сценарист компьютерных игр обучение
Обучение созданию компьютерных игр с нуля
Многие заядлые геймеры рано или поздно задумываются о создании собственного уникального проекта. К счастью, в современном мире разработка игр уже не считается чем-то недоступным: в интернете полно информации о самых различных аспектах создания компьютерных игр. Более того, существуют специальные программы, для желающих трансформировать свое хобби в прибыльную работу в индустрии развлечений.
Хотите реализовать свои творческие способности, принять участие в разработке современных игр для ПК и мобильных платформ? Тогда читайте внимательно. В этой статье преподаватели Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ, авторы образовательных программ “Менеджмент игровых проектов” и “Основы создания игр”, поделятся опытом создания уникальных игровых продуктов, в которые играют сотни тысяч пользователей по всему миру.
С чего начинается разработка игры
Разработка игрового проекта включает в себя несколько этапов. На каждом решаются определенные задачи, позволяющие в итоге получить востребованный и коммерчески успешный продукт.
Разработка начинается со сбора команды из специалистов разных профессий: программистов, художников, дизайнеров, тестировщиков, звуковиков и продюсеров. Далее определяется жанр и платформы, на которых будет доступна будущая игра. Теперь можно перейти к разработке, которая включает в себя следующие этапы.
О чем образовательные программы ВШБИ НИУ ВШЭ
Программы рассчитаны на тех, кто хочет получить системные знания по разработке и продвижения игр для ПК, мобильных устройств и консолей.
Наши преподаватели являются сотрудниками крупнейших игровых студий с большим опытом разработки. На занятиях вас познакомят с управлением командой в игровой индустрии, игровой логикой, техническими основами разработки игр, геймдизайном, психологией игрока, игровыми механиками, маркетингом игр, работой со сценарием в играх и многому другому.
Выпускники программы будут знать:
По окончании обучения вы будете уметь:
Наши слушатели овладеют:
Вас ждут лекционные и практические занятия. Каждый наш слушатель занимается созданием игры при поддержке квалифицированных практиков-преподавателей, а по окончанию обучения получает все необходимые знания для запуска игрового проекта.
Где учится разработке игр
ВШБИ НИУ ВШЭ в Москве проводит набор на образовательные программы “Менеджмент игровых проектов” и “Основы создания игр”, посвященные разработке компьютерных игр с нуля. Приходите и создавайте уникальные игры вместе с нами!
Еще больше информации вы найдете на канале МИП ВШБИ на YouTube. Подписывайтесь и не пропускайте свежие записи с открытых мероприятий ВШБИ НИУ ВШЭ.
Разработка сценария игр
Как стать разработчиком сценариев для видеоигр
Чтобы стать успешным игровым сценаристом, вам потребуются:
• писательское мастерство;
• навыки командной работы;
• знание тенденций игровой индустрии, понимание запросов аудитории.
«Разработка сценария для игр + Scratch advanced» — это курс, который учит создавать собственные истории и персонажей, а потом воплощать свой сценарий в жизнь в виртуальной объектно-ориентированной среде Scratch. Это интуитивно понятная среда, разработанная специально для детей. Работать в Scratch легко и весело: вы сможете заниматься играми, не владея «серьезными» ЯП. Визуальное программирование легче освоить благодаря наглядности и отсутствию необходимости писать код — его составляют из готовых блоков. Учебная программа курса включает как теорию, так и обширную практику. Занятия проходят раз в неделю — в промежутках между ними юный создатель игр может тренироваться самостоятельно.
Мы рекомендуем курс «Разработка сценария для видеоигр + Scratch advanced» всем коддикам 7–9 лет, потому что на занятиях ребенок:
• узнает, как создать запоминающихся, по-настоящему многоплановых персонажей;
• изучит этапы разработки сценария;
• детально проработает характер персонажей, их поведение и совершенные поступки;
• напишет собственный сценарий игры с учетом собственного вкуса и стиля;
• воплотит свое творение в Scratch.
