сценарий медовый спас всего про запас
Развлечение для детей «Спас — все про запас»
Развлечение для детей «Спас- все про запас»
Цели: приобщать детей к русским народным традициям, познакомить с православными праздниками. Создать радостную атмосферу праздника, способствовать развитию двигательной активности, развивать ловкость, смекалку, учить детей вести здоровый образ жизни. Воспитывать отзывчивость, желание помочь в трудную минуту.
Материалы и оборудование: костюмы медведя, Аленушки, Иванушки, бабы Яги; горшочек с медом, яблочко на блюдце, кусочки яблок, дерево с загадками, муляжи или шаблоны яблок и груш, ведерки-2, орех, корзина с яблоками для угощения.
Место проведения: музыкальный зал. (Звучит русская народная песня. В зал входят дети, их встречает Хозяюшка).Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие ребята, гости мои милые. Нравится вам на моей поляне? Проходите. (Дети проходят, рассаживаются на поляне).Хозяюшка:
Вижу чудное приволье,
Это русское раздолье,
Россия, Россия- края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
(Звучит фрагмент из песни «От Волги до Енисея»).
Хозяюшка: Поздравить вас хочу с праздником, который называется Спасом! На Руси он отмечается с давних времен и длится три дня. Первый Спас называют Медовым, потому что с этого дня начинают есть мед, пекут блины. Пчелы перестают носить в ульи мед, ласточки, стрижи улетают в теплые страны, выпадают холодные росы. В Медовый Спас купают в последний раз лошадей. А кто из зверей самый большой любитель меда? (медведь).
А хотите сходить к нему в гости?
Хозяюшка: Дети, а вы мед любите?
(медведь угощает, вручает детям горшочек с медом).
Ребенок: Этот мед любимый наш, Кушать любим каждый час. Ой, спасибо милый Спас! Приходи к нам каждый раз!
Хозяюшка: За медовым Спасом следует Яблочный- встреча Осени. Именовали его так потому, что к этому времени поспевают яблоки. По традиции в этот день люди срывают спелые яблоки и освящают их в Храме, а потом угощают родных, близких и едят сами. С Яблочного Спаса начинается отлет журавлей и горячая пора осенних забот.Яблоки заготавливают впрок: сушат, замачивают, консервируют. Из трех Спасов- Яблочный считается главным. Есть у меня волшебный мешочек, догадайтесь, что в нем? Этот предмет душистый, пахнет приятно.Дети: Яблоко!
Хозяюшка: Догадались, молодцы! Ой, да оно волшебное! Прямо из сказки. Хотите попасть в сказку?Дети: Да!
Хозяюшка: Катись, катись, яблочко, Катись по тарелочке, Помоги попасть в сказочную страну (катает яблоко по блюдцу, звучит волшебная музыка, входит Аленушка).Аленушка: Здравствуйте, люди добрые! Что же мне делать? Заигралась я, загулялась с подружками. Прибежала домой, а братца и нет. Где искать Иванушку?Хозяюшка: Ребята, вы догадались кто это? В какую сказку мы с вами попали?Дети: В сказку «Гуси- лебеди». Это они унесли братца Иванушку.Аленушка: Помогите, ребятушки!
Хозяюшка: Катись, катись, яблочко, Катись по тарелочке. Покажи нам, где братец Иванушка. (Появляется баба Яга).
Б.Я: Фу, фу, фу, русским духом пахнет. Зачем пожаловали?
Хозяюшка: Ах ты, старая! Сначала накорми, напои, в баньке попарь, а потом уже и спрашивай!
Б.Я: Ну, что же угощайтесь! (предлагает детям по кусочку яблока). А чтобы в баньке попариться, надо ее сначала растопить, да дровишек напилить. А у меня и силушки нету.
Хозяюшка: Ребята, поможем бабушке дровишек напилить? (Дети выполняют упражнение «Дрова», становятся друг к другу лицом и выполняют движения, имитирующие распил и складывание дров).
Б.Я: Молодцы, помощники.А теперь скажите: вы тут дело пытаете, али от дела лытаете?
Аленушка: Баба Яга, отдай моего братца Иванушку.
Б.Я: Не отдам! Занят он, золотыми яблочками играет…
Аленушка: Что же мне делать? Ребята, придумайте, подскажите, как братца выручить.
Хозяюшка: Давайте бабу Ягу задобрим, нарвем побольше яблок и ей подарим. Вот тут и яблоня стоит. Смотрите, а яблоня- то не простая, яблоки на ней с загадками. (Дети срывают по одному яблоку, отгадывают загадки и складывают яблоки в корзину).
