 году на урочище Студенец по инициативе жителей города Ворсмы начались посильные работы по восстановлению полуразрушенного храма».