строительство храма во владивостоке
Владивосток. Кафедральный собор Спаса Преображения (строящийся).
Спасо-Преображенский собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Место под храм было освящено еще в 2000 г. Святейшим Патриархом Алексием II во время его визита в столицу Приморского края. Строительство храма на центральной площади Владивостока началось в 2011 г. В 2012 г. митрополит совершил чин закладки камня в основание будущего собора, но уже через два года работы приостановились из-за недостатка средств. Средства на достройку собора выделила «Тихоокеанская Инвестиционная Группа» (ПАО «ТИГР»). Место застройки является историческим для жителей Приморья. Более 150 лет назад здесь высадились первые русские люди, впоследствии тут располагалась первая деревянная часовня военного поста, получившего название «Владивосток».
19 декабря 2014 г. на территории строительства Спасо-Преображенского собора открылся временный храм. Пока идет возведение кафедрального собора приморской митрополии, регулярные богослужения будут проходить в нём. Монтажные и столярные работы завершатся в 2018 г., завершить строительство планируют в 2019 г.
8 сентября 2018 г., установлен первый купол Спасо-Преображенского кафедрального собора. Первым куполом, который возвысился над храмом во Владивостоке, стал боковой, расположенный ближе к 33-му причалу. Его диаметр − 5,7 м, а вес − 4,4 т. Всего таких куполов будет установлено четыре. Первый из них, покрытый нитридом титана, поднимали при помощи крана. А самый большой из куполов, диаметром 14 м, будут поднимать отдельно. Специально для него во Владивосток из Волгодонска привезли подъемный кран высотой 79 метров. За строительными работами наблюдал митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, который накануне провел чин освящения крестов.
Спасо-Преображенский кафедральный собор станет самым крупным храмом в Приморье и будет вмещать около 2000 прихожан.
На Спасо-Преображенском кафедральном соборе в центре Владивостока завершили установку последнего и самого большого креста. Конструкцию весом около полутора тонн установили на центральном куполе 15 сентября 2018 г. Знаковое событие для священнослужителей и храмостроителей состоялось в столице Приморья. Завершен монтаж самого большого креста на будущем главном соборе края. Религиозный символ, который в высоту составляет 19 метров, установлен на центральном куполе. Для подъема рабочим даже пришлось «нарастить» подъемный кран 250-тонник. Установка креста заняла несколько минут. После подъема над куполом конструкцию еще необходимо правильно развернуть по сторонам света и оцентровать. Крепят его, как поясняют рабочие, не болтами, а при помощи сварки.
За два дня до этого кресты водружали на «четвериках» и на «главке». Каждый крест был освящен митрополитом Владивостокским и Приморским Вениамином. 12 сентября на соборе был поднят центральный купол. 26-тонную конструкцию диаметром 14 метров устанавливали по частям при помощи специального грузоподъемного крана.
Cпасо-Преображенский кафедральный собор станет самым крупным храмом в Приморье и будет вмещать около 2000 прихожан. Высота собора 67 м, красить храм не планируют, по задумке он весь останется цвета марки «сливки». После завершения строительства в самом центре Владивостока появится возможность проводить большие богослужения на православные праздники – Рождество Христово, на Пасху. А вообще собор будет вести обычную приходскую жизнь.
Строительство храма на центральной площади Владивостока началось в 2011 году. В 2012 году митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин совершил чин закладки камня в основание будущего собора. Завершить строительство планируется до 2019 года.
Строители собора в центре Владивостока отсудили у Владивостокской епархии долг почти в 350 млн рублей
Арбитражный суд Хабаровского края удовлетворил иск ФГУП «Главное военно-строительное управление № 6» к приходу Спасо-Преображенского кафедрального собора Владивостокской епархии РПЦ о взыскании почти 350 млн рублей. Долг образовался в процессе строительства храма высотой 67 метров в центре Владивостока. Представители церкви от комментариев воздерживаются, сообщает «Коммерсантъ».