1. Бабусю знает целый свет, Ей от роду 300 лет. Там на неведомых дорожках Дом ее на курьих ножках… (баба Яга).
2. Что за странный человечек деревянный. На земле и под водой ищет ключик золотой. Всюду нос сует он длинный Кто же это?. (Буратино)
3. Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался (Колобок).
4. Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка не больше ноготка. Кто читал такую книжку, Знает девочку- малышку?. (Дюймовочка).
5. Конь ретивый, долгогривый. Скачет полем, скачет нивой. Конь росточком малый, Но зато удалый… (Конек-горбунок).
6. Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите мне имя ее?. (Красная Шапочка).
7. Всех любил он неизменно, Кто б к нему не приходил. Догадались? Это Гена. Это Гена… (крокодил).
8. Не игрушка заводная, Хоть пропеллер на спине, Он живет забот не зная, Прилетает он ко мне.
Он большой любитель крыш, А меня зовут… (Малыш)
9. Была она актрисой, Прекрасной как звезда. От злого Карабаса Сбежала навсегда (Мальвина).
10. Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети?. (Семеро козлят).
11. Рыбка не простая, Чешуей сверкает. Плавает, ныряет, Желанья исполняет (Золотая рыбка).
12. Возле леса, на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?. (Три медведя).
13. Убежали от грязнули Чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовет, И в дороге слезы льет (Федора).
Б.Я: Спасибо, ребятки! У меня еще одна незадача вышла. Глупые гуси-лебеди перепутали яблоки с грушами. Помогите перебрать.
Игра «Груши- яблоки». (Дети сортируют по ведеркам груши и яблоки).
Б.Я: Спасибо, ребятки, за помощь. Так и быть, забирайте своего Ивашку. А я пойду к своей избушке, да прилягу на подушке.
Хозяюшка: Яблочный Спас мы с вами проводили. А не за горами другой, третий Спас. Вот отгадайте, какой. Маленький мужичок, костяная шубка. Вешу высоко, падаю низко. Снаружи горько, внутри сладко…Дети: Орех!
Хозяюшка: Кто с нами, кто с нами пашенку пахати? Кто с нами?Дети: Мы с вами (движения руками «пашут»).
Хозяюшка: Кто с нами, кто с нами жито рассевати? Кто с нами?Дети: Мы с вами (сеют).
Хозяюшка: Кто с нами, кто с нами жито косити? Кто с нами?Дети: Мы с вами (косят).
Хозяюшка: Кто с нами, кто с нами жито молотити? Кто с нами?Дети: Мы с вами (молотят).
Фотоотчет «Яблочный Спас много игр припас!» Развлечение в старшей группе Празднование Яблочного Спаса в детском саду – это уже традиционная работа по приобщению детей к культурно-историческим и духовно-нравственным.
Фотоотчет о проекте «Яблочный спас» для детей 2–7 лет Яблочный Спас – народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный.
Консультация для родителей «Как пополнить словарный запас ребёнка?» Чем больше слов мы имеем в запасе, тем более точно и легко выражаем свои мысли в речи. Словарный запас каждого человека делится на пассивный.
Консультация для родителей «Как расширить словарный запас детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Как расширить словарный запас детей 3-4 лет» Как же радуются родители первым словам малыша, стараются запомнить,.
Консультация для родителей «Как расширить словарный запас ребёнка?» Важнейшими компонентами развития навыков речи являются понимание смысла слов и запоминание их. Надо стремиться пополнять словарный запас.
Сценарий детского праздника «Медовый Спас»
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Сценарий детского праздника «Медовый Спас»
Ведущая: Что за праздник сегодня у нас?
Этот праздник — Медовый Спас!
Летом пчелы нектар собирали,
В мед старательно превращали.
Спас Медовый сегодня зовет
Насладиться, попробовать мед.
Топтыжка: Здравствуйте, ребята! Услыхал я про медовый праздник и пришел к вам сюда. Я — мишка Топтыжка очень люблю мёд. А где же его взять? Кто его делает? (ответы детей). А-а-а, понял. Надо идти в гости к пчёлам, они угостят нас мёдом.
Горшочек с мёдом — вот мечта, манящая всегда.
Друзья, за мной, вперед в поход! Мы будем кушать нынче мёд!
