строительство спасо преображенского собора в чернигове
Чернигов. Собор Спаса Преображения.
Спасо-Преображенский собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Спасо-Преображенский собор построен в 1030 году. Древнейший из сохранившихся православный храм Руси.
Заложен князем Мстиславом Владимирским Храбрым в центре черниговского Детинца. После смерти князя в 1036 г. стены, согласно летописи, были возведены на высоту всадника, стоящего на коне («пъде Мстислав на лови, разболеся и умре, и положища его в церкви Святого Спаса, его же бо сам заложи; бе бо въздано еи при нъм высочиною, яко на коне стояще досящи»).
Архитектурная композиция собора объединяет базиликальную схему романского происхождения с центричной крестово-купольной византийской системой. Тринефный, триапсидный, восьмистолпный, пятикупольный. Башню с северной стороны восточного фасада уравновешивала с Юга крестильня в виде небольшой церкви. Стены собора выведены смешанной кладкой, с чередованием кирпича (плинфы) и камня-песковика на известковом растворе. Снаружи не штукатурились, лишь в некоторых местах затирались розовым раствором с графлением на квадры.Чередование камня, плинфы, розовых полос придавали фасадам особую живописность. Интерьер собора украшали беломраморные резные колонны, фрески. Пол из шиферных плит был отделан мозаикой из разноцветной смальты, керамическими плитками. Для улучшения акустики использовались голосники (керамические амфоры и корчаги, заложенные во время строительства в стены и своды).
Собор испытал много перестроек. В 1239 г. во время нашествия Батыя частично разрушены своды, уничтожены купола. В ходе обновления в 17 в. надстроены апсиды, возведены барокковые купола. Значительно перестроенный после пожара 1750 г. В конце 18 в. надстроена северная башня, а также возведена на месте разрушенной крестильни южная башня, сделаны новые верхи, все фасады оштукатурены и побелены. В 1818 г. по проекту архитектора А. Карташевского возле западных, южных и северных порталов возведены просторные тамбуры, в конце 19 в. позолочены верхи, и собор приобрёл современный вид. Иконостас изготовлен нежинскими мастерами С. Волощенко и С. Белопольским по проекту архитектора И. Яснигина. Иконописные работы выполнил борзнянский священник Т. Мизко.
Из статьи энциклопедического справочника «Черниговщина»
Считается, что Мстислав Владимирович Храбрый, князь Черниговский, начал возведение главного храма своей столицы в первой половине 1030 года. К тому времени ему удалось примириться с братом, великим князем Киевским Ярославом Мудрым, и прочно осесть на Черниговщине. Древний Чернигов должен был стать достойным центром Мстиславовой отчины, противовесом Киеву, новым политическим и культурным центром Руси. В христианскую эпоху любой большой город, тем более такой, которому предназначался удел столицы, не мог обойтись без великолепного собора. Грандиозность постройки определялась уровнем притязаний заказчика. Размеры, формы, внешнее оформление храма и его интерьеры напрямую зависели от того, насколько громко хотел заявить о себе окружающему миру устроитель и как глубоко выстраивались его отношения с Богом. Очевидно, что архитекторами черниговского собора были иноземные мастера.
Специалисты в области архитектуры называют планировочно-пространственное решение Спасо-Преображенского собора уникальным. Подобные конструкции практически неизвестны в древнерусском зодчестве. К ХI веку храмозданная инженерная мысль христианской Европы выработала два основных типа храма: более древний базиликальный, получивший особое распространение в Западной и Центральной Европе, в пределах влияния Римско-католической церкви и крестово-купольный, характерный для Византии и стран, испытавших византийское влияние. Спасо-Преображенский собор чудным образом совместил в себе обе традиции, эта постройка одновременно имеет черты базилики и византийского крестово-купольного храма. Сложно сказать, кто возглавлял артель зодчих: были ли это архитекторы из какого-то католического государства, знакомые с тонкостями строительных технологий Византии, или, наоборот, греческие мастера, овладевшие навыками, возведения церквей типа базилики. Иногда утверждается, что Мстислав Храбрый, до Чернигова длительное время имевший княжеский стол на окраине русского влияния, в городе Тмутаракани, что на Таманском полуострове, пригласил мастеров именно оттуда. Строители собора явно знали о принципах культового строительства в Малой Азии и Закавказье, где в то время подобные храмы, как считается, возводились. Однако всё же более вероятным следует видеть константинопольское происхождение авторов собора.
