строение храма для детей
Детям – о строении храма
Три части храма
Мы уже говорили, что снаружи храм часто похож на крест. А как храм устроен внутри? В какой бы стране человек ни зашёл в православный храм, он заметит, что эти храмы состоят из трёх частей: притвора, средней части и алтаря — и чем-то похожи друг на друга. Потому что почти все эти церкви построены по образцу древнего храма Соломона в Иерусалиме.
До наших дней он не сохранился, но тоже состоял из трёх частей, только назывались они иначе. Главные двери церкви, через которые входят люди, чаще всего находятся на западе.
Православные христиане входят в храм, перекрестившись и обратившись Богу со словами: «Господи, я вхожу в дом Твой, покланяюсь святыне Твоей, помоги мне, прости меня за грехи мои. Аминь».
Притвор
Открыв дверь церкви, мы входим в притвор. Он предшествует основной части храма, где обычно находятся люди во время службы. В притворе остаются те, кто готовится к Крещению. Они выходят после того, как диакон громко просит их удалиться:
«Оглашенные (то есть некрещёные), изыди́те (уйдите)». Некрещёные люди выходят из средней части храма раньше крещёных не потому, что они «плохие», а потому, что они ещё не могут участвовать в таинствах.
В притворе могут стоять люди, которые поступили очень плохо. На исповеди священник рассказал им, как получить прощение. В древности человек мог стоять в притворе несколько лет, пока священник не убеждался, что грешник в самом деле раскаялся. Сейчас уже нет таких строгих правил, но за серьёзный проступок отправить человека в притвор батюшка всё-таки может.
Человеку нужно время, чтобы подготовиться к Крещению. Его сначала нужно спросить, хочет ли он дружить с Богом и другими христианами и что он готов для этого сделать. Нельзя же прийти с улицы и сразу стать нападающим сборной России по хоккею! Нужно готовиться и много тренироваться.
Средняя часть храма
Миновав притвор, христианин входит в храм. Центральная часть храма с главным алтарём напоминает корабль и потому называется «нефом» («неф» по-французски «корабль»).
Христиане здесь превращаются в «моряков на корабле», который плывёт по бурному морю и управляется самим Христом. Образ Церкви как морского или речного судна был таким популярным, что храмы стали называть «кораблями спасения».
Слева и справа от главного корабля иногда можно видеть «лодки» поменьше. Там тоже есть алтарь, но маленький. Такие «судёнышки» стали называть приделами. В них часто служат зимой, если храм большой. Ведь маленький придел с низким потолком можно быстро обогреть, и люди там не мёрзнут. Иногда вдоль стен стоят скамейки для сидения.
Алтарь
Через двери поменьше (их могут называть северными и южными) в алтарь входят все остальные служители (алтарники, пономари, чтецы).
Каждый христианин мужского пола хотя бы раз в жизни был в алтаре — мальчиков туда вносят после Крещения, а те, кто крестился в зрелом возрасте, входят туда сами в сопровождении священника.
Девочкам или женщинам входить в алтарь нельзя. Это не значит, что девочки хуже мальчиков, просто сложилась такая традиция. Точно так же, как, например, женщинам нельзя быть шахтёрами или сталеварами. Раньше в Церкви были особые служительницы — диаконисы. Они помогали священнослужителям, следили за порядком в храме, готовили женщин к Крещению, занимались с детьми.
Классный час в 3 классе «Православный храм (внешнее устройство)»
Залогина Марина
Классный час в 3 классе «Православный храм (внешнее устройство)»
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Познакомить с понятием «православный храм».
Познакомить учащихся с назначением, внешним видом православного храма, храмами находящимися в г. Красноармейск.
Формировать представление ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов,
1. Вступление. (показываюся слайды различных храмов г Красноармейска)
— Ребята, что вы видите на слайдах? (ответы детей)
-Это церкви нашего города: Церковь Вознесения Господня; Церковь Иконы Божией Матери Целительница при Медсанчасти N 154; Церковь Покрова Пресвятой Богородицы; Церковь Александра Невского; Церковь Николая Чудотворца в Царёво.
-Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы вера, свет, любовь- святость. Таким местом является храм или церковь.
Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.
В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане, чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом». Храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.