Дети за Топтыжкой идут по полосе препятствий: по следам, по бревнышку, по веревке, разложенной на земле, перепрыгивают через веточки (расстояние между веточками 20-30 см), змейкой обходят камешки, идут по пенькам, пролезают в » тоннели», перешагивают через » грибочки».
Дети встречают Белочку
Белка: В ярко-рыжей шубке, детки, я скачу на ветку с ветки,
Как оживший огонек, спрыгну с ёлки на пенек.
Топтыжка: Белочка, подскажи нам, пожалуйста, дорогу к пчёлам
Белка: А зачем вам пчёлы?
Топтыжка: Мы за мёдом идем, сегодня праздник Медовый Спас, все мёдом лакомятся.
Белка: Отгадайте, ребятки, мои загадки, какие запасы я на зиму делаю, тогда покажу:
Кругом гладко, в серёдке сладко. (Орех)
На солнце покраснела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)
Белка: Молодцы, все загадки мои отгадали. Теперь внимательно слушайте, как к пчёлам пройти:
Там, за холмом, на большой поляне, где растут самые душистые цветы, стоит огромное дерево. В нем большое дупло. В этом дупле и живут пчелы.
Только недружелюбные они, не дадут они вам мёд, покусают.
Топтыжка: А мы попробуем по-дружески их попросить.
Белка: Ну, ладно, ладно, ступайте, а мне некогда, надо запасы на зиму делать (уходит)
Топтыжка: Ребята, вы внимательно Белочку слушали, всё запомнили? Давайте повторим, чтобы не заблудится…
Там, за холмом, (Выглядывают из-под сложенной руки, поворачиваются в стороны)
На большой поляне, (Разводят руки в стороны)
Где растут самые (Приседают и медленно поднимаются)
Стоит огромное дерево, (Поднимают руки вверх и подпрыгивают)
В нем большое дупло, (Показывают руками круглое дупло)
В этом дупле живут (Сгибают руки в локтях, машут «крылышками»
Топтыжка: Молодцы, ребята, хорошо запомнили дорогу, тогда пошли дальше.
Подходят к дереву с дуплом, из-за которого «вылетают» пчёлы. Пчёлы начинают жужжать и не пускают детей дальше.
Топтыжка: Не кусайте нас, мы к вам в гости пришли.
1 пчела: Пчёлам всем летом много работы,
Надо чтоб мёдом наполнились соты,
2 пчела: Дружной семьей мы над садом летаем,
Сладкий нектар из цветов собираем,
3 пчела: Мы от работы не устаем,
Мёд собираем и песни поем.
«Хоровод Весёлая пчёлка» (муз. Д.Тухманова,сл. Ю.Энтина; исп. «Непоседы»)
Топтыжка: А, давайте, мы пчел позабавим, в игру поиграем.
Подвижная игра «Медведи и пчёлы».
Выбирают две команды считалкой:
Мак-мак, василек, водит желтенький цветок.
Раз, два, три — водишь с ним и ты!
После этого дети — «медведи» говорят слова:
Мишка лапой косолапой не спеша малину рвёт,
Ходит, ищет косолапый сладкий и душистый мёд. (Е. Мельникова)
«Медведи» ходят по площадке, приседают, «собирают малину». По сигналу «Пчёлы!»- разбегаются по площадке, стараются залезть повыше и замирают. «Пчёлы» дотрагиваются, «жалят» тех, кто не успеет найти место на возвышении. После сигнала: «пчёлы улетели» «медведи» спускаются и вновь ходят по площадке. Затем меняются ролями.
Топтыжка: Пчёлки, угостите нас мёдом, мы же вас веселили, в игру играли.
Пчёлы угрожающе «жужжат».
Топтыжка: Как же нам пчёл задобрить? Как вы думаете, что любят пчёлы? (дети отвечают) Нектар? А где же он бывает? На цветах? Давайте соберем букеты и подарим пчёлам, может они тогда угостят нас мёдом?
По площадке разложены разные цветы. Надо собрать букет маков, ромашек, васильков, одуванчиков. Играют по 5 человек в каждой команде. Кто быстрее соберет свой букет.
Топтыжка: Пчёлки мы вам подарки принесли, нам ничего от вас не надо, только станьте, пожалуйста, добрее. (Дарит цветы пчёлам)
Выходит большая пчела, выносит мёд в туесочке.
Пчела: Я — Жужа, пчела, я вам мёду принесла,
Ах, какой он чистый, сладкий и душистый.
Топтыжка: Жужа, Жужа, пчёлка, золотая чёлка,
Дай, пожалуйста, нам мёду, но чуть-чуть, не всю колоду.