Исследователь П. А. Раппопорт высказал предположение, что мастера, создавшие Спасо-Переображенский собор в Чернигове и Софию Киевскую, представляли одну и ту же артель, которую пригласили из столицы Византии. Возможно, строители Спасо-Преображенского собора в какой-то мере повторили схему Десятинной церкви. Возникает вопрос: почему главный собор во владениях Мстислава Храброго был освящён в честь Преображения Господня? Преображение, явившее миру Иисуса Христа-Бога, Царя царей, согласно церковному пониманию имело в сознании людей Средневековья явный монархический аспект. В повышенном внимании к данному празднику проявлялись и державные устремления князей, оно символизировало сакральную сторону их власти. Помимо монархического, Преображение Господне явно имело и воинский аспект. Достаточно вспомнить, что Мстислав был крупным воителем своего времени, неслучайно получившим прозвище Храбрый. В 1031 году совместно с Ярославом Мудрым он совершил успешный военный поход на Польшу, откуда вернулся с богатыми трофеями и большим числом пленных. Вполне возможно, что закладка Преображенского собора в Чернигове отражала не только монархические, но и воинские христианские взгляды Мстислава, а поводом для посвящения главного храма Чернигова стал именно польский поход 1031 года. Отдавая дань Преображению, Мстислав мог перебрасывать мостик между собой и своим отцом, великим князем Владимиром Святославичем, тем самым подчёркивая преемственность власти.
Первое датированное историческими источниками свидетельство о Спасо-Преображенском соборе относится к 1034 году. В «Повести временных лет» есть такие строки: «Мьстислав изыиде на ловы и разболеся и умре. И положиша и в церкви святаго Спаса, юже создал сам, бе бо вьздано ея при нем вьзвыше, яко и на коне стоячи рукою досячи». Переводится это свидетельство так: «Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер. И положили его в церкви святого Спаса, которую он сам создал: ведь были при нем выведены стены ее в высоту, сколько можно стоя на коне, достать рукою». Эта беглая заметка древней русской летописи примечательна вдвойне. Она не только подтверждает, что именно Мстислав Владимирович Храбрый был заказчиком строительства черниговского собора, но и отмечает любопытный промежуточный этап работ. Вероятно, к 1034 году, судя по указанию на возможность всадника, стоящего в стременах, дотянуться до верхнего на тот момент ряда кладки, высота стен собора составляла около четырёх метров. Если сооружение храма велось без перебоев и длительных остановок, такого состояния здания, учитывая его размеры, скорее всего, можно было достичь не менее чем за пару строительных сезонов (особенности климата обуславливали проведение строительных работ только в течение тёплого времени года). После смерти Мстислава Владимировича в 1036 году, согласно Повести временных лет, по Ипатьевскому списку со стройки собора, имевшему тогда высоту стен около 4 метров, мастера-зодчие были сняты для постройки храма Святой Софии в Новгород. Окончен черниговский собор был только в середине века. После смерти Мстислава Храброго все его земли были объединены под властью Ярослава Мудрого. Великий князь Киевский Ярослав, снова безраздельно властвовавший на Руси, посадил на черниговский стол своего сына Святослава. Считается, что Святослав поощрял строительную деятельность в своём княжестве.
К концу ХIХ века, на волне роста научного интереса к исследованию прошлого, начались исследования памятника архитектуры. Уже в советское время, в 1923 году, под толстым слоем штукатурки реставраторы обнаружили фреску ХI века с поясным изображением святой Феклы. Оригинал фрески, увы, погиб в годы Великой Отечественной войны, но сохранилась её точная копия, созданная в 1934 году. Богослужения в Черниговском соборе прекратились в 1926 году на шестнадцать лет. После запрета богослужений здание храма было передано под хозяйственные нужды продовольственной базе «Главросмасложирсбыт». В 1937 году собор поступил в распоряжение музейных работников. Во время оккупации немцы возобновили здесь литургическую жизнь, и она не замирала вплоть до времён хрущёвской борьбы с религиозными «пережитками».