Сегодня мы разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».
2. Основная тема (беседа с учащимися)
2.1. Внешние особенности храма.
Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе. Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
— У него есть купол, на котором находится крест (дети)
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. По своей архитектуре храмы бывают разные: (показ слайдов)
В виде креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте. Храм может быть виде продолговатого корабля. Это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
Храм иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
2.2. Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
-Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (ответы детей)
— Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы. Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
2.3.-Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; Три главы (три Лица Святой Троицы); Пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов); Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов); Девять глав (девять чинов Ангельских); Тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.
2.4. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. (звоны колоколов)
-Как вы думаете, зачем нужны колокола? (ответы детей)
Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
2.5. Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны. Так мемориальными или храмамипамятниками являются: (показ слайдов)
Храм Христа Спасителя – Москва. Построен в память о победе русского народа в Отечественной Войне 1812 года.
Храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе
Самыми большими храмаминашей страны являются:
Храм Христа Спасителя – г. Москва
Исаакиевский собор – г. Санкт-Петербург
-Как же выглядил православный храм? Что запомнили? По желанию можете подготовить сообщение об истории храма нашего города.
Классный час «1 сентября в 1 классе» Классный час «1 сентября в первом классе» ___ Цели: создание атмосферы праздника, знакомство детей.
Классный час в 1 классе «Добро и зло» Тема: «Добро и зло» Форма: Классный час. Класс: Первый. Цели: 1. Способствовать формированию представлений детей о добре и зле; 2. На примере.
Классный час «Что такое красота?» в 3–4 классе Конспект классного часа на тему «ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?» Цель: Дать детям представление о душевной красоте, как составляющей красоты мира, о.
Классный час «Разрешение конфликтов в классе» Цель: формировать бесконфликтные отношения в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу; научить оценивать конфликты и.
Классный час в 1 классе «Поговорим о счастье» Учитель: Талалай О. Н. Поговорим о счастье. Цель: показать детям, из чего складывается человеческое счастье, и подвести к пониманию важнейших.
Классный час в 4 классе «Его Величество хлеб» Его Величество хлеб. Цели занятия: 1. Показать детям, что хлеб – основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный,.
Классный час «Законы дружбы» в 3–4 классе Классный час «Законы дружбы» Цели: 1. развитие умений учащихся вести рассуждения; 2. формирование умений аргументировать свою точку.
Экскурсия учащихся 1 и 2 классов в православный храм егодня православные отмечают праздник архангелов Михаила и Гавриила Этот день в народе называют праздником «Святых Архангелов», «Святых.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Экскурсия в православный храм» Экскурсия проводилась с детьми подготовительной группы с письменного согласия родителей. Предварительная работа: знакомство с жизнью :Преподобного.
Конспект занятия с детьми старшей группы «Знакомство с храмом»
Юлия Зозина
Конспект занятия с детьми старшей группы «Знакомство с храмом»
Материалы и оборудование: Изображения храмов и зданий улицы; ноутбук, материалы свеча (сувенирная).
Ход деятельности
— Сегодня дети, я хочу вас пригласить в путешествие по улицам нашего поселка. Сколько в нашем поселке разных зданий! Посмотрите внимательно. Какие здания вы видите на экране? (детский сад, школа, ледовый дворец, жилые дома).
Звучит колокольный звон.
Он красивый и с крестом.
Это Храм – или «Дом Божий».
— Дети, присядьте, пожалуйста, на стульчики.
Я хочу пригласить вас в это удивительное место – Храм.
— Дети, а как вы думаете, кто строил Храмы?
— Их строили мастера, они старались в работе передать всю любовь к Богу. Каждый рабочий старался вложить все свое умение и мастерство.
А, я предлагаю посмотреть из чего же состоит любой Храм.
— Дети, обратите внимание, что любой Храм не похож на дома, в которых мы с вами живем.
Презентация: «Из чего состоит храм».
В церкви люди зажигают свечи, желают при этом своим близким, друзьям здоровья, удачи чтобы у них все было хорошо. Давайте и мы зажжем свечу и скажем друг другу добрые пожелания.
Проводится игра «Свечечка»
(Дети встают в круг, звучит музыка. Дети передают свечу из рук в руки, когда музыка перестает звучать, дети говорят друг другу добрые пожелания)
Какое же имя носит наш храм? (Благовещение Пресвятой Богородицы). Каждый храм имеет свое название.
