сценарий познавательной программы медовый спас
«На пасеке». Сценарий праздника Медовый спас для детей старшего дошкольного возраста
Галина Дятлова
«На пасеке». Сценарий праздника Медовый спас для детей старшего дошкольного возраста
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация», «Познание».
Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская.
Цели: Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями; накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров; развивать внимание, речь, эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений; обогащать словарный запас детей при разучивании стихотворений, загадок, песенок приуроченных к празднику.
Планируемые результаты: проявляет положительные эстетические чувства и эмоции ; умеет поддерживать беседу, проявляет интерес к участию в играх и инсценировках; активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками в решении игровых задач.
Дед Тимофей – пасечник взрослые
Дети входят в зал и становятся в круг.
Вас встречаю у ворот –
Праздник нынче всех вас ждет!
Дружно за руки беритесь,
Все за мною становитесь.
Всё я знаю, всё смогу,
Вас на полянку поведу!
Хоровод «Прогулка» Е. Тиличеевой
Дружно за руки возьмемся, Дети идут по кругу, взявшись за руки
В лес зеленый мы пойдем.
По полянке мы пройдемся,
Песню весело споем.
Проигрыш Кружатся, поставив руки на пояс.
Нагибайся, погляди-ка, Выполняют «пружинку»
Что краснеет под кустом?
Ты не прячься, земляника, грозят пальцем
Все равно тебя найдем!
Проигрыш «Собирают ягоды»
Комары звенят над нами, поднимают и опускают руки, быстро
Комары кусают в лоб, на последнее слово хлопают себя по лбу
Мы воюем с комарами,
Мы в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.
Проигрыш Хлопают в ладоши.
Звучит жужжание пчел.
Ведущий. Посмотрите, тропинка привела нас на пасеку. Вот и ульи стоят. А кто в них живет?
Светит солнышко, жужжат пчелы…А вот и пасечник дед Тимофей идет.
Напевая входит дед Тимофей.
Дед Тимофей. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте, дедушка Тимофей!
Рад я приветствовать на пасеке своей гостей,
Таких хороших да воспитанных детей.
На моей пасеке лету радуются – и цветы и насекомые. А вот сможете отгадать, о каких насекомых я загадаю загадки.
Хлопотлива и смела
Медоносная… (пчела)
Похожа на пчелу,но не пчела:
Четыре перепончатых крыла,
По спинке за полоской полоса,
С изящной тонкой талией (оса).
Ночью с писком он летает,
Кровь тихонько попивает,
Превращая жизнь в кошмар.
Как зовут его?. (комар)
Кто с гуденьем сел на хмель?
Неуклюжий, толстый (шмель).
Много вы знаете насекомых. Но самые мои любимые насекомые – пчелы. Я для них много домиков настроил – вот таких. (показывает ульи). Называется пчелиный дом – улей. Про пчел народ пословицы и поговорки сложил. А вы их знаете?
Дети. «Около пчелки медок», «И пчела не на себя работает», «Трудится, как пчела», «Одна пчела много меду не наносит».
Ведущий. Ты, дедушка Тимофей, сам трудишься от зари до зари, как пчела. Отдохни, поиграй с нами.
Дед Тимофей. Играть я люблю. Вставайте скорее, играть будем, посмотрю кто из вас умеет быстро бегать.
Игра «Дедушка Тимофей»
Играющие встают в круг, дедушка Тимофей – в центре.
Здравствуй, дед Тимофей! Дети идут по кругу, взявшись за руки и поют
Посмотри ты на детей,дедушка выполняет движения: прикладывает
не качай головой, укоризненно качает головой,
не тряси бородой, трясет «бородой»,
ты не топай ножкой, топает одной ногой
постой на дорожке встает смирно
да послушай, что мы скажем прикладывает одну руку к уху
посмотри, что мы покажем! Приставляет к глазам руки, указательный и
большой пальцы соединены.
Затем дед Тимофей спрашивает, дети отвечают.
Дед Тимофей. Где вы, дети, были?
Дети. Во сыром борочке.
Дед Тимофей. А Что вы там делали?
Посидели на кочке Приседают
Постояли на пенечке, Встают прямо, подняв руки.
Голову почесали Чешут рукой голову.
Да от тебя убегали! Вытягивают руки вперед.
Дети убегают от деда Тимофея, он старается осалить как можно больше детей.
Пчелка, добрая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Меда принесет в свой дом.
Пчелки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мед – липовый с липового цвета, гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов. Посмотрим, знаете ли вы цветы.
Дед Тимофей загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок. Дети берут цветок и высаживают на клумбу (втыкают в вазу с песком).