Согласно опубликованной на сайте Арбитражного суда Хабаровского края резолютивной части решения судьи Малашкина от 25 июня, местная религиозная организация православного прихода Спасо-Преображенского кафедрального собора Владивостокской епархии РПЦ обязана погасить перед ФГУП «Главное военно-строительное управление № 6» основной долг в размере 349 676 796,82 рубля. Кроме того, ответчик по иску ГВСУ-6 (бывший «Дальспецстрой») должен погасить в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 тысяч рублей. Решение арбитража вступит в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.
Ответственный за строительство Спасо-Преображенского кафедрального собора протоиерей Игорь Талько сообщил «Ъ», что «впервые слышит» о решении хабаровского арбитража, и отказался от комментариев. Так поступил и председатель приходского совета собора протоиерей Димитрий Федорин, предложив обращаться за разъяснениями к «правящему архиерею». В приёмной митрополита Владивостокского и Приморского Владимира на звонки и письменный запрос не ответили. Ранее представители церкви заявляли, что ситуацию вокруг задолженности перед строителями Спасо-Преображенского кафедрального собора комментировать не будут.
Пресс-секретарь ГВСУ-6 Наталья Саванчук сказала, что «задолженность образовалась в рамках договора подряда на строительство кафедрального собора во Владивостоке и подтверждалась бухгалтерскими документами».
«Из стоимости выполненных ФГУП и принятых заказчиком работ в 357,9 млн рублей были оплачены лишь 8,2 млн»,— добавила Саванчук.
«Дальспецстрой» уже подавал в 2014 году в арбитраж Хабаровского края иск к епархии о взыскании задолженности в размере 380 876 765,6 рубля. Но дело осталось без рассмотрения, поскольку участники в суд не явились.
В июне 2011 года, когда строительство храма началось, представители епархии оценивали его стоимость в 420 млн рублей. Строительство идёт за счёт пожертвований. Среди наиболее крупных спонсоров называют бывшего губернатора Приморья, а ныне предпринимателя Сергея Дарькина.
В апреле прошлого года губернатор Приморья Олег Кожемяко на встрече с патриархом Московским и всея Руси Кириллом заявил, что «в центре Владивостока завершается строительство главного собора края — Спасо-Преображенского».
«В завершение встречи Олег Кожемяко пригласил патриарха во Владивосток для освящения новопостроенного собора», — сообщала пресс-служба главы региона. Впрочем, ввести в эксплуатацию собор до сих пор не удалось.
Спасо-Преображенский кафедральный храм станет одним из самых высоких православных сооружений в Приморском крае, его высота составит 67 метров. Увенчают здание шесть куполов. Архитектура храма ориентирована на владимиро-суздальские образцы, говорится на сайте митрополии.
Спасо-Преображенский кафедральный собор, г. Владивосток
наш приходской сайт
Из истории строительства
Спасо-Преображенский кафедральный собор
Краткая характеристика проекта: здание собора разместится рядом с центральной площадью Владивостока, по адресу Корабельная набережная, 1 (площадь участка 0,7 га), на берегу бухты «Золотой Рог». Новый собор сможет вместить более двух тысяч верующих. Высота сооружения составит 67 метров. Проект — ДНИИМФ г. Владивостока (главный архитектор Александр Котляров). Расположение собора таково, что всё пространство центральной площади остается практически в неприкосновенности. Собор примыкает к площади со стороны моря, и тем самым зрительно даже расширяет ее. В облицовке стен решено использовать кирпич светлого тона.
Хроника строительства >>
Храм строится всем миром. Каждый может стать строителем собора и вписать свое имя или имена родных, близких, друзей, крестников в историю. Пожертвования и записки принимаются в епархиальном управлении или в иконных лавках действующих храмов..
Как стать храмостроителем?
1. Приобрести «именной кирпич » или оставить записку с пожертвованием на собор в любом из храмов епархии
2. Внести пожертвование в благотворительный фонд поддержки строительства Спасо-Преображенского собора
3. Отправить пожертвование банковским переводом:
Назначение платежа: пожертвование на строительство Преображенского собора
Адрес: 690091 г. Владивосток, ул. Пологая, д. 65, тел. (423) 240-22-03
Опрос: «Зачем Владивостоку строить Преображенский храм?»
