строительство троицкого собора александро невской лавры
Троицкий собор Александро-Невской лавры
Аудиогид
Фотографии
Строительство
Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами.
Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.
Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.
Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.
Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.
Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.
Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.
В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.
Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.
Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года.
Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.
Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.
В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.
Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.
Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.
По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.
Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года. Раку с мощами Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году
Внутреннее убранство
Автором внутреннего убранства принадлежит руке Федора Ивановича Шубина. Кроме его прекрасных скульптур, в соборе хранятся работы Рафаэля Менгса, Антониса ван Дейка,Питера Пауля Рубенса.
Наивысший статус – статус лавры, монастырь получил 18 декабря 1797 года по указу императора Павла І.
К началу 20 века в Александро-Невской лавре было возведено 16 церквей. К счастью, с приходом советской власти монастырю удалось избежать тотального разгрома и разорения, однако ее ценности были изъяты. Сам комплекс был взят под охрану государства, что, однако, не помешало организовать во многих его помещениях различные мастерские. Мощи Святого князя Александра Невского перенесли в музей религии и атеизма находящийся при Казанском соборе, а серебряную раку переместили в Эрмитаж.
В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры. Музеем городской скульптуры была занята Благовещенская церковь с 1948 года.
Возвращение Свято-Троицкого собора церкви произошло 5 апреля 1956 года.
На сегодняшний день Никольское кладбище является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.
Мощи Александра Невского были возвращены собору в 1989 году.
Интересные факты
Оказывается, Невский проспект, без которого невозможно себе представить современного Петербурга, был основан в 1712-1713 годах. В те времена это была обычная просека устроенная монахами от монастыря до Новгородского тракта для удобства связи с Адмиралтейской частью города.
На своей территории монастырь насчитывает четыре кладбища: Лазаревское (Некрополь XVIII века), Тихвинское (Некрополь мастеров искусств), Никольское, Казачье кладбище (Коммунистическая площадка). Здесь были похоронены самые известные личности Российского государства.
Удивителен тот факт, что после постройки Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался капитальному ремонту и не менял внутренний вид.
Когда в 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова, многие сомневались, сможет ли пройти балдахин катафалка с гербом под сводом лавры. По легенде, эти переживания развеял один из ветеранов суворовских походов: «Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил». И оказался прав.
Как известно, Суворов в быту был неприхотлив и скромен. Даже после смерти он оставил своим потомкам пример удивительной краткости. На могильной плите, вместо многих пышных фраз, написана лишь одна: «Здесь лежит Суворов».
Как строили Александро-Невскую лавру
В начале XVIII века только родившийся город Санкт-Петербург — будущая столица Российской империи — остро нуждался в собственных святынях. Место исторических сражений недалеко от заложенной на Заячьем острове крепости и память о громких победах святого князя Александра Невского идеально легли в канву строительства первого большого монастыря Санкт-Петербурга.
Сегодня Александро-Невская лавра — не просто крупнейший монастырь города. Этот уголок Петербурга имеет особенное значение как для православных верующих, так для культуры и истории в целом. Как строился первый монастырь, ставший практически ровесником Петербурга?
Как выбирали место для Лавры
Впервые мысль о строительстве монастыря в честь князя Александра Невского возникла у Хутынского архимандрита Феодосия (Яновского). Идею поддержали царь Пётр I и первый губернатор Петербурга Александр Меншиков, который, кстати, отдал под будущий монастырь часть своих земель.
Место для строительства выбрал Пётр I в 1704 году. Оно находилось в деревне Вихтула, которую на русский лад нередко называли Викторией — «победой». Именно здесь, как считалось, в 1240 году состоялась знаменитая битва Александра Невского и его дружины против шведов.
В июле 1710 года архимандрит Феодосий установил деревянный поклонный крест. Надпись на нём гласила: «Повелением Царского Пресветлого Величества на сем месте имеет создатися монастырь». На правом берегу Чёрной речки (ныне — реки Волковка и Монастырка, разделённые Обводным каналом) было решено строить монастырские строения, на левом берегу — частные.