Наш курс:
• учит создавать интересные проекты с нуля;
• развивает воображение;
• дает легкий старт — не владея сложными языками программирования, ребёнок сможет без затруднений воплотить в жизнь свой сценарий. Это послужит стимулом к его дальнейшему развитию в игровой индустрии.
Как мы понимаем, что учащийся освоил программу и готов создавать собственные сценарии для видеоигр?
На протяжении всего обучения мы оцениваем как практическую сторону вопроса (как это сделать), так и понимание темы (почему и зачем). Ученики демонстрируют свои знания и умения, решая задачи выбранным ими способом, объясняя алгоритмы своими словами, помогая одногруппникам исправлять ошибки и создавая презентации по собственным законченным проектам. Преподаватели тщательно следят за тем, понял ли ребенок тему, корректно и подробно объясняя каждому его пробелы и ошибки. После завершения курса учащийся способен создавать свои сценарии и воплощать их в Scratch.
Продуманная система обучения, профессиональные преподаватели, внимательное отношение к каждому клиенту — с CODDY каждый юный любитель игровых миров станет профессионалом.
Как установить Scratch на домашний компьютер:
* Windows (7/8/10) — для большинства компьютеров, Mac OS X — для компьютеров от Apple. Если вы пользователь Linux — вы сами все знаете
** Порядок установки Scratch на компьютеры под управлением Windows, Mac OS X и Linux отличается:
Сценарист компьютерных игр обучение
Ищу сценариста для дипломной работы (некоммерческий проект)
Игровой короткометражный фильм
* История должна быть реалистична (элементы сюра могут присутствовать, но в небольших количествах), происходить в наше время и быть актуальной
* Очень интересны темы внутреннего конфликта, преодоление собственных страхов, а также остросоциальные темы, отношения мужчина-женщина
* Жанр: трагикомедия, драма, ромком
* Хронометраж 12-15 минут
Присылайте ваши сценарии/истории в лс, буду рада знакомству!
Всем привет!
Ищем писателя/сценариста для разработки сюжета и написания текста для наших квестов. Все подробности в прикрепленном документе.
Акселератор Социальных Инноваций объявляет конкурс сценариев!
Всем привет! Ищем нарративного дизайнера для работы над нашим игровым проектом в сказочной/фэнтези стилистике.
Вам предстоит заняться:
• Созданием мира разделённого на регионы и проработать их бэкграунд и развитие;
• Подготовкой концептов персонажей и их сюжетных арок;
• Написанием внутриигровых диалогов и текстов;
Что для нас важно:
• Вы должны хорошо разбираться в фентези культуре.
• Понимание как создаются и наполняются игровые миры.
• Большой геймерский опыт в text based игры.
• Знаете как работать с текстом для дальнейшей локализации.
Будет плюсом:
• Знание английский языка.
• Опыт работы в игровой индустрии и наличие выпущенных продуктов.
• Высшее сценарное, литературное, журналистское или филологическое образование.
Здравия желаю, любители варгеймов и все остальные гейм-девелоперы! Мощный, перспективный проект военной RTS «Broken Arrow» и вся его интернациональная команда разработчиков будет рада познакомиться с новыми талантливыми людьми из любых направлений, любящих командную работу, желающих расти вместе с нами и возможно, связать свою жизнь на ближайшие несколько лет с нашей студией «Steel Balalaika Systems».
Особенно будем рады программистам, художникам, моделлерам, маркетологам, композиторам и звуковым дизайнерам.
Дневники разработчиков можно найти здесь: https://vk.com/broken_arrow_game
Проект Age of Silence, разрабатываемый по мотивам таких знаковых RPG-серий, как #Might_and_Magic и #Wizardry, ищет:
• Нарративного дизайнера;
• Арт-лида;
• 2D аниматора;
• Специалиста по 3D моделированию персонажей;
• Программиста с большим опытом работы в движке Unreal Engine 4;
• lvl-дизайнера на движке Unreal Engine 4 уровня выше среднего.
