структура процесса обучения и особенности этапов обучения
2. Структура процесса обучения и особенности его этапов
Обучение — это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и преподавание.
Учение — это деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками.
Преподавание — это педагогическая деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью занимающихся. В процессе обучения двигательным действиям ставится задача научить управлять своими действиями. Это значит — регулировать прилагаемые усилия, быстроту выполнения, форму, амплитуду, направление движения.
Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
1. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
1. Сформировать смысловое ^зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.
2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.
3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).
4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.
В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.
Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.
Освоение действия может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.
Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.
Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать коррегирующие (в частности, контрастные) задания.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от: 1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся;
3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.
2. Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полноценное двигательное умение.
1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники. I
2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на 1 основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.
3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.
Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволяет более углубленно познать технику изучаемых действий.
На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.
1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.
2. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели возможно большее сходство с основной частью изучаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов раз-^ бег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вмеЦ сто преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко подвешенного предмета.
3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.
Эффективность использования различных упражнений (подготовительные, подводящие, имитационные) достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.
В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.
3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.
2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.
3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).
4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.
На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимнастический, игровой и др.) должно определяться целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения.
В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.
Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М.: Физкультура и спорт,1999.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – Гл. 2.
Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. – Киев.: Олимпийская литература, 1999.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000, Гл. 6.
Структура процесса обучения и особенности его этапов
Обучение— это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и преподавание.
Учение — это деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками.
Преподавание — это педагогическая деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью занимающихся.
Методика обучения – это совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также на их дальнейшее совершенствование.
Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
1. Этап начального разучивания.
Цель — сформировать у занимающихся основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.
2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.
3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).
4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.
Используемые средства и методы:
1. Словесные методы: объяснение, инструктирование, самопроговаривание ориентировочной основы действия, взаиморазъяснение.
2. Наглядные средства и методы: демонстрация действия преподавателем; демонстрация наглядных пособий (рисунки, схемы, видеозаписи и др.).
3. Практические методы: имитационные и подводящие упражнения; целостный и расчленено-конструктивный методы выполнения упражнений.
1) Лишние, ненужные движения.
2) Искажение пространственных параметров движения.
3) Отклонение от заданных временных и пространственно-временных параметров движений.
4) Излишние затраты мышечных усилий, скованность и закрепощенность движений.
5) Искажение общего ритма действий.
1) Недостаточная физическая, психологическая подготовленность к разучиванию действия.
2) Изъяны в информации, сообщаемой преподавателем.
3) Несовершенство методов передачи информации.
4) Искажение воспринятой информации обучающимися.
5) Неблагоприятные внешние условия выполнения действия.
6) Негативное влияние утомления.
7) Отрицательный перенос навыка.
2. Этап углубленного разучивания.
Цель — сформировать полноценное двигательное умение.
1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники.
2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.
3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.
Используемые средства и методы:
1) Практическое воспроизведение действия методом целостного выполнения упражнения (занимает доминирующее место).
2) Словесные методы передачи знаний (самостоятельная работа с текстовыми источниками, взаиморазъяснение, анализ-проговаривание, аналитический разбор правил выполнения движения).
3) Методы идеомоторного упражнения (прокручивание действия в голове).
4) Средства и методы обеспечения наглядности.
5) Технические средства обучения (тренажеры, специальные устройства).
1) Расхождения между сформированными представлениями о действии и индивидуальным двигательным опытом, приобретаемым в процессе практического выполнения действия.
2) Нарушение меры нагрузки в преемственности эффекта занятий.
3) Форсированное увеличение скорости движений и степени силовых напряжений.
3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.
2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.
3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).
4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Используемые средства и методы:
1) Методы стандартного упражнения.
2) Вариативные методы выполнения упражнений.
3) Комбинированные разновидности методов упражнения (переменно-непрерывный, переменно-интервальный).
4) Игровой и соревновательный методы.
1) Чрезмерная концентрация внимания обучаемого и обучающегося за деталями техники движения.
2) Нарушение меры в использовании метода стандартного упражнения, и как следствие – чрезмерная стереотипизация навыка.
3) Нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется недостаточно устойчивый навык.
4) Нарушение соответствия между условием двигательного действия и степенью развития двигательных качеств.
Структура процесса обучения и особенности его этапов
Обучение — это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и преподавание.
Учение — это деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками.
Преподавание — это педагогическая деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью занимающихся.
В процессе обучения двигательным действиям ставится задача научить управлять своими действиями. Это значит — регулировать прилагаемые усилия, быстроту выполнения, форму, амплитуду, направление движения.
Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
1. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.
2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.
3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).
4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся.Все это создает ориентировочнуюоснову, без которой невозможно освоение техники действия. В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.
Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.
Освоение действия может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.
Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.
Основной путь исправления ошибок: необходимо указатьна ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать коррегирующие (в частности, контрастные) задания.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от: 1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся;
3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.
2. Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полноценное двигательное умение.
1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники.
2. Добиться целостного выполнения двигательного действиянаоснове сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.