Рисунок А. Зубова на основе чертежей Д. Трезини
Создатели Александро-Невской Лавры: главные имена
Основные этапы строительства
Историк Иван Пушкарёв так описывал первоначальный план нового монастыря:
«Назначен был с восточной стороны (где сейчас Никольское кладбище) монастыря полуциркульною оградою с замковым вокруг строением двор; к нему из Чёрной речки предполагалось провести судоходный канал сквозь подъёмные ворота до монастырской восточной стены, окружённой также каналом, а за этим двором, к Неве, рыболовный пруд. В самой площади монастырского внутреннего двора два водоемные бассейна. Около всего монастыря также судоходный канал; на западной же стороне за монастырём (где сейчас митрополичий сад) обширный Итальянский сад с простирающимися в окружающие леса просеками; в левой стороне сада лабиринт, и весь сад обвести судоходным каналом».
В 1712 году на месте будущей Александро-Невской лавры стали появляться первые деревянные строения: заложены Благовещенская церковь и часовня. Вокруг них возникла монастырская слобода, построены братские кельи-мазанки.
Чтобы монастырь был более доступен для Адмиралтейской части города до Новгородского тракта в первые годы строительства монахи прорубили просеку. Эта дорога спустя года становится Невским проспектом, а имя Александра Невского ещё не раз найдёт отражение в топонимике Петербурга.
В 1716 году при монастыре было заложено Лазаревское кладбище — некрополь XVIII века, а в 1717-м при нём построили каменную церковь Святого Лазаря. Здесь покоятся привилегированные особы: сестра Павла I Наталья, архитекторы Джакомо Кваренги и Карл Росси, учёные Михаил Ломоносов и Леонард Эйлер. Для погребения на Лазаревском кладбищ требовалось разрешение самого Петра I.
В 1717—1723 годах на месте деревянной Благовещенской церкви по проекту Трезини построили каменный храм. Сегодня здание — старейшая постройка на территории лавры. 12 сентября 1724 года здесь освятили придел Александра Невского на втором этаже, а 25 марта 1725 года — Благовещенский придел на первом.
В 1720 году Теодор Швертфегер разработал новый проект главного монастырского храма.
В 1724 году при монастыре разбили сад и построили оранжереи, высадили берёзы на просеке, ведущей к обители.
В 1725 году завершили работы над тремя уступами главной линии (Духовской) монастырского комплекса, а в конце 1727 года начали трудиться над южной частью монастырского комплекса. В 1742—1751 годах здесь под руководством Пьетро Антонио Трезини укладывали фундамент, возводили Фёдоровскую церковь и три флигеля Фёдоровского корпуса. После отъезда П. Трезини строительство вели Эркуле Казасорп, Иоганн Вейс, Антонио Антониетти и Игнатио России. В 1754 году строительство Фёдоровского корпуса и церкви было завершено.
Уже к середине XVIII столетия первые корпуса монастыря успели обветшать. В 1748 году канцелярия требовала построить новую деревянную колокольню, также в аварийном состоянии находились жилые покои:
«В полатах а особливо в ризничих жить невозможно, в которых от потолку подмаска валица, чего ради и потолок столбами подперт. и в кельях мазанках построенных с начала монастыря, в которых почти все монашествующие живут, верхние и нижние переклады и потолки весьма погнили и жестоко нагнулись да и стены весьма ненадёжны, чего ради ежели б во многих местах не имелось подпоров, то б давно и розвалилось всё а подмаска многократно падала и ныне падет, понеже везде бывает от ветхости теча немалая и жить во оных кельях весьма опасно дабы не учинилось падения. а кроме показанных келейных мазанок для жительства братии других в будущую зиму келей не имеется».
Возведение главного Троицкого храма шло с переменным успехом: строительство начиналось, останавливалось и вновь продолжалось. К 1740 году особая комиссия признала недостроенное здание непригодным для использования, а в 1753-м Елизавета Петровна и вовсе приказала его разобрать. В том же году императрица повелела изготовить большую серебряную раку для мощей святого благоверного князя Александра Невского. Саркофаг был укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни князя, и украшен надписями Михаила Ломоносова.
Рака для мощей Александра Невского
С 1756 по 1774 год шло сооружение циркумференции вокруг монастырского двора по проекту Джезеппе Венероне. После завершения территория монастыря ставноиалсь почти замкнутой. Исключение оставалось лишь на месте главного храма.
В 1766 году завершили отделку внутреннего убранства Фёдоровской церкви, спустя ещё 4 года на первом этаже постройки освятили церковь во имя Иоанна Златоуста, а на втором — во имя Фёдора Святославовича.