Мы инди-команда из 50 человек, активная разработка идёт с сентября 2018 года. Недавно выступали на White Nights Conference, вы могли о нас слышать много интересного. Сейчас обрабатываем контакты инвесторов.
У нас есть все специалисты, но для ускорения процесса разработки нам нужны дополнительные участники вышеперечисленных направлений.
Вы нам подходите, если:
• Связываете своё будущее с разработкой игр;
• Открыты для обучения;
• Искренне любите своё дело;
• Готовы работать в команде и обмениваться опытом;
• Интересуетесь или готовы при необходимости изучить лор Героев, а также Меча и Магии;
• Имеете интерес к настольным/компьютерным ролевым играм и имеете опыт игры в них.
• Готовы работать удалённо.
Профессия сценариста компьютерных игр
Известный сценарист компьютерных игр Мария Кочакова любезно согласилась поучаствовать в серии рассказов о профессиях в геймдеве и рассказала о профессии сценариста!
Привет, бродяги! В рамках нашей беседы о профессиях в геймдеве, которую я недавно начал в статье “Как стать разработчиком игр?”, порасспрашиваю сегодня известнейшую Машу Кочакову о профессии сценариста компьютерных игр.
*Если я что-то не спросил, а Вам любопытно (о профессии или о курсах Нарраторики) – спросите в комментариях.
Расскажи о себе для тех кто с тобой не знаком. Немного информации о себе. Где/над чем сейчас работаешь? Какая должность?
Меня зовут Мария Кочакова. Я сценарист компьютерных игр, нарративный дизайнер и инди-разработчик. Основатель студии Royal Troupe и онлайн-школы нарративного дизайна и сценаристики компьютерных игр Нарраторика. Работаю в индустрии компьютерных игр уже 6 лет, с 2011 года. Работала в Mail.Ru и в Social Quantum, в 2015 выпустила на Steam свою авторскую игру Message Quest.
Сейчас я занимаюсь портированием MQ на мобильные платформы, разработкой следующей игры Avarange и преподаванием в Нарраторике. Должность у меня, если пафосно, директор само-основанных школы и студии, а если реально – индивидуальный предприниматель.
Расскажи о самых известных проектах, над которыми приходилось работать?
Самые известные – это, наверное, Skyforge и Jungle Heat. Но и фермы, на которых я работала – Райский Сад и Пираты.Сундук Мертвеца – в свое время были очень успешными и получали награды на КРИ, например.
Расскажи о профессии игрового сценариста. В чем заключается, какие задачи перед тобой стоят, как ты их решаешь?
Если кратко, то игровой сценарист отвечает за все, что связано с историей в игре. Это может быть сюжет, это может быть история мира, биографии персонажей, это могут быть диалоги и любые внутриигровые тексты. Каждая из задач – сюжет, история мира, персонажи, тексты – это отдельный спектр навыков.
Решаются они обычно последовательно – сперва история мира, потом персонажи, потом сюжет, потом тексты. Но не все они могут быть актуальны. Бывают игры и без сюжета, и без текстов, и без проработанной истории мира.
Опять же от жанра игры и от подачи истории зависит, как эти задачи решаются. Нужно ли писать сценарий, и в каком формате его писать, или вместо него делается сценарный прототип. Нужно ли писать “библию мира”, создавать объемную википедию по истории, экономике, политике, культуре. Нужно ли писать разветвленные диалоги или линейные, и в каком редакторе. Нужно ли подавать сюжет через квесты или через видео-ролики. Сколько игр, столько и вариантов решения. Нечего сказать, работа творческая.
Были ли в детстве мечты о разработке игр? Может быть во что-то ты играла в детстве такое из-за чего захотелось делать именно игры?
Как ни странно, нет. В детстве я мечтала сама быть приключенцем, а не придумывать чужие приключения. Потом мне хотелось быть писателем-фантастом. Я писала рассказы, придумывала сеттинги для настольных ролевых игр. Вакансия сценариста компьютерных игр мне попалась на глаза почти случайно. Я еще подумала, надо же – они существуют! Мне до этого казалось, что истории для игр пишут какие-то эльфы из Новой Зеландии, наверное. Тем более я не подозревала, что индустрия разработки, да еще огромная, существует в России.
