структурными составляющими педагогической технологии обучения являются
Структурными составляющими педагогической технологии обучения являются
Источники педагогических технологий. Понятие педагогической технологии. Структура педагогической технологии. Проектирование технологии обучения. Классификации технологий обучения.
Развитие конкретной творческой личности настолько индивидуально и настолько зависит от стечения жизненных обстоятельств, что трудно представить себе формализованное описание конкретных педагогических технологий, с помощью которых идет преобразование личности. Тем не менее, в науке непрерывно предпринимаются попытки подобного определения «педагогической технологии» как системы или системного метода. Например, ЮНЕСКО трактует «педагогические технологии как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования».
Исходя из приведенных выше определений, мы получаем что, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
Анализ отечественной научно-теоретической литературы (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Д.В. Чернилевский) позволил сделать вывод о том, что педагогическая технология связана с системным подходом к образованию, охватывает все элементы педагогической системы: от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. Эффективность дидактического процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения. Педагогические технологии следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, как систему способов и средств достижения целей управления этим процессом.
Понятие технологии обучения создает оптимальные условия для достижения высокой эффективности, которая невозможна без системного подхода к организации образовательного процесса, широкой компьютеризации, применения технических средств обучения, без современных методов обучения, особенно активных, а также без кадров, обладающих квалификацией, отвечающей требованиям современной технологии обучения. Таким образом, вузовский преподаватель перестает быть только одним из основных источников информации, а, сохраняя свои функции воспитателя, становится организатором и творцом новых по своей сущности условий успешного приобретения знаний, умений и навыков.
Поскольку центральной фигурой в процессе образования является обучающийся, то технологии обучения занимается организацией оптимальных условий, которые способствуют процессу усвоения знаний, приобретения умений и выработке навыков. Таким образом, технологии обучения становятся технологией творческой деятельности и способствуют достижению педагогического мастерства.
Деятельность преподавателя по проектированию технологии обучения, обеспечивающей решение дидактической задачи, заключается в подборе и разработке методов, форм и средств обучения, т.е. в формировании инструментария дидактического процесса. Таким образом, в результате анализа дидактической задачи определяются адекватные ей методы, формы и средства обучения.
Можно заметить, что все новые технологии обучения «рассчитаны» на умение учащихся учиться самостоятельно; но, как и традиционная дидактика не ставила задачи научить учащихся учиться и использовала элементы деятельностного подхода для решения лишь частных задач обучения, так и технологии обучения сохраняет этот недостаток. Дидактическая сущность основных известных технологий обучения часто представляет собой развитие не более одного-двух из отмеченных выше параметров. Существующие в настоящее время общедидактические технологии (около 50 по подсчетам Г. Селевко) отличаются друг от друга принципами, особенностями средств и способов организации учебного материала и учебного процесса, а также акцентом на определенные компоненты методической системы обучения. Выделим основные из них.
В технологиях дифференцированного обучения (Н. Гузик, И. Первин, В. Фирсов и др.) и связанных с ним групповых технологиях основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин, Н. Суртаева и др.) обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) основывается на следующих положениях: главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение; психологической причиной плохого чтения и счета является недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика; должна быть преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня умений.
Педагогами-практиками в жизни востребована та часть общей педагогики, которая носит название прикладной и которая отвечает на вопросы: как, каким образом наиболее оптимально выстроить образовательный процесс, помочь личности в самоопределении, самореализации, самооценке и самоактуализации. Эту составную часть общей педагогики учителя, ученые тоже называют «педагогической технологией» или «педагогической техникой», которая понимается как форма организации поведения преподавателя в обстоятельствах урока и представляет собой комплекс профессиональных умений, в том числе, актерских и режиссерских (по Ильеву В.А.).
По характеру содержания образования технологии бывают: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические.
Подводя итоги рассмотрения понятия «педагогическая технология», отметим, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Вторая характерная черта технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия преподавателя и учащихся.
Таблица классификаций педагогических технологий
Составляющие педагогической технологии.
Теоретический обзор современных образовательных технологий, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях.
Составитель: Ручко Л.С., к.пс.н., доцент кафедры теории и методики воспитания Костромского областного института развития образования.
Содержание
1. Понятие технологии. Сущность педагогической технологии. 1
2. Составляющие педагогической технологии. 6
3. Классификация педагогических технологий. Виды педагогических технологий, используемых в дошкольных образовательных учреждениях. 6
4. Задание для самостоятельной работы. 11
6. Вопросы для самоконтроля. 12
Понятие технологии. Сущность педагогической технологии.
Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание. Педагогическая технология является составной (процессуальной) частью системы образования, связанной с процессами обучения, воспитания и развития, средствами и организационными формами организации образовательной деятельности. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости образовательным процессом.
Российская теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Т.И. Шамовой и др. В настоящее время педагогические технологии в науке рассматриваются как один из видов человековедческих технологий. Приведем характеристики современной трактовки понятия педагогической (образовательной) технологии (таблица1).
Таблица 1 Современные определения образовательных технологий
№ | Источник | Автор определения | Определение педагогической технологии |
|
Схема №2. Структура педагогической технологии (В.В.Гузеев)
Педагогическая технология (по В.В. Гузееву) — система, состоящая из:
· некоторого диагностичного и операционного представления планируемых результатов обучения (ПРО);
· средств диагностики текущего состояния и тенденций ближайшего развития обучаемых;
· набора моделей обучения;
· критериев выбора (построения) оптимальной модели для данных конкретных условий.
Модель обучения или модель воспитания также может являться системой, в которую входят методы и организационные формы обучения, образующие ее дидактическую основу, и педагогическая техника, включающая средства и приемы.
Анализ различных понятий позволяет современному педагогу разобраться в терминологическом ряду и четко структурировать систему своей работы, не допуская ошибок, типа: «На прошлом занятии я использовала игровые, групповые, рефлексивные технологии обучения». Следует разобраться в том, когда используются педагогические приемы, а когда реализуется целая технология.
Определение сущности педагогической технологии позволяет выделить основные критерии технологичности образовательного процесса:
— системность предполагает, что все элементы технологии находятся во взаимосвязи друг с другом, при этом каждый выполняет свою функцию, направлен на решение определенной задачи. Именно эти взаимосвязи и наличие всех необходимых элементов позволяют технологии обеспечивать достижение необходимого результата.
— научностьтребует, чтобы технологический процесс имел в своей основе определенную концепцию, опирался на синтез достижений науки и практики, позволял решать актуальные образовательные и социальные задачи, проблемы.
— структурированностьпредполагает наличие четкого алгоритма, логической последовательности шагов на пути к цели. При этом педагог должен понимать, какие шаги, этапы являются наиболее важными, каковы между ними взаимосвязи и преемственность. Необходима вариативность и гибкость алгоритма, то есть возможность изменения последовательности шагов в зависимости от условий осуществления технологии.
— управляемостьозначает а) возможность диагностики промежутночных и итоговых результатов, б) возможность прогнозирования результатов в зависимости от условий, в) оптимальность затраченных усилий при достижении результата, г) возможность использования технологии любым подготовленным специалистом (то есть это не личное искусство педагога). Самое главное – это гарантия получения запланированного результата.
Составляющие педагогической технологии.
Любая технология – процесс, поддающийся описанию. М.В. Кларин выделяет три компонента, которые должны быть представлены в технологии: личностный компонент, инструментальный и методологический. Выделим основные слагаемые педагогической технологии:
Технологический подход с подробным представлением каждого компонента деятельности открывает новые возможности для освоения различных областей образовательной, в том числе педагогической деятельности и социальной действительности, что позволяет:
· с большой определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
· анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
· комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
· обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
· уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
· оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
· выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 2336 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Технологии обучения
Структурными составляющими технологии обучения как системы являются:
2. Содержание обучения.
4. Средства педагогического взаимодействия.
5. Формы организации обучения.
6. Результаты деятельности.
Постановка дидактической задачи включает:
1. Анализ целей обучения.
2. Определение на этой основе содержания учебного предмета. Содержание обучения, определяемое учебным планом и программой, предусматривало:
§ отбор наиболее значимого материала и его структурирование;
§ отбор примеров и доказательств;
§ актуализацию аксиологического аспекта предмета;
§ приобщение к мировой культуре и создание духовной среды;
§ усиление воспитательного аспекта в образовательном процессе;
§ отбор заданий, направленных на формирование компетентностных умений и навыков.
3. Определение исходного уровня образованности студентов.
4. Учет ограничений, налагаемых на учебно-материальную базу и организационную сторону обучения.
Деятельность преподавателя по проектированию технологии обучения, обеспечивающей решение дидактической задачи, заключается в подборе и разработке методов, форм и средств обучения, т.е. в формировании инструментария дидактического процесса. Таким образом, в результате анализа дидактической задачи определяются адекватные ей методы, формы и средства обучения.
По стилю управления педагогические технологии делятся на:
По характеру содержания образования технологии бывают: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные.
Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Рассмотрим последовательность этапов данного процесса:
– выбор содержания обучения, который предусматривается учебным планом и учебной программой;
– выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: преподаватель должен четко знать, какие профессиональные и личностные качества будут формироваться у обучаемого в процессе изучения проектируемой дисциплины;
– выбор технологии, которая будет основываться на совокупности целей или на одной ведущей цели;
– разработка технологии обучения.
Само проектирование технологии обучения предполагает разработку содержания дисциплины, формы организации учебного процесса, выбора методов и средств обучения.
Под содержанием технологии обучения понимается содержание и структура учебной информации, которая предлагается учащимся для рассмотрения, а также комплекса различных задач, упражнений, заданий, с помощью которых произойдет формирование учебных и профессиональных умений и навыков, а также накопление первоначального профессионального опыта.
При этом очень важную роль играет организация учебных занятий, которые должны быть направлены на овладение знаниями, умениями, навыками, ихсоотношение по объему и сложности, а также их чередование, здесь же должны быть отмечены формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.
Технология обучения является системной категорией, главными составляющими которой являются:
– средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивации);
– организация учебного процесса;
– результат деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки).
В современной педагогике нет точной классификации технологий обучения, но есть два класса, на которые эти технологии делятся: традиционный и инновационный.
Традиционное обучение основывается на процессе передачи готовых, известных знаний учащимся, опираясь на объяснительно-иллюстративный и репродуктивный метод передачи информации.
Инновационные технологии обучения зарождаются не как дань моде, а как результат многолетних работ педагогов-новаторов в связи с большим количеством научных исследований, которые объясняются научными открытиями. Например, развитие вычислительной техники объясняется развитием программного обучения, или развитие исследований закономерностей человеческого мышления привело к развитию проблемного обучения, или деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.
По типу управления познавательной деятельностью:
-традиционные ( классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);
-дифференцированное ( система малых групп, система « репетитор»);
-программированное ( компьютерное, программное, система «консультант»).
По организационным формам технологии бывают:
Уровни и структура педагогических технологий
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и аспекты педагогической технологии
Педагогическая технология – это комплекс различных методов, приемов, средств воспитательного и образовательного воздействия, применяемых в качестве основы организации эффективного учебно-воспитательного процесса.
Педагогическую технологию можно охарактеризовать, как модель, тщательно разработанную и направленную на организацию тесного взаимодействия между участниками педагогического процесса, с целью выполнения ими учебных и воспитательных целей и задач.
Применение педагогической технологии позволяет создать комфортную обстановку реализации учебно-воспитательного процесса, в которой будут продуктивно работать педагог и учащийся. Иными словами, можно сказать, что педагогическая технология представляет собой процесс, системного характера, объединяющий инструментарий, методологию, порядок функционирования всех процессов и средств, используемых для достижения целевого назначения образовательного процесса.
Понятие педагогической технологии может быть рассмотрено с тех основных аспектов:
Педагогическая технология функционирует на основе применения дидактических процессов, выбора оптимальных условий их реализации и средств обучения.
Вертикальное и горизонтальное строение педагогической технологии
По своему устройству, педагогические технологии могут иметь два типа строения:
Готовые работы на аналогичную тему
При вертикальном построении педагогической технологии выделяют четыре взаимосвязанных и взаимозависимых группы педагогических технологий:
При горизонтальном построении педагогических технологий организация учебно-воспитательного процесса реализуется, исходя их трех аспектов, определяющих сущность технологии. Иными словами, педагогическая технология может функционировать в качестве научного направления, являясь разделом педагогической теории и, проводящей исследования в области поиска оптимальных путей обучения и воспитания, в качестве алгоритма организации процессов обучения и воспитания и непосредственного учебно-воспитательного процесса, направленного на практическую реализацию образовательных целей и задач.
Горизонтальные технологии могут строиться на базе комплексного взаимодействия всех трех аспектов, либо на частичном взаимодействии аспектов, или же, на основе только одного аспекта.
Структурные компоненты педагогической технологии
Любая педагогическая технология должна включать в свой состав следующие элементы:
Основные уровни педагогических технологий
В практике современного образования, реализация педагогических технологий осуществляется на трех уровнях, находящихся во взаимосвязи и соподчинении друг с другом:
Помимо этого, реализация педагогической технологии происходит с применением технологических микроструктур – частей, звеньев, приемов. Они составляют логическую последовательность, формируя тем самым единый, целенаправленный технологический процесс т.е. формируют целостную систему – педагогическую технологию.
- структурными компонентами учения являются
- структурой конечного мозга является красное ядро