Нелли Мизь, краевед, действительный член Общества изучения Амурского края:
— Храмы всегда строились всем миром и отнюдь не от избытка средств. Люди на Руси делились, порой, последним, лишь бы поставить храм! Первым делом православные поселенцы сооружали на новом месте церковь, потому что всегда помнили: без Божиего благословения исправной жизни не жди, не бывало такого. И нам, живущим в XXI веке, эту истину забывать нельзя.
Когда я изучаю историю родного края, то всегда удивляюсь, как многое идет в ней по кругу, словно само время предоставляет нам, потомкам, еще один шанс, чтобы исправить то, что когда-то недоделали или сделали не так наши предки. Судите сами: сколько не боролись при советской власти с храмами, а ныне они возрождаются, причем, во Владивостоке — практически на тех же местах, где ставились церкви еще до революции.
Со Спасо-Преображенским собором история вообще уникальная! Заметьте: к его возведению Владивосток возвращается спустя 100 лет! Впервые подобный кафедральный собор хотели строить еще в 1912 году. Но, помешали обстоятельства и последовавшая в 1914 году I Мировая война.
А мечтали владивостокцы, чтобы в городе появился собор просторный, величественный. Местный священник Давыдов писал в 1910 году, что новый собор станет знамением новой эры Православия на востоке! В Тихом океане русским поселенцам виделось библейское Средиземное море, через которое христианство когда-то начало распространяться по миру. Потому и город на берегу океана они назвали в честь Господа, Великого Владыки, чьей святой воле покорится вскоре и восточная часть света. А значит, Владивосток должен стать центром дальневосточного Православия, новым Римом востока!
Причем, на строительство 100 лет назад даже удалось собрать существенную, по тем временам, сумму — 137 тысяч рублей! Так что новый храм смог бы вмещать до 3 тысяч прихожан. Дело возведения во Владивостоке собора приняла под свое покровительство сама Государыня Александра Федоровна, о чем прислала преосвященному Евсевию, первому епископу Владивостокскому и Камчатскому, царственную телеграмму.
Увы, 100 лет назад построить кафедральный собор так и не удалось, хотя желание народа было огромное! Но сегодня мы можем понять, почему так произошло: спустя каких-то пять лет, в 1917 году, власть в стране захватили богоборцы, так что новый Владивостокский собор все равно был бы разрушен.
Сегодня история предоставляет нам второй шанс. И если будет на то воля Божия, то дело пойдет и каждый православный горожанин наверняка внесет посильную лепту в устроительство будущего кафедрального собора.
Валерий Розов, г. Владивосток:
– Искренне верю, что Русская Православная Церковь играет сегодня важную стабилизирующую роль в обществе. Православные храмы призваны объединить российский народ ¬ собственно, это та национальная идея, к пониманию и принятию которой приходит сейчас всё больше умов в России, хотя у большинства россиян за плечами советское прошлое. Я и сам, к примеру, окончил Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, но отношение большевистского лидера к Церкви всегда вызывало в душе протест: нельзя призывать к разрушению храмов, это все равно, что разрушать собственную душу. Храмов много не бывает! Каждый вновь воздвигнутый свидетельствует о возрождении народной веры в Спасителя.
Как председатель Думы г. Владивостока, выслушиваю разные мнения, в том числе, кстати, и спорные. На мой взгляд, место выбрано как раз удачно.
Спасо¬-Преображенский кафедральный собор станет, прежде всего, визитной карточкой города, его будет видно экипажам кораблей, которые заходят в порт, гостям, пассажирам междугородних автобусов и поездов, прибывающих к железнодорожному вокзалу. Вообще, церкви на центральных площадях есть во многих городах ¬ к примеру, в соседнем Хабаровске, – бывая в гостях, всегда любуюсь их храмами, которых там, кстати, уже больше, чем во Владивостоке!
Позиция приморского губернатора в этом вопросе тверда и последовательна. Рассматривались ведь различные варианты проектов, остановились на центральной площади, и Сергей Михайлович Дарькин поддержал такой выбор. Теперь задача всех госструктур – способствовать быстрейшему оформлению проекта и началу строительства.