В детстве играла в Героев, Цивилизацию, Гарри Поттера и Невервинтер. И в тысячи всяких казуальных хогов. За играми посложнее наблюдала из-за плеча мужа старшей сестры. Сама играть боялась. Не знаю, почему. Этот страх прошел только после того, как я уже устроилась в индустрию, и меня буквально заставил играть начальник – чтобы я была в курсе новинок и того, что происходит в индустрии.
В какие игры играешь сейчас? Чем вдохновляешься? Какие последние игры прошла? Любимые жанры?
Сейчас я люблю инди-игры, небольшие, несложные и с историей. Например, из свежего What Remains of Edith Finch. Перепрохожу третьего Ведьмака, чтобы наконец-то поиграть в дополнения. Страстно люблю Darkest Dungeon. Любимый жанр – я скорее люблю смешанные жанры, как Valiant Hearts, например, или Undertale. Эксперименты с жанрами и механикой.
Результат. Видеть шевелящихся, анимированных персонажей. Играть в готовую сцену. Читать диалоги в интерфейсах. Слышать озвучку. Собирать что-то осязаемое из вчерашней умозрительной идеи.
А еще обожаю писать смешные диалоги. И ржать над собственными шутками в процессе.
И придумывать миры, конечно. Сеттинговые детали. Интриги. Двойное дно персонажей.
И разруливать сложные сюжетные задачи. Лечить сюжет.
Что самое рутинное и скучное в твоей работе?
Даже не могу так навскидку вспомнить. Наименее захватывающая часть работы – это маркетинговые тексты, всякие новости об обновлениях, нотификации, гайды. Но мне и их всегда нравилось писать. Мне вообще нравится в работе сценариста то, что задачи разнородные и постоянно меняются. Если на неделю засесть за квестовые линейки, то к концу уже будет от них тошнить, даже если ты обожаешь писать квестовые линейки.
Есть ли у тебя любимый сценарист? Расскажи подробнее почему он? Кто еще вдохновляет?
Пожалуй, Yoan Fanise, создатель Valiant Hearts и Lost Harmony. Этот человек думает нарративными механиками.
И Josef Fares, создатель Brothers Tale of Two Sons. Человек придумал уникальную механику под свой замысел и смог убедить разработчиков сделать по-своему.
Меня очень вдохновляют инди-разработчики, которые делают игры в одиночку – Лукас Поуп, Майк Бителл, Дейви Реден, наши отечественные разработчики – Денис Галанин и Алексей Бокулев. Всех вышеперечисленных объединяет то самое, чему я страшно завидую – умение думать нарративными механиками, умение рассказывать истории в игровом формате, языком компьютерных игр.
Посоветуй что-то ребятам, которых очень привлекает профессия сценариста. В какой ВУЗ поступить? Какие предметы ботать? Какие курсы смотреть? Какие книги читать? Как вдохновляться?
В Нарраторике есть список рекомендованной матчасти. Там подборка книг, блогов, ютуб-каналов. Начинайте с него.
Если хотите быть сценаристом, вам нужно уметь писать (даже если игры ваши будут без текстов и вы будете рассказывать истории игровыми механиками) – поэтому все, что гуманитарное, думаю, будет в тему. Но если вы технарь, вам также ничто не помешает стать сценаристом, просто придется какую-то базу строить себе самостоятельно, читать сценарные учебники, классику мировой литературы, кинематографа. Ну и играть в игры, как ни странно, придется. А то, по моему опыту wanna-be сценаристы делятся на два типа: технари-фанаты компьютерных игр, которые не умеют писать и не читают/не смотрят классику, и гуманитарии, которые читают и смотрят, но не наиграны и надеются как-то пропихнуть свои сюжеты в игры, не понимая, как игры работают и как в них существуют истории. И то, и другое – отстой.