Нынче, ведь Медовый Спас, будем праздновать сейчас!
Пчёлка Жужа отдает туесок с мёдом ребёнку. Дети по кругу передают туесок с медом друг другу, пока он не дойдет до Топтыжки.
Топтыжка: Жужа, мы тебя благодарим, все СПАСИБО! говорим.
Топтыжка: Славный праздник – Спас Медовый, все сластить всегда готовый!
Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,
Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждет!
Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!
Угощаем детей выпечкой с маком и медовым сбитнем.
Автор: Альфия Круглова
Детский праздник Медовый Спас
Праздник на лесной полянке.
На полянке у ворот ребят встречает Хозяюшка:
Добрый день, детушки – малолетушки!
Вас встречаю у ворот –
Праздник нынче всех вас ждет!
Дружно за руки беритесь,
Все за мною становитесь.
Всё я знаю, всё смогу,
Вас на полянку поведу!
Звучит русская народная песня «Как пошли наши подружки» или «Пойду ль я, выйду ль я».
На полянке детей встречает Машенька в русском сарафане.
Добрый день, мои друзья!
Вас рада нынче видеть я.
И хозяйке спасибо, что детишек привела.
Знаете ли вы – месяц август начинается,
Сразу Спасы открываются!
1-ый медовый, 2-й яблочный, 3-й хлебный
Спасы – праздники большие,
Сегодня наступает Спас медовый,
Расскажи о нем толково.
На Руси в этот день всех медом угощали
А кто же в природе нам мед добывает?
А кто же из лесных жителей мед обожает?
Будем дружно песню петь,
В гости, чтоб пришел Медведь!
Исполняют русскую народную хороводную песню «Ой вставала я ранешенько» с движениями по кругу.
В праздник на детишек
Угощу детей медком!
Хозяйка предлагает Медведю сесть на пенек.
Красному гостю – красное место!
Я тебе, Медведюшка, в сказки поведу.
Ну, а я не возражаю,
Песней – сказку открываю.
Исполняется песня (инсценировка) «На мосточке» муз.А.Филиппенко, сл. Г.Бойко.
Я веселый буду тут,
Хоть упал я брюхом в пруд.
Все по праздник медовый говорят,
Вот и я сегодня позову козлят.
Игра – «Козлята и волк» (по А.Бурениной)
Ой, спасибо вам за танец, друзья.
Всех козлят и волка, очень люблю я!
Медведюшка, разреши представить,
Танцевать тут, петь заставить.
Белочку с подружками – хохотушками, веселушками.
14 августа медовый спас сценарий, история и традиции праздника.
День Медового Спаса.
Вед 1
Знаете ли вы – месяц август начинается,
Сразу Спасы открываются!
Спасы – праздники большие,
Спас – спаситель – эпитет присваиваемый Иисусу Христу, поэтому три августовских Спаса — три праздника в честь Спасителя.
Вед. 2
августа отмечают в православном мире три праздника: «Мокрым спасом» или «Спас на воде»,«Маковей», «Медовый (первый) спас». «Медовых спасов» всего три.
В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоемы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому этот день называю «Мокрым спасом».
Еще один интересный обряд — освящение воды, особенно колодцев. Это, кстати, глубинный обычай наших пращуров, уходящий корнями еще в дохристианские верования. Перед тем, как осуществить освящение, парни с мужчинами вычищали дно колодцев. Девушки плели веночки и украшали ими колодцы, а в воду бросали аир и любисток, чтобы выгнать оттуда злые силы и помочь поселиться добрым духам. А в день праздника сюда направлялся поход — с колокольчиками, музыками и детворой, чтобы осуществить святочное событие — освящение воды.
Вед. 1
Именно в это время вода в реке считалась целебной, поэтому до восхода солнца купались, проговаривая: «Водица-Студеница, очищала ты корни и кремни, очисти и меня, крещенного».
Детей дать выпить воду и обрызгиваем водой и повторяем эти слова, можно детям дать воду и слова, чтобы обрызгивали друг друга
Вед. 2
В этот день еще в церквях поминают семерых братьев-мучеников Маковеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру. Поэтому этот день ещё называют «Маковей».
Вед. 1
Вед. 2
Мак упоминается в многих пословицах, поговорках, хоровых песнях и загадках:
«Мачёк с мёдом – усы оближешь»;
«Рад Яков, что пирог с маком»;
«На тычинке городок, в нём семьсот воевод» и т.д.