Сразу после Великой Отечественной войны Чернигов, вслед за Киевом и Львовом, отнесли к категории «исторических городов Украины». С целью улучшения охраны памятников истории, искусства и архитектуры постановлением Совета Министров УССР от 20 февраля 1967 года был организован Черниговский государственный архитектурно-исторический заповедник. Первоначально он являлся филиалом «Софийского музея» Киева, а в 1978 году получил самостоятельный статус. С 1961 года по конец 1980-х годов собор находился в ведении местного музея. После возобновления богослужений в Спасо-Преображенском соборе его древние стены снова, как и столетия назад, стали хранителями значительного числа святынь. Здесь паломник может приложиться к частицам мощей угодников Божиих, преклонить колени перед намоленными образами, подумать о вечном возле древних фресок. Под спудом в храме покоятся останки двух знаменитых святых домонгольской Руси: князя Игоря Ольговича и митрополита Константина I. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве»- Игоря Черниговского и других князей той эпохи.
В 1989 году, вместе с историческим центром Чернигова собор был добавлен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №13, 2012 г.
Планировка Спасо-Преображенского собора довольна сложна. В исследованиях можно встретить разные указания на количество несущих столпов: называются цифры восемь, шесть или четыре. В частности, историк искусства А.И. Комеч пишет: «В литературе, посвящённой древнерусскому зодчеству Х-ХV вв., распространено определение структуры храмов по числу столбов: четырёх-, шести-, восьмистолпные. Подобная классификация искажает реальную композиционную природу памятников, к тому же она наверно интерпритирует сами формы. Она отвлечена от представлений, связанных с базиликальными постройками, и является насильственной для зданий крестово-купольного типа.
Их журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №13, 2012 г.
Расположен на территории бывшего детинца. Одно из наиболее ранних каменных сооружений, определивших развитие древнерусской архитектуры. Принадлежит к типу крестовокупольных построек, получивших распространение в период Киевской Руси. В облике собора видны напластования стилей классицизма и романтизма рубежа XVIII-XIX в.в. Многочисленные пристройки, примыкавшие к памятнику и составлявшие его органическую часть утрачены.
Крестовокупольный Спасский собор трехнефный, с нартексом, трехапсидный, четырехстолпный. Подобие шестистолпия ему придают два восточных пилона, являющихся продолжением стен, отделяющих центральную апсиду от боковых. Между северной и южной парами крещатых пилонов до подпружных арок устроены двухъярусные трехпролетные аркады на мраморных колоннах в первом ярусе (в XVIII в. облицованы кирпичом) и на профилированных столбах из плинфы во втором ярусе. Благодаря устройству аркад исчезает внутреннее восприятие трансепта.
Главный архитектурный крест перекрыт коробовыми сводами, которым на северном, южном и западном фасадах отвечают закомары. С востока к нему примыкает конха апсиды. Перекрыто средокрестие куполом на цилиндрическом барабане. Остальные четыре малых барабана также цилиндрические. Паруса выложены кольцевой горизонтальной кладкой нависающими слоями. Северный и южный участки нартекса перекрыты восстановленными парусно-скуфейными сводами с голосниками. Боковые нефы первоначально членились на два яруса перекрытиями хоров, представлявших деревянный настил на балках прямоугольного сечения, уложенных поперек нефов, несколько выше нижнего ряда окон. Западная часть хоров отделена от главного нефа трехарочной конструкцией, на двух восьмигранных столбах.
В соборе сохранилась масляная стенопись начала XIX в., а также фрагменты фрески. Однако лучший образец монументальной живописи XI в. «Фекла» сохранился только в копии. Оригинал погиб во время Великой Отечественной войны. Собор исследовали в 1923-1924 гг. проф. архитектуры И. Моргилевский и археолог Н. Макаренко. Исследования архитекторов Н. Холостенко и М. Говденко выявили много новых данных для определения объемно-пространственной структуры и декора. Удалось проследить летописную границу двух основных строительных периодов, где видны различия материалов, конструкций оконных перемычек и архитектурных деталей. Совокупность новых данных позволяет с максимальным приближением реконструировать собор в первоначальном виде. В интерьере обнаружены импостные капители и база мраморных колонн, родственные колоннам причерноморских базилик VI-VIII в.в., расчищены резные шиферные плиты ограждения хоров, обнаружен фрагмент резного шиферного пола со следами мозаики.