3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.
Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения наэтом этапево многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволяет более углубленно познать технику изучаемых действий.
На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.
1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.
2. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели возможно большее сходство с основной частью изучаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко подвешенного предмета.
3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.
Эффективность использования различных упражнений (подготовительные, подводящие, имитационные) достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.
В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.
3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.
2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.
3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).
4. Обеспечить вариативное использование действияв зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последоовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.
На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимнастический, игровой и др.) должно определяться целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения.
В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.
Структура процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные компоненты структуры обучения
Процесс обучения представлен двумя взаимосвязанными процессами, а именно преподавание и учение.
Процесс учения – это организованная деятельность учащегося и коллектива учащихся.
Процесс преподавания – это организованная деятельность педагога.
Любой процесс предполагает движение вперед и по своей структуре является совокупностью действий, направленных на достижение определенного результата.
Процесс обучения – это взаимосвязанные между собой компоненты деятельности, объединенные общей целью, мотивами, содержанием, способами действий и контролем за ними.
Исходя из этого, можно представить структуру процесса обучения, состоящую из следующих компонентов:
Данные компоненты, отражают весь процесс обучения и взаимодействия педагога с учащимися с момента постановки целей до получения конечного результата. При этом необходимо иметь в виду, что все компоненты процесса обучения характеризуют как весь процесс, так и его отдельные части, особенности взаимодействия педагога и учащихся, специфику изучения каждой отдельной дисциплины.
Таким образом, структура процесса обучения представлена рядом взаимосвязанных между собой компонентов, направленных на достижение целей обучения.
Готовые работы на аналогичную тему
Характеристика основных компонентов процесса обучения
Целевой компонент структуры процесса обучения – направлен на осознание педагогами и принятие учащимися учебной цели. Цель может быть поставлена общая на весь процесс обучения, а также краткосрочная на период изучение дисциплины, темы или раздела. Цель обучения определяется целями, которые стоят перед обществом и образовательными организациями по подготовке подрастающего поколения.
В рамках конкретного учебного цикла цели и задачи обучения устанавливаются согласно требованиям образовательной программы, а также с учетом особенностей учащихся (возрастных, психологических и т.п.), уровня их подготовки (то есть имеющихся исходных знаний), уровня подготовки самого педагога, материальной обеспеченности учебного заведения и других факторов.
Стимулирующе-мотивационный компонент структуры процесса обучения. Данный компонент предполагает, осуществление педагогом мер, направленных на стимулирование у учащихся интереса в обучении и потребности в получении новых знаний. Стимулирование должно не просто побуждать к обучению, а порождать положительные мотивы обучения. Суть этого компонента состоит в единстве стимулирования и мотивации учащихся.
Компонент содержания процесса обучения – определяется и устанавливается учебным планом образовательной организации, государственными стандартами, программами и методическими указаниями по изучению конкретного учебного предмета. Содержание каждого учебного занятия устанавливается педагогом на основании поставленной учебной задачи, уровня подготовки учащихся и их заинтересованности в учении.
Операционно-деятельностный компонент процесса обучения, является одним из тех компонентов, которые отражают всю сущность обучения. Именно в совместной деятельности педагога и учащихся реализуется поставленная цель обучения. Осуществление данного компонента достигается путем использования разнообразных методов, средств, приемов и способов преподавания.
Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения, включает в себя ряд составляющих, таких как:
Реализация контроля осуществляется посредством проведения разнообразных проверочных работ, представленных устными и письменными формами (лабораторные работы, тестирование, опросы, зачеты, экзамены и т.д.).
Самоконтроль осуществляется в форме самостоятельных проверок учащимися уровня усвоения учебного материала, посредством выполнения упражнений, решения задач и т.д.
Оценочно-результативный компонент процесса обучения – предусматривает осуществлении оценки педагогом и самооценки учащимися достигнутых результатов обучения, а также соответствие полученных знаний поставленным задачам.
Закономерная зависимость компонентов процесса обучения
Поскольку в структуру любого процесса входят не только компоненты, включенные в него, но и связи между ними, все компоненты процесса обучения должны рассматриваться в рамках их взаимоотношений и взаимосвязи друг с другом:
Все компоненты учебного процесса расположены в определенной логике, вытекающей из их регулярной зависимости друг от друга. Указанная последовательность и содержание компонентов в процессе обучения является наиболее типичной.
Но в зависимости от специфики учебных задач, способностей учащихся, уровня их отношения к предмету, определенные компоненты процесса будут применяться в большей или меньшей степени, а иногда и вовсе исключены из цикла. Например, не всегда необходимо применять специальные меры для стимулирования обучения, если известно, что учащиеся положительно относятся к изучению этой темы. Точно так же контроль со стороны педагога не всегда необходим. Иногда достаточно самоконтроля со стороны учащихся.
Таким образом, необходимо творчески подходить к разработке и реализации структурных компонентов процесса обучения, не допускать стандартов и шаблонов, учитывать особенности конкретной учебной ситуации.