В день Маковея молодежь водила хороводы с песнями, с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парней маком, щипали их, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»
Вед. 1
Еще этот день называют «Медовый (первый) спас»
♦ «Первый Спас — первый сев!»,
♦ «От Первого от Спаса накопит и мужик запаса»;
♦ «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет» (то есть, покажет, кто раньше начал сеять).
Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору меда, т.к. соты полны свежим янтарным медом. Из одного улья собирают до 70 килограммов меда. После того, как мед соберут, его принято освящать в церкви. Все-таки это, прежде всего, религиозный праздник, установленный в честь Христа.
Вед. 2
Только начиная с Медового спаса разрешалось употреблять мед в пищу. А так как на Руси мед был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мед добавляли в пряники, блины и пироги, на его основе делали алкогольные и безалкогольные напитки.
С Первого Спаса заканчивались летние хороводы и начинался Успенский двухнедельный пост.
В эту пору всего много: и овощей, и фруктов, и ягод, которые к тому времени как раз поспевают, что делает пост разнообразным и поэтому легким. Недаром в народе говорят: «Успенский пост не голодный», или «Спасовка-лакомка».
Вед. 1
После «мокрого Спаса», Медового (первого спаса) или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.
По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас.
Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».
На Первый Спас меняется погода, становится все прохладнее.
♦ «Пришел Первый Спас, держи шубу про запас»;
♦ «Первый Спас — мокрый»;
♦ «С Первого Спаса — холодные росы»;
♦ «Отцветают розы, падают холодные росы».
К традиционным «спасовским» приметам относили и поведение птиц, причем наблюдать особенности птичьих повадок начинали еще за неделю до Спаса. Смотрели люди и на ласточек со стрижами. Считалось, что с Первого Спаса эти птицы уже начинают улетать на юг — и будут улетать в три очереди, «в три Спаса». Когда улетит последняя ласточка, тогда и наступит осень, ведь «ласточка весну начинает и осень накликает». На Первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети в этот день внимательно всматривались в небо и, увидев в нем ласточек, кричали:
«Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы, Где твои детки, Где же твои сестрицы? Испей Спасовой водицы! Улетать — не улетай, До Спожинок доживай!»
Вед. 2
Наши предки знали толк в меде, а пчеловодческое искусство особо почиталось. Россия была страной чистой природы. Русские цари всегда имели свои пасеки.
Интересно, что в пчеловодческом искусстве не было профессиональных секретов, знание считалось общенародным – постигай, на сколько хватит ума, способностей и терпения.
В народе говорят: «Пчела – кормилица и врач, пчела – помощник агронома». Кто же она такая, пчела? О том, как появились пчелы на Божий свет, рассказывает древняя легенда.
Вед. 1
Создал Бог шмелей, а черт – пчел. Видит Бог, что мало у него толка и дохода: рой весь у него разлетается куда попало, да и меду нет. Зашел он к черту посмотреть, что у того делается. Черт накормил его медом. Понравилось Богу и завидно стало. «Будем, – говорит он черту, – меняться». Черт, разумеется, не согласился. «Ну, ладно, – говорит Бог, – вижу, что с тобою ничего не поделаешь, так уступи мне хоть одну пчелу!» Подумал, подумал черт, да и согласился. Бог взял от него пчелу, дунул на нее, и стала она маткой. Запела матка, зазвенела и стала подыматься вверх, пчелы все за ней и улетели. Вот черт и остался ни с чем, а у Бога теперь и мед, и воск есть.
«Пчелка – божья пташка» – говорили в народе. Если у кого заведутся пчелы, это объяснялось как знак особенной Божьей милости к человеку. Залетевший на чужой двор пчелиный рой сулил хозяину дома удачу и счастье.
Вед. 2
Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. Трепетное отношение к пчеле, ее почитание объясняется еще тем, что один из продуктов пчеловодства – воск – широко употребляется в церквах при богослужении. Без пчелы, говорили в народе, не могла совершиться обедня.
По представлениям наших предков, мед принадлежал не к обычным продуктам земли, а к миру высшему, поднебесному, где находятся звезды.
Мед, как продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. Поэтому росу называли медвяною или медовою.
Вед. 1
Викторина «Что мы знаем о пчелах?»
1. Сколько времени может прожить пчела самостоятельно и сколько в семье, т. е. в сообществе?
(Ответ: самостоятельно может прожить не более суток, а в семье – несколько месяцев).
2. Сколько видов пахучих веществ может различать пчела?
