структуру информационно коммуникационных технологий обучения составляют дидактическая основа
Тема: «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Тема: «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ»
Описание слайда:
«Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»
немецкий философ и социолог Георг Зиммель
Описание слайда:
Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Описание слайда:
Что же такое ИКТ?
Глоссарий:
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским ) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.
Информация – совокупность каких – либо данных, знаний.
Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.
Описание слайда:
Современное общество, развивающееся на базе использования новых информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к информатизации и в дошкольных образовательных учреждениях. Информационно-коммуникационные технологии стали активно применяться в ДОУ. Нормативно-правовой базой для этого процесса является ряд нормативных документов.
Вот некоторые из них:
Нормативные документы:
* Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ
*«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. 1155
*»Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» «СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26
*«Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03
*Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения» Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16
*Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.
Описание слайда:
Дошкольное образование
уровень общего образования
Дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе при обучении
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном
процессе при обучении
На мой взгляд, учитель 21 века должен соответствовать своему времени. Очень часто, в том числе и в педагогике, что было хорошо вчера, то не соответствует сегодняшнему дню. Даже, не столько не соответствует, сколько не справляется с решением поставленных задач. Таким образом, в каждом времени перед учителем встают новые проблемы, которые необходимо компетентно решать. Учитель – человек, который организует процесс образования в реальной школе, классе с конкретными учениками. И от того как будет организован образовательный процесс, как он будет реализован зависит и образовательный результат.
По данным современных исследований, в памяти человека остается:
1/4 часть услышанного материала;
1/3 часть увиденного;
1/2 часть услышанного и увиденного одновременно;
3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Как видно из опыта работы, одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие формы работы.
Одним из таких путей повышения качества образования является применение инновационных технологий. Каждый школьник должен иметь представление о классических и современных системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами отображения, применять программные средства для создания различных изображений, иметь общее представление о проектной деятельности. А мы, педагоги, должны быть готовы использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников, чтобы учебный процесс более эффективным и привлекательным.
Информационные и компьютерные технологии проникли во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление, в том числе и в образование. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовательной и воспитательной деятельности, что дает возможность выйти на создание определенной новой системы образования.
Специалисты педагогической сферы должны владеть ИКТ, чтобы решать свои профессиональные задачи, успешно работать с детьми. И чем лучше педагог освоит компьютер, информационные и компьютерные технологии, тем эффективнее будет его работа.
К сожалению, многие педагоги практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, как демонстрационный материал.
Тем временем, современный уровень развития образовательной системы ставит перед нами вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика, как дать возможность для его дальнейшего развития и реализации качеств, как повысить мотивацию к обучению.
Многие дидактические задачи позволит решить применение ИКТ в образовательном процессе: обеспечить творческую и самостоятельную работу учащихся, реализовать дифференцированный и индивидуальный подход, обеспечить высокую информативность, оказывать помощь и консультацию.
Многие современные технические средства дают возможность проявить самостоятельность и творческую активность при разработке новых дидактических материалов, отработке и совершенствовании выполняемых работ и проектов.
Поэтому считаю важным и актуальным вопрос изучения и применения ИКТ в образовательном процессе, так как комплексное использование технических средств обучения всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения – улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии своих учеников.
Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства открывает новые возможности. Главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.
Педагогическая цел ь использования ИКТ на уроках заключается в следующем:
• повышение качества знаний учащихся;
• обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе;
• обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по предмету;
продолжать разработку методик использования ИКТ на уроках;
совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе
широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;
обобщать и передавать опыт работы учителям своего образовательного учреждения, города;
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам и приводит к целому ряду положительных следствий:
• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Качество проведения занятий также зависит от изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:
— являются источником информации;
— рационализируют формы преподнесения учебной информации;
— конкретизируют понятия, явления, события;
— организуют и направляют восприятие;
— наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;
— активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
-являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
— экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа.
Использование ИКТ вызывают интерес своими изобразительными возможностями, тем, что даже известный материал, представленный в экранно-звуковом виде, приобретает новые стороны, выглядит иначе, чем представлялось.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
Создание презентаций к урокам
Работа с ресурсами Интернет
Использование готовых обучающих программ.
В своем выступлении я хочу остановиться на одном из путей повышения качества образования через использование инновационных интерактивных технологий. В частности, использование интерактивной доски в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделать учебный процесс более эффективным и привлекательным.
Интерактивная доска – это мультимедийное средство обучения нового поколения. Вместе с проектором и компьютером работает как большой сенсорный экран. Используя электронный маркер в качестве мыши, можно прямо с доски управлять любым приложением на компьютере – открывать, редактировать и сохранять файлы. Специальное программное обеспечение позволяет делать пометки и комментарии поверх любого изображения на экране, выделять ключевые моменты, импортировать и преобразовывать графические объекты, использовать заранее подготовленные изображения-шаблоны. Все изображения вместе с пометками можно сохранять в компьютере, распечатывать, отсылать электронной почтой. Интерактивная доска не только отображает то, что происходит на компьютере, но и дает возможность преподавателю управлять процессом демонстрации.