Я хочу вам рассказать интересную историю.
Воспитатель: И так, мы с вами узнали, как Храм устроен снаружи, а что же находится внутри Храма? Входя в храм, он разделяется на три части: притвор, средняя часть, алтарь. Мы оказались в притворе здесь свечные и конные лавочки. Христиане останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Самая большая часть храма средняя часть место для прихожан, собравшихся на церковную службу. На стенах висят иконы. Перед ними горят лампадки и свечи. Икона — это священное изображение господа, Матери Божией, ангелов, святых. Люди молятся перед иконами. Люди молятся тому, кого они видят на иконе. Иконостас отделяет среднюю часть храма от священного пространства алтаря. В иконостасе три двери, ведущие в алтарь. В середине Царские врата. Через них проходят только священно служители через другие двери имеют право проходить только помощники священно служителя. Самый главный в храме священнослужитель – священник батюшка.
— Кто из вас был в Храме?
— Кто изображен на иконах?
-Что стоит перед иконами?
— Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в Храме?
Все, кто входит в православный храм, соблюдают правило: мальчики снимают головной убор, девочки входя в храм, должны одеть платки на голову. В храме все стоят, сидят только больные и немощные. В храме говорят тихо, ведут себя скромно и вежливо.
Мы сегодня очень много узнали о Храмах, а хотите вы сами раскрасить Храм?
В память о нашем занятии посещение Храма перед вами лежат картинки, вам нужно раскрасить храм дома, который находится перед вами. Дети раскрашивают храмы.
Фотоотчет о проведении экскурсии «Знакомство с профессией пекаря-кондитера» с детьми старшей группы Цель: расширение и уточнение знаний детей о профессии пекаря, кондитера, условий его труда, специфики производства. В целях расширения кругозора.
Конспект прогулки с детьми старшей разновозрастной группы «Знакомство с деревом рябиной» Нестерова Наталья Анатольевна Прогулка с детьми старшей разновозрастной группы «Знакомство детей с деревом рябиной». Программное содержание:.
Конспект беседы с детьми подготовительной группы «Знакомство с видами техник аппликации» Цель: Знакомство с понятием аппликация, с различными видами аппликации (плоской и объемной) Задачи: Образовательные: Формировать простые.
Конспект занятия «Знакомство с календарем» для детей старшей группы Цель: Познакомить детей с разными видами календарей, планированию общих дел по календарю Задачи: Вызвать у детей стремление планировать.
Конспект занятия «Колодец» с детьми старшей группы Коллективная непосредственно-образовательная деятельность по лего-конструированию по теме «Колодец» с детьми старшей группы. Автор составитель:.
Конспект занятия с детьми подготовительной группы с ТНР «Знакомство с буквой С» в рамках лексической темы «Зимующие птицы» Задачи: Коррекционно – образовательные: 1Познакомить с образом буквы С и тем, что она обозначает звуки «с», «сь». 2 Обобщить знания детей.
Конспект занятия с детьми старшей группы «Разноцветное путешествие» Цель занятия: развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы, с использованием приемов мнемотехники. Коррекционно-развивающие.
Конспект занятия в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа» с детьми средней группы МБДОУ «Токский детский сад» Воспитатель: Гуртовая Олеся Юрьевна. Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью,.
НОД по декоративному рисованию с детьми старшей группы «Знакомство с Уральской росписью» НОД по декоративному рисованию с детьми старшей группы «Знакомство с Уральской росписью» Задачи: 1. Заинтересовать детей Уральской росписью,.
«Православный храм. Что это?» для воспитанников подготовительной к школе группы
Ольга Степанова
«Православный храм. Что это?» для воспитанников подготовительной к школе группы
Формирование православной культуры и этики у детей дошкольного воз-раста через знакомство с устройством православного храма, назначением храма, нормами и правилами поведения в храме.
1. Формировать представление о том, что такое православный храм и для чего его строят.
2. Формировать у детей представления об устройстве православного храма.
3. Формировать у детей знания о правилах поведения в православном храме.
4. Знакомить с православными традициями жизни как радостью жизни христиан.