В 1776 году архитектор Иван Старов представил Екатерине II проект главного собора обители, который был одобрен. В 1778 году был заложен фундамент Свято-Троицкого собора, а в следующем году началось строительство, которое длилось чуть больше 10 лет. 30 августа 1790 года собор был освящён, тогда же в него из Благовещенской церкви переехала рака с мощами благоверного князя.
В 1783—1785 годах по проекту Старова были возведены въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
С 1806 года начали производить захоронения в нижнем этаже Фёдоровской церкви.
В 1818—1821 годах была частично реконструирована Благовещенская церковь в связи с расширением Духовского корпуса лавры.
В 1821 году со стороны реки Монастырки возвели каменные ворота во проекту архитектора Василия Петрова.
Тем временем на Лазаревском кладбище места для захоронений уже не хватало и рядом было основано новое место — некрополь XIX века или Ново-Лазаревское кладбище. На нём были похоронены Фёдор Достоевский, Михаил Глинка, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский, Вера Комиссаржевская, Борис Кустодиев и другие видные представители культуры.
Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской лавре
В 1861 году было основано ещё одно монастырское кладбище — Никольское. Среди похороненных на нём — адмирал Григорий Бутаков, герой Порт-Артура генерал Роман Кондратенко, писатели Иван Гончаров и Дмитрий Мамин-Сибиряк, литературовед Фёдор Батюшков и другие. Из всех кладбищ Александро-Невской лавры Никольское — единственное действующее по сей день.
В 1868—1871 годах на территории Александро-Невской лавры была возведена кладбищенская Никольская церковь. Средства на её строительство выделил местный купец Николай Русанов. На первом этаже храме была устроена фамильная усыпальница Русановых.
В 1869—1873 годах Ново-Лазаревском кладбище была построена Тихвинская церковь.
В 1910 году по проекту Льва Шишко возвели трёхэтажное здание для ризницы, библиотеки и архива. Сегодня здесь расположены библиотека, древлехранилище и покои наместника.
К XX столетию на территории обители насчитывалось 16 церквей.
Александро-Невская лавра в XX и начале XXI века
В 1920 году весь ансамбль перешёл под охрану государства как памятник архитектуры. В советское время в бывших церковных помещениях располагались мастерские, хозяйственные помещения, музей, почта. Мощи Александра Невского были перенесены в Казанский собор, а серебряную раку передали в Эрмитаж.
Свято-Троицкий собор вернули церкви в апреле 1956 года, в 1957 году в нём возобновили богослужения.
В 1989 году в лавру вернулась главная святыня — мощи благоверного князя. А в 1996 году началось возрождение обители как монастыря под руководством епископа Назария.
Сегодня на территории Александро-Невской лавры кипит не только духовная, но и ремесленная жизнь. Функционируют мастерские — ювелирная, иконописная, швейная, гончарная, христианской оловянной миниатюры, работают краснодеревщики и реставраторы, даже есть своя сыроварня.
На территории обители проходят культурные мероприятия: концерты духовной музыки, выставки, экскурсии.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»
Троицкий собор Александро-Невской лавры
Вид на Троицкий собор с северо-запада
Содержание
История
Первый храм
Место Троицкого собора было определено первоначальным проектом Д. Трезини, к этой точке планировалось прокладывать Невский проспект. [1]
Проект однокупольного храма был создан Т. Швертфегером. Он представлял из себя грандиозное сооружение с двумя высокими колокольнями, увенчанными шпилями. [1] В 1719 году начались подготовительные работы к строительству, а 17 (28) июня 1722 года состоялась закладка собора. К 1731 году храм был «вчерне» готов.
При осадке здания в сводах образовались трещины, и работы пришлось остановить. В 1744 году постройку было велено «разобрать до подошвы». Собор был разобран в 1753—1755 годах «под смотрением» Ивана Росси.
Строительство нового храма
В 1763 году было решено разработать проекты нового собора. В конкурсе участвовали такие архитекторы как Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Вист, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, С. А. Волков и X. Кнобель. Ни один из проектов не получил «апробации» Екатерины II.
Через одиннадцать лет, 15 (26) ноября 1774 года, составление проекта было поручено архитектору И. Е. Старову. Проект, представленный Екатерине II, был утверждён в феврале 1776 года. И. Е. Старов был назначен руководителем строительства.
Торжественная закладка храма была произведена 30 августа (10 сентября) 1778 года митрополитом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II.