Приходится слышать и такое: не лучше ли возвести многоярусную парковку? Даст Бог, построим и парковки, это действительно серьезнейшая проблема для Владивостока. Но храм и парковка ¬ величины несопоставимые!
Кто¬-то говорит: не хватает больниц, детских садиков. Но тут дело¬то не в строительстве храма! Садиков не хватает по объективным причинам: просто помещения раздали в период спада рождаемости. А сегодня демографическая ситуация стабилизируется, экономика преодолела период кризиса, так что требуются, безусловно, и новые садики, и медучреждения. Но с Божией помощью, полагаю, удастся решить и этот комплекс проблем. Тем более что храм будут возводить на пожертвования. А на строительство социально значимых учреждений направляются специальные государственные средства.
Наконец, слышал и такой аргумент: к чему строить храмы, если спустя десятилетия на дальневосточной территории может остаться еще меньше православных? А давайте вспомним царские времена, первых поселенцев: разве не сознавали они, что не смогут заселить всю территорию? Но ведь стремились же, чтобы места эти стали русскими! Сегодня позиция государства в отношении Приморья твердая: наш край должен оставаться российским! С момента основания Владивосток является форпостом России на дальневосточных рубежах, таковым и останется. Как раз поэтому и надо возводить здесь новые храмы. Спасо¬-Преображенский кафедральный собор станет настоящим символом укрепления Православия на Дальнем Востоке.
Александр Зубрицкий, директор Дальневосточного филиала фонда «Русский мир»:
— От имени фонда «Русский мир» хотел бы поддержать инициативу возведения во Владивостоке, рядом с центральной площадью, нового Спасо-Преображенского кафедрального собора.
Наличие монументального храма в центре города очень характерно для архитектуры русского мира, где кафедральный собор это всегда главное сооружение, к которому ведут все дороги.
— Но высказываются и сомнения: мол, Владивосток это край страны, отсюда идет постоянный отток православного населения и, напротив, наблюдается приток мигрантов из Азии. Есть ли вообще смысл позиционировать этот форпост как православный уголок России?
— Знаете, я много ездил по стране, и хочу отметить, что в Приморье, при всей удаленности от центра, люди консолидированы и настроены патриотично. Несмотря на то, что само существование тут сложнее и зарплаты ниже, значительная часть населения из Приморья не уезжает, остается жить здесь. Вот для них, во-первых, и надо строить церкви, чтобы приморцы чувствовали, что проживают в России, а не просто на краю земли. Потому что русский народ всегда объединялся вокруг храмов. И вместе с первыми поселенцами тяготы освоения Дальнего Востока разделили православные миссионеры.
Во-вторых, сейчас я на нашей центральной площади, по большому счету, не бываю: смотреть там особенно не на что. А вот если воздвигнут церковь, я, как отец многодетного семейства, непременно стану приходить туда с детьми.
В-третьих, чем интересен Владивосток для иностранцев? Что едут смотреть к нам туристы? Русскую православную культуру на берегах Тихого океана! А Спасо-Преображенский кафедральный собор, насколько могу судить, будет сооружен в лучших традициях культового зодчества. И станет величественной, духовной доминантой в нашей городской среде.
Строительство храма в центре Владивостока займет еще многие месяцы
Работы в Спасо-Преображенском кафедральном соборе на центральной площади Владивостока, который планировалось сдать осенью этого года, займут еще несколько месяцев. Об этом стало известно на рабочем совещании по строительству храма в мэрии, сообщает ИА PrimaMedia.
На рабочем совещании, которое провел глава города Олег Гуменюк, сегодня, 7 августа, обсудили вопросы благоустройства Спасо-Преображенского кафедрального собора, подключения объекта к инженерным сетям, уточняет пресс-служба администрации Владивостока.
Директор компании-генподрядчика «Ремонтно-строительной компании КФК» Владимир Каспин кратко перечислил, что уже выполнено: завершено обустройство кровли, полностью выполнена кирпичная кладка. На очереди – оштукатуривание соборных стен. На это требуется время.