5. Развивать осознанность, чувство ответственности в православной вере.
6. Побуждать детей к осознанному и добровольному посещению храма.
7. Воспитывать уважение к храму, его святыням и людям, служащим в храме.
8. Развивать интерес детей к художественной литературе, воспитывать способность тонко различать добро и зло.
1. Прогулка к храму.
2. Рассматривание иллюстраций «Крещение ребенка» с. 42, Хр. №3; «Храм на берегу реки» с. 43, Хр. №3.
3. Беседа «Как я ходил в храм?»
4. Рассматривание картины К. Ф. Юона «Купола и ласточки».
В разработке использованы материалы:
1. Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей» №3: «Православный храм» стр. 42., «Совесть подсказала» (стр. 8, хр. №2)
2. Диск к программе «Добрый мир»: «Колокольный звон», №54.
3. Наглядные материалы к программе «Добрый мир».
4. Рабочая тетрадь к программе «Добрый мир».
5. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?»
Словарь: Молитва, храм, церковь, христиане, крест, священник, алтарь, икона, Евангелие, кадило, лампада, свечи, купол, колокол.
Материал для занятия:
1. Мультимедийный проектор и экран.
2. Презентация с изображениями храма снаружи и внутри.
3. Музыкальный диск.
В беседах с детьми и родителями обнаружилось, что большинство детей не могут объяснить, что такое храм и зачем туда ходят люди или имеют неправильное представление об этом. А родители часто не могут ответить на вопросы детей или дают неверные сведения о храме, так как сами не владеют информацией. Многие взрослые при обсуждении подобных тем испытывают неловкость, замешательство или даже раздражение.
Ход занятия:
Дети заходят в группу под приятную музыку. (П. И. Чайковский «Времена года», встают в кружочек и приветствуют друг друга.
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рада вас видеть я!
Воспитатель: А теперь поприветствуйте друг друга, ребятки. Я передаю мячик и говорю приятные слова тому, кто стоит слева от меня.Например: «Машенька, ты сегодня хорошо выглядишь». Теперь ты, Маша, передай мячик тому, кто стоит слева от тебя и скажи что-нибудь приятное или поприветствуй.
Далее игра продолжается.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, сегодня нам предстоит необычная прогулка, а куда мы с вами пойдем, я думаю, вы угадаете сами.
Звучит колокольный звон.
Воспитатель:
• Что вы слышите, ребята? (Звон колоколов).
• А где это можно услышать? (В церкви, храме)
• Так куда же мы с вами сегодня отправимся? (В храм, в церковь)
• Совершенно верно – в православный храм.
Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом перед экраном. На экране появляется изображение православного храма.
• Скажите, а кто из вас знает, что такое храм?
• Зачем же мы ходим в храм? (Молиться, свечки ставить)
• Кому мы молимся? (Богу, Боженьке, Иисусу)
• Можем мы сказать, что храм – это дом Божий? (Да)
• Ребята, а что значит молиться? О чем мы говорим в молитве? (Просим помочь; просим, чтобы Боженька нас защитил, просим о здоровье, просим прощения, если плохо поступили)
• А если мы получили помощь от Бога, то что мы делаем в молитве? (Благодарим, говорим «спасибо»)
• Совершенно верно. Когда мы молимся, мы не только просим о чем-то, но и благодарим Бога, потому что он всегда с нами и всегда нам помогает. Он посылает нам людей, которые нам помогают. А вы помогаете друг другу?
Игра «Скажи спасибо»
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Вставайте в кружок. У меня есть клубок. Я буду разматывать нитку и передавать клубок кому-то из вас и благодарить за то, что когда-то помог мне. Вы берете клубок и передаете его другому со словами благодарности. Например, Машенька, спасибо тебе, что ты сегодня утром помогла мне подготовить столы к занятию.
После того, как вы все поблагодарили друг друга, мы будем сворачивать клубок, передавая его в обратном порядке и называть имя того, кому вы передаете клубок, ласково.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Вам приятно, ребятки, было слышать, когда ваше имя произносили ласково? (Да.)
• А зачем человеку имя? (Чтобы отличать людей друг от друга)
• А вы знаете, что у каждого храма, как у нас с вами, есть имя? Например, самый большой православный храм находится в Москве и посвящен Христу Богу. Он называется храм Христа Спасителя.