С 1970 г. проводятся исследовательские и реставрационные работы живописи. С 1980 г. расчищается и реставрируется живопись начала XIX в. в северном нефе. Открыты сюжетная живопись и небольшие фрагменты фрески высокого художественного достоинства и своеобразной трактовки.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_492.html
Черниговский храм Спаса является одним из немногих сохранившихся до наших дней памятников соборной архитектуры Киевской Руси XI века и одним из самых ярких из них. Строительство этого собора было начато ещё в начале XI в. – примерно в 1033–1034 г.г. Его основоположник, князь Мстислав Владимирович, вскоре скончался, из-за чего храм был завершён только в 50-х г.г. После освящения Спасо-Преображенский собор стал главным храмом Чернигова и сегодня является единственным сохранившимся памятником искусства того времени.
За прошедшие века собор пережил немало реставраций и перестроек, но внутри всё же сохранились остатки фресок, колонн, резных плит, по которым можно судить о первоначальном внутреннем убранстве храма. В этом соборе хранится прах князя Игоря, известного многим благодаря «Слове о полку Игореве», а также других великих князей тех времён.
Наиболее серьёзную перестройку храм пережил после разрушившего его пожара 1756 г., во время которого выгорели все внутренние помещения, а крещальня в юго-западном углу была полностью утрачена. В итоге после пожара к собору вместо крещальни была пристроена новая башня, симметричная уже имеющейся, и на обе башни были установлены огромные кресты, что полностью исказило первоначальный вид храма.
Вся конструкция Спасо-Преображенского собора была направлена на создание эффекта пирамидальности, для чего его главам даже придали параболическую форму. Храм пережил ещё одно значительное видоизменение в XVIII–XIX в.в., когда над ним были надстроены ещё две башни – именно тогда собор стал таким, каким мы его видим сегодня. По сути, Спасо-Преображенский собор – это большой трёхапсидный храм с шестью столбами и тремя нефами.
Ранее к восточным углам собора были пристроены небольшие часовенки, остатки которых были найдены в результате раскопок, проведённых на территории храма. Стены Спасо-Преображенского собора сложены из кирпича и оформлены плоскими и профилированными пилястрами. Интерьер Спасского собора построен на строгом сочетании вертикальных и горизонтальных линий.
Внутренняя структура собора такого типа редко встречалась на территории Киевской Руси, поскольку интерьер храма обустроен согласно канонам византийского зодчества той эпохи. До пожара 1756 г. Спасо-Преображенский собор не уступал первопрестольным церквям Киева по великолепию интерьера. Вполне возможно, что при строительстве храма частично повторялась схема Десятинной церкви. Можно предположить, что и черниговский Спасо-Преображенский собор, и Софию Киевскую возводили одни и те же мастера.
Православная Жизнь
Главный храм древнерусского города и Чернигово-Северского княжества, самый древний из сохранившихся храмов Чернигова собор Преображения был возведен в ХІ в.
Собор представляет собой уникальный образец византийско-киевской школы зодчества и храмостроительства расцвета Киевской Руси. В храме покоятся мощи святых.
Заложен Спасо-Преображенский собор в 1030г. Мстиславом, князем черниговским, братом великого князя русского Ярослава Мудрого. Согласно древним сказаниям, храм был построен на месте древнего языческого капища, на котором вначале, еще во времена Владимира, Крестителя Руси, была возведена деревянная церковь. В конце ХІ в. возле собора была построена новая княжеская резиденция, известная как «красный терем».
Интересно, что архитектурно Спасо-Преображенский собор отличается от многих древнерусских храмов. Строение уникально тем, что подобной конструкции не имеет ни один из известных древнерусских храмов. Однако, некоторые исследователи утверждают, что наиболее подобна по архитектурному решению была Десятинная церковь в Киеве, разрушенная еще в ХІІв. В планировании пространственного решения объединена схема византийского крестово-купольного храма с элементами романской базилики. Такие храмы были преимущественно в Малой Азии и Закавказье. Возможно, на возведение черниговского храма князь Мстислав, княживший когда-то Тьмутаракане, мог пригласить мастеров с восточных земель в помощь столичным и местных зодчим.
Архитектурно-конструктивное решение превосходно четкое и законченное, все оправданно и имеет свое предназначение, нет ничего лишнего. Первоначально фасады храма были суровыми, собор имел ярко выраженный пирамидальный вид, который усиливался низкими структурами усыпальниц, крещален, лестничной башни. Фасады собора были украшены орнаментными узорами, выложенными из кирпича при строительстве, – менадрами, переплетениями, крестами. Некоторые участки были окрашены в розовый цвет. Такое соединение узоров из кирпича, рядов плинты, натурального камня придавали фасадам особую живописность и одновременно торжественность.