Игровому сценаристу нужно воспринимать пространство историй как единое поле, на котором все мы кормимся, и при этом понимать специфику языка выбранного медия. То есть, если вы уж решили стать сценаристом компьютерных игр, язык, которым игры рассказывают истории, и который отличается от кино и литературы, вам нужно знать и уметь им пользоваться.
Расскажи какую-нибудь историю, связанную с твоей работой? Забавную или драматическую.
Когда я работала на Пиратах. Сундук мертвеца, мы делали ивент – игроки должны были зажечь сколько-то маяков, чтобы предотвратить вечную ночь на архипелаге. Ивент имел ограничение по времени. И чтобы отвечать за свои слова, мы реально оставили ночной бэк на всю жизнь тем игрокам, которые не закончили ивент. Так что у них, в натуре, воцарилась вечная ночь. Впрочем, играть это не мешало. Так вот развлекались.
Как дела с Аваранжем? И следующими твоими играми?
Аваранж сейчас в стадии разработки сценарного прототипа. Я вплотную за него сяду после портирования Message Quest на мобильные платформы – надеюсь, это даст экстра-кэш на разработку, как раз.
Расскажи про Нарраторику. Есть ли обратная связь со студентами? Кто-то куда-то устроился/сделал крутой сценарий для игры? Кем больше всего гордишься?
Нарраторика как школа работает уже год. За это время прошло три трехмесячных курса, четыре интенсива, марафон и два одномесячных курса, сейчас как раз готовится третий. Примерно 159 человек отучились на программах Нарраторики.
Обратная связь есть постоянно. Как без нее жить вообще? Да, трудоустраиваются, но пока меньше, чем хотелось бы. Тут надо провести перекличку, потому что на курсы приходят и уже работающие в индустрии люди – геймдизайнеры, программисты.
Больше всего я горжусь теми, у кого вижу прогресс, конечно же. Теми, кто доходит курс до конца и сдает дипломный проект, по которому видны навыки и умения человека. Это не 100% учеников. Но у нас для онлайн-курсов хорошая конверсия.
Перспективные профессии: игровой сценарист
Есть ли в этой пока еще нишевой профессии места для новичков и что нужно сделать, чтобы в нее попасть
На Западе их называют игровыми писателями (video game writers), в России чаще используют термин «игровой сценарист». Пока что на десятки и даже сотни вакансий гейм-райтеров где-нибудь в США приходятся единицы открытых позиций для игровых сценаристов в России. Тем не менее потребность российского геймдева в сценаристах постепенно растёт. Пионеры и специалисты отечественной гейм-сценаристики рассказали Mediajobs.ru, есть ли в этой пока еще нишевой профессии места для новичков и что нужно сделать, чтобы в нее попасть.
СЕРГЕЙ ЧЕКМАЕВ
Писатель-фантаст, сценарист, литературный редактор
— Десяток лет назад те, кто делал игры, в основном, обходились без сценаристов. Как вы считаете, насколько сейчас востребована эта профессия, есть ли дефицит таких специалистов и будет ли расти потребность в игровых сценаристах в ближайшие годы?
— Давайте начнем с того, что игровых сценаристов не существует. По крайней мере – на российской игровой сцене. Специфика отечественного игростроя (геймдева) такова, что написанием одних только сценариев текстовая работа в играх не исчерпывается. Автору приходится быть и копирайтером, и литературным обработчиком, и редактором. А иногда даже и переводчиком, культурологом, социологом, если, например, занимаешься работой над локализацией для нашего рынка иностранных игр. Или наоборот — пишешь для проекта, изначально ориентированного только на западного пользователя с иным культурным багажом. Поэтому я предпочитаю называть нашу профессию так: «игровой писатель».
Понимание термина «сценарист» пришло из киноиндустрии и с театральных подмостков, но даже самое поверхностное сравнение показывает, что сценарии для игр серьезно отличаются. Хотя бы даже в том, что они интерактивны и основные события, поведение персонажа очень сильно зависят от действий игрока. То есть в сценарии приходится использовать довольно сложную ветвящуюся структуру в отличие от линейного повествования в большинстве киножанров (кроме совсем уж экспериментальных). Но в кино сценаристу не приходится создавать сам мир, где все происходит (на проф. жаргоне – сеттинг), биографию персонажей, описание любых предметов на экране. В играх это совершенно обычная и иногда даже рутинная часть работы.
