структура результатов обучения истории в школе
Методические способы формирования предметных результатов школьных курсах истории и обществознания. Типы и виды заданий, обеспечивающих реализацию требований ФГОС ООО к предметным результатам изучения истории.
В докладе рассматриваются методические способы формирования предметных результатов в школьных курсах истории. Дается классифицируются типы и виды заданий, обеспечивающих реализацию требований ФГОС ООО к предметным результатам изучения истории на материале демоверсии ОГЭ-2019 и предметной линии учебников «История России» Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. под редакцией А.В. Торкунова, 6 кл, §5. Тема «Становление Древнерусского государства»
Просмотр содержимого документа
«Методические способы формирования предметных результатов школьных курсах истории и обществознания. Типы и виды заданий, обеспечивающих реализацию требований ФГОС ООО к предметным результатам изучения истории.»
Методические способы формирования предметных результатов в школьных курсах истории и обществознания. Типы и виды заданий, обеспечивающих реализацию требований ФГОС ООО к предметным результатам изучения истории и обществознания.
ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
«Цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач».
Предметные результаты общего исторического образования
Согласно Концепции ФГОС ОО « под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета,- знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности».
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего
образования предполагают, что по его итогам у учащегося сформированы:
— целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
— базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
— способность применять исторических знаний для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
— умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
— умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
— уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Методические способы формирования предметных результатов в школьных курсах отечественной и всеобщей истории в основной и старшей школе
Формирования предметных образовательных результатов из Примерной программы по истории основного общего образования.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы (1998г.)
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
Требования к предметным образовательным результатам
«Читать историческую карту с опорой на легенду»
«Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий»
«Использовать историческую карту как источник информации»
«Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках»
«Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников»
«Проводить поиск информации в исторических источниках»
Приводить оценки исторических событий (в том числе противоположные), изложенные в учебной литературе»
отношение к наиболее значимым личностям, достижениям отечественной и мировой культуры»
«Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям»
Проанализировав требования из нормативных документов предыдущих лет, формулировка сравниваемых положений осталась прежней- это формирование предметных умений и навыков.
Предметные результаты изучения истории формируются на основе соответствующего учебного содержания, которое определено в ФГОС, и использование средств и приемов для изучения данной темы: рассказ, описание, информационное сообщение, характеристика, объяснение, проблемное изложение и т.д.
В перечне предметных результатов изучения истории в основной и средней школе есть новые положения, которые касаются знаний о разных видах исторических источников, приемов работы с ними и итоговых «продуктов» исследователей (арагументы, версии, оценки, реконструкция, концепция и т.д.).
Согласно системно-деятельностному подходу, в предметных результатах изучения истории познавательным умениям отведено больше места, чем знаниям. Познавательные умения используются в способах предъявления обучающимися учебной информации: в учебных текстах, хронологических и синхронистических таблицах, легендах исторических карт, анализе первоисточника. В овладении предметными умениями значимы соответствующие познавательные задания.
Типы и виды познавательных заданий, направленных на реализацию требований ФГОС ОО к предметным результатам изучения истории
Существует несколько научно-методических подходов к класификации познавательных заданий по истории:
1) по уровням познавательной деятельности школьников: репродуктивные, преобразующие, творческие, проблемные;
2) по характеру выполнения: закрытые и открытые;
3) по особенностям содержания и ведущим приемам деятельности: хронологические, картографичиеские, образные, логические, поисковые и т.д.
Возможности предметных заданий просматриваются в проверке и оценке знаний обучающихся. Идеально подходят закрытые задания (тесты).
Тесты- это краткие стандартизированные задания, направленные на выявление и дихотомическую оценку (есть-нет) достижения учеником заданного ГОС уровня предметной подготовки. В курсах истории используются разнообразные виды тестов, которые помогают формировать, корректировать, проверять и оценивать предметные знания и умения школьников. Например:
1. 1. Задания базового уровня. 10кл.: Что из названного относилось к политике военного коммунизма?
А) осуществление всеобщего избирательного права; Б) введение всеобщей трудовой повинности; В) замена продразверстки продналогом; Г) свобода рыночной торговли.
1.2. 6кл.: В какие годы войска монголов, вторгшиеся на Русь, продолжили наступление на другие страны Европы.
1222–1223 гг.; 2) 1237–1238 гг.; 3) 1240–1241 гг.; 4)1279–1280 гг.