«Процесс не быстрый, по технологии работа займет месяцы. Плюс штукатурить помещения можно при определённой температуре воздуха. Поэтому, прежде всего, нам нужно провести коммуникации, подключить свет и тепло», — добавил директор компании-подрядчика.
«С нашей стороны проблем не будет. Окажем максимальное содействие в этом процессе», — цитирует пресс-служба ответственных специалистов от «Примводоканала» и тепловых сетей.
Ранее, напомним, краевые власти анонсировали, что собор на центральной площади города, который возведен прямо напротив администрации Приморья, ожидается к открытию осенью этого года. Во время встречи с патриархом Московского и всея Руси Кириллом губернатор Олег Кожемяко пригласил епископа РПЦ во Владивосток на освещение собора.
«Это станет возможно, когда строительство будет полностью завершено», — уточняла пресс-служба администрации региона.
Напомним, идея строительства храма в центре Владивостока появилась в 1999 году. На получение документов на землю и разрешения на строительство ушло 9 лет. Непосредственно строительные работы начались в 2010 году. Активно строительство продвигалось до 2012 года, а затем стройка была заморожена. Деньги на его достройку дала компания экс-губернатора Приморского края Сергея Дарькина.
Спасо-Преображенский кафедральный собор после достройки будет самым крупным храмом в Приморском крае, он вместит до 3 тысяч верующих. Для сравнения, Свято-Никольский кафедральный собор на Махалина вмещает около 600 верующих, Покровский кафедральный собор – около тысячи человек
Первую службу в Спасо-Преображенском кафедральном соборе планируют провести уже в 2019 году, не дожидаясь окончания отделочных работ.
На кладбищах, в кинотеатрах и на площади Борцов Революции: где строили храмы во Владивостоке
Новости о народных протестах против строительства церкви в Екатеринбурге разошлись по всей стране. Храм Святой Екатерины хотят возвести вместо разрушенного в 1930 году собора на площади Труда. Однако местные активисты выступают против стройки, которая затронет часть сквера. Как выбирали места для церквей во Владивостоке и где их строят сейчас, вспоминает VL.ru.
Первая церковь во Владивостоке появилась еще в 1860-е годы. Храм на Светланской, 65 строили солдаты – в то время на этом месте был склон. Спустя 15 лет неподалеку от небольшой церквушки заложили Успенский собор, впоследствии получивший статус кафедрального и ставший главным собором Владивостокской епархии. В советское время Успенский кафедральный собор разрушили, а на остатках фундамента построили особняк для руководителей городской власти, чуть позже в нем разместилось художественное училище. Здание бывшего соборного дома, где до революции располагались библиотека, комната отдыха для духовенства и подсобные помещения, сохранилось, в нем открыли детские секции, общежитие и школу ДОСААФ. Епархии это здание отдали только в 1996 году, с этого момента началось возрождение храма Успения Пресвятой Богородицы. В 2001 году храм венчали куполами и крестами, а через год здесь установили иконостас.
Историк Русской православной церкви на пенсии Галина Прозорова рассказывает, что с момента появления первой церкви и по сей день тенденции выбора мест под строительство почти не изменились.
«Принципы остались прежними: главный храм (иначе его называют кафедральный собор) обычно строился в центре города. Как пытаются, например, восстановить храм Святой Екатерины, разрушенный в 1930 году в Екатеринбурге. Или наш Свято-Преображенский собор. Остальные – по потребности прихожан, чтобы людям было удобно добираться до храма. В Московской патриархии есть даже программа такая – строительство новых храмов в шаговой доступности», – отмечает Галина Владимировна.
Именно традицию строить храм в сердце города в наши дни продолжил Спасо-Преображенский собор, который возводят на центральной площади Владивостока. Хотя, по словам историков, этот храм мог появиться в другом месте.
«Подобный кафедральный собор хотели строить еще в 1912 году, там, где находится нынешний телецентр. Даже проект составили и пожертвования собрали. Революция помешала. Уже в новые времена решение о строительстве Преображенского собора было принято с образованием самостоятельной Владивостокской епархии. Сбор средств на строительство этого храма был начат в начале 1991 года», – рассказывает Галина Прозорова.