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке,
И развеял этот шар. (Одуванчик.)
То фиолетовый, то голубой
На опушке цветок повстречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)
Вот шершавый стебелек,
Лепестки блестят, как лак,
Распустился красный (Мак.)
Колосится в поле рожь.
Там цветок найдешь
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек.)
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножках.
Только желтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух.)
Посмотри, честной народ
Цветы-то встали в хоровод.
«Хоровод цветов» Ю. Слонова
Дед Тимофей. У меня на поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчелки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведерко с цветочным нектаром.
Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу кладут большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром». Сначала первые участники-«пчелы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчелку» и обегают цветок уже вдвоем и т. д. последняя берет ведерко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернется с ведром.
Дед Тимофей. Вот сколько нектара собрали пчелки. Пойду и я за угощением. А вы посидите, и немного отдохните.
Дед Тимофей уходит. Раздается рев медведя.
Тише, тише! Не шуметь!
К нам сюда спешит (медведь)
По дороге мишка шел
И на пасеку пришел.
Я – Мишка косолапый,
Так хочу я похудеть,
Но не знаю, как мне быть.
Ну-ка, Мишенька, вставай,
С нами танец начинай.
Я так весело плясал,
Не пора ли отдохнуть, перекусить да и вздремнуть?
К медведю подбегают белочки с тарелкой шишек.
Дать на ужин шишки.
Вдруг как начал он реветь:
Я не белка! Я – Медведь!
Уберите ваши шишки!
Мед на ужин нужен Мишке!
Слушай, Мишка, не реви.
Лучше пчелку позови.
Ты скорей лети сюда.
К Медведю подбегает пчела.
Здравствуй, милая пчела.
Как здоровье? Как дела?
Все тружжусь и все жужжу!
Я на месте не сижу.
Русская народная песня «Ивановы пчелки»
Ивановы пчелки Дети взмахивают руками, как крыльями.
Честь ему, хвала ему, Хлопают в ладоши и разводят руки в стороны-4р
По полю летали, Взмахивают кистями рук.
Медок собирали. «Собирают мед»
Честь ему, хвала ему, Хлопают в ладоши и разводят руки в стороны-4р
Медок собирали.
Медок собирали, «Собирают мед».
Мишку угощали. Кланяются, разводя руки в стороны.
Честь ему, хвала ему Хлопают в ладоши и разводят руки в стороны-4р
Мишку угощали. Мишку угощали.
Пчелка отдает Медведю бочонок с медом.
С праздником всех поздравляю,
И от всей души желаю
Каждый день вам подрастать,
Спасы дружно отмечать!
Медведь уходит. В зал входит дед Тимофей. Несет туесок с медом.
Мед полезный, сладкий.
Дед Тимофей отдает ведущему и детям туесок с медом.
Дети, пчелки мои играли с утра, солнышку радовались, а теперь толкутся, гудят – не иначе жди ненастной погоды. Возвращайтесь-ка вы до дождя домой. До свидания!
Ведущий и дети прощаются с дедушкой Тимофеем и выходят из зала под жужжание пчел.
Список использованной литературы:
• И. А.Лыкова: Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений/Издательство Карапуз-Дидактика /Москва 2007г.
• А. Н. Зимина. Народные игры с пением. М., 2000.
• А. Н. Зимина, Л. И. Мельникова. детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2000
• М. И. Картушина. Русские народные праздники в детском саду. М., 2007.
Карта анализа календарного плана воспитателя Эстетика оформления Общие вопросы (список детей, режим дня, расписание НОД) Планирование НОД • Соответствие календарно-тематическому плану.
Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.
Сценарий мероприятия для летнего лагеря «Медовый спас»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Развивать духовные потребности путем приобщения православных ценностей.
Познакомить детей с традициями празднования церковных праздников.
Добрый день, всем гостям, — званым и желанным!
С нами вместе отмечать славный праздник урожая!
Нынче праздник у нас: яблочно-медовый Спас!
Летом пчелы нектар собирали,
В мед старательно превращали.
Спас Медовый сегодня зовет
Насладиться, попробовать мед.
На исходе лета в России щедро отмечались праздники урожаев, ими были Спасы – Медовый, Яблочный и Ореховый. Люди собирали многочисленные дары природы, запасая их на долгую зиму. Спасы праздновали еще и как прощание с летом.
В круг скорее становитесь,
Крепче за руки держитесь,
Начинаем мы сейчас
Развеселый перепляс! (пчёлочка златая, пока выходят. )
1 отряд танец «Пчелки на лугу»
Последний раз в году на Медовый Спас купали в реке домашний скот, любовались закатом и припевали.