В 1782 году на одной из двух двухъярусных башен-колоколен установлены куранты; на другой башне был повешен 13-тонный колокол, отлитый в 1658 году для Иверского монастыря.
Вчерне собор был завершён в 1786 году.
30 августа (10 сентября) 1790 года, в день святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) освятил собор. На освящении, вместе с кавалерами ордена святого Александра Невского, присутствовала императрица. В тот же день из Благовещенской церкви под пушечные выстрелы были перенесены в собор мощи благоверного князя.
Капитульный храм
С самого освящения собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Александра Невского.
9 (20) октября 1790 года под южной башней был освящён придел во имя благоверного князя Александра Невского (упразднён в 1838 году).
Для кавалеров ордена в 1791 году в прилегающей к собору части Фёдоровского корпуса был устроен зал.
В 1797 году над входом в храм было укреплено рельефное изображение ордена.
В 1847 году в соборе поставили калориферное отопление, и в нём стали служить зимой.
После 1917 года
В 1922 году в рамках компании по изъятию церковных ценностей из собора было вынесено большое количество утвари и украшений.
16 августа 1933 года Леноблисполком принял решение о закрытии собора и передаче его Политпросвету под Дом чудес и технических достижений. Последняя служба состоялась 7 декабря.
В 1940-е годы часть здания занимали 1-е районное жилищное управление Смольнинского района и Музей городской скульптуры, а другую — склад.
Собор был возвращён верующим в 1956 году. 12 сентября 1957 года, после ремонта, храм был освящён митрополитом Елевферием (Воронцовым).
В 1957—1960 и 1986—1988 годах в соборе происходили реставрационные работы.
В августе 1961 года, при изъятии у Ленинградского епархиального управления Духовского корпуса лавры, в подклет собора были перенесены останки митрополитов Григория (Чукова) и Елевферия.
3 июня 1989 года крестным ходом в храм были торжественно возвращены мощи святого Александра Невского.
Архитектура, убранство и устройство собора
Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решён в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филёнками.
Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф. И. Шубин; над главным входом в центре — «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма»; ниже находится скульптурная группа, изображающая ангелов с орденским знаком святого Александра Невского.
Внутри здание сочетает базиликальную форму с крестово-купольной и в плане представляет собой латинский крест.
Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочёными капителями. Основное освещение происходит через шестнадцать окон барабана, поддерживающего купол.
Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А. Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П. П. Ажи, а образа в царских вратах написали И. А. Акимов и Я. Меттенлейтер. В написании остальных образов иконостаса участвовал Г. И. Угрюмов.
В парусах — изображения четырех евангелистов, написанные Я. Меттенлейтером.
Первоначальную роспись интерьера исполнил Ф. Д. Данилов, но она была вскоре частично утрачена в связи с долгим отсутствием отапливания в соборе; и в 1806 году А. делла Джакомо заменил её другой, используя эскизы Д. Кваренги. В 1862 году П. С. Титов заново расписал своды по эскизам Ф. Г. Солнцева.
Лепка была поручена Ф. Ламони и Д. Фонтана, 20 барельефов и статуи святых — скульптору Ф. И. Шубину. В западной части собора был помещён мраморный барельеф митрополита Гавриила (Петрова) (ныне в фондах Русского музея).
В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами — картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене — «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Ко дню освящения Екатерина II подарила также образ «Моление о чаше», отчеканенный из золота в Италии.
Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив — портрет Петра I.
Над ракой святого Александра Невского находилась большая икона кисти И. Г. Адольского.
У гробницы стоял серебряный аналой с киотом, где лежали иконы и «ковчежцы» с частицами мощей. Он был подарен собору в 1806 году императором Александром I. Слева от раки находился образ Владимирской Божией Матери, которому предание приписывало принадлежность самому Александру Невскому, справа — Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.
В 1862 году в собор из Таврического дворца поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в 1827—1828 годах в мастерской П.-Ф. Томира (ныне выставлена в Эрмитаже).
Большое серебряное паникадило, весившее около 210 килограмм, было пожертвовано Екатериной II.
Чтимые святыни
Традиции
С начала XX века установился обычай: ежегодно, 25 октября (7 ноября), в день кончины П. И. Чайковского, исполнять написанную им для смешанного хора литургию Иоанна Златоуста. [2]
- строительство третьего храма в иерусалиме пророчества
- строительство уникальных зданий и сооружений программа обучения