Дидактические и диагностические возможности у открытых познавательных заданий больше, чем у тестов.
Открытые задания— задания, направленные на формирование, диагностику и проверку неформализованных компонентов предметной подготовки. Открытые задания не носят стандартизированный характер, поэтому формы предъявления их различны; ценится оригинальный способ подготовки ответа ( содержание, логика, аргументы, форма, стиль и т. д.) Поэтому эталона ответа не существует, а только предъявляются рамочные критерии. Следовательно, существует видовое множество открытых познавательных заданий по истории: образные, творческие, логические ( с условием и без него), проблемные, поисково-информативные, проектные и др.
Критерии диагностики, проверки и оценки предметных результатов изучения истории
Функции контроля, проверки и оценки ответов учащихся разработаны и теоретически, и практически. А диагностика их учебных достижений в соответствии с требованиями ФГОС ОО к многоуровневым результатам общего образования остается «вещью в себе».
Диагностичность — возможность воспроизведения измерения и оценки определенного качества и выявления уровня готовности к определенному виду деятельности.
Задания диагностического типа имеют «прозрачную структуру» условия задания, нацелены на конкретные пердметные, метапредметные и личностные результаты образования; задания способствуют фиксировать динамику развития индивидуальных способностей школьников, а также способствуют саморазвитию и самообразованию.
Таким образом, предметные результаты- это первый лежащий на поверхности слой знаний и умений, который скрывает под собой метапредметные и личностные результаты образования.
(№3)-Задание № 4 (Демо-1): Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, упомянутого в отрывке.
«Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы. Малюта Скуратов, т.е. Григорий Яковлевич Плещеев- Бельский, родич митрополита Алексия, был как бы шефом этого корпуса, а царь выпросил себе у духовенства, бояр и всей земли полицейскую диктатуру для борьбы с этой крамолой».
1) Иван III; 2) Иван IV; 3) Фёдор Иванович; 4) Борис Годунов.
(№ 3)-Задание № 6 (Демо-2): Прочтите отрывок из труда историка и укажите правителя, о котором идёт речь. «Царь Фёдор умер. С его кончиной пресеклась династия Ивана Калиты, правившая Mосковским государством на протяжении трёхсот лет. Влияние правителя пошатнулось. Знать мирилась с его властью, пока он вершил дела именем законного царя. Однако в глазах великих бояр он оставался не более чем худородным временщиком.
Претензии правителя на обладание короной вызвали негодование потомков великих и удельных князей. «Временщик» не состоял в кpовном родстве с царём и потому не имел никаких формальных прав на трон».
1) Василий Шуйский; 2) Борис Годунов; 3) Фёдор Мстиславский; 4) Михаил Романов.
( №3)- Задание № 20 (Демо-1-2) проверяет умение работать с картой:
Укажите землепроходца, руководившего экспедицией, которая первой прошла по маршруту,
Е.П. Хабаров; 2) И.Ф. Крузенштерн; 3) В.Д. Поярков; 4) С.И. Дежнёв
Таким образом, выполняя данные задания, испытуемый должен продемонстрировать знания, а не умения.
В требованиях к предметным образовательным результатам ( №6) «Работа с версиями, оценками» можно рассмотреть по алгоритму:
Оценка исторического события
1. Установите причины события.
2. Определите заинтересованность всобытии определенных классов и общественных групп.
3. Определите характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т. д.).
4. Установите связь с другими подобными событиями.
5. Определите значение:
А) для участников события; Б) для последующего исторического события.
Открытое познавательное логическое задание: сравните положение трех сословий в европейском средневеком обществе ( 6 кл-Всеобщая история) и заполните таблицу:
IV. Требования к результатам обучения по истории
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Показатели освоения курса
Особенности требований ФГОС к результатам освоения учебных программ по истории.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности требований ФГОС к результатам освоения учебных программ по истории.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демо- кратических ценностей современного общества;
· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Каковы требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории?
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
·способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Характеристика содержания основного общего образования по истории
Отбор учебного материала для содержания примерной программы по истории для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Структура курса и последовательность предъявления материала. Примерная программа учебного предмета «История» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5—9 классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии :
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
· эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
· формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
· образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
· история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динам
ика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
· развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
Приведенные положения составляют основу примерной программы по учебному предмету «История» на ступени основного общего образования. Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс « История России » сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее значимыми этапами их истории). Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
В курсе « Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для
понимания и уважения ими других людей и культур.