Интерьеры собора поражают своим величием. Пространственное решение воплощает тяготение души человека к небу, к Богу. Все внутренние поверхности стен, потолков и столпов имели фресковые росписи. Богатая цветовая палитра интерьеров подчеркивалась и ярким полом, сделанным из цветного камня, керамических плиток, смальты.
Около девятисот лет Спасо-Преображенский храм был главным кафедральным собором Черниговщины, центром общественной и государственной жизни. Именно в этом месте княжеские договоры укреплялись целованием креста.
В серебряной раке хранились в соборе мощи прп. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. Имя святителя Феодосия стоит в ряду тех немногих лиц и имен, которые являются украшением и славой всей Церкви Российской. До 1921г. мощи пребывали в Спасо-Преображенском храме, после возвращения из Санкт-Петербурга некоторое время пребывали в Воскресенском храме, ныне хранятся в Свято-Троицком соборе. С Феодосием Углицким связана история «ленинградской дороги жизни», когда в блокадном Ленинграде его образ стал надеждой для спасения умирающих людей. Также Феодосий Углицкий считается покровителем «чернобыльцев». Есть свидетельства, что в ночь на 26 апреля в сновидениях женщины святитель Феодосий молился незримому Творцу. Ни одно смертоносное облако не пошло на Чернигов, замечены удивительные исцеления от лучевых болезней у чудотворных мощей. Поэтому митрополит Черниговский и Нежинский Антоний благословил для Дарницкого чернобыльского храма в Киеве древнюю икону святителя с частицей его мощей. В День памяти святителя Феодосия икона во время литургии в Чернигове лежала на мощах чудотворца, и после акафиста святитель Феодосий как бы сам «дал» часть мощей: частица чудесным образом отслоилась от нетленного тела.
Когда-то в соборе хранилась икона Одигитрия, которую привезла дочь византийского императора Константина – Анна. Когда ее сын – Владимир Мономах стал княжить в Смоленске, чудотворную икону перевезли в новопостроенный храм. Считается, что благодаря именно этой иконе Божьей Матери хан Батый не смог взять Смоленск.
Архитектура и Проектирование | Справочник
Вы здесь
Спасо-Преображенский собор в Чернигове
Спасо-Преображенский собор в Чернигове является четырехстолпным храмом типа вписанного креста, с нартексом и развитой алтарной частью. Знаменательна форма опор — они никоим образом не читаются как комбинации отрезков стен, но представляют собой центрические крестчатые столбы. Напомним, в константинопольских храмах начиная с X в. стены внутри исчезают, в цельном пространстве наоса в качестве опор остаются лишь четыре колонны.
В черниговском храме происходит обратная замена — колонн столбами. Однако уже совершившееся в IX — X вв. осознание опор как формы в себе замкнутой, не разделяющей пространство, а лишь находящейся в нем, приводит к возникновению центрических крестчатых столбов. На четырех подобных столбах ничто не мешает возвести ту же каноническую систему перекрытий, которую в константинопольских храмах несли четыре колонны. Конечно, подобные опоры — примитивизация мотива. В ее основе лежат и причины практического характера, ибо доставка четырех мраморных больших колонн для княжеского строительства была бы, вероятно, довольно сложной. Однако еще интереснее отметить, что, даже если бы такая возможность и существовала, ею нельзя было бы воспользоваться для возведения черниговского собора.
Мы подходим к очень важному моменту в композиции здания. Речь идет о его хорах. Расположены хоры над нартексом и боковыми нефами, эти зоны интерьера оказываются двухэтажными. Применение колонн в качестве основных опор становится невозможным, ибо их стволы оказались бы пересеченными посередине.
Между подкупольными столбами в двух ярусах размещены аркады. Подобная композиция, как мы видели, употребляется в памятниках Византии V — XI вв. Она восходит к купольным базиликам, таким ранним и начальным, как Алахан манастир. Принципиально такую структуру мы находим в Константинопольской Софии, почти такую — в церкви в Каср-ибн-Вардане. В дальнейшем, с заменой купольных базилик крестово-купольными храмами, аркады в верхнем ярусе исчезают (храм св. Ирины в Константинополе, храм в Дере-Агзы). Интересно и показательно для ощущения общности архитектурной традиции близкое совпадение размеров (при типологическом сходстве) черниговского памятника и храма в Дере-Агзы: в Чернигове — общая длина 32 м, ширина 21,5 м, подкупольный квадрат — 7,75 м, в Дере-Агзы соответственно — 33 (без экзонартекса), 21 и чуть больше 8 м.