2 отряд «Мир похож на цветочный луг»
Ведущая: В день второго Спаса в церкви освящали яблоки и считали этот праздник главным праздником лета. К этому празднику приурочивали сбор и заготовку яблок.
Традиция кушать в этот день яблоки и загадывать желание существовала на Руси давно, при этом нужно было, проглатывая первый кусочек, загадывать «Спасово» желание. Оно обязательно должно исполниться.
Конкурс «Хвалебное яблоко»
(дети хвалят яблоко, передавая его по кругу-вкусное, душистое сочное румяное наливное и. т. д.) Тот, кто последний назовёт, тот и побеждает.
Игра «Передай яблоко по кругу»
Ведущая: А теперь мы поиграем, яблочко наливное по кругу покатаем. У кого яблоко осталось в руках, тот выходит в круг и танцует. (Музыку)
В этот день днем пили яблочный квас и компот, ели пироги, катали яблоки с горки. А вечером выходили на улицу и водили хоровод.
— Ребята, а в каких странах производят Мед, знаете?
Значительное количество мёда производят такие страны, как Китай, Франция, Украина, Казахстан, Греция, Австралия и др.
это, например…, знаменитый башкирский, дальневосточный, горный…
(Просмотр мультфильма «МИ-МИ-Мишки «Медовая история»
Этот натуральный продукт имеет идеально сбалансированный биохимический состав.
1 – мед нужен для роста костей
2- мед улучшает пищеварение
3 – мед помогает при простуде
2 – мед улучшает нашу кровь.
— А какие виды мёда знаете? (4 отряд??)
Морковный, мятный, липовый, клёновый
3 – лопуховый, каштановый, молочайный, акациевый
4 – кориандровый, подсолнечный, рапсовый, гречишный
1 – клюквенный, ивовый, кипрейный, люцерновый
2 – мелиссовый, майский, одуванчиковый, огуречный
3 – осотовый, подсолнечниковый, пустырниковый, резедовый мёд
4 – донниковый и даже рябиновый
— А теперь давайте проведем небольшую викторину.
Чем издает пчела звук в полете?
(Ответ: звук, издаваемый пчелой в полете, производится крыльями).
С какой скоростью летает пчела?
(Ответ: средняя скорость 28—30 км/час).
На какое расстояние от пасеки летают пчелы?
(Ответ: пчелы предпочитают брать нектар вблизи пасеки, на расстоянии до 1 км, в отдельных случаях, в зависимости от вида пчел, 3-4 км).
Как долго живет пчела после ужаливания?
(Ответ: пчела, ужалив и утратив жало, живет всего несколько часов и погибает. Пчела, ужаленная другой пчелой, сразу же погибает. Когда пчела умирает, она высовывает или выбрасывает язычок).
Когда пчелы жалят меньше всего?
(Ответ: пчелы менее агрессивны в теплые солнечные дни между 9 и 11 часами и 15-17).
Сколько времени может прожить пчела самостоятельно и сколько в семье, т. е. в сообществе?
(Ответ: самостоятельно может прожить не более суток, а в семье – несколько месяцев).
Как называется группа пчёл, живущих вместе? (Стая Стадо Рой)
Ведущая: За Яблочным Спасом, как водится, жди первых холодов. А потому в старину существовал обычай-провожать песнями закат осеннего солнца.
4 отряд «Хорошее настроение»
— А как же без загадок?
Загадаю вам загадки, чтоб вовек не разгадали!
Чтобы в поисках ответа тонны книг перелистали!
— Лежит кучка поросят – кто не тронет, завизжат! (Пчелы)
— В пустом дупле по сто домов, а среди дупла ярмарка. (Улей)
— В тесной избушке ткут холст старушки. (Пчелы)
— Чудо город-городок, шумных домиков рядок.
Целый год янтарный мед в бочках не кончается.
Полосатенький народ на цветах качается. (Улей и пчелы)
— В потемках он родится, а с огнем умирает. (Воск)
— В темной темнице полосатые девицы без нитки, без спицы вяжут вязеницы. (Улей, соты, пчелы)
— В тесной избушке – полосатые игрушки, их не обижайте – они больно жалятся. (Пчелы)
— шестиграннные, хотя из воска, но прочные, наполняются сладким медом.. (Соты)
Ведущая.
С праздником всех поздравляем
И от всей души желаем,
Каждый день вам подрастать,
Спасы дружно отмечать!
Не сердиться, не браниться,
Только доброму учиться
Песни петь, танцевать,
Праздник весело встречать!
Ведущая. Всех с праздником – Медовым спасом! До свиданья, до новых встреч!
