структура процесса обучения включает в себя компоненты
Структура процесса обучения
Что такое структура процесса обучения
Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению знаний, умений и навыков.
Процесс обучения состоит из двух неотъемлемых взаимодействующих элементов: учения и преподавания. Его особенностью является то, что это действие возможно только при обязательном наличии обоих субъектов, т.е. педагога и ученика.
Преподавание невозможно без ученика, а учение без преподавания считается саморазвитием.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Данный процесс строится на 4 правилах, относящихся:
Для достижения эффективной образовательной деятельности предполагается установление субъектных отношений между педагогом и учеником. Последний, в свою очередь, выступает объектом преподавания, но субъектом учения. Объектом же его деятельности является содержание образования. Педагог в этом случае выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содержание образования.
Основные компоненты
Бабанский Ю.К. выделил несколько компонентов, которые отражают структуру процесса обучения:
Данные компоненты отражают весь процесс обучения, начиная с постановки цели и заканчивая подведением результатов. И выполняют общие функции обучения, воспитания и развития.
Таким образом, структура процесса обучения направлена на достижение определенной цели, которая связана с освоением некоторых знаний, умений и навыков.
Характеристика основных компонентов и их закономерная зависимость
Компоненты любого процесса, так или иначе, взаимосвязаны между собой, процесс обучения не является исключением. Цель обучения связана со всеми элементами системы, т.к. играет в ней определяющую роль. Исходя из нее формируется содержание обучения, которое, в свою очередь, требует определенных методов и средств для стимулирования и организации учебного процесса. Для достижения поставленной цели необходимо регулировать и контролировать его деятельность.
Весь образовательный процесс происходит в несколько этапов:
Иногда необходима коррекция полученных знаний. Это происходит тогда, когда по результатам процесса обучения выявлены отклонения от поставленной цели познавательной деятельности. При таком ходе развития действий, преподаватель применяет другие способы и методы обучения, но строение структуры и порядок процесса обучения остаются прежними.
Таким образом, процесс обучения требует от преподавателя творческого подхода к разработке и реализации структурных компонентов образовательной деятельности. А также учитывание возможностей каждого учащегося.
Структура процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные компоненты структуры обучения
Процесс обучения представлен двумя взаимосвязанными процессами, а именно преподавание и учение.
Процесс учения – это организованная деятельность учащегося и коллектива учащихся.
Процесс преподавания – это организованная деятельность педагога.
Любой процесс предполагает движение вперед и по своей структуре является совокупностью действий, направленных на достижение определенного результата.
Процесс обучения – это взаимосвязанные между собой компоненты деятельности, объединенные общей целью, мотивами, содержанием, способами действий и контролем за ними.
Исходя из этого, можно представить структуру процесса обучения, состоящую из следующих компонентов:
Данные компоненты, отражают весь процесс обучения и взаимодействия педагога с учащимися с момента постановки целей до получения конечного результата. При этом необходимо иметь в виду, что все компоненты процесса обучения характеризуют как весь процесс, так и его отдельные части, особенности взаимодействия педагога и учащихся, специфику изучения каждой отдельной дисциплины.
Таким образом, структура процесса обучения представлена рядом взаимосвязанных между собой компонентов, направленных на достижение целей обучения.
Готовые работы на аналогичную тему
Характеристика основных компонентов процесса обучения
Целевой компонент структуры процесса обучения – направлен на осознание педагогами и принятие учащимися учебной цели. Цель может быть поставлена общая на весь процесс обучения, а также краткосрочная на период изучение дисциплины, темы или раздела. Цель обучения определяется целями, которые стоят перед обществом и образовательными организациями по подготовке подрастающего поколения.
В рамках конкретного учебного цикла цели и задачи обучения устанавливаются согласно требованиям образовательной программы, а также с учетом особенностей учащихся (возрастных, психологических и т.п.), уровня их подготовки (то есть имеющихся исходных знаний), уровня подготовки самого педагога, материальной обеспеченности учебного заведения и других факторов.
Стимулирующе-мотивационный компонент структуры процесса обучения. Данный компонент предполагает, осуществление педагогом мер, направленных на стимулирование у учащихся интереса в обучении и потребности в получении новых знаний. Стимулирование должно не просто побуждать к обучению, а порождать положительные мотивы обучения. Суть этого компонента состоит в единстве стимулирования и мотивации учащихся.
Компонент содержания процесса обучения – определяется и устанавливается учебным планом образовательной организации, государственными стандартами, программами и методическими указаниями по изучению конкретного учебного предмета. Содержание каждого учебного занятия устанавливается педагогом на основании поставленной учебной задачи, уровня подготовки учащихся и их заинтересованности в учении.
Операционно-деятельностный компонент процесса обучения, является одним из тех компонентов, которые отражают всю сущность обучения. Именно в совместной деятельности педагога и учащихся реализуется поставленная цель обучения. Осуществление данного компонента достигается путем использования разнообразных методов, средств, приемов и способов преподавания.
Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения, включает в себя ряд составляющих, таких как:
Реализация контроля осуществляется посредством проведения разнообразных проверочных работ, представленных устными и письменными формами (лабораторные работы, тестирование, опросы, зачеты, экзамены и т.д.).
Самоконтроль осуществляется в форме самостоятельных проверок учащимися уровня усвоения учебного материала, посредством выполнения упражнений, решения задач и т.д.
Оценочно-результативный компонент процесса обучения – предусматривает осуществлении оценки педагогом и самооценки учащимися достигнутых результатов обучения, а также соответствие полученных знаний поставленным задачам.
Закономерная зависимость компонентов процесса обучения
Поскольку в структуру любого процесса входят не только компоненты, включенные в него, но и связи между ними, все компоненты процесса обучения должны рассматриваться в рамках их взаимоотношений и взаимосвязи друг с другом:
Все компоненты учебного процесса расположены в определенной логике, вытекающей из их регулярной зависимости друг от друга. Указанная последовательность и содержание компонентов в процессе обучения является наиболее типичной.
Но в зависимости от специфики учебных задач, способностей учащихся, уровня их отношения к предмету, определенные компоненты процесса будут применяться в большей или меньшей степени, а иногда и вовсе исключены из цикла. Например, не всегда необходимо применять специальные меры для стимулирования обучения, если известно, что учащиеся положительно относятся к изучению этой темы. Точно так же контроль со стороны педагога не всегда необходим. Иногда достаточно самоконтроля со стороны учащихся.
Таким образом, необходимо творчески подходить к разработке и реализации структурных компонентов процесса обучения, не допускать стандартов и шаблонов, учитывать особенности конкретной учебной ситуации.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
35. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ЕГО СТРУКТУРА.
Процесс обучения тесно связан с процессом воспитания, а также с процессами научного и обыденного познания.
Процесс обучения реализует образовательную, воспитательную и развивающую функции в целостном педагогическом процессе. Он предполагает взаимодействие субъектов, их взаиморазвитие, взаимоизменение, взаимокоррекцию поведения. В свою очередь объектом обучающих воздействий является преимущественно интеллектуальная сфера личности.
Содержанием обучения являются преимущественно знания, умения и навыки.
Процесс обучения является целенаправленным. Достижение целей обучения возможно за меньший промежуток времени по сравнению с процессом воспитания.
Структура процесса обучения включает в себя следующие элементы:
1) цель – конечный результат обучающего процесса;
2) деятельность учителя (преподавание);
3) деятельность учащихся (учение);
4) результат, связанный с конечным уровнем усвоения определенной системы знаний, умений и навыков.
К переменным составляющим учебного процесса относятся:
1) содержание учебной деятельности;
3) средства обучения;
4) организационные формы процесса обучения и учебной деятельности.
Процесс обучения тесно связан с процессом воспитания, а также с процессами научного и обыденного познания.
Процесс обучения реализует образовательную, воспитательную и развивающую функции в целостном педагогическом процессе. Он предполагает взаимодействие субъектов, их взаиморазвитие, взаимоизменение, взаимокоррекцию поведения. В свою очередь объектом обучающих воздействий является преимущественно интеллектуальная сфера личности.
Номер материала: ДБ-1437485
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Основные компоненты процесса обучения, его цели и задачи
Обучением называют целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта.
Данная форма выражает осознанность ценности знаний, важности преемственности в их передаче следующим поколениям, потребности и необходимости дальнейшего познавания мира.
Обучение направлено на развитие личности. Во время обучения это производится посредством организации усвоения учениками знаний и способов деятельности.
Основная цель обучения в педагогике – это поддержание общественного прогресса.
Содержание обучения
Чем обуславливаются цели и содержание обучения?
Содержанием обучения называют информацию, используемую в процессе обучения.
Его структура выделяет компоненты процесса обучения:
Обучение базируется на четырех элементах: знаниях, умениях, опыте творческой деятельности и опыте эмоционально-ценностного отношения к действительности. Информация, предназначенная для проведения учебного процесса, зависит от выдвигаемых требований системы образования со стороны личности, общества и государства. При смене исторических эпох порождается новая культура, создаются свойственные ей педагогические теории, перестраивается само содержание обучения.
Для определения содержания документов применяется стандарты, учебные планы, программы, учебники.
Содержание общего образования способствует участию в социальной и непрофессиональной деятельности, формированию гражданской позиции и отношения к миру, позволяя определиться со своим местом в жизни, наделяет человека знаниями, умениями, необходимыми для конкретной деятельности профессиональной области.
При определении содержания важно соблюдение определенных требований:
Формы обучения
Формой обучения называют организованное взаимодействие учителя и обучаемого. Важным аспектом является характер этого взаимодействия и формирование умений и навыков. Различают несколько форм обучения:
Они обладают разными направленностями. Лекции, семинары, конференции, самостоятельная работа предусматривают предварительную теоретическую подготовку учащихся. Все виды практики и практические занятия относят к практической подготовке.
Методы обучения
Методами обучения называют различные способы исследования, подходы к изучению материала для постепенного научного познания и получения результата.