На экране появляется изображение храма Христа Спасителя.
Воспитатель:
• Давайте посмотрим на храм? Как он выглядит? Что у него есть?
• Как называется крыша храма?
• Что еще есть у храма? Как называется часть храма, где находятся колокола?
• Как узнать православный храм? Что мы видим на куполах храма?
• Давайте, войдем внутрь храма?
• Что мы видим в храме?
• Что происходит в храме?
• Кто самый главный человек в храме?
• Кто самый главный человек в храме?
• Кто на них изображен?
• Скажите, а какие звуки можно услышать в храме? (Потрескивание свечи, пение, шепот, тихие голоса, плеск воды)
Беседа сопровождается показом слайдов с изображением частей храма и предметов, встречающихся в храме.
Далее воспитатель предлагает детям пройти за столы и выполнить задание из Рабочей тетради на странице 21.
Прежде чем начать воспитательпроводит пальчиковую гимнастику:
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
И работать захотели.
Но дадим им отдохнуть.
(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворе-ния.)
Дети выполняют задание в тетради.
После задания воспитатель предлагает поблагодарить пальчики за работу.
(ладошки поднимаем над головой)
(Крутим ладошками над головой)
(пальчик крутим по ладошке)
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки.
(ладошки ложатся спать под щеку)
Воспитатель подводит детей к выставочной витрине, где расположены изображения из наглядного материала к программе «Добрый мир» и подводит итог занятия.
Игра «Вещи, дарящие радость»
Воспитатель: Встаньте, мои хорошие, в кружок. Закройте глазки и вспомните вещи, которые дарили вам радость и хорошее настроение…Выберите то, что кажется в эту минуту особенно приятным… Возможно, это будет капля дождя или тепло пастели(1 минута)
Теперь пусть образ этого предмета или события начнет бледнеть, пока со-всем не растает. Но не забудь само ощущение радости, храни его.
Теперь потянись, выпрямись и открой глаза.
Хочет кто-нибудь рассказать о вещи, которая дарит вам радость? Ответы детей.
Воспитатель:
• Скажите, ребята, куда сегодня мы совершили прогулку? (В храм)
• Что мы с вами видели на прогулке?
• Что еще мы делали на занятии?
• Что вам понравилось больше всего?
• Вам понравилась наше сегодняшнее занятие?
«День Чёрного моря». Праздник для воспитанников средних, старших и подготовительных к школе групп Мероприятие проходит на летней площадке. Дети в морских костюмах. Выходит ведущая и загадывает им загадку. ВЕДУЩАЯ: 1. Летом все к нему.
«День Нептуна» в ДОУ для воспитанников старших и подготовительных к школе групп «Морские приключения» Цели: 1. Формирование здорового образа жизни детей; 2. Закрепление и совершенствование приобретённых умений и навыков. Задачи: 1. Совершенствовать.
Фотоотчёт «Экскурсия в школу воспитанников подготовительной группы» Цель: Познакомить детей со школой. Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети учатся читать, писать, рисовать, считать и учит их.
Конспект итогового физкультурного занятия в подготовительной к школе группе с участием родителей воспитанников Задачи. Продолжать учить сохранять равновесие и осанку при ходьбе по рейке гимнастической скамейки. Координацию движений в прыжках с батута.
Конспект проведения экскурсии в осенний лес для воспитанников подготовительной к школе группы 6–7 лет Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Цель: воспитание.
НОД по основам православной культуры «Покров Пресвятой Богородицы. Православный храм» НОД по основам православной культуры: «Покров Пресвятой Богородицы. Православный храм» Цель: познакомить детей с праздником Покрова Пресвятой.
План взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников подготовительной группы План взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников подготовительной группы №12 на 2016-2017 учебный год Сентябрь.
Развлечение на воде для воспитанников подготовительной группы «Пираты 21 века» Цель: показ родителям сформированных навыков плавания у дошкольников. Задачи: 1. Закреплять умения и навыки, полученные на занятиях по.
Экскурсия на кухню воспитанников подготовительной группы. В рамках исследовательского проекта была запланирована экскурсия детей на кухню. Помощник повара Вера Валентиновна рассказала ребятам о.