В византийских постройках VIII — IX вв. хоры устраиваются на сводах, перекрывающих нижний ярус, а коробовые своды рукавов креста опираются на стены угловых ячеек, прорезаемые арками. В XI в. аналогичные принципиально решения, хотя и восходящие скорее к линии церкви Успения в Никее, мы видели в храме Георгия в Манганах и в Гюль Джами (в первом устройство обширных хор связано с императорским заказом).
Композиция Спасо-Преображенского собора в Чернигове при использовании традиционных, поддерживающих хоры, аркад, отличается, как уже говорилось, иной трактовкой общей структуры. В связи с центрической трактовкой опор стены внутри превращаются в крестчатые столбы, а хоры располагаются на плоских перекрытиях. Это лишает хоры органической связи с храмом. Создается весьма своеобразная ситуация, когда в крестово-купольный тип храма, ставший под влиянием зданий на четырех колоннах пространственно цельным, вновь переносятся формы, должные разделять внутреннее пространство. Все эти формы связаны с устройством хор.
Чернигов. Спасо-Преображенский собор. 1030-1040-е годы. Схематический продольный разрез | Продольный разрез по южному нефу |
Чернигов. Спасо-преображенский собор. план | Чернигов. Спасо-Преображенский собор. План на уровне хор |
Возникло необычное композиционное решение. В упомянутых византийских постройках ходы над боковыми нефами продолжаются до восточных стен, так, что боковые апсиды оказываются двухэтажными. Здесь же хоры идут лишь до восточных крестчатых столбов, перед алтарем образуется свободный поперечный неф. Так же, как центрические опоры являются отголоском форм четырехколонных храмов, так и это необычное деление связано с типичным для них же противопоставлением свободного цельного наоса алтарю. В Спасском соборе деление на алтарь и квадратный наос дополнительно выявлено лопатками, появляющимися на боковых стенах на границе этих пространств. Лопатки как бы обрамляют и открывают пространства всех трех апсид.
Построение алтарной части своеобразно. Три апсиды расположены в одну линию. Они как бы приставлены к наружному контуру восточной стены здания. Обычно апсиды начинаются от внутреннего контура предполагаемой восточной стены (этот уровень выявляется угловыми лопатками). Поскольку предапсидные помещения очень неглубоки, то создается впечатление, что они устроены в основном с помощью подобного выдвижения апсид. Необычность планировки выявляется и негативным соответствием контуров восточных участков северной и южной стен, где лопаткам снаружи соответствует как бы ниша внутри, и наоборот. Форма своей нечеткостью выдает какую-то неуверенность мастеров, но не менее интересно и то, что ей можно подыскать весьма близкую аналогию. Подобный вынос апсид мы находим в церкви Богоматери Халкеон в Салониках, возникшей под несомненным влиянием архитектуры Константинополя. В самой византийской столице из-за сложного четырехлепесткового плана алтарных помещений апсиды тоже иногда выдвигаются к востоку, хотя и не в такой мере (Эски Имарет Джами); в XII в. в маленьком храме Иоанна Предтечи три полукруглые апсиды вынесены за линию, соединяющую восточные углы основного объема.
Нартекс черниговского собора пространственно несколько обособлен, он сообщается с наосом тремя арочными проемами в восточной стене. В том, что это стена,- нет ни малейшего сомнения, поэтому еще раз укажем на невозможность обозначить отрезки стен как столбы и на ошибочность определения «шести-и восьмистолпные храмы». Северная и южная ячейки нартекса перекрыты купольными сводами, центральная — коробовым сводом. Последний ориентирован в направлении север — юг, что также содействует обособленности нартекса. Вместе с тем чрезвычайно выразительны открывающиеся из нартекса и побуждающие к движению перспективы в большое и свободное пространство храма. Подобное сопоставление характерно для константинопольских памятников.
В верхнем этаже пространство западной части храма организовано иначе. Над нартексом боковые ячейки одинаково широкими проемами открываются и в средний, и в боковые нефы собора. Образующиеся таким образом достаточно обширные П-образные хоры входят в пространство самого храма, во всяком случае в линии малых нефов. Стены на хорах оказываются вытесненными (от них остаются лишь лопатки столбов).