Однако приступить к строительству храма помешали земельные тяжбы. Бывший митрополит Вениамин рассказывал, что участка для Преображенского собора добивались без малого 10 лет. За это время было предложено место в районе фуникулера и даже составлен проект, но епархия не соглашалась: на сопку тяжело было бы подниматься прихожанам. В итоге под строительство одобрили участок на центральной площади, часть которого была занята парковкой. Стройка самого крупного в Приморье храма идет с 2011 года, а соседствовать он будет с памятником Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке и администрацией Приморья.
Центральную часть города выбрали и для лютеранской церкви Святого Павла. Здание построили на возвышенности у Орлиной сопки на Пушкинской, 14. С 1935 до 1997-го в его стенах размещались различные учреждения, в том числе музей Тихоокеанского флота, который сейчас находится на Светланской. Кирха передана лютеранской общине Дальнего Востока в 1997 году, тогда же Германия включила храм в список памятников немецкой культуры за рубежом и частично финансировала реставрацию.
Раньше церкви часто строили на территории погостов. На городских кладбищах в свое время появилось несколько храмов. Один из них – Покровский кафедральный собор. В 1902 году его возвели на холме, покрытом лесом, для этого привлекли бригаду китайских строителей. За основу взяли церковь Покрова Божией матери в Благовещенске. А из остатков стройматериалов при церкви построили школу для детей Корейской слободы, которая находилась на перекрестке Октябрьской и Океанского пр-та. В советские годы было закрыто кладбище, могилы сровняли катками, мрамор использовали для отделки лестниц строящихся домов, а на его месте начали благоустраивать городской парк культуры и отдыха. Храм взорвали. Кирпич использовали для строительства пединститута, лестницу, которая вела на колокольню, отдали на ТЭЦ. Вместо собора появились клумбы и портрет Сталина из цветов, позже здесь установили памятник Ленину. В 1991 году городские власти поинтересовались у владивостокцев о дальнейшей судьбе парка. Большинство оказалось за восстановление храма.
«В начале 1991 года памятник Ленину общественностью в лице известного краеведа Бориса Дьяченко с друзьями и популярной тогда во Владивостоке женщины-экстрасенса Илии, нанявшей на свои средства экскаватор, был снесен. В том же году был объявлен сбор пожертвований на возрождение Покровского храма. Однако его строительство тормозилось из-за того, что официально городские чиновники очень долго оформляли передачу земли под храм и прилегающую территорию. Наконец, в сентябре 2004 года оно началось на сохранившемся фундаменте старого храма. В марте 2007-го уже были освящены 10 колоколов, а 3 апреля они были установлены на колокольне. Его внешний вид максимально приближен к образу того исторического храма», – отмечает Галина Владимировна.
Храм Казанской иконы Божией Матери на Верхнепортовой, 74 тоже строили на погосте. Военно-кладбищенскую церковь открыли в марте 1908 года на средства солдат и офицеров крепости Владивосток. Но ее ожидала судьба Покровского храма. В 1932 году церковь сровняли с землей, кладбище срыли бульдозерами, а землю с человеческими останками вывезли на баржах в море. Вместо церкви построили кинотеатр «Вымпел». В апреле 1999 года здание передали РПЦ, и уже в бывшем кинотеатре спустя шесть лет вновь открылся храм.
«Настоятелю храма Ростиславу Морозу удалось найти общий язык с руководителями предприятий Фрунзенского района, они целыми семьями стали прихожанами этого храма, и с их помощью за шесть лет удалось из бывшего развалюхи-кинотеатра создать храм. При храме работает воскресная школа для детей. Действующим там является и кинозал, который используется для проведения образовательно-просветительских мероприятий», – добавляет историк.
Разрушенные в советские годы храмы стараются восстанавливать в их прежних границах. А новые церкви часто возводят в исторических местах. Так было с храмом святых новомучеников на Шуйской, 23. Его построили на территории бывшего ВладЛАГа, куда свозили политзаключенных со всей страны. На его стене, как напоминание о тех временах, висит табличка: «Здесь в 1939-1943 годах располагался пересыльный лагерь, через который прошли сотни тысяч невинных в ад ГУЛАГа».