Дисциплина, которую я преподаю в Высшей школе экономики, называется «Работа со сценарием в играх», потому что там готовят не только сценаристов, но и, например, учат будущих руководителей студий понимать специфику игр.
Текстовая работа в играх нужна была и 10 лет назад, пусть не в таком масштабе. Ситуация изменилась с лавинообразным ростом рынка, появлением мобильной сферы, сред разработки, которые уже не требуют сложных программерских навыков, и еще по нескольким специфическим причинам. Важно одно: на порядки выросло число потенциальных игроков – сейчас играют пенсионеры, младенцы и даже домашние животные, а значит, растет число проектов, студий и крупных издателей. И всем им, чтобы отличаться друг от друга среди тысяч одинаковых поделок, нужны интересный мир, живые, а не картонные персонажи, хитроумный сюжет, яркая кульминация и… вовлечение игрока. Для чего требуются авторы, которые не только умеют работать со сценарием, придумывать интересные истории, живые диалоги и ярких персонажей, но и понимать специфику индустрии. Игровой писатель должен уметь выражать мысль максимально емко, работать в команде и принимать критику, прекрасно управлять событийным битом – формат подачи таков, что отсутствие сюжета и конфликта не скрыть за цветастым слогом и описанием действий ради действий.
— Расскажите, как вы попали в профессию.
— Я профессиональный писатель, издаюсь с 2004 года, и активнее всего работаю в жанрах фантастики и мистики. За несколько лет успел издать с полдюжины книг и огромное число рассказов, но с играми активно не сотрудничал.
Впервые меня пригласили работать в геймдев в начале 2008 года: разработчики одной из популярнейших на тот момент браузерных MMORPG TimeZero озаботились литературной глубиной своей игровой вселенной. К тому моменту проект уже существовал около трех лет, геймдизайнеры написали немалый массив текстов, и нужно было привести все к единому стандарту, собрать в стройную систему. Фактически – разработать сеттинг уже существующего игрового мира. Мы сотрудничали полтора года, и за это время пришлось изрядно потрудиться: биографии почти всех неигровых персонажей, описания предметов, внутренние документы, новые события… в общем, масса всего. Вплоть до масштабной новеллизации, то есть – фантастического романа по игре. Потом, кстати, я еще не раз делал литературные отражения игровых вселенных, в том числе по таким известным, как S.T.A.L.K.E.R., World of Tanks, Lava Online, WELL online, The Uncertain и т.д.
На сегодня у меня в портфолио 94 игры, что, в общем, наглядно показывает, насколько востребованы сейчас в индустрии литераторы с хорошим творческим багажом. Разумеется, не для каждого проекта нужно было писать полномасштабный сценарий или даже книгу, зато бесконечное разнообразие задач не дает скучать ни одной секунды.
— Дайте совет тем, кто сейчас хочет войти в индустрию – где учиться и с чего начинать?
— Нужно понимать, что игровая индустрия пока очень молода, ей всего-то чуть больше трех десятков лет. И все еще крайне мало проверенных гениальных решений, стройных отработанных теорий и созданных на их основе масштабных учебных курсов. К тому же геймдев еще и очень динамично развивается, появляются новые жанры и платформы, новые типы игр, как, например, VR и AR.
Конечно, существуют вузы, в том числе и у нас, где готовят специалистов нужного профиля. Например, в Московском государственном лингвистическом университете коллеги готовят не просто цикл лекций, а целую кафедру, где будут учить сценарному мастерству в играх. Есть курс «Менеджмент игровых проектов» в ВШЭ, школа писательского мастерства Creative Writing School, курсы различных ступеней в «Лиге кино», мастерской Нарраторика и так далее. Мне довелось преподавать и в ВШЭ, и в «Лиге кино», а сейчас мои ученики уже сами пишут первые игры. Дошло даже до рекурсии – когда свежевыпущенные ученики работают в проектах учеников прошлых курсов.