В качестве метода используются системы операций при работе на оборудовании, приемы научного исследования и подачи материала.
Характеризуя общедидактические методы, выделяют те, которые используют в обучении и применяют для любой дисциплины. К эффективным общепедагогическим методам относят:
Выбор метода для обучения не может быть случайным. Он основывается на требованиях теории обучения о соответствии методов, содержании обучения, особенностях учащихся и временном ресурсе. Обучение является творческим процессом и зависит от имеющихся средств обучения и опытности, личных способностей, качеств педагога.
Средства обучения
Средствами обучения называют совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения различных методов обучения.
Самая сложная группа технических средств учебного заведения – компьютеры. Материальные объекты, изображения, учебники, дидактические материалы рассматриваются в качестве средств обучения.
Для понимания содержания предложенного понятия выделено несколько уровней. На ступени отдельного учебного заведения в категорию средств обучения включены:
Изучение отдельных предметов предусматривает выделение нескольких групп средств обучения:
Взаимосвязь методов, содержания, форм и средств, целей, задач процесса обучения
Процессом обучения называют специально организованное взаимодействие учителя и учащегося, учитывая содержание образования и воспитания, использование различных педагогических средств, направленных на реализацию задач определенного плана.
Данные задачи способны удовлетворить потребности общества и личности при ее развитии и саморазвитии. Педагогический процесс рассматривается как система из пяти взаимосвязанных элементов:
Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся учитель и ученик. Принципы определяют основные направления для достижения цели. Содержание информации передается ученикам для того, чтобы поставленная цель была достигнута. Методы характеризуются действиями их взаимодействия для передачи содержания.
Средствами называют материализованные предметные способы связи с содержанием, поэтому их использование удачно в единстве с методами. При наличии форм организации процесса обучению придается логическая законченность. Основная роль контроля процесса ложится на учительские плечи. При правильном дозировании взаимосвязи форм, методов, средств обучения и компетентности педагога класс может достичь максимальных результатов на занятиях за короткие сроки.
Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.
3. Структурные элементы процесса обучения.
Структура процесса обучения – это его строение, основные элементы и связи между ними.
В структуре процесса обучения принято выделять несколько элементов:
Без этих компонентов обучения нет и не может быть. Причем цель обучения достигается только в случае взаимодействия этих трех компонентов. Главными составляющими в процессе обучения являются взаимодействия учителя и ученика. Учитель организует деятельность ученика и направляет ее в нужное русло. Он дает какой–то учебный материал, который ученик в свою очередь принимает и усваивает. Далее учитель проверяет, как ученик усвоил все то, что ему было дано, после чего ученик демонстрирует результат своей учебной деятельности.
На следующем этапе совместной деятельности учителя и ученика первый дает новый материал или повторяет старый. Так, через совместное двустороннее взаимодействие формируется некая целостность процесса обучения. Причем здесь следует говорить как о прямом, так и о опосредованном взаимодействии, когда ученик без посторонней помощи выполняет задание учителя.
Огромное значение для успешного взаимодействия имеет характер общения. Чем ровнее и доверительнее общение, тем благоприятнее морально–психологический фон. Все это оказывает непосредственное воздействие на процесс активного учения и увлеченного отношения к предмету. Более того, то, насколько положительны воспоминания человека о годах, проведенных в школе, напрямую зависит от общения в этот период с учителями. Если воспоминания у человека в основном отрицательные, скорее всего у человека в прошлом не сложились отношения с учителями. И наоборот, когда человек с добротой и благодарностью вспоминает школьные годы, значит, учителя смогли найти к нему подход и установили психологический контакт, который не прервался даже по прошествии многих лет.
Существует еще одно структурное деление процесса обучения, согласно которому принято выделять следующие элементы:
Целевой компонент включает в себя требования программы. При этом должен учитываться уровень развития школьников. Более того, нельзя забывать о целях и задачах изучения предмета, урока или темы.
Стимулирующе–мотивационный компонент выступает в роли стимулятора как положительных мотивов учения и интереса, так и потребностей решать поставленные задачи. Этот компонент связан с деятельностью учителя. В процессе обучения он применяет различные методы и средства.
Содержательный компонент связан с созданием учебных планов, программ, учебников, а также с конкретным уроком.
Операционно–деятельным компонентом является совместная работа учителя и ученика в процессе обучения с целью передачи социального опыта старших поколений. На практике он находит свое выражение в виде методов, средств обучения.
Контрольно–регулировочный компонент дает возможность установления обратной связи в процессе обучения. Этот компонент также выступает в виде корректирующего и регулирующего средства в процессе обучения. Его реализация происходит в совместной деятельности учителя и ученика. К примеру, после написания диктанта учитель проверяет ошибки учеников, а те впоследствии работают над ними.
Оценочно–результативный компонент связан с оценкой результатов обучения и соответствия их поставленным учебно–воспитательным задачам.
Словом, можно еще раз сделать вывод, что все производные процесса обучения тесно взаимосвязаны. Но их соотношение в зависимости от той или иной ситуации, от целей и задач обучения может меняться.