Плюсы работы с интерактивной доской:
— возможность работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп.
— вовлечение учащихся в учебный процесс: дети прекрасно ориентируются в цифровом мире и активно используют в повседневной жизни различные электронные устройства.
— экономия учебного времени. Различные материалы к уроку, диаграммы, рисунки, тесты, таблицы, музыку можно подготовить заранее, их можно сохранять, распечатывать, возвращаться к ним на следующих занятиях. Работа учащихся также сохраняется, есть возможность сравнивать результаты друг друга, проверять, редактировать и многое другое.
— Интерактивная доска позволяет использовать на уроке одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы, тем самым воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую).
— На доске можно рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, переходить от режима демонстрации к режиму записей на доске, сохраняя при этом и тот и другой материал, есть возможность повторного воспроизведения в любой последовательности на уроке, возможности анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу.
— Знания, которые ребята получают на уроках, усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют, закрепляют. Опрос с помощью раздаточного материала удобен, но требует дополнительного времени для проверки ответов учащихся. Наличие интерактивных тестов и творческих заданий позволяет проводить опросы в режиме реального времени, и сразу демонстрировать ученикам результаты тестирования.
— Можно создать базу записей, различных материалов, тестов, самостоятельных и контрольных работ и тогда каждый ученик сможет в любое время вернуться к материалам урока, изучить пропущенный материал, проверить себя.
Использование интерактивной доски предоставляет учащимся больше возможностей для участия в коллективной работе, у ребят появляется возможность работать более творчески (можно исправить или переделать любой элемент демонстрационного материала), наличие заготовок (линий различных начертаний, геометрические фигуры, образцы рисунков, текста) помогают быстро создавать орнаменты, макеты объемных конструкций, открытки, анимационные картинки и многое другое.
Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися. работать с ней гораздо интереснее, чем просто рисовать мелом на доске или работать с печатным материалом.
Результативность использования ИКТ на уроках
положительная мотивация на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
повышение уровня использования наглядности на уроке,
повышение производительности урока.
применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.
В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета.
Увеличение количества педагогов – активных пользователей компьютера
Создание и применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения
Создание базы педагогических проектов
Осуществление мониторинга качества образовательного процесса
Трансляции опыта работы по данному направлению
Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М., 2003.
Статья на тему:»Разработка дидактических материалов средствами ИКТ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ
Дидактические основы использования ИКТ
Прежде чем стать «катализатором» современного процесса обучения и преподавания, ИКТ прошли несколько стадий развития.
Первые программы, с помощью которых компьютеры выполняли функции электронного учителя, появились еще в 1970-х гг. Это была первая попытка разработать программу диалога между специалистом и новичком. Специалист должен был исправить и объяснить ошибки новичка.
С появлением более сложных систем компьютер начинает выполнять функции представления знаний. В начале 1980-х гг. появились экспертные системы. Основная сложность при разработке экспертных систем состояла в невозможности точно смоделировать образ мышления человека. По этой причине так называемое пятое поколение «думающих машин» не получило должного развития (за исключением ограниченного числа примеров решения примитивных задач).
Интеллектуальные обучающие системы, интеллектуальные системы моделирования и решения задач стали активно развиваться в начале 1990-х гг. Методисты и разработчики образовательных программ возлагали на них огромные надежды.
В середине 1990-х гг. появились гипертекстовые, мультимедийные и гипермедийные средства. Основными носителями информации стали CD-ROM и DVD; начал активно развиваться Интернет.
С 2000 г. стремительно развиваются системы интерактивного трехмерного моделирования. Технологии компьютерного моделирования и имитации в сочетании с ускоренной трехмерной визуализацией позволяют реалистично отображать на экране движение и создают эффект присутствия пользователя в виртуальной реальности.
Общее направление этого развития состоит в том, что ИКТ, используя познавательную способность воображения, расширяют возможности восприятия информации посредством органов чувств.
Именно эмоциональный, чувственный, эстетический аспекты восприятия будут учитываться в будущем при разработке обучающих средств и программ. Например, уже сейчас для подготовки летчиков или хирургов применяется оборудование, позволяющее задействовать осязание и моторику учащихся, отработать наиболее важные профессиональные навыки.
Современные образовательные методики ориентированы на развитие личности обучаемого путем погружения в игровую среду с возможностью самостоятельного моделирования, экспериментирования, а также систематизации полученной информации и закрепления приобретенных знаний.
Новейшие технологии – уже не просто одно из средств проверки и закрепления полученных знаний. Теперь они открывают совершенно новые познавательные возможности и перспективы для самостоятельного обучения учащегося. Преподаватель стимулирует у учащихся интерес к предмету, поясняет материал с помощью аналогий и поддерживает стремление к новым знаниям. Видеоконференции в сочетании с системами виртуальной реальности позволяют учащемуся существовать в незнакомых пространствах и даже путешествовать в микро- и макрокосмосе.