Церковь со школой построили на Махалина, 30 в память о павших в Русско-японской войне – это Свято-Никольский кафедральный собор.
Есть в дальневосточной столице и ведомственные храмы, например, храм-часовня святого апостола Андрея Первозванного на Петра Великого, 4г построен в память погибших военнослужащих ТОФ. Другие храмы Владивостока были открыты при госпиталях: храм святителя Луки Крымского в госпитале ветеранов войн на Новожилова, 19 и храм святого великомученика, целителя Пантелеймона в Тысячекоечной больнице. Выделяются домовые храмы, как, например, храм Серафима Саровского на Владивостокском хлебозаводе и храм Сергия Радонежского в консистории на Пологой, 65.
Среди храмов были и те, которые не возводили с нуля и не восстанавливали на исторических местах, а открыли в существующих зданиях. Это храм иконы Божией Матери Порт-Артурской. Его основали в 2003 году в здании бывшего кинотеатра «Маяк» на Гамарника, 18.
Строительство новых храмов во Владивостоке, пожалуй, никогда не начиналось в городских скверах. Исключением можно считать лишь храм святой мученицы Татьяны. В 2000 году в сквере между Пушкинской и Всеволода Сибирцева, возле нижней станции фуникулера, построили часовню. Протестов это не вызвало. Храм-часовня планировался студенческим, и молодежь активно принимала участие в его строительстве.
«Возвели часовню-храм Святой Татьяны при ДВГТУ по инициативе ректора Геннадия Петровича Турмова. Проект разрабатывали архитекторы-студенты Тухбатулин и Гаврилов под руководством своего профессора Валерия Моора. Храм носил статус учебно-культурного центра и в этом статусе стоял на балансе университета, что позволяло ДВГТУ содержать студенческий храм. Он пользовался большой популярностью среди студентов и молодежи Владивостока. Причем и верующих, и неверующих. Молодежь шла туда не только (и не столько) на богослужение. Кто-то приходил подискутировать на философские темы с интеллектуалом профессором Обертасом, а кто-то просто душу отвести на житейские темы с ласковой бабушкой Любушкой Шавриной из иконной лавки, которая 12 лет всех встречала словами «Здравствуй, радость моя!» и поила чаем», – вспоминает Галина Владимировна.
На территории Владивостока существует 28 православных храмов, не считая монастырей. Но, по мнению епархии, этого недостаточно. В планах – построить еще около 10 церквей в разных районах города. Некоторые из них уже начали возводить, другие – пока только в проектах. На акции протеста владивостокцы не выходят, а вот члены КПРФ на фоне событий в Екатеринбурге решили перейти к активным действиям. Свое мнение они высказали на одиночных пикетах.
Член КПРФ Александр Сустов считает, что ситуация в Екатеринбурге близка Владивостоку темой точечной застройки: «Мы хотели поддержать жителей Екатеринбурга, потому что не только у них такая проблема со сносом скверов. Во Владивостоке тоже напряженная ситуация с точечной застройкой и строительством церквей. Только благодаря совместным действиям жители могут сохранить сквер, как, например, удалось сохранить зеленую зону на Бестужева».
«Почему отдается приоритет строительству храмов? Например, на центральной площади. Опрос жителей Владивостока показывал, что люди не хотят видеть там храм, а его построили. Ладно у нас, а в Екатеринбурге целый сквер, где люди гуляют. Почему попы могут себе позволить захватить общественное место? Получается, если человек в Бога верит, ходит в церковь – он выше меня? Если мы даем приоритеты православной церкви, давайте что-то подобное организовывать для других: мечети строить, буддийские храмы, это же все религия», – считает коммунист Максим Шинкаренко.
Историк РПЦ уверена – дело не в количестве верующих и не в религии, а в менталитете.
«Владивосток изначально создавался и заселялся как город многонациональный и многоконфессиональный. Условия жизни у нас тут всегда были суровые. Если бы мы еще и конфликтовали между собой – мы бы просто не выжили. Так и сложился исторически владивостокский характер», – считает Галина Прозорова.