Спортивно-познавательное развлечение «Медовый спас» в старшей группе
Черномырдина Ирина Александровна
Спортивно-познавательное развлечение «Медовый спас» в старшей группе
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 41
Спортивно-познавательное развлечение
«Медовый спас»
Старшая группа
Воспитатель: Черномырдина И. А.
Цель:Приобщать детей к православным праздникам.
Задачи: Продолжать знакомить детей с православными праздниками, традициями своего народа, приобщать к народной культуре на основе активного использования фольклора (загадки, пословицы, сказки и. т. д.). Развивать творческие способности детей в разных видах деятельности, создать у детей радостное и веселое настроение.
Материал к занятию: Костюм ведущей, костюм пчёлки.
2 бочонка (муляжи) с надписью «Мёд», платки по количеству поющих частушек девочек, венок.
Предварительная работа: Беседы в свободное время о пользе меда, пчёл, просмотр мультфильма про пчёлку Майю, загадывание загадок, рисование цветов и пчел.
Ведущий в русском костюме приглашает детей в украшенный зал. Дети проходят и садятся на стульчики.
1. «Гудит мохнатенький, летит за сладеньким.» (Пчела).
2. «В тёплой избушке ткут холсты старушки.» (Улей.)
Дети отгадывают загадки.
ВЕД. По народному поверью с этого дня пчела перестаёт носить мёд. Ой, ребята я слышу, что кто – то жужжит.
(Влетает девочка – Пчела, летает по залу жужжит, останавливается,звонит в колокольчик и говорит:
«Колокольчик зазвени, всех ребяток позови.
Как услышат – прибегут и со мной играть пойдут.»
Дети встают вокруг пчелы и спрашивают:
Дети: Матушка пчела, что нам принесла?
Пчела: Принесла я,вам здоровье: первое – коровье, второе – овечье, третье – человечье.
Дети: Матушка пчела, что ещё нам принесла?
Пчела: Принесла вам мёду –целую колоду: гречишного, липового, цветочного. Попробуй мой медок и будешь ты здоров дружок.
(Имитация угощения медом.)
ВЕД. Смотрит солнышко в беседку, светит радугой роса.
Села пчёлка на цветок и цветок открыл глазок.
В старину дети по праздникам играли в «народные» игры, и мы поиграем с вами в «народную» игру.
Игра «Пчёлки и медок»
(Ребёнок считалкой выбирает играющего, изображающего цветок.)
Считалка: Пчёлы в поле полетели, зажужжали, полетели.
Сели пчёлы на цветы, мы играем, водишь ты.
(Дети делятся на 2 группы – сторожей и пчел. Сторожа,взявшись за руки ходят по кругу и говорят:
Пчёлки яровые, крылья золотые, что вы сидите в поле не летите?
Летите за горы высокие, за леса зелёные, на кругленький лужок.
По цветам летайте, медок собирайте.
(Пчёлы стараются забежать в круг, сторожа, то поднимают, то опускают руки. Как только одна пчела проникает к цветку, сторожа разбегаются, а пчёлы летают за ними и стараются их ужалить.)
ВЕД. Поглядите, там и тут всюду чудеса живут.
Чудо – каждый новый день, чудо – ландыш и сирень.
Чудо – горы, чудо лес, чудо – добрые слова.
Чудо – ты и чудо – я, чудо – все твои друзья.
Ребятки, пчёлы очень трудолюбивые насекомые. Они целый день трудятся, добывая мёд. Назовите пословицы и поговорки о труде.
1. «Делу время – потехе час.»
2. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда.»
3. «Судят не по словам, а по делам.»
4. «Умелые руки не знают скуки.»
5. «Есть терпение будет и умение.»
6. «Терпенье и труд всё перетрут.»
ВЕД. Молодцы! Много знаете пословиц и поговорок о труде. А теперь пришла пора и силой померятся. В старину очень любили силовые игры, показать свою молодецкую удаль и силу.
Игра «Медок и сахар»
(Дети делятся на 2 команды. 1 –я «Медок», 2 –я «Сахар» и перетягивают канат.)
ВЕД. Ай, да молодцы! Ай, да силачи! Посидите, отдохните и послушайте стихи про пчёл.
1 Пришла ко мне подружка, и мы играли с ней.
И вот одна игрушка вдруг приглянулась ей:
Пчёлка заводная, весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки – любимая была.
И всё- таки подружке я пчёлку отдала.
ВЕД. Ребята, вам понравилось стихотворение? Это стихотворение о крепкой дружбе, о добре, не каждый сможет свою любимую игрушку подарить подружке.
Стихотворение «Похвала пчеле.»