И, конечно, самое лучшее обучение – это практика. Работа в игровых студиях над активными проектами, которые в ближайшее время собираются выпустить в релиз. Знания о том, что происходит в индустрии «здесь и сейчас», отслеживание аналитики и прогнозов очень сильно повышает уровень мастерства. Впрочем, без этого в любой профессии никуда.
АЛЕКСАНДР ГИНЗБУРГ
Ведущий сценарист Lazy Bear Games
— Десяток лет назад те, кто делал игры, в основном, обходились без сценаристов. Как вы считаете, насколько сейчас востребована эта профессия, есть ли дефицит таких специалистов и будет ли расти потребность в игровых сценаристах в ближайшие годы?
— Я бы сказал, что не только десять лет назад обходились без сценаристов (а также двадцать и тридцать лет), но и сейчас многие успешно обходятся. Играм далеко не всегда нужен сценарист. Соответственно, потребность в сценаристах всегда будет ощутимо ниже, чем в геймдизайнерах, программистах и художниках. И в ближайшие годы вряд ли что-то поменяется.
Кроме того, ситуация в нашей профессии напрямую связана с текущей ситуацией в российском геймдеве. Большинство вакансий сценаристов закономерно размещаются от лица компаний, производящих мобильные игры. Поэтому и потребность небольшая, и даже имеющиеся вакансии как правило не слишком интересны в силу целевой аудитории. Идя в сценаристы, ты обычно рассчитываешь писать диалоги для русского GTA или побочные квесты для русского Ведьмака, а на практике ты часто вынужден делать технические описания или мелодраматические сценки для казуальных игроков.
Знаю сценаристов, которые искренне любят казуальную аудиторию. Я же, выполнив кучу подобных тестовых заданий, однозначно понял: не моё.
С другой стороны, как ни парадоксально, чувствуется и дефицит профессиональных игровых сценаристов. Вообще, это профессия, построенная на постоянном активном самообразовании и практике, получить эту специальность в вузе невозможно. Из-за этого достигается своеобразный грустный баланс: потребность в сценаристах небольшая, но и хороших сценаристов мало.
— Расскажите, как вы попали в профессию.
— Желание стать игровым сценаристом у меня возникло почти 16 лет назад, но сознательный путь в геймдев я начал только в 2015 году, когда напросился сценаристом в компанию Questoria, где до этого два года работал ведущим. В рамках Questoria четыре года работал над коммерческими ролевыми играми живого действия: активно редактировал уже имеющиеся игры и в парах с другими сценаристами сделал шесть новых.
Когда работа над сюжетом Day R завершилась, снова пришлось искать работу. На этот раз получилось быстрее, так как резюме и портфолио выглядели уже серьёзнее. Вёл переговоры с двумя-тремя компаниями, предлагавшими делать сценарии для той самой казуальной аудитории. Большого желания не было, рассматривал их скорее как запасной вариант. К счастью, уже в конце месяца появилась вакансия от Lazy Bear Games. Отложив все дела, четыре дня занимался только их тестовым. С тех пор с ними и работаю.
Из самых важных факторов, которые мне сильно помогали, могу выделить: постоянное самообразование в сфере сценаристики (не только игровой), удача, игровой опыт, знание английского, образование театрального режиссёра. Первое высшее – техническое – помогает уже в процессе работы, структурирует и дисциплинирует.
— Дайте совет тем, кто сейчас хочет войти в индустрию – где учиться и с чего начинать?
— Наверное, лучше всего сразу выработать для себя некую стратегию. Самое главное: уже дважды упомянутое мной постоянное самообразование должно стать привычкой. Сценарные курсы, даже специализированные, этого не заменят никак. Хотя в целом они полезны. Желательно также, чтобы базовое высшее образование было как-то связано со сторителлингом.