Пространство хор, казалось бы, становится частью пространства всего храма. Однако полного объединения не происходит по двум причинам. Первая связана с разнохарактерностью ячеек самих хор. Угловые — низкие и довольно темные, лишенные окон, — были как бы проходными, соединяющими, они перекрывались глухими сомкнутыми сводами. Дверные проемы в северной и южной стенах соединяли их с лестничной башней (с севера) и каким-то помещением над крещальней (с юга). Ячейки хор в малых нефах основного пространства тоже смотрятся несколько отдельно друг от друга. Главными являются зоны хор в рукавах креста, они залиты светом больших окон, расположенных по три в два яруса, и охвачены широкими и высокими коробовыми сводами.
Все три ячейки хор над малыми нефами разделяются перекинутыми к стенам арками, расположенными на одной высоте и к тому же довольно низко, особенно в отношении к уровню сводов. Высота шелыг арок над полом хор — 4 м, шелыг глухих купольных сводов — 7,5 м, куполов малых глав — почти 13 м, центральных сводов — около 10 м. Все ячейки имеют индивидуальные пропорции, особенно необычны промежуточные, расположенные в западных углах наоса, ибо над ними поднимаются вытянутые круглые, в нижней части — глухие барабаны малых глав (высота барабанов — более 6 м). Чередование пространств выглядит несколько случайным, хотя общая система храма является ясной и логичной. Это противоречие опять-таки связано с устройством хор в храме, чья структура, родственная четырехколонным композициям, уже не совсем для этого подходит.
Угловые ячейки на хорах связаны с центральной широкими арочными проемами, но центральная никоим образом не является соединяющим проходом, а наоборот — своей резкой выделенностью от угловых зон создает пространство, композиционно наиболее значительное на хорах. Его особый характер подчеркивает и западная стена своими широкими глухими поверхностями; в ней, в отличие от стен в боковых рукавах креста, внизу находится лишь один арочный проем в центре. Проем имеет необычный характер — он продолжается почти до пола. Подобное окно напоминает окно в нартексе северной церкви монастыря Пантократора в Константинополе. В люпете же западной стены прорезаны три очень высоких окна. Все пространство высотой, ощущением срединного положения на хорах (остальные помещения ему симметричны), сгруппированностью к центру превращается в своеобразный зал с верхним светом, с видом в центральный неф, в подкупольное пространство и центральную апсиду.
Особенностью внутреннего пространства является его целостность, несмотря на как бы трехнефное расчленение. Одинаковые лопатки крестчатых опор оказываются ориентированными на внутреннее ядро столба и не обладают динамикой выступа; вместо того, чтобы определять движение пространства, эти опоры просто пребывают в нем. Пространство, обладая некоей самостоятельностью развития, как бы прорезает внутренние перегородки арочными проемам, уничтожая вещественную непрерывность стен и придавая формам структурный смысл. «Преодоленность» перегородок усиливается центричностью перекрытия наоса, которое образовано сводами рукавов креста и пятью световыми главами, равномерностью освещения через многочисленные окна.
Для трактовки отдельных форм характерны ясность и сложность одновременно, изящная расчлененность при ощущении нерасторжимости всех частей гибкой оболочки, где прихотливо соединяются и переходят друг в друга структурные и фоновые элементы. Профилировки всюду используются для облегчения форм и выявления их соотнесенности с целым. Опорами нижних аркад служили мраморные колонки, вдвое более тонкие, нежели опирающиеся на них кладки (колонки были обложены кирпичом после пожара XVIII в.). Ионические капители с импостами несут профилированные шиферные плиты, с которых начинается кладка арок. Хотя колонны круглые, шиферные плиты и массивы кладки на них — прямоугольные, вытянутые, их длинные стороны идут вглубь, сквозь аркаду (соотношение, часто встречающееся в Константинополе). Движение «сквозь» поддерживается и перспективными профилировками арок. Поэтому тройные аркады, пересекая рукава креста, в то же время напоминают о центрической природе основной композиции, горизонтальное движение аркад вдоль нефов сочетается с их ориентированностью на подкупольное пространство. Группировка вокруг центра и преодоление горизонтали подчеркиваются небольшим выделением средних арок во всех ярусах (такое примерно соотношение арок можно видеть в аркадах церкви Христа Всевидящего в Константинополе).