Ты покинула пасеку чью – то
И свой труд на заре начала.
Золотое, крылатое чудо,
Сотворённая богом пчела.
Сад, цветущий, как облако пышный
Ждут в нём яблоки белые вас.
И впервые зацветшие вишни –
Сколько доброго мёду он даст.
Мир тебе существо золотое,
Вечный путник медовых дорог.
Нам всегда твоё дело святое,
Трудолюбия добрый медок.
ВЕД. В православные праздники добры молодцы и красны девицы водили хороводы. Беритесь за руки и вставайте в хоровод.
(Дети берутся за руки и водят хоровод.)
Произносят слова: «Подушечка, подушечка,
Кого я люблю, кого я люблю,
Того я люблю, тому я мёда подарю.»
Водящий мальчик ходит по кругу, по окончанию слов берёт девочку за руку, пляшет с ней, а затем оставляет в кругу и встаёт к детям. Игра повторяется – 2 – 3 – раза.
ВЕД. А ещё в праздники девочки пели озорные частушки.
1. Сочинили мы частушки, все частушки – хохотушки.
Прежде, чем их записать, стали петь их да плясать.
2. Мой дружочек, ох хороший, да росточком слишком мал.
Проводил меня до дома, я чихнула он упал.
3. Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова, прилизала языком.
4. Света любит наряжаться, но не любит умываться,
Хоть и личиком красива, но плаксива и ленива.
5. Даша спутала немного стала Васю одевать,
В рукава продела ноги, руки некуда девать.
6. Мы частушки вам пропели, хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали.
ВЕД. Молодцы, девочки. Порадовали, повеселили нас своими частушками. Пришло время соревнования, покажем свою выносливость, умение поддержать свою команду.
Дружно станем веселиться,
Прыгать, бегать, играть, кружиться.
Если будем мы дружней,
Всем нам станет веселей.
Эстафета «Кто быстрее перенесёт бочонок мёда»
(Дети делятся на две команды. Первые играющие, с бочонком в руках добегают до «ульев», обегают их, возвращаются к команде и отдают бочонок следующему игроку.)
ВЕД. Молодцы! Никто не подвёл свою команду. В старину на праздниках любили рассказывать и слушать докучные сказки.Одну из них я вам сейчас расскажу:
Встал медведь на колоду, хотел достать мёду.
Уж, он в воде мок, мок.
Уж, он в воде кис, кис.
Встал медведь на колоду (Повторяет с выражением 2 – 3 раза.)
Вам понравилась сказка? Вставайте ребята поиграем ещё в одну русскую народную. игру.
Игра «Медовые ворота»
(Пара играющих берется за руки, образуя ворота. Остальные дети образуют цепочку. Идут по кругу, приговаривая слова,проходят через ворота:
«Медовые ворота пропустите вы меня.
Я и сам пройду и людей проведу.
На первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Медовые ворота пропускают не всегда.
(Дети образующие ворота опускают руки, отсекая часть детей.) Игра проводиться 2 – 3 раза.
ВЕД. Мне очень понравилось, как вы играли.
Солнышко ясное, птиц хоровод.
Травушка – муравушка в сад позовет.
На лужок, на простор да на праздничный стол.
И я вас приглашаю на чай со сладостями.
Дети весёлой гурьбой покидают зал.
Детский мастер-класс по нетрадиционному рисованию «Медовый спас» для детей младшего дошкольного возраста Пчёлка – трудяга над полем летала, Вкусный нектар на цветах собирала, Каплю за каплей в улей несёт, Сладкий – пресладкий получится мед.
Конспект интегрированного занятия «Медовый спас» Конспект интегрированного занятия «Медовый спас» Цель: Познакомить детей с происхождением меда, его целебными свойствами. Продемонстрировать.
Методическая разработка «14 августа — Медовый Спас. Исторические факты, стихи, загадки, приметы, пословицы и поговорки» Одним из главных праздников православия является Медовый Спас, дата которого совпадает с начальным периодом Успенского поста. Другие.
Спортивно-музыкальное развлечение «День рождения Снеговика» в старшей группе Цель: Создать атмосферу праздника для детей. Задача: Знакомить детей с традициями русской культуры. Углубить знания детей о признаках.
Спортивно-познавательное развлечение «Мы — спасатели» Цель: Формирование у детей представления о правилах безопасного поведения на воде в весеннее время года. Задачи: 1. Расширять представления.
Традиции и приметы праздника «Медовый спас» Традиции и приметы праздника «Медовый спас»! Уважаемые коллеги! Доброе время суток! В этот день хочется всех поздравить с праздником! Середина.