Теория и практика должны быть сбалансированы. Всё надо проверять на себе. Пишите сценарные материалы к любимым играм или сами создавайте игры на простых движках. Будет что добавить в портфолио и показать потенциальному работодателю. Участвуйте в джемах, берите сценарные заказы на биржах фриланса, присоединяйтесь к инди-энтузиастам, не отклоняйте предложения из мобильного геймдева. Деньги и интересная работа будут позже, сперва надо наработать опыт и навыки.
Есть обходные пути: можно перейти в сценаристику игр из киносценаристики, из сценаристики некомпьютерных игр, а также из геймдизайна, из арта, из QA. Если вы уже в геймдеве, вам будет гораздо проще.
Наконец, запаситесь терпением. Есть ещё сильный фактор удачи. Не ленитесь выполнять все тестовые (ну, почти все). Займитесь нетворкингом – может сильно помочь. Подучите английский – это даст вам ощутимое конкурентное преимущество. И тогда к появлению вакансии своей мечты вы будете во всеоружии!
МАРИЯ КОЧАКОВА
Игровой сценарист, нарративный дизайнер, инди-разработчик. основатель онлайн-школы «Нарраторика»
— Десяток лет назад те, кто делал игры, в основном, обходились без сценаристов. Как вы считаете, насколько сейчас востребована эта профессия, есть ли дефицит таких специалистов и будет ли расти потребность в игровых сценаристах в ближайшие годы?
— Да нет, они со сценаристами работали или сами ими были, игры со сценариями существуют столько же, сколько и остальные игры, начиная с текстовых квестов.
Последние несколько лет потребность растет, но не очень быстро. Дефицит есть всегда – на каждую вакансию присылают сотни откликов, но качество очень низкое.
— Расскажите, как вы попали в профессию.
— Закончила филфак, писала прозу. Работала корректором в том числе. Написала в ответ на вакансию, сделала тестовое задание, прошла собеседование, и меня взяли. В портфолио были мои рассказы и описания для настольных ролевых игр.
— Дайте совет тем, кто сейчас хочет войти в индустрию – где учиться и с чего начинать?
— Лучше всего самим сделать какую-нибудь игру. Сейчас много доступных движков, и в некоторых не надо уметь программировать. Например, Twine, Ink, Ren’Py. Это будет лучшим портфолио.
Учиться можно на курсах по геймдизайну, нарративному дизайну и игровой сценаристике. Благо они уже есть, и есть разные. Есть мои курсы, но я, само собой, не буду их пиарить. Пусть люди сами решают.
ЛИНА БЕЛОВА
Сценарист в Gamingsense
— Десяток лет назад те, кто делал игры, в основном, обходились без сценаристов. Как вы считаете, насколько сейчас востребована эта профессия, есть ли дефицит таких специалистов и будет ли расти потребность в игровых сценаристах в ближайшие годы?
— Сейчас эта профессия у нас становится всё более востребована. Смотря где. Для создания игр на ПК уже первым делом ищут сценаристов, писателей. В мобильные игры это только приходит, тут зачастую другие приоритеты. Мне лично сложно прогнозировать. Надеюсь, что потребность будет расти.
— Расскажите, как вы попали в профессию.
— У меня ничего не было, даже портфолио. Был только интернет. Меня долго никуда не брали, это нормально. Я старалась креативно о себе заявить. Например, есть у меня только одно письмо, которое я должна отправить работодателю на почту. Как зацепить его внимание? И тут же показать, что я что-то умею? Вот эти вопросы я решала. Я писала сообщения в группы, чаты, почты. Использовала все, что было доступно. Соцсети сработали активнее, и через какое-то время через фейсбук и телеграм меня начали находить работодатели.
— Дайте совет тем, кто сейчас хочет войти в индустрию – где учиться и с чего начинать?
— Можно читать все новинки по сценаристике, можно проходить курсы. Но это не поможет, если не смотреть, не читать и не играть. Нужен хороший багаж референсов как ресурс. А книги и курсы помогут с ним правильно работать. Начать с наполнения себя 🙂