Анализ практического использования ИКТ как средств обучения в различных учебных заведениях показывает, что с помощью компьютерных технологий обучения можно осуществлять:
•постоянное повышение качества подготовки будущих специалистов на базе широкого использования в учебном процессе перспективных ИКТ, применяющихся в реальной практике автоматизации различных сфер человеческой деятельности;
•применение активных методов обучения с целью совершенствования учебного процесса и повышения производительности интеллектуального труда учащихся и преподавателей;
•создание методик и автоматизированных средств для самостоятельной работы обучаемых с применением ИКТ, направленных на развитие логического и аналитического мышления, формирование умений и навыков системного анализа проблем, освоение методов и эффективного применения ИКТ в своей профессиональной деятельности;
•индивидуализацию обучения в условиях коллективной познавательной деятельности учащихся;
•обеспечение непрерывной подготовки будущих специалистов в области использования ИКТ в течение периода обучения, в том числе в условиях вечерней и заочной форм обучения;
•интеграцию учебной и научно-исследовательской деятельности обучаемых на основе ноосферной модели науки и образования XXI века;
•обеспечение преемственности методологии компьютерного образования при переходе от общего (школьного) к профессиональному (начальному, среднему и высшему (вузовскому), дополнительному и послевузовскому) обучению;
•адаптацию компьютерной технологии обучения к индивидуальным особенностям обучаемых;
•сочетание фундаментальной и специальной подготовки в использовании ИКТ в профессиональной сфере;
•обеспечение опережающего образования путем обновления и обогащения содержания учебного материала, форм и методов компьютерного обучения на основе науки и практики применения ИКТ;
•создание и развитие на базе ИКТ разнообразных форм информационного обеспечения учебного процесса (справочной, библиографической, экспертной и других служб);
•автоматизированное акмеолого-психологическое оценивание обучаемых на базе ИКТ с выдачей квалификационного сертификата;
•разработку комплексных мер, направленных на стимулирование творчества преподавателей по созданию методов и средств использования ИКТ в учебном процессе, ориентированном на опережающее образование;
•создание предпосылок для широкого внедрения методов и средств ИКТ в различные сферы человеческой деятельности.
Указанные выше возможности реализуются в рамках компьютерной методологии обучения (методы программирования учебной деятельности, учебного компьютерного моделирования, гипермедийного информирования и проблемного (поискового) обучения и тестирования).
Средства информационных и коммуникационных технологий (виды):
Сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения
Предназначены для отработки разного рода умений и навыков повторения или закрепления материала
Визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения
Позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения
Информационно – поисковые и справочные
Сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации
Предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме
автоматизированного контроля и самоконтроля определенного уровня знаний и умений учащихся
Дидактические материалы призваны оказать помощь учителю в решении профессиональных педагогических задач, например, расширение понятийного аппарата; формирование знаний и умений; развитие навыков познавательной и исследовательской деятельности; развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля; формирование навыков коллективной работы; развитие логического мышления; формирование умения обобщать и делать выводы.
Современные информационные технологии позволяют разработчикам дидактических материалов использовать специализированные средства разработки таких материалов. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся. Эта психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания учащегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.
Одним из средств, позволяющих разрабатывать разнообразные дидактические материалы, является программа Vocabulary Worksheet Factory (Schoolhouse technologies, http://www.schoolhousetech.com/Vocabulary/). Интерфейс среды разработки Vocabulary Worksheet Factory показан на рисунке 1.
В данной программе имеются шаблоны 22 листов с заданиями, включая кроссворды, задания на поиск слов, задания по суммирование и вычитание, на определение координат точек, задания на пунктуацию, алфавитный порядок, криптограммы и многое другое.
Все важные настройки и элементы дизайна представлены в отдельных панелях. Можно предварительно просмотреть вид кроссворда перед печатью, изменить вид и размер бумаги, границы и положение. Есть возможность одновременно работать с большим количеством листов с заданиями. Для этого используется страница с закладками, которая позволяет переключаться между рабочими таблицами щелчком мыши.
Создание листов с упражнениями с помощью Vocabulary Worksheet Factory представляет собой очень простой процесс. Пользователь выбирает типа листа с заданиями и потом добавляет необходимые компоненты. Всю остальную работу Vocabulary Worksheet Factory выполняет самостоятельно: он автоматически генерирует решение по заданиям и размещает их на странице. После этого можно просмотреть вид созданного листа с упражнениями. Каждая сгенерированная страница будет отлична от другой, что позволит решить, в частности, проблему списывания.
Таким образом, программа Vocabulary Worksheet Factory позволяет обеспечить поддержку своих уроков путем использования распечатанных дидактических материалов, соответствующих целям и плану урока, а также обеспечить дифференцированное обучение путем создания дидактических материалов с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Кроме этого, использование программы Vocabulary Worksheet Factory позволит средства, предполагаемые для закупки печатных дидактических материалов, а также существенно сэкономить время учителя, направив его на решение других учебных задач.
1. 1. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт [и др.]. – М.: Дрофа, 2008. – 312 с.
2. 2. Сафонов В.И. Организация информационного взаимодействия в информационно-образовательном пространстве педагогического вуза / В.И. Сафонов // Педагогическое образование в России. – 2013. – №1. – С. 48–52.