(Ответ: свыше 40 видов пахучих веществ).
3. Как долго живет пчела после ужаливания?
(Ответ: пчела, ужалив и утратив жало, живет всего несколько часов и погибает. Пчела, ужаленная другой пчелой, сразу же погибает. Когда пчела умирает, она высовывает или выбрасывает язычок).
4. С какой скоростью летает пчела?
(Ответ: средняя скорость 28—30 км/час).
5. На какое расстояние от пасеки летают пчелы?
(Ответ: пчелы предпочитают брать нектар вблизи пасеки, на расстоянии до 1 км, в отдельных случаях, в зависимости от вида пчел, 3-4 км).
6. Когда пчелы жалят меньше всего?
(Ответ: пчелы менее агрессивны в теплые солнечные дни между 9 и 11 часами и 15-17).
7. Чем издает пчела звук в полете?
(Ответ: звук, издаваемый пчелой в полете, производится крыльями).
8. Мы знаем, что главной пчелой является матка, как отличить ее от рабочих пчел по внешним признакам?
(Ответ: матка крупнее рабочей пчелы. Длина тела – 20-25 мм, а у рабочей пчелы – 12-14 мм. Крылья покрывают брюшко наполовину, тогда как у рабочей пчелы они покрывают его полностью. На ножках матки нет приспособлений для сбора пыльцы. Матка обычно надежно спрятана от чужих глаз. Ее окружает свита из 12 пчел: все головами к матке. А есть пчелы, которых называют трутнями. Если двух маток посадить рядом, они вцепятся друг в друга, и уцелеет более сильная. Если матка погибает, в семье начинается анархия, которая ведет к ее гибели).
9. Существуют ли предания об исцеляющей силе меда?
(Ответ: да, например, былина об Илье Муромце когда тот, испив напитка медвяного, принял силу богатырскую).
10. Какие меры надо принимать, когда человека ужалит пчела?
(Ответ: чтобы уменьшить действие яда, сразу после ужаления надо извлечь жало — сковырнуть его и протереть больное место нашатырным спиртом, соком лука или чеснока, валидолом. Наиболее тяжелы последствия при ужалении в губы, шею, в глаз. Снимают токсическое действие яда молоко, кефир, а также алкоголь с медом (50 г водки и 20 г меда).
11. Как можно найти в лесу место обитания семьи диких пчел?
(Ответ: сейчас в лесу диких пчел мало, поэтому найти дупло с пчелами очень трудно. Для обнаружения пчел весной можно выставить кормушку с медом (в наиболее вероятном месте их сбора). Проследив, в каком направлении они летают, можно постепенно дойти до гнезда).
12. Что такое зрелый мед?
(Ответ: когда пчелы запечатали все соты в рамке).
Вед. 2
В нашей жизни есть много образных выражений, связанных с пчелами и медом. Назовите их. (Если не называют, отвечает сам ведущий).
1. На языке мед, а на сердце лед.
2. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало
5. Ложка дегтя в бочке меда.
6. Вашими бы устами да мед пить.
7. Медоточивые уста.
8. С медом и долото проглотишь.
9. Мёд на столе — достаток в доме.
10. У хорошего пчеловода нет плохого года
Вед. 1
Приметы про пчел.
Пчела жалит только грешника.
Пчелы дружно летят к своим ульям, значит, скоро будет дождь.
Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят.
Пчелы сидят на стенах улья – к сильной жаре.
Вед. 2
Выдающийся врач древности Авиценна в «Каноне» завещал людям: «Хочешь сохранить здоровье, долголетие и молодость, обязательно ешь мед».
Вед. 1
Мед употребляют чаще всего в натуральном виде, добавляя в молоко, сливки, чай, кисель, компот, мороженое. Хорош мед с оладьями, блинами, с какой-либо кашей (рисовой, манной, гречневой, овсяной и т. п.). Находит мед также применение при изготовлении печенья, пряников, конфет, столового уксуса, прохладительных напитков.
100 лет назад на Руси самым популярным напитком (особенно в Москве) были сбитни. Молодцы расхаживали по улицам и площадям с медными самоварчиками и кричали: «Сбитень! Сбитенек! Горячий сбитень!»
Готовили и разносили сбитень в сосудах, очень напоминающих самовар. Кстати, считается, что своим появлением самовар обязан именно сбитню. На рынках и гуляниях сбитень разносили еще в медных чайниках, так называемых саклах. Зимой саклы носили на спине укутанными. Существует очень много рецептов сбитня.